Приветствую, уважаемые друзья! Уведомляю вас, что Федеральным законом от 01.05.2016 года № 136-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Изменениями предусмотрена возможность декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны оптимальными и допустимыми.
При этом отмечено, что действие декларации должно быть прекращено, если в отношении работника или на его рабочем месте в ходе проверки выявлены нарушения государственных нормативных требований охраны труда.
Кроме того, Федеральным законом № 136-ФЗ установлена обязанность работодателя уведомлять организацию, проводившую специальную оценку условий труда (далее — СОУТ), об утверждении отчёта о проведении СОУТ.
Так, работодатель в течение 3 рабочих дней со дня утверждения отчёта о проведении СОУТ должен будет:
— уведомить организацию, проводившую СОУТ, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта уведомления;
— направить в адрес организации, проводившей СОУТ, копию утверждённого отчёта о проведении СОУТ заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.
При этом должны быть соблюдены требования законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Федеральным законом № 136-ФЗ уточнены и сроки проведения внеплановой СОУТ:
— не более 12 месяцев — при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса и замене производственного оборудования;
— не более 6 месяцев — для остальных случаев, предусмотренных статьей 17 Федерального закона о СОУТ.
Также Федеральным законом № 136-ФЗ предусмотрена возможность применения до 31 декабря 2020 года методик (методов) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, допущенных к применению в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», то есть без проведения их аттестации.
Кроме того, Федеральным законом № 136-ФЗ конкретизированы вопросы, касающиеся:
— передачи результатов проведения СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения СОУТ;
— требований к организациям, проводящим СОУТ, и порядка ведения реестра организаций, проводящих СОУТ;
— полномочий эксперта организации, проводящей СОУТ, в части идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.
Изменения внесены Федеральным законом № 136-ФЗ и в статью 11 Федерального закона от 01.04.96 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования».
СКАЧАТЬ Федеральный закон от 01.05.2016 года № 136-ФЗ
СКАЧАТЬ Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в редакции от 01.05.2016 г.
На этом у меня всё. До новых заметок!
Закон о специальной оценке условий труда вступил в силу 1 января 2014 года. Последние изменения в него были внесены 19 июля 2018 года. В статье вы найдете его актуальную версию, а также комментарии о применении и штрафах за непроведение СОУТ.
Читайте в нашей статье:
ФЗ о СОУТ был принят взамен приказа Минздравсоцразвития России №342н, регламентирующего аттестацию рабочих мест, чтобы привести процедуру спецоценки в соответствии с нормативными правовыми актами РФ.
Скачать 426-ФЗ с изменениями 2018>>>
Найдите нужный вам образец документа по охране труда в самой полной библиотеке шаблонов Справочной системы "Охрана труда". Эксперты составили уже 2506 шаблонов!
Закон упорядочивает процесс взаимодействия между экспертной организацией и работодателем, работодателем и работником, устанавливает ответственность каждой стороны договора оказания услуг по проведению СОУТ и каждой стороны трудовых отношений.
До 31 декабря 2018 года все работодатели должны выполнить свою обязанность по проведению спецоценки условий труда. Отчеты об утверждении её результатов следует подписать не позднее 31.12.2018 года.
Не позже 29-30 января 2019 года необходимо на внешнем сайте предприятия разместить сводную ведомость, отправить декларацию в ГИТ, подписать карты СОУТ с каждым работником, а также заполнить листы ознакомления с декларациями.
Приказ о назначении или отмене льгот должен быть издан не позднее даты утверждения отчета – 31.12.2018 года, соответственно, фактическая отмена выплаты льгот должна произойти только через 2 месяца – 28 февраля 2019 года.
СОУТ уже была проведена в организациях, где имеются рабочие места с вредными и опасными УТ, в том числе дающими право на досрочную страховую пенсию. Перечень таких рабочих мест указан в п.6 статьи 10 ФЗ о спецоценке условий труда.
Закон устанавливает требования к экспертной организации и к работодателю по проведению СОУТ. В нем расписано, каким образом должна быть создана комиссия, кто должен входить в ее состав, как проводится идентификация вредных и опасных факторов – самый сложный и дорогостоящий этап. Также разъясняется порядок применения результатов специальной оценки, оформления и подачи декларации условий труда.
