Налогообложение бизнеса в России: основные вопросы. Налоги на бизнес в россии


Налоги на малый бизнес в России:новшества законодательства

Открывая собственное дело, каждый предприниматель, прежде всего, просчитывает налоговую нагрузку. Не секрет, что в России давление налогового бремени на малый бизнес достаточно серьезное, поэтому многие работают полулегально, скрывая свои реальные доходы.

Однако руководство страны понимает, что доля налогов малого бизнеса в бюджете значительна, и объем поступлений может увеличиться, если создать условия для развития этого сегмента.

Именно поэтому, сейчас много усилий прикладывается для оказания поддержки малому и среднему бизнесу, а также для создания условий для выхода его из тени. О том, какой предстоит налог на малый бизнес 2015 и какие предусмотрены льготы, и поговорим далее.

Содержание:

  • Налоговые системы для малого бизнеса;
  • Новшества по налогам для малого бизнеса в 2015 году;
  • Три года без проверок;
  • Налоговые каникулы для ИП.

Системы налогообложения малого предпринимательства

Налоги для малого бизнеса – понятие обширное, включающее в себя целый ряд систем налогообложения. Чаще всего небольшие предприятия и ИП выбирают:

  • ОСНО;
  • УСН;
  • патент;
  • ЕНВД.

ОСНО – это общая система налогообложения, на которую каждое юридическое и физическое лицо переводится сразу же после регистрации. Она предусматривает обложение бизнеса целым набором налогов (НДС, налог на прибыль, налог на имущество, НДФЛ и т.д.). Это наименее привлекательная система для малого бизнеса, поскольку объем налогов здесь наибольший, а также необходимо вести подробный бухгалтерский учет всех операций.

УСН – это один из налоговых спецрежимов, предназначенных именно для малого бизнеса. Налоговые сборы для малого бизнеса на УСН ограничиваются уплатой одного налога в размере:

  • 6% с прибыли;
  • 15% с оборота.

Малый бизнес чаще всего выбирает именно эту систему, поскольку она позволяет вести упрощенный учет, и объемы выплат при этом небольшие.

Патентная система доступна только микробизнесу. Ее еще называют торговым налогом на малый бизнес. Зачастую речь идет об ИП, которые оказывают бытовые услуги населению или торгуют различными товарами на рынках и в небольших магазинах. Сама по себе система предусматривает покупку патента на определенный срок (чаще всего год), уплаченная при этом сумма и является налогом с деятельности.

ЕНВД – это налоговый спецрежим, на который автоматически переводятся малые предприятия, занимающие определенными видами бизнеса. Расчет налога здесь основывается на специальных коэффициентах и физических показателях (торговая площадь, количество ТС и так далее). Налоговые поступления от малого бизнеса здесь ограничиваются одним налогом, а НДС, налог на прибыль и другие, как и в предыдущих случаях, не платятся.

Существуют и такие спецрежимы по налогам, как ЕСХН, которым могут воспользоваться только сельхозпроизводители. Кроме того, стоит учитывать, что в каждом субъекте федерации могут быть свои индивидуальные правила налогообложения, ставки налогов и другие нюансы,с учетом нововведений на налоги малый бизнес 2015, принятых руководством страны.

Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Налоги для малого бизнеса в 2015 году: нововведения

В июле президент подписал закон об особых налоговых режимах для малого и среднего бизнеса, который способствует снижению налоговой нагрузки на предпринимателей. Некоторые эксперты даже заговорили о новом налоге на малый бизнес, однако все несколько проще.

В частности, этот нормативный акт позволит региональным властям снижать ставки для тех, кто выбрал упрощенную систему НО. Налог, исчисляемый с прибыли, можно уменьшить с 6% до 1%, а в Крыму с 4% до 1%. Тем ИП, которые зарегистрировались впервые и собираются оказывать бытовые услуги гражданам, региональные власти могут устанавливать нулевую ставку налога при УСН и работе по патенту.

Изменения коснулись патентной системы. Количество видов деятельности, в рамках которых можно работать по патенту, увеличивается с 47 до 63. В частности, теперь патент смогут приобрести предприниматели, занимающиеся изготовлением продукции из молока, аквакультурой и рыболовством, ремонтом компьютерного оборудования, выращиванием овощей, заготовкой трав и семян и так далее.

Некоторые эксперты, правда, считают, что регионы не станут снижать ставки, опасаясь уменьшения налоговых поступлений от малого бизнеса. Потому для реализации данной программы в перспективе будут выделены соответствующие средства, чтобы в погоне за поступлением налогов от малого бизнеса местные чиновники не игнорировали нововведения.

Освобождение от проверок

Еще одной новостью по налогам для малого бизнеса стало освобождение от налоговых проверок. Соответствующий закон приняла Госдума первого июля текущего года. В соответствии с данным нормативным актом, малый бизнес с первого января 2016 года освобождается от различных проверок контрольно-надзорных органов сроком на три года. Освобождение касается тех предприятий и ИП, которые в течение предыдущих трех лет не допускали нарушений законодательства.

В то же время надзорные органы могут проверить малый бизнес в том случае, если ранее его должностные лица или само предприятие (ИП) были привлечены к административной ответственности за грубые нарушения законов, или деятельность была временно остановлена.

Освобождение не касается проверок по части пожарной, экологической и промышленной безопасности. По мнению авторов закона, он позволит снизить надзорное давление на бизнес, которое в значительной мере останавливает рост и развитие малого и среднего бизнеса.

Налоговые каникулы

В декабре минувшего года был принят еще один интересный закон, позволяющий малому бизнесу снизить налоговое бремя. В нем прописан не новый налог на малый бизнес, а специальный режим, который называется налоговыми каникулами. Налоговыми каникулами смогут воспользоваться ИП, которые  зарегистрировались впервые. Им будет предоставлено право на нулевую ставку налога в течение двух налоговых периодов с момента регистрации. Программа, по которой бизнесу могут быть предоставлены налоговые каникулы, будет действовать с 2015 по 2020 год.

