Содержание
Что такое денежно-кредитная политика
- Суть денежно-кредитной политики
- Кто определяет и на что влияет
- Инструменты
- Методы
- Виды
- Денежно-кредитная политика России
Денежно-кредитная политика – инструмент воздействия на экономику страны
Суть денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика – это комплекс государственных мер по управлению финансовыми потоками в стране. Она позволяет регулировать состояние кредитного рынка, контролировать деятельность коммерческих банков, воздействовать на деловую активность и совокупный спрос. По-другому ее еще называют монетарной политикой.
Основная цель ДКП – обеспечение стабильности цен и низкой инфляции. Чем ниже уровень инфляции, тем более благоприятны условия для жизни и ведения бизнеса. Поддержание ценовой стабильности помогает решить сразу несколько актуальных для государства проблем:
- защитить сбережения граждан в национальной валюте от обесценивания;
- повысить доступность кредитного финансирования для юридических лиц;
- упростить стратегическое планирование для бизнеса;
- увеличить доверие к национальной валюте;
- защитить граждан с низким уровнем дохода.
Зачем откладывать деньги долгие месяцы, если можно получить желаемое прямо сейчас? Возьмите кредит в Совкомбанке, оформите услугу «Гарантия минимальной ставки» и получите шанс вернуть проценты по истечении срока кредитования. Для этого расплачивайтесь Халвой каждый месяц и не допускайте просрочек по кредиту. Оставить заявку вы можете в два клика, а деньги мы зачислим на карту либо отправим курьером.
Кто определяет и на что влияет
За реализацию денежно-кредитной политики государства отвечают специальные финансовые организации – их называют регуляторами. В России это Центральный банк, в США – Федеральная резервная система, в Евросоюзе – Европейский центральный банк. Они обладают определенной автономностью, поэтому защищены от давления госструктур и политических институтов.
Монетарная политика проводится в русле экономической стратегии государства и не должна противоречить ей. Ежегодно регуляторы совместно с правительством утверждают ее основные направления и публикуют в свободном доступе.
ДКП затрагивает всех субъектов финансовых отношений: банковский сектор, бизнес-структуры, простых граждан. Не всегда это влияние очевидно и понятно последним. Рассмотрим на примере.
Не так давно Дмитрий узнал, что Центробанк повысил ключевую ставку с 6,75% до 7,5%. Юноша никогда не сталкивался с этим понятием, поэтому решил навести справки.
Он выяснил, что ключевая ставка – это минимальный процент, под который государство кредитует коммерческие банки. Ее рост приведет к удорожанию займов для бизнеса и населения. Но есть и положительный момент – вырастут проценты по вкладам.
Дима в ближайшее время не собирается брать кредит и размещать деньги на депозите. Поэтому делает вывод, что повышение ключевой ставки никак его не коснется.
Но это не так. Текущая ситуация приведет к тому, что люди и компании менее охотно будут брать кредиты. Соответственно – меньше тратить.
Денежный оборот сократится, спрос на товары и услуги снизится, цены перестанут так быстро расти. Дмитрий сможет позволить себе купить больше товаров на свою зарплату.
Денежно-кредитная политика влияет на динамику цен
Инструменты
В арсенале финансовых регуляторов есть несколько инструментов воздействия на экономические процессы. Как правило, они применяются комплексно и дополняют друг друга. В РФ они закреплены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» № 86-ФЗ.
- Ключевая процентная ставка
Про нее мы уже сказали. Это главное «оружие» Центробанка в борьбе за ценовую стабильность. С помощью ключевой ставки регулятор поддерживает оптимальный объем денежной массы в обращении.
- Регулирование официальных резервных требований
Резервные требования – метод контроля за соблюдением коммерческими банками своих обязательств. ЦБ определяет минимальный размер активов, который банки должны направить в резерв. Чем ниже норма резервирования, тем больше у банков возможностей для кредитования населения и бизнеса.
- Операции государства на «открытом» рынке
К ним относят куплю и продажу ценных бумаг, в основном облигаций федерального займа (ОФЗ). Выкуп Центробанком ОФЗ увеличивает объем денежной массы в обращении, а продажа – сокращает.
