Импортозамещение по 44-ФЗ в 2016 году. Список товаров. 44 фз импортозамещение


Импортозамещение и Закон № 44-ФЗ

24.05.2016

Автор: Дмитрий Кухтенков 

По общему правилу при осуществлении государственных и муниципальных закупок к товарам, происходящим из иностранного государства, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Аналогичное правило установлено для работ и услуг, выполняемых и оказываемых иностранными лицами.

Однако в той же ст. 14 Закона № 44-ФЗ предусматривается право Правительства РФ и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти устанавливать ограничения допуска иностранной продукции. Правительство РФ имеет право устанавливать соответствующие ограничения допуска или даже запет на допуск в тех случаях, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей (ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Минэкономразвития России по поручению Правительства РФ имеет право устанавливать условия допуска иностранной продукции (ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ), в том числе и заградительные условия.

Для реализации вышеописанных полномочий Правительство и Министерство экономического развития установили запреты и ограничения при закупке следующих категорий товаров:

  1. оборудование для нужд обороны и безопасности;
  2. продукты питания;
  3. товары машиностроения;
  4. товары лёгкой промышленности;
  5. медицинские изделия и лекарственные средства;
  6. программное обеспечение.

По каждой из названных категорий подзаконными актами были установлены исчерпывающие перечни номенклатуры продукции, закупка которой для государственных и муниципальных нужд ограничена или запрещена, для того, чтобы обеспечить её поставку из стран ЕАЭС – ведь в настоящее время импортозамещение реализуется в России не на национальном, а именно на союзном уровне. При этом стоит отметить, что в отдельных из рассмотренных ниже постановлений Правительства РФ указаны не все страны ЕАЭС.

В контрактной системе специфика нормативного регулирования оставляет возможность для применения различных ограничительных и запретительных мер для гибкого стимулирования импортозамещения. Кроме того, особая важность приобретения качественных товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд обуславливает необходимость особенно вдумчивого подхода к реализации политики импортозамещения в рамках контрактной системы: ведь невозможность приобрести качественную продукцию в этом случае может сделать невозможным полноценное выполнение той или иной государственной функции.

Сегодня в контрактной системе используются следующие меры по стимулированию импортозамещения:

  1. Преференции производителям ЕАЭС при осуществлении закупок.
  2. Запрет на импорт определённой в соответствии с нормативным правовым актом Правительства РФ продукции, если из стран ЕАЭС поступили по крайней мере два предложения о поставке такой продукции.
  3. Полный запрет на импорт определённой продукции из стран, не входящих в ЕАЭС, если эта продукция производится в ЕАЭС.
  4. Полный запрет на импорт определённой продукции из стран, не входящих в ЕАЭС.
  5. Полный запрет на импорт определённой продукции, если она производится в России.

Как видно, первые из названных мер являются самыми мягкими по отношению к иностранным поставщикам, тогда как последние предусматривают наиболее жёсткие ограничения. Кроме того, по кругу субъектов соответствующие запреты могут распространяться как только на федеральном уровне контрактной системы, так и на все закупки за бюджетный счёт. Заказчик, на которого распространяется соответствующая норма, обязан отразить это ограничение в своей закупочной документации. Если же его эта норма не касается, то по собственной инициативе устанавливать в документации запрет на импорт он не имеет права.

При грамотном использовании названный инструментарий позволяет по мере реализации политики импортозамещения учитывать степень развитости и объём национальных производств, дабы производить исключительно на внутреннем рынке закупки лишь тех товаров, которые этот рынок в данный момент может произвести. Это позволит плавно и с минимальными издержками для экономики увеличивать долю закупки отечественной продукции за бюджетный счёт. Ниже в логике приведённого перечня мы рассмотрим, как именно инструментарий импортозамещения реализован в действующих российских нормативных актах, регулирующих контрактную систему.

Преференции отечественным производителям при рассмотрении их заявок на участие в закупке предусмотрены в случае закупок широкой номенклатуры продукции – от продуктов питания до ядерных реакторов – в качестве обязанности и государственных, и муниципальных заказчиков Приказом Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 года № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Приказ Минэкономразвития). Этим приказом не предусмотрен запрет на участие в такой закупке иностранных поставщиков, однако при одинаковом качестве продукции закупку будет проще выиграть производителю из ЕАЭС, даже если его продукция немного дороже. Эти преференции касаются в том числе поставщиков овощей и фруктов, посуды, металлопроката, лекарственных средств, компьютеров и периферийных устройств к ним, литейных машин и прессов, труб и уже упомянутых ядерных реакторов, а также иных товаров, включенных в Приказ Минэкономразвития.