О каких налогах для малого бизнеса идет речь? Нулевая ставка будет устанавливаться для ИП, которые перешли на патентную систему или УСН. При этом сфера деятельности, в которой будет работать предприниматель, должна быть производственной, социальной или научной. ИП, имеющий право на нулевой налог на малый бизнес, должен быть зарегистрирован в качестве предпринимателя впервые.

Региональные власти имеют право устанавливать ограничения для льготников по количеству наемных работников или объему поступлений. Эксперты считают, что этот закон позволит тем, кто только начинает бизнес, освоиться в нем без лишних потерь, а тем, кто работает без регистрации, легализовать свой бизнес.

Налоги на малый бизнес в России, безусловно, всегда были менее обременительны и сложны в исчислении, однако есть немало спорных моментов, которые пугают потенциальных предпринимателей. Сегодня власти пытаются привлечь в малый бизнес как можно больше граждан, для чего и был принят ряд законов, направленных на снижение налоговой нагрузки.

Загрузка...

mir-biz.ru

Проблемы налогообложения малого бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»



В данной статье рассмотрены основные актуальные проблемы систем налогообложения для малого бизнеса, которые, в свою очередь, влияют на развитие экономике в целом.

Ключевые слова: малый бизнес, налоговый режим, система налогообложения, налогообложение малого бизнеса

Малый и средний бизнес является одним из важнейших элементов рыночной экономики. Малые и средние предприятия в Европе обеспечивают рабочими местами около 67 % занятого населения и производят 58 % валовой добавленной стоимости [5, с. 4]. Данный сектор экономики отличается способностью быстро адаптироваться к внешним изменениям и служит источником инновационного роста для экономики. Малый бизнес наиболее остро реагирует на изменения рыночной конъюнктуры и налогового законодательства, формирует необходимую атмосферу конкуренции, выступает в роли источника формирования среднего класса, обеспечивает политическую и социальную стабильность в обществе и оказывает существенное влияние на предпринимательскую активность региона. Однако в России вклад малого и среднего бизнеса во внутренний валовый продукт и занятость населения составляет около 20 % и 25 % соответственно.

Несмотря на то, что развитие данного сектора является одной из приоритетных целей в государственной политике и принимаются специальные законы, указы, постановления и другие нормативные акты, направленные на поддержку малого предпринимательства, в настоящее время доля малого бизнеса очень низка. Сами предприниматели связывают это с плохим предпринимательским климатом в стране. По итогам исследования, проведенного «Российским банком поддержки малого и среднего предпринимательства» в 2015 году 53,4 % предпринимателей заявили об ухудшении условий для ведения деятельности, причем более 10 %—об ухудшении серьезном. При этом самыми важными проблемами предпринимателями названы острая конкуренция (27,3 %), проблема с доступом к кредитам или другим формам заемного финансирования (23,5 %), а также высокий уровень налогов [6, с. 10]. В сложившихся условиях ведения бизнеса предприниматели нуждаются в активных шагах навстречу бизнесу со стороны государства. К числу наиболее ожидаемых мер государственной поддержки опрошенные предприниматели относят в первую очередь снижение налоговой нагрузки (65,4 %). Из числа мер, нацеленных на стимулирование развития малого и среднего бизнеса и попавших в Антикризисную программу Правительства, наиболее ценными опрошенные руководители предприятий признали все решения по снижению налоговой нагрузки — двухлетние налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей и возможность регионов снижать ставки по упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход [6, с. 11].

Таким образом, традиционно к числу наиболее значимых факторов, влияющих на развитие предпринимательского потенциала в экономике, относят проводимую налоговую политику. Российские предприниматели имеют право выбирать систему налогообложения своего бизнеса. Существует два вида налоговых режимов [2]:

  1. общий режим налогообложения малых предприятий;
  2. специальные режимы:

− единый сельскохозяйственный налог;

− упрощенная система налогообложения;

− упрощенная система, основанная на патенте;

− единый налог на вмененный доход.

Специальные режимы являются более приемлемыми для малого бизнеса, так как они несут в себе пониженную налоговую нагрузку и позволяют предоставлять упрощенную отчетность. Однако действуют законодательные ограничения, по которым не каждое предприятие имеет право применять тот или иной упрощенный режим.

Мировой экономический кризис стал серьезным испытанием для сложившейся в России модели экономического роста. Однако в 2010–2011 гг. российская экономика стала довольно уверенно восстанавливаться. Вместе с тем, уже с III квартала 2012 года стало заметно замедление роста ВВП. Эта тенденция сохранилась и в 2013–2014 гг., а в 2015 году прирост ВВП стал отрицательным [4]. Одной из ключевых возможностей вывода экономики страны из кризисного состояния является стимулирование малого бизнеса. Таким образом, проблема оптимизации налоговой системы Российской Федерации в секторе малого предпринимательства в текущих условиях становится критически важной.

