С июня 2014 г. действуют изменения к ФЗ №44. Они коснулись, в числе прочего, особенностей реализации условий договора, заключенного по результатам закупок для муниципальных и госнужд. Рассмотрим далее, как осуществляется исполнение контракта по 44-ФЗ.
Исполнение контракта по 44-ФЗ включает в себя совокупность мер, осуществляемых посредством взаимодействия заказчика и поставщика/подрядчика. Перечень действий определяет 94 статья нормативного акта. В него входит:
Исполнение контракта по 44-ФЗ должно соответствовать определенным требованиям. В противном случае оно будет признано ненадлежащим. Законодательство в этой связи устанавливает ряд обязательств для поставщика/подрядчика:
На заказчика возлагается обязанность выполнить экспертизу результатов, принятых от подрядчика/поставщика. Данная процедура выполняется субъектом за счет собственных средств. Для проведения экспертизы могут привлекаться компетентные граждане и организации на основании договора.
Необходимо отметить, что исполнение контракта по 44-ФЗ предусматривает обязательное проведение экспертизы, если закупка производится у одного поставщика/подрядчика. Кроме того, Правительство может установить и иные случаи, в которых должна проводиться данная процедура. Соответствующие правила введены Законом №140, внесшим изменения в 44-ФЗ.
Данному участнику в отдельных случаях предоставляется право не привлекать экспертов. К ним относятся ситуации, когда осуществляется закупка:
В последнем случае соответствующие работы/услуги/продукция не должны присутствовать в перечне объектов, необходимых для предоставления гуманитарной помощи, ликвидации последствий ЧС техногенного/природного характера, а использование других методов определения поставщика/подрядчика, требующих временных затрат, признано нецелесообразным.
В рамках исполнения контракта по 44-ФЗ заказчик может освобождаться от обязанности привлекать экспертов также в случаях, когда производится закупка:
Освобождение от обязанности также предусмотрено:
Законодательство предусматривает возможность:
Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ является обязательным. Без предоставления гарантии или внесения средств договор будет считаться незаключенным. Соответствующие положения закрепляет 96 статья нормативного акта.
Предусмотрено несколько случаев, при которых не требуется, согласно ст. 96 44-ФЗ, обеспечение исполнения контракта. Электронный аукцион является одним из таких исключений. При его проведении, несмотря на обязанность установить требование, заказчик вправе его не предусматривать. Если же оно было закреплено, то не победившим или отозвавшим в установленном порядке свои заявки участникам осуществляется возврат обеспечения исполнения контракта. 44-ФЗ в 34 статье предусматривает, что период, в который производится данная операция, определяется заказчиком.
Если процедура проводится силами заказчика, он может сформировать специальную приемочную комиссию. В нее должно входить не меньше 5 чел. Срок исполнения контракта по 44-ФЗ устанавливается в договоре, оформляемом победителем и заказчиком. В указанный в соглашении период производится приемка всего результата работы либо отдельных ее этапов. После проверки соответствия поставки/услуги оформляется акт. Его подписывают все члены комиссии.
Если результаты не были приняты, подрядчику/поставщику направляется мотивированный односторонний отказ от исполнения контракта. По 44-ФЗ расторжение договора допускается по основаниям, предусмотренным в ГК. Стоит сказать, что заказчик может принять результат работы, если выявленные комиссией нарушения он посчитает несущественными.
Итоги выполненной работы или отдельных ее этапов документируются по правилам 94 статьи Закона (ч. 9). Размещение исполнения контракта по 44-ФЗ производится в информационной системе в виде отчета. Законодательство предъявляет ряд требований к этому документу. Если проанализировать любой пример заполнения исполнения контракта по 44-ФЗ, можно отметить, что в отчете присутствуют сведения о:
Кроме данной информации, к отчетам прилагаются заключения экспертиз исполнения контрактов. Сроки размещения, по 44-ФЗ, форма документа, порядок его подготовки и опубликования в единой информационной базе по закупкам могут устанавливать органы муниципальной или регионально власти.
fb.ru
Исполнение контракта включает в себя контроль за исполнением контракта поставщиком, чтобы убедиться, что все идет согласно требованиям. Крайне необходимо, чтобы руководитель проекта и члены команды знали обо всех положениях контракта, которые могут повлиять на проект, и чтобы команда проекта не предпринимала каких-либо действий, которые противоречат контракту.
Исполнение контракта идет параллельно процессам проекта. Вы координируете контракт с процессами проекта и контролируете прогресс, выполняете планы, отслеживаете затраты, измеряете результаты , вносите изменения, применяете коррективные действия, составляете отчет как и в самом проекте.
К элементам исполнения контракта относятся контракт, результаты работы, изменение запросов и квитанции продавцов. Мы уже обсудили контракт, а теперь рассмотрим результаты работы.
Результаты работыОсуществление контроля за результатами работы подразумевает проверку результатов, чтобы определить, какой из них достигнут, а какой не выполнен в срок. Кроме того, сюда входит качество результатов и их стоимость. Вы будете контролировать результаты работы в соответствии с планом проекта, чтобы удостовериться, что операции выполняются правильно и в нужной последовательности.
Изменение запросовИногда вы сталкиваетесь с необходимостью изменений в проекте. Это могут быть и изменения в контракте. К изменениям запросов можно отнести модификации поставок, изменения пунктов контракта или прерывание контракта в случае плохого выполнения. Изменения, соглашение по которым не может быть достигнуто, называются спорными изменениями. Спорные изменения часто приводят к диспутам, жалобам или апелляциям. Это может быть решено непосредственно между сторонами или через суд, или через процесс, который называется арбитражным, третейским решением. В этом случае все стороны собираются за одним столом в присутствии третьей, не заинтересованной стороны, которая не является участником контракта, и пытаются достигнуть соглашения. Цель третейского решения состоит в том, чтобы прийти к соглашению, не обращаясь в суд.
Квитанции продавцовКвитанция — это форма, в которой продавцы отчитываются за оплату товаров или услуг. Запомните, что это вход в исполнение контракта, а не выход из ходатайства. А также не путайте это с системой оплаты, которая является методом этого процесса.
Методы и приемы исполнения контрактаСогласно учебнику РМВОК исполнение контракта проходит с использованием нескольких методов и приемов: система контроля за изменениями контракта, отчет о выполнении, система оплаты. Теперь о каждом из них поподробнее.
Система контроля за изменениями контрактаКак и в планах управления в процессах планирования, система контроля за изменениями в контракте описывает процессы, необходимые для того, чтобы изменить контракт. Система контроля представляет собой формальный процесс, который разрешает изменения. Уровни разрешения определяются при этом политикой вашей организации.
