Требования к поставщикам по 223 фз: Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг \ КонсультантПлюс

Содержание

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ ПО 223-ФЗ В 2020 ГОДУ

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ ПО 223-ФЗ В 2020 ГОДУ

Стать участниками закупки, реализуемой в рамках 223-ФЗ, могут как юридические, так и физические лица. При этом они должны отвечать всем требования, предъявляемым к потенциальным поставщикам.

В противном случае заявка будет отклонена. Поэтому важно понимать, кто устанавливает подобные требования, и какими они могут быть.

Основные принципы формирования требований к участникам

Правилами пункта 6 статьи 3 предусмотрена обязанность заказчика самостоятельно устанавливать требования к участникам закупки.

Они прописываются в закупочной документации и положении о закупках. В противном случае установление требований признается незаконным.

Участником закупки может стать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и даже физическое лицо.

Организационно-правовая форма и местонахождения уставного капитала значения не имеют.

Исключение составляют только сами организаторы тендера, а также родственники руководителя заказчика и членов комиссии.

При составлении требований, предъявляемых к участникам процедур, заказчик должен руководствоваться нормами закона, а также принципами равноправия и справедливости. Запрещено выдвигать условия, которые приводят к ограничению конкуренции или дискриминации.

Нельзя также устанавливать неизмеряемые требования. Каждый участник должен еще на стадии подготовки заявки оценить свои возможности.

Измеряемые критерии помогут ему понять свои шансы на допуск к участию в процедуре.

Поэтому заказчик не имеет права устанавливать требования, которые нельзя измерить.

Часто встречающиеся требования

У большинства заказчиков перечень требований к участникам выглядит примерно одинаково.

В него входят следующие пункты:

Потенциальный поставщик должен быть зарегистрирован в установленном законом порядке. У него должны иметься все необходимые разрешительные документы, допуски и лицензии на ведение своей деятельности.

В отношении участника не должны быть инициированы процедуры банкротства и ликвидации, деятельность фирмы не приостановлена в соответствии с нормами Административного Кодекса России.

Поставщик обязан быть платежеспособным и иметь устойчивое финансовое равновесие.

Задолженность по налогам и иным обязательным платежам в бюджет государства не должна превышать 25% от балансовой стоимости всех активов компании. Данные для анализа берутся из бухгалтерской отчетности за прошедший отчетный год.

Если участник в установленном законодательством порядке подал жалобу в соответствующую инстанцию на неправомерность начисления платежа и решение по такому обращения на день подачи заявки еще не принято, то компания к закупке допускается.

Участнику необходимо иметь определенный уровень квалификации для выполнения работ, предусмотренных контрактом.

У него должны иметься соответствующие производственные мощности, оборудование, трудовые и экономические ресурсы. Он должен обладать достаточным опыт исполнения аналогичных договоров.

Потенциальный поставщик должен отличаться хорошей деловой репутацией. Не допускается наличие судебных решений о взыскании неустоек и штрафов в пользу контрагента участника.

При проведении особо важных закупок заказчик может устанавливать требования о наличии у участника системы контроля качества, отвечающей определенным стандартам.

Нормами части 7 статьи 223-ФЗ заказчикам разрешено устанавливать требования об отсутствии информации о потенциальном поставщике в РНП. Причем компания не должна значится в реестрах, ведущихся по 223-ФЗ и 44-ФЗ.

В закупочной документации прописываются четкие параметры, по которым потенциальный поставщик сможет определить свое соответствие установленным требованиям. Заранее предусмотреть все возможные аспекты и прописать их в положении о закупках удается не всегда.

Поэтому заказчикам рекомендовано оставлять этот перечь открытым и корректировать его для каждой процедуры в отдельности.

Требования к участникам закупок по 223-ФЗ

Участвовать в закупках по федеральному закону 223-ФЗ могут как юридические, так и физические лица. При этом, пройти критерии отбора могут не все, ведь чтобы принять участие в торгах, необходимо соответствовать заявленным требованиям. Поговорим о том, что это за требования, кто их устанавливает и где можно с ними ознакомиться.

