Положение о закупках 223 фз: 5. Положение о закупке \ КонсультантПлюс

Заказчикам по 223-ФЗ необходимо срочно внести изменения в Положение о закупке!

06.05.2022


16 апреля 2022 г. приняты и вступили в силу положения федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — закон № 223-ФЗ) о сроках оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.


В статье 3 закона № 223-ФЗ теперь установлено следующее правило:


«5.3. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги должен составлять не более семи рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, а также если иной срок оплаты установлен заказчиком в положении о закупке.


5.4. При установлении заказчиком сроков оплаты, отличных от сроков оплаты, предусмотренных частью 5.3 настоящей статьи, в положение о закупке включаются конкретные сроки оплаты и (или) порядок определения таких сроков, а также устанавливается перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых применяются такие сроки оплаты.»


Иной срок (порядок определения срока) может быть установлен заказчиком в Положении о закупке, например, следующим образом (приведем цитаты из Положений о закупке и договоров отдельных заказчиков):


«Заказчик в полном объеме оплачивает оказанные Исполнителем Услуги в первый рабочий четверг по истечении 60 календарных дней с даты подписания акта об оказании Услуг» или


«При заключении договора по результатам закупки у единственного поставщика, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги может быть установлен в соответствии с предложением поставщика. »


Отдельные заказчики поспешили внести изменения в Положения о закупке без какого-либо анализа новых требований и рисков. У большинства получилось примерно следующее:


«Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги должен составлять не более 30 рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги. Такой срок оплаты установлен в отношении следующих товаров, работ, услуг:

  1. Юридические, бухгалтерские услуги, оказание аудиторских услуг, услуг по обучению или проведению деловых встреч, семинаров.
  2. Выполнение работ по строительству, реконструкции, текущему и капитальному ремонту.
  3. Поставка труб, фасонных частей, запорной арматуры, комплектов заделки стыков.
  4. Выполнение работ по проектированию, организации проведения, регистрации заключения экспертизы промышленной безопасности.
  5. Обслуживание опасных производственных объектов.
  6. Медицинские услуги…».


Вопрос, который может возникнуть у органов Прокуратуры при такой формулировке: является ли срок «не более 30 рабочих дней» конкретным сроком оплаты, требуемым в ч. 5.4 ст. 3 закона № 223-ФЗ. Ответ, скорее всего, будет отрицательный. То есть фраза «не более» не позволяет считать срок оплаты конкретным. Такой подход будет усугубляться в случаях установления срока оплаты «не более 60 рабочих дней», «не более 90 рабочих дней» и т.п. Известен случай, когда заказчик установил срок оплаты в проекте договора «в течение 360 (Трёхсот шестидесяти) календарных дней после выполнения Подрядчиком работ, приёмки Заказчиком выполненных работ», что контрольный орган посчитал неустановлением срока оплаты и нарушением требований к содержанию документации о закупке (решение Московского областного УФАС по делу № 07-32-33801/18, № 07-32-33802/18 от 14.12.2018). В случае явного несоответствия условий в Положении о закупке требованиям законодательства, заказчик может получить протест или предостережение от контролирующих органов с требованием о внесении изменений в Положение о закупке.


Правильнее, на наш взгляд, установить в Положении о закупке срок оплаты, например, в 30 рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги для конкретного перечня ТРУ. А в проекте договора предусмотреть право на досрочную оплату поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.


Некоторые заказчики включили в свои Положения перечень товаров, работ, услуг со специальными сроками оплаты с указанием кодов ОКПД2. Такой подход представляется избыточным, накладывающим на заказчика не предусмотренные законом ограничения. Обязанности сопоставлять товары, работы, услуги с кодами ОКПД2 в части установления специальных сроков оплаты в законе № 223-ФЗ нет.