Эта система отслеживает споры и их решения, составление документов для внесения в контракт изменений и определяет их статус. Система контроля за изменениями контракта наряду со всеми элементами плана управления является частью процесса интегрированного контроля за изменениями, который мы рассмотрим в следующей главе.
Отчет о выполненииОтчет представляет собой большую часть управления проектом. Таким образом вы сообщаете участникам проекта и вашим руководителям информацию относительно контракта и прогресса поставщиков в соответствии с целями проекта. Подробнее мы обсудим отчет о выполнении далее в этой главе.
Система оплатыДля начала этого процесса поставщики представляют к рассмотрению квитанции продавцов, при этом система оплаты является методом и приемом, который используется для подтверждения оплаты. Организация может иметь специальный отдел, который занимается вопросами оплаты, или систему счетов, на которые покупатели переводят деньги, или это может входить в обязанности руководителя проекта. В любом случае при отслеживании оплат покупателями нужно придерживаться организационной политики и процедур, принятых в организации.
Результатом этого процесса является запрос оплаты, который имеет место там, где есть чек, который затем посылается поставщику. Не путайте систему оплаты с запросом оплаты. Система оплаты включает в себя обзор и разрешение на отправку чека. Результатом запроса оплаты является отправление чека поставщику.
Прежде чем отправить чек, вы захотите проверить, как выполняются условия контракта. Очень часто в контрактах указано, что оплата произведена на основе досрочного выполнения графика. Например, первая оплата может быть сделана после производства 25 % продукта или услуг. Как руководитель проекта вы должны проверить, соответствуют ли результаты вашим ожиданиям до того, как вы разрешите оплату.
Управление результатами контрактаРезультатами этого процесса являются корреспонденция, изменения контракта и запрос оплаты. Они во многом похожи на те методы и приемы, которые мы уже обсудили. Но необходимо обратить внимание еще на несколько пунктов, поэтому рассмотрим каждый из них кратко.
КорреспонденцияКорреспонденция — это информация, которую покупатель или продавец должен получить в письменном виде. Например, это могут быть изменения в контракте или уведомление о результатах выполнения. Вы также можете использовать корреспонденцию, чтобы уведомить поставщика, что вы разрываете контракт, так как выполнение не соответствует ожиданиям и не удовлетворяет требованиям контракта.
Изменения контрактаИзменения контракта проходят параллельно процессу выполнения плана проекта, чтобы эти изменения не повлияли на сам проект, на те операции, которые выполняет команда проекта, или на цели проекта. Однако изменения контракта не всегда оказывают влияние на план проекта. Например, поставка оборудования позже указанного срока вероятно повлияет на план проекта, а изменения в графике оплаты услуг поставщика нет. Поэтому вы должны отслеживать все изменения контракта, чтобы определить, необходимо ли внести коррективы в план проекта.
Запрос оплатыЗдесь мы фактически оплачиваем услуги поставщика. И снова повторяю, не путайте запрос оплаты с системой оплаты. В системе оплаты производится разрешение на оплату, а затем здесь происходит оплата. Я рекомендую вам запомнить элементы, методы и результаты процессов осуществления контракта, в том числе ходатайство, отбор источников и исполнение контракта, так как в экзамене есть несколько вопросов относительно этих процессов.
psyera.ru
По-английски: Performance of the contract
См. также: Внешнеторговые контракты
Финансовый словарь Финам.
.
Исполнение контракта — Performance of the contract ситуация, когда продавец поставил означенный в контракте товар, а покупатель принял его и оплатил. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
исполнение контракта — Ситуация, когда продавец поставил обозначенный в контракте товар, а покупатель принял его и оплатил [Упрощение процедур торговли: англо русский глоссарий терминов (пересмотренное второе издание) НЬЮ ЙОРК, ЖЕНЕВА, МОСКВА 2011 год] EN performance… … Справочник технического переводчика
Исполнение срочного контракта — исполнение прав и обязанностей по срочному контракту путем совершения действий, предусмотренных правилами биржи и спецификацией срочного контракта. См. также: Срочные контракты Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Исполнение постановления о дисквалификации — постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом. Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
Исполнение опциона — реализация права на покупку или продажу базисного актива посредством опционного контракта. Покупатель опциона является единственной стороной сделки, имеющей право исполнить опцион. Исполнение опциона метод закрытия опционной позиции. По английски … Финансовый словарь
исполнение — 1.Ценные бумаги: осуществление сделки. Когда брокер покупает или продает акции, говорят, что он исполняет приказ. 2.Законодательство: подписание, скрепление печатью и доставка контракта или соглашения, делающие его действительным … Финансово-инвестиционный толковый словарь
Исполнение опциона — Процесс покупки или продажи базисного актива посредством опционного контракта … Инвестиционный словарь
Расторжение Трудового Договора (Контракта) По Инициативе Работодателя — увольнение работника работодателем по основаниям, предусмотренным ст.33 и 254 КЗоТ. Статья 33 содержит исчерпывающий перечень общих оснований расторжения трудового договора (контракта) по инициативе работодателя, а ст.254 перечень дополнительных… … Словарь бизнес-терминов
РАСТОРЖЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА (КОНТРАКТА) ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ — увольнение работника работодателем по основаниям, предусмотренным ст.33 и 254 КЗоТ. Статья 33 содержит исчерпывающий перечень общих оснований расторжения трудового договора (контракта) по инициативе работодателя, а ст.254 перечень дополнительных… … Энциклопедия трудового права
РЕАЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ, ИСПОЛНЕНИЕ В НАТУРЕ — (specific performance) Равное для всех сторон юридически законное средство, требующее от сторон, заключивших договор, его исполнения. Суд требует реального исполнения только в тех случаях, когда денежное возмещение является недостаточным и есть… … Словарь бизнес-терминов
dic.academic.ru
Отчет об исполнении контракта (этапа контракта) содержит сведения о реализации условий сделки, наличии или отсутствии нарушений. Обязанность оформления этого документа предусматривается в ФЗ № 44, в 9-й статье. Рассмотрим далее, как осуществляется заполнение отчета об исполнении контракта.
Как устанавливает 9-я статья ФЗ № 44, отчет заказчика об исполнении контракта должен содержать сведения о:
Дополнительно в документе указывается соответствие мероприятий плану-графику. Статья 9 закрепляет также обязанность разместить отчет об исполнении контракта в ЕИС (единой информационной системе). Как указывает ст. 10 ФЗ № 44, к документу должны прилагаться заключения экспертов по отдельным стадиям реализации условий сделки, акт о приемке результатов произведенных работ, предоставленных услуг, поставленной продукции.
