Содержание
Заказчикам по 223-ФЗ необходимо срочно внести изменения в Положение о закупке!
06.05.2022
16 апреля 2022 г. приняты и вступили в силу положения федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — закон № 223-ФЗ) о сроках оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
В статье 3 закона № 223-ФЗ теперь установлено следующее правило:
«5.3. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги должен составлять не более семи рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, а также если иной срок оплаты установлен заказчиком в положении о закупке.
5.4. При установлении заказчиком сроков оплаты, отличных от сроков оплаты, предусмотренных частью 5.3 настоящей статьи, в положение о закупке включаются конкретные сроки оплаты и (или) порядок определения таких сроков, а также устанавливается перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых применяются такие сроки оплаты.»
Иной срок (порядок определения срока) может быть установлен заказчиком в Положении о закупке, например, следующим образом (приведем цитаты из Положений о закупке и договоров отдельных заказчиков):
«Заказчик в полном объеме оплачивает оказанные Исполнителем Услуги в первый рабочий четверг по истечении 60 календарных дней с даты подписания акта об оказании Услуг» или
«При заключении договора по результатам закупки у единственного поставщика, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги может быть установлен в соответствии с предложением поставщика. »
Отдельные заказчики поспешили внести изменения в Положения о закупке без какого-либо анализа новых требований и рисков. У большинства получилось примерно следующее:
«Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги должен составлять не более 30 рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги. Такой срок оплаты установлен в отношении следующих товаров, работ, услуг:
- Юридические, бухгалтерские услуги, оказание аудиторских услуг, услуг по обучению или проведению деловых встреч, семинаров.
- Выполнение работ по строительству, реконструкции, текущему и капитальному ремонту.
- Поставка труб, фасонных частей, запорной арматуры, комплектов заделки стыков.
- Выполнение работ по проектированию, организации проведения, регистрации заключения экспертизы промышленной безопасности.
- Обслуживание опасных производственных объектов.
- Медицинские услуги…».
Вопрос, который может возникнуть у органов Прокуратуры при такой формулировке: является ли срок «не более 30 рабочих дней» конкретным сроком оплаты, требуемым в ч. 5.4 ст. 3 закона № 223-ФЗ. Ответ, скорее всего, будет отрицательный. То есть фраза «не более» не позволяет считать срок оплаты конкретным. Такой подход будет усугубляться в случаях установления срока оплаты «не более 60 рабочих дней», «не более 90 рабочих дней» и т.п. Известен случай, когда заказчик установил срок оплаты в проекте договора «в течение 360 (Трёхсот шестидесяти) календарных дней после выполнения Подрядчиком работ, приёмки Заказчиком выполненных работ», что контрольный орган посчитал неустановлением срока оплаты и нарушением требований к содержанию документации о закупке (решение Московского областного УФАС по делу № 07-32-33801/18, № 07-32-33802/18 от 14.12.2018). В случае явного несоответствия условий в Положении о закупке требованиям законодательства, заказчик может получить протест или предостережение от контролирующих органов с требованием о внесении изменений в Положение о закупке.
Правильнее, на наш взгляд, установить в Положении о закупке срок оплаты, например, в 30 рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги для конкретного перечня ТРУ. А в проекте договора предусмотреть право на досрочную оплату поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Некоторые заказчики включили в свои Положения перечень товаров, работ, услуг со специальными сроками оплаты с указанием кодов ОКПД2. Такой подход представляется избыточным, накладывающим на заказчика не предусмотренные законом ограничения. Обязанности сопоставлять товары, работы, услуги с кодами ОКПД2 в части установления специальных сроков оплаты в законе № 223-ФЗ нет.
