Отчетность ип на усн без работников за 2018: Отчетность ИП на УСН без работников

Декларация ИП на УСН без работников за 2018 год

25 мая 2019

Поделиться:

Предприниматели вправе применять упрощенный спецрежим при соответствии законодательным условиям (стат. 346.12, 346.13 НК). Отчетность предоставляется по результатам года (календарного). Заполнение декларации по УСН ИП без работников в 2018 году отличается от составления документа предпринимателями-работодателями. Разберемся в нюансах.

Содержание

Как подается декларация ИП на УСН без работников

Отчет предоставляется в ИФНС по месту проживания предпринимателя (п. 1 стат. 346.23 НК). Если деятельности за прошедший год не было, нужно подать нулевой документ. Действующий бланк утвержден в Приказе ФНС № ММВ-7-3/99@ от 26.02.16 г.

Срок сдачи формы для ИП – до 30-го апреля. За 2018 г. отчитаться требуется не позже 30.04.2019 г. Если предприниматель «слетел» с упрощенки, нужно подать декларацию, не дожидаясь завершения года. Срок представления – до 25-го числа месяца за кварталом утраты права на использование спецрежима.

Декларация за 2018 год по УСН для ИП без работников или с работниками включает в себя титульный лист и шесть разделов. Не все из них являются обязательными к заполнению. В частности, состав отчета различается в зависимости от объекта налогообложения – «Доходы» или «Доходы минус расходы». О том, какие листы нужно формировать, в таблице:

Применяемый ИП объект налогообложенияСостав декларации по упрощенке
«Доходы» 6 %·         Титульник.

·         Разд. 1.1.

·         Разд. 2.1.1.

При уплате предпринимателем торгового сбора дополнительно заполняется разд. 2.1.2

 

«Доходы минус расходы» 15 %·         Титульник.

·         Разд. 1.2.

·         Разд. 2.2.

·         Раздел 3 подается теми плательщиками УСН, которые за отчетный год получали средства в рамках целевого финансирования и иные поступления по п. 1, 2 стат. 251 НК

Заполнение декларации УСН «Доходы» для ИП без работников

Порядок заполнения декларации по УСН «Доходы» ИП без работников и с работниками будет различаться. Согласно п. 3.1 стат. 346.21 НК при расчете налога уменьшить начисления на всю сумму уплаченных взносов по обязательному страхованию вправе только ИП без наемного персонала. Если предприниматель заключает трудовые или гражданско-правовые договора, допускается уменьшать величину рассчитанного налога (аванса), но не более чем на 50 %.

При заполнении налоговой декларации на УСН строка 143 ИП без работников отражает сумму расходов за весь год. А по стр. 140-142 указываются нарастающим способом фактически уплаченные в данном периоде затраты. Начисления по налогу приводятся по стр. 130-133. Чтобы отразить итоговые результаты расчетов в разд. 1.1, нужно из сумм начислений вычесть суммы расходов с учетом ограничений. Если ограничения не действуют, можно уменьшить налог (аванс) на все уплаченные в отчетном периоде взносы.

Как составить декларацию ИП на УСН «Доходы минус расходы» без работников

Упрощенцы с объектом «Доходы – расходы» не вправе уменьшать начисленный налог на суммы уплаченных взносов. Но при расчете облагаемой базы такие налогоплательщики уменьшают полученные доходы на фактически понесенные расходы. В составе декларации подается титульный лист, разделы 1.2 и 2.2. При получении целевых средств дополнительно формируется разд. 3.

Начинать отражать данные лучше с разд. 2.2. Сведения приводятся нарастающим способом с разбивкой по кварталу, полугодию, 9 мес. и году. Показатели вносятся согласно КУДиР предпринимателя. Если в прошлых периодах от деятельности на упрощенке был получен убыток, его сумма может быть перенесена на будущее с учетом положений п. 7 стат. 346.18 НК. Данные вносятся на основании прошлых деклараций.

Когда убыток образуется за текущий год, его сумма указывается по стр. 250-253. Данные из разд. 2.2 переносятся в разд. 1.2. В этом листе отражаются суммы обязательств к уплате в бюджет или уменьшению. При расчете минимального налога по ставке в 1 % от извлеченных доходов его величина (минус авансы) указывается по стр. 120 разд. 1.2. По итогам года налогоплательщик платит тот налог, который оказался больше – то есть, минимальный (по стр. 120) или рассчитанный обычным способом (по стр. 100).

Подробный пример того, как составляется налоговая декларация ИП на УСН 6 % без работников рассказано здесь. Далее приведен образец заполнения нулевого отчета для ИП на УСН «Доходы минус расходы» за 2018 год.

Образец заполнения декларация нулевая ИП без работников УСН 15 %

Отчеты ООО на УСН в 2022 году: таблица

Список отчетов в 2022 году для УСН:

  • декларация УСНО;
  • расчет 6-НДФЛ;
  • РСВ;
  • 4-ФСС;
  • пенсионные формы;
  • статотчетность;
  • бухгалтерский баланс с приложениями.

Для ИП на упрощенке отчетность по бухгалтерии не обязательна.

Содержание

Налогоплательщикам, применяющим УСН, сдавать отчетность придется не только в адрес Федеральной налоговой службы, но и в другие контролирующие органы. В НК РФ утверждено, что и когда сдавать: отчетность по УСН за 2022 год различается для ИП с работниками и без. Перечень отчетных форм для ИП устанавливается в индивидуальном порядке. За просрочку или неверные сведения контролеры выставляют значительные штрафы и административные взыскания.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно заполнить и вовремя сдать все отчеты.

Для чтения получите доступ в КонсультантПлюс (бесплатно на 2 дня)

Отчеты организаций

Большая часть юридических лиц, применяющих упрощенный режим налогообложения, имеют статус ООО — общество с ограниченной ответственностью. Для организаций обязательными являются итоговая бухгалтерская, налоговая и статистическая отчетность, ежемесячные и квартальные формы, отчеты во внебюджетные фонды.

