Положение о федеральной антимонопольной службе: Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 22.06.2022) «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»

Постановление Правительства РФ от 28.03.2008 N 217

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 марта 2008 г. N 217

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

В соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3259).

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ЗУБКОВ

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 28 марта 2008 г. N 217

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ

АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

1. Пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу). «.

2. Подпункт 5.2 изложить в следующей редакции:

«5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

5.2.1. форма представления в антимонопольный орган сведений при осуществлении сделок и (или) действий, подлежащих государственному контролю за экономической концентрацией;

5.2.2. по согласованию с Центральным банком Российской Федерации методика определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации и методика определения обоснованности цены, установленной занимающей доминирующее положение кредитной организацией, на услугу, не оказываемую иными финансовыми организациями;

5.2.3. порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (за исключением кредитной организации) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции;

5. 2.4. по согласованию с Центральным банком Российской Федерации порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения кредитной организации;

5.2.5. перечень документов и сведений, представляемых в антимонопольный орган хозяйствующими субъектами, имеющими намерение достигнуть соглашения, которое может быть признано допустимым в соответствии с антимонопольным законодательством;

5.2.6. форма представления в антимонопольный орган перечня лиц, входящих в одну группу лиц, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу;

5.2.7. формы актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства;

5.2.8. форма уведомления финансовыми организациями о всех соглашениях, достигнутых между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и иными организациями, за исключением соглашений, предусмотренных антимонопольным законодательством;

5.2.9. правила передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган;

5. 2.10. нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;».

3. В подпункте 5.3 слова «и надзору» исключить.

4. В подпункте 5.3.1 слова «и надзор» исключить.

5. Подпункт 5.3.1.5 исключить.

6. Подпункт 5.3.1.8 изложить в следующей редакции:

«5.3.1.8. за соответствием антимонопольному законодательству соглашений между хозяйствующими субъектами, которые могут быть признаны допустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством;».

7. Подпункт 5.3.1.9 исключить.

8. Дополнить подпунктом 5. 3.1.13 следующего содержания:

«5.3.1.13. за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары;».

9. Подпункты 5.3.2.2 и 5.3.2.3 изложить в следующей редакции:

«5.3.2.2. заключения о наличии или об отсутствии признаков ограничения конкуренции при введении, изменении таможенных тарифов или прекращении их действия и при введении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

5.3.2.3. предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о рекламе и законодательством о естественных монополиях;».

10. Дополнить подпунктом 5.3.2.6 следующего содержания:

«5.3.2.6. предложения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг и Центральный банк Российской Федерации о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращении действий, в случае если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;».

11. Подпункты 5.3.3.1 — 5.3.3.3 изложить в следующей редакции:

«5.3.3.1. создания, слияния и присоединения коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством;

5.3.3.2. сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций и правами в отношении коммерческих организаций, с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством;

5.3.3.3. предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления государственной или муниципальной помощи в случаях, установленных антимонопольным законодательством;».

12. Подпункты 5.3.5 и 5.3.6 изложить в следующей редакции:

«5.3.5. устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

5. 3.6. проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, обращается в установленном законодательством Российской Федерации порядке в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-разыскных мероприятий;».

13. Дополнить подпунктами 5.3.10 и 5.3.11 следующего содержания:

«5.3.10. возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе;

5.3.11. вносит в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий;».

14. Подпункт 5.4 изложить в следующей редакции:

«5.4. обобщает и анализирует практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, разрабатывает рекомендации по применению антимонопольного законодательства;».

15. Подпункт 6.8 изложить в следующей редакции:

«6.8. издавать индивидуальные правовые акты по отнесенным к компетенции Службы вопросам, в том числе приказы, определения, постановления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о естественных монополиях и законодательством о рекламе;».

Правовой статус, цели и задачи Федеральной антимонопольной службы



В статье рассматриваются функции и задачи федеральной антимонопольной службы, а также ее структура. Автором затрагиваются проблемы, возникающие у данного ведомства при выполнении своих полномочий, а также вносятся предложения по изменению ее правового статуса.

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, орган исполнительной власти, развитие конкуренции, контроль за размещением государственных заказов.

