Федеральный закон № 223 призван, чтобы упорядочить некоторые нормы старого закона, а также сделать участие в тендерах более удобным для поставщиков. Закон о госзакупках способствует созданию прозрачной среды для всех участников конкурсов.
Основные нововведения:
— Информационная гласность. По новым правилам заказчик обязан размещать объявление о предстоящих и прошедших закупках на официальном сайте компании, таким образом, все желающие могут увидеть эту информацию. Данный пункт направлен на снижение коррупции в сфере тендеров.
— Отсутствие четких требований к процедуре проведения закупок. Закон о госзакупках оставляет заказчику право самому выбирать условия.
— Новый реестр недобросовестных поставщиков. В этот список попадают исполнители, уклонившиеся от выполнения обязательств по контракту, а также нарушившие условия договора.
— Способы закупки. Основные способы закупки, прописанные в законе, аукцион и конкурс. Предусматривается и проведение в электронной форме.
Закон о госзакупках прописывает новые правила, по которым конкурсанты могут обжаловать неправомерные действия заказчика:
1. Нарушение заказчиком сроков размещения положения о закупке.
2. Требование заказчика представить документы, не прописанные в закупке.
3. Осуществление закупки без размещения положения о закупке.
Сложности для поставщиков
223 ФЗ удобен в использовании крупным государственным корпорациям, а мелкие предприятия могут испытывать некоторые сложности. Так, снижение начальной (максимально) цены контракта может сильно ударить по фирмам, чья стабильность находится под вопросом.
Другая проблема, которая возникает у участников, — это не правильное понимание некоторых пунктов закона. Так в 223 ФЗ говорится о том, что участник может подать жалобу в случае, если заказчик нарушает сроки о размещении положения о закупке. Но в то же время, если заказчик не разместил положение о закупке, он может руководствоваться нормами 94 ФЗ. То есть, заказчику предоставляются привилегии выбора более удобных для него условий.
Однако закон о госзакупках осложнил жизнь тем организациям, которые предпочитали заключать контракт напрямую с понравившимся поставщиком. Руководители бюджетных предприятий теперь обязаны проводить закупки в соответствии с положениями закона. А это значит, что требуются новые затраты на организацию тендерного отдела.
Андрей Якутов
Ваш проводник в мир тендеров.
Государственные закупки
Чем отличаются госзакупки от коммерческих закупок
Контрактная система. Мнение специалиста
Как выиграть тендер
Обучение тендерам
protendera.ru
Содержание:
С 1 января 2014 года в свою законную силу вступил Федеральный закон (ФЗ-44) от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или сокращенно просто Закон о контрактной системе. С введением нового закона, как это обычно и бывает, утратил свою силу ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Если бы изменения в системе госзакупок были незначительными – достаточно было бы внесения точечных поправок, а здесь сразу новый закон. Следовательно, изменения случились именно существенные, и их достаточно много. Попробуем разобрать хотя бы основные – для понимания степени серьезности перемен и этого будет вполне достаточно.
1. В старом Законе 94-ФЗ присутствовало основополагающее понятие «размещение государственного или муниципального заказа». В новом Законе 44-ФЗ оно заменено на «определение поставщика, подрядчика или исполнителя». При этом под таким термином имеется в виду не какое-либо определенное действие, совершаемое каким-либо определенным субъектом, в какое-то определенное время, а целый комплекс последовательно проводимых заказчиком мероприятий. Отправной точкой этого процесса является публикация заказчиком извещения о проведении закупки, а завершающей – заключение сделки.
Вроде бы такое изменение выглядит формальным, но оно, как минимум, демонстрирует, что закон 44-ФЗ четко регламентирует абсолютно всю процедуру проведения государственных и муниципальных тендеров, «художественные изыски» их заказчиков и участников здесь невозможны, а потому госзакупки становятся куда прозрачнее, чем раньше.
2. Если в 94-ФЗ предусматривалось всего пять вариантов размещения госзаказа (конкурс, аукцион, запрос котировок, на товарных биржах закупка у единственного поставщика), то в 44-ФЗ вариантов определения поставщика намного шире:
Отметим, что выбор какого-либо из этих вариантов определения поставщика напрямую зависит от конкретных условий госзакупки. Важно помнить и то, что в целях предотвращения каких-либо злоупотреблений со стороны заказчика при определении поставщика в Законе о контрактной системе 44-ФЗ прописаны и эти конкретные условия госзакупок, то есть уточнено, когда и при каких обстоятельствах определение поставщика осуществляется тем или иным образом.