Если по договору у заказчика предусмотрена авансовая оплата или иной порядок оплаты, не связанный с приемкой товаров, работ, услуг, не нарушает ли такой вариант (например, по договору на добровольное медицинское страхование) требования ч. 5.3 ст. 3 закона № 223-ФЗ? Законодатель не предусмотрел другие возможные варианты формулировки условий о сроке и (или) порядке оплаты в договорах, и, формально, авансовая оплата и иные условия осуществления платежа также должны быть предусмотрены в Положении о закупке или в законодательстве (например, Постановление Правительства РФ от 04.04.2000 № 294 «Об утверждении Порядка расчетов за природный газ»). Некоторые заказчики уже внесли условия об авансовой оплате в свои Положения о закупке. Цитируем:
«Оплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения договора осуществляется в порядке и в сроки, которые оговариваются сторонами в договорах, при этом заказчик вправе включить в договор один из перечисленных ниже способов оплаты:
- предварительная оплата в размере 100% полного или частичного объема товара, полного или отдельного этапа работы, услуги;
- отсрочка платежа в течение 30 календарных дней после поставки полного или частичного объема товара, полного или отдельного этапа работы, услуги.
Следующий вопрос, который волнует заказчиков, работающих по закону № 223-ФЗ: возможно ли применение административной ответственности в связи с оплатой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в сроки более 7 рабочих дней до внесения изменений в Положение о закупке? Действующая на 06.05.2022 редакция КоАП устанавливает такую ответственность только в связи с нарушением сроков оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом МСП — часть 9 статьи 7.32.3 КоАП.
Не предусмотрено также административной ответственности за нарушение требований к содержанию Положения о закупке. Однако если не привести Положение о закупке в соответствие с новыми требованиями до 1 октября 2022 г., то такое Положение считается не размещенным в ЕИС. В этом случае возможно применение административной ответственности за неосуществление закупок по закону о контрактной системе № 44-ФЗ в отсутствие размещенного в ЕИС Положения о закупке.
В данном обзоре мы постарались проанализировать не только новые требования закона № 223-ФЗ в части сроков оплаты по договорам, но и практику реализации этих норм в Положениях о закупке различных заказчиков, а также возможные риски, связанные с внесением и невнесением необходимых изменений в Положение о закупке.
Более подробно узнать обо всех изменениях законодательства о корпоративных закупках, лучших практиках работы заказчиков, получить ответы на конкретные индивидуальные вопросы можно на курсах и семинарах учебного центра «Финконт» в мае 2022 г.
Организация закупок товаров, работ, услуг в соответствии с 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (40 часов очно)
Практика закупок по ФЗ-223. Закупки с приоритетом. Закупки у субъектов МСП. Контроль ФАС России (16 часов очно, 8 заочно; для повторного обучения)
Практика закупок по ФЗ-223. Закупки с приоритетом. Закупки у субъектов МСП. Контроль ФАС России
Специалист в сфере закупок для обеспечения корпоративных нужд (в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») (40 часов очно, 235 дистанционно)
Материал подготовлен преподавателем АНО УМЦ «Финконт», к.э.н. Богацкой С.Г.
223-ФЗ. Правовая основа закупки товаров, работ, услуг
1 октября 2022 года истекает срок, когда заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», должны утвердить и разместить в ЕИС положение о закупке, учитывающее изменения, внесенные в 2022 году федеральными законами от 16.04.2022 № 104-ФЗ, от 16.04.2022 № 109-ФЗ, от 11.06.2022 № 160-ФЗ.
Остановимся подробнее на каждом из них.
В Законе № 223-ФЗ закрепили максимальный срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги
Теперь по общему правилу срок оплаты по договору не должен превышать 7 рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги. Другой срок может быть предусмотрен законодательством РФ, Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Также заказчик получил право самостоятельно установить в положении о закупке иной срок оплаты. Для этого в положение о закупке ему необходимо включить конкретные сроки оплаты и (или) порядок их определения, а также перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых они применяются.
В качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, теперь можно представлять независимую гарантию.
Гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, теперь именуется не банковской, а независимой.