В заключительных положениях установлена ответственность за исполнение государственного надзора за соблюдением нормативных требований:
ФЗ вступил в силу с 1 января 2014 года. С этого момента он четырежды проходил процедуру внесения поправок. Последние изменения произошли в июле 2018 года.
Поправки внесены федеральными законами:
Изменения, вступившие в силу в 2016 году и применяемые в 2017, позволяют каждому работнику непосредственно влиять на оценку их рабочих мест, вносить письменные предложения комиссии по проведению СОУТ, заявить о ВОПФ, которые оказывают влияние на здоровье. Работодатель, в свою очередь, обязан передать все письменные предложения в экспертную организацию.
Идентификация не должна проводиться в отношении тех рабочих мест, которые включены в список 1 и список 2 ВЦСПС, дающий право на получение досрочной пенсии работающим во вредных и опасных условиях.
Декларация соответствия СОУТ может быть признана недействительной, если при проверке ГИТ будут установлены нарушения прав работников во время проведения этой процедуры.
Класс УТ может быть понижен более чем на одну ступень только при согласовании с ГИТ.
Раньше был установлен шестимесячный срок проведения внеплановой спецоценки.
Теперь в этот срок нужно уложиться только в случае, если:
Решение о непроведении внеплановой СОУТ может быть принято комиссией с составлением соответствующего акта.
Юрий Сорокин профессор, кандидат технических наук, президент ассоциации «СИЗ»При проверке ГИТ норм трудового права по приобретению, выдаче и применению СИЗ вам понадобятся документы:
Результаты СОУТ применяются для назначения дополнительного тарифа по взносам в ПФР, для установления или отмены гарантий и компенсаций, для составления списка контингентов для предварительного и периодического медосмотра, для разработки плана по улучшению условий труда, для выдачи СИЗ и смывающих дерматологических средств и т.п.
В статье 7 приведен полный перечень применения результатов СОУТ на предприятии. Результаты специальной оценки подлежат применению в день утверждения отчета о проведении СОУТ, кроме отмены льгот, которая реализуется через два месяца.
Отменить льготы работодатель вправе только в том случае, если провел фактические мероприятия по улучшению условий труда.
При проверке инспектор ГИТ вправе обжаловать результаты СОУТ, если обнаружит, что работодатель отменил положенные работнику гарантии на основании специальной оценки, проведенной с нарушением. В этом случае ГИТ будет инициировать проведение государственной экспертизы труда.
При отрицательных для работодателя результатах экспертизы должна состояться внеплановая СОУТ, а эксперт может быть дисквалифицирован.
Читайте по теме в электронном журнале
Работодатель может быть привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, если нарушит требования Федерального закона № 426. В частности, таким нарушением может быть непроведение СОУТ в организации, где в штатном расписании присутствуют рабочие места, указанные в п.6 статьи 10.
Штраф за непроведение СОУТ не умножается на количество рабочих мест, поскольку в статье 5.27.1 КоАП РФ написано «нарушение», а это означает, что штраф рассчитывается на организацию в целом.
В больнице должности санитарок переименовывают в уборщиков служебных помещений. СОУТ была проведена в 2015 году, и санитаркам был установлен допустимый класс УТ. Нужно ли теперь проводить внеплановую спецоценку?
Если изменение в наименовании должности повлекло за собой изменение должностных обязанностей или применяемого в работе оборудования и СИЗ, то требуется проведение внеплановой СОУТ.
Если переименование должности не повлекло за собой оснований для внеплановой СОУТ, указанных в статье 17 426-ФЗ, то проводить её не нужно.
Работодатель должен издать Приказ о создании комиссии по обоснованию проведения внеплановой СОУТ , а также утвердить приказом акт комиссии об отсутствии необходимости в проведении внеплановой СОУТ.
Что делать, если уволился председатель комиссии по проведению СОУТ? Нужно ли проводить внеплановую СОУТ в этом случае?
Нет, не нужно. Следует внести приказом изменение в состав действующей комиссии и ввести в состав нового председателя. Оснований для проведения внеплановой процедуры нет, поскольку смена председателя комиссии не названа в числе оснований в статье 17 данного ФЗ.
