Федеральный закон 44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Общие принципы законодательства о закупках
ПодробнееФедеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" «ПромСервисГрупп» www.garant-sro.ru
ПодробнееПРАВИТЕЛЬСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 27.03.2015 404 Об утверждении Методических рекомендаций по применению и единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) В соответствии с частью 20.1 статьи
Подробнее"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) www.consultant.ru 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ
Подробнее13.03.2014 30-1.0-01-04 Об утверждении Положения о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Ильинского муниципального района Руководствуясь Федеральным
ПодробнееКОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА КУРСКА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Проведение аудита планирования закупок» (утверждены постановлением Контрольно-счетной палаты города Курска от 21 октября 2015 года 41
ПодробнееОб утверждении Порядка формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Старооскольского городского округа и Порядка формирования, утверждения
от 5 сентября 2016 года 270 г. Горно-Алтайск Об утверждении Порядка формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Алтай В соответствии с частью
ПодробнееЦель обучения: УЧЕБНЫЙ ПЛАН дополнительной профессиональной образовательной программы профессиональной переподготовки в сфере закупок в объеме 510 академических часов «КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК
ПодробнееЕДИНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ОРГАНОВ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ИМ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ЧАСТИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ. ВЗАИМОУВЯЗКА БЮДЖЕТНОГО И ЗАКУПОЧНОГО
ПодробнееПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 20 марта 2017 г. 315 МОСКВА О внесении изменений в Правила осуществления контроля, "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
ПодробнееМитьковская Ирина ВалерьевнаМосковская финансово-юридическая академиямагистрант
Библиографическая ссылка на статью:Митьковская И.В. Понятие и сущность контрактной системы в сфере закупок // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/39593 (дата обращения: 23.09.2018).
Муниципальные и государственные закупки представляют собой мощный фактор, который влияет на уровень развития экономики любой страны, вне зависимости от степени участия в рыночных отношениях государства. При этом государство выступает таким потребителем, который помимо закупки товаров, работ, услуг независимо устанавливает порядок осуществления закупок. В России в настоящее время действуют рыночные принципы закупок, в отличие от предшествующих ранее планово-административных. В рамках планово-административной экономики государство брало на себя обязанность приобрести весь объем продукции, производимый предприятиями, вне зависимости от уровня спроса на нее. Условия рыночной экономики предполагали полную свободу в закупке получателям бюджетных средств. Несостоятельность обоих подходов способствовало принятию государством решения о необходимости создания особого юридического механизма закупок. Таким механизмом стала контрактная система.
Возрастание роли участия публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях вызывает все больший интерес со стороны многих юристов, экономистов и представителей других наук к аспектам правового регулирования отношений, связанных с обеспечением государственных потребностей товарах, работах, услугах. В дореволюционный период исследованию проблем удовлетворения потребностей государства в рамках контрактных правоотношений уделял внимание ученый-цивилист Д.И. Мейер. К данной проблеме обращались и современные ученые-цивилисты, такие как В.А. Анисимов, М.И. Брагинский, Е.Г. Комиссарова, Л.И. Шевченко, А.В. Яровой и др., в области административного права – Д.Н. Бахрах, А.С. Ротенберг и др.
В 2005году принятие Федерального закона №94-ФЗ от 21 июля 2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг» [2] имело, по словам Андреевой Л.В., «революционный характер», т.к. ранее по существу не проводился конкурентный отбор претендентов на заключение муниципальных и государственных контрактов.
Позднее выявились недостатки указанного нормативно-правового акта, и довольно остро встал вопрос о необходимости реформирования сферы закупок, а многочисленные дополнения и изменения не могли кардинально улучшить ситуацию, связанную прежде всего с неэффективным расходованием бюджетных средств и наличием коррупции. В итоге было принято решение о необходимости нового закона, основанного на концепции создания контрактной системы.
Задача создания контрактной системы была поставлена в различных нормативных документах. В частности, в бюджетном послании президента РФ Федеральному собранию на 2012-2014 годы отмечалось, что процедуры размещения заказов многократно пересматривались за последние годы, однако «практически не развивались институты планирования заказа и исполнения государственных контрактов» [3]. Ответственность лишь за соблюдение формальных правил выбора поставщика, по сути, подменяло во многих случаях ответственность заказчика за конечный результат закупки.
При разработке концепции контрактной системе был использован опыт зарубежных стран, в частности США, закупочная деятельность представляет собой государственную хозяйственную деятельность. Федеральная контрактная система США является значимой частью государственного регулирования социального и экономического развития страны [4, с. 172].