Актуальная таблица сроков сдачи годовой отчетности за 2021 год для организаций.

Куда сдавать

Наименование формы

Бланк

Периодичность

Сроки сдачи отчетности по декларациям по УСН за 2021 год

ФНС

Декларация по УСНОПриказ ФНС России № ЕД-7-3/958@ от 25. 12.2020ЕжегодноООО — до 31.03.2022, ИП — до 04.05.2022 (30.04.2022 — суббота)
Бухгалтерский баланс и приложенияПриказ Минфина России № 66н от 02.07.2010ЕжегодноООО — до 31.03.2022, ИП сдают баланс на свое усмотрение
ПФРСЗВ-СТАЖПостановление правления ПФ РФ № 507п от 06.12.2018ЕжегодноДо 01.03.2022

Хозяйствующие субъекты обязаны отчитываться в территориальные органы статистики. Для организаций на УСН состав форм утверждает Росстат. Узнавайте, какие формы необходимо сдавать вашей компании, на официальном сайте органов статистики. Потребуется только ИНН. В результате поиска отобразится таблица и сроки сдачи отчетности ИП на УСН в 2022 году (аналогично и для ООО), перечень для каждого респондента индивидуален.

Помимо годовых, организации и предприниматели на упрощенке обязаны сдавать и квартальные отчеты. Ежеквартально подаются отчетные документы в ФСС, ПФР и Росстат. Перечень форм для статистики отличается для каждого респондента по отраслевому признаку и выборке ведомства, а вот отчетность во внебюджетные фонды едина для всех организаций.

Ежеквартальная таблица, какие отчеты сдает ООО на УСН в 2022 году с работниками в ФНС, ФСС, ПФР:

Куда сдаватьНаименование формыБланкПериодичность сдачиСрок сдачи для юридических лиц на УСН за 2022 год
ФНСРасчет 6-НДФЛПриказ ФНС № ЕД-7-11/753@ от 15.10.2020Ежеквартально01.03.2022 (за 2021 год сдаем на новом бланке вместе со справками о доходах и налогах сотрудников)

04.05.2022 (за 1 квартал 2022)

01.08.2022 (за 2 квартал 2022)

31.10.2022 (за 3 квартал 2022)

01.03.2023 (за 2022 год)

Единый расчет по страховым взносамПриказ ФНС № ЕД-7-11/875@ от 06. 10.2021Ежеквартально31.01.2022 (за 2021 год)

04.05.2022 (за 1 квартал 2022)

01.08.2022 (за 2 квартал 2022)

31.10.2022 (за 3 квартал 2022)

30.01.2023

ФСС4-ФССПриказ ФСС РФ № 381 от 26.09.2016ЕжеквартальноНа бумаге:

  • 20.01.2022;
  • 20.04.2022;
  • 20.07.2022;
  • 20.10.2022;
  • 20.01.2023.

Электронно:

  • 25.01.2022;
  • 25.04.2022;
  • 25.07.2022;
  • 25.10.2022;
  • 25.01.2023

ПФ РФ

СЗВ-МПостановление правления ПФ РФ № 103п от 15.04.2021ЕжемесячноДо 15-го числа месяца, следующего за отчетным
СЗВ-ТДПостановление правления ПФ РФ № 730п от 25.12.2019Ежемесячно, но только при условии кадровых передвижений в отчетном месяцеДо 15-го числа месяца, следующего за отчетным

Приведем общую таблицу сроков сдачи отчетности ООО на УСН за 2021 год (и в течение 2022 года).

Контролирующий органОтчетная форма
ФНСДекларация по УСН
6-НДФЛ
ЕРСВ
ПФРСЗВ-СТАЖ
СЗВ-М
СЗВ-ТД
ФСС4-ФСС

Подтверждение вида деятельности:

  • за 2021 г. — до 15.04.2022;
  • за 2022 г. — до 17.04.2023.

Налоговый кодекс регламентирует, какую отчетность сдает ООО на УСН без работников, — отсутствие служащих не освобождает организацию от обязанности предоставлять отчетность, предписанную выбранным режимом. То есть организации на упрощенной системе налогообложения подают и обязательную налоговую отчетность, и отчеты во внебюджетные фонды и Росстат, и итоговые бухгалтерские формы. Для таких компаний допускается сдача бухгалтерских отчетов в упрощенном виде.

Полная таблица отчетов ООО.

Куда сдаватьЧто сдаватьВ какие сроки отчитаться
ФНСДекларация УСНДо 31.03.2022
Бухгалтерская отчетностьДо 31.03.2022
ЕРСВ (нулевой или со сведениями об учредителе)31.01.2022 (за 2021 год)

04.05.2022 (за 1 квартал 2022)

01.08.2022 (за 2 квартал 2022)

31.10.2022 (за 3 квартал 2022)

30.01.2023

6-НДФЛ01.03.2022 (за 2021 год сдаем на новом бланке вместе со справками о доходах и налогах сотрудников)

04.05.2022 (за 1 квартал 2022)

01.08.2022 (за 2 квартал 2022)

31.10.2022 (за 3 квартал 2022)

01.03.2023 (за 2022 год)

ПФРСЗВ-СТАЖДо 01.03.2022
СЗВ-МЕжемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным
ФСС4-ФССНа бумаге:

  • 20. 01.2022;
  • 20.04.2022;
  • 20.07.2022;
  • 20.10.2022;
  • 20.01.2023.

Электронно:

  • 25.01.2022;
  • 25.04.2022;
  • 25.07.2022;
  • 25.10.2022;
  • 25.01.2023
Подтверждение основного вида деятельностиДо 15.04.2022
РосстатПо выборке РосстатаПо срокам, установленным Росстатом

В главе 26.2 НК РФ указано, какие отчеты сдавать ООО на упрощенке (6 процентов), — всю отчетность, обязательную для упрощенной системы налогообложения. Исключений и разграничений по способу учета (доходы, доходы минус расходы) не предусмотрено.

