dic.academic.ru>
Мы живем в самой большой стране в мире. А потому каждому нужно знать ее административное устройство. Россия – это федерация. А потому она состоит из равноправных частей. И список субъектов РФ будет представлен ниже в том порядке, в котором они указаны в Конституции Российской Федерации.
Наша страна - правопреемник Советского Союза. За немногими исключениями сохранились прежние названия городов и областей. Однако изменилось административое устройство. Появились субъекты с новыми статусами. У каждого из них есть свой административный центр. Столицы субъектов РФ, список котрых мы приведем, также будут указаны.
До 2014 года в состав России входили 83 субъекта РФ. Список и названия последних несколько раз изменялись. На сегодняшний день их уже восемьдесят пять. К нам присоединились республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Эти субъекты РФ список 2014 года пополнили. Правда, суверенитет над ними Российской Федерации признан еще не всеми странами мира. А в 1993 году при принятии Конституции наша страна была поделена на восемьдесят девять субъектов. Затем началась так называемая ликвидация национальных автономий. Она продолжалась с 2003 по 2007 годы. За это время упразднены были шесть автономных огругов.
Итак, наша страна разделена на 85 субъектов – административно-территориальных единиц. Их названия, статус и права закреплены в статье 65 Конституции Российской Федерации. Субъекты могут принимать свои законы и другие нормативно-правовые акты, однако они не должны противоречить федеральным. Также административно-территориальным единицам разрешено иметь свои конституции и уставы. Последнее – в зависимости от правового статуса региона.
Свою конституцию может иметь только республика. Все остальные регионы принимают уставы. Вообще, в РФ несколько видов субъектов. Это уже упомянутые выше республики, их – двадцать две.
Кроме того, в состав нашей страны входит сорок шесть областей, девять краев, четыре автономных округа, три города федерального значения (Санкт-Петербург, Севастополь и Москва) и одна автономная область. Причем вне зависимости от статуса субъекта, все регионы равноправны и не могут по собственной инициативе выйти из состава Российской Федерации. Закон №6-ФКЗ разрешает вхождение в РФ новых территорий. При этом будут образовываться новые субъекты. Основанием для вхождения в Российскую Федерацию может служить волеизъявление проживающих на новых территориях народов. Кроме того, наша страна разделена еще и на восемь федеральных округов. Каждый из них объединяет несколько субъектов. Однако федеральный округ не имеет статуса административно-территориальной единицы.
В составе нашей страны есть три таких региона. Список субъектов РФ представлен ниже: г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Севастополь.
На территории Российской Федерации есть только один регион с таким статусом. Это Еврейская автономная область. Ее столица – город Биробиджан.
Список субъектов РФ, обладающих данным статусом: Ханты-Мансийский (Югра), Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий. Их административные центры соответственно: г. Ханты-Мансийск, г. Нарьян-Мар, г. Анадырь, г. Салехард.
В состав Российской Федерации входят следующие субъекты РФ с таким статусом:
Название | Федеральный округ | Столица |
Адыгея | Южный | Майкоп |
Алтай | Сибирский | Горно-Атайск |
Башкортостан | Приволжский | Уфа |
Бурятия | Сибирский | Улан-Удэ |
Дагестан | Северо-Кавказский | Махачкала |
Ингушетия | Северо-Кавказский | Назрань |
Кабардино-Балкария | Северо-Кавказский | Нальчик |
Калмыкия | Южный | Элиста |
Карелия | Северо-Западный | Петрозаводск |
Коми | Сыктывкар | |
Марий Эл | Приволжский | Йошкар-Ола |
Мордовия | Приволжский | Саранск |
Саха (Якутия) | Дальневосточный | Якутск |
Северная Осетия-Алания | Северо-Кавказский | Владикавказ |
Татарстан | Приволжский | Казань |
Тыва | Сибирский | Кызыл |
Удмурдская | Приволжский | Ижевск |
Хакасия | Сибирский | Абакан |
Чувашская | Приволжский | Чебоксары |
Крым | Крымский | Симферополь |
Чеченская | Северо-Кавказский | Грозный |
Карачаево-Черкесия | Северо-Кавказский | Черкесск |
В состав Российской Федерации входят регионы с подобным статусом, ниже приводится список субъектов РФ.
Название | Федеральный округ | Столица |
Алтайский | Сибирский | Барнаул |
Краснодарский | Южный | Краснодар |
Приморский | Дальневосточный | Владивосток |
Красноярский | Сибирский | Красноярск |
Ставропольский | Северо-Кавказский | Ставрополь |
Хабаровский | Дальневосточный | Хабаровск |
Пермский | Приволжский | Пермь |
Забайкальский | Сибирский | Чита |
Камчатский | Дальневосточный | Петропавловск-Камчатский |
В состав России входят приведенные ниже субъекты РФ, обладающие таким статусом.
Название | Федеральный округ | Столица |
Архангельская | Северо-Западный | |
Астраханская | Южный | Астрахань |
Белгородская | Центральный | Белгород |
Брянская | Центральный | Брянск |
Владимирская | Центральный | Владимир |
Волгоградская | Южный | Волгоград |
Вологодская | Северо-Западный | Вологда |
Воронежская | Центральный | Воронеж |
Ивановская | Центральный | Иваново |
Иркутская | Сибирский | Иркутск |
Калининградская | Северо-Западный | Калининград |
Калужская | Центральный | Калуга |
Кемеровская | Сибирский | Кемерово |
Кировская | Приволжский | Киров |
Костромская | Центральный | Кострома |
Курганская | Уральский | Курган |
Курская | Центральный | Курск |
Ленинградская | Северо-Западный | Санкт-Петербург |
Липецкая | Центральный | Липецк |
Магаданская | Дальневосточный | Магадан |
Московская | Центральный | Москва |
Мурманская | Северо-Западный | Мурманск |
Нижегородская | Приволжский | Нижний Новгород |
Новгородская | Северо-Западный | Великий Новгород |
Новосибирская | Сибирский | Новосибирск |
Омская | Сибирский | Омск |
Оренбургская | Приволжский | Оренбург |
Орловская | Центральный | Орел |
Пензенская | Приволжский | Пенза |
Псковская | Псков | |
Ростовская | Южный | Ростов |
Рязанская | Центральный | Рязань |
Самарская | Приволжский | Самара |
Саратовская | Приволжский | Саратов |
Сахалинская | Дальневосточный | Южно-Сахалинск |
Свердловская | Уральский | Свердловск |
Смоленская | Центральный | Смоленск |
Тамбовская | Центральный | Тамбов |
Тверская | Центральный | Тверь |
Томская | Сибирский | Томск |
Тульская | Центральный | Тула |
Тюменская | Уральский | Тюмень |
Ульяновская | Приволжский | Ульяновск |
Челябинская | Уральский | Челябинск |
Ярославская | Центральный | Ярославль |
Амурская | Дальневосточный | Благовещенск |
Итак, наша страна – это федерация. И все ее административно-территориальные единицы - субъекты РФ – равноправны. На сегодняшний день их насчитывается восемьдесят пять.
fb.ru>
В цифрах, пожалуйста
Darku
В Статье 65 Главы 3 Федеративное устройство ныне действующей редакции Конституции Российской Федерации перечислены 84 субъекта Федераии, в том числе: 21 республика, 8 краев, 47 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 5 автономных округов.