The article examines the functions and tasks of the federal antimonopoly service, as well as its structure. The author touches upon the problems that arise in this department in the performance of his powers, as well as proposals are made to change its legal status.

Keywords: antimonopoly legislation, executive authority, development of competition, control over the placement of government orders.

Среди органов исполнительной власти Федеральная антимонопольная служба России занимает особое место, поскольку является единственной сертифицированной службой, деятельность которой осуществляется в строгом соответствии с нормами международного права.

В настоящее время имеется всё необходимое для дальнейшего развития этой сферы. Грамотное проведение реформ в данной сфере способно помочь экономическим отраслям развиваться, используя опыт различных зарубежных государств, в т. ч. в сфере внедрения инноваций.

К основным задачам можно отнести поддержку товарных отношений между субъектами на базе здоровой конкуренции и предпринимательства, выявление, создание ограничений, и пресечение монополий, а также проведение проверок за соблюдением правильности применения законодательства в сферах развития конкуренции, рекламы, естественных монополий, а также услуг для государственных нужд.

Необходимо отметить, что за время своего существования орган, исполняющий данные функции, много раз менял не только свое наименование, но и соответствующий статус в системе органов исполнительно власти, что влекло за собой различные объемы полномочий, и соответственно задачи и функций, не всегда связанные только со словом «конкуренция».

Так, в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР», родоначальником антимонопольной службы являлся Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

Возглавлял данный комитет Черногородский Валерий Петрович. Численность сотрудников данной структуры в то время составляла 150 сотрудников. Кроме того, в тот момент введено временное положение о государственном комитете по антимонопольной политике, которое утвердили Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 сентября 1990 года № 344.

Несколько позднее, в 1992 году, для обеспечения развития конкуренции уже в Российской Федерации было принято и утверждено новое положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Таким образом, введение дополнительных задач повлекло за собой и увеличение сотрудников аппарата до 350 работников основного состава.

Вместе с тем, в рамках проведения реформирования органов исполнительной власти, 22.09.1998г. принят указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», которым упразднены несколько структур, а именно Государственный антимонопольный комитет РФ, Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте, Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий в области связи.

Задачу по объединению функций и полномочий указанных служб возложили на Министерство Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), главой которого стал Геннадий Максимович Ходырев, в мае 1999 года Илья Артурович Южанов. Однако, спустя несколько лет, а именно 9 марта 2004г. вновь принято решение о ликвидации Министерства и разделении полномочий между другими ведомствами.

В связи с этим, функции контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также деятельностью естественных монополий перешли к образовавшейся Федеральной антимонопольной службе. Возглавил вновь созданную структуру Артемьев Игорь Юрьевич.

Новое Положение о Федеральном антимонопольном органе было утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 331.

Таким образом, Федеральная антимонопольная служба представляет собой орган исполнительной власти, который выполняет действия по принятию нормативных правовых актов и контролирующий соблюдение антимонопольного законодательства, закона в области работы субъектов естественных монополий, контролированию за воплощением зарубежных инвестиций в общество, имеющее стратегическое значение для обеспечения защиты страны и сохранности государства.

Основными целями деятельности федеральной антимонопольной службы России можно назвать пресечение монопольной политики среди организаций и учреждений государства, а также строгое придерживание общих правил торговли, обороны и торговли, отвечающих международным стандартам качества.

Кроме этого, задачей деятельности антимонопольного органа также является создание благоприятной среды не только для российских производителей, но и для сотрудничества с иностранными организациями.

Таким образом, благотворное влияние государства стимулирует «здоровую» конкуренцию среди предпринимателей, которая в свою очередь приводит к совершенствованию торговых отношений. Следовательно, как в состязании рождается истина, так и конкуренция усовершенствует механизмы производства и оказания услуг.

Способом достижения целей деятельности антимонопольной службы служат контроль за размещением государственных заказов, предотвращение вынесения требований к участникам торгов, искусственно ограничивающих конкуренцию.

Можно прийти к выводу о том, что четкое выполнение своих функций и соответственно достижение поставленных задач улучшит рынок товаров и услуг Российской Федерации и поднимет его конкурентоспособность.

Таким образом, учитывая опыт прошлой разветвленности антимонопольного органа, Правительством Российской Федерации принято решение об основании единой структуры Федеральной антимонопольной службы.