Первым недостатком налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации является высокое налоговое бремя. Система налогообложения в ее нынешнем виде служит преимущественно фискальным целям и упрощению налогового администрирования со стороны налоговых органов, а не целям снижения налоговой нагрузки, упрощения налогового и бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства [1]. Действующая система налогообложения не учитывает особенности издержек малого предпринимательства. Основным источником ресурсов для инвестиций в развитие малых предприятий традиционно выступают собственные средства. При этом в усложняющихся кризисных условиях бизнесмены в большей степени склонны рассчитывать только на свои силы и полностью отказываться от заемных средств. Связано это и с ростом процентных ставок и ужесточением требований банков к залогам и финансовому состоянию заемщиков. В связи с этим применение общего режима налогообложения становится выгоднее для средних и крупных предприятий, имеющий доступ к заемным средствам и использующим их на финансирование развития. Кроме того, установление ставок налогов происходит без достаточного анализа и учета их экономического влияния на производство, стимулирование инвестиций, а также на создание условий, препятствующих уходу налогоплательщиков от уплаты налогов. Так, увеличение в 2013 году страховых взносов для индивидуальных предпринимателей привело к уходу с рынка около полумиллиона предпринимателей; а предложение Минэкономразвития РФ в 2016 году увеличить единый налог на вмененный доход для малого бизнеса повлекло превентивный массовый переход малых предприятий на другие системы налогообложения или закрытие бизнеса, что не позволит реально увеличить поступления от данных видов налогов в бюджет и поспособствует уходу части предприятий в теневой сектор.

Налоговая политика, направленная только на решение задачи пополнения бюджета, а не обеспечение экономического роста, в долгосрочной перспективе влечет уменьшение налоговой базы. Чрезмерно высокая налоговая нагрузка сокращает возможности накопления средств, необходимых для развития производственной базы, что ведет к прекращению деятельности предприятий, уходу их в теневой бизнес, или переориентацию на отрасли с более быстрым оборотом капитала.

Так, в настоящее время, среди отраслей малого предпринимательства преобладает торговля, что вызывает некую настороженность, так как преимущественное развитие отрасли, не создающей добавленную стоимость, опасно для экономики и общества.

С целью построения сбалансированной и самодостаточной экономики, государство должно повышать привлекательность малого бизнеса, функционирующего в производственном секторе, в том числе налоговым путем. Такой малый бизнес должен получать особые налоговые льготы, так как производственная деятельность сопряжена с высокими затратами, требует использования технологий, оборудования, квалифицированного персонала.

Следующей проблемой налогообложения малого бизнеса в России является постоянное изменение налогового законодательства, что затрудняет не только ведение бизнеса, но и работу самих налоговых служб. Нестабильность законодательства увеличивает издержки малого бизнеса сильнее, чем крупного и среднего бизнеса, так как получение информации об изменениях в порядке уплаты, оформлении документов и т. п. (даже если она общедоступная и бесплатная) сопряжено с определенными издержками, а использованы полученные результаты будут для абсолютно разных масштабов производства и реализации. Кроме того, как правило, вносимые изменения усложняют необходимую налоговую отчетность для предпринимателей. В связи с чем на малый бизнес ложатся более высокие удельные временные, денежные и психологические издержки, связанные с ведением налогового учета. При этом неправильное оформление документов или ошибки в сроках их подачи и уплаты налогов вследствие частоты изменений законодательства грозят предпринимателю большими штрафными санкциями.

Еще одной проблемой налогообложения малого бизнеса является сложность системы налогообложения. В настоящее время предприниматель должен обладать профессиональными знаниями по учету и налогообложению, чтобы самостоятельно уплачивать налоги, или нанимать высокооплачиваемых специалистов по бухгалтерскому учету и налогам, что не соответствует потребностям бизнеса и отвлекает денежные средства из производства. Большое количество налогов и сборов приводит к тому, что даже профессиональные бухгалтеры допускают ошибки, в результате которых предприятие вынуждено платить пени за несвоевременную уплату налогов. Кроме того, обязательные элементы налогов не всегда однозначно указаны в законодательстве, что приводит к появлению спустя некоторое время после внесения изменений различных инструкций с разъяснениями того, как те или иные налоги необходимо правильно считать, что так же усложняет ведение бизнеса.

Осложняет ситуацию с налогообложением малого бизнеса и низкая финансовая грамотность предпринимателей и недостаток информирования о программах государственной поддержки. В настоящее время государством проводится политика по стимулированию малого и среднего бизнеса. Наиболее распространенной формой такой поддержки является выделение из государственного бюджета целевой финансовой поддержки, направленной на развитие компаний определенных приоритетных сфер деятельности. Еще одним способом поддержки выступает введение упрощенных форм сертификации и лицензирования, предоставление льгот для участия в ярмарках и выставках, а также скидок на рекламные акции. Начинающие предприниматели имеют возможность получать бесплатные юридические консультации. Предоставляются ряду представителей малого бизнеса и налоговые каникулы.

Однако большинство предпринимателей не знают о существовании большого количества форм государственной поддержки, в том числе и налогового характера, что обуславливает необходимость совершенствования информационного обеспечения государственных инициатив. Повышение финансовой грамотности среди населения, проведение мероприятий, направленных на информирование представителей малого бизнеса о существующих мерах государственной поддержки, а также на пояснение осуществляемых изменений в налоговом законодательстве и широкая огласка таких мероприятий в средствах массовой информации могут отчасти решить названную проблему.

Таким образом, в настоящее время возникает вопрос противоречия сугубо фискальной направленности налоговой политики и стратегическим планом правительства по стимулированию роста малого и среднего предпринимательства к 2020 году. В роли основных направлений государственной поддержки малого бизнеса выступают, в первую очередь, создание благоприятного предпринимательского климата и развитой инфраструктуры, устранение существующих нормативно-правовых и административных барьеров, а также расширение доступа к инвестиционным ресурсам. Частные предприниматели нуждаются в системной финансовой, информационной и организационно-методической помощи. Только последовательная и отлаженная работа по названным направлениям поможет повысить эффективность и привлекательность малого предпринимательства в России, и занять данному сектору долженствующие позиции в экономике.

В свою очередь, налоговая политика не должна ограничивать положительный эффект государственной поддержки малого предпринимательства, выступать тормозом развития. Чрезмерно высокая налоговая нагрузка, большое количество необходимой отчетности, сложное законодательство снижают привлекательность данного сектора, вынуждают предпринимателей искать законные и незаконные способы уклонения от налогов, уводят бизнес в «тень», что в конечном итоге уменьшает величину собранных налогов.