Если по договору у заказчика предусмотрена авансовая оплата или иной порядок оплаты, не связанный с приемкой товаров, работ, услуг, не нарушает ли такой вариант (например, по договору на добровольное медицинское страхование) требования ч. 5.3 ст. 3 закона № 223-ФЗ? Законодатель не предусмотрел другие возможные варианты формулировки условий о сроке и (или) порядке оплаты в договорах, и, формально, авансовая оплата и иные условия осуществления платежа также должны быть предусмотрены в Положении о закупке или в законодательстве (например, Постановление Правительства РФ от 04.04.2000 № 294 «Об утверждении Порядка расчетов за природный газ»). Некоторые заказчики уже внесли условия об авансовой оплате в свои Положения о закупке. Цитируем:


«Оплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения договора осуществляется в порядке и в сроки, которые оговариваются сторонами в договорах, при этом заказчик вправе включить в договор один из перечисленных ниже способов оплаты:

  1. предварительная оплата в размере 100% полного или частичного объема товара, полного или отдельного этапа работы, услуги;
  2. отсрочка платежа в течение 30 календарных дней после поставки полного или частичного объема товара, полного или отдельного этапа работы, услуги.


Следующий вопрос, который волнует заказчиков, работающих по закону № 223-ФЗ: возможно ли применение административной ответственности в связи с оплатой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в сроки более 7 рабочих дней до внесения изменений в Положение о закупке? Действующая на 06.05.2022 редакция КоАП устанавливает такую ответственность только в связи с нарушением сроков оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом МСП — часть 9 статьи 7.32.3 КоАП.


Не предусмотрено также административной ответственности за нарушение требований к содержанию Положения о закупке. Однако если не привести Положение о закупке в соответствие с новыми требованиями до 1 октября 2022 г., то такое Положение считается не размещенным в ЕИС. В этом случае возможно применение административной ответственности за неосуществление закупок по закону о контрактной системе № 44-ФЗ в отсутствие размещенного в ЕИС Положения о закупке.


В данном обзоре мы постарались проанализировать не только новые требования закона № 223-ФЗ в части сроков оплаты по договорам, но и практику реализации этих норм в Положениях о закупке различных заказчиков, а также возможные риски, связанные с внесением и невнесением необходимых изменений в Положение о закупке.


Более подробно узнать обо всех изменениях законодательства о корпоративных закупках, лучших практиках работы заказчиков, получить ответы на конкретные индивидуальные вопросы можно на курсах и семинарах учебного центра «Финконт» в мае 2022 г.


Организация закупок товаров, работ, услуг в соответствии с 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (40 часов очно)


Практика закупок по ФЗ-223. Закупки с приоритетом. Закупки у субъектов МСП. Контроль ФАС России (16 часов очно, 8 заочно; для повторного обучения)


Практика закупок по ФЗ-223. Закупки с приоритетом. Закупки у субъектов МСП. Контроль ФАС России


Специалист в сфере закупок для обеспечения корпоративных нужд (в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») (40 часов очно, 235 дистанционно)


Материал подготовлен преподавателем АНО УМЦ «Финконт», к.э.н. Богацкой С.Г.

223-ФЗ. Правовая основа закупки товаров, работ, услуг

1 октября 2022 года истекает срок, когда заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», должны утвердить и разместить в ЕИС положение о закупке, учитывающее изменения, внесенные в 2022 году федеральными законами от 16.04.2022 № 104-ФЗ, от 16.04.2022 № 109-ФЗ,  от 11.06.2022 № 160-ФЗ.

Остановимся подробнее на каждом из них.

В Законе № 223-ФЗ закрепили максимальный срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги

Теперь по общему правилу срок оплаты по договору не должен превышать 7 рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги. Другой срок может быть предусмотрен законодательством РФ, Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Также заказчик получил право самостоятельно установить в положении о закупке иной срок оплаты. Для этого в положение о закупке ему необходимо включить конкретные сроки оплаты и (или) порядок их определения, а также перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых они применяются.

В качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, теперь можно представлять независимую гарантию. 

Гарантия, предоставляемая в качестве  обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, теперь именуется не банковской, а независимой.

