Существенные условия договора перевозки груза: Существенные условия договора перевозки груза автомобильным транспортом \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс

Ст. 798 ГК РФ. Договоры об организации перевозок

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

См. все связанные документы >>>

< Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов

Статья 799. Договоры между транспортными организациями >

1. Договор об организации перевозок направлен на организацию систематических перевозочных правоотношений в будущем и является организационным. В то же время его нельзя признать предварительным (ст. 429 ГК РФ), поскольку он не влечет за собой неизбежность заключения реального договора перевозки грузов. Особенностью договора об организации перевозок является то, что он является долгосрочным и предполагает заключение не одного, а множества договоров. При заключении разового договора перевозки данный организационный договор не утрачивает свою юридическую силу и продолжает действовать наряду с договором перевозки. Следует учесть, что предварительный договор должен содержать все существенные условия основного договора, к которым исходя из определения договора перевозки грузов относится и пункт назначения. В противном случае договор будет беспредметным. Поскольку договор об организации перевозок является «рамочным» и долгосрочным, не представляется возможным в нем указать все пункты назначения будущих перевозок.

В качестве грузовладельца выступает лицо, владеющее грузом на законных основаниях и способное предъявлять груз в обусловленном объеме. Грузовладелец и грузоотправитель не всегда совпадают в одном лице. Например, в качестве грузовладельца может выступать экспедитор, заключающий договор перевозки грузов от своего имени. ВАС РФ в Определении от 18.01.2007 N 16224/06 указал, что нормы ГК РФ не устанавливают, что заключение договора об организации перевозок лицом, не являющимся грузовладельцем или грузоотправителем, влечет его недействительность.

Действующее законодательство создает определенные препятствия для участия грузополучателя в рамочном организационном договоре. Отношения по выдаче грузов никак не сочетаются с предметом договора об организации перевозок грузов, который представляет собой действия грузовладельца по предъявлению груза к перевозке, а не по его получению.

2. Договор об организации перевозки заключается по соглашению сторон. Что касается существенных условий договоров об организации перевозок, то они включают в себя существенные условия договора на подачу транспортных средств под погрузку и предъявление груза к перевозке. В соответствии с требованиями ст. 791 ГК РФ договором об организации перевозок устанавливается срок подачи отправителю исправных транспортных средств под погрузку в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Кроме того, в договоре должен быть определен срок погрузки (выгрузки), если она производится силами отправителя (получателя). К следующей группе существенных условий отнесены объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок.

3. Применимое законодательство:

— ВзК РФ;

— КВВТ РФ;

— КТМ РФ;

— УАТиНГЭТ;

— УЖТ РФ.

4. Судебная практика:

— Определение ВАС РФ от 18.01.2007 N 16224/06;

— Постановление ФАС Московского округа от 10.06.2013 N Ф05-5030/13 по делу N А40-112364/2012;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.08.1998 N А19-2786/98-10-Ф02-977/98-С2;

— Постановление ФАС Центрального округа от 12.05.2011 N Ф10-1454/11 по делу N А64-4658/2010;

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.09.2006 N Ф08-4209/06.

Задайте вопрос юристу:

+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Существенные условия договора международной перевозки груза


Основной задачей любой международной логистической компании является организация транспортировки грузов. Под этим простым понятием кроется многообразная цепочка процессов. Решив вступить на путь международной логистики, у компании всегда есть выбор: осуществить перевозку самостоятельно или обратиться к профессиональной логистической компании.


Деятельность в сфере международной перевозки несет множество рисков. При неправильном оформлении документов могут возникнуть вопросы со стороны налоговой инспекции, таможенных органов, а также осложняется взыскание задолженностей, что приводит к дополнительным расходам и убыткам.


Существенные условия договора


При заключении договора международной перевозки грузов необходимо учесть следующие условия:


  • порядок и срок подачи заявок;

  • стоимость перевозки;

  • срок доставки и таможенного оформления груза;

  • ответственность сторон и форс-мажорные обстоятельства.


Клиенту при оформлении заявки на перевозку груза следует внимательно указать такие данные как: вес груза, количество грузовых мест, потребность в дополнительной упаковке, маршрут перевозки с подробным адресом и наименованием получателя, точное определение перевозимого груза, иначе впоследствии невозможно будет доказать причинения ущерба перевозчиком.


Отдельное внимание следует обратить на условие о надлежащей упаковке груза. По общему правилу обязанность осуществить качественную упаковку возложена на отправителя. В случае повреждения товара, отнести ответственность на перевозчика затруднительно, если условие об упаковке либо дополнительной упаковке не возложена на перевозчика.


Примеры из практики


Определением Высшего арбитражного суда от 20.02.08 № 1321/08 установлено, что указание в накладной на наименование груза — «оборудование» не позволило сделать однозначный вывод о том, что к перевозке была предъявлена именно видеокамера. По причине чего суд не принял представленные истцом документы, подтверждающие стоимость видеокамеры, в качестве доказательств стоимости переданного к перевозке груза.


