Государственный контракт это 44 фз: Чем отличается госконтракт от договора — Контур.Закупки

ОТЛИЧИЯ КОНТРАКТА ОТ ДОГОВОРА ПО 44-ФЗ

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ТЕХЗАДАНИЯСведения о характеристиках товаров

 

В чем состоят отличия контракта от договора по 44-ФЗ, и в какой ситуации подписывается контракт?

 

В практике государственных закупок был прецедент, когда муниципальный заказчик подписал с поставщиком договор на сумму до 100 тыс. р., а казначейство признало это наименование неправомерным, так как, по его мнению, следовало подписывать не договор, а контракт.

Контракты и договоры регулируются не только 44-ФЗ, но и Гражданским кодексом.

Под договором понимается соглашение, которое было достигнуто двумя или более лицами в части установления, прекращения или изменения гражданских прав и обязанностей (согласно ст. 420 ГК).

 Аналогичное определение приводится и в отношении контракта. Согласно Главе 30 ГК, контракт является разновидностью договора, который направлен для удовлетворения государственных нужд.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 ФЗ-44 «О контрактной системе….», данный закон регулирует вопросы заключения гражданско-правовых договоров, предметом которого выступает поставка товаров, выполнение определенных работ и оказание услуг от лица РФ, российского субъекта или муниципальных органов власти, а также бюджетным учреждением или юрлицом.

Согласно далее следующему примечанию, далее по тексту 44-ФЗ будет применяться термин «контракт».

 С учетом вышеизложенного термин «контракт» для 44-ФЗ выступает синонимом «гражданско-правового договора» и между ними не приводится различий. Но стоит отметить, что по Гражданскому кодексу некоторые виды договоров именуются в законодательстве именно контрактами, чтобы их можно было отличать от прочих договоров.

В частности, по ч. 1 ст. 2 ГК в качестве государственных и муниципальных контрактов можно рассматривать договоры, которые заключаются государственными и муниципальными заказчиками при выполнении заказов на поставку товаров по п. 1 ст. 525 ГК или исполнение подрядных работ по п. 1 ст. 763 ГК. Бюджетный кодекс также рекомендует использовать термин «контракт» применительно к государственным или муниципальным заказчикам.

Общее и различия между договором и контрактом Договор и контракт обладают одинаковой структурой и включают такие сведения, как наименование сторон, предмет контракта, ответственность сторон, условия поставки, порядок оплаты, возникновение обстоятельств непреодолимой силы, прочие условия и пр.

Отличие договора состоит в том, что он распространяется и на устные договоренности сторон.

Особенностями госконтракта по 44-ФЗ являются следующие моменты: Одной из сторон является госзаказчик.

Сроки подписания четко регламентированы 44-ФЗ (например, для аукциона – не ранее 10 дней после публикации итогового протокола). Условия обязательно включают неизменность цены и ее твердое значение, ответственность поставщика за срыв контракта, сроки оплаты и порядок ее внесения, требования обеспечения, порядок приемки, условия отказа от контракта и пр.

Для некоторых видов контрактов в ЕИС сегодня содержится 9 обязательных для применения документов при проведении закупки в соответствующей отрасли: на поставку медизделий, оказание выставочных услуг, обслуживание автотранспорта и пр. Когда стороны подписывают договор, а когда – контракт В 44-ФЗ не содержится каких-либо дополнительных указаний и требований о том, что документ с условиями исполнения госзаказа требуется именовать именно «контрактом» или «договором».

При этом исходя из положений ст. 431 ГК и пп. 1,6 ст. 13 АПК при рассмотрении спора по договору в судебном порядке суд будет учитывать существо отношений, которые он регулирует. То есть не будет иметь значения, договор ли подписан сторонами или контракт, ни прочая терминология.

Соответственно, любой подписанный государственным или муниципальным заказчиком договор на выполнение строительных или подрядных работ будет квалифицирован по нормам параграфа 5, гл. 37 ГК как контракт на подрядные работы, а договор на поставку товара по параграфу 4 гл. 30 «Купля-продажа» как контракт на поставку.

Согласно рекомендациям Минэкономразвития по письму №Д28и-1889 от 2014 года, при выборе формы оформления сделки по 44-ФЗ следует придерживаться таких наименований: бюджетным учреждениям – подписывать гражданско-правовые договоры; муниципальным образованиям – муниципальные контракты; органам госвласти, внебюджетным фондам, казенным учреждениям – государственные контракты.

Несмотря на такие рекомендации, Минэкономразвития подтверждает тот факт, что, с юридической точки зрения, разницы между контрактом и договором нет.