Пунктом 3 Приказа Минэкономразвития предусмотрено, что при осуществлении закупок участникам из стран ЕАЭС предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15%: при осуществлении закупок путем проведения конкурса, запроса предложений или запроса котировок рассмотрение и оценка заявок по критерию «цена контракта» производятся с применением к предложенной в указанных заявках цене контракта понижающего 15-процентного коэффициента; при осуществлении закупок путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приказе Минэкономразвития, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из ЕАЭС, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 % от предложенной цены контракта.

Согласно п. 6 этого же Приказа в случае, если несколькими участниками закупки представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, контракт заключается именно с участником закупки, имеющим право на предоставление преференции, т.е. опять же с союзным поставщиком. Таким образом, импортные продукты могут быть приобретены за бюджетные деньги лишь в том случае, если они не уступают по качеству отечественным, но при этом дешевле более чем на 15%, либо если в соответствии с условиями закупочной документации условиях их поставки несравненно выгоднее, чем у поставщиков ЕАЭС.

В п. 9 Приказа Минэкономразвития для его целей реализации заказчику рекомендуется устанавливать в документации о закупке:

  • требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона или запроса предложений в заявке на участие в закупке страны происхождения поставляемого товара;
  • требование об указании в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений цены за единицу товара по каждой предлагаемой участником закупки позиции;
  • положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе предложений, несет участник закупки.

Такой либеральный подход к импортозамещению подходит в первую очередь для отраслей, в который уже имеются развитые отечественные производства, которые при минимальном стимулировании уже способны успешно конкурировать с зарубежными поставщиками. Остальные нормативные акты, направленные на стимулирование импортозамещения в рамках контрактной системы, предусматривают более жесткие запреты для импортных товаров.

otc.ru

Импортозамещение в системе государственных закупок по 44-ФЗ

При осуществлении закупок к иностранным товарам, работам и услугам применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения только в случаях, когда заключены соответствующие международные договоры РФ (ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).

Правительство РФ и федеральные органы имеют право устанавливать ограничения и даже полный запрет на допуск иностранной продукции (работ, услуг). Делается это в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей (ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).

Последние изменения в национальном режиме по 44-ФЗ комментирует Роман Чибисов, ведущий вебинара «Национальный режим в закупках. Запреты, ограничения, преференции в контрактной системе»

Преференции отечественным производителям в рамках национального режима

Перечень отечественной продукции, при закупке которой следует применять преференции, очень широк. Они включены в приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств». Этим приказом не предусмотрен запрет на участие в такой закупке иностранных поставщиков, однако при одинаковом качестве продукции закупку будет проще выиграть производителю из ЕАЭС, даже если его товар дороже. Эти преференции касаются в том числе поставщиков овощей и фруктов, посуды, металлопроката, лекарственных средств, компьютеров и периферии, литейных машин и прессов, труб, ядерных реакторов, а также иных товаров, включенных в Приказ № 155.

В случае, когда в закупке принимают участие как поставщики российских товаров (либо из стран ЕАЭС), так и поставщики, у которых товары иностранного производства, действуют следующие преференции:

  1. Конкурс запрос предложений или запрос котировок. При рассмотрении и оценке заявок по критерию «цена контракта» на поставку товаров, указанных в Приказе № 155, произведенных на территории ЕАЭС, применяется понижающий коэффициент равный 15%. Т.е. при оценке заявок цена будет уменьшена на 15%, но, в случае победы, контракт всё равно будет заключен по цене контракта, указанной в заявке на участие.
  2. Аукцион. В случае если победителем аукциона представлена заявка на участие, которая содержит предложение о поставке иностранных товаров, указанных в Приказе № 155, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником, сниженной на 15%.

Согласно п. 6 этого же Приказа в случае, если несколькими участниками закупки представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, контракт заключается именно с участником закупки, имеющим право на предоставление преференции.

Иностранные продукты могут быть приобретены за бюджетные деньги только в случае, если они не уступают по качеству отечественным, но при этом дешевле более чем на 15%, либо если в соответствии с условиями закупочной документации, они намного выгоднее, чем у поставщиков ЕАЭС.