Глава 3 Федеративное устройство
Статья 65
1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
Республика Адыгея (Адыгея) , Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия) , Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан) , Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;
Алтайский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;
Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;
Еврейская автономная область;
Агинский Бурятский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Вячеслав гордеев
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/11/Субъекты_Российской_Федерации_2014.png/800px-Субъекты_Российской_Федерации_2014.png Кроме того, согласно Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, в отношениях с Российской Федерацией на период аренды ею комплекса космодрома Байконур (до 2050 года) наделяется город Байконур (город областного подчинения Кызылординской области Республики Казахстан) [2]. Однако Байконур при этом не имеет статуса субъекта Российской Федерации, а органы его исполнительной власти не представлены в Совете Федерации.
zna4enie.ru
Казалось бы, такое распространенное, простое и знакомое еще со школьной скамьи словосочетание "города федерального значения". На самом же деле не все так однозначно, и далеко не все понимают до конца суть и значение этого правового явления, а также его особенности, которые отличают носителя особого статуса от положения других субъектов Российской Федерации.
Главным критерием их выделения является особый способ организации в них местных органов управления. Не следует их путать с муниципальными образованиями, так как сами они являются объектами территориального деления Российской Федерации и могут включать в себя сразу несколько их видов. Также стоит подчеркнуть, что находятся они на одном правовом уровне с другими субъектами.
Правовое положение города федерального значения устанавливается на законодательном уровне. В частности, такая прерогатива принадлежит основному российскому закону - Конституции РФ. Также статья пятая закона определяет, что российские города федерального значения имеют право издавать собственные нормативные правовые акты через свои представительные органы. В любом случае статус присваивается тем субъектам, которые имеют важное политическое, стратегическое или экономическое значение для всей страны в целом. Например, Москва, являясь столицей Российской Федерации, играет важнейшую политическую роль как для самой страны, так и для международного сообщества в целом.Санкт-Петербург - бывшая столица России на протяжении почти двухсот лет, культурная столица мирового уровня на сегодняшний день, один из крупнейших экономических и научно-образовательных центров РФ. Все это служит подтверждением того, что город носит звание свое звание вполне оправданно и заслуживает его в полной мере.
С недавних пор субъектом РФ признан Севастополь - город федерального значения с одной стороны, главная военная база Черноморского флота - с другой. Это говорит об особой стратегической значимости субъекта, что также оправдывает наличие у него соответствующего правового статуса.
Главным отличием их от остальных субъектов является особая территориальная и политическая организация власти на местах. Города федерального значения делятся на внутригородские территории, являющиеся по своему положению муниципальными образованиями. Их количество в Санкт-Петербурге составляет сто одиннадцать, а в Москве их насчитывается целых сто сорок шесть единиц. Однако в Севастополе на данный момент зарегистрировано всего лишь десять таких образований. На этом особенности городов федерального значения не заканчиваются.
Также стоит отметить политические нюансы в структуре управления субъектов: в целях некоторой централизации власти часть полномочий на местах перешла к компетенции субъекта. Другой особенностью городов, обладающих таким статусом, является применение в их отношении специальных норм российского права. Например, статья восьмая бюджетного кодекса наделяет город федерального значения полномочием определять источники бюджетных средств внутригородских территорий, а также порядок и объем безвозмездных денежных отчислений в форме дотаций и субсидий местным бюджетом. Градостроительный кодекс устанавливает перечень документов планирования внутренних территорий, а также указывает, что в случае, если местными актами не определены вопросы в сфере градостроительства, их решение берут на себя власти субъекта. Кроме того, на территорию этих городов распространяется действие специальных норм налогового, гражданского и уголовного законодательства.
На данный момент к их числу официально отнесены три субъекта Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. На вопрос, какие города имеют статус федерального значения, в ответ многие назовут именно эти три субъекта нашей страны. Однако не все знают, что международным соглашением между Россией и Казахстаном от 23 декабря 1995 г. город Байконур также наделен таким статусом.Данное решение обусловлено функционированием на его территории космодрома "Байконур", что требовало установления для него особого режима. Однако договор действует исключительно на период аренды комплекса Российской Федерацией до 2050 года. При этом город ни в коем случае не является субъектом РФ, а продолжает также находиться под юрисдикцией Казахстана.
В соответствии с Законом "Об организации местного самоуправления", в столице предусмотрено деление местной власти, в зависимости от вида муниципального образования, будь то городской округ (Троицк, Щербинка), муниципальный округ (Арбат, Измайлово, Люблино и т.д.) или поселение (Внуковское, Рязановское, Роговское и т.д.).
Например, в муниципальном округе Арбат действует Совет депутатов, где проводятся заседания и публичные слушания, а также Администрация, которая осуществляет исполнительную деятельность в своих территориальных границах. В других районах, поселениях или округах работают аналогичные органы, и различаются они в основном своими названиями (к примеру, в одном городском образовании может быть учрежден Совет депутатов, а в другом те же функции будет выполнять муниципальное Собрание) и некоторыми другими деталями, обусловленными уже местными требованиями и условиями жизни граждан. Однако сути это не меняет. Стоит заметить, что наименования и границы внутригородских территорий в Москве были установлены еще в 2003 году соответствующим законодательным актом субъекта. Поскольку города федерального значения, ввиду их особого статуса, требуют более тщательного правового регулирования, их внутренняя территория также подпадает под юрисдикцию государственных властей. В связи с этим следует обратить внимание на территориальное устройство субъекта. Особенность административного деления Москвы заключается в установлении определенных законом территориальных округов (Центральный, Северо-Западный, Зеленоградский и т.д.), всего их двенадцать. Каждый округ возглавляет префектура, которая, в свою очередь, подведомственна Правительству РФ. Главной задачей органа является координация деятельности районных управ. Также Префектура осуществляет контроль за московскими госучреждениями и казенными предприятиями. Кроме того, в ее компетенцию входит сотрудничество с органами госвласти Российской Федерации и города Москвы, взаимодействие с местными органами, юридическими и частными лицами. При этом права вмешиваться в дела местного значения она не имеет.
Согласно современному законодательству статус федерального значения Севастополя, учитывая переходный период адаптации к новым условиям, принципиально не отличается от правового положения других таких же субъектов. После того, как в России был принят закон о принятии новых территорий в ее состав, встал вопрос об определении их государственно-правового статуса. В итоге Севастополь был признан субъектом РФ с присвоенным ему федеральным значением. Как уже говорилось выше, такое решение было обусловлено важнейшим военно-стратегическим положением города, обладающего статусом военной базы Черноморского флота. Интересно, что еще до перехода Севастополя в состав РФ, в 1997 году между Россией и Украиной был заключен договор аренды морской базы до 2017 года, а в 2010 Д.А Медведевым и В.Ф. Януковичем договор был продлен еще на двадцать пять лет, однако с учетом недавних событий данное соглашение утратило свое правовое значение.
Всего в Российской Федерации насчитывается четыре субъекта федерального значения, к числу которых условно можно отнести казахстанский город Байконур. Их статус устанавливается Конституцией и другими законами РФ. Особенностью таких городов является специфическое территориальное устройство, наличие стратегически важных объектов, а также особое политическое, культурное, экономическое положение. В связи с этим к ним применяются специальные правила и нормы российского законодательства.
Города федерального значения не являются муниципальными образованиями, они сами включают в себя внутригородские территории. Органы власти субъекта не могут вмешиваться в компетенцию местного самоуправления, но при этом могут взаимодействовать с его органами по тем или иным направлениям.
businessman.ru
Вверху: города федерального значения (обозначены розовым) на карте субъектов Российской ФедерацииВнизу: Москва (1), Санкт-Петербург (2) и Севастополь (3) на карте России |
Город федерального значения — город, являющийся субъектом Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 65), такой статус имеют три города: Москва, Санкт-Петербург (оба непрерывно с 1931 года) и Севастополь (в 1948—1954, затем вновь с 2014 года)[~ 1][1]. На них приходится менее 0,3% территории страны, но более 12% её населения и около четверти ВВП России. Первые два города в разное время выполняли или выполняют функции столиц Российского государства. Кроме того, согласно Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, в отношениях с Российской Федерацией на период аренды ею комплекса космодрома Байконур (до 2050 года) наделяется город Байконур (город областного подчинения Кызылординской области Республики Казахстан)[2]. Однако Байконур при этом не имеет статуса субъекта Российской Федерации, а органы его исполнительной власти не представлены в Совете Федерации.