В связи с этим, все контрольные направления разделены на различные сферы применения и подчиняются заместителям руководителя федеральной антимонопольной службы.

Кроме десяти заместителей руководителя также введена должность статс-секретаря, каждый из которых курирует определенную область антимонопольного контроля.

В результате разделения соответствующих полномочий получилась структура, действующая в настоящее время.

Таким образом, сформированная структура федеральной антимонопольной службы существенно отличается от устройства деятельности Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

При этом, вышеуказанное четкое разделение и распределение сфер антимонопольного контроля на отдельные блоки, разграничение ответственности за руководство управлениями способствовало выявлению нарушений и пробелов в работе органов ФАС.

В настоящее время, численность головного подразделения Федеральной антимонопольной службы составляет более 600 человек.

Помимо сотрудников центрального аппарата, в стране организовано 84 территориальных подразделения органов Федеральной антимонопольной службы, которые наделены полномочиями по осуществлению контроля за антимонопольным законодательством в пределах одного или нескольких субъектов Российской Федерации.

В связи с этим, в настоящее время, численность сотрудников службы по регионам составляет более двух тысяч человек.

Таким образом, Федеральная антимонопольная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако, до сих пор остается вопрос, касающийся необходимости совершенствования правового положения Федеральной антимонопольной службы, в части придания ей особого статуса, поскольку, являясь федеральным органом исполнительной власти, имея особые контрольные функции по отношению к таким же структурам, обладает при этом лишь статусом федеральной службы, а не Министерством, как до 2004г.

При том, необходимо отметить, что до создания Федеральной антимонопольной службы, контроль осуществлялся Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, вследствие чего руководитель данного ведомства входил в состав Правительства РФ.

Кроме того, с самого начала своего существования данное ведомство обеспечивало государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства не только организациями и физическими лицами, но и органами местного самоуправления, органами власти субъектов РФ, федеральными исполнительными органами власти.

Таким образом, являясь по сути таким же, как и другие структуры, исполнительным органом власти, антимонопольная служба, в рамках своих особых полномочий, выдает предписания, привлекает к ответственности должностных лиц иных федеральных органов исполнительной власти.

В связи с этим, в своей работе Федеральная антимонопольная служба нередко сталкивается с прямым противодействием со стороны других органов исполнительной власти при осуществлении своих функций.

Таким образом, вопрос координации деятельности ведомств и министерств с учетом специфики возложенных функций по сей день остается открытым.

В целях придания Федеральной антимонопольной службе самостоятельности и независимости, необходимо внесение кардинальных изменений, касающихся прежде всего правового статуса, а именно закрепить подконтрольность данного ведомства непосредственно Президенту РФ, установить норму о том, что руководитель назначается и освобождается от полномочий Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Литература:

1. Закон РСФСР от 14.07.1990 «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» // «Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР», 1990, N 7, ст. 100

2. Постановление Совмина РСФСР от 10.09. 1990 N 344 «Вопросы Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» // «СП РСФСР», 1991, N 2, ст. 12

3. Указ Президента РФ от 22.09.1998 N 1142 (ред. от 25.05.1999) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // «Российская газета», N 182, 23.09.1998, «Собрание законодательства РФ», 28.09.1998, N 39, ст.4886.

4. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.02.2018) «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» // «Российская газета», N 162, 31.07.2004, «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3259.

5. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О защите конкуренции» // «Российская газета», N 162, 27.07.2006, «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434, «Парламентская газета», N 126–127, 03.08.2006.

Основные термины (генерируются автоматически): Федеральная антимонопольная служба, исполнительная власть, Российская Федерация, антимонопольная политика, антимонопольное законодательство, антимонопольная служба, образ, орган, поддержка новых, структура.

Антимонопольные сайты по всему миру

Сайты доступны на английском языке, если не указано иное. В странах, где английский не является официальным языком, англоязычная версия сайта может не включать весь контент, доступный на других языковых версиях сайта. Сайтам в других странах может потребоваться дополнительное время для загрузки.