Запреты на закупки иностранных товаров

В настоящее время установлены запреты и ограничения при закупке следующих категорий товаров:

  1. оборудование для нужд обороны и безопасности;
  2. продукты питания;
  3. товары машиностроения;
  4. товары лёгкой промышленности;
  5. медицинские изделия и лекарственные средства;
  6. программное обеспечение.

Минэкономразвития рекомендует заказчикам в закупках с нацрежимом:

  • Требовать у поставщиков декларацию о том, что товар произведен в РФ;
  • Отклонять заявки, в которых не указана страна происхождения товара;
  • Указывать в документации, что участники несут ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара.

Запрет на закупки медицинских изделий и лекарств

В случае закупки медицинских изделий — например, медицинской одежды, электрокардиографов, томографов, некоторых хирургических инструментов, а также реагентов, установлен запрет на закупку, если из стран ЕАЭС поступили по крайней мере два предложения о поставке такой продукции. Полный перечень такой продукции установлен Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом заказчик должен отклонить все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:

  • содержат предложения о поставке медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является РФ или вышеуказанные республики;
  • не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.

Аналогичные правила установлены Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 для закупки лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. 

Запрет на закупки товаров легкой промышленности

На закупки товаров лёгкой промышленности из стран, не входящих в ЕАЭС, Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 установлен полный запрет. В перечень запрещенных к импорту товаров, утверждённый этим постановлением, попали:

  • Ткани, изделия текстильные, полотна трикотажные или вязаные
  • Ковры и ковровые изделия
  • Канаты, веревки, шпагат и сети
  • Кожа и изделия из неё, меха
  • Любая одежда, спецодежда, бельё, аксессуары
  • Изделия чулочно-носочные трикотажные или вязаные
  • Чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия; изделия шорно-седельные и упряжь
  • Обувь
  • Изделия из вулканизированной резины прочие, не включенные в другие группировки; твердая резина во всех формах и изделия из нее; напольные покрытия и коврики из вулканизированной пористой резины
  • Изделия пластмассовые прочие
  • Услуги по прокату бытовых бельевых изделий
  • Услуги по прокату текстильных изделий, одежды и обуви

Данный запрет не применяется лишь в том случае, если производство этих товаров на территории ЕАЭС отсутствует.

Запрет на закупки товаров машиностроения

Этот запрет касается импортных бульдозеров, автобусов, троллейбусов, вагонов, грузовиков, экскаваторов, тракторов снегоочистителей и других машин, включенных в перечень Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 № 656. Подтверждением страны происхождения является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров.

Запрет на закупки товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224 запрещён допуск продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют.

Для поставщиков из стран ЕАЭС существует исключение, но лишь в отношении некоторых категорий продукции.

Запрет на закупки программного обеспечения

Схожий тотальный запрет установлен на закупки иностранного софта Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

Исключение из этого запрета предусмотрено в следующих случаях:

  • в реестре российского ПО отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу, что и ПО, планируемое к закупке;
  • ПО, сведения о котором включены в реестр, по своим функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к закупаемому ПО.

Запрет на участие турецких организаций в закупках на оказание услуг

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 установлен запрет с 1 января 2016 года на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для юридических лиц из Турецкой Республики:

  • для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики;
  • для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики;
  • для организаций, контролируемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

Внимание! Запрета на закупку турецких товаров нет.

В феврале появились первые решения ФАС по жалобам на заказчиков, не указавших в документации, что к торгам не допускаются турецкие участники. 

Подробнее смотрите видео с Юлией Межниковой, ведущей вебинара «Ответственность и штрафы заказчиков по 44-ФЗ в 2016 году»

school.kontur.ru

Импортозамещение по 44-ФЗ в 2016 году. Список товаров

Ниже рассматривается процесс осуществления программы по замещению импортных товаров в России: от ограничений на некоторые группы товаров до полного запрета и преференции, полагающиеся российским производителям нескольких групп товаров.

Согласно части первой статьи 14 Федерального закона №44, закупки иностранных товаров осуществляются на равных условиях с российскими товарами исключительно в тех случаях, когда действуют международные договоры, подписанные Россией.

Также в законе оговорено, что правительство, федеральные органы и агентства обладают полномочиями вводить ограничения и запрет на покупку продукции иностранного происхождения в целях развития производства и защиты российских производителей.

