Содержание
Четыре новых региона включены в перечень субъектов РФ: что теперь поменяется
Согласно ранее подписанным федеральным конституционным законам о вхождении этих территорий в состав России, ДНР и ЛНР в составе России сохранят статус республик и свои прежние названия, государственным языком будет русский. Запорожская и Херсонская области также войдут в состав РФ в качестве отдельных субъектов Федерации — они останутся областями.
Напомним, что президент 30 сентября подписал вместе с руководством ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей договоры о вхождении их в РФ в качестве новых регионов. Конституционный суд 2 октября счел документы соответствующими Основному Закону государства. После этого Госдума и Совфед единогласно ратифицировали договоры и приняли проекты федеральных конституционных законов (ФКЗ) о вхождении в состав страны новых территорий и образовании в ее составе новых субъектов. Затем Владимир Путин подписал весь пакет. «Российская газета» опубликовала эти документы.
Напомним, главное, что меняется.
Насколько выросла страна?
В России теперь 89 регионов, ее население увеличилось почти на 6,2 млн человек и составляет более 152 млн человек. Площадь РФ увеличилась более чем на 100 тысяч квадратных километров.
Как будет решаться вопрос с гражданством?
Жителям новых территорий будут выдавать российские паспорта. Исключение будет сделано для лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство. В таком случае отказнику дадут вид на жительство в РФ, чтобы он смог свободно проживать в своем регионе.
Что будет с ранее выданными документами?
Выданные властями регионов и Украиной документы об образовании, трудовом стаже, праве на пенсию, социальную и медпомощь будут признаны Россией.
Какие социальные и имущественные гарантии получают жители новых регионов?
Гарантируются права на получение пособий и иных соцвыплат, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством РФ. Новые граждане РФ должны будут и безболезненно реализовать свои имущественные права. До 1 января госрегистрация прав на недвижимость будет возможна на основании документов, выданных Украиной и республиками Донбасса.
Какие деньги будут в ходу?
Рубль станет денежной единицей в новых субъектах РФ, а обращение гривны будет возможным до 31 декабря 2022 года.
Как будет организована власть?
До 1 июня 2023 года в новых республиках и областях будут созданы территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. А в течение шести месяцев предстоит образовать городские и муниципальные округа в регионах и определить границы муниципальных образований.
Органы представительной и законодательной власти будут избраны через год — во второе воскресенье сентября, а до этого продолжат работу действующие. При этом врио глав регионов будут назначены президентом России в течение 10 дней после завершения официальных юридических процедур по одобрению и ратификации всех законов.
В Совет Федерации от Донецкой и Луганской народных республик войдут по два сенатора, а от Запорожской и Херсонской областей — сначала только по одному (от исполнительных органов власти).
Что будет дальше?
Юридическое оформление — только начало. Теперь предстоит большая работа в сфере экономической, финансовой, социальной интеграции. Необходимо сформировать общее правовое поле. Согласно публикуемым документам, до 1 января 2026 года — в течение переходного периода — будет проходить интеграция новых регионов в РФ.
Поделиться:
Внутренняя политикаПрезидентПоправки в Конституцию РФ
Новые субъекты России кратко называют ЛДНРЗХО / Политика / Независимая газета
Голосования в Госдуме за расширение РФ прошли с подавляющим единогласием. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Госдума подавляющим большинством голосов ратифицировала четыре международных договора о вступлении в состав России четырех новых регионов. Это субъекты РФ с 86-го по 89-й, то есть ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области, которым для краткости уже придумали аббревиатуру – ЛДНРЗХО. В тот же день, 3 октября, депутаты проголосовали за четыре конституционных закона, которые устанавливают особенности интеграции данных территорий. И наконец разъяснился и вопрос о границах РФ на западном направлении. Пока они остаются неподконтрольными российским властям, а значит, это еще предстоит сделать либо по итогам сражений, либо по результатам переговоров.
Представлять договора с ЛДНРЗХО в Госдуму пришел министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Его речь по аналогии с выступлением президента России 30 сентября в Кремле также была наполнена историческими отсылками.
Однако Лавров в завершение своего выступления позволил себе намек на то, что нынешняя порция нормативных актов, может быть, и не последняя. Председатель Госдумы Вячеслав Володин поблагодарил главу МИДа за то, что в этот раз тот выступил не как дипломат, который всегда предлагает читать между строк. Спикер также заявил, что «единственная возможность спасти жителей, проживающих на территории четырех субъектов – ЛНР, ДНР, Запорожской области, Херсонской области, – это воссоединение, вступление в состав РФ».
ЛДНРЗХО при вступлении в Россию сохраняют свои статусы. 86-й и 87-й субъекты РФ будут по-прежнему называться республиками, а 88-й и 89-й останутся областями. Именно поэтому пока от Запорожья и Херсона будет по одному сенатору от их исполнительной власти. ДНР и ЛНР направят в Совет Федерации сразу по паре своих представителей. Однако выборы пройдут уже сентябре 2023 года, так что численность верхней палаты еще вырастет. Представительство же в Госдуме возникнет только в 2026 году, так что пока руководство нижней палаты определило для ЛДНОЗХО четверых координаторов.