Федеральным законом 223-ФЗ не определены требования к поставщикам. Но несмотря на это, заказчик обязан подробно прописать их согласно Положению о закупке. Положение обязательно публикуется в Единой информационной системе. В ч. 6 статьи 3 223-ФЗ регламентированы правила, по которым заказчик предъявляет требования к исполнителям. Правила созданы для соблюдения равных условий, отсутствия дискриминационных и каких-либо необоснованных преград для свободной конкуренции участников.

Устанавливать неизмеряемые требования недопустимо. Также, заказчик может внести требования только в документацию о конкурентной закупке перед началом торгов. В дальнейшем, нельзя предъявлять к участникам закупки, товарам и услугам условия выполнения договора, оценивать и сопоставлять заявки на участие в закупке по критериям, не указанным в документации.

Заказчик
изначально должен подготовить полную документацию со всеми нюансами по
критериям, так как в дальнейшем вносить какие-то поправки или исправлять
условия он уже не вправе. Четкие требования к документации о конкурентной
закупке регламентированы в п. 10 ст. 4 223-ФЗ.

Заказчик
может прописывать в документации практически любые правила. Главное – чтобы они
никак не противоречили 223-ФЗ. Если при проведении закупок имеют место
индивидуальные предпочтения и льготы по отношению к одним участникам, и
дополнительные условия по отношения к другим – это может расцениваться как
необоснованное ограничение конкуренции на рынке закупок.

Если заказчик предъявляет к исполнителям требования, не прописанные в документации о закупке, любой участник может обжаловать действия или бездействия заказчика в антимонопольный орган. При доказанном несоответствии закону в данном вопросе, заказчик понесет административную ответственность.

В
Положении могут значиться обоснованные пожелания заказчика, включая наличие у
исполнителей опыта поставки товаров, технических, финансовых, кадровых
возможностей и даже отличной деловой репутации. Заказчик имеет право внести
условие об отсутствии данных об участниках в реестре недобросовестных
поставщиков.

На основании того, что заказчики сами могут устанавливать условия, некоторые начали активно привносить их в избытке. Это могут быть такие несущественные, но заявленные как обязательные, например, связь с производителем, какой-то особый опыт в поставке приобретаемой продукции, наличие выписок и справок, которые получить в срок исполнителю просто невозможно и т.п. Из-за подобных избыточных требований отклоняются заявки по формальным несоответствиям, тем самым существенно ограничивается конкуренция.

Если участник не соответствует требованиям

При
выявлении несоответствия исполнителя единым требованиям тендера, или уличении в
предоставлении недостоверных сведений, закупочная комиссия имеет право
отстранить участника или отказаться от сотрудничества с победителем. Это
возможно сделать только до заключения контракта.

Если
в закупочной документации есть единые требования по ч. 1 статьи 31 Федерального
закона о контрактной системе, членам комиссии необходимо проверить все
поступившие заявки и отклонить заявки претендентов, не соответствующие каким-то
пунктам.

Ярослав Кулик выступил модератором сессии «Государственные закупки в России: взгляд на процесс закупок и состав надзорного органа» на конференции «Антимонопольное регулирование в России»

  

 

на тему «Антимонопольное регулирование в России». Ее традиционными организаторами являются Некоммерческое партнерство «Ассоциация поддержки конкуренции» и газета «Ведомости», конференция проходит при поддержке ФАС России.

Участники обсудили следующие вопросы: основные события 2015 года в сфере антимонопольного регулирования, оказавшие существенное влияние на конкуренцию, вопросы регулирования поставщиков продуктов питания и торговых сетей, госзакупки, основные события и направления развития лекарственных средств и изделий медицинского назначения, конкуренция на финансовых рынках в период экономического кризиса, проблемы доказывания в антимонопольных расследованиях и наиболее значимые применения антимонопольного законодательства.

На пленарном заседании конференции руководитель ФАС России Игорь Артемьев представил обзор текущей антимонопольной политики. Помимо руководителя ФАС России в мероприятии приняли участие ведущие юристы и экономисты, специализирующиеся в области конкурентного права и практики.