Независимая гарантия должна быть выдана гарантом, предусмотренным ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 05. 04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Важно! С 1 апреля 2023 года в рамках 223-ФЗ заказчиком будут приниматься только те гарантии, которые включены в реестр независимых гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Предоставляемая гарантия должна содержать ряд обязательных условий, в частности о сроке ее действия. Такой срок устанавливается не менее одного месяца с даты окончания срока подачи заявок (для обеспечения заявок) и не менее одного месяца с даты окончания срока исполнения основного обязательства (для обеспечения договора).

Гарантия для обеспечения договора не должна содержать условие о представлении гаранту судебных актов в подтверждение неисполненных обязательств.

С 1 октября 2022 года Постановлением Правительства РФ от 09. 08.2022 № 1397 вводятся единые требования к независимым гарантиям для участия субъектов МСП в электронных конкурентных закупках в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Важно! Несоответствие независимой гарантии, предоставленной участником закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, установленным требованиям является основанием для отказа в принятии ее заказчиком!

При осуществлении любых конкурентных закупок заказчик также вправе предусмотреть в положении о закупке требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора, при проведении любой конкурентной закупки, по аналогии с требованиями к такой гарантии, предоставляемой при закупках среди СМП.

Уточнены требования к закупочным комиссиям

Руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок стали обязаны при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25. 12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Кроме того, теперь членами комиссии не могут стать не только лица, поименованные в ч. 7.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ:

— физические лица с личной заинтересованностью в закупке, в частности лица, состоящие в трудовых отношениях с участниками закупки;

— участники (акционеры) организаций, которые подали заявки, члены их органов управления, кредиторы, ‒

но и лица, определенные заказчиком в положении о закупке.

В заключение отметим, что до 1 октября 2022 года у заказчиков осталось совсем немного времени, чтобы привести положения о закупке в соответствие с новыми правилами.

В противном случае, положение о закупке по состоянию на 1 октября 2022 года считается не размещенными в ЕИС.

На закупки, которые были начаты до размещения в ЕИС обновленного Положения о закупке, новые правила не распространяются.

По вопросу, как внести изменения в положение о закупке по Закону № 223-ФЗ, рекомендуем ознакомиться с решением, подготовленным специалистами компании Консультант Плюс: Готовое решение: Как внести изменения в положение о закупке по Закону № 223-ФЗ (КонсультантПлюс, 2022) {КонсультантПлюс}

Автор: ведущий эксперт-юрист «ЧТО ДЕЛАТЬ КОНСАЛТ» Оксана Шафигулина

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-67462 от 18 октября 2016 г.
Контакты редакции: +7 (495) 784-73-75, [email protected]

Закупки – Управление инвестициями – Годовой отчет ОАО «Федеральная пассажирская компания» за 2016 год

Согласно реестру закупок, в 2016 году ФПК добилась экономии на закупках в размере 314 млн руб.

Закупочная деятельность в ФПК регулируется корпоративным Положением о закупках товаров, работ и услуг. Документ основан на следующих нормативных правовых актах Российской Федерации:

  • Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  • Постановления Правительства РФ;
  • иные документы, принимаемые в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ.

4 756 договоров, заключенных ФПК в 2016 году на общую сумму 25,1 млрд руб. млрд без НДС, в том числе договоры на общую сумму 7,0 млрд руб. без НДС с ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (ТВЗ) (ведущий производитель подвижного состава) и ОАО «РЖД» (ремонт и техническое обслуживание вагонов, услуги Росжелдорснаба).

В отчетном периоде по результатам торгов заключено

  • 881 договор на общую сумму 14,7 млрд рублей без учета НДС, или 59% от общей цены договоров;
  • цена договоров с единым поставщиком (исполнителем, исполнителем) составила 3,3 млрд руб., или 13% от общей стоимости договоров.

Постоянное сотрудничество ФПК с Российской корпорацией малого и среднего бизнеса (Корпорация РСМБ) Корпорация РСМБ выступает в качестве института развития для поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ). созданы благоприятные условия для участия субъектов МСП в закупках Компании.