Необходимо повышение эффективности системы налогообложения малого бизнеса, приведение ее в соответствие с современными российскими реалиями. Необходимо найти оптимальное сочетание интересов государства и предпринимательства, перейти от реализации фискальной к стимулирующей функции налогов. Однозначная, стабильная и справедливая система налогообложения сделает данный сектор более привлекательным для предпринимателей. В свою очередь, борьба с недобросовестной конкуренцией, коррупцией и незаконными налоговыми льготами, предоставляющимися совсем не тем, кто в них особенно нуждается, перекрытие каналов перетока денежных средств в теневой сектор и в оффшорные зоны за рубеж позволит сократить нелегальный бизнес, не затрагивая интересы честных предпринимателей.

В заключение отметим, что в настоящее время отчетливо видна необходимость проведения реформ в области налогообложения малого сектора. Понятная, удобная и экономически обоснованная система налогообложения играет ключевую роль как в повышении собираемости налога и упрощения его администрирования, так и в увеличении мотивации к развитию малого предпринимательства, без развития которого невозможно обойтись в условиях рыночной высококонкурентной экономики.

Литература:
  1. Доброва М. А. Проблемы налогообложения малого бизнеса / М. А. Дробова // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». — URL: www.scienceforum.ru (дата обращения: 06.11.2016).
  2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. — URL: nalog.ru (дата обращения: 08.11.2016)
  3. Панов А. С. Проблемы налогообложения малого предпринимательства в Приморском крае / А. С. Панов // Современные научные исследования и инновации. 2014. — № 5. — URL: http://web.snauka.ru (дата обращения: 06.11.2016).
  4. Произведенный валовой внутренний продукт. Годовые данные в детализированной разработке (в текущих ценах) // Росстат. — URL: www.gks.ru (дата обращения: 10.11.2016)
  5. Развитие малого и среднего предпринимательства. Зарубежный опыт // Брошюра АО «МСП Банк». — Аналитический центр, Москва. — 2015. — 23 с. –URL: www.mspbank.ru (дата обращения: 08.11.2016)
  6. Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса в 2015 году // Брошюра АО «МСП Банк». — Аналитический центр, Москва. — 2015. — 59 с. URL: www.mspbank.ru (дата обращения: 09.11.2016)

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, государственная поддержка, предприниматель, система налогообложения, налоговая нагрузка, налоговое законодательство, единый налог, Россия, налоговая политика.

moluch.ru

важный вопрос при ведении деятельности

Сегодня налогообложение бизнеса в России заставляет всерьез задумываться о доступности ведения собственного дела. В законодательстве выделяются статьи, которые заставляют регулярно перечислять большие суммы в казну. Причем они сразу превращаются в дополнительный ощутимый расход, притормаживающий развитие.

Часто из-за них сразу после открытия появляются сложности, заставляющие влезать в долги и кредиты или длительно изымать деньги из оборота.

ИП – варианты системы налогообложения

Оформление ИП – простой и доступный вариант начала своего дела. Для этого не нужно сталкиваться с кипами документов, а значит, можно спокойно и сразу приступать к работе.

Однако важным моментом является налогообложение бизнеса. О нем должны помнить руководители фирм, заранее подбирая оптимальный вариант. Разумеется, появиться на рынке удастся исключительно после регистрации, так что следует выбрать оптимальный вариант.Только не нужно опрометчиво соглашаться на первое же предложение.

На самом деле именно налогообложение ИП отличается разнообразием. Из-за этого приходится обращаться к обширному списку, который позволит подробно описать каждый вариант. Причем нет никаких условностей, все данные взяты из налоговой инспекции.

Какие же виды налогообложения доступны индивидуальным предпринимателям? Это:

  1. Упрощенная система налогообложения.
  2. Единый налог на вмененный доход.
  3. Патентная система налогообложения.

Руководители часто рассматривают общую систему налогообложения, доступную для ИП с выплатой НДФЛ в размере 13%, но на первых этапов развития она приносит только затраты.

Так что лучше обратиться к двум предлагаемым вариантам. Причем их подробное описание подтвердит правильность выбора человека.

Упрощенная система налогообложения

Сегодня налогообложение ООО и ИП чаще всего осуществляется по упрощенной системе. Такой выбор позволяет перечислять относительно небольшие суммы в казну государства. Они рассчитывают по одной из двух формул:

  • 6% от общего дохода организации;
  • 5-15% от разницы между доходами и расходами.

Причем точный процент зависит от регионального отделения и устанавливается в индивидуальном порядке.

На первых этапах развития бизнеса такой вариант заставляет отдавать львиную долю доходов, поэтому такая система обычно выбирается для ООО. Ее главным преимуществом является:

  • возможность перечисления денежных средств единственный раз в квартал;
  • подача отчетов лишь 1 раз в год.

Хотя некоторые люди стараются обмануть государство, скрывая часть собственных доходов. После очередной проверки обман раскроется.

Единый налог на вмененный доход

Наиболее распространенным вариантом расчета сборов для ИП является единый налог на вмененный доход. В этом случае предприниматели регулярно перечисляют одинаковые суммы, а проверки прибыли становятся лишь банальностью.

Однако даже такой вариант зависит исключительно от доходов. Подсчет размера отчислений зависит от:

  • рода деятельности;
  • региона;
  • торговых площадей;
  • иных факторов.

Соответственно, узнать подробности удается только в инспекции.

Выбор ЕНВД зависит только от пожелания руководителя. Ему нужно соразмерить суммы при различных видах налогообложения и правильно вести бухгалтерию, чтобы впоследствии не тратить лишние деньги на регулярные сборы.

Хотя обычно постоянные размеры отчислений намного полезнее и практичнее частых проверок и подсчетов.