Президиум ВС привел пример, когда перевозчик не платит за повреждение груза. Компании заключили договор перевозки, по которому надо было доставить легковые машины на открытых автовозах. В дороге один автомобиль получил повреждения — в ветровое стекло попал камень. Грузоотправитель подал иск. Суды встали на сторону транспортной компании. Перевозчик доказал, что наличие упаковки исключило бы возникшие повреждения.


Мы всегда рекомендуем нашим клиентам внимательно отнестись к условиям договора международной перевозки, оформлении заявок на перевозку и сопроводительных документов. Необходимо проводить детальный анализ договора не только на соответствие нормам законодательства, но и анализировать относительно противоречий, которые могут содержаться (как показывает практика) в самих договорах.


Автор: Надежда Гусева

Читайте также

Что происходит на рынке международных грузовых перевозок
Ситуация в международных перевозках после начала военной операции
Столицей Дальнего Востока станет Владивосток

Перевозка товаров Примеры статей

  • При продаже товаров на территории Арендатор должен соблюдать Законы о добросовестной торговле и любые своды правил, используемые в связи с такими продажами. В частности, Наниматель должен обеспечить, чтобы на видном месте были указаны общие цены всех товаров и услуг, а также имя и адрес организатора и чтобы любые предлагаемые скидки основывались только на Рекомендованных розничных ценах Производителей.

  • 3.1 Принимая во внимание согласие Заказчика оплатить Сборы, Поставщик должен поставить Товары Заказчику в соответствии с положениями и условиями Соглашения.

  • 1. Каждая Сторона принимает или поддерживает упрощенные таможенные процедуры для эффективного выпуска товаров в целях облегчения торговли между Сторонами. 2. В соответствии с пунктом 1 каждая Сторона обеспечивает принятие или соблюдение ее таможенной администрацией или компетентным органом процедур, которые: (a) обеспечивают выпуск товаров в течение периода, не превышающего срок, необходимый для обеспечения соблюдения ее таможенного законодательства и насколько это возможно в течение 48 часов после прибытия товара; (b) обеспечить предварительное электронное представление и обработку информации до физического прибытия товаров, чтобы обеспечить выпуск товаров по прибытии; (c) разрешать выпуск товаров в пункте прибытия без временного перемещения на склады или другие объекты; и (d) разрешить импортерам изымать товары с таможни до и без ущерба для окончательного определения таможенной администрацией применимых таможенных пошлин, налогов и сборов. 3. Сторона может потребовать от импортера предоставить достаточную гарантию в виде поручительства, депозита или другого соответствующего документа, покрывающую окончательную уплату таможенных пошлин, налогов и сборов в связи с ввозом товара.

  • Часть A: Товары общего назначения закупаются в соответствии с положениями Раздела I «Руководства по закупкам в рамках займов МБРР и кредитов XXX», опубликованного Банком в январе 1995 г. и пересмотренного в январе 1996 г. (Руководство) и следующие положения настоящего Раздела, если применимо. Часть B: Международные конкурентные торги

  • Классификация товаров в торговле между Сторонами осуществляется в соответствии с Гармонизированной системой.

  • 16.1 Покупатель не должен возвращать Товары Компании, кроме как с письменного согласия Компании, полученного до такого возврата.

  • Описание каждого товара в графе 7 должно включать подзаголовок Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) на уровне 6 цифр экспортируемого продукта, а также, если применимо, название продукта и торговую марку. Эта информация должна быть достаточно подробной, чтобы сотрудник таможни, осматривающий ее, мог идентифицировать товары.

  • 4.1 Поставщик гарантирует, что при поставке и в течение 12 месяцев с даты поставки (Гарантийный срок) Товары должны:

  • BPSAA, HSP будет соблюдать все директивы и инструкции, изданные Правлением Кабинета министров, которые применимы к HSP в соответствии с BPSAA.

  • Ни при каких обстоятельствах ПРООН не обязана принимать какие-либо Товары, которые не соответствуют спецификациям или требованиям Контракта. ПРООН может обусловить приемку Товаров успешным завершением приемочных испытаний, которые могут быть указаны в Контракте или иным образом согласованы Сторонами в письменной форме. Ни при каких обстоятельствах ПРООН не обязана принимать какие-либо Товары до тех пор, пока у ПРООН не будет разумной возможности осмотреть Товары после доставки. Если в Контракте указано, что ПРООН должна предоставить письменное принятие Товаров, Товары не будут считаться принятыми до тех пор, пока ПРООН не предоставит такое письменное согласие. Ни в коем случае оплата ПРООН сама по себе не является принятием Товара.

Знай свои Инкотермс

Помогите обеспечить бесперебойную экспортную операцию и избежать потенциально дорогостоящих ошибок. Используйте международно признанные Инкотермс® для уточнения задач, затрат и рисков для покупателей и продавцов в этих транзакциях.