Помимо трех основных инструментов есть еще несколько дополнительных:
- купля-продажа валюты для стабилизации курса рубля;
- введение ограничений по операциям кредитных организаций;
- выпуск облигаций Центробанка;
- установка финансовых индикаторов и отслеживание их динамики;
- рефинансирование кредитных организаций.
Иногда в качестве инструмента монетарной политики государства выступают публичные заявления и письма руководства центральных банков. В них приводятся рекомендации для кредитных организаций.
Например, в информационном письме от 22.10.2021 № ИН-06-59/83 ЦБ РФ рекомендовал банкам реструктурировать займы физлицам и предпринимателям, испытывающим трудности с выплатами на фоне эпидемии COVID-19.
Методы
Суть ДКП заключается в осуществлении контроля над денежной массой. Регулятор следит за тем, чтобы в свободное обращение не поступало слишком много денег. Если это происходит, спрос на товары начинает обгонять их производство.
В перспективе дисбаланс на рынке может привести к очень неприятным последствиям. Инфляция – лишь одно из них. Чтобы их избежать, государство использует два вида методов – прямые и косвенные.
- Прямые
Это меры административного контроля за деятельностью банков. Они имеют форму инструкций и предписаний, издаваемых ЦБ от лица государства. К ним относятся:
- регулирование процентов по кредитам и депозитам;
- ограничение объема кредитов, предоставляемых банкам;
- кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам;
- предоставление льгот отдельным банковским учреждениям;
- валютные ограничения.
Эти методы активно применяются развивающимися странами. Также они характерны для плановой административно-командной экономики. Развитые государства прибегают к ним только в крайних случаях.
С помощью прямых мер можно добиться быстрого и ощутимого результата. Но достигается он за счет грубого вмешательства в рыночные процессы и подавления естественной конкуренции. Кроме того, жесткий контроль способствует оттоку финансовых средств на неконтролируемые («серые») рынки или за пределы страны.
- Косвенные (рыночные)
Государство воздействует на финансовый сектор не напрямую, а с помощью доступных рыночных инструментов – они перечислены в предыдущем пункте. Каждое кредитное учреждение проводит собственную независимую финансовую политику.
Преимущество этой модели перед предыдущей – в более мягком и деликатном воздействии на рынок. Методы можно корректировать по ходу их внедрения, чтобы добиться лучших показателей.
Подумываете взять кредит? Оцените свои силы в форме ниже, а если предварительный расчет устроит, то отправляйте заявку в банк.
Виды
Выделяют два вида монетарной политики: мягкая (стимулирующая) и жесткая (сдерживающая). Выбор осуществляется в зависимости от экономической ситуации. Если экономика переживает спад, государство «смягчает» политику и вводит стимулирующие меры. Это позволяет «оживить» рынок.
Если же наблюдается бурный экономический рост, регулятор вынужден запустить сдерживающие процессы. Иначе происходит скачок цен и рост инфляции.
- Мягкая ДКП
Ее еще называют политикой «дешевых» денег. Направлена на стимулирование экономики за счет увеличения денежной массы в обращении и скорости ее оборота. Это достигается следующими методами:
- снижением ключевой ставки;
- снижением норм резервирования;
- скупкой облигаций федерального займа.
Доступность кредитов как для коммерческих банков, так и для населения растет. За счет этого увеличивается количество заемщиков и общие траты людей. Параллельно происходит отток денег с банковских вкладов в сторону фондового рынка. Все это в конечном итоге оживляет экономику.
Но есть и неприятные последствия. Повышение спроса влечет за собой рост цен и разгон инфляции. Тогда регулятор вынужден развернуть монетарную политику на 180 градусов.
- Жесткая ДКП
Или по-другому – политика «дорогих» денег. Она направлена на сокращение денежной массы в обращении и снижение инфляции. Характеризуется следующими процессами:
- повышением ключевой ставки;
- повышением нормы резервирования;
- продажей гособлигаций.