ФЗ № 44 не содержит определения этапности реализации контракта. В этой связи у многих субъектов возникают сложности при выполнении обязанности, установленной 9-й статьей нормативного акта. Между тем сегодня существует достаточно много правовых документов, писем-пояснений органов власти, подготовленных и опубликованных. Они способствуют пониманию и правильному применению контрактной системы. Больше всего разъяснений дает Минэкономразвития.
Как поясняет Минэкономразвития, документ формируется ежемесячно, если приемка и оплата предоставленных услуг осуществляются каждый месяц, а стадии реализации условий сделки в договоре прямо не определены. Этот вывод основан на положениях части 10 статьи 94 ФЗ № 44. Аналогичное разъяснение присутствует в письме Минэкономразвития от 31 декабря 2014 г.
Стоит сказать, что в указанных выше выводах не поясняется понятие этапности выполнения контракта. От указанных разъяснений отличается позиция Министерства, изложенная в письме от 30 сентября 2014 г. В этом документе содержатся обобщающие выводы по вопросам, принятым в ходе практической конференции. В нем уже присутствуют ссылки на гражданские нормы. В частности, согласно статьям 711, 766, 708, 508, 753, 544 ГК, по согласованию участников в течение периода действия договора могут устанавливаться промежуточные этапы для исполнения сторонами определенной части обязательств, предусмотренных в контракте. Эти стадии могут закрепляться посредством составления календарного графика (плана) поставки продукции, производства работ, предоставления услуг либо путем описания их в отдельных разделах соглашения. Если стороны предусмотрели исполнение обязательств по договору на протяжении всего периода его действия по частям, а промежуточные периоды в нем не устанавливаются, то условия сделки реализуются в равномерные временные отрезки. Минэкономразвития также поясняет, что график оплаты (каждую неделю или день) относится к порядку перечисления средств. Однако он не равнозначен этапности реализации контракта. Кроме этого, в письме присутствует важный вывод. Факт каждодневной либо другой оплаты договора не указывает на то, что должен составляться отчет об исполнении контракта и публиковаться в ЕИС.
На практике все достаточно просто. Как указывает 2-я статья нормативного акта, контрактная система базируется на положениях ГК. В пояснениях Минэкономразвития от 30 сентября 2014 г. присутствуют ссылки на Кодекс. Это позволяет определиться со стадиями реализации условий сделки, а также необходимости составлять промежуточные и итоговые акты по произведенным работам, предоставленным услугам или поставленным товарам. Подготовка отчета по этапам исполнения контракта осуществляется, таким образом, в том случае, если в договоре четко установлены стадии и сроки в графиках или планах. В остальных ситуациях составляются итоговые документы по обязательствам, погашенным в полном объеме.
Отчет об исполнении контракта отражает итоги каждой стадии реализации условий сделки, соблюдение оговоренных периодов, разнообразные нарушения. Кроме этого, в документе должны присутствовать описания взаимодействий с поставщиком на случай изменения или расторжения договора. Обязательным является размещение отчета об исполнении контракта в ЕИС. Форма документа, правила его оформления и опубликования утверждены правительственным Постановлением от 28 ноября 2013 г. Следует отметить, что один и тот же бланк действителен как для отчета по всем обязательствам, так и по этапам исполнения контракта.
Отчет об исполнении контракта включает в себя две таблицы с реквизитами самого акта, а также контактными сведениями составителя. В документе присутствует 5 разделов. Составляет отчет об исполнении контракта, как правило, ответственный специалист соответствующей службы. В первом разделе указываются основные данные по договору. В частности, вписываются: идентификационный номер закупки, номера договора и записи в реестре, описание предмета сделки, источника финансирования. Во втором разделе присутствует таблица с информацией о поставщике, в третьем-пятом содержатся сведения об исполнении обязательств. В первую очередь приводятся данные о результатах реализации условий всего договора или отдельной стадии. В этом разделе специалист указывает информацию о начале и завершении обязательств по контракту либо его этапу, стоимости, объеме предоставленных услуг, поставленной продукции, произведенных работ, величине и дате отчисления авансового платежа (если стороны его предусмотрели). Все эти сведения сравниваются с запланированными показателями. Исполнение обязательств должно подтверждаться документами. При наличии отклонений от графика (плана), в случае несоблюдения условий сделки или отдельной ее стадии указывается соответствующая причина. Четвертый раздел предусматривается для описания разных нарушений. Здесь же указываются примененные санкции. В пятый раздел информация вносится, если имело место изменение или расторжение договора.
Период, в который необходимо опубликовать документ, устанавливает правительственное Постановление от 28 ноября 2013 г. В документе указано, что размещение отчета производится в течение недели (7 рабочих дней). Исчисление осуществляется с даты:
В последнем случае отсчет следует начинать в тот день, в который договор перестал действовать по любой предусмотренной законом причине (по соглашению участников, решением суда либо в одностороннем порядке).
В 9-й статье ФЗ № 44 предусматриваются случаи, когда отчет об исполнении контракта составлять не нужно. Исключения допускаются при работе с единственным поставщиком по следующим основаниям:
Во всех прочих случаях отчет является обязательным для заказчика.
fb.ru
Об этапах исполнения контракта, механизмах выделения и отчетности, а также об изменениях для оптимизации его исполнения, читайте в статье.
Из этой статьи вы узнаете:
Контрактная система принципиально отличается от системы размещения заказов, существовавшей в России до принятия Закона о КС, прежде всего сущностью понятия закупки, которая начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а заканчивается исполнением сторонами обязательств по контракту. Ранее процесс размещения заказа оканчивался заключением контракта, исполнение которого выходило за рамки регулирования законодательства указанной сферы.
На сегодняшний день исполнение контракта включает в себя не только выполнение контрагентом обязательства по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг), но и приемку, экспертизу результатов осуществления такого обязательства, оплату, а также иные действия сторон, направленные на изменение, расторжение контракта, применение мер ответственности и т. д.
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты.Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Учитывая, что Законом о контрактной системе впервые введена обязанность заказчика по составлению отчетности по результатам исполнения (ненадлежащего исполнения, изменения, расторжения) контракта, наибольший интерес для заказчиков представляет понимание этапа исполнения контракта. Этап исполнения обязательства по контракту играет важную роль в аспекте применения мер ответственности за просрочку такого исполнения, уменьшения обеспечительных мер, расчетов при изменении или расторжении контракта. Кроме того, наличие этапа в контракте позволяет осуществлять контроль его исполнения как со стороны заказчика, так и со стороны компетентных государственных органов, включая независимый контроль со стороны иных общественных организаций.