Предшественниками городов федерального значения можно считать градоначальства Российской империи — города с прилегающими землями, выделенные из губерний вследствие их особого значения или географического положения, и непосредственно подчинявшиеся министру внутренних дел. После Февральской революции градоначальства подверглись преобразованию, а после Октябрьской революции — ликвидированы (чаще всего преобразовывались в уезды или округа).
В 1931 году два крупных города СССР — Москва (16 июня)[3] и Ленинград (3 декабря)[4][5] — были вновь выделены в отдельные административные единицы, называемые города республиканского подчинения. В 1943 году к категории городов республиканского подчинения были отнесены Свердловск[6], Челябинск, Молотов, Новосибирск, Саратов, Куйбышев[7] и Горький[8], в 1945 году — Сталинград[9] и Ростов-на-Дону[10], в 1947 году — Омск[11], в 1948 году — Сочи[12] и Севастополь[13], в 1951 году — Красноярск[14]. Севастополь в 1954 году был передан из состава РСФСР в состав УССР[⇨], а города Горький, Красноярск, Куйбышев, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Саратов, Свердловск, Сочи, Сталинград и Челябинск были лишены статуса городов республиканского подчинения РСФСР и переданы в соответствующие краевые и областные подчинения в 1958 году[15]. К моменту распада СССР в составе РСФСР числилось лишь два города республиканского подчинения — Москва и Ленинград, которому в 1991 году было возвращено историческое название Санкт-Петербург. 31 марта 1992 года оба города вместе с остальными российскими регионами[~ 2] подписали Федеративный договор . В январе 1993 года Москва и Санкт-Петербург получили статус городов федерального значения[16]. Действующей Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, города федерального значения определены как одна из разновидностей субъектов Российской Федерации.
Город Байконур в отношениях с Россией обладает статусом, который соответствует статусу города федерального значения РФ — по совместному российско-казахстанскому соглашению; в Казахской ССР город был отнесён к категории городов республиканского подчинения 22 июля 1987 года[17][~ 3].
Практика выделения крупных (как правило столичных) городов из окружающих их областей получила широкое распространение в СССР. При этом с 1954 года лишь в РСФСР и УССР количество таких городов стабильно превышало 1. В остальных республиках их количество не превышало 1. Особая ситуация сложилась с Севастополем, который после 1948 года фактически стал городом всесоюзного подчинения.
При этом следует учитывать то обстоятельство, что в целом ряде союзных республик вообще не существовало областного деления, либо сосуществовали в рамках одной республики и регионы с областным (АССР, АО) статусом, при этом остальная часть республики была т. н. «районами республиканского подчинения», поэтому В Эстонской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР, Молдавской ССР, Грузинской ССР, Азербайджанской ССР, Армянской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР к категории «городов республиканского подчинения» относились все крупные города указанных республик.
В остальных республиках бывшего СССР ситуация с городами сложилась по-разному. Так, в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Украине фактически сохранилась советская система категорий городов. Целый ряд городов при этом был выделен из состава областей в самостоятельные единицы уже новыми властями по отработанной советской властью схеме (Алма-Ата и Астана в Казахстане, Бишкек и Ош в Киргизии, Душанбе в Таджикистане, Ашхабад в Туркмении). В России новых городов федерального значения в этот период не возникло, за исключением ситуации с присоединением Севастополя, который уже имел данный статус в рамках её территории ранее.
Конституция УССР 1978 (в отличии от Конституции РСФСР) не содержала указания на то, что города республиканского подчинения не входят в состав областей. Таким образом, формальный статус таких городов не изменился с принятием в 1978 году новой конституции УССР, а город Севастополь продолжил иметь тот же статус, которым обладал на момент передачи Крымской области в состав УССР. 12 февраля 1991 город республиканского подчинения Киев был выведен из состава Киевской области[20]. Одновременно с этим была восстановлена Крымская АССР в границах Крымской области, таким образом Севастополь вошёл в состав Республики Крым (Крымской АССР), что было отражено в её конституции 1992 года. В 1996 году была принята новая Конституция Украины, в соответствии с которой Севастополь не входил в состав АР Крым, упоминания о Севастополе были убраны из крымской конституции 1995 года, это же было окончательно зафиксировано в Конституции АР Крым 1998 года. Таким образом, в 1991 — 2014 годах Украина имела 2 города с особым статусом, имеющих мало общего со статусом российских городов федерального значения касательно осуществления законодательных функций и полномочий самоуправления. При этом Севастополь фактически напрямую управлялся кабинетом министров Украины.
В феврале—марте 2014 года было осуществлено присоединение Крыма к Российской Федерации, Севастополь был объявлен российскими властями городом федерального значения. Присоединение Крыма к РФ не получило признания со стороны Украины[21] и большинства других стран-членов ООН[22][23].
Отличие их от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования (в Москве таких муниципальных образований 146, в Санкт-Петербурге — 111, в Севастополе — 10), сами города муниципальными образованиями не являются. В их состав могут входить в качестве внутригородских муниципальных образований и поселения, в том числе городские. В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закреплённых законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации.
Ниже приводится перечень городов федерального значения Российской Федерации по состоянию на 2016 год.
№ Флаг Субъект Федерации Площадь (км²) Население Адм. центр 1 2 3 4 |
Традиционные города федерального значения РФ (Москва и Санкт-Петербург) отличаются высокопрофицитным бюджетом и низким уровнем трансфертов (в Москве их доля в 2012—2014 годах колебалась в пределах 2—5% всего бюджета, в Санкт-Петербурге составляла около 7%)[28]. К примеру, бюджет Москвы в 2008 годы был в своей расходной части больше бюджета всей Украины на 14%, хотя население столицы тогда было в 4,5 раза меньше украинского. При этом если в бюджете Украины основными расходными частями были чистые затраты бюджетникам, то в московском основная доля приходилась и приходится на инвестиции, в первую очередь в улучшение городской инфраструктуры[29].
Севастополь, как вновь присоединённый город федерального значения, характеризуется своеобразной бюджетно-финансовой обстановкой. Здесь высока доля федеральных трансфертов (70% бюджета), направленных в первую очередь на развитие социальной сферы (пенсии, пособия, зарплаты бюджетникам и проч.). Однако из-за относительно небольшого населения, все эти средства не удается сразу освоить и в городе, как и в республике Крым, формируется профицит бюджета. В результате, средний объём расходов на душу населения РФ является одним из самых высоких в стране, а бюджет города превышает бюджеты некоторых областей. Тем не менее, такую политику отчасти оправдывает взрывной рост населения Севастополя, темпы роста числа жителей которого многократно превышают среднероссийские показатели, в основном за счет массовой иммиграции с Украины, формирующей до половины ежегодного прироста его населения после 2014 года.
ru.wikipedia.org>
Мы живем в самой большой стране в мире. А потому каждому нужно знать ее административное устройство. Россия – это федерация. А потому она состоит из равноправных частей. И список субъектов РФ будет представлен ниже в том порядке, в котором они указаны в Конституции Российской Федерации.