Удорожание кредитов приводит к снижению уровня потребления. Падает спрос на товары, а вместе с ним и инфляция. Проценты по вкладам растут, и финансовые потоки населения с фондового рынка перетекают в банки. Развитие экономики замедляется.
Этот процесс сопровождается укреплением национальной валюты. Она становится более привлекательной для иностранных инвесторов.
Инфляция «съедает» накопления граждан
Государства вынуждены постоянно лавировать между мягкими и жесткими мерами, чтобы сгладить существующие противоречия. В странах с развитой экономической системой рыночные процессы более совершенны, поэтому вмешательство правительства минимально.
Развивающиеся государства вынуждены постоянно держать руку на пульсе, чтобы не допустить резкого снижения уровня жизни населения в результате повышения инфляции.
Сторонников мягкой ДКП называют «голубями», а последователей жесткой – «ястребами». Между ними ведется идеологическая борьба. Первые уверены, что экономический рост в конечном итоге приведет к снижению инфляции за счет повышения конкуренции. Поэтому его не нужно искусственно тормозить. Вторые относятся к этой идее скептически и ратуют за борьбу с инфляцией на государственном уровне.
История показала, что стремительный рост экономики – не всегда благо. Он приводит к истощению ресурсов и загрязнению окружающей среды.
В последнее время все больше стран обращают свой взор в сторону зеленой экономики. Не исключено, что в скором времени появятся новые виды денежно-кредитной политики, направленные на сохранение природных ресурсов.
Денежно-кредитная политика России
Основной целью ЦБ РФ на протяжении последних лет является поддержание инфляции на уровне 4%. Такая политика называется таргетированием инфляции (от англ. target – «цель»). Главным ее «оружием» служит ключевая ставка.
Руководство Центробанка устанавливает размер ключевой ставки восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным графиком. Каждое решение сопровождается разъяснением его причин и предсказанием возможных последствий, чтобы все субъекты финансового рынка могли планировать свою деятельность.
Универсальная карта «Халва» – не просто удобное платежное средство. Она словно швейцарский нож содержит десятки полезных финансовых инструментов в одном пластике и мобильном приложении. Кешбэк до 10%, рассрочка в 250 000+ магазинов и доход на остаток до 12% с бесплатным обслуживанием. Сделайте свою жизнь слаще и удобнее!
При режиме таргетирования инфляции валютный курс формируется под влиянием спроса и предложения. В 2014 году Центробанк отпустил рубль в «свободное плавание», то есть перестал вмешиваться в процессы на внутреннем валютном рынке.
Теперь курс рубля отражает его реальную стоимость относительно мировых валют. Но регулятор оставляет за собой право корректировать его в случае возникновения серьезных финансовых угроз.
За денежно-кредитную политику России отвечает Центробанк
Ежегодно ЦБ публикует документ, который называется «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики». В нем перечислены:
- принципы, на основе которых строится ДКП;
- характеристика текущего состояния экономики РФ;
- результаты прошедшего года;
- прогноз на следующий год с учетом цен на нефть, показателей инфляции, денежной массы, процентных ставок;
- план мероприятий Банка России на будущий год.
В начале сентября 2021 года Центробанком был опубликован проект основных направлений ДКП на 2022 год. При оптимистичном сценарии уровень инфляции вернется к отметке в 4–4,5% к концу 2022 года. Размер ключевой ставки будет колебаться в пределах 7,5–8,3%. Но существует риск, что пандемия COVID-19 внесет свои коррективы в эти цифры.
Денежно-кредитная политика, инструменты денежно-кредитной политики России, суть кредитно-денежной политики
Денежно-кредитная политика — комплекс мер, направленный на регулирование и контроль за количеством денег в экономике. Для достижения своих целей государство может использовать различные денежно-кредитные инструменты:
- параметры денежной массы;
- уровни процентов;
- сроки кредитов;
- нормы резервов;
- ставки рефинансирования.
Контроль и регулирование количества денег в экономике осуществляется различными институтами: Министерство финансов, казначейство, Центральный банк РФ и так далее.