Этапы могут быть выделены в самом контракте или отображены в графике поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Нередко контракты, например на оказание коммунальных и эксплуатационных услуг и др., заключаются на определенный период (например, на несколько месяцев или на год) без выделения этапов, а приемка и оплата оказанных услуг производится ежемесячно или ежеквартально. Также возможна поставка товаров в течение определенного периода отдельными партиями (частями) по заявке заказчика. Указанные примеры свидетельствуют о том, что приемка товаров, работ, услуг может осуществляться чаще, чем оплата за определенный контрактом период. Следует отметить, что именно периодом назван срок поставки отдельной партии товара в ст. 508 ГК РФ. Между тем в Законе о контрактной системе процедура исполнения контракта непосредственно связана с понятием отдельного этапа его исполнения.
С одной стороны, выделение в Законе о контрактной системе отдельной от приемки процедуры экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, не случайно. Эксперты независимо от того, привлекаются ли они заказчиком или являются его работниками, обязаны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в определенной сфере, с которой связан предмет контракта. За некоторым исключением проведение экспертизы осуществляется силами заказчика, который обязан назначить экспертами именно специалистов в соответствующей сфере. При этом основная задача состоит даже не в том, чтобы получить независимую оценку результатов исполнения контракта или противопоставить ее мнению приемочной комиссии (лица, осуществляющего приемку), — напротив, смысл прежде всего в том, чтобы приобщить к результатам приемки экспертное заключение как результат профессиональной оценки со стороны специалиста в конкретной области науки, техники и т. п. Приемка, по сути, является принятием товаров (ст. 513 ГК РФ) с проверкой их количества и качества, результатов работ (услуг). Лицо, осуществляющее ее, не всегда обладает глубокими познаниями о конкретном виде товаров (работ, услуг) и может лишь поверхностно оценить их качество. Закон не предъявляет специальных требований к членам приемочной комиссии (лицам, осуществляющим приемку), в отличие от экспертов, которые как особые субъекты правоотношений по смыслу Закона о контрактной системе и законодательства Российской Федерации несут ответственность за объективность, обоснованность и законность выводов, отраженных в экспертном заключении. Поэтому, с нашей точки зрения, отождествление экспертизы результатов исполнения контракта, проводимой силами заказчика, с приемкой противоречит смыслу Закона о контрактной системе в части необходимости проверки результатов исполнения контракта квалифицированными специалистами. Иная позиция отражена в письме Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28и-1889 (п. 78), согласно которому для оформления результатов экспертизы своими силами отдельного документа не требуется, достаточно подписания ответственным должностным лицом товаросопроводительных документов, которые и будут являться результатом экспертизы. Более того, Законом № 498-ФЗ внесены изменения в ч. 10 ст. 94 Закона о контрактной системе в части обязательности приложения к отчету об исполнении контракта экспертного заключения только в случае проведения экспертизы с привлечением экспертов, экспертных организаций. Представляется, что данный подход, нивелирующий внутреннюю экспертизу как таковую, хотя и существенно облегчает работу заказчиков, все же идет в разрез с положениями Закона о контрактной системе, в частности о внешней экспертизе, при которой проведение всех необходимых процедур и оформление документов сохраняется.
Судебная практика (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 по делу № А12-22068/2014) показывает, что при ежемесячном оказании услуг оплата не обязательно должна производиться ежемесячно, срок оплаты может быть установлен в виде точной календарной даты (например, до 31.12.2014). Формально такой вывод соответствует ч. 1 ст. 781 ГК РФ, согласно которой заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре, т. е. оплата происходит после оказания услуг. Между тем в соответствии со ст. 783 и 711 ГК РФ стоит учитывать, что договором может быть предусмотрена оплата отдельных этапов работ (услуг). Закономерен вопрос о том, какой период все-таки является этапом исполнения контракта и связан ли он со сроком исполнения обязательств контрагентом или сроком их оплаты.
С другой стороны, необходимо понимать, что приемка и экспертиза неразрывно связаны: согласно букве закона приемка включает в себя экспертизу, поэтому они проводятся последовательно, устанавливая факт надлежащего или ненадлежащего исполнения обязательства по контракту. Именно на основании выявления недостатков по результатам проведения экспертизы заказчик вправе направить контрагенту требование об их устранении и после надлежащего исполнения им обязательства повторно провести приемку. Только на основании установления факта надлежащего исполнения обязательства по контракту стороны могут подписать документы о приемке, являющиеся основанием для оплаты. Если контракт одноэтапный, оплата производится единовременно после подписания документов о приемке. Если же контракт заключен на определенный период, обычно оплата производится ежемесячно, в определенных случаях оплата совпадает с приемкой и экспертизой.
Но как быть в ситуации, когда поставка товаров или оказание услуг производятся чаще, чем периоды оплаты (например, еженедельно, два раза в неделю, ежедневно и т. д.)? Несомненно, приемка и экспертиза в такой ситуации осуществляется при поставке или при непосредственном оказании услуг, а оплата — в определенный контрактом срок.
В письме Федерального казначейства от 02.07.2012 № 42–7.4–05/6.3–354 указано, что частичное исполнение обязательств является исполнением этапа контракта. Согласно позиции, отраженной в письме Федерального казначейства от 30.05.2014 № 42–5.7–09/5, этапы оплаты приравниваются к этапам исполнения контракта, несмотря на то, что на практике сроки приемки и оплаты не всегда совпадают.
Ключевым в определении понятия «этап исполнения контракта» является наличие определенного результата, свидетельствующего об исполнении сторонами части обязательства по контракту.В случае частичного выполнения обязательства (поставщик поставил партию товара, подрядчик частично выполнил работы, исполнитель частично оказал услуги) заказчику необходимо проверить соответствие товара (работ, услуг) условиям контракта, провести экспертизу и принять товары (работы, услуги) либо сообщить контрагенту о выявленных недостатках и определить время их устранения, а после приемки оплатить часть исполненного обязательства. Оплатой завершается этап исполнения контракта, т. к. на данном моменте обязательства обеих сторон частично исполнены.
С нашей точки зрения, этап исполнения контракта можно считать завершенным, если стороны контракта произвели все предусмотренные законом и контрактом действия в определенной части исполнения обязательства (конкретное количество товара либо объем работ, услуг).Однако рассмотренная выше правовая позиция суда, определяющая возможность сторон предусмотреть в контракте конкретную дату в качестве срока оплаты, предполагает завершение этапа после исполнения заказчиком обязательства по оплате. При этом обязать заказчика оплатить частично поставленный товар (выполненные работы, оказанные услуги) сразу же после факта исполнения обязательства контрагентом согласно позиции суда не представляется возможным, несмотря на то, что надлежащим образом исполненное обязательство подлежит своевременной оплате. А это, в свою очередь, препятствует удовлетворению прав контрагента и нарушает гражданско-правовой принцип равенства сторон.
Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ
Напишите в техзадании не только ГОСТ, но и показатели из стандарта. Если укажете только название товара и ссылку на ГОСТ, участнику будет трудно понять, какой именно товар необходим. Например, один из заказчиков включил в документацию требование, что материалы должны отвечать определенным ГОСТам. Конкретных показателей в техническом задании не было. Контролеры и суды посчитали это нарушением. Материалы по госстандартам разнообразны: они подразделяются на виды, классы, марки, классификации, поэтому участники не понимали, какой именно товар поставить. Смотрите еще три совета по применению ГОСТов, в рекомендации:«Как описать объект закупки в 2018 году»
Выделение в контракте этапов его исполнения также имеет важное правовое значение применительно к определению размера неустойки за просрочку исполнения обязательств по контракту. В период действия Закона № 94-ФЗ Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.05.2012 № 676/12 указал на необходимость расчета неустойки от не исполненных в срок обязательств по каждому этапу работ. Даже если в контракте прямо не оговорено, на какую сумму подлежит начислению неустойка, следует исходить из того, что сторонами согласовано поэтапное выполнение работ, и руководствоваться принципом соразмерности ответственности тяжести нарушения.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в 2014 г. (постановление от 15.07.2014 № 5467/14): начисление неустойки на общую сумму контракта без учета надлежащего выполнения части работ противоречит принципу юридического равенства, поскольку создает преимущественные условия кредитору. Между тем превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции.
Интересен тот факт, что право на такую компенсацию (в виде неустойки) заказчик не теряет даже в случае изменения срока исполнения контрактного обязательства по взаимному согласию сторон путем подписания соответствующего дополнительного соглашения к контракту (ранее по Закону № 94-ФЗ расчету и применению неустойки не уделялось должного внимания). Изменение срока исполнения обязательства по контракту не препятствует начислению заказчиком неустойки, исходя из первоначально согласованных в контракте условий, что подтверждается судебной практикой (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.09.2014 № Ф03-4048/2014).
Важно отметить, что применение мер ответственности при просрочке исполнения обязательств возможно только при установлении непосредственной связи между нарушением установленных сроков поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и возникновением убытков заказчика. Например, взыскание неустойки за просрочку исполнения подэтапов (промежуточных стадий) не представляется возможным, в случае если результат данных подэтапов в отрыве от исполнения других этапов (подэтапов) не порождает результат, пригодный для самостоятельного использования. Следовательно, разделение этапа на составные части может быть сделано исключительно в целях упорядочения финансирования работ, но не приемки их результатов (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2013 по делу № А40-165709/2012).
При начислении штрафных санкций по многоэтапным контрактам заказчикам следует учитывать, что этапы исполнения контракта взаимосвязаны, и задержка приемки заказчиком результатов одного из них может повлечь просрочку исполнения контрагентом другого, и ответственности за такую просрочку он нести не будет (постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.08.2014 по делу № А40-148548/13).
Практика уменьшения размера обеспечения исполнения контракта среди поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на данный момент не получила широкого распространения ввиду определенных опасений заказчиков в части полного покрытия и компенсации затрат по скрытым недостаткам (дефектам), выявленным при выполнении технологически сложных работ по капитальному ремонту или строительстве зданий и сооружений. Для ее внедрения принципиально важно урегулировать механизм определения выполненного обязательства. По общему правилу объем выполненного обязательства исчисляется в процентах от общего объема, предусмотренного контрактом. При этом существенно облегчает расчет первоначальное установление в контракте количества товаров (объема работ, услуг), которые контрагент обязан поставить (выполнить, оказать) к определенному сроку. Таким образом, стороны вправе по мере исполнения этапов контракта снизить размер обеспечительных мер на соответствующую величину.
Точное определение (установление) объема исполненного по контракту обязательства важно не только для расчетов с контрагентом по результатам исполнения или расторжения контракта, но и для уменьшения обеспечения исполнения контракта в процессе его исполнения. Данная возможность прямо предусмотрена ч. 7 ст. 96 Закона о контрактной системе, и по согласованию с заказчиком контрагент по итогам выполнения части обязательства вправе уменьшить сумму обеспечения исполнения контракта на размер выполненной части обязательства.
В законодательстве Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок нерешенным остается вопрос о сроке составления и размещения отчета об исполнении контракта или его отдельного этапа. В соответствии с разъяснениями Минэкономразвития России (письмо Минэкономразвития России от 29.11.2013 № Д28И-2263 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ») при осуществлении закупки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу и составлять ежемесячный отчет, если в контракте этапы не предусматриваются, но приемка и оплата производятся ежемесячно. В данном случае этапом выступает календарный месяц, по истечении которого, по мнению Минэкономразвития России, составляется отчет. Аналогичная позиция отражена и в письме Федерального казначейства от 30.05.2014 № 42–5.7–09/5: «отчет формируется заказчиком по результатам приемки и оплаты этапа». В случае если сроки приемки и оплаты не совпадают, очевидно, необходимо ориентироваться на срок оплаты, которым завершается этап исполнения контракта.
Противоположная позиция высказана Минэкономразвития России в письме от 30.09.2014 № Д28и-1889: «отчет о результатах отдельного этапа составляется только в случае, если этапы предусмотрены контрактом; факт ежедневной или иной оплаты не свидетельствует о необходимости размещения отчета». В этом же документе указано, что график оплаты не равнозначен этапности. Таким образом, заказчик вынужден воспринимать контракт с длительным сроком исполнения как одноэтапный, несмотря на то, что в течение срока его действия стороны постепенно исполняют обязательства, осуществляют их приемку и оплату.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» (далее — Постановление № 1093) предусмотрена обязанность заказчика по размещению отчета в единой информационной системе (далее — ЕИС) в течение семи рабочих дней с даты фактического исполнения контрагентом обязательства (либо части обязательства) по контракту и даты оплаты заказчиком. Законодатель предусмотрел для формирования отчета наличие двух оснований одновременно: и даты приемки результата, и даты оплаты. Следовательно, отсчет заказчиком семи рабочих дней фактически идет с даты оплаты исполненного контрагентом и принятого заказчиком обязательства.
С одной стороны, упрощение процедуры исполнения контракта возможно путем «отказа от практики подписания актов под каждый платеж. При этом контракт превратится в одноэтапный, но с ежемесячным графиком платежей». Безусловно, данное предложение спорно, поскольку противоречит положениям гражданского законодательства, касающимся приемки товаров (работ, услуг). Более того, легальность следования данной рекомендации с целью невыполнения требований закона сомнительна. Полагаем, что во избежание нарушений закона следует своевременно проводить приемку и экспертизу с оформлением необходимых документов и осуществлять оплату частично либо полностью исполненного обязательства. Что же касается отчетности, то, поскольку она по своей природе не играет ключевой роли в установлении надлежащего или ненадлежащего исполнения контракта, а лишь призвана отразить фактические последствия заключения контракта, на наш взгляд, целесообразно формировать ее после полного исполнения контракта. Периодическое размещение отчетов при частичном исполнении обязательств по контрактам, заключенным на длительный срок, даже если в них выделены этапы, не имеет существенного правового значения, т. к. соответствующий результат надлежащего или ненадлежащего исполнения фиксируется в экспертном заключении и документах о приемке; сущность отчета — отражение определенных фактов при закрытии (исполнении) контракта.