Независимая гарантия должна быть выдана гарантом, предусмотренным ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 05. 04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Важно! С 1 апреля 2023 года в рамках 223-ФЗ заказчиком будут приниматься только те гарантии, которые включены в реестр независимых гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Предоставляемая гарантия должна содержать ряд обязательных условий, в частности о сроке ее действия. Такой срок устанавливается не менее одного месяца с даты окончания срока подачи заявок (для обеспечения заявок) и не менее одного месяца с даты окончания срока исполнения основного обязательства (для обеспечения договора).
Гарантия для обеспечения договора не должна содержать условие о представлении гаранту судебных актов в подтверждение неисполненных обязательств.
С 1 октября 2022 года Постановлением Правительства РФ от 09. 08.2022 № 1397 вводятся единые требования к независимым гарантиям для участия субъектов МСП в электронных конкурентных закупках в соответствии с Законом № 223-ФЗ.
Важно! Несоответствие независимой гарантии, предоставленной участником закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, установленным требованиям является основанием для отказа в принятии ее заказчиком!
При осуществлении любых конкурентных закупок заказчик также вправе предусмотреть в положении о закупке требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора, при проведении любой конкурентной закупки, по аналогии с требованиями к такой гарантии, предоставляемой при закупках среди СМП.
Уточнены требования к закупочным комиссиям
Руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок стали обязаны при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25. 12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Кроме того, теперь членами комиссии не могут стать не только лица, поименованные в ч. 7.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ:
— физические лица с личной заинтересованностью в закупке, в частности лица, состоящие в трудовых отношениях с участниками закупки;
— участники (акционеры) организаций, которые подали заявки, члены их органов управления, кредиторы, ‒
но и лица, определенные заказчиком в положении о закупке.
В заключение отметим, что до 1 октября 2022 года у заказчиков осталось совсем немного времени, чтобы привести положения о закупке в соответствие с новыми правилами.
В противном случае, положение о закупке по состоянию на 1 октября 2022 года считается не размещенными в ЕИС.
На закупки, которые были начаты до размещения в ЕИС обновленного Положения о закупке, новые правила не распространяются.
По вопросу, как внести изменения в положение о закупке по Закону № 223-ФЗ, рекомендуем ознакомиться с решением, подготовленным специалистами компании Консультант Плюс: Готовое решение: Как внести изменения в положение о закупке по Закону № 223-ФЗ (КонсультантПлюс, 2022) {КонсультантПлюс}
Автор: ведущий эксперт-юрист «ЧТО ДЕЛАТЬ КОНСАЛТ» Оксана Шафигулина
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-67462 от 18 октября 2016 г.
Контакты редакции: +7 (495) 784-73-75, [email protected]
Закупки – Управление инвестициями – Годовой отчет ОАО «Федеральная пассажирская компания» за 2016 год
Согласно реестру закупок, в 2016 году ФПК добилась экономии на закупках в размере 314 млн руб.
Закупочная деятельность в ФПК регулируется корпоративным Положением о закупках товаров, работ и услуг. Документ основан на следующих нормативных правовых актах Российской Федерации:
- Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
- Постановления Правительства РФ;
- иные документы, принимаемые в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ.
4 756 договоров, заключенных ФПК в 2016 году на общую сумму 25,1 млрд руб. млрд без НДС, в том числе договоры на общую сумму 7,0 млрд руб. без НДС с ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (ТВЗ) (ведущий производитель подвижного состава) и ОАО «РЖД» (ремонт и техническое обслуживание вагонов, услуги Росжелдорснаба).
В отчетном периоде по результатам торгов заключено
- 881 договор на общую сумму 14,7 млрд рублей без учета НДС, или 59% от общей цены договоров;
- цена договоров с единым поставщиком (исполнителем, исполнителем) составила 3,3 млрд руб., или 13% от общей стоимости договоров.
Постоянное сотрудничество ФПК с Российской корпорацией малого и среднего бизнеса (Корпорация РСМБ) Корпорация РСМБ выступает в качестве института развития для поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ). созданы благоприятные условия для участия субъектов МСП в закупках Компании.