Наша страна - правопреемник Советского Союза. За немногими исключениями сохранились прежние названия городов и областей. Однако изменилось административое устройство. Появились субъекты с новыми статусами. У каждого из них есть свой административный центр. Столицы субъектов РФ, список котрых мы приведем, также будут указаны.
До 2014 года в состав России входили 83 субъекта РФ. Список и названия последних несколько раз изменялись. На сегодняшний день их уже восемьдесят пять. К нам присоединились республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Эти субъекты РФ список 2014 года пополнили. Правда, суверенитет над ними Российской Федерации признан еще не всеми странами мира. А в 1993 году при принятии Конституции наша страна была поделена на восемьдесят девять субъектов. Затем началась так называемая ликвидация национальных автономий. Она продолжалась с 2003 по 2007 годы. За это время упразднены были шесть автономных огругов.
Итак, наша страна разделена на 85 субъектов – административно-территориальных единиц. Их названия, статус и права закреплены в статье 65 Конституции Российской Федерации. Субъекты могут принимать свои законы и другие нормативно-правовые акты, однако они не должны противоречить федеральным. Также административно-территориальным единицам разрешено иметь свои конституции и уставы. Последнее – в зависимости от правового статуса региона.
Свою конституцию может иметь только республика. Все остальные регионы принимают уставы. Вообще, в РФ несколько видов субъектов. Это уже упомянутые выше республики, их – двадцать две.
Кроме того, в состав нашей страны входит сорок шесть областей, девять краев, четыре автономных округа, три города федерального значения (Санкт-Петербург, Севастополь и Москва) и одна автономная область. Причем вне зависимости от статуса субъекта, все регионы равноправны и не могут по собственной инициативе выйти из состава Российской Федерации. Закон №6-ФКЗ разрешает вхождение в РФ новых территорий. При этом будут образовываться новые субъекты. Основанием для вхождения в Российскую Федерацию может служить волеизъявление проживающих на новых территориях народов. Кроме того, наша страна разделена еще и на восемь федеральных округов. Каждый из них объединяет несколько субъектов. Однако федеральный округ не имеет статуса административно-территориальной единицы.
В составе нашей страны есть три таких региона. Список субъектов РФ представлен ниже: г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Севастополь.
На территории Российской Федерации есть только один регион с таким статусом. Это Еврейская автономная область. Ее столица – город Биробиджан.
Список субъектов РФ, обладающих данным статусом: Ханты-Мансийский (Югра), Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий. Их административные центры соответственно: г. Ханты-Мансийск, г. Нарьян-Мар, г. Анадырь, г. Салехард.
В состав Российской Федерации входят следующие субъекты РФ с таким статусом:
Название | Федеральный округ | Столица |
Адыгея | Южный | Майкоп |
Алтай | Сибирский | Горно-Атайск |
Башкортостан | Приволжский | Уфа |
Бурятия | Сибирский | Улан-Удэ |
Дагестан | Северо-Кавказский | Махачкала |
Ингушетия | Северо-Кавказский | Назрань |
Кабардино-Балкария | Северо-Кавказский | Нальчик |
Калмыкия | Южный | Элиста |
Карелия | Северо-Западный | Петрозаводск |
Коми | Северо-Западный | Сыктывкар |
Марий Эл | Приволжский | Йошкар-Ола |
Мордовия | Приволжский | Саранск |
Саха (Якутия) | Дальневосточный | Якутск |
Северная Осетия-Алания | Северо-Кавказский | Владикавказ |
Татарстан | Приволжский | Казань |
Тыва | Сибирский | Кызыл |
Удмурдская | Приволжский | Ижевск |
Хакасия | Сибирский | Абакан |
Чувашская | Приволжский | Чебоксары |
Крым | Крымский | Симферополь |
Чеченская | Северо-Кавказский | Грозный |
Карачаево-Черкесия | Северо-Кавказский | Черкесск |
В состав Российской Федерации входят регионы с подобным статусом, ниже приводится список субъектов РФ.
Название | Федеральный округ | Столица |
Алтайский | Сибирский | Барнаул |
Краснодарский | Южный | Краснодар |
Приморский | Дальневосточный | Владивосток |
Красноярский | Сибирский | Красноярск |
Ставропольский | Северо-Кавказский | Ставрополь |
Хабаровский | Дальневосточный | Хабаровск |
Пермский | Приволжский | Пермь |
Забайкальский | Сибирский | Чита |
Камчатский | Дальневосточный | Петропавловск-Камчатский |
В состав России входят приведенные ниже субъекты РФ, обладающие таким статусом.
Название | Федеральный округ | Столица |
Архангельская | Северо-Западный | Архангельск |
Астраханская | Южный | Астрахань |
Белгородская | Центральный | Белгород |
Брянская | Центральный | Брянск |
Владимирская | Центральный | Владимир |
Волгоградская | Южный | Волгоград |
Вологодская | Северо-Западный | Вологда |
Воронежская | Центральный | Воронеж |
Ивановская | Центральный | Иваново |
Иркутская | Сибирский | Иркутск |
Калининградская | Северо-Западный | Калининград |
Калужская | Центральный | Калуга |
Кемеровская | Сибирский | Кемерово |
Кировская | Приволжский | Киров |
Костромская | Центральный | Кострома |
Курганская | Уральский | Курган |
Курская | Центральный | Курск |
Ленинградская | Северо-Западный | Санкт-Петербург |
Липецкая | Центральный | Липецк |
Магаданская | Дальневосточный | Магадан |
Московская | Центральный | Москва |
Мурманская | Северо-Западный | Мурманск |
Нижегородская | Приволжский | Нижний Новгород |
Новгородская | Северо-Западный | Великий Новгород |
Новосибирская | Сибирский | Новосибирск |
Омская | Сибирский | Омск |
Оренбургская | Приволжский | Оренбург |
Орловская | Центральный | Орел |
Пензенская | Приволжский | Пенза |
Псковская | Северо-Западный | Псков |
Ростовская | Южный | Ростов |
Рязанская | Центральный | Рязань |
Самарская | Приволжский | Самара |
Саратовская | Приволжский | Саратов |
Сахалинская | Дальневосточный | Южно-Сахалинск |
Свердловская | Уральский | Свердловск |
Смоленская | Центральный | Смоленск |
Тамбовская | Центральный | Тамбов |
Тверская | Центральный | Тверь |
Томская | Сибирский | Томск |
Тульская | Центральный | Тула |
Тюменская | Уральский | Тюмень |
Ульяновская | Приволжский | Ульяновск |
Челябинская | Уральский | Челябинск |
Ярославская | Центральный | Ярославль |
Амурская | Дальневосточный | Благовещенск |
Итак, наша страна – это федерация. И все ее административно-территориальные единицы - субъекты РФ – равноправны. На сегодняшний день их насчитывается восемьдесят пять.
fb.ru>
Политика — Портал:Политика |
Россия |
Эта статья — часть серии:Политика и правительство России |
Государственный строй Конституция России Президент России
Правительство
Федеральное Собрание
Судебная система России
Федеративное устройство
Политическая система
|
Другие страны · Портал Политика |
Российская Федерация состоит из 83 субъектов, 2 из которых являются городами федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). Кроме того, на период аренды Россией комплекса «Байконур» город республиканского значения Республики Казахстан Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации. Однако Байконур при этом не имеет статуса субъекта Российской Федерации. Органы его исполнительной и законодательной власти не представлены в Совете Федерации РФ.
Москва (1) и Санкт-Петербург (2) на карте РоссииОтличие их от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования (в Москве таких муниципальных образований 125, в Санкт-Петербурге 111), сами города муниципальными образованиями не являются. В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закрепленных законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации.