Анализ норм, установленных Законом о контрактной системе и Постановлением № 1093 относительно приемки и экспертизы результатов выполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, свидетельствует о необходимости внесения ряда изменений, способствующих оптимизации указанных процессов исполнения контракта.
Во-первых, с целью эффективной проверки надлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту в полном объеме необходимо сохранить в существующем виде требования Закона о КС о проведении экспертизы силами заказчика с оформлением и размещением в ЕИС экспертных заключений, выработав при этом единый методологический подход к процедуре проведения такой экспертизы. В данном случае экспертиза представляет собой не только независимую от должностного лица заказчика (приемочной комиссии) проверку соответствия результата выполненного контрагентом обязательства условиям контракта, но и степень вовлеченности заказчика в процесс исполнения контракта и восполнения нужд заказчика.
Во-вторых, следует закрепить понятие «этап исполнения контракта», обозначив его как период частичного исполнения сторонами обязательства, предусмотренного контрактом, который можно считать завершенным, если поставщик (подрядчик, исполнитель) поставил товары (выполнил работы, оказал услуги) в определенном согласованном сторонами количестве (объеме), а заказчик произвел оплату частично исполненного контрагентом обязательства.
В-третьих, для объективного расчета размера неустойки предлагаем заказчикам включать в срок исполнения обязательства в целом или в срок каждого отдельного этапа время на приемку обязательства силами заказчика или комиссией заказчика. Например, срок оказания услуг — до 30 мая 2015 г. Исполнитель за 5 дней до окончания срока оказания услуг по контракту письменно (по факсу) уведомляет заказчика об исполнении обязательства для начала мероприятий по приемке и экспертизе результата оказанных услуг. Указанное позволит корректно провести приемку и экспертизу результата определенного этапа контракта и своевременно приступить к выполнению очередного этапа, не нарушая общие сроки выполнения обязательства по контракту.
В-четвертых, целесообразно установить требование о подготовке и размещении в ЕИС исключительно окончательного отчета об исполнении контракта — по результатам его полного исполнения (изменения, расторжения), при этом документы, подтверждающие приемку товаров, работ, услуг по отдельному этапу остаются у заказчика. Это позволит не перегружать ЕИС информацией, оставляя при этом право общественных организаций и контролеров при необходимости запросить полный комплект документов по определенной закупке.
www.pro-goszakaz.ru
Об этапах исполнения контракта, механизмах выделения и отчетности, а также об изменениях для оптимизации его исполнения, читайте в статье.
Контрактная система принципиально отличается от системы размещения заказов, существовавшей в России до принятия Закона о КС, прежде всего сущностью понятия закупки, которая начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а заканчивается исполнением сторонами обязательств по контракту. Ранее процесс размещения заказа оканчивался заключением контракта, исполнение которого выходило за рамки регулирования законодательства указанной сферы.
На сегодняшний день исполнение контракта включает в себя не только выполнение контрагентом обязательства по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг), но и приемку, экспертизу результатов осуществления такого обязательства, оплату, а также иные действия сторон, направленные на изменение, расторжение контракта, применение мер ответственности и т. д.
Учитывая, что Законом о контрактной системе впервые введена обязанность заказчика по составлению отчетности по результатам исполнения (ненадлежащего исполнения, изменения, расторжения) контракта, наибольший интерес для заказчиков представляет понимание этапа исполнения контракта. Этап исполнения обязательства по контракту играет важную роль в аспекте применения мер ответственности за просрочку такого исполнения, уменьшения обеспечительных мер, расчетов при изменении или расторжении контракта. Кроме того, наличие этапа в контракте позволяет осуществлять контроль его исполнения как со стороны заказчика, так и со стороны компетентных государственных органов, включая независимый контроль со стороны иных общественных организаций.
Этапы могут быть выделены в самом контракте или отображены в графике поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Нередко контракты, например на оказание коммунальных и эксплуатационных услуг и др., заключаются на определенный период (например, на несколько месяцев или на год) без выделения этапов, а приемка и оплата оказанных услуг производится ежемесячно или ежеквартально. Также возможна поставка товаров в течение определенного периода отдельными партиями (частями) по заявке заказчика. Указанные примеры свидетельствуют о том, что приемка товаров, работ, услуг может осуществляться чаще, чем оплата за определенный контрактом период. Следует отметить, что именно периодом назван срок поставки отдельной партии товара в ст. 508 ГК РФ. Между тем в Законе о контрактной системе процедура исполнения контракта непосредственно связана с понятием отдельного этапа его исполнения.
С одной стороны, выделение в Законе о контрактной системе отдельной от приемки процедуры экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, не случайно. Эксперты независимо от того, привлекаются ли они заказчиком или являются его работниками, обязаны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в определенной сфере, с которой связан предмет контракта. За некоторым исключением проведение экспертизы осуществляется силами заказчика, который обязан назначить экспертами именно специалистов в соответствующей сфере. При этом основная задача состоит даже не в том, чтобы получить независимую оценку результатов исполнения контракта или противопоставить ее мнению приемочной комиссии (лица, осуществляющего приемку), — напротив, смысл прежде всего в том, чтобы приобщить к результатам приемки экспертное заключение как результат профессиональной оценки со стороны специалиста в конкретной области науки, техники и т. п. Приемка, по сути, является принятием товаров (ст. 513 ГК РФ) с проверкой их количества и качества, результатов работ (услуг). Лицо, осуществляющее ее, не всегда обладает глубокими познаниями о конкретном виде товаров (работ, услуг) и может лишь поверхностно оценить их качество. Закон не предъявляет специальных требований к членам приемочной комиссии (лицам, осуществляющим приемку), в отличие от экспертов, которые как особые субъекты правоотношений по смыслу Закона о контрактной системе и законодательства Российской Федерации несут ответственность за объективность, обоснованность и законность выводов, отраженных в экспертном заключении. Поэтому, с нашей точки зрения, отождествление экспертизы результатов исполнения контракта, проводимой силами заказчика, с приемкой противоречит смыслу Закона о контрактной системе в части необходимости проверки результатов исполнения контракта квалифицированными специалистами. Иная позиция отражена в письме Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28и-1889 (п. 78), согласно которому для оформления результатов экспертизы своими силами отдельного документа не требуется, достаточно подписания ответственным должностным лицом товаросопроводительных документов, которые и будут являться результатом экспертизы. Более того, Законом № 498-ФЗ внесены изменения в ч. 10 ст. 94 Закона о контрактной системе в части обязательности приложения к отчету об исполнении контракта экспертного заключения только в случае проведения экспертизы с привлечением экспертов, экспертных организаций. Представляется, что данный подход, нивелирующий внутреннюю экспертизу как таковую, хотя и существенно облегчает работу заказчиков, все же идет в разрез с положениями Закона о контрактной системе, в частности о внешней экспертизе, при которой проведение всех необходимых процедур и оформление документов сохраняется.