Договор с новыми территориями депутаты ратифицировали подавляющим числом голосов – каждый раз цифра была более 400. Примерно такие же результаты показали думские табло и по каждому из четырех конституционных законов о создании нового субъекта РФ. Их представил в качестве официального уполномоченного президента РФ глава комитета ГД по конституционному законодательству Павел Крашенинников. Вопросов к нему не возникло, но именно потому, что на единственный по-настоящему главный из них ответ появился еще в первой половине дня. Это, конечно, был вопрос о новых границах России на западном направлении – в тех частях, которые располагаются в Украине.
Напомним, что пресс-секретарь президента Дмитрий Песков с утра несколько запутал ситуацию, пояснив, что в Запорожской и Херсонской областях координаты границы еще надо будет дополнительно обсудить с гражданами. А вот ДНР и ЛНР, дескать, принимаются в РФ в пределах, установленных еще в 2014-м. Что это означает, Песков так и не пояснил. В результате по итогам заседания профильного комитета Крашенинников и уточнил: это значит, что республики распространяют свой суверенитет на всю площадь бывших Донецкой и Луганской областей Украины. Запорожье и Херсон также никогда не отказывались от своих размеров.
Это означает, что часть России формально является оккупированной, а стало быть, в дело вступает гарант Конституции, одна из задач которого – принимать меры по сохранению целостности страны. А вот как президент это сделает – через продолжение спецоперации или переговорные процедуры, – скоро и станет понятно.
субъектов Российской Федерации | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Алтайский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Белгородская область
Брянская область
Чеченская Республика
Челябинская область
Чукотский автономный округ
Чувашская Республика
город Севастополь
Город Санкт-Петербург
Иркутская область
Ивановская область
Еврейская автономная область
Кабардино-Балкарская Республика
Калининградская область
Калужская область
Камчатский край
Карачаево-Черкесская Республика
Кемеровская область — Кузбасс
Хабаровский край
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Кировская область
Республика Коми
Костромская область
Краснодарский край
Красноярский край
Курганская область
Курская область
Ленинградская область
Липецкая область
Магаданская область
Москва
Московская область
Мурманская область
Ненецкий автономный округ
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Орловская область
Оренбургская область
Пензенская область
Пермский край
Приморский край
Псковская область
Республика Адыгея
Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Крым
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Республика Калмыкия
Республика Карелия
Республика Хакасия
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Северная Осетия-Алания
Республика Саха (Якутия)
Республика Татарстан
Республика Тыва
Республика Удмуртия
Ростовская область
Рязанская область
Сахалинская область
Самарская область
Саратовская область
Смоленская область
Ставропольский край
Свердловская область
Тамбовская область
Томская область
Забайкальский край
Тульская область
Тверская область
Тюменская область
Ульяновская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
Ямало-Ненецкий автономный округ
Ярославская область
Статья 65 1. В состав Российской Федерации входят следующие субъекты Российской Федерации: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика; Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край; Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Челябинская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецк Область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область , Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Томская область, Тверская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ярославская область; Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — города федерального значения; Еврейская автономная область; Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. 2. Прием в состав Российской Федерации и создание в ней нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Статья 66 1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики. 2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. , принятый законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. 3. По предложению органов законодательной и исполнительной власти автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. 4. Отношения между автономным округом в составе края или области могут регулироваться федеральным законом или договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области. 5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и в соответствии с федеральным конституционным законом. Статья 67 1. К территории Российской Федерации относятся территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. 2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными федеральным законом, и нормами международного права. 3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены по их взаимному согласию. Статья 68 1. Русский язык является государственным на всей территории Российской Федерации. 2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти и местного самоуправления, государственных учреждениях республик они используются совместно с государственным языком Российской Федерации. 3. Российская Федерация гарантирует всем своим народам право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития. Статья 69 Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами и соглашениями Российской Федерации. Статья 70 1. Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и правила официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы определяется федеральным законом. Статья 71 К ведению Российской Федерации относятся:
Статья 72 1. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся:
2. Положения настоящей статьи в равной степени действуют для республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей или автономных округов. Статья 73 Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Статья 74 1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин и иных барьеров для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. 2. Ограничения на передачу товаров и услуг могут быть введены в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Статья 75 1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и выпуск других валют в России не допускаются. 2. Защита и обеспечение устойчивости рубля является основной задачей Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. 3. Система налогов, уплачиваемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. 4. Государственные займы выдаются в порядке, установленном федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. Статья 76 1. По вопросам ведения Российской Федерации федеральные конституционные законы и федеральные законы принимаются и имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. 2. По вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации. 3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. 4. Вне пределов ведения Российской Федерации, предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономные области или автономные округа осуществляют самостоятельную правовое регулирование, в том числе принятие законов и иных нормативных актов. 5. Законы и иные акты законодательства субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и актом, изданным в Российской Федерации, применяется федеральный закон. 6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, применяется нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. Статья 77 1. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей или автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно и в соответствии с принципами конституционного строя Российской Федерации. Российской Федерации и общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти, закрепленные федеральным законом. 2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъекты Российской Федерации составляют единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Статья 78 1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. 2. Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передать им выполнение части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральные законы. |