В этом разделе мы разместили основные документы, которые используются при получении допусков СРО в сфере строительства, проектирования и сзысканий. Этих документов достаточно чтобы получить информацию о порядке работы СРО, об ответственности СРО и их членов, необходимости вступления в СРО, порядке вступления, видах работ и взносах.
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 688/пр от 6 апреля 2017 года «О порядке ведения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, включения в такие реестры сведений о физических лицах и исключения таких сведений, внесения изменений в сведения о физических лицах, включенные в такие реестры, а также о перечне направлений подготовки в области строительства»
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 г. N 559 об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов
Большой пакет изменений в различных законодательных актах о саморегулировании, существенно меняющий порядок работы саморегулируемых организации и оформления допусков в сфере строительства. Обзор изменений, которые вносит закон доступен здесь: Обзор основных изменений, вносимых в градостроительный кодекс ФЗ №372-ФЗ от 03.07.2016
В соответствии с ч.1 ст.55.8 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) «Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам».Разъяснение: может ли невнесение информации о выданном свидетельстве о допуске в Единый реестр членов СРО, который ведет НОСТРОЙ, быть основанием для признания допуска СРО недействительным.
Основной нормативный акт, регламентирующий саморегулирование в строительстве, проектировании и изысканиях. Содержит порядок работы и функции СРО, ответственность за нарушения правил работы для СРО и их членов, размеры взносов в компенсационный фонд.
Регламентирует понятия особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.
Регламентирует минимально необходимые требования к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов.
www.reestr-sro.ru
Принцип свободы предпринимательской или иной профессиональной деятельности закреплен в Российской Федерации законодательно. Именно поэтому на территории нашего государства функционирует множество организаций, которые реализуют свою деятельность без постороннего вмешательства. Некоторые положения 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" будут рассмотрены в этой статье.
Саморегулированием, согласно статье 2 представленного нормативного акта, именуют инициативную и самостоятельную деятельность, осуществляемую субъектами предпринимательской или любой другой профессиональной сферы. Представители саморегулируемой области занимаются формированием стандартов и различных правил. Стоит также отметить, что в компетенцию рассматриваемых лиц входит контроль над реализацией установленных требований.
Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются различные юридические и физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке и легально реализующие свою деятельность в строгом соответствии с российским Гражданским кодексом. Согласно же статье 3 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", субъекты объединяются в специальные инстанции, созданные на некоммерческой основе. О порядке их функционирования будет рассказано далее.
Что является предметом саморегулирования у представленных субъектов? Несмотря на некоммерческий характер, основной целью деятельности организации является предпринимательская. При этом любое объединение, действующее на самостоятельной основе, должно сформировать ряд важных требований и правил для реализации своего функционирования. Так, необходимо четко обозначить методы дисциплинарного воздействия, обеспечить информационную открытость, установить ряд запретов на незаконные виды деятельности и т. д.
Согласно статье 5 Федерального закона № 315 "О саморегулируемых организациях", любые объединения самостоятельной и независимой деятельности должны базироваться на принципе членства субъектов. При этом сведения о таковом подлежат внесению в Единый федеральный реестр о деятельности юридических лиц и ИП. Сам реестр должен содержать следующие сведения:
О том, чем именно должны заниматься саморегулируемые организации, будет рассказано далее.
В статье 6 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" обозначен основной функционал рассматриваемых субъектов. Необходимо выделить:
Отдельно стоит рассказать про полномочия рассматриваемых субъектов, в частности, отметить возможность оспаривания действий государственных органов, принятие участия в обсуждении проектов, внесение предложений по модернизации организационной деятельности и т. д.
В статьях 8-24 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" рассказывается о принципах функционирования самостоятельных и независимых предприятий. Закрепляются способы имущественной ответственности и отдельные ограничения прав соответствующих должностных лиц. В статье 16 говорится о необходимости своевременно созывать членское собрание, а в статье 17 – о важности деятельности коллегиального управленческого органа.
Несмотря на независимый статус, рассматриваемые предприятия находятся под контролем государства. Именно поэтому представители исполнительной ветви власти имеют возможность осуществлять контрольно-оценочную деятельность в отношении этих объединений.
Стоит также выделить изменения в законе. Последняя редакция 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" от 2016 года дополнилась поправкой к статье 5, в которой говорится о необходимости предоставления членами предприятий сведений о себе.
fb.ru
Основным нормативно-правовым актом, устанавливающим правовой статус СРО в Российской Федерации, является федеральный закон N 315-ФЗ от 01.12.2007 «О саморегулируемых организациях» (далее просто «Закон о саморегулируемых организациях»).