Федеративное устройство России Республики Края Области Города федерального значения Автономная область Автономные округаАдыгея • Алтай • Башкортостан • Бурятия • Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Калмыкия • Карачаево-Черкесия • Карелия • Коми • Марий Эл • Мордовия • Саха (Якутия) • Северная Осетия • Татарстан • Тыва • Удмуртия • Хакасия • Чечня • Чувашия | ||
Алтайский • Забайкальский • Камчатский • Краснодарский • Красноярский • Пермский • Приморский • Ставропольский • Хабаровский | ||
Амурская • Архангельская • Астраханская • Белгородская • Брянская • Владимирская • Волгоградская • Вологодская • Воронежская • Ивановская • Иркутская • Калининградская • Калужская • Кемеровская • Кировская • Костромская • Курганская • Курская • Ленинградская • Липецкая • Магаданская • Московская • Мурманская • Нижегородская • Новгородская • Новосибирская • Омская • Оренбургская • Орловская • Пензенская • Псковская • Ростовская • Рязанская • Самарская • Саратовская • Сахалинская • Свердловская • Смоленская • Тамбовская • Тверская • Томская • Тульская • Тюменская • Ульяновская • Челябинская • Ярославская | ||
Москва • Санкт-Петербург | ||
Еврейская | ||
Ненецкий1 • Ханты-Мансийский — Югра2 • Чукотский • Ямало-Ненецкий2 | ||
1 Входит в состав Архангельской области 2 Входит в состав Тюменской области |
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru>
Политика — Портал:Политика |
Россия |
Эта статья — часть серии:Политика и правительство России |
Государственный строй Конституция России Президент России
Правительство
Федеральное Собрание
Судебная система России
Федеративное устройство
Политическая система
|
Другие страны · Портал Политика |
Российская Федерация состоит из 83 субъектов, 2 из которых являются городами федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). Кроме того, на период аренды Россией комплекса «Байконур» город республиканского значения Республики Казахстан Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации. Однако Байконур при этом не имеет статуса субъекта Российской Федерации. Органы его исполнительной и законодательной власти не представлены в Совете Федерации РФ.
Москва (1) и Санкт-Петербург (2) на карте РоссииОтличие их от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования (в Москве таких муниципальных образований 125, в Санкт-Петербурге 111), сами города муниципальными образованиями не являются. В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закрепленных законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации.
Федеративное устройство России Республики Края Области Города федерального значения Автономная область Автономные округаАдыгея • Алтай • Башкортостан • Бурятия • Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Калмыкия • Карачаево-Черкесия • Карелия • Коми • Марий Эл • Мордовия • Саха (Якутия) • Северная Осетия • Татарстан • Тыва • Удмуртия • Хакасия • Чечня • Чувашия | ||
Алтайский • Забайкальский • Камчатский • Краснодарский • Красноярский • Пермский • Приморский • Ставропольский • Хабаровский | ||
Амурская • Архангельская • Астраханская • Белгородская • Брянская • Владимирская • Волгоградская • Вологодская • Воронежская • Ивановская • Иркутская • Калининградская • Калужская • Кемеровская • Кировская • Костромская • Курганская • Курская • Ленинградская • Липецкая • Магаданская • Московская • Мурманская • Нижегородская • Новгородская • Новосибирская • Омская • Оренбургская • Орловская • Пензенская • Псковская • Ростовская • Рязанская • Самарская • Саратовская • Сахалинская • Свердловская • Смоленская • Тамбовская • Тверская • Томская • Тульская • Тюменская • Ульяновская • Челябинская • Ярославская | ||
Москва • Санкт-Петербург | ||
Еврейская | ||
Ненецкий1 • Ханты-Мансийский — Югра2 • Чукотский • Ямало-Ненецкий2 | ||
1 Входит в состав Архангельской области 2 Входит в состав Тюменской области |
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru>
zna4enie.ru
Вверху: города федерального значения (обозначены розовым) на карте субъектов Российской ФедерацииВнизу: Москва (1), Санкт-Петербург (2) и Севастополь (3) на карте России |
Город федерального значения — город, являющийся субъектом Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 65), такой статус имеют три города: Москва, Санкт-Петербург (оба непрерывно с 1931 года) и Севастополь (в 1948—1954, затем вновь с 2014 года)[~ 1][1]. На них приходится 0,03 % территории страны, но 12,46 % её населения и около четверти ВВП. Первые два города в разное время выполняли или выполняют функции столиц Российского государства. Кроме того, согласно Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, в отношениях с Российской Федерацией на период аренды ею комплекса космодрома Байконур (до 2050 года) наделяется город Байконур (город областного подчинения Кызылординской области Республики Казахстан)[2]. Однако Байконур при этом не имеет статуса субъекта Российской Федерации, а органы его исполнительной власти не представлены в Совете Федерации.
Предшественниками городов федерального значения можно считать градоначальства Российской империи — города с прилегающими землями, выделенные из губерний вследствие их особого значения или географического положения, и непосредственно подчинявшиеся министру внутренних дел. После Февральской революции градоначальства подверглись преобразованию, а после Октябрьской революции — ликвидированы (чаще всего преобразовывались в уезды или округа).
В 1931 году два крупных города СССР — Москва (16 июня)[3] и Ленинград (3 декабря)[4][5] — были вновь выделены в отдельные административные единицы, называемые города республиканского подчинения. В 1943 году к категории городов республиканского подчинения были отнесены Свердловск[6], Челябинск, Молотов, Новосибирск, Саратов, Куйбышев[7] и Горький[8], в 1945 году — Сталинград[9] и Ростов-на-Дону[10], в 1947 году — Омск[11], в 1948 году — Сочи[12] и Севастополь[13], в 1951 году — Красноярск[14]. Севастополь в 1954 году был передан из состава РСФСР в состав УССР, а города Горький, Красноярск, Куйбышев, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Саратов, Свердловск, Сочи, Сталинград и Челябинск были лишены статуса городов республиканского подчинения РСФСР и переданы в соответствующие краевые и областные подчинения в 1958 году[15]. К моменту распада СССР в составе РСФСР числилось лишь два города республиканского подчинения — Москва и Ленинград, которому в 1991 году было возвращено историческое название Санкт-Петербург. 31 марта 1992 года оба города вместе с остальными российскими регионами[~ 2] подписали Федеративный договор. В январе 1993 года Москва и Санкт-Петербург получили статус городов федерального значения[16]. Действующей Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, города федерального значения определены как одна из разновидностей субъектов Российской Федерации.
Город Байконур в отношениях с Россией обладает статусом, который соответствует статусу города федерального значения РФ — по совместному российско-казахстанскому соглашению; в Казахской ССР город был отнесён к категории городов республиканского подчинения 22 июля 1987 года[17][~ 3].
Практика выделения крупных (как правило столичных) городов из окружающих их областей получила широкое распространение в СССР. При этом с 1954 года лишь в РСФСР и УССР количество таких городов стабильно превышало 1. В остальных республиках их количество не превышало 1. Особая ситуация сложилась с Севастополем, который после 1948 года фактически стал городом всесоюзного подчинения.
При этом следует учитывать то обстоятельство, что в целом ряде союзных республик вообще не существовало областного деления либо сосуществовали в рамках одной республики и регионы с областным (АССР, АО) статусом, при этом остальная часть республики была т. н. «районами республиканского подчинения», поэтому в Эстонской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР, Молдавской ССР, Грузинской ССР, Азербайджанской ССР, Армянской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР к категории «городов республиканского подчинения» относились все крупные города указанных республик.
