Содержание
Статья 19. Нормирование в сфере закупок \ КонсультантПлюс
- Главная
- Документы
- Статья 19. Нормирование в сфере закупок
Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Статья 19. Нормирование в сфере закупок
1. Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 498-ФЗ, от 03.07.2016 N 321-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:
1) общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
2) общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).
(п. 2 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 настоящей статьи, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд (далее — правила нормирования), в том числе:
1) требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
2) правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 498-ФЗ, от 03.07.2016 N 321-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. Установленные Правительством Российской Федерации общие правила нормирования, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, и правила нормирования, предусмотренные частью 4 настоящей статьи, распространяются на Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», на определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
5. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения на основании правил нормирования, установленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными им казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) подлежат размещению в единой информационной системе.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» утверждают в соответствии с правилами нормирования, предусмотренными частью 4 настоящей статьи, требования к закупаемым ими и подведомственными им организациями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение их функций.
(часть 7 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
Комментарии к статье
Как осуществляется нормирование в сфере закупокКакие документы о нормировании принимаются на муниципальном уровне
Статья 18. Обоснование закупок
Статья 20. Общественное обсуждение закупок
Академия кадрового резерва
Академия кадрового резерва
- В начало
Перейти к основному содержанию
Пропустить [Cocoon] Boxes
Получите скидку на обучение от 15%
Ознакомьтесь с нашими специальными предложениями
Войти или зарегистрироваться
Нажмите здесь, чтобы войти в свою ученую запись или создать новую
Оставить заявку на обучение
Нажмите здесь, если Вы хотите просто оставить заявку на обучение (без регистрации)
Отзывы наших Клиентов
Ознакомьтесь с тем, что говорят наши Клиенты
Пропустить [Cocoon] Course categories
Основные направления обучения
Востребованные знания, подтверждаемые сертификацией
ФГИС Меркурий
ФГИС Сатурн
Обучение работе в ОС Astra Linux
Обучающие вебинары
Посмотреть все категории учебных курсов
Пропустить [Cocoon] Action Panels
Архивная библиотека
полезных материалов
Переезжает с нашего старого сайта,
пока доступна здесь, перейдите по кнопке ниже
ПОСМОТРЕТЬ
Инструкция по оплате
онлайн
Посмотреть подробную инструкцию с картинками вы можете нажав на кнопку ниже
СМОТРЕТЬ ИНСТРУКЦИЮ
Пропустить [Cocoon] Custom HTML
Пропустить Теги
Tags
223-ФЗ
44-ФЗ
бухгалтер обучение
бухгалтерия
бухгалтерия обучение
бухгалтерский учет
бухгалтерский учет и отчетность
бухучет
ведение бухгалтерского учета
Госзакупки
кадры
курсы
новости
Обучение
организация бухучета
Показать 15 наиболее популярных тегов
О внесении изменений в законодательство о государственных закупках в соответствии с федеральным законом №
. 44-ФЗ в связи с пандемией COVID-19
Главная • Аналитика и брошюры • Оповещения • Внесение изменений в законодательство о государственных закупках в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ в связи с пандемией COVID-19
«Пепеляев Групп» информирует о принимаемых мерах по изменению законодательства о госзакупках.
В сложной эпидемиологической ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, органами государственной власти принимаются меры по внесению изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работы и услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд» («Закон № 44-ФЗ»).
- Процедура закупки будет упрощена в случае форс-мажорных обстоятельств и чрезвычайного положения.
В письме № ИА/21684/20 от 18.03.2020 Федеральная антимонопольная служба признала пандемию коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы, которое необходимо учитывать лицам, рассматривающим жалобы, дела об административных правонарушениях и заявления для юридических лиц для включения в реестр недобросовестных поставщиков, а также аудиторами.
Кроме того, в письме указано, что на основании пункта 9 статьи 93(1) Закона № 44-ФЗ заказчики могут осуществлять закупки у единственного поставщика (исполнителя, исполнителя) при наличии причинно-следственной связи между мероприятия, направленные на предупреждение, предупреждение и ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции и приобретаемого товара.
19.03.2020 Минфин опубликовал Письмо № 24-06-06/21324 «О закупках у единственного поставщика (исполнителя, исполнителя) при включении режима повышенной готовности», в котором Минфин также :
- делает вывод, что распространение новой коронавирусной инфекции носит чрезвычайный и неизбежный характер и, следовательно, является обстоятельством непреодолимой силы;
- подтверждает право закупки у единственного поставщика;
- указывает, что условие об отсутствии закупаемых товаров, работ и услуг из перечня товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий чрезвычайной ситуации [1] .