При этом, естественно, есть и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность некоммерческих партнерств в отдельных сферах профессиональной деятельности. Например, деятельность СРО в сфере рекламы регламентируется еще и законом «О рекламе». А СРО арбитражных управляющих опирается на закон «О несостоятельности(банкротстве)»
Закон 315 стал мощным фундаментом для создания правовой базы большинства саморегулируемых организаций. Но при этом он не регламентирует деятельность СРО в сфере ценных бумаг. Для этих организаций предусмотрена своя нормативная база: Гражданский кодекс РФ, Постановление ФКЦБ РФ от 01.07.1997 № 24 , ФЗ «О рынке ценных бумаг», ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
Согласно общепринятым нормам вступление и членство в некоммерческих партнерствах дело сугубо добровольное. Но ч. 2 ст. 5 ФЗ-315 оставляет законотворцам право устанавливать обязательное членство в СРО федеральными законами. Отсюда не возникает противоречия, когда мы видим попытки законодателя заменить лицензируемую деятельность альтернативой — саморегулированием и допусками СРО.
На данный момент обязательное участие в СРО должны принимать:
Такое положение, по началу, вызывало немало вопросов у профессиональных участников рынка. Некоторые даже обращались в Конституционный Суд за разъяснением.
Гражданину Меженцеву А.Г., например, было непонятно как ст. 30 Конституции РФ сочетается с п. 1 ст. 20 ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)». Конституция говорит о том, что ни один гражданин не может принудительно вступать и прибывать в каком-либо объединении. А ФЗ обратно устанавливает требование об обязательном членстве в СРО.
Конституционный суд РФ разъяснил, что арбитражный управляющий обладает особым публично-правовым статусом. Этот статус позволяет предъявлять к нему повышенные требования. В том числе и требования вступления в СРО, как профессиональную организацию, также разделяющую ответственность вместе с арбитражным управляющим.
После аргументированного ответа вопросы исчезли. Заниматься деятельностью, подпадающей под контроль саморегулирования, можно только в качестве члена СРО.
.
Поделитесь с друзьями!
sro.dicaster.ru
Деятельность СРО регламентируют следующие документы:
Законодательные акты и нормативные правовые документы.
Федеральный закон «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. от 01.07.2017 г.)
Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.07.2016 N 372-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
Федеральный закон о внесении изменений в статью 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 18.06.2017 г. № 126-ФЗ.
Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ.
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ.
Федеральный закон «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ.
Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ.
Нормативные правовые документы, утвержденные ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций» от 29.09.2008 г. № 724.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, техническисложных и уникальных объектов» от 11.05.2017 N 559.
Постановление Правительства РФ «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» от 15.05.2017 N 570.
Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» от 21.06.2010 г. № 468.
Постановление Правительства Российской Федерации «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» от 01.02.2006 г. № 54.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому надзору» от 29.01.2007 г. № 37.
Приказ РОСТЕХНАДЗОРА «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» от 16.02.2017 г. № 58. Приказ РОСТЕХНАДЗОРА «О внесении изменений в Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1128» от 09.11.2017 N 470. Приказ Минстроя России от 06.04.2017 г. № 688/пр. «О порядке ведения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, включения в такие реестры сведений о физических лицах и исключения таких сведений, внесения изменений в сведения о физических лицах, включенные в такие реестры, а также о перечне направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства».
Приказ Минстроя России от 13.10.2017 г. № 1427/пр. «О внесении изменений в перечень направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства, утвержденный приказом Минстроя России от 06.04.2017 г. № 688/пр.»Методические рекомендации по страхованию гражданской ответственности членов саморегулируемой организации, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство. (Одобрены Минрегионом России. Протокол от 27.02.2010г.) Приказ Министерства строительства и жилищного хозяйства РФ от 10.04.2017 № 700/пр «Об утверждении Порядка уведомления саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, членом указанной СРО о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, договорам подряда на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров».
ИНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Документы национальной системы стандартизации в области строительства (перечень).
www.npsd.ru
В 2007 году в России был принят закон о саморегулируемых организациях (СРО) (ФЗ от 01 декабря 2007 г. N 315-ФЗ), устанавливающий требования к некоммерческим партнерствам, в которые входят юридические и физические лица. Например, членство в СРО обязательно по законодательству для физических лиц и организаций, ведущих оценочную и аудиторскую деятельность, строительных фирм, арбитражных управляющих.