При ведении бизнеса важно не только выбрать систему налогообложения. Различные виды деятельности требуют получения лицензии. Подробнее тут. Если речь идет об интеллектуальной собственности, то организации необходимо получить патент. Все о патентовании в России читайте в этой статье.

Патентная система налогообложения

Еще одним предлагаемым вариантом является патентная система налогообложения. Она появилась недавно, но быстро заинтересовала индивидуальных предпринимателей.

Ее главным преимуществом является полное освобождение от уплаты налогов после предварительного приобретения патента на срок от 1 до 12 месяцев. Причем можно не беспокоиться о проверках, занимаясь определенной деятельностью.

Такие системы налогообложения малого бизнеса стали помощниками для руководителей. Им удается избавиться от неожиданных затрат, заранее выплатив сборы. Из-за этого начало собственного дела не связано с какими-то сложными формальностями или длительным оформлением документов.

ООО – варианты системы налогообложения

ООО – сложные организации, требующие оформления полного пакета документов. Разумеется, на этот процесс в некоторых случаях уходит несколько месяцев, поэтому надеяться на быстрый старт не приходится. Причем налоговые сборы в этом случае играют важнейшую роль, а значит, их нужно обсудить.

Какие же системы выплат доступны руководителям? Это:

  • Общая система налогообложения.
  • Упрощенная система налогообложения.

Второй вариант подробно рассматривался выше, поэтому лучше рассмотреть первую систему. Такое налогообложение малого бизнеса в России встречается повсеместно, поэтому к нему привлечено всеобщее внимание. Не стоит сразу соглашаться на такой неоднозначный вариант, так как он требует оценки всех преимуществ и недостатков.

Общая система налогообложения

Общая система построена сразу по трем видам налогообложения. Из-за этого расходы организации оказываются значительными. Пожалуй, поначалу лучше отказаться от нее, пока не удастся полноценно воспользоваться всеми преимуществами:

  • налог с прибыли, составляющий 20%;
  • налог на недвижимое имущество;
  • НДС, составляющий 18%.

Так что руководителям сразу приходится сталкиваться с тяжелыми трудностями, которые непросто преодолеть. Интересно, что первый налог исключить нельзя, хоть можно сильно увеличить прибыль. Второй также остается постоянным, а вот третий – пересчитывается в зависимости от затраты на переводы поставщикам.

Почему же такая система полезна? Дело в том, что она позволяет учитывать расходы на страховые взносы сотрудникам. В результате удается посредством разнообразных шагов уменьшать выплаты или полностью отказываться от них. При этом «чистая» прибыль увеличивается, делая предприятие выгодным.

Сейчас виды налогообложения для малого бизнеса обсуждаются в деловых кругах. В законодательстве РФ постоянно появляются дополнительные пункты, которые применяются для уменьшения регулярных отчислений. Соответственно, общие системы – это лишь основные данные, регулируемые на местах различными тонкостями.

prostobiznes24.ru

система и особенности :: SYL.ru

Малые предприятия не имеют больших производственных и реализационных объемов. Тем не менее они вносят существенный вклад в доходы бюджета. Это обусловлено тем количеством, в котором они представлены на рынке. По последним данным, в стране работает порядка 5-ти млн ПБЮЛ и 282 компании, численность штата в которых 15-100 человек. Более всего распространены предприятия торговли и сервиса. Рассмотрим далее особенности налогообложения малого бизнеса.

Общие сведения

Законопроект о налогообложении малого бизнеса предусматривает определенные послабления для небольших предприятий. Это обусловлено тем, что на первоначальных этапах своей деятельности таким компаниям и ИП сложно нести бремя в полном объеме ввиду небольшого объема реализации и производства. Как правило, граждане создают предприятие с использованием собственных средств. Они рискуют своими деньгами и личным имуществом при вхождении на рынок. Закон о налогообложении малого бизнеса учитывает сложность развития, принимает во внимание тот факт, что до получения первой прибыли должно пройти определенное время. Поэтому для таких предприятий предусматриваются определенные льготы.

Режим вмененного платежа

Для этой системы налогообложения малого бизнеса характерна простота при расчете. Этот режим используется в тех случаях, когда доход предпринимателя сложно контролировать. Суть его состоит в том, что его взимают с предприятия в форме фиксированного платежа за конкретный период. Им может быть, например, год. Муниципальная или государственная власть, учитывая средний прогнозируемый доход для определенного вида деятельности, предлагают выплатить рассчитанный налог авансом. После внесения платежа, хозяйствующий субъект будет считаться надлежащим плательщиком до следующего периода. В ряде случаев вмененное налогообложение малого бизнеса предполагает использование корректирующих коэффициентов. С их помощью власть пытается сделать платежи более адекватными и справедливыми. Базовую ставку умножают на повышающий или понижающий коэффициент. Он будет зависеть от вида деятельности, местоположения, клиентского потока, инфраструктуры и ряда других факторов.

Отчисление с прибыли

Это далеко не новое налогообложение малого бизнеса. Отчисление с дохода предполагает справедливое разделение прибыли между предпринимателем и государством по установленной ставке. Соответственно, чем больше поступлений будет у предприятия, тем больше он отдаст в бюджет. В отечественной практике установлена ставка в 13%. Она соответствует той, что установлена для сбора подоходного налога с физлиц. Так как ИП, выступая в качестве владельцев бизнеса, вправе привлекать к деятельности предприятия работников по найму, то они должны также самостоятельно рассчитывать и выплачивать за них обязательные суммы. Индивидуальным предпринимателям можно получать профессиональные вычеты в сумме осуществленных ими расходов. Такие затраты должны официально подтверждаться документами и касаться непосредственного извлечения прибыли. На вычеты можно рассчитывать только после госрегистрации в качестве ИП.