В остальных республиках бывшего СССР ситуация с городами сложилась по-разному. Так, в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Украине фактически сохранилась советская система категорий городов. Целый ряд городов при этом был выделен из состава областей в самостоятельные единицы уже новыми властями по отработанной советской властью схеме (Алма-Ата и Астана в Казахстане, Бишкек и Ош в Киргизии, Душанбе в Таджикистане, Ашхабад в Туркмении). В России новых городов федерального значения в этот период не возникло, за исключением ситуации с присоединением Севастополя, который уже имел данный статус в рамках её территории ранее.
Конституция УССР 1978 (в отличие от Конституции РСФСР) не содержала указания на то, что города республиканского подчинения не входят в состав областей. Таким образом, формальный статус таких городов не изменился с принятием в 1978 году новой конституции УССР, а город Севастополь продолжил иметь тот же статус, которым обладал на момент передачи Крымской области в состав УССР. 12 февраля 1991 года город республиканского подчинения Киев был выведен из состава Киевской области[20]. Одновременно с этим была восстановлена Крымская АССР в границах Крымской области, таким образом Севастополь вошёл в состав Республики Крым (Крымской АССР), что было отражено в её конституции 1992 года. В 1996 году была принята новая Конституция Украины, в соответствии с которой Севастополь не входил в состав АР Крым, упоминания о Севастополе были убраны из крымской конституции 1995 года, это же было окончательно зафиксировано в Конституции АР Крым 1998 года. Таким образом, в 1991 — 2014 годах Украина имела 2 города с особым статусом, имеющих мало общего со статусом российских городов федерального значения касательно осуществления законодательных функций и полномочий самоуправления. При этом Севастополь фактически напрямую управлялся кабинетом министров Украины.
В феврале—марте 2014 года было осуществлено присоединение Крыма к Российской Федерации, Севастополь был объявлен российскими властями городом федерального значения. Присоединение Крыма к РФ не получило признания со стороны Украины[21] и большинства других стран-членов ООН[22][23].
Отличие их от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования (в Москве таких муниципальных образований 146, в Санкт-Петербурге — 111, в Севастополе — 10), сами города муниципальными образованиями не являются. В их состав могут входить в качестве внутригородских муниципальных образований и поселения, в том числе городские. В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закреплённых законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации.
Ниже приводится перечень городов федерального значения Российской Федерации по состоянию на 2017 год.
Традиционные города федерального значения РФ (Москва и Санкт-Петербург) отличаются высокопрофицитным бюджетом и низким уровнем трансфертов (в Москве их доля в 2012—2014 годах колебалась в пределах 2—5% всего бюджета, в Санкт-Петербурге составляла около 7%)[28]. К примеру, бюджет Москвы в 2008 годы был в своей расходной части больше бюджета всей Украины на 14%, хотя население столицы тогда было в 4,5 раза меньше украинского. При этом если в бюджете Украины основными расходными частями были чистые затраты бюджетникам, то в московском основная доля приходилась и приходится на инвестиции, в первую очередь в улучшение городской инфраструктуры[29].
Севастополь, как вновь присоединённый город федерального значения, характеризуется своеобразной бюджетно-финансовой обстановкой. Здесь высока доля федеральных трансфертов (70% бюджета), направленных в первую очередь на развитие социальной сферы (пенсии, пособия, зарплаты бюджетникам и проч.). Однако из-за относительно небольшого населения, все эти средства не удается сразу освоить и в городе, как и в республике Крым, формируется профицит бюджета. В результате, средний объём расходов на душу населения РФ является одним из самых высоких в стране, а бюджет города превышает бюджеты некоторых областей. Тем не менее, такую политику отчасти оправдывает взрывной рост населения Севастополя, темпы роста числа жителей которого многократно превышают среднероссийские показатели, в основном за счет массовой иммиграции с Украины, формирующей до половины ежегодного прироста его населения после 2014 года.
номера (№) дома, корпуса, строения, иногда с добавлением литер (A),(Б)(В)(Д), иногда № квартиры или № абонентского ящика, офиса, телефона/факса (№ (д., кв., лит., строй., помещ., оф., тел/факс, нмр. абон. • дом офицерского состава \ номер войсковой части (ДОС. № В/Ч.), № почтового индекса (№ пчт. инд.) |
wikipedia.green
Предшественниками городов федерального значения можно считать градоначальства Российской империи — города с прилегающими землями, выделенные из губерний вследствие их особого значения или географического положения, и непосредственно подчинявшиеся министру внутренних дел. После Февральской революции градоначальства подверглись преобразованию, а после Октябрьской революции — ликвидированы (чаще всего преобразовывались в уезды или округа).
В 1931 году два крупных города СССР — Москва (16 июня) и Ленинград (3 декабря) — были вновь выделены в отдельные административные единицы, называемые города республиканского подчинения. В октябре 1948 года данный статус также получил Севастополь, а в 1987 году — Ленинск.
После распада СССР, в январе 1993 года Москва и Санкт-Петербург стали самостоятельными субъектами Российской Федерации и получили современный статус — город федерального значения. Севастополь, оказавшийся на территории Украины, являлся, согласно её административному делению, городом со специальным статусом.
Город Байконур обладает статусом, который соответствует статусу города федерального значения РФ - по совместному российско-казахстанскому соглашению - при этом в Казахстане он имеет статус «город республиканского значения».
18 марта 2014 года произошло присоединение Крыма к России; в составе РФ был образован город федерального значения Севастополь. Украина не признаёт присоединение Крыма к России.
Отличие их от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования (в Москве таких муниципальных образований 146, в Санкт-Петербурге 111, в Севастополе 10), сами города муниципальными образованиями не являются. В их состав могут входить в качестве внутригородских муниципальных образований и поселения, в том числе городские. В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закреплённых законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации.