Денежно-кредитная политика России
Конечная цель, которую преследует денежно-кредитная политика России, формулируется в соответствии с целями макроэкономической политики, принятыми на текущий год.
Если говорить о нынешнем периоде, то среди главных задач Банка России в среднесрочной перспективе отдельно стоит выделить плавное и стабильное снижение инфляции. Для достижения цели Банк России прямо или косвенно воздействует на денежную массу.
Могут использоваться две концепции: политика кредитной экспансии («дешевые деньги») или кредитной рестрикции («дорогие деньги»). Кредитная экспансия ЦБ направлена на увеличение ресурсов коммерческих банков, которые, выдавая кредиты, повышают в обращении общую денежную массу. Что касается кредитной рестрикции, то она ограничивает возможности коммерческих банков по выдаче кредитов, тем самым препятствуя перенасыщению экономики деньгами.
Инструменты денежно-кредитной политики
В ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации» можно найти определение основных инструментов денежно-кредитной политики России:
- операции на открытом рынке;
- эмиссия облигаций от своего имени;
- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Центральный Банк;
- прямые количественные ограничения;
- процентные ставки по операциям ЦБ;
- установка ориентиров для роста денежной массы;
- валютные интервенции;
- рефинансирование кредитных организаций.
Суть кредитно-денежной политики
В качестве объектов денежно-кредитной политики выступают предложение и спрос на денежном рынке. Что касается субъектов, то речь идет о банках, прежде всего, о ЦБ.
Суть денежно-кредитной политики заключается в контроле денежной массы на рынке. Чтобы регулировать массу денег в обращении, ЦБ может использовать разнообразные денежные агрегаты, увеличивая или уменьшая объем денег, а также меняя структуру денежных агрегатов в общей массе.
Главная стратегическая цель заключается в стремлении повысить благосостояние населения, обеспечить максимальную занятость. Основные ориентиры — снижение инфляции, обеспечение роста ВВП.
Лучшие предложения дня
Сравни.ру
Энциклопедия
Банки
Словарь
Денежно-кредитная политика
Денежно-кредитная политика Значение, виды и инструменты
Что такое денежно-кредитная политика?
Денежно-кредитная политика представляет собой набор инструментов, используемых центральным банком страны для контроля общей денежной массы и содействия экономическому росту, а также для использования таких стратегий, как пересмотр процентных ставок и изменение требований к банковским резервам.
В Соединенных Штатах Федеральный резервный банк применяет денежно-кредитную политику посредством двойного мандата для достижения максимальной занятости при сдерживании инфляции.
Ключевые выводы
- Денежно-кредитная политика представляет собой набор действий, направленных на контроль общей денежной массы страны и достижение экономического роста.
- Стратегии денежно-кредитной политики включают пересмотр процентных ставок и изменение требований к банковским резервам.
- Денежно-кредитная политика обычно классифицируется как экспансионистская или сдерживающая.
- Федеральная резервная система обычно использует три стратегии денежно-кредитной политики, включая резервные требования, учетную ставку и операции на открытом рынке.
Денежно-кредитная политика
Понимание денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика — это контроль количества денег, имеющихся в экономике, и каналов, по которым поступают новые деньги.
Экономическая статистика, такая как валовой внутренний продукт (ВВП), уровень инфляции, отраслевые и отраслевые темпы роста, влияют на стратегию денежно-кредитной политики.
Центральный банк может пересмотреть процентные ставки, которые он взимает, чтобы ссудить деньги банкам страны. Когда ставки растут или падают, финансовые учреждения корректируют ставки для своих клиентов, таких как предприятия или покупатели жилья.
Кроме того, он может покупать или продавать государственные облигации, таргетировать валютные курсы и пересматривать сумму наличных денег, которую банки должны хранить в качестве резервов.
Виды денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика рассматривается как экспансионистская или сдерживающая в зависимости от уровня роста или стагнации в экономике.
Сокращенный
Сдерживающая политика увеличивает процентные ставки и ограничивает непогашенную денежную массу для замедления роста и снижения инфляции, когда цены на товары и услуги в экономике растут и снижают покупательную способность денег.