Так, скажем, в статье 93 Закона 44-ФЗ прямо установлен перечень случаев, когда заказчик может осуществлять закупку у единственного поставщика. В некоторых же из упомянутых в данной статье случаев заказчик обязан размещать соответствующие извещения о закупках у единственного поставщика в электронном виде, причем, не менее чем за 5 дней до даты заключения контракта.
Это дает возможность другим заинтересованным участникам рынка вмешаться в данную процедуру, если они посчитают, что предусмотренные законом условия для ее проведения не соблюдены.
В Законе 94-ФЗ столь четкого определения таких случаев не было, что, разумеется, приводило к разнообразным злоупотреблениям.
При этом в Законе 44-ФЗ предусмотрены намного более четкие требования к проведению закупок: к их участникам, к процедуре принятия заказчиком решений по определению поставщика и составу и деятельности созданной им комиссии.
3. Серьезные изменения затронули и порядок заключения контрактов по итогам определения поставщика – он регламентирован намного строже, чем в 94-ФЗ.
Так, например, в 44-ФЗ четко установлены сроки совершения заказчиком и победителем закупки всех необходимых действий для подписания контракта: победитель обязан направить в адрес заказчика все экземпляры проекта контракта (разумеется, уже подписанного) и документы об его обеспечении в течение 15 дней с даты публикации итогового протокола. Если проводится закрытый конкурс, отсчет 15-дневного срока ведется с даты подписания этого протокола заказчиком.
Если же аукцион проводился в электронном виде, то раньше по Закону 94-ФЗ обмен экземплярами проекта контракта должен был производиться через оператора электронной площадки. А теперь по Закону 44-ФЗ – сторонами самостоятельно: либо в единой информационной системе, либо на официальном сайте закупок.
4. В Законе 44-ФЗ установлены и иные правила изменения, исполнения и расторжения госконтрактов. Например, статья 95 Закона устанавливает перечень оснований для внесения каких-либо изменений в уже заключенный контракт или для его расторжения. Если таковых оснований нет – изменять или расторгать госконтракт стороны не вправе.
Конкретизированы и меры, принимаемые сторонами контракта в рамках его исполнения в целях фактического проведения закупки – определенных действий по приемке и оплате товаров (работ, услуг), проведению экспертиз и т.п.
5. Внесены изменения в порядок проведения контроля, мониторинга и аудита в сфере закупок. Например, мониторинг закупок является принципиально новым институтом в сфере госзакупок и включает сбор, систематизацию и оценку всей имеющейся информации о госзакупках. Процедура мониторинга госзакупок будет проводиться уполномоченными государственными и муниципальными органами в порядке, утвержденном Правительством РФ.
Аудитом же в сфере закупок будет заниматься Счетная палата РФ и аналогичные региональные и муниципальные органы.
Контролирующих данную сферу органов будет довольно много, но каждому отведено его конкретное поле деятельности: ФАС, Рособоронзаказ, региональные и местные органы власти, органы внутреннего финансового контроля. Заказчикам же придется информировать все эти контрольные органы по поступающим от них запросам.
6. Согласно новому Закону 44-ФЗ в отличие от положений Закона 94-ФЗ участники торгов обязаны в целях обеспечения своих заявок на участие, а также собственно исполнения госконтракта не просто, как раньше вносить соответствующие денежные средства, но и прибегать к обеспечению банковской гарантией. Причем выдачу этих гарантий могут осуществлять лишь те банки, которые внесены в специальный Перечень, предусмотренный статьей 176.1 НК РФ.
Требования к форме такой банковской гарантии установлены Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005.
Чуть позже – 31 марта 2014 года – вступят в законную силу и особые требования к реестру банковских гарантий и порядку его ведения.
7. В соответствии с положениями Закона 44-ФЗ о контрактной системе заказчики обязаны размещать информацию о своих заказах на официальном сайте госзакупок.
Очевидно, что изменения внесены действительно серьезные, Законы 44-ФЗ и 94-ФЗ регламентируют вроде бы одно и то же, но очень по-разному. Об этих конкретных изменениях стоит поговорить отдельно.
Также читайте:
ceneltorg.ru
Уважаемый посетитель!