Отчеты предпринимателей

Обязательная отчетность ИП на УСН в 2022 без работников существенно сокращена. Индивидуальный предприниматель, в штате которого отсутствуют наемные сотрудники, обязан сдать в ИФНС только один бланк — налоговую декларацию по УСН. Срок предоставления — до 30 апреля следующего года. Отчет за 2021 г. необходимо предоставить до 04.05.2022.

Предприниматели вправе не сдавать бухгалтерскую финансовую отчетность, так как эта категория налогоплательщиков освобождена от обязательного ведения бухгалтерского учета.

Если предприниматель для осуществления деятельности нанимает работников, то придется формировать дополнительные отчеты. Вся зарплатная отчетность и отчеты работодателей (6-НДФЛ, РСВ, СЗВ-М) для ИП имеет аналогичный состав, что и для организаций.

Представим в таблице календарь бухгалтера со сроками сдачи отчетности в 2022 году для ИП на УСН с работниками.

Форма

Срок сдачи

Куда сдавать

Декларация УСНДо 30 апреля следующего года (за 2021 — до 04.05.2022)

ФНС

Расчет 6-НДФЛДо 30-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом
Единый расчет по страховым взносамНе позднее последнего дня месяца, следующего за отчетным кварталом
СЗВ-МДо 15-го числа следующего месяца

ПФР

СЗВ-СТАЖНе позднее 01. 03.2022
4-ФСС на бумагеДо 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом

Соцстрах

4-ФСС электронный форматДо 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом

Если последняя дата предоставления информации выпадает на выходной, праздничный нерабочий день, то сдать отчет разрешено в первый рабочий день. Это общепринятые нормы. Но контролеры не рекомендуют откладывать сдачу отчетов на последний день. А для отдельных форм предусмотрено новое условие — обязательная отметка о принятии для отчетного документа, то есть получение официального уведомления от контролирующего органа. Такие правила действуют для пенсионных отчетов, начиная с 3 квартала 2018 года.

Другие материалы раздела Индивидуальный предприниматель

Как Закон о сокращении налогов и занятости изменил налоги на бизнес?

Ставка корпоративного налога и альтернативный минимальный корпоративный налог

Закон о сокращении налогов и занятости (TCJA) снизил максимальную ставку корпоративного подоходного налога с 35 процентов до 21 процента, в результате чего ставка в США стала ниже средней для большинства других организаций экономического сотрудничества. операций и развивающихся стран, а также упразднил градуированную шкалу корпоративных ставок (таблица 1). TCJA также отменил корпоративный альтернативный минимальный налог.

Налоговые ставки и налоговые скобки

TCJA разрешает предприятиям вычитать полную стоимость квалифицированных новых инвестиций в год осуществления этих инвестиций (называемый 100-процентной амортизационной премией или «полным списанием расходов») в течение пяти лет. Затем, начиная с 2023 г., премиальная амортизация постепенно сокращается с шагом в 20 процентных пунктов и полностью отменяется после 2026 г. Предыдущий закон допускал 50-процентную амортизационную премию в 2017 г., уменьшая этот процент в последующие годы и полностью отменяя ее после 2020 г.

TCJA удвоил лимит расходов по разделу 179 для инвестиций малого бизнеса с 500 000 до 1 000 000 долларов США для квалифицированной собственности (иногда называемой «расходами для малого бизнеса»). Это также упростило правила бухгалтерского учета для небольших фирм.

TCJA ограничил сумму чистых процентов от бизнеса (выплаченные проценты за вычетом полученных процентов), которые предприятия могут вычесть, до 30 процентов от дохода от бизнеса до вычета процентов, износа и амортизации. Начиная с 2022 года из ограничения будет снята поправка на амортизацию и амортизацию. Предприятия с валовой выручкой менее 25 миллионов долларов освобождаются от ограничения. Ранее выплачиваемые проценты, как правило, полностью учитывались при расчете налогооблагаемого дохода для всех предприятий.

TCJA ограничил вычет чистых операционных убытков до 80 процентов налогооблагаемого дохода. Он также отменяет перенос убытков, за исключением некоторых предприятий, но позволяет налогоплательщикам переносить убытки на неопределенный срок. В соответствии с предыдущим законодательством чистые операционные убытки могли компенсировать 100 процентов налогооблагаемого дохода, а предприятия могли переносить неиспользованные убытки в течение двух лет или переносить их на 20 лет вперед.

Новый закон также отменил вычеты по внутренней производственной деятельности (раздел 199) и изменил другие более мелкие положения, такие как кредит на лекарства для сирот, вычет премий Федеральной корпорации по страхованию депозитов и расчет резервов по страхованию жизни. Кроме того, начиная с 2022 года, расходы на исследования и эксперименты должны амортизироваться в течение пяти лет (15 лет для расходов на морские исследования и эксперименты), а не подлежат немедленному вычету.

Вычет дохода от коммерческой деятельности

В отличие от корпораций типа C, сквозные фирмы, такие как индивидуальные предприниматели, товарищества и корпорации типа S, не облагаются налогом на прибыль корпораций. Вместо этого владельцы включают свою долю прибыли в качестве налогооблагаемого дохода по индивидуальному подоходному налогу.

В целом, изменения TCJA в отношении базы налога на прибыль предприятий, включая ограничения на процентные вычеты и чистые операционные убытки, применяются к сквозным предприятиям, а также к предприятиям, облагаемым корпоративным подоходным налогом. Тем не менее, TCJA включает изменения, характерные для сквозных предприятий (таблица 2). Срок действия конкретных положений о сквозных предприятиях истекает после 2025 года9.0005

TCJA ввел новый комплексный вычет для доходов от сквозного бизнеса. Согласно новому закону, лица, подающие совместные налоговые декларации с налогооблагаемым доходом ниже 315 000 долларов США (157 500 долларов США для других заявителей), могут вычесть 20 процентов своего квалифицированного дохода от бизнеса (QBI). 20-процентный вычет снижает эффективную максимальную ставку индивидуального подоходного налога на доход от бизнеса с 37 до 29,6 процента.