Нажмите здесь, чтобы скачать видео

[27MB]

Инкотермс, широко используемые условия продажи – это набор из 11 международно признанных правил, определяющих обязанности продавцов и покупателей. В Инкотермс указывается, кто несет ответственность за оплату и управление отгрузкой, страхованием, документацией, таможенной очисткой и другими логистическими операциями.

Инкотермс® — это набор из 11 отдельных правил, изданных Международной торговой палатой (ICC), которые определяют обязанности продавцов и покупателей при продаже товаров в международных сделках. Первостепенное значение имеет то, что каждое правило Инкотермс разъясняет задачи, затраты и риски, которые несут покупатели и продавцы в этих сделках. Знакомство с Инкотермс поможет повысить эффективность транзакций, четко определяя, кто за что отвечает и каждый этап транзакции.

Правила Инкотермс® 2020 обновлены и сгруппированы в две категории, отражающие виды транспорта. Из 11 правил есть семь для ЛЮБОГО вида(ов) транспорта и четыре для МОРСКОГО, СУХОПУТНОГО или ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ПУТИ.

Правила Seven Incoterms® 2020 для любого режима транспорта:

EXW — EX Works (INSERT PLATE)

FCA — БЕСПЛАТНЫЙ перевозчик (INSERT NALE of Delive)

CPT  – Перевозка оплачена до (указать пункт назначения) 

    CIP  —  Перевозка и страховка оплачены до (указать место назначения)  

    DAP  — Доставлено в место (указать название места назначения)

    DDP  — Доставлено с оплатой пошлины (укажите место назначения).

    Примечание: Инкотермс DPU заменяет старый DAT дополнительными требованиями к продавцу по разгрузке товара с прибывающих транспортных средств.

Четыре правила Инкотермс® 2020 для морского и внутреннего водного транспорта: 

      FAS  — Бесплатно вдоль борта судна (укажите название порта погрузки)

      CFR  — Стоимость и фрахт (укажите название порта назначения) 

      CIF —   Страхование расходов и фрахт (укажите название порта назначения) 

Могу ли я использовать Incoterms® 2010 после 1 января 2020 г.

?

Да, все контракты, использующие какие-либо Инкотермс, действительны, если они согласованы всеми сторонами сделки и правильно указаны в документах, связанных с экспортом. Хотя ICC рекомендует использовать Инкотермс® 2020 с 1 января 2020 г., стороны договора купли-продажи могут договориться об использовании любой версии Инкотермс после 2020 г. Им необходимо четко указать выбранную версию Инкотермс (например, Инкотермс® 2010, Инкотермс ® 2020 или любой более ранней версии).

Инкотермс разъясняют ответственность сторон сделки купли-продажи

  • Например, в каждом правиле Инкотермс указано об ответственности продавца за предоставление товара и коммерческого счета в соответствии с договором купли-продажи. Также предоставляется соответствующее заявление, в котором указывается, что покупатель уплачивает цену товара, предусмотренную договором купли-продажи.
  • В каждом правиле Инкотермс есть положение, определяющее, какая сторона несет ответственность за получение любой экспортной лицензии или другого официального разрешения, необходимого для экспорта, и за выполнение таможенных формальностей, необходимых для продолжения экспорта. Точно так же в каждом правиле есть соответствующее заявление о том, какая сторона несет ответственность за получение любой лицензии на импорт или другого официального разрешения, необходимого для импорта, и за выполнение таможенных формальностей, необходимых для импорта товаров. В этих заявлениях также указывается, какая сторона несет расходы по решению этих задач.
  • Аналогичным образом, каждое правило Инкотермс указывает, какая сторона сделки, если таковая имеется, обязана заключить договор на перевозку товара. Еще один вопрос, который рассматривается в каждом правиле Инкотермс, — какая сторона, если таковая имеется, обязана обеспечить страховое покрытие груза. В этих заявлениях также указывается, какая сторона несет расходы по решению этих задач. Каждое правило также содержит заявления, среди прочего, о том, какая сторона несет ответственность за упаковку товаров для транспортировки за границу и берет на себя расходы на любые проверки перед отправкой.
  • Последний пример — доставка груза. Каждое правило Инкотермс определяет обязательства продавца по доставке груза и разъясняет, когда осуществляется доставка. В каждом правиле также указывается, когда риск потери или повреждения экспортируемых товаров переходит от продавца к покупателю ссылкой на положение о доставке.

Что Инкотермс не охватывают  

Как отмечалось выше, Инкотермс обычно включаются в договор купли-продажи, однако они не включают: 

  • указать все условия продажи;
  • указать продаваемые товары и не указать цену контракта;
  • ссылаются на способ и сроки оплаты, согласованные между продавцом или покупателем;
  • , когда право собственности на товары переходит от продавца к покупателю;
  • указать, какие документы продавец должен предоставить покупателю для облегчения процесса таможенного оформления в стране покупателя; и  
  • касаются ответственности за непредоставление товаров в соответствии с договором купли-продажи, задержку доставки или механизмы разрешения споров.