Форма документирования взаимоотношение никак не зависит от вида закупки и ее объекта. Таким образом, наименование договора, который подписывается сторонами в рамках 44-ФЗ, не имеет принципиального значения.

Он может именоваться как «договором», так и «контрактом». Более важным для сторон является соблюдение порядка заключения договора, а не правильный выбор формы сделки.

 

Что такое Государственный контракт? НПО Система

Продолжая глубже погружаться в вопрос «Что такое Госзакупки?» следует уделить отдельное внимание такому объекту, как «Госконтракт». Сразу оговоримся, что закупочная деятельность, регулируемая уже не раз упомянутыми №44-ФЗ и №223-ФЗ, должна также основываться на положениях базовых Федеральных законов, таких как Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) и других.

В общем случае, говоря о двухсторонней сделке, ГК РФ пользуется термином «договор». №223-ФЗ не вводит дополнительных терминов, поэтому в соответствии с этим законом между заказчиком и подрядчиком заключаются «договоры». №44-ФЗ вводит дополнительную терминологию: «Государственный контракт» (разновидность договора, заключаемого от имени РФ или субъекта РФ) и «Муниципальный контракт» (договор, заключённый от имени муниципального образования РФ), поэтому в соответствии с этим законом для обеспечения нужд госзаказчиков заключаются «контракты».

Особенности заключения и исполнения договоров по №223-ФЗ каждый конкретный заказчик определяет для себя самостоятельно.

Контракты по №44-ФЗ имеют ряд общих отличий от других видов договоров, регламентированных непосредственно законом:

1) Очевидное. Контракты заключаются в соответствии с №44-ФЗ, то есть зачастую по результатам проведения конкурентных процедур, в то время как обычные договоры чаще всего заключаются без таковых. Одна сторона просто направляет оферту, другая её акцептирует.

2) Законом чётко регламентированы сроки и порядок заключения контракта. Для нарушившей стороны предусмотрены последствия (для заказчика — штраф, для участника закупки — включение в реестр недобросовестных поставщиков). Срок заключения обычных договоров определяется соглашением сторон (например, при направлении оферты, в ней сразу прописывают возможный срок акцепта).

3) №44-ФЗ определён список обязательных условий, которые должны быть включены в контракт. Для обычных договоров ГК РФ обязательных условий не определяет, главное, чтобы условия договора не противоречили законодательству.

4) Ответственность сторон в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта чётко определена ст. 34 №44-ФЗ и подзаконным актом (Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042). ГК РФ содержит только общие положения об ответственности при исполнении обычных договоров, которые могут конкретизироваться по соглашению сторон.

5) Существенные условия контракта за редким исключением не подлежат изменению, в то время как в обычные договоры можно по соглашению сторон легко вносить любые (не противоречащие законодательству) изменения с помощью дополнительных соглашений.

Помимо непосредственных требований законодательства, в Единой Информационной Системе существует также Библиотека типовых контрактов, где размещаются обязательные к использованию шаблоны проектов контрактов (или обязательные к применению отдельные условия, которые необходимо включать в проекты контрактов) на конкретные виды работ.

В будущем в нашем Блоге мы планируем уделить внимание и разобрать отдельные элементы, которые можно встретить в государственных контрактах. Оставайтесь с нами!

Независимая экспертиза по закону № 44-ФЗ

Услуги, которые мы предоставляем

Оценка результатов исполненного государственного контракта (поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг) является обязанностью Заказчика в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе для государственных и муниципальных приобретение товаров, работ и услуг».

В соответствии с пунктом 3 статьи 94 настоящего Закона Покупатель обязан провести оценку предоставляемых товаров или услуг, на соответствие условиям и требованиям договора. Покупатель вправе провести оценку самостоятельно (внутренняя экспертиза) или в случаях, предусмотренных законом, привлечь сторонних экспертов (внешняя экспертиза).

Для нас нет границ — мы работаем на всей территории РФ.

Внешний осмотр

Независимый осмотр по закону № 44-ФЗ гарантирует точную и достоверную проверку соответствия результатов выполненного договора его условиям.

Служебная экспертиза

Экспертиза поставляемых товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ: самостоятельно или с привлечением сторонних специалистов? Узнайте, что надежнее.

ЕСТЬ ВОПРОСЫ?

А может Вы хотели заказать профессиональную оценку у специалистов?

БЫСТРЫЕ
РЕШЕНИЯ ПО ТЕЛЕФОНУ

+7 (495) 369-68-54

С 8:00 до 22:00 ежедневно

Или оставить заявку на экспертизу

Ответственность покупателя при приемке результатов контракта

С 2016 года КоАП РФ введена административная ответственность покупателя при приемке и оплате товаров, работ, услуг, не соответствующих техническим условиям или спецификациям, включенным в договор. Это привело к дополнительным расходам бюджета или уменьшению количества поставляемых товаров, работ и услуг. На должностных лиц, совершивших данное нарушение, налагается административный штраф в размере от 20 000 до 50 000 рублей.