Однако, если налогооблагаемый доход превышает эти пороговые значения, вычет может быть уменьшен в зависимости от типа бизнеса, выплачиваемой заработной платы и инвестиционной собственности, принадлежащей бизнесу. Для компаний, предоставляющих персональные услуги (таких как юридические фирмы, медицинские практики, консалтинговые фирмы или профессиональные спортсмены), QBI постепенно сокращается на пропорциональной основе. Как только налогооблагаемый доход достигает 415 000 долларов США для лиц, подающих совместную декларацию (207 500 долларов США для других участников), QBI становится равным нулю, и вычеты больше не производятся.

Для всех сквозных предприятий, независимо от того, являются ли они фирмами по оказанию личных услуг или нет, дополнительная формула из двух частей ограничивает вычет, когда налогооблагаемый доход превышает пороговые значения в размере 315 000/157 000 долларов США. В соответствии с формулой вычет ограничивается либо 50 процентами заработной платы, которую предприятие выплачивает своим работникам, либо 25 процентами заработной платы плюс 2,5 процента от стоимости квалифицированной собственности предприятия. Владельцы бизнеса сравнивают эти расчеты с 20 процентами своего QBI и могут вычесть только меньшую сумму. Ограничение на фазы вычета распространяется на тот же диапазон доходов, что и выше.

Ограничение убытков от сквозного бизнеса

Основным преимуществом организации сквозного бизнеса по сравнению с корпорацией типа С является то, что владельцы сквозного бизнеса могут использовать коммерческие убытки для компенсации налогооблагаемого дохода из других источников. TCJA ограничивает сумму активных сквозных коммерческих убытков, которые владельцы бизнеса могут вычесть из прочего дохода, до 500 000 долларов США для совместных заявителей (250 000 долларов США для других заявителей). Однако неиспользованные убытки могут быть перенесены и использованы в последующие годы (таблица 2).

Международные вопросы

TCJA внес радикальные изменения в подход к доходам из иностранных источников и международным финансовым потокам. В соответствии с предыдущим законодательством Соединенные Штаты облагали налогом доходы многонациональных компаний по всему миру, а это означает, что все доходы облагались налогом, независимо от того, где они были получены, за вычетом уплаченных иностранных налогов. Однако уплата налога на активный доход из иностранных источников иностранных дочерних компаний транснациональных корпораций США была отложена до тех пор, пока доход не будет передан материнской компании в США.

TCJA создала модифицированную территориальную налоговую систему. Корпорации США продолжают платить налоги США на прибыль, которую они получают в Соединенных Штатах. Но TCJA освободил от налогообложения дивиденды, которые отечественные корпорации получают от иностранных корпораций, в которых им принадлежит не менее 10 процентов акций.

При чисто территориальной системе фирмы будут иметь сильный стимул к перемещению реальных инвестиций и отчетных доходов в юрисдикции с низкими налогами за границей, а также к перемещению отчислений в Соединенные Штаты. Несколько положений были созданы в качестве ограждений, чтобы уменьшить масштабы, в которых компании предпринимают эти действия.

Минимальный налог на глобальный нематериальный доход с низким налогообложением (GILTI) установил минимальный налог в размере 10,5 процентов без отсрочки на прибыль, полученную за границей, которая превышает «нормальную» прибыль фирмы (определяемую в законе как 10 процентов на скорректированной основе в отношении материального имущества). проводится за границей). Компании могут использовать 80 процентов своих иностранных налоговых кредитов, рассчитанных по всему миру, для компенсации этого минимального налога.

В то время как GILTI действует как «кнут», мешающий компаниям инвестировать в нематериальные активы за границей, вычет нематериальных доходов, полученных из-за рубежа (FDII), действует как «пряник», стимулируя фирмы держать нематериальные активы в своих Филиалы США. FDII — это доход, полученный от экспорта продукции, нематериальные активы которой находятся в США. Например, фармацевтическая компания сможет вычесть часть дохода от продажи лекарств за рубежом, если патент на лекарство принадлежит ее материнской компании в США.

TCJA также ввела новый налог на размывание базы и борьбу со злоупотреблениями (BEAT), который — что неудивительно, учитывая аббревиатуру — является еще одной «палкой». BEAT облагает минимальным налогом платежи между американской корпорацией и родственной иностранной дочерней компанией, которые в противном случае подлежат вычету.

Для перехода на новую систему TCJA ввел новый налог на предполагаемую репатриацию для ранее накопленных и необлагаемых налогом доходов иностранных дочерних компаний американских фирм, равный 15,5 процента для денежных средств и 8 процентов для неликвидных активов. В 2015 году было подсчитано, что американские компании имели более 2,6 трлн долларов необлагаемого налогом дохода в своих зарубежных филиалах (Barthold 2016). У компаний есть восемь лет, чтобы заплатить налог, с установленным законом графиком минимальных платежей.

Дополнительная литература

Гейл, Уильям Г., Хилари Гельфонд, Аарон Крупкин, Марк Дж. Мазур и Эрик Тодер. 2018. «Последствия Закона о снижении налогов и занятости: предварительный анализ». Вашингтон, округ Колумбия: Центр налоговой политики Urban-Brookings.

Бартольд, Томас А. 2016. «Письмо Кевину Брэди и Ричарду Нилу». Вашингтон, округ Колумбия: Объединенный комитет по налогообложению.

Почему это важно в Уплате налогов — Ведение бизнеса

Почему это важно?

Почему налоговые ставки и налоговое администрирование имеют значение?