Льготы для производителей из России и стран ЕАЭС

В приказе МЭР №155 от 25 марта 2014 годы указан перечень товаров, к которым предоставляются льготы. В приказе не оговаривается запрет на закупку у иностранных производителей, а только указывается, что при прочих равных производителю из России и стран ЕАЭС будет проще выиграть тендер.

Запрет на закупку иностранной продукции

На данный момент под запрет попадают 6 категорий товаров, произведенных за пределами России и зоны ЕАЭС

Медицинские препараты

Когда заказчику поступило не мене двух предложений о поставке медицинской продукции из стран ЕАЭС, действует запрет на закупку у других государств.

Товары легкой промышленности

В ПП РФ №791 от 11 августа 2014 года указан перечень запрещенных для ввоза в Россию товаров, в частности, в перечень входят ткани, ковровые изделия, спецодежда, обувь, чемоданы и другие виды продукции. В постановлении оговаривается, что запрет действует только в тех случаях, если страны ЕАЭС не производят данную категорию товаров.

Программное обеспечение

ПП РФ №1236 от 16 ноября 2015 года устанавливает запрет на покупку лицензий на программное обеспечение, разработанное иностранными компаниями. В исключения входят следующие категории ПО:

  • Данный вид ПО отсутствует в реестре ПО, разработанного в России.
  • Российское программное обеспечение не соответствует требованиям, предъявленным заказчиком.

Товары ВПК

Согласно ПП РФ №1224 от 24 декабря 2013 года запрещен импорт в Россию товаров, предназначенных для обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Исключения составляют лишь те категории товаров, производство которых не налажено в России и странах ЕАЭС.

Машиностроительная продукция

Данный запрет действует на машиностроительную продукцию, включенную в перечень ПП РФ №656 от 14 июля 2014 года.

Товары, произведенные в Турции

В ПП РФ №1457 от 29 декабря 2015 года устанавливается полный запрет с 1 января 2016 года на выполнение работ и оказание всех видов услуг юридическими лицами, зарегистрированными в Турции и/или контролируемыми гражданами Турции.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

good-tender.ru

Импортозамещение в системе государственных закупок по 44-ФЗ

При осуществлении закупок к иностранным товарам, работам и услугам применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения только в случаях, когда заключены соответствующие международные договоры РФ (ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).

Правительство РФ и федеральные органы имеют право устанавливать ограничения и даже полный запрет на допуск иностранной продукции (работ, услуг). Делается это в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей (ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).

Преференции отечественным производителям в рамках национального режима

Перечень отечественной продукции, при закупке которой следует применять преференции, очень широк. Они включены в приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств». Этим приказом не предусмотрен запрет на участие в такой закупке иностранных поставщиков, однако при одинаковом качестве продукции закупку будет проще выиграть производителю из ЕАЭС, даже если его товар дороже. Эти преференции касаются в том числе поставщиков овощей и фруктов, посуды, металлопроката, лекарственных средств, компьютеров и периферии, литейных машин и прессов, труб, ядерных реакторов, а также иных товаров, включенных в Приказ № 155.

В случае, когда в закупке принимают участие как поставщики российских товаров (либо из стран ЕАЭС), так и поставщики, у которых товары иностранного производства, действуют следующие преференции:

  1. Конкурс запрос предложений или запрос котировок. При рассмотрении и оценке заявок по критерию «цена контракта» на поставку товаров, указанных в Приказе № 155, произведенных на территории ЕАЭС, применяется понижающий коэффициент равный 15%. Т.е. при оценке заявок цена будет уменьшена на 15%, но, в случае победы, контракт всё равно будет заключен по цене контракта, указанной в заявке на участие.
  2. Аукцион. В случае если победителем аукциона представлена заявка на участие, которая содержит предложение о поставке иностранных товаров, указанных в Приказе № 155, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником, сниженной на 15%.

Согласно п. 6 этого же Приказа в случае, если несколькими участниками закупки представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, контракт заключается именно с участником закупки, имеющим право на предоставление преференции.

Иностранные продукты могут быть приобретены за бюджетные деньги только в случае, если они не уступают по качеству отечественным, но при этом дешевле более чем на 15%, либо если в соответствии с условиями закупочной документации, они намного выгоднее, чем у поставщиков ЕАЭС .