А Б С Д Е Ф Г Ч я Дж К л М
Н О Р В Р С Т У В Вт х Д З

Албания
Антимонопольное управление

Американский антимонопольный институт
AAI Веб-сайт

Американская ассоциация адвокатов
Секция антимонопольного законодательства

Armenia
Государственная комиссия по защите экономической конкуренции

Азиа-инфекция Экономическое сотрудничество
Конкуренция и закон о конкуренции и законе Database

6666666669
.
Комиссия по конкуренции и защите прав потребителей
Национальный совет по конкуренции

Австрия
Федеральное агентство по конкуренции

Azerbaijan
State Service for Antimonopoly Policy and Consumer Rights’ Protection

Barbados
Fair Trading Commission

Bosnia & Herzegovina
Competition Council

Botswana
The Competition Authority

Brazil
Council for Экономическая защита (CADE)

Болгария
Комиссия по защите конкуренции

Канада
Бюро по конкуренции
Трибунал соревнований

Карибское сообщество (Caricom)
Комиссия по конкуренции

Нормандские острова .

Китай
Антимонопольное бюро Государственной администрации по регулированию рынка (SAMR) (только на китайском языке)

Колумбия
Управление промышленности и торговли (только на испанском языке)

Общий рынок Восточной и Южной Африки (COMESA)
Комиссия по конкуренции

Коста-Рика
Комиссия по развитию конкуренции (COPROCOM) 9055ish только 90Spanish6

Хорватия
Агентство по защите конкуренции

Кипр
Комиссия по защите конкуренции

Чешская Республика
Управление по защите конкуренции

Denmark
Competition and Consumer Authority

Dominican Republic
Comisión De Competencia RD (Spanish only)

Ecuador
Superintendent for the Control of Market Power

El Salvador
Superintendence of Competition

Эстония
Департамент конкуренции

Европейская зона свободной торговли (ЕАСТ)
Надзорный орган ЕАСТ

Европейский союз
Генеральный директор по конкуренции (DG-COMP)

Фарерские острова
Управление по конкуренции Фареза

FIJI
Соревнования по конкуренции и потребительский комиссия


Awardeth Главное управление по конкурентной политике, делам потребителей и борьбе с мошенничеством

Грузия
Грузия Агентство по конкуренции

Германия
Управление картеля (Bundeskartellamt)

Греция
Комиссия по соревнованию соревнований

(Greenland
Authorcy Authorinie

Hondras 669
Domision Authorciation

Hondras 669
Authorming Authorciation

Hondras 669
Authorcy Authorinie

Honduras 669
Demision Authorciation

Honduras 66667.

Гонконг
Комиссия по конкуренции (HKCC)

Венгрия
Орган по конкуренции

Исландия
Управление по конкуренции

Индия
Комиссия по конкуренции (CCI)

Индонезия
Комиссия по надзору за бизнесом (KPPU)

Международная конкурентная сеть
.
Антимонопольное управление

Ямайка
Комиссия по справедливой торговле

Япония
Комиссия по справедливой торговле (JFTC)

Jersey
Competition Regulatory Authority

Jordan
Competition Directorate, Ministry of Industry and Trade

Kenya
Competition Authority

Korea
Korea Fair Trade Commission

Kosovo
Kosovo Competition Commission

Латвия
Совет по конкуренции

Лихтенштейн
Управление народного хозяйства (German only)

Lithuania
Competition Council

Luxembourg
Competition Council (French only)
Ministry of the Economy and Foreign Commerce (French only)

Macedonia
Commission for по защите конкуренции

Малайзия
Комиссия по конкуренции (MyCC)

Мальта
Департамент защиты прав потребителей и конкуренции

Mauritius
Competition Commission (CCM)

Mexico
Comisión Federal de Competencia Económica (COFECE)
Federal Telecommunications Institute (IFETEL)

Morocco
Competition Council

Namibia
Competition Commission

Новая Зеландия
Комиссия по торговле

Никарагуа
Национальный институт содействия конкуренции (только на испанском языке)

Норвегия
Управление по конкуренции

Организация для экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
Закон о конкуренции и политика

Пакистан
Комиссия по конкуренции

Pap

Перу
Национальный институт защиты конкуренции и интеллектуальной собственности (INDECOPI)

Philippines
Competition Commission

Poland
Office of Competition and Consumer Protection (OCCP)