Для стимулирования экономического роста и развития правительствам необходимы устойчивые источники финансирования социальных программ и государственных инвестиций. Программы, предоставляющие медицинские, образовательные, инфраструктурные и другие услуги, важны для достижения общей цели построения процветающего, функционального и упорядоченного общества. И они требуют, чтобы правительства увеличивали доходы. Налогообложение не только оплачивает общественные товары и услуги; это также ключевой элемент социального контракта между гражданами и экономикой. То, как собираются и расходуются налоги, может определить легитимность правительства. Привлечение правительств к ответственности способствует эффективному администрированию налоговых поступлений и, в более широком смысле, хорошему управлению государственными финансами. 1

Всем правительствам нужны доходы, но задача состоит в том, чтобы тщательно выбрать не только уровень налоговых ставок, но и налоговую базу. Правительствам также необходимо разработать систему соблюдения налогового законодательства, которая не будет препятствовать участию налогоплательщиков. Данные недавнего опроса компаний по 147 странам показывают, что компании считают налоговые ставки одними из пяти основных ограничений своей деятельности, а налоговое администрирование входит в число 11 основных. 2 0071 Doing Business Показатели легкости уплаты налогов, как правило, воспринимают как налоговые ставки, так и налоговое администрирование как меньшее препятствие для бизнеса (рис. 1).

Рисунок 1. Налоговое администрирование и налоговые ставки воспринимаются как меньшее препятствие в странах с более высокими показателями уплаты налогов

Источники: база данных Doing Business ; Опросы предприятий Всемирного банка (http://www.enterprisesurveys.org).
Примечание:  соотношения значимы на уровне 1 % и остаются значимыми при учете дохода на душу населения.

Почему налоговые ставки имеют значение?

Сумма налоговых издержек для предприятий имеет значение для инвестиций и роста. Там, где налоги высоки, предприятия более склонны отказываться от формального сектора. Исследование показывает, что более высокие налоговые ставки связаны с меньшим количеством официальных предприятий и меньшими частными инвестициями. Повышение эффективной ставки налога на прибыль на 10 процентных пунктов связано со снижением отношения инвестиций к ВВП до 2 процентных пунктов и снижением уровня входа в бизнес примерно на 1 процентный пункт. 3  Повышение налога, эквивалентное 1 % ВВП, снижает объем производства в течение следующих трех лет почти на 3 %. 4  Исследование, посвященное решениям многонациональных компаний о том, куда инвестировать, показывает, что увеличение установленной законом ставки налога на прибыль на 1 процентный пункт снизит местную прибыль от существующих инвестиций в среднем на 1,3%. 5  Увеличение эффективной ставки налога на прибыль на 1 процентный пункт снижает вероятность создания дочерней компании в стране на 2,9%. 6

Налог на прибыль является лишь частью общей суммы налога на прибыль (в среднем около 39%). В Боливарианской Республике Венесуэла, например, номинальный налог на прибыль организаций рассчитывается по прогрессивной шкале в размере 15–34% от чистой прибыли, но общий счет налога на прибыль даже после учета вычетов и освобождений составляет 73,31% коммерческой прибыли за счет ряда других налогов (налог на прибыль, четыре налога на труд и взносы, налог с оборота, налог на имущество и налог на науку, технологии и инновации).

Поддержание налоговых ставок на разумном уровне может способствовать развитию частного сектора и формализации бизнеса. Скромные налоговые ставки особенно важны для малых и средних предприятий, которые способствуют экономическому росту и занятости, но не увеличивают существенно налоговые поступления. 7 Типичное распределение налоговых поступлений по размеру компаний для стран Африки к югу от Сахары, Ближнего Востока и Северной Африки показывает, что микро-, малые и средние предприятия составляют более 90% налогоплательщиков, но вносят только 25–35% налоговых поступлений. 8  Наложение высоких налогов на предприятия такого размера может не сильно увеличить государственные налоговые поступления, но может привести к тому, что предприятия перейдут в неформальный сектор или, что еще хуже, прекратят свою деятельность.

В Бразилии правительство создало налоговый режим Simples Nacional , призванный упростить сбор налогов для микро- и малых предприятий. Программа сократила общие налоговые расходы на 8% и способствовала увеличению на 11,6% уровня лицензирования бизнеса, увеличению регистрации микропредприятий на 6,3% и увеличению количества фирм, зарегистрированных в налоговых органах, на 7,2%. Сборы доходов выросли на 7,4% процента в результате увеличения налоговых платежей и отчислений на социальное страхование. Simples Nacional  также способствовал увеличению выручки, прибыли, оплачиваемой занятости и основного капитала фирм формального сектора. 9

Компании заботятся о том, что они получают за свои налоги. Качественная инфраструктура имеет решающее значение для надежного функционирования экономики, поскольку она играет центральную роль в определении места экономической деятельности и видов секторов, которые могут развиваться. Здоровая рабочая сила жизненно важна для конкурентоспособности и производительности экономики Инвестиции в предоставление медицинских услуг необходимы как по экономическим, так и по моральным причинам. Базовое образование повышает эффективность каждого работника, а качественное высшее образование и профессиональная подготовка позволяют экономике двигаться вверх по цепочке создания стоимости за пределы простых производственных процессов и продуктов.

Эффективность преобразования налоговых поступлений в общественные товары и услуги варьируется в разных странах мира. Последние данные «Показателей мирового развития» и «Индекса человеческого развития» показывают, что такие страны, как Ирландия и Малайзия , все из которых имеют относительно низкие общие налоговые ставки , эффективно генерируют налоговые поступления и конвертируют прибыль в высококачественные общественные товары и услуги (рис. 2). Данные показывают обратное для Анголы и Афганистана. Экономическое развитие часто увеличивает потребность в новых налоговых поступлениях для финансирования растущих государственных расходов. В то же время для удовлетворения этих потребностей требуется экономика. Однако более важным, чем уровень налогообложения, является то, как используются доходы. В развивающихся странах высокие налоговые ставки и слабое налоговое администрирование — не единственные причины низкой собираемости налогов. Размер неформального сектора также имеет значение; налоговая база намного уже, потому что большинство работников неформального сектора получают очень низкую заработную плату.

Рисунок 2. Высокие налоговые ставки не всегда обеспечивают высокое качество государственных услуг

Источники: база данных Doing Business ; Индекс человеческого развития 2018 г., база данных Всемирного банка 2018 г.