Запреты на закупки иностранных товаров

В настоящее время установлены запреты и ограничения при закупке следующих категорий товаров:

  1. оборудование для нужд обороны и безопасности;
  2. продукты питания;
  3. товары машиностроения;
  4. товары лёгкой промышленности;
  5. медицинские изделия и лекарственные средства;
  6. программное обеспечение.
Минэкономразвития рекомендует заказчикам в закупках с национальным режимом:
  • Требовать у поставщиков декларацию о том, что товар произведен в РФ;
  • Отклонять заявки, в которых не указана страна происхождения товара;
  • Указывать в документации, что участники несут ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара.
Запрет на участие турецких организаций в закупках на оказание услуг.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 установлен запрет с 1 января 2016 года на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для юридических лиц из Турецкой Республики:

  • для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики;
  • для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики;
  • для организаций, контролируемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

Но запрета на закупку турецких товаров нет

Постановление утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.

С целью конкретизации и разъяснения требований Постановления № 1457 Минэкономразвития подготовлено письмо от 17.02.2016 № Д28и-353, согласно которому разъясняется, что данный запрет должен указываться заказчиками в составе единых требований ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ, а подтверждением соответствия участника данному требованию служит выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.Всем государственным и муниципальным заказчикам в извещении об осуществлении закупки необходимо устанавливать данное требование.

В феврале появились первые решения ФАС по жалобам на заказчиков, не указавших в документации, что к торгам не допускаются турецкие участники.

www.aso-org.ru

Импортозамещение по Закону № 44-ФЗ

Расскажем о вариантах того, как подтвердить, что товар не производят в России.

Нормативные акты, запрещающие закупку товаров у иностранных поставщиков действуют не на все типы товаров. Это связано с механизмом, по которому они работают. Например, запреты, конечно же, действуют на все закупки, то есть контракты с единственным поставщиком также попадают в эту категорию. А, например, в ограничения допуска заложена отдельная функция, которая предполагает использование этих ограничений только в рамках конкурентных процедур.

Итак, переходим к первому постановлению Правительства. Оно было принято 24 декабря 2013 года под номером 1224. Этим Постановлением ограничены поставки продукции для нужд обороны страны и безопасности государства. Запрет действует на допуск всех товаров, работ, услуг, за исключением тех, что не производят в России.

И вторая особенность: запрет не действует в отношении товаров из специального перечня. В основном, это станкостроительная продукция. Эту продукцию можно закупать в странах Евразийского экономического союза.

Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты.

Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

  

         

Как подтвердить, что товар не производят в России? Например, мы относимся к федеральным заказчикам и хотим закупить какую-то продукцию, но не знаем, как это сделать правильно. Сначала нужно понять, производят товар в России или в странах, которые входят в Евразийский союз, или нет. Далее есть два варианта действий.

Первый вариант. Если товар производят в России, то заявки с импортом надо отклонить в соответствии с этим постановлением. Однако здесь надо четко знать какие именно документы требовать от участников, чтобы правильно отклонить заявки. Подтвердить можно с помощью трех документов. Постановление говорит о том, что в трех случаях товар признают отечественным.

  • Первый случай, когда товар создается или модернизируется в рамках специального инвестиционного контракта. Мы с вами знаем, что сейчас принимаются меры для стимулирования производства, для его развития, и в связи с этим особые меры регулирования приняты именно к инвестиционным контрактам, чтобы увеличить объем инвестиций в российскую экономику. Поэтому если товар производят в рамках такого контракта, конечно же, его признают произведенным в Российской Федерации, даже если там есть иностранные инвесторы. При этом в постановлении говорится о том, что продукция признается произведенной на территории России в течение не более 5 лет со дня заключения инвестиционного контракта и не более 3 лет со дня начала ее производства стороной-инвестором.
  • Второй случай, когда товар признается отечественным, произведенным в рамках Евразийского союза. Это соответствие его требованиям. Требования эти установлены отдельным Постановлением Правительства, но сразу нужно сказатьо том, что Постановление Правительства № 719, в котором оговорены критерии отнесения продукции к произведенной в России, используется Министерством промышленности и торговли. По этим критериям Министерство промышленности и торговли Российской Федерации выдает заключение о том, что товар можно приравнять. То есть какие-то критерии производства этого товара соответствуют продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
  • И третий вариант подтвердить, что товар производят в России, это сертификат - сертификат по форме СТ-1. То есть если товар не производят в рамках специального инвестиционного контракта, если его нельзя по критериям отнести к промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации актом экспертизы Минпромторга, в таком случае третий вариант, оставшийся – это сертификат по форме СТ-1.