В торгах на закупку товаров, работ, услуг с участием только субъектов МСП в 2016 году подано 1 058 заявок.

Годовой объем закупок ФПК у МСП составил 42,4% от совокупной годовой стоимости контрактов.

Годовой объем закупок АО «ФПК» у субъектов МСП путем торгов или иных процедур закупок, предусмотренных Положением о закупках, только с участием субъектов МСП составил 18,4% от совокупной годовой стоимости договоров.

ФПК осознает свою ключевую роль в развитии малого и среднего бизнеса в России и стремится из года в год увеличивать их долю в закупках.

Для справки: годовые закупки у МСП должны составлять не менее 18% от совокупной годовой стоимости договоров, заключенных заказчиком на торгах. Совокупная годовая стоимость договоров, заключенных заказчиком и субъектами МСП на торгах, проводимых в соответствии с пунктом 4б Постановления Правительства Российской Федерации № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, и Услуги отдельных видов юридических лиц. должна составлять не менее 10% от совокупной годовой стоимости договоров, заключенных заказчиком на торгах.

Либерализация и цифровизация государственных закупок в России

Йогеш Шарма

Йогеш Шарма

Глобальная информация о тендерах на BidDetail.

com — Bizway Solutions Pvt Ltd

Опубликовано 16 июля 2021 г.

+ Подписаться

Практика и законодательство в области государственных закупок в России в последнее время развивались очень быстро, после долгого времени сложных и обременительных процедур государственных закупок, влекущих за собой обвинения в крупномасштабной коррупции и растрате огромного количества государственных средств, Россия приняла недавний Закон о регулировании государственных закупок, который в основном определяется Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и № 223-ФЗ* (О государственных компаниях) «О закупках товаров, услуг, работ для федеральных, государственных и муниципальных образований и исполнении контрактов».

Недавние поправки и внедрение электронных закупок (электронные торги, электронные аукционы, электронные реверсивные аукционы) делают закупки более прозрачными, доступными, эффективными и подотчетными для ограничения коррупции и фаворитизма. Он также способствует более открытой и менее обременительной конкуренции для потенциальных поставщиков и подрядчиков из России, близлежащих стран региона и других частей мира, хотя недавние поправки в 2021 году ограничили примерно 250 позиций, которые должны быть зарезервированы в рамках квот только для товаров российского происхождения. будут закупаться российским государством, муниципалитетами и государственными предприятиями.

Российские государственные закупки составляют около 20% (очень значительный процент) их внутреннего потребления, что составляет около 350 миллиардов долларов США в год.

Закупки в России доступны в режиме онлайн через централизованную платформу Zakupki и платформы и технологии многих частных поставщиков услуг электронных закупок. Есть много частных лиц, которые расширяют услуги по содействию и поддержке торгов местным российским компаниям и международным компаниям для успешной подачи своих предложений и размещения предложений, помощи и поддержки на стадии контракта.

Существуют различные платформы, которые предлагают последние Российские тендеры  Онлайн, например, Zakupki, Biddetail и т. д. BidDetail также предлагает глобальные и международные онлайн-тендеры из разных стран, а также около полумиллиона глобальных онлайн-тендеров. Ежедневно они публикуют 40 000 свежих и последних глобальных тендеров в Интернете со всего мира, включая тендеры и уведомления о контрактах из России, а также информируют по электронной почте об определенных продуктах и ​​услугах, предпочитаемых в процессе их регистрации на этой платформе.

Россия также начала оцифровывать свои Уведомления о контрактах, которые также охватываются Zakupki и Biddetail. Информация о присуждении контрактов содержит подробную информацию об Участвующих и Победивших участниках торгов, а также сведения об их ценовых предложениях.

Такие последние онлайн-тендеры в России и уведомление о контрактах в Интернете очень важны для компаний, которые хотят вести крупномасштабный бизнес в России и расширяться до этой очень большой страны и региона, на что в основном влияют услуги и продукты, принятые в России.