Расширительный
Во времена замедления или рецессии экспансионистская политика повышает экономическую активность. При снижении процентных ставок сбережения становятся менее привлекательными, а потребительские расходы и кредиты увеличиваются.
Цели денежно-кредитной политики
Инфляция
Сдерживающая денежно-кредитная политика используется для сдерживания высокого уровня инфляции и снижения уровня денежного обращения в экономике.
Безработица
Экспансионистская денежно-кредитная политика снижает безработицу, поскольку более высокая денежная масса и привлекательные процентные ставки стимулируют деловую активность и расширение рынка труда.
Обменные курсы
На обменные курсы между национальной и иностранной валютами может влиять денежно-кредитная политика. При увеличении денежной массы национальная валюта становится дешевле своей иностранной валюты.
Инструменты денежно-кредитной политики
Операции на открытом рынке
В операциях на открытом рынке (OMO) Федеральный резервный банк покупает облигации у инвесторов или продает дополнительные облигации инвесторам, чтобы изменить количество находящихся в обращении государственных ценных бумаг и денег, доступных для экономики в целом.
Целью OMO является корректировка уровня остатков резервов для манипулирования краткосрочными процентными ставками, которые влияют на другие процентные ставки.
Процентные ставки
Центральный банк может изменить процентные ставки или требуемый залог. В США эта ставка известна как ставка дисконтирования. Банки будут кредитовать более или менее свободно в зависимости от этой процентной ставки.
3
Федеральная резервная система обычно использует три стратегии денежно-кредитной политики, включая резервные требования, учетную ставку и операции на открытом рынке.
Резервные требования
Власти могут манипулировать резервными требованиями, средствами, которые банки должны удерживать в виде доли депозитов, сделанных их клиентами, чтобы гарантировать, что они могут выполнить свои обязательства.
Снижение этого резервного требования высвобождает больше капитала для банков, чтобы предлагать кредиты или покупать другие активы. Увеличение требований сокращает банковское кредитование и замедляет рост.
Денежно-кредитная политика и фискальная политика
Денежно-кредитная политика проводится центральным банком для поддержания стабильной экономики и поддержания низкого уровня безработицы, защиты стоимости валюты и поддержания экономического роста. Манипулируя процентными ставками или резервными требованиями, или посредством операций на открытом рынке, центральный банк влияет на нормы заимствований, расходов и сбережений.
Фискальная политика является дополнительным инструментом, используемым правительствами, а не центральными банками. В то время как Федеральная резервная система может влиять на предложение денег в экономике, Министерство финансов США может создавать новые деньги и проводить новую налоговую политику. Он направляет деньги, прямо или косвенно, в экономику, чтобы увеличить расходы и стимулировать рост.
Как монетарные, так и фискальные инструменты были скоординированы в рамках ряда программ правительства и Федеральной резервной системы, запущенных в ответ на пандемию COVID-19.
Как часто меняется денежно-кредитная политика?
Федеральный комитет Федеральной резервной системы по открытым рынкам собирается восемь раз в год, чтобы определить изменения в денежно-кредитной политике страны. Федеральная резервная система также может действовать в чрезвычайной ситуации, как это было очевидно во время экономического кризиса 2007–2008 годов и пандемии COVID-19.
Как денежно-кредитная политика использовалась для сдерживания инфляции в Соединенных Штатах?
Сдерживающая политика может замедлить экономический рост и даже увеличить безработицу, но часто рассматривается как необходимая для выравнивания экономики и сдерживания цен. Во время двузначной инфляции в 1980-х годах Федеральная резервная система повысила базовую процентную ставку до 20%. Хотя эффект высоких ставок спровоцировал рецессию, в последующие годы инфляция снизилась до диапазона от 3% до 4%.
Почему Федеральный резерв называют кредитором последней инстанции?
ФРС также выполняет роль кредитора последней инстанции, обеспечивая банки ликвидностью и регулятивным контролем, чтобы предотвратить их банкротство и создание финансовой паники в экономике.