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон . №44-ФЗ от 5 апреля 2013 г «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением некоторых положений, вступление в силу которых предусмотрено в более поздние сроки.[1]
Тасалов Ф.А в своей монографии «Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование» подтверждает, что создание национальной контрактной системы в Российской Федерации представляется задачей стратегического значения, ввиду значительного влияния государства на рыночную экономику. Кроме того, ученый подчеркивает, что в рамках государственных закупок ежегодно расходуется до 50% всех средств российского федерального бюджета [5, с. 21].
Контрактная система создается на основе взаимодействия предпринимательского сообщества и государства, действия рыночных механизмов. Результатом такого взаимодействия является заключение государственных и муниципальных контрактов.
Глава 5 Гражданского кодекса РФ является правовой основой взаимоотношений и содержит существенные положения о гражданской правосубъектности муниципальных образований и государства. Важно, что государство впервые отражает принципы контрактной системы и устанавливает правила своего участия в закупках товаров, работ и услуг. К таким принципам относятся: прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, единство контрактной системы в сфере закупок, открытость, обеспечение конкуренции, стимулирование инноваций, профессионализм заказчиков, эффективности осуществления закупок, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд [1].
Сформулированные в законе принципы, которые раскрываются в ст.7-12 закона, соответствуют принципам типового закона Комиссии ООН по праву международной торговли о публичных закупках.
Законом о контрактной системе практически полностью изменена терминология о закупках. И стоит отметить, что определение контрактной системы, предусмотренное непосредственно законом о контрактной системе, довольно громоздко. В целом контрактная система представляет собой совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими действий, которые направленных на обеспечение муниципальных и государственных нужд.
Целесообразно в определении контрактной системы было бы обозначить последовательность этапов государственных закупок, отмечая степень их взаимосвязанности [6]. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок – один из основных принципов контрактной системы. Согласно ст. 11 закона о контрактной системе указанный принцип подразумевает, что контрактная система стоится на предусмотренных законом единых подходах и принципах, которые позволяют обеспечивать государственные/муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок товаров, работ, услуг, их аудита, мониторинга и контроля. Данный принцип предусматривает эффективную и последовательную регламентацию всех этапов осуществления государственных/муниципальных закупок. Поскольку в законе о контрактной системе планирование ограничивается составлением заказчиками планов-графиков и планов закупок, данный принцип представляется не выдержанным до конца. В закон не включены государственные программы, в том числе целевые – федеральные, региональные, муниципальные, ведомственные программы и другие документы планирования, выступающие основанием составления планов закупок [6]. Возможно, это является причиной исключения из определения контрактной системы, содержащейся в законопроекте, указание на взаимосвязь этапов контрактной системы. Кроме того, в настоящей формулировке отсутствует этап прогнозирования государственных и муниципальных нужд.
Матевосян С.С. в своем труде «О некоторых особенностях правового статуса субъектов контрактной системы закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд» приходит к еще более лаконичному определению контрактная система: «совокупность участников контрактной системы и осуществляемые ими действия» [9].
В качестве участников закон о контрактной системе закупок называет:
Якушина Е. В. подчеркивает, что контрактная система представляет собой совокупность мер экономического, правового и организационного характера. Указанные меры призваны обеспечить муниципальные и государственные нужды в товарах, работах, услугах благодаря осуществлению взаимосвязанных этапов [11].
Несколько иной подход у Шмелевой М.В., которая рассматривает контрактную систему через призму контрактных правоотношений, складывающихся при государственных и муниципальных закупках. Такие правоотношения, по ее мнению, являются целостной правовой системой, состоящей из совокупности взаимообусловленных и неразрывно связанных между собой элементов [10]. Развитие контрактных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок происходит на следующих последовательных этапах:
Сущность контрактной системы состоит в объединении различных субъектов сфере закупок, они должны осуществлять возложенные на них законом, иными нормативными правовыми актами действия и функции, которые направленны на достижение поставленных целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. В основе взаимодействия участников контрактной системы положены механизмы партнерства государственного и частного сектора, поскольку среди участников контрактной системы есть не только органы государственной власти, но и физические и юридические лица.
В составе контрактных правоотношений в сфере государственных и муниципальных закупок Шмелевой М.В. было выделено две концептуальные формы контрактных отношений, реализуемые в Российской Федерации:
С правовой точки зрения, сложность создания контрактной системы состоит в необходимости слаженного регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных закупок нормами ряда отраслей законодательства – административного, финансового, гражданского, бюджетного и др.
Понимание сущности и значения контрактной системы имеет большое значение в настоящее время, поскольку новая система в сфере государственных и муниципальных закупок непосредственно влияет на экономику страны [12].
В первую очередь стоит отметить, что контрактная система имеет значимый антикоррупционный потенциал. В случае, когда поставщик добивается несправедливых условий, например, завышенной цены, неизбежно возникает коррупция.
Кроме того, контрактная система направлена на развитие отечественного бизнеса. Основываясь на данных Министерства экономического развития Российской через рынок государственных закупок распределяется более 22 % ВВП [12]. Рынок же государственных закупок, таким образом, выступает существенно значимым инструментом экономической политики страны.