Судебная практика (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 по делу № А12-22068/2014) показывает, что при ежемесячном оказании услуг оплата не обязательно должна производиться ежемесячно, срок оплаты может быть установлен в виде точной календарной даты (например, до 31.12.2014). Формально такой вывод соответствует ч. 1 ст. 781 ГК РФ, согласно которой заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре, т. е. оплата происходит после оказания услуг. Между тем в соответствии со ст. 783 и 711 ГК РФ стоит учитывать, что договором может быть предусмотрена оплата отдельных этапов работ (услуг). Закономерен вопрос о том, какой период все-таки является этапом исполнения контракта и связан ли он со сроком исполнения обязательств контрагентом или сроком их оплаты.
С другой стороны, необходимо понимать, что приемка и экспертиза неразрывно связаны: согласно букве закона приемка включает в себя экспертизу, поэтому они проводятся последовательно, устанавливая факт надлежащего или ненадлежащего исполнения обязательства по контракту. Именно на основании выявления недостатков по результатам проведения экспертизы заказчик вправе направить контрагенту требование об их устранении и после надлежащего исполнения им обязательства повторно провести приемку. Только на основании установления факта надлежащего исполнения обязательства по контракту стороны могут подписать документы о приемке, являющиеся основанием для оплаты. Если контракт одноэтапный, оплата производится единовременно после подписания документов о приемке. Если же контракт заключен на определенный период, обычно оплата производится ежемесячно, в определенных случаях оплата совпадает с приемкой и экспертизой.
Но как быть в ситуации, когда поставка товаров или оказание услуг производятся чаще, чем периоды оплаты (например, еженедельно, два раза в неделю, ежедневно и т. д.)? Несомненно, приемка и экспертиза в такой ситуации осуществляется при поставке или при непосредственном оказании услуг, а оплата — в определенный контрактом срок.
В письме Федерального казначейства от 02.07.2012 № 42–7.4–05/6.3–354 указано, что частичное исполнение обязательств является исполнением этапа контракта. Согласно позиции, отраженной в письме Федерального казначейства от 30.05.2014 № 42–5.7–09/5, этапы оплаты приравниваются к этапам исполнения контракта, несмотря на то, что на практике сроки приемки и оплаты не всегда совпадают.
Ключевым в определении понятия «этап исполнения контракта» является наличие определенного результата, свидетельствующего об исполнении сторонами части обязательства по контракту.
В случае частичного выполнения обязательства (поставщик поставил партию товара, подрядчик частично выполнил работы, исполнитель частично оказал услуги) заказчику необходимо проверить соответствие товара (работ, услуг) условиям контракта, провести экспертизу и принять товары (работы, услуги) либо сообщить контрагенту о выявленных недостатках и определить время их устранения, а после приемки оплатить часть исполненного обязательства. Оплатой завершается этап исполнения контракта, т. к. на данном моменте обязательства обеих сторон частично исполнены.
С нашей точки зрения, этап исполнения контракта можно считать завершенным, если стороны контракта произвели все предусмотренные законом и контрактом действия в определенной части исполнения обязательства (конкретное количество товара либо объем работ, услуг).Однако рассмотренная выше правовая позиция суда, определяющая возможность сторон предусмотреть в контракте конкретную дату в качестве срока оплаты, предполагает завершение этапа после исполнения заказчиком обязательства по оплате. При этом обязать заказчика оплатить частично поставленный товар (выполненные работы, оказанные услуги) сразу же после факта исполнения обязательства контрагентом согласно позиции суда не представляется возможным, несмотря на то, что надлежащим образом исполненное обязательство подлежит своевременной оплате. А это, в свою очередь, препятствует удовлетворению прав контрагента и нарушает гражданско-правовой принцип равенства сторон.
Выделение в контракте этапов его исполнения также имеет важное правовое значение применительно к определению размера неустойки за просрочку исполнения обязательств по контракту. В период действия Закона № 94-ФЗ Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.05.2012 № 676/12 указал на необходимость расчета неустойки от не исполненных в срок обязательств по каждому этапу работ. Даже если в контракте прямо не оговорено, на какую сумму подлежит начислению неустойка, следует исходить из того, что сторонами согласовано поэтапное выполнение работ, и руководствоваться принципом соразмерности ответственности тяжести нарушения.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в 2014 г. (постановление от 15.07.2014 № 5467/14): начисление неустойки на общую сумму контракта без учета надлежащего выполнения части работ противоречит принципу юридического равенства, поскольку создает преимущественные условия кредитору. Между тем превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции.
Интересен тот факт, что право на такую компенсацию (в виде неустойки) заказчик не теряет даже в случае изменения срока исполнения контрактного обязательства по взаимному согласию сторон путем подписания соответствующего дополнительного соглашения к контракту (ранее по Закону № 94-ФЗ расчету и применению неустойки не уделялось должного внимания). Изменение срока исполнения обязательства по контракту не препятствует начислению заказчиком неустойки, исходя из первоначально согласованных в контракте условий, что подтверждается судебной практикой (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.09.2014 № Ф03-4048/2014).
Важно отметить, что применение мер ответственности при просрочке исполнения обязательств возможно только при установлении непосредственной связи между нарушением установленных сроков поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и возникновением убытков заказчика. Например, взыскание неустойки за просрочку исполнения подэтапов (промежуточных стадий) не представляется возможным, в случае если результат данных подэтапов в отрыве от исполнения других этапов (подэтапов) не порождает результат, пригодный для самостоятельного использования. Следовательно, разделение этапа на составные части может быть сделано исключительно в целях упорядочения финансирования работ, но не приемки их результатов (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2013 по делу № А40-165709/2012).
При начислении штрафных санкций по многоэтапным контрактам заказчикам следует учитывать, что этапы исполнения контракта взаимосвязаны, и задержка приемки заказчиком результатов одного из них может повлечь просрочку исполнения контрагентом другого, и ответственности за такую просрочку он нести не будет (постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.08.2014 по делу № А40-148548/13).