Второй вариант. Если товар в России не производят, то заказчик тоже может получить заключение Минпромторга об отсутствии производства в нашей стране, и в таком случае он проводит закупку без ограничений импорта.

Подведем итог. Постановление № 1224 запрещает закупки любых товаров из Перечня товаров, которые ограниченны к поставкам. Существует список станкостроительной продукции, которую можно закупать в странах ЕАЭС, остальное все запрещено к поставкам. Но если то, что необходимо заказчику, - отсутствует, то есть на рынке России не производится, то заказчик получает заключение об отсутствии производства и не применяет положения Постановления № 1224.

Подтверждающие документы: выдача заключений для заказчика

Заказчик, при отсутствии производства в России, должен ориентироваться на отдельный нормативный акт - приказ. Это приказ от 21 января 2016 года. В нем описывается порядок выдачи заключения для заказчика.

Срок рассмотрения заявления – 30 дней. Такое заключение действует в течение одного года, то есть по истечении этого срока заказчик вновь обращается в ведомство и получает новый документ о том, что товар не производят на территории России. Соответственно он может закупать его за рубежом.

Также существует специальный документ Минпромторга РФ. Это акт экспертизы о том, что товар произведен в России. Приказ о порядке выдачи таких актов утвержден весной - в марте 2016 года. Срок рассмотрения – также 30 дней, и этот акт также действует в течение одного года со дня его получения.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Оформить подписку

www.pro-goszakaz.ru

Что такое импортозамещение: полный обзор понятия

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Экономика России и всего мира в последние несколько лет испытывает серьезные колебания и связаны они в большинстве своем с нестабильной политической ситуацией в ряде стран и сильной взаимосвязью многих отраслевых хозяйств. В данной статье я попытался раскрыть суть понятия “импортозамещение”. Надеюсь, что представленная информация поможет “пролить свет” на существующую ситуацию в нашей стране и в мире в целом.

Содержание:

1. Что такое импортозамещение? Импортозамещение в России2. Импортозамещение в сельском хозяйстве3. Импортозамещение в промышленной сфере4. Импортозамещение в сфере IT-технологий5. 44-фз и импортозамещение6. Выводы

1. Что такое импортозамещение? Импортозамещение в России

С недавних пор, а именно с марта 2014 года с того момента, как США начали активные действия по введению санкций против России, часто в СМИ стало звучать такое понятие, как “импортозамещение”. Вроде бы абсолютно ясное, даже исходя из этимологии слова. Но до сих пор многие задаются вопросом, что ж это такое и какими нормативно-правовыми актами регулируется данный процесс.

Во времена существования СССР острого вопроса импортозамещения не существовало, так как в той стране было все свое: и сырье для производства, и заводы, и многое-многое другое. Конечно, была проблема дефицита, но люди жили, никто не голодал.

После начала приватизации и открытия “железного занавеса” в страну хлынул поток иностранной продукции, причем этот поток был ничем не сдерживаемый. Впоследствии для регулирования товарооборота ввели ряд законодательных таможенных актов, пошлин и так далее. После того, как, практически, 60% потребляемого товара в России стало иностранным, а Российские производители ушли с рынка в связи с невозможностью конкурировать с иностранными игроками, появилось понятие “импортозамещение”.

Итак, импортозамещение — это процесс в национальной экономике, в ходе которого в стране производится необходимая продукция силами производителей данного государства. Простыми словами, российские производители из российского сырья производят продукты, как общего назначения, так и специализированные, пытаясь, таким образом, вытеснить иностранных игроков рынка или возместить растущий спрос на товары, которые раньше поставлялись из-за границы.

Давайте рассмотрим сущность импортозамещения как экономического процесса на простом реальном примере. Мы все привыкли, что на прилавках всегда можно купить итальянские сыры, французское вино, греческие маслины и так далее.

После начала целой череды введения санкций против России, наше правительство остро отреагировало и запретило ввоз ряда иностранных продуктов. Потребитель, привыкший данные продукты закупать в открытом доступе, стал недоволен, спрос на них возрос, и этот спрос нужно было удовлетворять. Таким образом, “наши” российские производители очень быстро, хотя пока и не совсем качественно (возможно, проблема в недоработанной технологии), начали  данные товары производить.