№
Более подробные разъяснения содержатся в Федеральном законе от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные статьи законодательства Российской Федерации в части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» («Федеральный закон № № 98-ФЗ»), который уже подписан Президентом Российской Федерации и регулирует отношения, возникающие в связи с необходимостью скорейшего решения задач, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции. Законопроект предусматривает следующие корректировки в отношении процедур закупок:
- предварительный отбор, ранее являвшийся исключением из проверки закупочной комиссией соответствия участника закупки отдельным положениям закона, таким исключением уже не является;
- Правила подачи заявок на участие в предварительном отборе участников закупки для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера [2] .
процедура предварительного отбора оказалась неэффективной для закупок в условиях ЧП, в связи с чем в данных обстоятельствах было принято решение об отказе от нее. |
- также стала возможной закупка у единственного поставщика для предупреждения (т.е. при включении режима повышенной готовности) и/или ликвидации чрезвычайного положения, либо для доставки гуманитарной помощи;
- одновременно заказчик может приобретать товары, работы или услуги в необходимом количестве и объеме, если использование конкурентных способов выбора поставщика является трудоемким и неэффективным;
- позволяет федеральным органам исполнительной власти заключать договоры с единственным поставщиком в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства;
- До 31 декабря 2020 года Правительство вправе использовать основания для закупки у единственного поставщика, не предусмотренные ни одним пунктом Закона № 44-ФЗ.
№
Кроме того, в заключительных положениях Закона № 44-ФЗ значительно упрощены «специальные» закупки в сфере строительства:
- исключено условие о том, что указанное правило распространяется только на закупки объектов капитального строительства в рамках национальных проектов;
- право утверждения перечней объектов капитального строительства, которые могут приобретаться на условиях «под ключ», предоставлено не только Правительству Российской Федерации и высшим органам государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но и местным администрациям;
- установлено, что такие перечни должны быть утверждены до 1 января 2024 года;
- установлено, что любое оборудование, необходимое для обеспечения работы объекта, может приобретаться «под ключ», а не только медицинское оборудование, как это было раньше.
№
№
№
Реализуя государственную политику, направленную на изменение регулирования процедур государственных закупок в условиях пандемии, 25 марта 2020 года Минфином России продолжена подготовка проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон». О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» («Проект Минфина»), который также направлен на оптимизацию порядка осуществления закупок у единственного поставщика в целях ликвидации последствий действия непреодолимой силы и чрезвычайного положения [3] .
Проект разработан в соответствии с п.4.4. Плана первоочередных мероприятий (мероприятий), направленных на обеспечение устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации с распространением коронавирусной инфекции. Планируется, что нормативный акт вступит в силу в июне.
Принятые изменения в Закон № 44-ФЗ направлены на поддержку бизнеса в условиях распространения COVID-19 как обстоятельств непреодолимой силы. Упрощенный порядок закупок позволит клиентам быстрее получать необходимые ресурсы, в том числе лекарства, средства индивидуальной защиты, дезинфекции и др. |
некоммерческие организации, Федеральный закон № 98-ФЗ предусматривает, что до 31 декабря 2020 года заказчики не вправе требовать от этих лиц обеспечения исполнения договоров и гарантийных обязательств (при условии отсутствия предоплаты).
Минфин планирует внести в Проект в том числе изменения, позволяющие заказчику не устанавливать требование о предоставлении обеспечения по договору при закупках у малых предприятий.
Кроме того, проект постановления правительства , подготовленный Минфином («Проекты директив») также содержат следующие положения:
- государственные компании включат в свои правила закупок правило о том, что они могут уплачивать аванс в размере до 50% цены по контрактам, по которым 30% закупок осуществляются у МСП.
- госкомпаний должны принять решение об усилении контроля за соблюдением платежных обязательств по договорам с МСП;
- Государственные компании должны обеспечить распространение соответствующих решений (в отношении авансовых платежей и более строгого контроля) на их аффилированные и зависимые компании [4] .
Указанные меры направлены на поддержку бизнеса, в том числе в целях недопущения негативных последствий, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции.
3. Расширение возможностей изменения цены и срока договора
В 2020 году Федеральным законом № 98-ФЗ допускается изменение срока и цены договора, если их исполнение невозможно в условиях спреда COVID-19, а также в других случаях, предусмотренных постановлением Правительства [5] .