Одной из ключевых сессий конференции стала «Государственные закупки в России: взгляд на процесс закупок и состав надзорного органа». Модерировали сессию Ярослав Кулик, партнер и руководитель антимонопольной практики юридической фирмы «АРТ ДЕ ЛЕКС», член Генерального совета НП «Содействие конкуренции» совместно с заместителем руководителя ФАС России Андреем Цариковским.

Андрей Цариковский рассказал собравшимся о проводимых реформах регулирования деятельности компаний по госзакупкам и прокомментировал предлагаемые изменения в Закон 223-ФЗ.

Зафесов Юрий , директор по закупкам «Россети», и Пономарев Алексей , директор по закупкам систем мониторинга и информационных систем «Ростелекома», активно участвовали в обсуждении изменений в Закон 223-ФЗ. Алексей Пономарев призвал ФАС, ужесточающую правила закупок для госкомпаний, подумать о стоимости новых требований к заказчикам. Юрий Зафесов отметил, что действие Закона 223-ФЗ на разные компании различно, несмотря на то, что требования носят общий характер, поскольку не учитывают каких-то особых обстоятельств. Инфраструктурные компании, например, обязаны соблюдать требования безопасности. По словам Юрия Зафесова, доля малого и среднего бизнеса во всех заказах Rossetti составляет около 25-30 процентов, но дочерняя компания ФСК-ЕЭС не может выполнить даже обязательную квоту в 18 процентов.

Дмитрий Андреев , директор Центра логистики Сбербанка, предложил создать оперативный инструмент обратной связи между клиентами и ФАС, который, как он утверждает, отсутствует в структуре ФАС, в целях предотвращения нарушений Закона 223-ФЗ . Он отметил, что «каждая жалоба и, как следствие, приостановка закупок обходятся компаниям и государству как акционеру в большие деньги».

Демидова Татьяна , начальник управления контроля, мониторинга и размещения госзаказов ФАС России, подробно рассказала о компетенции ФАС по проведению внеплановых проверок на предмет соблюдения Закона 44-ФЗ. Она объяснила, чем они отличаются от проверок по жалобам и как участники могут использовать результаты этих проверок для защиты своих прав.

Главной темой заседания были проблемы, связанные с отсутствием единообразного правоприменения. Василий Жуков , заместитель начальника Департамента конкурентной политики города Москвы, рассказал о спорных ситуациях в практике одного ведомства. Это вызвало комментарии и рекомендации Татьяны Демидовой. Одним из примеров в обсуждении стал спор о внесении данных в реестр недобросовестных поставщиков.

Кобаненко Мария , советник Л.Б. Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры, поставил вопрос о применении статьи 17 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалоб по статье 18. 1 акта. Она рассмотрела правовую позицию судов относительно компетенции антимонопольного органа рассматривать доводы о нарушении требований антимонопольного законодательства при проведении торгов в порядке статьи 18.1, а также рассказала о практике антимонопольных органов при рассмотрении подобных ситуаций. Она также обсудила вопрос о порядке квалификации закупок по Закону 223-ФЗ. Эта квалификация важна, когда заказчик необоснованно отказывается подписывать контракт с победителем.

Об итогах сессии см. статью в «Ведомостях».

Следите за деятельностью форума в газете Ведомости, где будут публиковаться статьи по ключевым темам конференции.

Требования к поставщикам | Neste

Компания Neste предприняла несколько инициатив для выявления и понимания возможных рисков в нашей деятельности и цепочках поставок. Чтобы обеспечить соблюдение нашими поставщиками Кодекса поведения поставщиков, Neste внедрила систематические средства контроля для проверки и мониторинга контрагентов, при которых все потенциальные деловые партнеры и поставщики проходят автоматическую проверку, переходящую в ручную проверку в случае обнаружения каких-либо проблем или бизнес-кейса контрагента. соответствует предопределенным критериям. В то время как проверка в основном сосредоточена на экономических санкциях и аналогичных вопросах соблюдения, контрагенты также проверяются на отдельные категории этических проблем в сторонних базах данных правоприменения и основных источниках новостей.