Принятие закона о СРО означало переход от государственного регулирования этих видов профессиональной деятельности путем выдачи лицензий к саморегулированию, то есть большая часть полномочий по контролю перешла от органов государственной власти к некоммерческим партнерствам, которые получили статус СРО.
Что же необходимо для того, чтобы партнерство получило статус СРО?
Прежде всего, следует заметить, что самим Законом установлено, что в организации, претендующей на включение в Реестр, должно состоять не менее 100 субъектов профессиональной деятельности или не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности. Однако по различным отраслям существуют различия по количеству членов в партнерстве.
Так, например, для строителей существуют СРО в области строительства, в области проектных работ и в сфере выполнения инженерных изысканий. Для создания строительных СРО необходимо иметь 100 членов с лицензиями или допусками к работам, для проектных и изыскательских — 50 организаций, имеющих определенные законодательством лицензии или допуски.
Для создания такого партнерства в оценочной деятельности, согласно Закону об оценочной деятельности, в состав объединения должно входить не менее трехсот занимающихся оценочной деятельностью физических лиц.
Аудиторам, чтобы создать свое объединение, отвечающее требованиям Закона, необходимо объединение более 700 физических лиц или более 500 юридических лиц, соответствующих требованиям законодательства к членству в таком объединении.
Требование к СРО, в которые объединены арбитражные управляющие, такое — наличие не менее 100 членов, которые соответствуют требованиям к кандидатуре управляющего.
Как видно из приведенных данных, несмотря на прописанное в Законе требование о количестве членов в партнерстве, по отдельным видам деятельности оно может меняться и быть значительно жестче (например, у оценщиков и аудиторов).
Кроме того, Законом предусмотрено наличие у партнерства, претендующего на присвоение статуса саморегулируемой организации, определенной управленческой структуры, осуществляющей контроль и наблюдение за действиями своих членов, а также стандартов и правил, которыми руководствуются в своей деятельности члены объединения.
Что же прописано в законе о правах, функциях и обязанностях СРО? Или другими словами, чем, собственно, должна заниматься саморегулируемая организация?
Это, прежде всего, разработка стандартов, которые должны соблюдать в своей деятельности участники партнерства, контролирование деятельности членов объединения, применение дисциплинарных взысканий, прием жалоб на действия участников партнерства.
Прежде всего, к правам относится разработка предложений по вопросам саморегулирования и представление их в органы государственной власти. У партнерства, включенного в реестр саморегулируемых организаций, есть право оспаривать различные постановления государственных органов и запрашивать в этих органах информацию, необходимую для своей деятельности.
Саморегулируемая организация должна осуществлять свои функции, прописанные в Законе. Кроме того, Законом установлен список информации, которую СРО может предоставлять в различные инстанции или публиковать на своем сайте. Например: сведения о составе членов, об обеспечении ответственности членов, о наложении дисциплинарных взысканий или исключении участников, о величине компенсационного фонда и т.д.
Помимо основных моментов (требования к объединениям, претендующим на статус СРО, обязанности, права и функции), в законе отражается также ряд других моментов, необходимых для ведения деятельности партнерства. Это, например, подробное описание того, как объединение должно контролировать своих членов и применять к ним различные дисциплинарные санкции, способы формирования имущества организации и обеспечение ответственности участников объединения перед заказчиками услуг путем формирования так называемого компенсационного фонда. Кроме того, указан порядок формирования управленческой структуры партнерства и возлагаемые на нее функции. И, наконец, отражен порядок исключения организации из Реестра.
Как видно из вышесказанного, данный закон практически полностью регламентирует деятельность некоммерческих партнерств, имеющих статус СРО, путем подробного описания мельчайших подробностей деятельности объединения — от создания и включения в Реестр до ликвидации.
Соответственно, исходя из указанных положений, каждая конкретная СРО разрабатывает уже требования к своим членам и осуществляет контроль выполнения данных требований. Контроль осуществляется в виде плановой (периодичность указана в Положении о членстве) или внеплановой проверки. Внеплановая проверка проводится, как правило, на основании жалобы, поступившей от фирмы или частного лица на действия члена партнерства.
Кроме этого, партнерство может проводить для своих членов обучающие семинары по изменениям в законодательстве, учредительных документах объединения, а также нормативно-методические семинары, предназначенные для повышения квалификации участвующих.
На первый взгляд кажется, что переход от госрегулирования к регулированию внутри самой отрасли имеет больше положительных моментов, в том числе более оперативное принятие нормативно-методических актов для каждого вида деятельности, наличие возможностей для повышения квалификации участников объединения, уменьшение бюрократических проволочек для входа на рынок.