Зачем нужно привлекать сторонних экспертов

Приемка результатов исполнения контракта, особенно если речь идет о сложных технических товарах или работах, требует от покупателя экспертных знаний и невероятной дотошности при проведении экспертизы оборудования. Чаще всего приемочная комиссия, состоящая из сотрудников компании-закупщика, не имеет необходимого оборудования и необходимой квалификации.

Во избежание возложения ответственности за приемку результатов выполненного государственного контракта на сотрудников, рекомендуем обратиться в нашу компанию и получить экспертную оценку соответствия или несоответствия поставленных товаров, работ, услуг или их отдельных этапов в сравнении требования и условия, указанные в самом договоре.

Имея большой опыт проведения экспертиз по 44-ФЗ, мы гарантируем точное и всестороннее проведение экспертиз и однозначные выводы, на основании которых вы сможете принять решение о принятии или отказе от результатов выполненного договора.

Наши преимущества

Оперативность

Ваш объект может быть осмотрен экспертом в день обращения

Точность

Специализированное программное обеспечение обеспечивает точность расчетов наших оценщиков застрахованы надлежащим образом

Нужна быстрая и качественная экспертная оценка?

+7 (495) 369-68-54

С 8:00 до 22:00 ежедневно

или

Российские товары, работы и услуги будут иметь приоритет при закупке государственными компаниями

С 1 января 2017 года закупка товаров, работ и услуг российского производства отдельными категориями покупателей будет иметь приоритет перед покупкой товаров , работы и услуги иностранного происхождения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 (см. русскоязычную версию Постановления здесь ). Постановление принято в рамках государственной политики импортозамещения.

Новые правила распространяются на поставщиков, реализующих товары, работы и услуги государственным корпорациям, естественным монополиям, а также компаниям, в которых российское государство имеет не менее 50% акций, их дочерним обществам с контрольным пакетом акций, закупки которых регулируются Закон № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. (см. русскоязычную версию Закона здесь ). Затрагиваются все виды закупок, поскольку Указ не ограничивает его применение какими-либо конкретными товарами, работами или услугами.

Постановление ставит иностранных поставщиков товаров, работ и услуг в невыгодное положение по двум ключевым параметрам:

  • На этапе отбора поставщики российских товаров, работ и услуг (« Местные поставщики ») получают льготу в размере 15% виртуальная скидка от цен, указанных в их предложениях.
  • На этапе заключения договора , если победителем конкурса является Местный поставщик, договор заключается по цене, указанной в оферте, то есть без скидки 15%. Наоборот, если победителем конкурса является поставщик иностранных товаров, работ или услуг, цена контракта снижается на 15% от цены, предложенной поставщиком.

Товары считаются российскими, если они произведены или прошли достаточную переработку в стране в соответствии с таможенными правилами, действующими в России. Поставщик считается российским, если он является юридическим лицом, зарегистрированным в России (которое может находиться в полной иностранной собственности, за исключением специально регулируемых секторов, таких как СМИ) или гражданином России.

Правило приоритета закупок не применяется, в частности, в следующих случаях:

  • , если в торгах участвовал один участник;
  • , если предлагались товары только иностранного производства; или
  • , если закупки осуществляются у поставщика со статусом «единственный поставщик».

Основным способом получения компаниями статуса единственного поставщика или признания их товаров отечественными являются, сродни правилам о закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд (Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. – см. русскоязычную версию настоящего Закона здесь ), заключить специальный инвестиционный контракт, по которому они обязуются создать или расширить свое производство в России в обмен на государственные гарантии и налоговые льготы. На сегодняшний день заключено четыре таких контракта, в том числе контракт на расширение машиностроительного завода, который был подписан на Сочинском международном инвестиционном форуме 30 сентября 2016 года. Подобные контракты были заключены этим летом крупными мировыми производителями сельхозтехники, и автомобилей. . Сообщается, что другие крупные производители автомобилей , электротоваров и сельскохозяйственной техники (см. отчет здесь на русском языке) начали переговоры о заключении таких контрактов.

В Указе указано, что приоритет регулируется положениями Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. и Договора о Евразийском экономическом союзе 2014 г. В связи с этим решается вопрос о соответствии Указа международным обязательствам, взятым на себя Россия по этим соглашениям остается открытой. Однако этот вопрос должны решать Орган по разрешению споров ВТО и Суд Евразийского экономического союза, поскольку они являются компетентными органами для рассмотрения споров, вытекающих из вышеуказанных соглашений.