Адыгея • Алтай • Башкортостан • Бурятия • Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Калмыкия • Карачаево-Черкесия • Карелия • Коми • Крым • Марий Эл • Мордовия • Саха (Якутия) • Северная Осетия • Татарстан • Тыва • Удмуртия • Хакасия • Чечня • Чувашия | |
Алтайский • Забайкальский • Камчатский • Краснодарский • Красноярский • Пермский • Приморский • Ставропольский • Хабаровский | |
Амурская • Архангельская • Астраханская • Белгородская • Брянская • Владимирская • Волгоградская • Вологодская • Воронежская • Ивановская • Иркутская • Калининградская • Калужская • Кемеровская • Кировская • Костромская • Курганская • Курская • Ленинградская • Липецкая • Магаданская • Московская • Мурманская • Нижегородская • Новгородская • Новосибирская • Омская • Оренбургская • Орловская • Пензенская • Псковская • Ростовская • Рязанская • Самарская • Саратовская • Сахалинская • Свердловская • Смоленская • Тамбовская • Тверская • Томская • Тульская • Тюменская • Ульяновская • Челябинская • Ярославская | |
Москва • Санкт-Петербург • Севастополь | |
Еврейская | |
Ненецкий • Ханты-Мансийский — Югра • Чукотский • Ямало-Ненецкий | |
|
Автономный округ (АО) • Автономная область (Аобл.) • Город3,4 (г.) • Край • Область (обл.) • Республика (Респ.) | |
Войсковая часть (В/Ч) • Район (р-н) • Территория3,4,5 (тер.) • Улус4 (у.) | |
Волость4 • Городское муниципальное образование (г/мо) • Дачный посёлок4 (дп) • Курортный посёлок4 (кп) • Посёлок городского типа4 (пгт) • Почтовое отделение4,5 (п/о) • Рабочий (заводской) посёлок4 (рп) • Сельская администрация (с/а) • Сельская территория (с/тер) • Сельский округ (с/о) • Сельское муниципальное образование (с/мо) • Сельское поселение (с/пос) • Сельсовет (с/с) | |
Аул5 • Выселки / Выселок 5 (высел.) • Городок5 • Деревня5 (д.) • Железнодорожный остановочный (обгонный) пункт5 (ж/д_оп) • Железнодорожная будка5 (ж/д_будка) • Железнодорожная казарма5 (ж/д_казарм.) • Железнодорожная платформа5 (ж/д_платф.) • Железнодорожная станция5 (ж/д_ст.) • Железнодорожный пост5 (ж/д_пост) • Железнодорожный разъезд5 (ж/д_рзд.) • Заимка • Казарма5 • Местечко5 (м.) • Микрорайон5 (мкр.) • Населённый пункт5 (нп) • Остров5 • Планировочный район5 (п/р) • Посёлок и станция / Посёлок при станции5 (п/ст) • Посёлок сельского типа5 (п.) • Починок5 • Промышленная зона (промзона) • Разъезд5 (рзд.) • Село5 (с.) • Слобода5 (сл.) • Станица (ст-ца) • Станция5 (ст.) • Хутор5 (х.) | |
Аллея • Аэродром • Берег • Бульвар (б-р) • Вал • Военный городок (В/Г) • Въезд • Гора / Горка • Двор • Дорога / Дорожка (дор.) • Животноводческая точка (жт) • Заезд • Квартал (кв-л) • Километр (км) • Кольцо • Линия • Набережная (наб.) • Парк • Переезд • Переулок (пер.) • Платформа (платф.) • Площадка (пл-ка.) • Площадь (пл.) • Полустанок (полуст.) • Проезд • Просек • Просёлок • Проспект (пр-кт) • Проулок • Сад • Сквер • Строение (стр.) • Тракт • Тупик (туп.) • Улица (ул.) • Участок (уч-к) • Шоссе (ш.) | |
Дом (ДОМ) • Дом офицерского состава (ДОС) | |
Верхние индексы обозначают уровни, на которых также используются отмеченные названия |
город федерального значения имен, город федерального значения карт, город федерального значения смайликов, город федерального значения татуировок
Город федерального значенияГород федерального значения Город федерального значения Вы просматриваете субъект
Город федерального значения что, Город федерального значения кто, Город федерального значения описание
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
Принятие в 1993-м году Конституции РФ, закрепление принципов государственного федеративного устройства положило начало формированию новой системы структур – органов госвласти субъектов. Статусы элементов структур определяют Основной закон страны и устав конкретного региона. В соответствии со ст. 5 Конституции в составе государства присутствуют равноправные субъекты: края, области, города федерального значения. Последние являются особыми элементами структуры государственного устройства. Что же собой представляют города федерального значения? Какие именно субъекты имеют данный статус? Об этом далее в статье.
Города федерального значения Российской Федерации – субъекты, обладающие особой формой структуры местного самоуправления. В них часть полномочий отдана непосредственно органам госвласти данного региона. Ранее, до 2014-го года, города-курорты федерального значения не имели. В свете недавних событий в Крыму ситуация несколько изменилась. В соответствии со ст. 65 Основного закона статус города федерального значения имеют три субъекта, входящие в состав государства. Кроме того, аналогичный статус имеет регион, не входящий в состав страны. На основании Международного соглашения с Казахстаном с 1995-го года на период аренды комплекса космодрома г. Байконур имеет аналогичный статус. При этом официально субъект не входит в состав России. Соответственно, не представлены его органы исполнительной власти в структуре государственного аппарата страны. В результате крымских событий и последовавшего после них референдума в 2014-м году 18-го марта был заключен договор с частично признанной Крымской республикой. В соответствии с ним Севастополю был присвоен статус города федерального значения РФ. По ст. 77 Конституции структура управления в субъектах организовывается ими самостоятельно по порядку, изложенному в Основном законе, и по общим принципам устройства данной системы. Именно этим обусловлены конституционно-правовые особенности, которыми обладают органы власти (законодательной и исполнительной) города федерального значения.
Предшественниками городов с особым статусом можно считать существовавшие в Российской империи градоначальства. Что они собой представляли? Это были города, выделенные из губерний за их особое географическое положение либо значение и подчинявшиеся непосредственно министру по внутренним делам. Впоследствии градоначальства были преобразованы. После Октябрьской революции эти образования были ликвидированы (переформировались в округа или уезды). К 1931-му году Ленинград и Москва, 2 крупных города в СССР, были снова выделены в отдельные единицы республиканского подчинения. Этот статус в 1948-м году получил Севастополь, а затем, в 1987-м – Ленинск. После того как перестал существовать Советский Союз, Ленинград и Москва приняли статус самостоятельных субъектов и городов федерального значения. Оказавшийся в составе Украины Севастополь в соответствии с ее административным делением являлся особой единицей. Однако в связи с недавним принятием в состав России Крыма он стал также городом федерального значения. Что касается г. Байконур, то он, как уже было выше сказано, относится к республике Казахстан. Согласно ее законодательству город имеет статус республиканского значения.
Этот тип муниципального образования существует с 2006-го года. Оно является самостоятельной организационной формой. В границах муниципального образования местное самоуправление осуществляет население непосредственно либо через выборные и прочие органы власти. Регламентируется управление положениями Основного Закона, Уставом субъекта и самого муниципального образования. В состав Москвы входит 146 таких самостоятельных единиц. Среди них 21 поселение и 125 округов. В Санкт-Петербурге всего 11 образований. В их число входит 30 поселений и 81 округ.
Необходимо отметить, что данная территория обладает некоторыми конституционно-правовыми особенностями. В частности, она сочетает в себе статус субъекта–города федерального значения, столицы государства, осуществляет фактически функции центра области. При этом территория имеет некоторые черты муниципального образования. По численности Москва является крупнейшим городом и субъектом России. Здесь расположены органы госвласти страны (кроме Конституционного суда), посольства различных иностранных государств, главные офисы крупнейших предприятий, штаб-квартиры общественных организаций. В Москве сформирована система местного самоуправления.
Первые преобразования начались во 2-й половине 13-го века. В тот период Москва стала центром удельного самостоятельного княжества. Росту и развитию территории способствовало расположение на пересечении довольно крупных торговых путей. К 14-му веку территория Москвы стала шире. К ней присоединилось Можайское и Коломенское княжества. В этот же период возросло значение города как крупного религиозного центра за счет учреждения Московской епархии и перенесения резиденции митрополитов. В 15-м веке территория приобрела новый статус. В то время Москва стала столицей сначала крупного государства на Руси, а затем единого государства русского. Столичный статус был потерян в 1712 году. Несмотря на это, Москва была местом для коронации императоров. Столичный статус вернулся с победой большевизма в 1920-м году и сохраняется по сегодняшний день.
Этот субъект - административный, промышленный центр в Северо-Западном округе. В Санкт-Петербурге располагаются высшие органы управления по Ленинградской области. Основан он Петром Первым в 1703-м году, 27 мая. В городе находится Конституционный суд РФ, Межпарламентская ассамблея участников СНГ, Геральдический совет. В Санкт-Петербурге размещается также командование ВМФ и штаб Военных сил страны по Западному военному округу.