Практический результат
Денежно-кредитная политика использует инструменты, используемые центральными банками для поддержания стабильности экономики страны при одновременном ограничении инфляции и безработицы. Экспансионистская денежно-кредитная политика стимулирует спад в экономике, а сдерживающая денежно-кредитная политика замедляет инфляционную экономику. Денежно-кредитная политика страны часто координируется с ее фискальной политикой.
Что это такое, почему это важно и примеры
Что такое фискальная политика?
Фискальная политика относится к использованию государственных расходов и налоговой политики для воздействия на экономические условия, особенно на макроэкономические условия. К ним относятся совокупный спрос на товары и услуги, занятость, инфляция и экономический рост.
Во время рецессии правительство может снизить налоговые ставки или увеличить расходы, чтобы стимулировать спрос и стимулировать экономическую активность. И наоборот, для борьбы с инфляцией он может повысить ставки или сократить расходы, чтобы охладить экономику.
Фискальная политика часто противопоставляется денежно-кредитной политике, которая проводится центральными банками, а не избранными государственными чиновниками.
Ключевые выводы
- Фискальная политика относится к использованию государственных расходов и налоговой политики для воздействия на экономические условия.
- Фискальная политика во многом основана на идеях британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса.
- Кейнс утверждал, что правительства могут стабилизировать деловой цикл и регулировать объемы производства, а не позволять рынкам восстанавливать свои силы в одиночку.
- Экспансионистская фискальная политика снижает налоговые ставки или увеличивает расходы для увеличения совокупного спроса и стимулирования экономического роста.
- Сдерживающая фискальная политика повышает ставки или сокращает расходы, чтобы предотвратить или уменьшить инфляцию.
Понимание фискальной политики
Фискальная политика США во многом основана на идеях британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Он утверждал, что экономический спад связан с дефицитом компонентов совокупного спроса, связанных с потребительскими расходами и инвестициями в бизнес.
Кейнс считал, что правительства могут стабилизировать деловой цикл и регулировать объемы производства, корректируя политику расходов и налогообложения, чтобы компенсировать недостатки частного сектора.
Его теории были разработаны в ответ на Великую депрессию, которая бросила вызов предположениям классической экономики о том, что экономические колебания саморегулируются. Идеи Кейнса оказали большое влияние и привели к Новому курсу в США, который предусматривал огромные расходы на проекты общественных работ и программы социального обеспечения.
В кейнсианской экономике совокупный спрос или расходы — это то, что движет производительностью и ростом экономики. Совокупный спрос состоит из потребительских расходов, расходов на инвестиции в бизнес, чистых государственных расходов и чистого экспорта.
Различное поведение частного сектора
По мнению кейнсианских экономистов, компоненты совокупного спроса частного сектора слишком изменчивы и слишком зависят от психологических и эмоциональных факторов, чтобы поддерживать устойчивый рост экономики.
Пессимизм, страх и неуверенность среди потребителей и предприятий могут привести к экономическим спадам и депрессиям. Более того, чрезмерное изобилие государственного сектора в хорошие времена может привести к перегреву экономики и инфляции.
Однако кейнсианцы считают, что государственными налогами и расходами можно управлять рационально и использовать их для противодействия излишкам и недостаткам потребления и инвестиционных расходов частного сектора с целью стабилизации экономики.
Корректирующее финансовое действие правительства
Когда расходы частного сектора сокращаются, правительство может тратить больше и/или меньше налогов, чтобы напрямую увеличить совокупный спрос. Когда частный сектор чрезмерно оптимистичен и тратит слишком много и слишком быстро на потребление и новые инвестиционные проекты, правительство может тратить меньше и/или налагать больше налогов, чтобы уменьшить совокупный спрос.
Это означает, что для стабилизации экономики правительство должно иметь большой дефицит бюджета во время экономического спада и иметь профицит бюджета, когда экономика растет. Они известны как экспансионистская или сдерживающая фискальная политика, соответственно.