Однако с момента принятия закона прошел относительно небольшой промежуток времени, чтобы делать конкретные выводы. Тем не менее следует отметить, что законом установлены более четкие правила создания профессиональных объединений и ведения того или иного вида деятельности, что уже является положительным моментом. В качестве отрицательных моментов можно отметить наличие влияния человеческого фактора при проверке членов профессионального объединения. То есть при рассмотрении жалобы нельзя исключать предвзятого отношения проверяющего. Кроме того, проверяющий сам может осуществлять данную деятельность, что не исключает недобросовестной конкуренции. Да личную неприязнь нельзя сбрасывать со счетов.
Тем не менее, даже наличие отрицательных моментов не умаляет положительных характеристик саморегулирования. Кроме того, по мере дальнейшего развития регулирования внутри отрасли и выявления различных недостатков может возникнуть потребность корректирования закона о саморегулируемых организациях.
1bankrot.ru
С чего начиналось строительное саморегулирование в России? Парадоксально, но с приказа. Постановлением перейти на новый способ регулирования стал 315-й Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» (СРО). Это решение было принято государством как альтернатива лицензированию, и безусловно оправдало предпринятый риск.
Но судить об этом можно только сейчас – спустя 7 лет после принятия Закона. Тогда, в 2007 году, когда подготовка к строительству была как оформление лицензии МЧС, никто толком не верил в то, что система приживётся.
Более того, сложно было представить себя в рамках европейской модели, никогда раньше не применяемой в российском бизнесе.
Каждый ФЗ требует иллюстраций. А когда речь идёт о революционном нововведении, то и подробного мануала со схемами. Строителями Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» был воспринят неоднозначно – с одной стороны, это приказ. С другой стороны – требует от строителей самостоятельности. Так почему бы не позволить оставить всё по-старому?
Но государство неспроста выводит своих подопечных из зоны комфорта. Став на путь саморегулирования, строители получили возможность для широкого и быстрого развития.
Как располагал к этому ФЗ №315 проследить несложно. Рассмотрим несколько положений, которые развязали руки строителям тогда и остались их заметным преимуществом сейчас.
Сегодня в СРО ведётся огромная работа по разработке и внедрению новых стандартов. У профессионалов наконец появилась возможность самим взяться за ту работу, на которую у государства не хватает времени.
Раньше лицензионные центры могли выдавать разрешения по собственным правилам, отчего возникали самые неожиданные отличия между одинаковыми строительными работами в разных регионах. Сейчас строители России работают на равных условиях.
СРО несёт ответственность за работу своих членов. Пределы этой ответственности ровно такие, какие необходимы для результативности контроля. Членство в СРО — это не только указание на ошибки других, но главным образом принятие опыта коллег, их поддержки и необходимых советов.
С давно и уверенно функционирующими СРО арбитражных управляющих сравнивать невозможно – здесь как раз применима западная практика саморегулирования. Что касается СРО в строительстве, то здесь этот термин появился в новом значении.
Один из авторов проекта саморегулирования, Виктор Плескачевский, с самого начала выступал против использования термина «саморегулирование», однако теперь сложно представить себе иное название для этой системы. Единственно верной его трактовкой можно считать положения Федерального закона о саморегулируемых организациях..
Поделитесь с друзьями!
sro.dicaster.ru
Федеральный закон от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Федеральным законом, в частности:
установлен запрет на уплату взноса в компенсационный фонд в рассрочку, а также третьими лицами, не являющимися членами СРО;
уточнены условия членства и прекращения членства в СРО, в том числе в результате ликвидации или реорганизации юридических лиц;
введены положения, направленные на усиление контроля за деятельностью СРО, на повышение их ответственности за качество производимых строительных работ;
подвесные канатные дороги отнесены к особо опасным и технически сложным объектам;
установлен перечень лиц, для которых не требуется членство в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий, в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования, в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в определенных случаях;
установлен порядок размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств СРО в кредитных организациях, инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда СРО;
уточнен порядок ведения реестра членов СРО и государственного реестра СРО;
установлен порядок возмещения ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом СРО обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договора.
Кроме того, установлена административная ответственность, в том числе за нарушение саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства порядка предоставления документов и сведений в целях ведения государственного реестра указанных саморегулируемых организаций.
Признаны утратившими силу отдельные положения законодательных актов РФ, установлены переходные положения применения Федерального закона.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2017 года, за исключением отдельных положений.
Перейти в текст документа »
Дата публикации на сайте: 05.07.2016
Поделиться ссылкой:
www.consultant.ru