Для этого необходимо иметь письменное обоснование такого изменения и решение вышестоящего исполнительного органа, а поставщик должен обеспечить исполнение такого договора в части новых обязательств, которые ранее не были защищены. При этом:
- предусмотрена возможность уменьшения суммы залога;
- по ранее представленной банковской гарантии возврат не производится и инкассо не производится;
- для обеспечения исполнения договорных обязательств вложением денежных средств установлены отдельные правила увеличения или уменьшения цены договора и изменения срока;
- государственный или муниципальный заказчик может произвести изменение в пределах бюджетных обязательств на время исполнения контракта.
№
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 № 672-р предусмотрено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 111 Федерального закона 44-ФЗ в связи с вводимыми мерами по предупреждению распространения COVID-19 при конкретные договоры выполняются предприятиями автомобильной промышленности стороны могут договориться об изменении срока соответствующих договоров без требования к поставщику уплаты процентов за просрочку платежа в связи с просрочкой исполнения обязательств, при условии, что такая просрочка имеет вызвано рассматриваемыми мерами [6] . Новые правила будут распространяться на 77 государственных и муниципальных контрактов, в том числе на поставку автобусов КамАЗ Московскому городскому агентству общественного транспорта и поставку автомобилей Lada для МВД [7]
Также в Проектом директив Минфин предусмотрел возможность продления в 2020 году сроков исполнения договоров и корректировки цен при условии, что это стало необходимо в связи с распространением COVID-19. . Уточняется, что госкомпании должны будут провести заседания своих советов директоров для обсуждения этого вопроса в течение 10 дней с момента получения директив.
Послабление в виде разрешения сторонам контракта на изменение цены и срока представляется оправданным, так как в этих экстремальных условиях нужно избегать массового несоблюдения условий контрактов, ответственность поставщиков и отсутствие товаров, работ и услуг, необходимых покупателям. |
4. Изменение порядка применения штрафных санкций
Федеральным законом № 98-ФЗ добавлена возможность начисления таких процентов не только исходя из цены договора, но и исходя из цены отдельного этапа договора за вычетом обязательств, исполняемых по данному этапу. Кроме того, закон распространил порядок списания пеней за 2015 и 2016 годы на пени, начисленные в 2020 году9.0003
Дополнительно, в части изменений, касающихся ответственности за неисполнение договора, Письмо № 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 Минфина, МЧС и Федеральной антимонопольной службы от 3 апреля 2020 года «О позиции Минфина, МЧС и Федеральной антимонопольной службы о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в связи с распространением коронавирусная инфекция, вызванная 2019 г. -nCoV» предусматривает, что в случае неисполнения договора в связи с распространением COVID-19 поставщик может сослаться на это обстоятельство как на основание для освобождения от неустойки (штрафа или пени за просрочку платежа). ) по требованию заказчика.
Проектом Директив предусмотрено, что штрафные санкции не применяются к поставщикам при нарушении ими своих обязательств по договорам. По аналогии с вышеуказанной поправкой, касающейся возможности изменения срока и цены контракта, госкомпании также должны будут в 10-дневный срок провести заседания советов директоров по данному вопросу (при этом представители государства должны будут голосовать в пользу на этих встречах).
5. Особенности осуществления закупок в период эпидемии COVID-19
Наконец, 6 апреля 2020 г. Правительством Российской Федерации утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 443 «Об особенностях осуществления закупок в период, когда принимаются меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции», при этом в целях реализации Указа Президента № 239от 2 апреля 2020 года в соответствии со статьей 111 Закона № 44-ФЗ, в отношении периода, указанного в пункте 1 Постановления с 4 по 30 апреля 2020 года включительно, установлены следующие особенности в отношении проводимых закупок: производится в период проведения мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации в связи с распространением COVID-19:
- сроки, которые предусмотрены Законом № 44-ФЗ и правила включают только рабочие дни, исключая субботу и воскресенье;
- последний день срока, исчисляемого в соответствии с Законом № 44-ФЗ, приходящийся на нерабочий день, указанный в пункте 1 Указа, подлежит переносу только в том случае, если он приходится на субботу или воскресенье. При этом дата проведения электронных аукционов в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 33 Закона № 44-ФЗ (с проектной документацией) не переносится;
- членов комиссии могут рассматривать заявки в дистанционном режиме;
- предоставлено право не составлять протоколы определения поставщиков на бумажном носителе. Достаточно подготовить протокол в электронном виде и подписать его квалифицированной электронной подписью представителя заказчика;
- при направлении проекта договора поставщику на подписание допускается продление заказчиком срока исполнения обязательств по договору на срок, не превышающий срок, указанный в пункте 1 Указа, т.е. не превышающий 27 календарных дней.