Налог на имущество

Его выплачивают владельцы сооружений, гаражей, офисов, жилых домов, производственных помещений. Ставки формируются в органах местной власти с учетом рыночной стоимости объектов, вида их использования и прочих критериев. Упрощенное налогообложение малого бизнеса исключает необходимость отчислять суммы с имущества, которое непосредственно участвует в предпринимательской деятельности, если выплачивается ЕНВД.

НДС

Стоимость продукта на разных стадиях технологического и реализационного процесса постепенно повышается. Суть НДС заключается в том, чтобы на каждом таком этапе с предпринимателя взимались определенные платежи. Для индивидуальных предпринимателей это сравнительно новое налогообложение малого бизнеса. Оно действует для них с 1-го января 2001-го года. До этого момента НДС вменялось только коллективным предпринимателям - предприятиям. Сумма НДС включается в конечную стоимость продукта, по которой его приобретает потребитель. Законодательство предусматривает налоговые вычеты по НДС для ИП. Документом-основанием, дающим такое право, выступает счет-фактура. Те, кто выплачивает ЕНВД, отчисляют НДС только при ввозе продукции на таможенную территорию РФ.

Отчисления с продаж

Они составляют косвенное налогообложение малого бизнеса. Суть этих отчислений в том, что при заключении каждой сделки купли-продажи государство взимает определенный процент. Соответственно, чем больше потребитель приобретает товаров, тем больше сумма выплаты.

ЕСН

Для реализации права пользоваться системами государственного медицинского и социального страхования, а также пенсионного обеспечения, предприниматель и его работники должны отчислять определенные суммы в соответствующие фонды. Эти платежи включены в категорию обязательных. Это налогообложение малого бизнеса предполагает отчисления с различных вознаграждений, положенных физлицам в соответствии с гражданско-правовыми договорами, в которых предметом является исполнение работы, оказание услуги, а также авторскими соглашениями. В качестве исключения выступают вознаграждения, положенные индивидуальным предпринимателям. Взносы перечисляются в федеральный бюджет и внебюджетные фонды. Кроме этого, суммы удерживаются с доходов предпринимательской деятельности за минусом расходов, которые связаны с их получением. С суммы, направляемой в Фонд соцстраха, такие субъекты налог не выплачивают.

Транспорт

С него также выплачивается налог. Соответствующие суммы отчисляются в региональный бюджет. На уровне субъекта устанавливается ставка транспортного налога в рамках НК, сроки и порядок выплаты, льготы и основания для их применения, форма отчетности. Тарифы рассчитываются в соответствии с мощностью двигателя, категории ТС.

Земля

Она выступает в качестве одного из производственных факторов. Государство устанавливает земельный налог по принципу прямой пропорции. То есть, чем больше ресурсов используется, тем выше плата. В качестве плательщиков выступают физлица, имеющие землю в собственности, пользовании, владении. Ставка определяется местными органами власти.

www.syl.ru

В каких странах самые высокие налоги для бизнеса?

Размер налоговой нагрузки всегда был и остается одним из важнейших показателей, определяющих привлекательность ведения бизнеса в той или иной юрисдикции. На первый взгляд кажется очевидным, что, чем выше налоги, тем ниже конкурентоспособность экономики. Но всегда ли это так? О странах с самыми высокими налогами для бизнеса рассказывает юрист департамента правового сопровождения бизнеса КСК групп, член Палаты налоговых консультантов Екатерина Зуева.

 

Ежегодно по итогам Всемирного экономического форума публикуется рейтинг конкурентоспособности стран мира. Для составления рейтинга используются в том числе данные Всемирного банка об общем уровне налогов. Общий уровень налоговой нагрузки, как правило, суммирует налог на прибыль, социальные взносы, налог на имущество и налог с оборота (с учетом всех существующих вычетов и льгот).

Уже на протяжении нескольких лет в первую десятку списка стран с самым высоким уровнем налогов входят страны Южной Америки.

Так, согласно Всемирному рейтингу конкурентоспособности 2016-2017, в Аргентине уровень налогов на бизнес составил 137,3%, в Боливии – 83,7%, в Колумбии – 69,7%, в Бразилии – 69,2%, в Венесуэлле – 65%. К слову, системы налогообложения в данных странах помимо прочего серьезно страдают от множества бюрократических процедур: длительных процедур сдачи налоговой отчетности, неразвитого электронного документооборота и прочего.

На смену офшорам пришли оншоры: что это такое?Вполне ожидаемо, что данные страны располагаются в самом низу рейтинга инвестиционной привлекательности. Кроме того, экономики Аргентины, Боливии и Венесуэлы занимают 104-е, 121-е и 130-е место в общем рейтинге глобальной конкурентоспособности соответственно. Данный факт, безусловно, доказывает прямое влияние налоговой нагрузки не только на уровень инвестиционной привлекательности, но и в целом на уровень развития экономики. С таким высоким уровнем налога развивать бизнес практически бессмысленно. В Аргентине, например, много самозанятого населения и достаточно неплохо развит мелкий бизнес, который имеет право на определенные налоговые льготы. В Боливии, напротив, очень высока доля госсектора в экономике государства. Венесуэла также имеет национализированную экономику, базирующуюся на добыче нефти и энергоресурсов, а налоговые ставки для нерезидентов в этих отраслях особенно высоки.

По соседству с южноамериканцами в рейтинге располагаются некоторые страны Центральной Америки. В Никарагуа налоги для бизнеса составляют 63,9%, в Коста-Рике – 58%, в Мексике – 51,7%.