Информационный портал info44-fz.ru рад приветствовать Вас на страницах нашего сайта. На нашем портале Вы можете найти информацию, новости, методические рекомендации и расписание обучающих семинаров по Госзакупкам, Госзаказу, 94-ФЗ, 223-ФЗ, 44-ФЗ, ФКС и многое другое…
Разделы портала:
Онлайн курсы - тоже самое обучение, только не выходя из дома. С выдачей диплома или удостоверением повышения квалификации.
Лекторы — самые авторитетные эксперты госзаказа, разработчики законодательства в области госзакупок, чиновники и юристы.
Форум — с помощью нашего портала Вы так же можете зарегистрироваться и стать участником форума о госзакупках, госзаказе, 94-ФЗ, 223-ФЗ, 44-ФЗ, Федеральной контрактной системе.
Обучение — одним из самых главных направлений портала info44-fz.ru является обучение специалистов в области государственных и муниципальных закупок.
Темы семинаров:• Обучение нормам 94-ФЗ и 44-ФЗ в формате семинаров, курсов и практических занятий • Обучение по нормам 223-ФЗ. Курсы Закона «О закупках отдельными видами юридических лиц». Обучение электронным торгам по 223-ФЗ• Обучение по госзакупкам для поставщиков. Семинар с практикой на электронных торговых площадках по 94-ФЗ и 223-ФЗ • Обучение по 44-ФЗ «О контрактной системе» • Обучение по корпоративным и коммерческим торгам с практическими занятиями в компьютерном классе • Обучение тендерам • Обучение Федеральной Контрактной Системе. Переход от 94-ФЗ к ФКС • Обучение для начинающих специалистов в области госзакупок
Семинары по городам:• Семинары по 94-ФЗ, 44-ФЗ, 223-ФЗ в г. Москве • Семинары по 44-ФЗ, 94-ФЗ, 223-ФЗ в г. Санкт-Петербурге • Семинары по госзакупкам в г. Сочи • Семинары для поставщиков с практикой в компьютерном классе в г. Москве • Семинары по госзаказу за рубежом • Практические семинары по госзакупкам для начинающих в г. Москве и г. Санкт-Петербурге • Семинары по ФКС (Федеральной Контрактной Сестеме) в г. Москве и г. Санкт-Петербурге
Тел: 8 (495) 960-90-39 E-mail: [email protected] Web: www.info44-fz.ru
info44-fz.ru
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (закон о ФКС), который заменил Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Нормативная база, которая регулирует закупки за государственные или муниципальные средства, весьма обширна. Большое количество законов и подзаконных, а также смежных регуляторных актов создают серьезный комплекс правовой информации. Разобраться в ней не всегда просто. Невнимательность и вольное обращение с номерами нормативных актов приводит к возникновению таких курьезов, как запросы по ФЗ-93 о федеральных закупках.
Сегодня закупочная деятельность в России за государственные и муниципальные деньги регулируется двумя основными законодательными актами:
Никакого ФЗ-93 в сфере закупок за казенный счет не существует, а если и существует – это ошибка, которая, скорее всего, возникла в результате игры цифр ФЗ-94 и ФЗ-223. Каждый из указанных документов по-своему и в свое время регулировал закупочную деятельность некоторых подотчетных субъектов хозяйствования.
Как уже указывалось, Федеральный закон № 223 является на сегодня действующим законодательным актом и регулирует определенный вид снабжения для государственных нужд. Он был принят в 2011 году и подвергался в течение последних четырех лет небольшим изменениям.
Закон ФЗ-94 – это нормативный акт, который на сегодня уже является утратившим силу.
ФЗ-94 с 2005 года и до конца 2013 года регулировал закупочную деятельность государственных и муниципальных учреждений, организаций и предприятий за казенный счет. Однако начиная с января 2014 года в РФ сферу снабжения за бюджетные средства регулирует ФЗ-44, принятый в апреле 2013 года.Такая ситуация не исключает правовых коллизий, когда стороны не понимают, какими нормами должны регулироваться те или иные вопросы. Например, как по федеральному закону № 94, так и по ныне действующему ФЗ-44 государственные контракты могут заключаться на длительные сроки.
После января 2014 года, когда ФЗ-94 утратил силу, остались контракты, которые заключались исходя из положений этого старого закона. По общим нормам гражданского права, на указанные правоотношения действие нового законодательного документа не распространяется.
Свидетельством, что 94-ФЗ еще интересен для лиц, занимающихся государственными закупками, является то, что для этого нормативно-правового акта на официальном закупочном сайте выделена отдельная вкладка, в которой содержится вся актуальная информация по закупочной деятельности за бюджетные деньги по закону, действовавшему до января 2014 года.