Пример фискальной политики
Во время Великой депрессии 1930-х годов безработица в США выросла до 25%, и миллионы людей стояли в очередях за едой. Страдания казались бесконечными. Президент Франклин Д. Рузвельт решил применить экспансионистскую налогово-бюджетную политику. Он начал свой Новый курс вскоре после вступления в должность. Были созданы новые правительственные учреждения, программа рабочих мест WPA и программа социального обеспечения, которые существуют и по сей день. Эти усилия по расходам в сочетании с его продолжающимися расходами на политику расширения во время Второй мировой войны вытащили страну из депрессии.
Типы фискальной политики
Экспансионистская политика и инструменты
Чтобы проиллюстрировать, как правительство может использовать фискальную политику для воздействия на экономику, рассмотрим экономику, переживающую рецессию. Правительство может предоставить налоговые льготы для стимулирования роста совокупного спроса и стимулирования экономического роста.
Логика этого подхода заключается в том, что когда люди платят более низкие налоги, у них появляется больше денег, которые они могут потратить или инвестировать, что стимулирует более высокий спрос. Этот спрос заставляет фирмы нанимать больше, снижая безработицу и вызывая жесткую конкуренцию за рабочую силу. В свою очередь, это способствует повышению заработной платы и предоставляет потребителям больше доходов, которые они могут тратить и инвестировать. Это благотворный цикл или петля положительной обратной связи.
С другой стороны, вместо снижения налогов правительство может стремиться к экономической экспансии за счет увеличения расходов (без соответствующего повышения налогов). Например, строительство большего количества автомагистралей могло бы увеличить занятость, стимулируя спрос и рост.
Экспансионистская фискальная политика обычно характеризуется дефицитом расходов. Дефицит расходов возникает, когда государственные расходы превышают поступления от налогов и других источников. На практике дефицитные расходы, как правило, являются результатом сочетания снижения налогов и увеличения расходов.
Договорная политика и инструменты
Перед лицом растущей инфляции и других симптомов экспансии правительство может проводить ограничительную налогово-бюджетную политику, возможно, даже вплоть до краткосрочной рецессии, чтобы восстановить баланс экономического цикла.
Правительство делает это за счет увеличения налогов, сокращения государственных расходов и сокращения заработной платы или рабочих мест в государственном секторе.
Там, где экспансионистская налогово-бюджетная политика связана с дефицитом расходов, сдерживающая фискальная политика характеризуется профицитом бюджета. Однако эта политика используется редко, поскольку она крайне непопулярна с политической точки зрения.
Таким образом, лица, определяющие государственную политику, сталкиваются с различными стимулами в отношении того, следует ли им проводить расширяющую или ограничительную налогово-бюджетную политику. Поэтому предпочтительным инструментом для сдерживания неустойчивого роста обычно является ограничительная денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика предполагает повышение Федеральной резервной системой процентных ставок и ограничение предложения денег и кредита, чтобы обуздать инфляцию.
Двумя основными инструментами фискальной политики, которые правительство США использует для влияния на экономическую активность страны, являются налоговые ставки и государственные расходы.
Обратная сторона политики расширения
Среди жалоб на экспансионистскую налогово-бюджетную политику фигурирует растущий дефицит. Критики жалуются, что поток правительственных «красных чернил» может замедлить рост и в конечном итоге создать потребность в наносящих ущерб мерах жесткой экономии.
Многие экономисты просто оспаривают эффективность экспансионистской фискальной политики. Они утверждают, что государственные расходы слишком легко вытесняют инвестиции частного сектора.
Экспансионистская политика также популярна — до опасной степени, как говорят некоторые экономисты. Бюджетные стимулы политически трудно отменить. Независимо от того, имеет ли это желаемый макроэкономический эффект или нет, избирателям нравятся низкие налоги и государственные расходы.
Из-за политических стимулов, с которыми сталкиваются политики, существует тенденция к постоянному предубеждению в отношении более или менее постоянных расходов на дефицит, которые можно частично рационализировать как пользу для экономики.
В конце концов, экономический рост может выйти из-под контроля. Рост заработной платы приводит к инфляции, и начинают формироваться пузыри активов. Высокая инфляция и риск массовых дефолтов, когда лопаются долговые пузыри, могут нанести серьезный ущерб экономике. Этот риск, в свою очередь, заставляет правительства (или их центральные банки) менять курс и пытаться сокращать экономику.