Почему налоговое администрирование имеет значение

Эффективное налоговое администрирование может способствовать официальной регистрации предприятий, тем самым расширяя налоговую базу и увеличивая налоговые поступления. Несправедливое и своенравное налоговое администрирование может нанести ущерб репутации налоговой системы и снизить легитимность правительства. Во многих странах с переходной экономикой в ​​19В 90-х годах неспособность улучшить налоговое администрирование при введении новых налоговых систем привела к неравномерному взиманию налогов, широко распространенному уклонению от уплаты налогов и более низким, чем ожидалось, налоговым поступлениям. 10

Соблюдение налогового законодательства важно для того, чтобы система работала для всех и поддерживала программы и услуги, улучшающие жизнь. Один из способов поощрения соблюдения — сделать правила как можно более ясными и простыми. Чрезмерно сложные налоговые системы связаны с большим уклонением от уплаты налогов. Высокие затраты на соблюдение налоговых требований связаны с более крупными неформальными секторами, большей коррупцией и меньшими инвестициями. Экономика с простой, хорошо продуманной налоговой системой способна стимулировать деловую активность и, в конечном счете, инвестиции и занятость. 11  Новое исследование показывает, что важным фактором, определяющим выход фирмы на рынок, является легкость уплаты налогов, независимо от ставки корпоративного налога. Исследование 118 стран за шесть лет показало, что 10-процентное снижение налоговой административной нагрузки , измеряемой количеством налоговых платежей в год и временем, необходимым для уплаты налогов , привело к 3-процентному увеличению годовой ставки входа в бизнес. 12

Налоговое администрирование меняется по мере того, как экосистема, в которой оно работает, становится шире и глубже, в основном из-за значительного увеличения потоков цифровой информации. Налоговые органы реагируют на эти вызовы путем внедрения новых технологий и аналитических инструментов. Они должны переосмыслить то, как они работают, предлагая перспективу снижения затрат, повышения соответствия и стимулов для налогоплательщиков, соблюдающих требования. 13  Правительство Таджикистана сделало налоговую реформу одним из основных приоритетов страны, поскольку оно стремится достичь своих целей в области развития. В 2013 году Таджикистан запустил проект реформы налогового администрирования, в результате которого в стране была построена более эффективная, прозрачная и сервисно-ориентированная налоговая система. Модернизация ИТ-инфраструктуры и внедрение единой системы управления налогами повысили эффективность и сократили физическое взаимодействие между налоговыми служащими и налогоплательщиками. После улучшения услуг для налогоплательщиков количество активных фирм и индивидуальных налогоплательщиков, подающих налоговую декларацию, удвоилось, а сбор доходов значительно увеличился. В 2016 г. налогоплательщик в Таджикистане потратил 28 дней на соблюдение всех налоговых норм по сравнению с 37 днями в 2012 г.  14

Низкие затраты на соблюдение налогового законодательства и эффективные процедуры могут иметь большое значение для компаний. Например, в САР Гонконг, Китай, фирме из стандартного тематического исследования пришлось бы осуществлять только три платежа в год — наименьшее количество платежей в мире. В Катаре и Саудовской Аравии ему придется совершить четыре платежа, что по-прежнему является одним из самых низких в мире. В Эстонии уплата налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (НДС), трудовых налогов и взносов занимает всего 50 часов в год, около 6 рабочих дней.

Исследование

показало, что компании из тематического исследования Doing Business  в среднем требуется больше времени для соблюдения требований НДС, чем для соблюдения налога на прибыль корпораций. Однако время, необходимое компании для соблюдения требований по НДС, сильно различается. Исследования показывают, что это объясняется различиями в административной практике и в том, как применяется НДС. Соответствие, как правило, занимает меньше времени в странах, где один и тот же налоговый орган администрирует НДС и налог на прибыль корпораций. Использование онлайн-подачи и оплаты также значительно сокращает время соблюдения. Частота и продолжительность деклараций по НДС также имеют значение; требования по представлению счетов-фактур или другой документации вместе с возвратом увеличивают время соблюдения требований. Оптимизация процесса соблюдения и сокращение времени, необходимого для выполнения требований, важны для эффективной работы систем НДС. 15

Почему важны процессы пострегистрации?

Подача налоговой декларации в налоговый орган не означает согласования окончательного налогового обязательства. Часто налоговые испытания начинаются после подачи налоговой декларации. Пострегистрационные процессы , такие как заявление на возмещение НДС, прохождение налоговой проверки или обжалование доначисления налога , могут быть наиболее сложным взаимодействием, которое компания имеет с налоговым органом. Предприятиям, возможно, придется потратить больше времени и усилий на процессы, происходящие после подачи налоговых деклараций, чем на обычные процедуры соблюдения налогового законодательства.

Почему важны системы возмещения НДС?

Возврат НДС является неотъемлемой частью любой современной системы НДС. В принципе, закон облагает НДС конечного потребителя, а не предприятия. Согласно руководящим принципам налоговой политики, установленным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), система НДС должна быть нейтральной и эффективной. Отсутствие эффективной системы возмещения НДС для предприятий с превышением входного НДС в данном налоговом периоде подорвет достижение этой цели. НДС может оказывать искажающее воздействие на рыночные цены и конкуренцию и, следовательно, сдерживать экономический рост. 16

Процессы возмещения могут быть основным недостатком систем НДС. Эта точка зрения подтверждается исследованием механизмов возмещения НДС в 36 странах мира. 17  Даже в странах, где действуют процедуры возврата, предприятия часто считают этот процесс сложным. В исследовании изучалось отношение налоговых органов к избыточным кредитам по НДС, размер требований о возмещении, процедуры, которым следуют лица, подающие требования о возмещении, и время, необходимое налоговым органам для обработки возмещений. Исследование показало, что установленные законом сроки для возмещения имеют решающее значение, но часто не применяются на практике.

Задержки и неэффективность систем возмещения НДС часто являются результатом опасений, что системой могут злоупотреблять и она может быть подвержена мошенничеству. 18  Воодушевленные этой озабоченностью, многие страны приняли меры по смягчению и ограничению обращения к системе возмещения НДС, а также по тщательной процедурной проверке требований о возмещении. Это также является одной из причин, по которой в некоторых странах требование о возмещении НДС нередко автоматически приводит к дорогостоящему аудиту, что подрывает общую эффективность системы.