Но, несмотря на то, что информация о старом регуляторе все еще содержится на закупочных ресурсах, новые контракты нельзя заключать на базе его положений.
Кроме того, как заказчикам, так и поставщикам запрещено руководствоваться в своих действиях положениями устаревшего законодательного акта. Вся правовая и снабженческая работа должна выстраиваться исключительно на нормах современного 44-ФЗ.
Вебинар: Изменения в законодательстве о закупках (223-ФЗ) от 24.01.18
44-ФЗ. Вебинар: Изменения в закупках у единственного поставщика п.4, п.5 ч.1 ст. 93
Открытая онлайн консультация по 44-ФЗ
Вопросы местного значения Федерального закона № 131 ФЗ от 06 10 2003
Поделитесь материалом в соц сетях:
otendere.com
Обновлено 06.08.2018! Федеральный закон № 44-ФЗ с последними изменениями и дополнениями (с цветными правками)
НОВОЕ! Составы уголовных преступлений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (учебно-методические материалы утверждены Протоколом заседания Экспертного клуба Института госзакупок от 15 мая 2018 года № 09/18)
Обновлено 12.09.2018! «Особенности закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)» (учебно-методические материалы утверждены Протоколом заседания Экспертного клуба Института госзакупок от 12 сентября 2018 г. № 15/18)
Обновлено 02.08.2018! «Составы административных правонарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (учебно-методические материалы утверждены Протоколом заседания Экспертного клуба Института госзакупок от 2 августа 2018 года № 13/18)
Требования к участникам закупок в сфере строительства и ремонта (по законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ)
«Антикоррупционный и антимонопольный комплаенс» (презентация А.В.Ермаковой с III Конференции «Антикоррупционная практика: достижения, проблемы, перспективы-2017»)
«Почему импортозамещение в закупках не работает или работает неправильно» (презентация А.В.Ермаковой с Форума «Импортозамещение-2017»)
Обновлено 10.05.2018! Применение импортозамещающих актов в рамках Закона № 44-ФЗ (учебно-методические материалы утверждены Протоколом заседания Экспертного клуба Института госзакупок от 10 мая 2018 года № 08/18)
Краткая справка по СПИКам и региональным аналогам СПИКов
Обновлено 02.02.2017! «Справка о профессиональных стандартах в сфере закупок» (утверждена Протоколом заседания Экспертного клуба Института госзакупок от 2 февраля 2017 года № 3/17)
Обновлено 16.12.2016! «Предоставление преимуществ в соответствии со статьями 28-30 Закона № 44-ФЗ» (учебно-методические материалы утверждены Протоколом заседания Экспертного клуба Института госзакупок от 16 декабря 2016 года № 23/16)
«Закупки работ, услуг в сфере культуры, поименованных в п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ» (учебно-методические материалы утверждены Протоколом заседания Экспертного клуба Института госзакупок от 17 марта 2015 года № 6/15)
Обновлено 23.10.2017! «Способы подрядных закупок по Закону № 44-ФЗ» (учебно-методические материалы утверждены Протоколом заседания Экспертного клуба Института госзакупок от 23 октября 2017 года № 22/17)
«Расторжение контракта по Закону № 44-ФЗ» (учебно-методические материалы утверждены Протоколом заседания Экспертного клуба Института госзакупок от 3 ноября 2016 года № 19/16)
roszakupki.ru
Проведение торгов – ответственное мероприятие. Оно касается финансового и экономического развития государства. Тендер – это не только своеобразный процесс отбора максимально выгодных предложений, но и совокупность гражданско-правовых отношений, которые должны регулироваться государством. Ранее все вопросы, связанные с организацией и проведением закупок, регулировал Федеральный закон о проведении тендеров 94-ФЗ, принятый 21.07.2005. 44-ФЗ от 05.04.2013 был принят Государственной Думой 22 марта 2013 года.
44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» состоит из 8 глав и 114 статей. Действие закона распространяется на сферу осуществления государственных и муниципальных закупок. Регулирует вопросы, связанные с:
Закон о проведении конкурсов-тендеров 44-ФЗ содержит в себе положения, касающиеся:
Нынешний закон о проведении тендеров также содержит положения о нормировании государственных заказов, о составлении планов-графиков проводимых торгов на будущий год. Ст. 22 закона рассматривает порядок установления начальной контрактной цены по средствам различных методов, выдвигает определенные требования к участникам тендеров. Основные из них:
В законе четко регламентируется порядок признания тендерной заявки как победившей. Ст. 34 дает полный перечень информации о составлении и подписании конечного контракта.