Portugal
Competition Authority

Romania
Competition Council

Russian Federation
Federal Antimonopoly Service

Сингапур
Комиссия по конкуренции

Словакия
Антимонопольное управление

Slovenia
Competition Protection Office

South Africa
Competition Commission
Competition Tribunal

Spain
Competition Commission (CNC)

Sweden
Competition Authority

Taiwan
Fair Trade Commission

Танзания
Комиссия по добросовестной конкуренции

Таиланд
Управление торговой комиссии по конкуренции

Тунис
Совет по конкуренции

Турция
Управление по конкуренции

Соединенное Королевство
Управление по соревнованиям и развитию
9669966

9966 9966

9966

966

966

966 9006 9006 9006 9006 9006 9006 9006 9006 9006 9006 9006 9006 DARIE Комиссия по модернизации
Национальная ассоциация генеральных прокуроров

Уругвай
Министерство экономики и финансов: Защита прав потребителей

Вьетнам
Совет по конкуренции Вьетнама

Западноафриканское экономическое и монетарное союз
WAEMU Commission

Всемирная торговая организация (WTO)
Между торговой политикой

Yemen 66667. и предотвращение монополий и коммерческого мошенничества

Замбия
Замбия Комиссия по конкуренции и защите прав потребителей

Зимбабве
Комиссия по конкуренции и тарифам

 

 

 

Антимонопольное законодательство и вы

Многие потребители никогда не слышали об антимонопольных законах, но соблюдение этих законов экономит потребителям миллионы и даже миллиарды долларов в год. Федеральное правительство обеспечивает соблюдение трех основных федеральных антимонопольных законов, и в большинстве штатов также есть свои собственные. По сути, эти законы запрещают деловую практику, которая необоснованно лишает потребителей преимуществ конкуренции, что приводит к повышению цен на товары и услуги.

Три основных федеральных антимонопольных закона:

  • Антимонопольный закон Шермана
  • Закон Клейтона
  • Закон о Федеральной торговой комиссии.

Следующая информация об этих законах взята из руководства Antitrust Enforcement and Consumer Guide.

Антимонопольный закон Шермана

Этот закон объявляет вне закона все контракты, комбинации и сговоры, необоснованно ограничивающие межгосударственную и внешнюю торговлю. Это включает в себя соглашения между конкурентами о фиксировании цен, фальсификации ставок и распределении клиентов, которые наказуемы как уголовные преступления.

Закон Шермана также объявляет преступлением монополизацию любой части торговли между штатами. Незаконная монополия существует, когда одна фирма контролирует рынок продукта или услуги и получила эту рыночную власть не потому, что ее продукт или услуга превосходит другие, а путем подавления конкуренции антиконкурентным поведением.

Закон, однако, не нарушается просто тогда, когда активная конкуренция одной фирмы и более низкие цены отнимают продажи у ее менее эффективных конкурентов; в этом случае конкуренция работает правильно.

Закон Клейтона

Этот закон представляет собой гражданский закон (не предусматривающий уголовных наказаний), который запрещает слияния или поглощения, способные снизить конкуренцию. В соответствии с этим законом правительство оспаривает те слияния, которые могут привести к повышению цен для потребителей. Все лица, рассматривающие возможность слияния или поглощения сверх определенного размера, должны уведомить как Антимонопольный отдел, так и Федеральную торговую комиссию. Закон также запрещает другие методы ведения бизнеса, которые могут нанести ущерб конкуренции при определенных обстоятельствах.

Закон о Федеральной торговой комиссии

Этот закон запрещает недобросовестные методы конкуренции в торговле между штатами, но не предусматривает уголовных наказаний. Он также создал Федеральную торговую комиссию для контроля за нарушениями закона.

Связанные правонарушения

Антимонопольный отдел также часто использует другие законы для борьбы с незаконными действиями, возникающими в результате поведения, сопровождающего нарушения антимонопольного законодательства или иным образом влияющего на конкурентный процесс, а также правонарушений, связанных с честностью антимонопольного или связанного с ним расследования, включая законы которые запрещают ложные заявления в федеральные агентства, лжесвидетельство, воспрепятствование правосудию, заговоры с целью обмана Соединенных Штатов и мошенничество с использованием почты и телеграфа.