Обеспечение контракта по 44 фз: Статья 96. Обеспечение исполнения контракта \ КонсультантПлюс

Замена способа обеспечения исполнения контракта возможна

Главная → Статьи → Замена способа обеспечения исполнения контракта возможна

 

На основании п. 7 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” замена обеспечения исполнения контракта возможна при уменьшении размера выполненных обязательств, предусмотренных договором. Нет ли практики, в которой это условие об уменьшении не учитывается при замене обеспечения исполнения контракта (например, если учреждение заплатило обеспечение денежными средствами после подписания контракта, до выполнения работ, хочет поменять обеспечение на банковскую гарантию, никаких работ не выполнено, уменьшать не на что)?

 

В соответствии с ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 этого федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Согласно ч. 4 ст. 96 Закона № 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с этим федеральным законом.

Частью 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель, далее также – контрагент) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Буквально из приведенной формулировки следует, что изменение способа обеспечения исполнения контракта по инициативе контрагента возможно в случае частичного выполнения обязательств по контракту в соответствии с условиями контракта, при этом размер обеспечения исполнения контракта уменьшается на размер выполненных обязательств.

Комментируя приведенную норму, представители Минэкономразвития России указывают, что замена способа обеспечения исполнения контракта возможна только одновременно с уменьшением размера такого обеспечения пропорционально объему исполненных обязательств. В связи с этим также отмечается, что заказчик не вправе отказать в принятии обеспечения исполнения контракта взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта при замене способа обеспечения исполнения контракта (смотрите, например, п. 2 письма Минэкономразвития России от 16.03.2015 № Д28и-748, письма от 29.04.2016 № Д28и-1158, от 29.09.2014 № Д28и-1851, от 19.03.2015 № Д28и-767, от 09.03.2015 № Д28и-593, от 22.01.2015 № Д28и-102, от 16.01.2015 № Д28и-85, от 31.12.2014 №№ Д28И-2864 и Д28и-2865).

В частности, в письме Минэкономразвития России от 23.12.2014 № Д28и-2798 указано, что предоставленное обеспечение контракта не может быть заменено на иную форму обеспечения контракта без уменьшения суммы обеспечения пропорционально размеру выполненных обязательств.

Поддержку такого правового подхода можно обнаружить и в судебной практике. Так, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 № 09АП-14167/15 отмечается, что Закон № 44-ФЗ не содержит положений, позволяющих изменить способ обеспечения исполнения контракта с денежных средств на банковскую гарантию, выданную на сумму, равную размеру изначально перечисленных в целях обеспечения исполнения контракта денежных средств, поскольку Закон № 44-ФЗ связывает возможность изменения способа обеспечения с решением поставщика об уменьшении обеспечения исполнения контракта на объем выполненных обязательств.

С нашей точки зрения, такой подход не вполне обоснован по следующим причинам.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях в том числе ГК РФ. Следовательно, к отношениям, регулируемым этим законодательством, применимы нормы ГК РФ в части, не противоречащей специальным правилам Закона № 44-ФЗ.

По смыслу п.п. 1, 3 ст. 368, ст. 377 ГК РФ в контексте отношений, регулируемых Законом № 44-ФЗ, банковская гарантия необходима для того, чтобы обеспечить исполнение контрагентом его обязательства перед заказчиком в определенном размере, при этом выплата по гарантии осуществляется банком в пределах суммы, на которую выдана такая гарантия. Как указано в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2016 № 17АП-15638/16, обеспечение исполнения контракта является средством, за счет которого заказчик получит удовлетворение своих определенных требований к поставщику (подрядчику, исполнителю), возникших при исполнении контракта, например, о взыскании неустойки, убытков, возврате аванса и проч.

Заказчик устанавливает размер обеспечения исполнения контракта в диапазоне от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). При этом из положений ст. 96 Закона № 44-ФЗ, а также ст. 45 этого же Закона, устанавливающей требования к банковской гарантии, не следует, что указанная в банковской гарантии денежная сумма не может превышать сумму, подлежащую уплате гарантом заказчику при наличии соответствующих оснований. Даже в случае такого превышения можно утверждать, что банковская гарантия предусматривает выплату банком денежной суммы в установленном заказчиком размере обеспечиваемого обязательства по контракту, так как выплата в любом случае будет произведена в пределах указанной в гарантии суммы.