Стоит обратить особое внимание на 111-ю статью 44-ФЗ, в которой упоминается о том, что Правительство РФ имеет право определять особенности проведения конкретной поставки. Это касается также особых условий определения поставщиков. В случае экономической или технологической перспективы развития государства правительство имеет право выдвинуть дополнительные условия выполнения тендерного заявления, не связанные с предметом договора.Статья 4 закона содержит регламентированные положения касательно информационного обеспечения. Каждый организатор обязан предоставить потенциальным исполнителям всю информацию, тем или иным образом связанную с проведением закупок.
Значительное отличие нового 44-ФЗ от 94-ФЗ заключается в том, что в новый акт включен вопрос регулирования работы систем электронного документооборота между сторонами. Данный законопроект разрешает субъектам сферы закупок осуществлять обмен документацией в электронном формате без дублирования на аналоговом носителе – бумаге.
С 01.07.2016 в силу вступили дополнения и изменения 44-ФЗ. Претерпела изменения ч. 32 ст. 112, регламентирующая закупки товаров, услуг и работ.
С 01.01.2017 действие положений 44-ФЗ распространяется на обеспечение государственных закупок Республики Крым и города Севастополь, имеющего федеральное значение. Изменения коснулись не только территорий, но и аудита, контроля и мониторинга в сфере вышеупомянутых закупок: с указанной даты государственные органы Республики Крым и Севастополя будут размещать информацию о тендерах или проводимых закупках в единой системе или в интернете.
П. 30 ч. 1 ст. 93 был существенно дополнен касательно определения поставщика на поставку продукции, связанной с избирательным процессом. Согласно ч. 3 ст. 14, ужесточаются требования к производителю и полному исключению иностранных компаний и производителей. Ужесточились требования к фармацевтическим компаниям, что исключает искусственное завышение цен на лекарственные препараты.
Немаловажна новая редакция ст. 96, а именно ч. 11: в старой редакции государственный заказчик мог осуществить реструктуризацию долгов коммерческого банка. В новой редакции заказчик осуществляет реструктуризацию долгов коммерческого банка в случае необходимости исполнения банковских гарантий.
Специалисты утверждают, что на этом развитие законодательной базы в сфере государственных торгов не остановится. Нынешний ФЗ о проведении тендеров «нанизан на канву» предыдущего. Несмотря на то, что новая версия стала более развернутой, дополненной, на сегодняшний день еще осталось множество пробелов, которые обусловлены постоянным развитием современного бизнеса.223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 регламентирует закупку услуг, товаров или работ государственными и муниципальными заказчиками за счет собственных денежных средств. Этот закон подходит и для коммерческих структур, контрольный пакет которых принадлежит государству.
Требования 223-ФЗ устанавливают общие принципы закупок, которые подпадают под действие этого закона. Общие принципы 94-ФЗ перекликаются с вышеупомянутым законом. Федеральный закон №223 оставляет больше свободы организациям и помогает адаптировать собственные нужды к законным требованиям системы закупок.
223-ФЗ не требует единой формы закупок или проведения конкурсов, торгов или аукционов. Общими принципами 223-ФЗ являются:
В законодательстве РФ существуют санкции, которые применяются за нарушение общих принципов и положений Федерального закона № 223. В случае нарушения положений этого закона компании-поставщики могут подать на государственные организации в суд и оспорить решения относительно проведенных тендеров.
С 1 июля 2012 года вся информация относительно планируемых закупок публикуется только на официальном портале http://zakupki.gov.ru. Здесь можно найти всю информацию о планах, объемах и сроках проведения государственных тендеров. 223-ФЗ предписывает раскрытие только минимального количества информации:
223-ФЗ предъявляет четкие требования к критериям оценки коммерческих предложений и определению требований к поставщикам. Таким образом, выбор поставщика становится полностью прозрачным.
В чем разница между 44-ФЗ и 223-ФЗ
44-ФЗ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ! Электронный аукцион по ФЗ-44? Что это такое и как учавствовать? [Незапилено]
Конкурентные закупки по 223 ФЗ Порядок проведения и случаи применения
223 закон или коррупционные закупки.
Поделитесь материалом в соц сетях:
otendere.com