Doing Business  на примере компании TaxpayerCo. это местная компания, которая не ведет международную торговлю. Он осуществляет общепромышленную и коммерческую деятельность и работает уже второй год. Налогоплательщик Ко. соответствует порогу НДС для регистрации, а его ежемесячные продажи и ежемесячные операционные расходы фиксируются в течение года, что приводит к положительному исходящему НДС, подлежащему уплате в течение каждого отчетного периода. Сценарий тематического исследования был расширен и теперь включает капитальную покупку машины в июне месяце. Эти значительные капитальные затраты приводят к тому, что входящий НДС превышает исходящий НДС в июне месяце.

Результаты показывают, что на практике только 107 стран, охватываемых Doing Business , допускают возмещение НДС наличными в этом сценарии. В это число не входят 26 стран, не взимающих НДС, и пять стран, в которых покупка машины освобождена от НДС. 19  В некоторых странах право на получение немедленного денежного возмещения ограничено определенными типами налогоплательщиков, такими как экспортеры, посольства и некоммерческие организации. Так обстоит дело в 34 странах, включая Беларусь, Боливию, Колумбию, Доминиканскую Республику, Эквадор, Казахстан, Мали и Филиппины.

В других странах предприятиям разрешено требовать возмещения денежных средств только после переноса избыточного кредита на определенный период времени (например, четыре месяца). Остаток чистого НДС возвращается предприятию только после окончания этого периода. Так обстоит дело в 26 странах из 190, измеряемых рейтингом Doing Business .

Законодательство других стран как правило, с более слабыми административными или финансовыми возможностями для обработки денежных возмещений может не разрешить прямой возврат средств. Вместо этого налоговые органы требуют, чтобы предприятия переносили требования и засчитывали избыточную сумму в счет будущего исходящего НДС.

Что касается процедурных проверок, то в 77 из 107 стран, допускающих возмещение НДС наличными по сценарию Ведение бизнеса  , требование о возмещении НДС, вероятно, приведет к дополнительной проверке перед утверждением денежного возмещения НДС. возврат. Эффективные программы аудита и системы возмещения НДС неразрывно связаны между собой. Налоговые проверки (прямые и косвенные) различаются по объему и сложности: от полной проверки до , который обычно включает всестороннюю проверку всей информации, относящейся к расчету налоговых обязательств налогоплательщика за определенный период , ограниченную проверку, которая ограничивается конкретными вопросами налоговой декларации, или проверку по одному вопросу, которая ограничивается одним пунктом.

В Канаде, Дании, Италии и Норвегии запрос на возмещение НДС, скорее всего, приведет к проведению заочной проверки, которая требует меньшего взаимодействия с аудитором и меньшего количества документов. Напротив, в большинстве стран Африки к югу от Сахары, где, вероятно, будет проводиться проверка, налогоплательщики подвергаются выездной проверке, в ходе которой аудитор посещает помещения налогоплательщика.

Что касается формата запроса на возмещение НДС, то в 52 из 107 экономик причитающийся возврат НДС рассчитывается и запрашивается в рамках стандартной декларации по НДС, представляемой в каждом отчетном периоде. В других странах процедура запроса варьируется от подачи отдельного заявления, письма или формы на возмещение НДС до заполнения определенного раздела в декларации по НДС, а также подготовки некоторых дополнительных документов для обоснования претензии. В этих странах предприятия тратят в среднем 5,5 часов на сбор необходимой информации, расчет требования и подготовку заявления о возмещении и другой документации, прежде чем подавать их в соответствующий орган.

В целом, страны ОЭСР с высоким уровнем доходов являются наиболее эффективными в обработке возмещения НДС, в среднем 14,3 недели для обработки возмещения (включая некоторые страны, где, вероятно, будет проводиться аудит). Экономики в Европе и Центральной Азии также показывают хорошие результаты: среднее время обработки возмещения составляет 23,1 недели. Эти экономики обеспечивают возмещение таким образом, чтобы предприятия не подвергались ненужным административным расходам и пагубным воздействиям на денежные потоки.

Ведение бизнеса  данные также показывают положительную корреляцию между временем для соблюдения процесса возмещения НДС и временем для соблюдения подачи стандартной декларации по НДС и уплаты обязательств по НДС. Эта взаимосвязь указывает на то, что налоговые системы, которые сложнее соблюдать при подаче налоговой декларации, с большей вероятностью будут вызывать трудности на протяжении всего процесса.

Почему важны налоговые проверки?

Налоговые проверки играют важную роль в обеспечении соблюдения налогового законодательства. Тем не менее, налоговая проверка является одним из наиболее деликатных аспектов взаимодействия налогоплательщика и налогового органа. Это возлагает нагрузку на налогоплательщика в большей или меньшей степени в зависимости от количества и типа взаимодействий (выезд аудитора на место или посещение офиса налогоплательщиком) и уровня документации, запрошенной аудитором. Поэтому крайне важно наличие надлежащей правовой базы для обеспечения добросовестности при проведении проверок налоговыми органами. 20

Подход, основанный на оценке рисков, учитывает различные аспекты бизнеса, такие как историческое соответствие, специфические для отрасли и фирмы характеристики, соотношение долга и кредита для предприятий, зарегистрированных по НДС, и размер бизнеса, чтобы лучше оценить, какие предприятия наиболее склонны к уклонению от уплаты налогов. Одно исследование показало, что методы интеллектуального анализа данных для аудита, независимо от метода, выявляют больше налогоплательщиков, не соблюдающих требования, чем выборочные проверки. 21