Фискальная политика и денежно-кредитная политика
Фискальная политика является обязанностью правительства. Он включает в себя стимулирование или замедление экономической активности с помощью налогов и государственных расходов.
Денежно-кредитная политика находится в ведении Совета Федеральной резервной системы США и относится к действиям, предпринимаемым для увеличения или уменьшения ликвидности за счет национальной денежной массы. По данным Совета Федеральной резервной системы, эти действия направлены на «содействие максимальной занятости, стабильным ценам и умеренным долгосрочным процентным ставкам — экономическим целям, которые Конгресс поручил Федеральной резервной системе преследовать».
Инструменты денежно-кредитной политики, которые ФРС использует для увеличения или уменьшения ликвидности (и воздействия на потребительские расходы и займы), включают:
- Покупка или продажа ценных бумаг на открытом рынке
- Кредитование депозитных учреждений через дисконтное окно
- Повышение или понижение учетной ставки
- Повышение или понижение ставки по федеральным фондам
- Установление резервных требований для банков
- Участие в свопах ликвидности центрального банка
- Финансирование посредством соглашений об обратном выкупе овернайт
Кто занимается фискальной политикой?
В Соединенных Штатах налогово-бюджетной политикой управляют как исполнительная, так и законодательная ветви власти. В исполнительной власти две наиболее влиятельные должности в этом отношении принадлежат президенту и министру финансов, хотя современные президенты также часто полагаются на Совет экономических консультантов.
В законодательной власти Конгресс США санкционирует налоги, принимает законы и ассигнования на любые меры налогово-бюджетной политики посредством своего кошелька. Этот процесс предполагает участие, обсуждение и одобрение как Палатой представителей, так и Сенатом.
Каковы основные инструменты фискальной политики?
Инструменты фискальной политики используются правительствами для воздействия на экономику. К ним, прежде всего, относятся изменения уровней налогообложения и государственных расходов. Для стимулирования роста снижаются налоги и увеличиваются расходы. Это часто связано с заимствованием путем выпуска государственного долга. Чтобы охладить перегретую экономику, можно повысить налоги и сократить расходы.
Как фискальная политика влияет на людей?
Часто последствия налогово-бюджетной политики ощущаются не всеми в равной степени. В зависимости от политической ориентации и целей политиков снижение налогов может затронуть только средний класс, который обычно является крупнейшей экономической группой. Во времена экономического спада и повышения налогов этой же группе, возможно, придется платить больше налогов, чем более богатому высшему классу.
Точно так же, когда правительство решает скорректировать свои расходы, его политика может затронуть только определенную группу людей. Например, решение построить новый мост даст работу и дополнительный доход сотням строителей. С другой стороны, решение потратить деньги на постройку нового космического челнока принесет пользу лишь небольшому специализированному пулу экспертов и фирм, что не сильно повысит совокупный уровень занятости.
Должно ли правительство участвовать в экономике?
Одним из самых больших препятствий, с которыми сталкиваются политики, является решение того, насколько прямое участие правительства должно быть в экономике и экономической жизни людей. Действительно, в истории Соединенных Штатов были различные степени вмешательства правительства. По большей части считается, что определенная степень участия государства необходима для поддержания динамичной экономики, от которой зависит экономическое благополучие населения.
Итог
Фискальная политика направляется правительством США с целью поддержания здоровой экономики. Инструментами, используемыми для стимулирования выгодной экономической деятельности, являются корректировки налоговых ставок и государственных расходов.
Когда экономическая активность замедляется или ухудшается, правительство может попытаться улучшить ее, снизив налоги или увеличив расходы на различные государственные программы.
Когда экономика чрезмерно активна и существует угроза инфляции, она может увеличить налоги или сократить расходы. Однако ни то, ни другое не приемлемо для политиков, стремящихся остаться на своем посту. Таким образом, в такие моменты правительство рассчитывает на то, что ФРС примет меры денежно-кредитной политики для снижения инфляции.