Также стоит отметить, контрактная система обеспечивает непосредственное выполнение обязательств перед населением со стороны государства. Указанные обязательства содержаться в госпрограммах, для выполнения которых неминуемо связано с осуществлением закупок необходимых товаров, работ, услуг.
Таким образом, суммируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
Все статьи автора «Митьковская Ирина Валерьевна»
web.snauka.ru
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основы финансового планирования в государственных (муниципальных) учреждениях»
ВАРИАНТ № 2
Выполнил студент 2 курса
заочного отделения
группы 15Ф-2
Гаврильев Руслан Валерьевич
Якутск
Содержание (или План)
Задание 1………………………………………………….…………….…..3
Задание 2. ……………………………………………………...…………...8
Задание 3. ………………………………………………...………….….….10
Задание 4……………………………………………...…………….………11
Список источников………………………………...…………………...…..12
Задание 1.1.
В настоящее время в Российской Федерации различные стадии государственного заказа в разной мере нормативно регламентированы, методически обеспечены и организационно структурированы. Существующее законодательство не обеспечивает единства подходов к регулированию всего цикла государственных (муниципальных) закупок. Наряду с этим, констатируются правовые пробелы в регулировании отдельных закупочных этапов и процессов.
Федеральная контрактная система впервые определяет государственный заказ как самостоятельную сферу регулирования, обеспечивает законодательное единство всего цикла государственных закупок.
Проект Федерального закона N 68702-6 "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг", разработанный Минэкономразвития России, предполагает переход к регулированию полного цикла государственных закупок и должен заменить действующий закон о государственных и муниципальных закупках.
Внесение принципиально нового закона связано с тем, что действующий ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" регулирует только этап размещения заказов, однако для эффективной работы системы госзаказа также требуется помимо урегулирования вопроса, являющегося предметом бюджетного законодательства Российской Федерации в части прогнозирования и планирования закупок, системный подход, обеспечивающий полноту правового регулирования и взаимосвязь всех необходимых этапов и процессов закупок, установление ответственности субъектов федеральной контрактной системы.
Цели, принципы и функции Федеральной контрактной системы
Федеральная контрактная система (ФКС) – это мероприятия правового, организационного и экономического характера, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд посредством комплексной реализации взаимосвязанных этапов прогнозирования, планирования и осуществления закупок (включая исполнение контрактов), а также проведения мониторинга, надзора, контроля и аудита.
Контрактная система создается на основе действия рыночных механизмов, взаимодействия государства и предпринимательского сообщества. Результатом взаимодействия государства и муниципальных образований с претендентами на заключение государственных и муниципальных контрактов как раз и является заключение договоров.
Федеральная контрактная система – это мероприятия правового, организационного и экономического характера, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд посредством комплексной реализации взаимосвязанных этапов прогнозирования, планирования и осуществления закупок (включая исполнение контрактов), а также проведения мониторинга, надзора, контроля и аудита.
Основная цель Федеральной контрактной системы состоит в том, чтобы максимально обеспечить федеральные государственные нужды с помощью ограниченных бюджетных средств. Для эффективного функционирования Федеральной контрактной системы предполагается создать единую организационную структуру и информационную систему, которая обеспечит формирование, обработку, хранение и предоставление данных по всем этапам обеспечения государственных и муниципальных нужд и осуществления закупок. Независимый общественный мониторинг и оценку хода осуществления закупок обеспечит общественный контроль. Будут расширены права общественных объединений. Граждане и организации будут иметь возможность предупреждать, выявлять нарушения и информировать заказчиков и надзорные органы о выявленных недостатках, негативных фактах и нарушениях. Предполагается, что общественные организации смогут подавать иски в защиту неопределенного круга лиц.
Целями федеральной контрактной системы являются:
− создание единого цикла удовлетворения федеральных государственных нужд;
− эффективное использование бюджетных ресурсов;
− надежное управление технологическими и экономическими рисками;
− существенное снижение коррупции в государственном секторе.
Принципы федеральной контрактной системы
Федеральная контрактная система основывается на таких принципах, как:
− открытость (прозрачность) федеральной контрактной системы;
− конкуренция в федеральной контрактной системе;
− профессионализм заказчика;
− единство федеральной контрактной системы;
− ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных средств.
Функции федеральной контрактной системы:
− учет, нормирование, каталогизация государственных нужд;
− ведение классификаторов государственных нужд;
− формирование прогноза и плана госзаказа;
− обеспечение взаимосвязи контрактной и бюджетной систем;
− развитие инструментов исполнения и достижения конечных целей контрактов;
− учет и управление рисками;
− ведение библиотеки типовых контрактов;
− развитие систем мониторинга, аудита и контроля качества исполнения контрактов;
− развитие классификаторов товаров, работ, услуг;
− учет и ведение реестров контрактов, реестров предметов и исполнителей контрактов;
− развитие государственно-частного партнерства;
− распространение лучшего опыта.