Заказчикам
№
О ЧЕМ ДУМАТЬ И ЧТО ДЕЛАТЬ
- Следить за мерами, принимаемыми правительством, и за изменениями в законодательстве, чтобы оставаться добросовестными участниками рынка
- Не допускать нарушений антимонопольного законодательства, учитывать последние изменения законодательства при участии в закупочных процедурах, в том числе при закупках у единственного поставщика
- Оценка коммерческих решений компании, связанных с изменением цен договоров и сроков исполнения, с точки зрения их экономической обоснованности и соответствия законодательству
- Обратите особое внимание на то, как вы строите коммерческие отношения с МСП при совершении покупок
- Рассмотреть возможность принятия других мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства
ПОМОЩЬ ВАШЕГО СОВЕТНИКА
Юристы «Пепеляев Групп» имеют значительный опыт юридического сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования, включая организацию и проведение государственных и муниципальных закупок для российских и иностранных компаний. Наши юристы будут рады оказать любую необходимую Вам юридическую поддержку, в том числе по вопросам:
- анализ потенциальных рисков, связанных с участием компании в процессе закупок
- разработка стратегии эффективного участия компаний в закупках с проверкой проводимых мероприятий на соответствие Закону № 44-ФЗ
- оценка правомерности коммерческих решений, принимаемых в связи с участием в закупках, а также проверка соответствующих документов в целях предотвращения нарушений антимонопольного законодательства
- представление интересов клиентов в Федеральной антимонопольной службе и судах по делам об оспаривании результатов государственных закупок, исключении лиц из реестра недобросовестных поставщиков и иных правонарушениях.
- о разработке иных мер, направленных на снижение рисков совершения антимонопольных правонарушений.
№
[1] Утратил силу в связи с отменой с 1 апреля 2020 г. статьи 80 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, во исполнение которой принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1765-ФЗ. r принят 30 сентября 2013 года. Предварительный отбор участников процедуры закупки по Перечню, утвержденному настоящим документом, не проводится.
[2] https://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/rezhim-povyshennoy-gotovnosti-v-zakupkakh-novye-pravila-iz-za-koronavirusa
[3] https ://www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=37006-minfin_rossii_vnes_v_pravitelstvo_rossii_izmeneniya_v_poryadok_osushchestvleniya_zakupok_v_ramkakh_44-fz_na_2020_god
[4] https://www.pro-goszakaz.ru/news/104520-30- avansirovanie-zakupok-u-subektov-msp
[5] 10 апреля стало известно, что Минфин готовит проект постановления правительства, предусматривающий «иные случаи», при которых изменяется цена договоров о государственных закупках// URL: https://prozakupki.interfax.ru/articles/1714
[6] http://m. government.ru/docs/39234/
[7] https://zakupki-gov-ru.com/koronavirus-obstoyatelstva-nepreodolimoj- силы/
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Статья 17
1. В Российской Федерации обеспечиваются признание и гарантии прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому со дня рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других людей.
Статья 18
Права и свободы человека и гражданина имеют прямое действие. Они определяют сущность, значение и реализацию законов, деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивают отправление правосудия.
Статья 19
1. Все люди равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, вероисповедания, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав человека по социальным, расовым, национальным, языковым или религиозным признакам.
3. Мужчина и женщина пользуются равными правами и свободами и имеют равные возможности для их осуществления.
Статья 20
1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь до ее полной отмены может быть предусмотрена федеральным законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления против жизни, а обвиняемому предоставляется право на рассмотрение его дела в суде.
Статья 21
1. Достоинство человека охраняется государством. Ничто не может служить основанием для его отступления.
2. Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию или другому жестокому или унижающему достоинство обращению или наказанию. Никто не может без добровольного согласия подвергаться медицинским, научным и иным опытам.
Статья 22
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
2. Арест, задержание и заключение под стражу допускаются только по решению суда. Без решения суда лицо может быть задержано на срок более 48 часов.
Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только по решению суда.
Статья 24
1. Сбор, хранение, использование и распространение сведений о частной жизни лица не допускаются без его согласия.
2. Органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обеспечивают каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено законом.
Статья 25
Дом неприкосновенен. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, кроме случаев, установленных федеральным законом или решением суда.
Статья 26
1. Каждый имеет право определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности.
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, образования и творчества.
Статья 27
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право на свободный проезд, выбор места пребывания или жительства.
2. Каждый может свободно выезжать из Российской Федерации. Граждане Российской Федерации имеют право на свободное возвращение в Российскую Федерацию.
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные взгляды, действовать в соответствии с их.
Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих взглядов и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура должна быть запрещена.
Статья 30
1. Каждый имеет право на объединение, в том числе право на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение и пребыванию в нем.
Статья 31
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить митинги, митинги и демонстрации, шествия и пикеты.