Наконец, можно заметить, что, хотя Закон № 44-ФЗ и не предусматривает возможность замены способа обеспечения исполнения контракта на стадии исполнения контракта без уменьшения размера обеспечения, он в то же время не содержит и запрета на такую замену. Способ обеспечения исполнения контракта не относится к условиям контракта (ст. 34 Закона № 44-ФЗ), которые, как правило, не могут быть изменены в том числе по соглашению сторон (ч. 2 ст. 34, ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Поэтому мы полагаем, что в течение срока исполнения контракта способ его исполнения может быть изменен сторонами, в частности, путем замены денежных средств на банковскую гарантию без уменьшения размера обеспечения на размер исполненных обязательств по контракту. Заказчик вправе принять банковскую гарантию, которая предусматривает выплату банком денежной суммы, соответствующей первоначально установленному размеру обеспечения исполнения контракта. Однако из буквального толкования ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ следует, что заказчик обязан по требованию своего контрагента заменить способ обеспечения исполнения контракта, приняв банковскую гарантию, только в том случае, когда поставщик (подрядчик, исполнитель) предоставляет заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом. Если обеспечение предоставляется в прежнем размере, заказчик не обязан его принимать с возвратом контрагенту ранее внесенных в качестве обеспечения денежных средств, хотя и не лишен права это сделать. Другие нормы Закона № 44-ФЗ также не возлагают на заказчика такой обязанности. Кроме того, мы не можем исключить, что при определенных обстоятельствах заказчик может столкнуться с техническими трудностями при возврате денежного обеспечения. Поэтому в рамках этой консультации мы не можем однозначно оценить перспективу реализации соглашения сторон контракта о замене способа обеспечения исполнения контракта.

В заключение отметим, что мы не обнаружили разъяснений и правоприменительной практики, в которых оценивалась бы правомерность замены способа обеспечения исполнения контракта без уменьшения его суммы или правомерность требования контрагента к заказчику о замене способа обеспечения исполнения контракта без уменьшения размера обеспечения на размер выполненных обязательств по контракту. Изложенное выше является лишь нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями по данному вопросу заказчик может обратиться в ФАС России и в Минфин России (п.п. 1 и 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728).

 

Ответ подготовил: Чашина Татьяна, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм 

 

Требуется обеспечение исполнения контракта?
Поможем оформить заявку на банковскую гарантию, заполнить анкету банка, приложить нужные документы, проверить их корректность, подписать электронной подписью и направить в банк. Оставить заявку >>

 

404 Not Found

404 Not Found


  • О НАИЗ
    • Ассоциация









    • Структура









    • Члены Ассоциации









    • Скидки и бонусы для членов









    • География Ассоциации









    • Партнеры Ассоциации









    • НАИЗ благодарят








  • Новости и события
    • Новости









    • Новости членов НАИЗ









    • НАИЗ в СМИ









    • События









    • Конференции








  • Проекты









  • Поддержка по 44-ФЗ
    • О проекте









    • НПА









    • Калькулятор НМЦК









    • ОКПД и классификаторы









    • Шаблоны и рекомендации









    • Инструменты








  • Сервисы партнеров

    Сервисы партнеров








  • Банкротство
    • Арбитражным управляющим









    • Покупателям имущества должника








  • Экспертное сообщество
    • Эксперты









    • Экспертные мнения








  • Как вступить









  • Контакты









  • Материалы
    • Аналитика









    • Фоторепортажи









    • Аудио









    • Документы









    • Отраслевые приколы









    • Опросы









    • Видео






Дело Ростовской области

Последствия защиты интересов субъектов контрактной системы государственных закупок: Дело Ростовской области

Белокрылов Кирилл Александрович

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории,
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Цыганков Сергей Сергеевич

кандидат экономических наук, преподаватель кафедры экономической теории,
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Наливайко Сергей Васильевич

магистр экономики, магистр права, заместитель начальника управления государственных закупок,
Фонд инноваций и экономических технологий «Содействие — XXI век»,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Коваленко Николай Евгеньевич

Экономист-математик, аналитик,
Группа компаний Спортмастер,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал экономического регулирования,

2019, Том.