Ключевым элементом понимания рисков устойчивого развития в наших цепочках поставок является оценка странового риска. Мы используем специальную, ведущую в отрасли методологию оценки страновых рисков для картирования рисков устойчивого развития для стран, в которых мы работаем и имеем цепочки поставок.

Все наши контракты с поставщиками возобновляемого сырья включают строгие условия устойчивого развития; например приверженность устойчивому развитию, защита биоразнообразия и соблюдение прав человека — это требования, которые должны быть выполнены до подписания контракта.

Наши поставщики возобновляемого сырья придерживаются следующих политик и принципов:
  • Политика устойчивого развития
  • Кодекс поведения поставщиков Neste
  • Принцип ответственного сорсинга Neste
  • Принцип устойчивого развития

Выбор поставщика

Определение и выбор хороших партнеров имеет решающее значение для устойчивости цепочек поставок. Обеспечение устойчивости цепочек поставок Neste начинается до закрытия сделки или доставки сырья, продуктов, компонентов, материалов или услуг.

Все наши поставщики обязаны выполнять требования нашего Кодекса поведения поставщиков. Способность поставщика соблюдать требования Кодекса поведения поставщика считается важным фактором, когда Neste принимает решение о начале или продолжении деловых отношений с поставщиком.

Поставщики сырья для наших продуктов из возобновляемых источников подлежат тщательной проверке в области устойчивого развития в рамках нашего Принципа утверждения поставщиков продуктов из возобновляемых источников (RP) в области устойчивого развития. Этот принцип применяется во всем мире к любой компании Neste, которая устанавливает деловые отношения с поставщиком возобновляемого сырья для продуктов Neste из возобновляемых источников, и устанавливает минимальные требования для утверждения поставщиков в области устойчивого развития в рамках пятиэтапной комплексной проверки устойчивого развития: 

  1. Оценка сырья
  2. Оценка страновых и сырьевых рисков
  3. Проверка контрагента (включая оценку финансовых рисков на основе рисков)
  4. Обзор рабочего стола по устойчивому развитию
  5. Аудит устойчивого развития

Подробнее о выборе поставщиков см. в отчете об устойчивом развитии на стр. 79-.

Разработка портала устойчивого развития поставщиков в сотрудничестве с поставщиками

Мы разработали портал устойчивого развития поставщиков (SSP) совместно с нашими поставщиками с 2017 года для облегчения и улучшения оценки как потенциальных, так и существующих поставщиков возобновляемого сырья, а также для поддержки мониторинга эффективности и активного взаимодействия. с нашими поставщиками.

Портал был полностью введен в эксплуатацию в 2020 году. В 2021 году общее количество подключенных поставщиков возобновляемого сырья составило 223. В 2021 году нашей основной задачей с порталом было завершение развертывания поставщиков и продолжение нашей работы по развитию.

Как бороться с недостатками?

Мы постоянно совершенствуем наши процедуры рассмотрения жалоб, связанных с сырьем. Мы публикуем ежемесячные обновления журнала жалоб на нашем веб-сайте, а также отслеживаем и публично раскрываем количество и тип жалоб, которые были поданы лично или через наш канал информирования о нарушениях.

Мы серьезно относимся ко всем заявлениям о предполагаемых нарушениях и недостатках устойчивого развития и расследуем эти случаи. Узнав о серьезных обвинениях в отношении наших поставщиков, мы приостанавливаем все дальнейшие закупки у этих поставщиков или цепочек поставок. Если критерии и требования устойчивости, включенные в наши контракты, были нарушены поддающимся проверке образом, характер таких нарушений считается серьезным, и прогресс в решении этих проблем не был достигнут в разумные сроки, мы расторгаем наш контракт с данным поставщиком.

Наши основные действия основаны на взаимодействии и сотрудничестве с нашим поставщиком для устранения проблемы. Это связано с тем, что мы считаем, что прекращение покупок недостаточно гарантирует решение проблем.

Если вы хотите сообщить о проблеме или подать жалобу, сделайте это по телефону или через онлайн-сервис:

Ethics Online

Мы устраняем недостатки, когда нам о них становится известно, по телефону:
  • Требование от поставщика сообщать о ситуации в рамках механизма рассмотрения жалоб Neste.