Что делать, если после СОУТ водитель пересел на новый автомобиль?В течение 12 месяцев с момента издания приказа о закреплении ТС за данным водителем следует провести внеплановую СОУТ. Лучше сделать это пораньше, чтобы не опоздать и не получить на штраф.
Если в карте СОУТ указана марка ТС или при идентификации ВОПФ водитель работал на ТС другой модели, или модификацией автомобиля, с другим навесным оборудованием, другого модельного года или года выпуска ТС, другими технико-технологическими характеристиками, то нет оснований для того, чтобы не проводить внеплановую СОУТ.
www.trudohrana.ru
Не все специальности априори безопасны. И офисные работники, если помещение не соответствует пожарным нормам, оказываются в опасности. А шахтеры или заводские рабочие ежедневно подвергают себя риску. Чтобы снизить его уровень до минимума, проводится специальная оценка условий труда, порядок и особенности проведения которой регламентируются Федеральным Законом №426.
Принятие ФЗ 426 «О специальной оценке условий труда» произошло 28 декабря 2013 года. Объект рассмотрения закона — безопасность работников в процессе трудовой деятельности, а также их право на рабочие места, соответствующие нормативам, установленным в результате СОУТ. Также, ФЗ 426 устанавливает требования и порядок проверок условий труда, наряду с правовым положением лиц, проводящих эти инспекции.
Настоящий Федеральный Закон, за время своего существования, претерпел немного изменений, поправок и дополнений. Всего их три. Последнее вступило в силу 1 мая 2016 года. Изменения затронули около двух десятков статей, пунктов и подпунктов ФЗ 426.
В состав ФЗ 426 входят 4 главы и 28 статей с подпунктами. Объекты рассмотрения — общие положения вопроса, порядок проведения СОУТ, организации, которые этим занимаются, а также инстанции, осуществляющие надзор за соблюдением законопроекта. Для тех, кто хочет получить полную информацию по данному вопросу — здесь можно скачать 426 закон с изменениями, внесенными последней редакцией ФЗ, от 1 мая 2016 года.
В закон «О спецоценке условий труда» еще не было внесено такого количества изменений, поправок и дополнений, как в другие законопроекты. Но последняя редакция затронула несколько моментов, которые необходимо рассмотреть, наряду с ключевыми статьями ФЗ 426.
Ст. 4
Данная статья ФЗ 426 рассматривает права и обязанности работодателя в рамках закона «О СОУТ». Это включает право требовать обоснований постановления инспекции и документов, удостоверяющих полномочия инспекторов. Обязательства работодателя, согласно 426 ФЗ «О специальной оценке», заключаются в регулярном проведении соответствующих проверок, соблюдении условий труда на должном уровне и предоставление инспекции всей необходимой информации.
Изменения последней редакции закона добавили в пункт 2, части 2 настоящей статьи положение о том, что работники могут предлагать расположить на рабочих местах идентификаторы факторов производства, которые могут представлять угрозу их здоровью или жизни.
Ст. 6
В этой статье 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» с изменениями, описаны права и обязанности организаций, которые проводят упомянутую процедуру. Статья закона включает право на отказ от проверки, если она потенциально опасна для работников, осуществляющих инспекцию, или право обжаловать постановления федеральных органов исполнительной власти. Обязанности — предоставление обоснования своих постановлений, документы, удостоверяющие полномочия работников организации и соблюдение методик проверки, установленных законодательством РФ.
Изменения статьи 6 этого закона, коснулись пункта 3, части 2. Из нее убрана формулировка «методы исследований (испытаний)».
Ст. 10
Вопрос об идентификации потенциально вредных и/или опасных моментов на производстве остается насущным не только для работников, но и для добросовестных работодателей, которые не хотят проблем с законом. Проверка этого момента по ФЗ 426 также проводится организациями, осуществляющими проверку условий труда. Порядок и особенности проведения этой процедуры описываются в статье 10 ФЗ 426.
Здесь изменения закона заключаются в изменении формулировки в пункте 1 части 6 — вместо «трудовой пенсии по старости», теперь назначается «страховая». Также, в последней редакции закона была добавлена 8 часть, которая описывает полномочия эксперта, осуществляющего проверку.