10
(№ 4),

п. 184-195
DOI: 10.17835/2078-5429.2019.10.4.184-195

С 2014 года по настоящее время в России формируется целостная контрактная система в сфере бюджетных закупок. Однако в то же время данный рынок остается коррупционно-емким, что ставит задачу совершенствования механизмов контроля за соблюдением законодательства. В статье анализируется действие институционального механизма защиты прав субъектов контрактной системы в Ростовской области за период 2014–2017 гг. Участники закупки могут пройти через три инстанции (арбитражную, апелляционную и кассационную), судебную защиту прав по решению контролирующего органа (Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области), четвертая инстанция – надзорный орган – Верховный Суд Российской Федерации. На основе полученных данных по решениям судебных органов в статье выявляются институциональные эффекты защиты интересов субъектов контрактной системы, влияющие на поведение участников квазирынка бюджетных закупок.

Скачать полный текст в pdf

Ключевые слова:
государственные закупки; контроль закупок; судебная защита прав; квазирынок; антимонопольная служба

Литература:

  • Базанова Е. (2015). ФАС переводит крупные госзакупки в центральный аппарат. Ведомости, 08 июня.
  • Белокрылов К. А. (2017). Реформа госзакупок в России: пути снижения коррупционных рисков. Международный журнал прикладного бизнеса и экономических исследований, 15 (8), 127–139.. (На русском).
  • Белокрылова О.С., Смольянинов А.М. (2018). Конкурентные и неконкурентные закупки: плюсы и минусы. Вестник Алтайской академии экономики и права, 8, 21–29. (На русском).
  • Беляев О. А. (2014) Закупки у единственного поставщика (подрядчика, подрядчика) по контрактной системе. Законы России: опыт, анализ, практика. Издательство «Книготворец» (Москва), 11, 31–38. (На русском).
  • Беляев О. А., Габов А. В. (2017). Арбитражность споров о закупках. Журнал российского права, 5 (245), 49. (На русском).
  • Данчиков Е. А., Зацаринная Е. И., Проданова Н. А. (2017). Обзор нормативных актов, регулирующих аудит закупок в Российской Федерации. Экономика и предпринимательство, 4–1 (81–1), 69–72. (На русском).
  • Данилова С. Н. (2016). Коррупционные риски при государственных и муниципальных закупках и меры по их преодолению // В сб.: Современные тенденции развития науки и производства. Материалы III Международной научно-практической конференции. Западно-Сибирский научный центр. Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева. (На русском).
  • Корытцев, М. А. (2008). Реформа государственного сектора и создание квазирыночных институтов. Экономический вестник Ростовского государственного университета, 4 (3), 6–8. (На русском).
  • Медведева Н.Г. (2015). Проблемы правового обеспечения управления государственными и муниципальными закупками. Инновационная наука, 3 (5), 115–119. (На русском).
  • Нуреев Р.М., Латов Ю.В. В. (2015). Постсоветское институциональное развитие: в поисках выхода из колеи власть-собственность. Мир России, 2, 50–88. (На русском).
  • Отчет о результатах контроля за применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ в 2015 г. (на русском языке).
  • Отчет о результатах контроля за применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ в 2015 году. Министерство финансов Российской Федерации.
  • Шумков И.В. (2015). Анализ существующей надзорной практики и контроля за государственными закупками в Российской Федерации. Журнал 21st Century: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс, 1 (6), 362–368. (На русском).
  • Вагнер, А. (1890 г.). Finanzwissenchaft, Winter, C.F., Лейпциг. (На русском).
  • Землян А.И. (2016). Теоретико-правовые аспекты формирования института общественного контроля в Российской Федерации. Управление закупками в структуре клиентского профессионализма: сб. научных статей, 47–57. (На русском).

Издатель:
ООО «Гуманитарные перспективы»

Учредитель: ООО «Гуманитарные перспективы»
ISSN в сети: 2412-6047
ISSN: 2078-5429

подготовка и условия размещения в единой информационной системе

Популярные

Закупочная процедура должна осуществляться с использованием специальных торгов, проводимых на электронных площадках. При этом учитываются положения Федерального закона № 44. Завершающим этапом закупки является подготовка специального отчета об исполнении контракта. В этом документе организация, выигравшая тендер, обязана отчитаться о предпринятых действиях. Если документ не будет своевременно подготовлен и опубликован на сайте госзакупок, то компания будет привлечена к ответственности.

Концепция документа

Отчет об исполнении контракта представляет собой специальный документ, составляемый заказчиком после завершения процедуры закупки. Для этого достаточно ввести необходимую информацию в специальную форму, расположенную в личном кабинете ЕИС.

Процесс составления документа обычно осуществляет непосредственный контрактный управляющий, но эта обязанность может быть передана и специалисту контрактной службы. Если процесс не будет реализован вовремя, компании придется выплатить крупную сумму денег в виде штрафа.