Традиционно в рейтинге стран с высокими налогами на бизнес располагаются африканские страны: Алжир (72,7%), Мавритания (71,3%), Гвинея (68,3%), Чад (63,5%), Бенин (63,3%) и Гамбия (63,3%). При этом, если экономика Алжира имеет развитую нефтяную и газовую отрасль, то Гамбия, Гвинея, Бенин и Чад являются преимущественно сельскохозяйственными странами. Особенностью их систем налогообложения является то, что бизнес платит налог не с прибыли, а с денежного оборота.

А налоговые органы Чада, например, вообще облагают среднестатистического бизнесмена либо налогом от оборота со ставкой 1,5%, либо налогом на прибыль со ставкой 40% – в зависимости от того, какая сумма больше.

Среди стран Европы лидерами по высоким налоговым ставкам являются Италия (64,8%), Франция (62,7%), ее соседка Бельгия (58,4%) и Австрия (51,7%). Разумеется, в данном случае высокий уровень налоговой нагрузки не влияет на экономическую развитость данных стран в целом.

Что касается налогообложения во Франции, то без помощи налогового консультанта разобраться во всех нюансах системы затруднительно, в том числе в части оптимизации и снижении издержек. Еще бы, ведь бюджет этой страны на 90% состоит именно из налоговых поступлений. Так, французские бизнесмены в зависимости от объема доходов платят корпоративный налог на прибыль по ставке 15,5-33,33% (для резидентов вне зависимости от страны получения дохода), НДС составляет 20%. Кроме того, при определенных обстоятельствах начисляется специальный профессиональный налог.

В Бельгии стандартная ставка налога на прибыль составляет 33,99%, и что любопытно, включает в себя 3% так называемого «кризисного взноса», введенного в 2012 году для снижения дефицита бюджета. В том случае, если бизнесмен скрыл часть прибыли своей компании, и данный факт был обнаружен проверяющими, налогоплательщик будет обязан заплатить все тот же налог на прибыль с данной суммы, но уже по ставке 309%. Стандартная ставка НДС, как и в среднем по Европе, составляет 21%. Еще в Бельгии есть спекулятивный налог, облагающий по ставке в 33% продажу котируемых акций в случае их реализации в течение 6 месяцев с момента приобретения.

На территории постсоветского пространства лидирующую позицию по высокой налоговой нагрузке на бизнес занимает Таджикистан (81,8%). По мнению экспертов, экономика этого государства оказалась самой слабой из бывших союзных республик. Во многом экономика Таджикистана ориентирована на сырьевую отрасль и российский сбыт. Помимо стандартных налогов, а именно, налога на прибыль (14% – для производственных компаний, 24% – для других отраслей) и НДС (18%), существует отдельный налог со ставкой 10% на реализацию и переработку хлопка-волокна, а также на реализацию и переработку алюминия – 3%. При этом в начале 2000-х годов данные налоги имели ставки 23% и 4% соответственно.

Разумеется, при выборе благоприятной территории для ведения бизнеса стоит учитывать различные факторы: требования к открытию компании, особенности защиты вещных и интеллектуальных прав, уровень правовой культуры, антимонопольные требования, политическую ситуацию, которые в совокупности могут дать объективную картину деловой среды и экономического потенциала страны.

Стоит отметить, Россия находится на 98 месте в рейтинге конкурентоспособности по уровню налоговой нагрузки на бизнес. Налоговая нагрузка в нашей стране составляет 47%.

xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai

Виды налогов на предпринимательскую деятельность

Виды налогов

Для налогообложения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, современным налоговым законодательством предусматриваются различные виды налогов. Их количество на одного субъекта налогообложения может значительно варьироваться и составлять от одного-двух до десяти и выше.

Такой большой разброс по численности налогов связан с различными объективными и субъективными обстоятельствами, а также особенностями налоговой системы, применяемой в той или иной стране. Отметим коротко эти обстоятельства и особенности.

Одно из главных требований к налогу состоит в его адекватности и справедливости. Однако одним универсальным налогом практически невозможно удовлетворить требования этих критериев в силу различий предпринимательской деятельности по доходности, срокам окупаемости, капиталоемкости и т.д. Один вид предпринимательской деятельности требует в основном профессиональных знаний и умений (например, финансовый консалтинг, ремонт и наладка компьютеров и проч.), другой – привлечения значительных трудовых ресурсов (промышленность, строительство, аграрный бизнес), третий – имущества и капитала. Все перечисленные виды бизнеса настолько разные, что справедливое и адекватное налогообложение на основании одного-двух налогов – дело малореальное. Для более или менее справедливого налогообложения государство вынуждено пользоваться некими усредненными значениями, которые для одних предпринимателей оборачиваются облегченными платежами, для других – тяжелым бременем. Иными словами, налог в данном случае становится произвольным и несправедливым.

Для более полного учета всех ресурсов и возможностей предпринимателя или предприятия государством вводятся дифференцированные налоги, которые взимаются в зависимости от определенных параметров – величины прибыли, оборота, имущества, количества работающих. Увеличение числа налогов, таким образом, дает возможность взимать налоги на основании более объективных показателей, но в то же время усложняет налоговую систему.

Еще более сложной налоговую систему делает набор льгот и преференций, предоставляемых предпринимателям и их сотрудникам. Льготы чаще всего предоставляются государством в виде снижения ставок налогов или налоговых вычетах. Если, к примеру, какой-либо предприниматель строит за свой счет жилье для персонала или осуществляет инвестиции в социально значимые проекты, государство поддерживает такого рода действия путем налоговых послаблений, льгот или рассрочки платежей.

Таким образом, можно констатировать, что усложнение налоговой системы чаще всего носит объективный характер, так как делает налогообложение более гибким и справедливым. Однако платой за гибкость является громоздкость и трудность пользования налоговым законодательством для неспециалиста.

Теперь рассмотрим через призму вышесказанного основные виды налогов на предпринимателей.