Ст. 11
Оформление и порядок подачи деклараций о соответствии условий труда государственным нормативам, регулируется настоящей статьей закона, наряду с обязанностью федерального органа вести реестр деклараций.
Изменения затронули часть 5 статьи 11 ФЗ 426. Условия проведения внеплановых проверок дополнены нарушениями нормативных правовых актов и требований охраны труда, указанных в настоящем и других федеральных законах Российской Федерации.
Ст. 12
Еще один пункт ФЗ 426, затрагивающий вопрос об исследовании и измерении опасных или вредных моментов на производстве. В данной статье закона приводится перечень факторов, подлежащих изучению, методики измерения, и требования к оформлению протоколов с результатами.
Изменения в этой статье закона коснулись исключительно формулировок. Существенных поправок и дополнений последняя редакция закона не внесла.
Ст. 14
Эта статья ФЗ 426 классифицирует условия труда на четыре категории — оптимальная, допустимая, вредная и опасная, с подробным объяснением, на каких основаниях условия на предприятии относятся к тому или иному классу.
Изменения 14 статьи закона коснулись ее 7 части, согласно которой снижение класса опасности теперь проводится после согласования с местным федеральным органом исполнительной власти.
Ст. 15
Пункт закона, касающийся документации. В статье 15 ФЗ 426 рассматривается вопрос об оформлении протоколов и актов о результатах проверки. Это включает подписи всех членов комиссии, заключение эксперта, записанный перечень проведенных мероприятий и т. д.
Изменения, внесенные последней редакцией закона, коснулись нескольких пунктов 15 статьи ФЗ 426:
Ст. 17
Данная статья ФЗ 426 описывает, при каких условиях и как проводится внеплановая спецоценка. В отношении причин описаны моменты с вводом в эксплуатацию новых рабочих мест, изменение технологического процесса, изменение состава сырья и т. д.
Изменения, внесенные в 17 статью последней редакции федерального закона:
Ст. 18
Объект рассмотрения этой статьи закона — федеральная государственная информационная система, куда вносятся результаты плановых и внеплановых проверок спецоценки условий труда. Статья 18 ФЗ 426 описывает вносимые в систему сведения и обязанности организации, проводящей данную процедуру.
Изменения в законе в результате последней редакции коснулись следующих пунктов:
Ст. 19
В этой составляющей ФЗ 426 дается перечисление требований, предъявляемых к организации, которая проводит специальную оценку условий труда, включая наличие экспертов и испытательной лаборатории.
Последняя редакция закона убрала из настоящей статьи ФЗ 426 термин «врач», оставив описания специальностей.
Ст. 21
В данной статье ФЗ 426 приводится описание реестра организаций и экспертов, проводящих специальную оценку условий труда. Это касается вносимых данных: ФИО (для экспертов), наименования (для организаций), дата внесения в реестр и т.д.
Пункт 1, части 4 ФЗ 426 получил расширенную формулировку. Теперь в нем идет речь не о наименовании и месте нахождения всей организации, но отдельного филиала.
Ст. 24
Эта статья ФЗ 426 дает описание процедуре экспертизы качества СОУТ, кем и как она проводится, а также каким образом разрешаются конфликты и разногласия в этом вопросе.
В результате последней редакции закона был расширен пункт 2, части 2 настоящей статьи. Теперь заявление о проведении экспертизы может подавать и организация, проводящая специальную оценку условий труда на основании ФЗ 426.
Ст. 27
Статья №27 ФЗ 426 описывает переходные положения.
В 4 части статьи указано — проведение СОУТ может быть отложено на срок до 5 лет, если еще до вступления настоящего закона в силу там была проведена аттестация рабочих.
6 часть статьи 27 ФЗ 426, ссылаясь на часть 6 статьи 10 настоящего закона, перечисляет случаи, когда спецоценка условий труда проводится поэтапно, но с условием завершения до 31 декабря 2020 года.
Изучите так же основные изменения ФЗ 27 об индивидуальном персонифицированном учете.