Когда он составлен?

Отчет об исполнении государственного контракта в обязательном порядке формируется в следующих ситуациях:

  • поставщик исполнил свои обязательства на основании данного договора, следовательно, своевременно поставил товар покупателю с одновременной подготовкой акта приема-передачи, а также полученной оплаты от покупателя;
  • выполнено всего несколько этапов доставки товара, но заказчик перечислил всю сумму в виде оплаты;
  • договор расторгнут в одностороннем порядке или в результате составления соглашения сторон;
  • поставщик ликвидирован, о чем должна свидетельствовать выписка из ЕГРЮЛ.

Если поставщик вовремя не оформил документацию, то в дальнейшем он может лишиться права на участие в тендере.

Когда не требуется?

Отчет об исполнении договора в соответствии с Федеральным законом № 44 не может быть составлен в следующих случаях:

  • закупка осуществляется только у единственного поставщика, а сумма по договору не превышает 100 тыс. руб.;
  • совершаются покупки, ранее не включенные в реестр;
  • на основании договора ремонт нежилых помещений;
  • на торгах составлен договор, согласно которому осуществляется сбор статистической информации физическими лицами;
  • по договору библиотеки получают доступ к различным информационным базам данных;
  • Закупка товаров для предприятий, которые являются оперативно-розыскными.

При указанных выше условиях данный отчет не требуется.

Форма документа

Подготовка отчета об исполнении договора не считается сложным процессом, но должна осуществляться в строго установленные сроки, а также с использованием правильной формы. Эта форма находится непосредственно в системе ЕИС, поэтому перепутать ее просто невозможно.

Все участники торгов, с которыми был составлен договор, должны заполнить форму. К ним относятся частные компании, государственные учреждения, корпорации или даже муниципальные и государственные учреждения. Официальная форма содержит 5 разделов, имеющих свое первоначальное назначение:

  • первый раздел включает информацию о прямом договоре;
  • во втором разделе представлена ​​информация о поставщике и подрядчике;
  • третий размер предназначен для включения данных об исполнении составленного договора;
  • если договор не был оформлен надлежащим образом, то это указывается в разделе 4;
  • если договор был расторгнут или изменен, то это прописывается в последнем разделе.

Форма необходима для заполнения при оформлении договора, а также при внесении в него любых изменений. Дополнительно осуществляется отчет об исполнении договора при расторжении договора.

Как выполняется процедура?

Процесс заполнения отчета должен осуществляться официальным представителем поставщика. Для этого в организации избирается ответственное лицо, которое наделяется необходимыми полномочиями на основании официального приказа руководства. Предварительно изучают официальную и действующую инструкции. Отчет об исполнении договора заполняется с учетом следующих правил:

  • Для начала процесса необходимо зайти на официальный сайт системы ЕИС. Этот сайт содержит данные обо всех покупках, а также предоставляет график исполнения различных контрактов.
  • Заполнять отчет нужно прямо в этой системе, а часть информации автоматически включается в форму, поэтому информация вносится только в пустые графы.
  • Для заполнения первого раздела необходимо использовать информацию из реестра договоров.
  • При внесении данных во второй раздел важно указывать только официальные сведения о поставщике и исполнителе, для которых указываются их ИНН, КПП и другие важные реквизиты. Банковские реквизиты поставщика записывать не требуется.
  • Для заполнения 3-х разделов необходимо использовать информацию, которая имеется непосредственно в договоре. Четвертая строка этого раздела содержит данные из спецификации, которые необходимо приложить к любому договору. В пятой графе указываются данные, содержащиеся в подтверждающих документах. При наличии пояснений или дополнений они указываются в графе 6.
  • Четвертый раздел заполняется исключительно при условии неисполнения договора или наличия несоответствий и отступлений.
  • Пятый раздел заполняется, если договор расторгается или в него вносятся существенные коррективы.

Если договор не исполнен или его исполнение ненадлежащее, то информация о том, какая неустойка уплачивается пострадавшей стороне, является обязательной. Иногда инициатором расторжения договора выступает заказчик, который должен выплатить подрядчику неустойку. Образец отчета об исполнении контракта можно найти ниже.

Какие приложения нужны?