Статья 32
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.
3. Лишены права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
5. Граждане расходов имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Статья 33
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Статья 34
1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и хозяйственной деятельности, не запрещенной законом.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 35
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый имеет право иметь имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им как лично, так и совместно с другими людьми.
3. Никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда. Принудительная конфискация имущества для государственных нужд может быть произведена только при условии предварительного и полного возмещения.
4. Право наследования гарантируется.
Статья 36
1. Граждане и их объединения имеют право владеть землей как частной собственностью.
2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
3. Условия и правила пользования землей устанавливаются федеральным законом.
Статья 37
1. Труд бесплатный. Каждый имеет право на свободное использование своих трудовых возможностей, на выбор рода деятельности и профессии.
2. Принудительный труд запрещается.
3. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на оплату труда без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, в том числе право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых и лицензию. Работающим по трудовому договору гарантируется установленная продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск, установленные федеральным законом.
Статья 38
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Уход за детьми, их воспитание являются в равной степени правом и обязанностью родителей.
3. Трудоспособные дети старше 18 лет находятся на попечении родителей-инвалидов.
Статья 39
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение за счет государства в старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на воспитание детей и в других случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Содействовать добровольному социальному страхованию и созданию дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.
Статья 40
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен своего жилища.
2. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство и создают условия для реализации права на жилище.
3. Малообеспеченные и иные лица, указанные в законе и нуждающиеся в жилище, получают его безвозмездно или за разумную плату из государственного, муниципального и иного жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам безвозмездно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и иных поступлений.
2. В Российской Федерации федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения финансируются за счет государства; принимаются меры по развитию государственного, муниципального и частного здравоохранения; поощряются мероприятия, способствующие укреплению здоровья, развитию физической культуры и спорта, экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 42
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическими правонарушениями.
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Обеспечиваются общедоступность и бесплатность дошкольного, среднего и высшего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование является бесплатным. Родители или законные родители обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты и поддерживает различные формы обучения и самообразования.
Статья 44
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении культурно-исторического наследия и охране памятников истории и культуры.
Статья 45
1. В Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 46
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
3. Каждый имеет право на обращение в соответствии с международными договорами Российской Федерации в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все существующие внутригосударственные средства правовой защиты.
Статья 47
1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого данное дело относится в соответствии с законом.
2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом присяжных в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья 48
1. Каждому гарантируется право на квалифицированную юридическую помощь. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Лицо, задержанное, заключенное под стражу, обвиняемое в совершении преступления, имеет право на помощь адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения соответственно.
Статья 49
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном федеральным законом, и подтверждена вступившим в законную силу приговором суда.
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Статья 50
1. Никто не может быть дважды осужден за одно и то же преступление.
2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
3. Каждый осужденный за преступление вправе обжаловать приговор вышестоящего суда в порядке, предусмотренном федеральным законом, а также просить о помиловании или смягчении наказания.
Статья 51
1. Никто не обязан давать уличающие показания, муж или жена и близкие родственники, круг которых определяется федеральным законом.
2. Федеральным законом могут быть предусмотрены иные случаи освобождения от обязанности дачи показаний.
Статья 52
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений служебным положением охраняются законом. Государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Статья 53
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц.
Статья 54
1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое не признавалось преступлением в момент его совершения. Если после нарушения закона ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Статья 55
1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека.
2. В Российской Федерации не могут приниматься законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека.
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан. другие люди, для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 56
1. В условиях чрезвычайного положения в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя и в соответствии с федеральным конституционным законом могут быть установлены определенные ограничения прав и свобод человека с установлением их рамок и временной период.
2. Чрезвычайное положение может быть введено на всей территории Российской Федерации и в отдельных ее частях при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
3. Права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть первая), 24, 28, 34 (часть первая), 40 (часть первая), 46-54 Конституции Российской Федерации, не подлежат ограничениям.
Статья 57
Каждый обязан уплачивать установленные законом налоги и сборы. Законы, вводящие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья 58
Каждый обязан беречь природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 59
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Российской Федерации.
2. Гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если его убеждения или религиозные убеждения противоречат военной службе, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья 60
Гражданин Российской Федерации может осуществлять свои права и обязанности в полном объеме с 18 лет.
Статья 61
1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан из России или выдан другому государству.
2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за рубежом.
Статья 62
1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2. Наличие у гражданина Российской Федерации иностранного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от обязанностей, предусмотренных российским гражданством, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Российская Федерация.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности граждан Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Статья 63
1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в другие государства осуществляются на основании федерального закона или международного договора Российской Федерации.