Похожие законы
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):210fz.ru
17.07.2016 09:41 | |
С 1 мая 2016 года в соответствие с ФЗ № 136-ФЗ в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон N 426-ФЗ) внесены изменения. Теперь законодатели решили дать больше прав трудящимся при оценке своих рабочих мест. В частности, работодатель отныне обязан предоставлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, предложения работников (при наличии) по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (пункт 2 части 2 статьи 4 Закона N 426-ФЗ). Внесены изменения и в ст. 5 Закона N 426-ФЗ. Теперь работник имеет право обращаться к работодателю и представителю (эксперту) организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Статья 17 Закона N 426-ФЗ «Проведение внеплановой специальной оценки условий труда» дополнена, в честности, положением о том, что в случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона. Но основные изменения коснулись процедуры декларирования рабочих мест, где вредные и опасные производственные факторы не выявлены или являются оптимальными или допустимыми (1 или 2 класс условий труда), что позволяет снизить размеры страховых взносов в Пенсионный фонд и обосновать отсутствие компенсаций за невредные условия труда. До этого момента можно было задекларировать рабочие места, если исследование и измерение вредных производственных факторов не проводили. То есть эксперт не обнаружил их на стадии идентификации. Если же такие факторы установлены в результате предыдущей аттестации, то избежать повторного измерения или исследования невозможно. А значит, подать декларацию на данное рабочее место было нельзя. При этом рабочему месту мог быть присвоен первый или второй класс условий труда. По новым правилам декларация соответствия условий труда может быть оформлена, если: - эксперт не идентифицировал вредные производственные факторы; - эксперт выявил вредные факторы, провел их исследование и измерение и рабочему месту присвоил оптимальный или допустимый класс вредности. Исключение составляют рабочие места, на которых не проводится идентификация вредных и опасных факторов. Данные рабочие места перечислены в части 6 статьи 10 Закона N 426-ФЗ. Стоит отметить, что практика проведения специальной оценки условий труда говорит о крайне редком выявлении рабочие места без наличия вредных и опасных производственных факторов. Так, на всех РМ с компьютерами необходимо проводить оценку освещенности. На РМ без компьютеров, как правило, присутствует вредный фактор «фиксированная рабочая поза» или выполнение работы стоя, что также исключает декларирование. Если работодатель до 1 мая 2016 г. уже подал декларацию соответствия, но у него есть еще рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями, он может оформить уточненную декларацию. Ее нужно подать в трудовую инспекцию по месту нахождения работодателя. Это правило распространяется на период с 1 января 2014 г. Еще одно изменение касается условий, при которых действие декларации прекращается. Ранее она прекращала действовать, если на рабочем месте произошел несчастный случай или выявлено профессиональное заболевание. Теперь добавили еще одно условие: трудовая инспекция в ходе проверки выявила нарушения правил охраны труда на рабочем месте или в отношении работника (ч. 5 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Работодатель подает декларацию на основании экспертного заключения. В нем может быть указано, что вредные факторы не выявлены, либо рабочим местам присвоен 1 или 2 класс вредности. Документ нужно подать в течение 30 рабочих дней с момента, когда был утвержден отчет о проведении спецоценки. Декларация действует в течение пяти лет со дня, когда комиссия работодателя утвердила отчет о специальной оценке условий труда. Ее действие может быть продлено на следующие пять лет, если в этот период не произойдет ни одно из событий, указанных в части 5 статьи 11 Закона N 426-ФЗ. Если на задекларированном рабочем месте произойдет несчастный случай или будет выявлено профзаболевание, должна быть проведена внеплановая спецоценка. Она может послужить поводом для судебного разбирательства в отношении организации и экспертов, проводивших предыдущую специальную оценку условий труда. Источник: портал «Охрана труда». Теги: Изменения в Закон о специальной оценке условий труда, вредные и опасные производственные факторы, декларация рабочих мест, внеплановая спецоценка
|
dvkuot.ru
1. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
2. Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечивает формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
4. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
5. В случае, если в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
6. Решение о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о чем в срок не позднее чем в течение десяти календарных дней со дня наступления указанных в части 5 настоящей статьи обстоятельств делается соответствующая запись в реестре деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
7. По истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период её действия обстоятельств, указанных в части 5 настоящей статьи, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.
dogovor-urist.ru