К правильно оформленному отчету должны быть приложены иные документы, подтверждающие сведения, введенные в форму на сайте ЕИС. Документы для отчета об исполнении договора могут быть разными, так как зависят от специфики выполняемых работ. По умолчанию требуется следующая документация:

  • акт приема-передачи, который подписывается исполнителем и заказчиком, а также подтверждает, что все требуемые действия были выполнены качественно и в срок;
  • заключение, выносимое экспертами после проведения экспертизы, если это существенное событие для конкретного договора.

При составлении отчета дополнительно учитывается исполнение договора. Он возвращается исполнителю, если он хорошо справляется со своими обязанностями. Если он не выполняет предписанные действия, то теряет ранее переведенную сумму средств. Поэтому обеспечение исполнения договора является гарантией того, что исполнитель будет стремиться к идеальному выполнению поставленных задач.

Правила приемки результатов и экспертизы

Акт приемки обычно оформляется приемочной комиссией, которая создается заказчиком. Именно специалисты, входящие в эту комиссию, оценивают результаты работы с конкретным подрядчиком. В состав комиссии должно входить не менее 5 человек, которые должны быть специалистами в определенной сфере деятельности. Они должны подписать акт приемки, и только после этого документ утверждается руководителем компании.

На основании ст. 94 ФЗ № 44 результаты экспертизы приобщаются к акту об исполнении договора. Проверка проводится в отношении результатов исполнителя. Для этого проводится оценка качества и соответствия различных товаров или услуг требованиям закупок. Для аудита могут быть использованы услуги экспертных предприятий или независимых специалистов. Выбранный эксперт составляет заключение, приложенное к отчету.

Когда он размещен?

Исполнитель должен точно знать, когда необходимо опубликовать отчет об исполнении контракта в ЕИС. Сроки определены на законодательном уровне, поэтому их нарушение ведет к привлечению к ответственности исполнителя. Форма должна быть заполнена в течение 7 дней с момента наступления следующих событий:

  • оплата заказчиком товаров, услуг или работ;
  • оплата производится на конкретном этапе выполнения задач или после подписания акта промежуточной приемки;
  • вступает в силу мировое соглашение между двумя сторонами, на основании которого расторгается ранее заключенный договор;
  • заказчик или подрядчик в одностороннем порядке принимает решение о прекращении сотрудничества и расторжении договора;
  • вступает в силу решение суда о необходимости расторжения договора по уважительным причинам.

Отсчет 7 дней начинается с момента наступления любого из вышеперечисленных событий. После совершения исполнителем последнего действия договор считается выполненным.

Часто сначала подписывается акт приема-передачи, и только после этого заказчик оплачивает товар или работу. В этом случае срок исполнения договора представлен датой получения платежного поручения. Для принятия результатов исполнения договора важно провести экспертизу. Он может проводиться самостоятельно или независимым экспертом. После этого отчет об исполнении договора в соответствии с ФЗ № 44 размещается в ЕИС.

Правила проводки

Важно не только правильно заполнить специализированную форму, но и разместить ее в ЕИС. Процедуру осуществляет контрактный управляющий или специалист соответствующей службы. Если отчет не размещен в системе ЕИС, то ответственность за это несет нарушитель.

Процесс размещения отчета осуществляется на сайте ЕИС. Для этого выполняются следующие действия:

  • Для начала необходимо зайти в личный кабинет;
  • выбрана вкладка «Отчеты»;
  • Далее необходимо найти соответствующий тип отчета;
  • представленная форма заполнена;
  • к отчету прилагается документация, подтверждающая введенную информацию;
  • выполняется проверка введенной информации;
  • отчет подписывается с помощью ЭЦП, после чего размещается на сервисе.

После выполненных действий составленный отчет становится доступным для изучения любому лицу, представителям компаний или государственных контролирующих органов. Если документ содержит сведения, составляющие государственную тайну, то акт должен быть подписан, но в системе он не размещается. Его могут изучить только представители контролирующих органов.

Ответственность за нарушения

Если контрактная служба своевременно не размещает отчет в ЕИС, то работники компании привлекаются к ответственности по ст. 7.3 САО. Чиновники платят штраф до 15 тысяч рублей. Юридические лица за нарушение сроков платят штраф до 50 тысяч рублей.

Если отчет вообще не выполнен, то наказание более суровое. Чиновники платят 50 тысяч рублей. в виде штрафа, а с юридического лица перечисляется в государственный бюджет до 500 тыс. руб. Уменьшить такую ​​санкцию невозможно даже в судебном порядке.

Заключение

После исполнения договора составляется специальный отчет.