Однако при подходе, основанном на оценке риска, точные критерии, используемые для выявления компаний, не соблюдающих требования, должны быть скрыты, чтобы помешать налогоплательщикам целенаправленно планировать, как избежать обнаружения, и допустить определенную степень неопределенности для добровольного соблюдения требований. 22   23  В большинстве стран существуют системы оценки рисков для выбора компаний для налоговых проверок, и основания, на которых эти компании выбираются, не раскрываются. Несмотря на то, что это процедура пострегистрации, стратегии аудита могут оказать существенное влияние на то, как компании подают и платят налоги. Для анализа проверок прямых налогов Ведение бизнеса Сценарий тематического исследования был расширен, чтобы предположить, что TaxpayerCo. допустила простую ошибку в расчете своих обязательств по подоходному налогу, что привело к неправильной декларации по корпоративному подоходному налогу и, следовательно, к недоплате причитающегося подоходного налога. Налогоплательщик Ко. обнаружил ошибку и добровольно уведомил налоговый орган. Во всех странах, взимающих корпоративный подоходный налог , только 10 из 190 налогоплательщиков не взимают налогоплательщиков, которые могут уведомить органы власти об ошибке, представить исправленную декларацию и любую дополнительную документацию (обычно письмо с объяснением ошибки и, в некоторых случаях, , измененная финансовая отчетность) и немедленно оплатить разницу. В среднем предприятия тратят 5,7 часа на подготовку измененной декларации и любых дополнительных документов, отправку файлов и оплату. В 76 странах ошибка в декларации о подоходном налоге, вероятно, подлежит дополнительной проверке (даже после немедленного уведомления налогоплательщиком).

В 37 странах эта ошибка приведет к всесторонней проверке декларации о подоходном налоге, что потребует от предприятий дополнительного времени. В большинстве случаев аудитор посещает помещение налогоплательщика. В среднем налоговым органам требуется около 83 дней для начала комплексной проверки. В этих случаях налогоплательщики потратят 24 часа на выполнение требований аудитора, пройдя несколько раундов взаимодействия с аудитором в течение 10,3 недель, и 8,1 недели будут ждать, пока аудитор вынесет окончательное решение по доначислению налога. В странах с высоким уровнем дохода ОЭСР и странах Центральной Азии существуют самые простые и простые процессы для исправления незначительной ошибки в декларации о подоходном налоге. В 28 странах ОЭСР с высоким уровнем дохода ошибка в декларации о подоходном налоге не вызывает дополнительных проверок со стороны налоговых органов. Налогоплательщики должны только представить измененную декларацию и, в некоторых случаях, дополнительную документацию и уплатить разницу в налогах. Страны Латинской Америки и Карибского бассейна больше всего страдают от длительного процесса исправления незначительной ошибки в декларации о подоходном налоге, поскольку в большинстве случаев это связано с аудитом, который требует от налогоплательщиков времени ожидания до вынесения окончательной оценки.

—————

ПРИМЕЧАНИЯ

1 ФИАС. 2009. «Налогообложение как государственное строительство: реформирование налоговых систем для политической стабильности и устойчивого экономического роста». Группа Всемирного банка, Вашингтон, округ Колумбия.
2  Опросы предприятий Всемирного банка (http://www.enterprisesurveys.org).
3 Джанков, Симеон, Тим Гансер, Карали Маклиш, Рита Рамальо и Андрей Шлейфер. 2010. «Влияние корпоративных налогов на инвестиции и предпринимательство». Американский экономический журнал: макроэкономика  2 (3): 31–64.
4  Ромер, Кристина и Дэвид Ромер. 2010. «Макроэкономические последствия налоговых изменений: оценки, основанные на новом показателе бюджетных шоков». American Economic Review  100: 763–801.
5 Хьюзинга, Гарри и Люк Лавен. 2008. «Международное перемещение прибыли внутри транснациональных корпораций: многострановая перспектива». Журнал общественной экономики  92: 1164–82.
6 Никодем, Гаэтан. 2008. «Корпоративный подоходный налог и экономические искажения». Рабочий документ CESifo 2477, CESifo Group, Мюнхен.
7 Хиббс, Дуглас А. и Виолета Пикулеску. 2010. «Налоговая терпимость и соблюдение налогового законодательства: как правительство влияет на склонность фирм к вхождению в неофициальную экономику». Американский журнал политических наук  54 (1): 18–33.
8  Международный налоговый диалог. 2007. «Налогообложение малых и средних предприятий». Справочный документ для Международной конференции по налоговому диалогу, Буэнос-Айрес, октябрь.
9 Файнзилбер, Пабло, Уильям Ф. Мэлони и Габриэль В. Монтес-Рохас. 2011. «Улучшает ли формальность производительность микрофирмы? Данные бразильской программы SIMPLES». Журнал экономики развития 94 (2): 262–76.
10 Берд, Ричард. 2010. «Умное налоговое администрирование». Экономическое помещение  (Всемирный банк) 36: 1–5.
11 Джанков, Симеон, Тим Гансер, Карали Маклиш, Рита Рамальо и Андрей Шлейфер. 2010. «Влияние корпоративных налогов на инвестиции и предпринимательство». Американский экономический журнал: макроэкономика  2 (3): 31–64.
12 Понтус Браунерхьельм и Йохан Э. Эклунд. 2014. «Налоги, налоговое административное бремя и формирование новых фирм». KYKLOS  67 (февраль): 1–11.
13  ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). 2017.  Сравнительная информация по ОЭСР и другим странам с развитой и развивающейся экономикой. Париж, Франция: ОЭСР.
14  IFC (Международная финансовая корпорация). 2018. «Улучшение налогового администрирования может увеличить частные инвестиции и ускорить экономическое развитие в Таджикистане». Международная финансовая корпорация, Вашингтон, округ Колумбия.
15 Саймонс, Сьюзен, Невилл Хоулетт и Катя Рамирес Алькантара. 2010.  Влияние соблюдения требований по НДС на бизнес . Лондон: ПвК.
16  ОЭСР (2014 г.), Тенденции потребительского налога в 2014 г.: НДС/НТУ и ставки акцизов, тенденции и вопросы политики, Издательство ОЭСР, Париж.
17 Грэм Харрисон и Рассел Крелов, 2005 г., «Возмещение НДС: обзор странового опыта», рабочий документ МВФ WB/05/218, Вашингтон, округ Колумбия,
18 Кин М., Смит С., 2007 г.