Задание 1.2.
Государственное (муниципальное) задание должно содержать:
1. выписку из реестра расходных обязательств по обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения такого задания;
2. определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
3. показатели, характеризующие качество и объем (состав) оказываемых физическим и юридическим лицам государственных (муниципальных) услуг;
4. порядок оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;
5. предельные цены на оплату государственных (муниципальных) услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено оказание соответствующих услуг на платной основе, либо порядок их установления;
6. порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
7. требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Государственное (муниципальное) задание используется при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями услуг физическим и юридическим лицам.
Государственное (муниципальное) задание формируется в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией, на срок до года при утверждении бюджета на очередной финансовый год и на срок до 3-х лет при утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).
Обеспечение выполнения таких заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией.
Задание 2.
1)Бюджетная смета (от фр. budget — кошелёк) — в соответствии с Бюджетным кодексом РФ документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходовбюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.
Смета-документированный бухгалтерский план поступления и расходования денежных средств, используемых для финансирования хозяйственной деятельности предприятий.
Из статьи 221. Бюджетная смета (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ):
1. Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенномглавным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, всоответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации. Бюджетная смета бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств.
2. Утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведеннымдо него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств пообеспечению выполнения функций бюджетного учреждения. В бюджетной смете бюджетного учреждениядополнительно могут утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведениябюджетной сметы бюджетного учреждения. Показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетнойсметы бюджетного учреждения, могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующихгрупп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенныхлимитов бюджетных обязательств.
2) Автономное учреждение- некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованиемдля выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местногосамоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятостинаселения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
3) Бюджетные ассигнования -бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.
4)Реестр расходных обязательствПод реестром расходных обязательств понимаетсяиспользуемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовыхактов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальныхправовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств..."
5)Бюджетная роспись-в РФ документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета ипоступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии сбюджетной классификацией РФ.
Задание 3.
Б | А | В | А | Б | А | А | Б | А |
Задание 4.
Анализ исполнения плана финансово – хозяйственной деятельности
ГБУ «Поликлиника №3» за 2015 год
Наименование | КОСГУ | План | Факт | %исполнения | Откл. | Уд. Вес к общему% |
Оплата труда | - | |||||
Начисление на оплату труда | - | |||||
Прочие выплаты | 99,09 | |||||
Услуги связи | 66,7 | |||||
Транспортные услуги | ||||||
Коммунальные услуги | 95,2 | |||||
Прочие работы, услуги | 90,57 | |||||
Прочие расходы | 83,3 | |||||
Итого | 94,26 | 86,6 |
Список литературы:
1.Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н (ред. от 29.12.2016) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации"
2."Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
3.Постановление Правительства РФ от 26.02.2014 N 151 (ред. от 31.12.2016) "О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных...
Интернет – ресурсы
1. Сайт Министерства финансов Российской Федерации: http://www.minfin.ru
2. Сайт Федерального казначейства России: http://www.roskazna.ru
3. www.consultant.ru- Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
4. http://dic.academic.ru – финансовый словарь Ушакова
5. http://goszakaz.ru – государственные закупки
РЕЦЕНЗИЯ
megalektsii.ru
Лектор:
Маковлева Екатерина ЕвгеньевнаРуководитель направления Отдела регионального развития Дирекции по развитию ЗАО «Сбербанк- АСТ»
Тема:
Основные определения, цели, задачи, принципы контрактной системы. Информационное обеспечение Контрактной системы. Способы закупок для государственных и муниципальных нужд .
Дата: 15 октября 2013Время проведения: 09.00 — 15.00 (мск)Стоимость: Стоимость для пользователей системы ГАРАНТ: .
Программа повышения квалификации по теме "Контрактная система в сфере закупок. Эффективные приемы работы с правовой информацией на основе ЭПС «Гарант».(1-й из 2-х семинаров курса).Выступление Руководителя направления Отдела регионального развития Дирекции по развитию ЗАО «Сбербанк-АСТ» Екатерины Евгеньевны МАКОВЛЕВОЙ на тему ''Основные определения, цели, задачи, принципы контрактной системы. Информационное обеспечение Контрактной системы. Способы закупок для государственных и муниципальных нужд ''.
Программа Всероссийского спутникового онлайн-семинара 15.10.2013
Посмотреть предстоящие семинары
О интересующем Вас семинаре Вы можете узнать по телефону (8182) 42-35-50
Для того, чтобы записаться на предстоящие мероприятие Вы можете:
Вы можете записаться на семинар:
arkh-garant.ru