В торгах на закупку товаров, работ, услуг с участием только субъектов МСП в 2016 году подано 1 058 заявок.
Годовой объем закупок ФПК у МСП составил 42,4% от совокупной годовой стоимости контрактов.
Годовой объем закупок АО «ФПК» у субъектов МСП путем торгов или иных процедур закупок, предусмотренных Положением о закупках, только с участием субъектов МСП составил 18,4% от совокупной годовой стоимости договоров.
ФПК осознает свою ключевую роль в развитии малого и среднего бизнеса в России и стремится из года в год увеличивать их долю в закупках.
Для справки: годовые закупки у МСП должны составлять не менее 18% от совокупной годовой стоимости договоров, заключенных заказчиком на торгах. Совокупная годовая стоимость договоров, заключенных заказчиком и субъектами МСП на торгах, проводимых в соответствии с пунктом 4б Постановления Правительства Российской Федерации № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, и Услуги отдельных видов юридических лиц. должна составлять не менее 10% от совокупной годовой стоимости договоров, заключенных заказчиком на торгах.
Либерализация и цифровизация государственных закупок в России
Йогеш Шарма
Йогеш Шарма
Глобальная информация о тендерах на BidDetail.
com — Bizway Solutions Pvt Ltd
Опубликовано 16 июля 2021 г.
+ Подписаться
Практика и законодательство в области государственных закупок в России в последнее время развивались очень быстро, после долгого времени сложных и обременительных процедур государственных закупок, влекущих за собой обвинения в крупномасштабной коррупции и растрате огромного количества государственных средств, Россия приняла недавний Закон о регулировании государственных закупок, который в основном определяется Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и № 223-ФЗ* (О государственных компаниях) «О закупках товаров, услуг, работ для федеральных, государственных и муниципальных образований и исполнении контрактов».
Недавние поправки и внедрение электронных закупок (электронные торги, электронные аукционы, электронные реверсивные аукционы) делают закупки более прозрачными, доступными, эффективными и подотчетными для ограничения коррупции и фаворитизма. Он также способствует более открытой и менее обременительной конкуренции для потенциальных поставщиков и подрядчиков из России, близлежащих стран региона и других частей мира, хотя недавние поправки в 2021 году ограничили примерно 250 позиций, которые должны быть зарезервированы в рамках квот только для товаров российского происхождения. будут закупаться российским государством, муниципалитетами и государственными предприятиями.
Российские государственные закупки составляют около 20% (очень значительный процент) их внутреннего потребления, что составляет около 350 миллиардов долларов США в год.
Закупки в России доступны в режиме онлайн через централизованную платформу Zakupki и платформы и технологии многих частных поставщиков услуг электронных закупок. Есть много частных лиц, которые расширяют услуги по содействию и поддержке торгов местным российским компаниям и международным компаниям для успешной подачи своих предложений и размещения предложений, помощи и поддержки на стадии контракта.
Существуют различные платформы, которые предлагают последние Российские тендеры Онлайн, например, Zakupki, Biddetail и т. д. BidDetail также предлагает глобальные и международные онлайн-тендеры из разных стран, а также около полумиллиона глобальных онлайн-тендеров. Ежедневно они публикуют 40 000 свежих и последних глобальных тендеров в Интернете со всего мира, включая тендеры и уведомления о контрактах из России, а также информируют по электронной почте об определенных продуктах и услугах, предпочитаемых в процессе их регистрации на этой платформе.
Россия также начала оцифровывать свои Уведомления о контрактах, которые также охватываются Zakupki и Biddetail. Информация о присуждении контрактов содержит подробную информацию об Участвующих и Победивших участниках торгов, а также сведения об их ценовых предложениях.
Такие последние онлайн-тендеры в России и уведомление о контрактах в Интернете очень важны для компаний, которые хотят вести крупномасштабный бизнес в России и расширяться до этой очень большой страны и региона, на что в основном влияют услуги и продукты, принятые в России.