Практика уменьшения размера обеспечения исполнения контракта среди поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на данный момент не получила широкого распространения ввиду определенных опасений заказчиков в части полного покрытия и компенсации затрат по скрытым недостаткам (дефектам), выявленным при выполнении технологически сложных работ по капитальному ремонту или строительстве зданий и сооружений. Для ее внедрения принципиально важно урегулировать механизм определения выполненного обязательства. По общему правилу объем выполненного обязательства исчисляется в процентах от общего объема, предусмотренного контрактом. При этом существенно облегчает расчет первоначальное установление в контракте количества товаров (объема работ, услуг), которые контрагент обязан поставить (выполнить, оказать) к определенному сроку. Таким образом, стороны вправе по мере исполнения этапов контракта снизить размер обеспечительных мер на соответствующую величину.
Точное определение (установление) объема исполненного по контракту обязательства важно не только для расчетов с контрагентом по результатам исполнения или расторжения контракта, но и для уменьшения обеспечения исполнения контракта в процессе его исполнения. Данная возможность прямо предусмотрена ч. 7 ст. 96 Закона о контрактной системе, и по согласованию с заказчиком контрагент по итогам выполнения части обязательства вправе уменьшить сумму обеспечения исполнения контракта на размер выполненной части обязательства.
В законодательстве Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок нерешенным остается вопрос о сроке составления и размещения отчета об исполнении контракта или его отдельного этапа. В соответствии с разъяснениями Минэкономразвития России (письмо Минэкономразвития России от 29.11.2013 № Д28И-2263 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ») при осуществлении закупки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу и составлять ежемесячный отчет, если в контракте этапы не предусматриваются, но приемка и оплата производятся ежемесячно. В данном случае этапом выступает календарный месяц, по истечении которого, по мнению Минэкономразвития России, составляется отчет. Аналогичная позиция отражена и в письме Федерального казначейства от 30.05.2014 № 42–5.7–09/5: «отчет формируется заказчиком по результатам приемки и оплаты этапа». В случае если сроки приемки и оплаты не совпадают, очевидно, необходимо ориентироваться на срок оплаты, которым завершается этап исполнения контракта.
Противоположная позиция высказана Минэкономразвития России в письме от 30.09.2014 № Д28и-1889: «отчет о результатах отдельного этапа составляется только в случае, если этапы предусмотрены контрактом; факт ежедневной или иной оплаты не свидетельствует о необходимости размещения отчета». В этом же документе указано, что график оплаты не равнозначен этапности. Таким образом, заказчик вынужден воспринимать контракт с длительным сроком исполнения как одноэтапный, несмотря на то, что в течение срока его действия стороны постепенно исполняют обязательства, осуществляют их приемку и оплату.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» (далее — Постановление № 1093) предусмотрена обязанность заказчика по размещению отчета в единой информационной системе (далее — ЕИС) в течение семи рабочих дней с даты фактического исполнения контрагентом обязательства (либо части обязательства) по контракту и даты оплаты заказчиком. Законодатель предусмотрел для формирования отчета наличие двух оснований одновременно: и даты приемки результата, и даты оплаты. Следовательно, отсчет заказчиком семи рабочих дней фактически идет с даты оплаты исполненного контрагентом и принятого заказчиком обязательства.
С одной стороны, упрощение процедуры исполнения контракта возможно путем «отказа от практики подписания актов под каждый платеж. При этом контракт превратится в одноэтапный, но с ежемесячным графиком платежей». Безусловно, данное предложение спорно, поскольку противоречит положениям гражданского законодательства, касающимся приемки товаров (работ, услуг). Более того, легальность следования данной рекомендации с целью невыполнения требований закона сомнительна. Полагаем, что во избежание нарушений закона следует своевременно проводить приемку и экспертизу с оформлением необходимых документов и осуществлять оплату частично либо полностью исполненного обязательства. Что же касается отчетности, то, поскольку она по своей природе не играет ключевой роли в установлении надлежащего или ненадлежащего исполнения контракта, а лишь призвана отразить фактические последствия заключения контракта, на наш взгляд, целесообразно формировать ее после полного исполнения контракта. Периодическое размещение отчетов при частичном исполнении обязательств по контрактам, заключенным на длительный срок, даже если в них выделены этапы, не имеет существенного правового значения, т. к. соответствующий результат надлежащего или ненадлежащего исполнения фиксируется в экспертном заключении и документах о приемке; сущность отчета — отражение определенных фактов при закрытии (исполнении) контракта.
Анализ норм, установленных Законом о контрактной системе и Постановлением № 1093 относительно приемки и экспертизы результатов выполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, свидетельствует о необходимости внесения ряда изменений, способствующих оптимизации указанных процессов исполнения контракта.
Во-первых, с целью эффективной проверки надлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту в полном объеме необходимо сохранить в существующем виде требования Закона о КС о проведении экспертизы силами заказчика с оформлением и размещением в ЕИС экспертных заключений, выработав при этом единый методологический подход к процедуре проведения такой экспертизы. В данном случае экспертиза представляет собой не только независимую от должностного лица заказчика (приемочной комиссии) проверку соответствия результата выполненного контрагентом обязательства условиям контракта, но и степень вовлеченности заказчика в процесс исполнения контракта и восполнения нужд заказчика.
Во-вторых, следует закрепить понятие «этап исполнения контракта», обозначив его как период частичного исполнения сторонами обязательства, предусмотренного контрактом, который можно считать завершенным, если поставщик (подрядчик, исполнитель) поставил товары (выполнил работы, оказал услуги) в определенном согласованном сторонами количестве (объеме), а заказчик произвел оплату частично исполненного контрагентом обязательства.
В-третьих, для объективного расчета размера неустойки предлагаем заказчикам включать в срок исполнения обязательства в целом или в срок каждого отдельного этапа время на приемку обязательства силами заказчика или комиссией заказчика. Например, срок оказания услуг — до 30 мая 2015 г. Исполнитель за 5 дней до окончания срока оказания услуг по контракту письменно (по факсу) уведомляет заказчика об исполнении обязательства для начала мероприятий по приемке и экспертизе результата оказанных услуг. Указанное позволит корректно провести приемку и экспертизу результата определенного этапа контракта и своевременно приступить к выполнению очередного этапа, не нарушая общие сроки выполнения обязательства по контракту.
В-четвертых, целесообразно установить требование о подготовке и размещении в ЕИС исключительно окончательного отчета об исполнении контракта — по результатам его полного исполнения (изменения, расторжения), при этом документы, подтверждающие приемку товаров, работ, услуг по отдельному этапу остаются у заказчика. Это позволит не перегружать ЕИС информацией, оставляя при этом право общественных организаций и контролеров при необходимости запросить полный комплект документов по определенной закупке.
help-tend.ru