1. Вменённый налог. Для налогообложения предпринимателей, доходы которых сложно контролировать, государство использует самый простой вид налога – вменённый налог. Сущность данного налога состоит в том, что он взимается с предпринимателя в виде фиксированного платежа за определенный период времени – например, за год. Государственные или муниципальные власти, исходя из среднего прогнозируемого для конкретного вида деятельности значения, предлагают предпринимателям заплатить исчисленный налог авансом. После оплаты предприниматель считается исправным налогоплательщиком вплоть до наступления следующего налогового периода.

Нередко вменённый налог взимается с использованием корректирующих коэффициентов, с помощью которых власти пытаются сделать налоговые платежи более справедливыми и адекватными. Базовая ставка вменённого налога умножается на понижающие или повышающие коэффициенты, которые учитывают месторасположение и вид предпринимательской деятельности, наличие клиентопотока, инфраструктуры и прочих факторов.

2. Налог на доходы (прибыль). Налог на прибыль предполагает справедливый раздел доходов предпринимателя между ним и государством по заранее установленной ставке. Чем больший доход получает предприниматель, тем большую сумму в виде налогов он выплачивает в государственный бюджет.

В российской хозяйственной практике индивидуальные предприниматели уплачивают налог на доходы в размере 13%, что соответствует применяемой ставке подоходного налога для физических лиц.

Ввиду того, что индивидуальные предприниматели как владельцы бизнеса могут привлекать сотрудников для работы по найму (трудовому договору), они должны самостоятельно исчислять и уплачивать за этих лиц налоги.

Индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных вычетов в сумме произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Профессиональные вычеты могут использоваться только после государственной регистрации предпринимателя.

3. Налог на имущество физических лиц. Налог данного вида уплачивают собственники производственных помещений, офисов, жилых домов, гаражей и сооружений. Налог на имущество выплачивается индивидуальными предпринимателями в соответствии с действующим законодательством.[1] Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами органами местного самоуправления в зависимости от их рыночной стоимости, типа использования или по иным критериям. При упрощенной системе налогообложения и при уплате единого налога на вмененный доход предприниматели освобождаются от уплаты налога на имущество, если соответствующее имущество непосредственно используется для осуществления предпринимательской деятельности

4. Налог на добавленную стоимость (НДС). В процессе изготовления и продажи какого-либо продукта его стоимость на разных стадиях производственного процесса постепенно увеличивается. Смысл НДС состоит в том, чтобы на каждой стадии увеличения стоимости продукта взимать с производителя соответствующие платежи. В России с 1 января 2001 г. в состав плательщиков налога на добавленную стоимость включены индивидуальные предприниматели (до этого времени НДС облагались только коллективные предприниматели – т.е. предприятия). Сумма НДС фактически включается в конечную цену товаров (работ, услуг), предъявляемую покупателям. Одновременно индивидуальные предприниматели получают право на вычет сумм налога на добавленную стоимость, которые предъявляются им продавцами и оплачиваются ими при приобретении товаров (работ, услуг), предназначенных для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС. Основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению является счет-фактура. Налогоплательщики обязаны составлять счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счет-фактур, книги покупок и книги продаж.

Субъекты, уплачивающие единый налог или единый налог на вмененный доход, уплачивают НДС только при ввозе товара на таможенную территорию России.

5. Налог с продаж. Этот вид косвенного налога является, по существу, налогом на потребление. При каждой сделке купли-продажи государством взимается определенный процент налога. Чем больше то или иное лицо покупает товаров (услуг, работ), тем больше налогов уплачивает. Фактически проявляет себя как надбавка к цене товара.

6. Единый социальный налог (в настоящее время именуется страховыми платежами в социальные фонды). Для того чтобы пользоваться системой государственного пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования, предпринимателю и его наемным работникам необходимо выплачивать установленные взносы в соответствующие фонды. Платежи в указанные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования) носят в России обязательный характер и устанавливаются законом. ЕСН уплачивается индивидуальными предпринимателями с выплат и иных вознаграждений, начисляемым в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Данный налог зачисляется во внебюджетные фонды и в федеральный бюджет. Кроме того, индивидуальные предприниматели уплачивают ЕСН с доходов от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. В части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ, данные субъекты налог не уплачивают.

7. Транспортный налог. В преобладающем большинстве стран мира строительство и ремонт дорог находится в компетенции государства. Дороги, дорожная разметка, мосты и сооружения относятся к так называемым общественным товарам (public goods), которые потребляются  коллективно. Все расходы по их производству и эксплуатации несет государство.[2]

Государство, в свою очередь, перекладывает бремя соответствующих расходов на лиц, пользующихся транспортными средствами, устанавливая для них налог, который получил название транспортного налога. Предприниматели, имеющие в своем распоряжении и пользовании транспортные средства (автомобили, мотоциклы, автобусы и проч.), которые эксплуатируются на территории России, уплачивают транспортный налог в бюджет соответствующего субъекта федерации. На региональном уровне определяется ставка налога в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки его уплаты, формы отчетности, налоговые льготы и основания для их использования. Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства.

8. Земельный налог. В предпринимательской деятельности одним из факторов производства является земля. Государство устанавливает для предпринимателей соответствующий налог по принципу «чем больше земельных ресурсов используется, тем выше плата». В России налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Ставки по земельному налогу устанавливаются местными властями.

[1] В России порядок соответствующих налоговых выплат определяется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 9 дек. 1991 г. (с изменениями от 22 дек. 1992 г., 11 авг. 1994 г., 27 янв. 1995 г., 17 июля 1999 г., 24 июля 2002 г.).

[2] Отдельные страны применяют практику платных дорог и мостов. Однако платные магистрали требуют соответствующего персонала для продажи прав на проезд, для контроля, обнаружения и штрафования нарушителей и проч. Зачастую такие расходы экономически не оправданы.

vadim-galkin.ru


Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области