В Санкт-Петербурге произошло три революции. В период Второй мировой территория находилась в блокаде в течение 900 дней, в результате чего погибло 1.5 млн. человек. В 1965-м году был присвоен статус "город-герой". Санкт-Петербург считается самым северным городом с населением более миллиона человек. Площадь занимаемой территории – 1439 кв. км. Санкт-Петербург – один из наиболее важных экономических, культурных, научных центров страны, один из крупнейших транспортных узлов. Исторический центр и прилегающие к нему комплексы включены в перечень объектов наследия ЮНЕСКО.
fb.ru
Вверху: города федерального значения (обозначены розовым) на карте субъектов Российской ФедерацииВнизу: Москва (1), Санкт-Петербург (2) и Севастополь (3) на карте России |
Город федерального значения — город, являющийся субъектом Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 65), такой статус имеют три города: Москва, Санкт-Петербург (оба непрерывно с 1931 года) и Севастополь (в 1948—1954, затем вновь с 2014 года)[~ 1][1]. На них приходится 0,03 % территории страны, но 12,46 % её населения и около четверти ВВП. Первые два города в разное время выполняли или выполняют функции столиц Российского государства. Кроме того, согласно Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, в отношениях с Российской Федерацией на период аренды ею комплекса космодрома Байконур (до 2050 года) наделяется город Байконур (город областного подчинения Кызылординской области Республики Казахстан)[2]. Однако Байконур при этом не имеет статуса субъекта Российской Федерации, а органы его исполнительной власти не представлены в Совете Федерации.
Предшественниками городов федерального значения можно считать градоначальства Российской империи — города с прилегающими землями, выделенные из губерний вследствие их особого значения или географического положения, и непосредственно подчинявшиеся министру внутренних дел. После Февральской революции градоначальства подверглись преобразованию, а после Октябрьской революции — ликвидированы (чаще всего преобразовывались в уезды или округа).
В 1931 году два крупных города СССР — Москва (16 июня)[3] и Ленинград (3 декабря)[4][5] — были вновь выделены в отдельные административные единицы, называемые города республиканского подчинения. В 1943 году к категории городов республиканского подчинения были отнесены Свердловск[6], Челябинск, Молотов, Новосибирск, Саратов, Куйбышев[7] и Горький[8], в 1945 году — Сталинград[9] и Ростов-на-Дону[10], в 1947 году — Омск[11], в 1948 году — Сочи[12] и Севастополь[13], в 1951 году — Красноярск[14]. Севастополь в 1954 году был передан из состава РСФСР в состав УССР, а города Горький, Красноярск, Куйбышев, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Саратов, Свердловск, Сочи, Сталинград и Челябинск были лишены статуса городов республиканского подчинения РСФСР и переданы в соответствующие краевые и областные подчинения в 1958 году[15]. К моменту распада СССР в составе РСФСР числилось лишь два города республиканского подчинения — Москва и Ленинград, которому в 1991 году было возвращено историческое название Санкт-Петербург. 31 марта 1992 года оба города вместе с остальными российскими регионами[~ 2] подписали Федеративный договор. В январе 1993 года Москва и Санкт-Петербург получили статус городов федерального значения[16]. Действующей Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, города федерального значения определены как одна из разновидностей субъектов Российской Федерации.
Город Байконур в отношениях с Россией обладает статусом, который соответствует статусу города федерального значения РФ — по совместному российско-казахстанскому соглашению; в Казахской ССР город был отнесён к категории городов республиканского подчинения 22 июля 1987 года[17][~ 3].
Практика выделения крупных (как правило столичных) городов из окружающих их областей получила широкое распространение в СССР. При этом с 1954 года лишь в РСФСР и УССР количество таких городов стабильно превышало 1. В остальных республиках их количество не превышало 1. Особая ситуация сложилась с Севастополем, который после 1948 года фактически стал городом всесоюзного подчинения.
При этом следует учитывать то обстоятельство, что в целом ряде союзных республик вообще не существовало областного деления либо сосуществовали в рамках одной республики и регионы с областным (АССР, АО) статусом, при этом остальная часть республики была т. н. «районами республиканского подчинения», поэтому в Эстонской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР, Молдавской ССР, Грузинской ССР, Азербайджанской ССР, Армянской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР к категории «городов республиканского подчинения» относились все крупные города указанных республик.
В остальных республиках бывшего СССР ситуация с городами сложилась по-разному. Так, в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Украине фактически сохранилась советская система категорий городов. Целый ряд городов при этом был выделен из состава областей в самостоятельные единицы уже новыми властями по отработанной советской властью схеме (Алма-Ата и Астана в Казахстане, Бишкек и Ош в Киргизии, Душанбе в Таджикистане, Ашхабад в Туркмении). В России новых городов федерального значения в этот период не возникло, за исключением ситуации с присоединением Севастополя, который уже имел данный статус в рамках её территории ранее.
Конституция УССР 1978 (в отличие от Конституции РСФСР) не содержала указания на то, что города республиканского подчинения не входят в состав областей. Таким образом, формальный статус таких городов не изменился с принятием в 1978 году новой конституции УССР, а город Севастополь продолжил иметь тот же статус, которым обладал на момент передачи Крымской области в состав УССР. 12 февраля 1991 года город республиканского подчинения Киев был выведен из состава Киевской области[20]. Одновременно с этим была восстановлена Крымская АССР в границах Крымской области, таким образом Севастополь вошёл в состав Республики Крым (Крымской АССР), что было отражено в её конституции 1992 года. В 1996 году была принята новая Конституция Украины, в соответствии с которой Севастополь не входил в состав АР Крым, упоминания о Севастополе были убраны из крымской конституции 1995 года, это же было окончательно зафиксировано в Конституции АР Крым 1998 года. Таким образом, в 1991 — 2014 годах Украина имела 2 города с особым статусом, имеющих мало общего со статусом российских городов федерального значения касательно осуществления законодательных функций и полномочий самоуправления. При этом Севастополь фактически напрямую управлялся кабинетом министров Украины.
В феврале—марте 2014 года было осуществлено присоединение Крыма к Российской Федерации, Севастополь был объявлен российскими властями городом федерального значения. Присоединение Крыма к РФ не получило признания со стороны Украины[21] и большинства других стран-членов ООН[22][23].
Отличие их от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования (в Москве таких муниципальных образований 146, в Санкт-Петербурге — 111, в Севастополе — 10), сами города муниципальными образованиями не являются. В их состав могут входить в качестве внутригородских муниципальных образований и поселения, в том числе городские. В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закреплённых законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации.
Ниже приводится перечень городов федерального значения Российской Федерации по состоянию на 2017 год.
Традиционные города федерального значения РФ (Москва и Санкт-Петербург) отличаются высокопрофицитным бюджетом и низким уровнем трансфертов (в Москве их доля в 2012—2014 годах колебалась в пределах 2—5% всего бюджета, в Санкт-Петербурге составляла около 7%)[28]. К примеру, бюджет Москвы в 2008 годы был в своей расходной части больше бюджета всей Украины на 14%, хотя население столицы тогда было в 4,5 раза меньше украинского. При этом если в бюджете Украины основными расходными частями были чистые затраты бюджетникам, то в московском основная доля приходилась и приходится на инвестиции, в первую очередь в улучшение городской инфраструктуры[29].
Севастополь, как вновь присоединённый город федерального значения, характеризуется своеобразной бюджетно-финансовой обстановкой. Здесь высока доля федеральных трансфертов (70% бюджета), направленных в первую очередь на развитие социальной сферы (пенсии, пособия, зарплаты бюджетникам и проч.). Однако из-за относительно небольшого населения, все эти средства не удается сразу освоить и в городе, как и в республике Крым, формируется профицит бюджета. В результате, средний объём расходов на душу населения РФ является одним из самых высоких в стране, а бюджет города превышает бюджеты некоторых областей. Тем не менее, такую политику отчасти оправдывает взрывной рост населения Севастополя, темпы роста числа жителей которого многократно превышают среднероссийские показатели, в основном за счет массовой иммиграции с Украины, формирующей до половины ежегодного прироста его населения после 2014 года.
|
wikiredia.ru