Следствием стало возобновление работы ряда заводов и фабрик, увеличение количества рабочих мест, а значит роста ВВП и устойчивости экономики России. Казалось бы, санкции — это проблема, но благодаря этой проблеме, решился ряд других очень острых вопросов.Таким образом, исходя из логических умозаключений, импортозамещение может двигаться по двум сценариям.

Первый — это естественный, когда национальные производители в тяжелой конкурентной борьбе выигрывают у иностранных, что приводит к своеобразному естественному отбору, а, точнее, выбору своего народного продукта.

Второй — это искусственный, когда в условиях каких-либо меж политических неурядиц, страна закрывает ввоз иностранных товаров, а, соответственно, национальный производитель должен покрыть имеющийся спрос на них своими силами.

На данный момент политика импортозамещения в России такова, что всячески поддерживается российский производитель, вводятся различные льготы, субсидии и послабления в виде заниженных процентных ставок по кредитам.

2. Импортозамещение в сельском хозяйстве

В 2014 году в ответ на введенные санкции против нашей страны Россия ввела эмбарго, то есть запрет на ввоз «отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению» (Указ о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации от 6 августа 2014 года).

Данное решение стало огромным стимулом для развития отечественных сельхозпредприятий. Аграрная отрасль России получила возможность  импортозамещения огромного перечня товаров и сырья, так как список “запретных” продуктов очень широк и даже, несмотря на то, что страны Южной Америки, Азии и Африки не попали под данное регулирование, все равно ввозимого ими товара не хватит на удовлетворение спроса.

На сегодняшний день импортозамещение в сельском хозяйстве — одно из самых приоритетных направлений развития в России.

Так в 2015 году Министерство сельского хозяйства увеличило бюджет на предоставление субсидий для крестьянско-фермерских и семейных хозяйств. Данные средства помогли покрыть расходы на приобретение поголовья, оборудования, строительство хранилищ и так далее. Сельскохозяйственные регионы нашей страны также получили дополнительное финансирование.

Одним из наиболее острых вопросов на сегодняшний день остается эффективное взаимодействие фермеров с конечными точками продажи. Сумеют ли продавцы реализовать поставленный товар.

3. Импортозамещение в промышленной сфере

Если с сельскохозяйственной сферой более менее ситуация понятна, то с промышленной немного сложнее. Проблема импортозамещения в промышленности главным образом возникла из-за падения курса рубля, что значительно увеличило цены на импортные товары, а, соответственно, стало предпосылкой для удорожания производимой продукции в  России.

В процессе импорта различных станков, деталей и сырья, значительно возросли издержки самого производителя, от которых напрямую зависит цена на конечный продукт.

Если говорить о сценарии импортозамещения в данной ситуации, то оно не носит вынужденный характер. Эксперты считают, что падение рубля сыграло положительную роль для экономики в целом. Из-за того, что российская валюта обесценилась, а производственные затраты в основном идут за счет иностранных денег, так же как и зарплата работников (в основном это долларовое выражение), соответственно очень снизились издержки. Российская промышленность стала притягательной с точки зрения вливания инвестиций.

Что же касается импортозамещения в машиностроении, то здесь нет жестких запретов. В конце 2015 года по инициативе Министерства промышленности и торговли было утверждено три документа, регламентирующих эту сферу — Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 2744-р, Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2015 г. № 2781-р и Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 1485. Импортозамещение в условиях санкций на данную отрасль экономики особо не повлияло.

Наиболее остро зависимой от внешних поставок отраслью промышленности остается станкостроение. Доля импорта составляет около 90%. Также острая зависимость от импорта имеется и у легкой промышленности и фармацевтике.

По мнению экспертов, чтобы выровнять ситуацию в этих направлениях, нужна хорошая программа импортозамещения, которая будет поддержана и инициирована органами государственной власти. Если грамотно ее проработать и реализовать, зависимости указанных сфер от импорта снизится, по мнению экспертов, как минимум на 30-35 %.

4. Импортозамещение в сфере IT-технологий

IT-индустрия в России быстро и динамично растет. Многие отечественные ИТ-продукты хорошо известны за пределами нашей страны. Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Более 70% софта, используемого в России, является импортным, причем во многих сегментах имеется альтернативное Российское программное обеспечение ничуть не уступающее по качеству импортным аналогам.

Одним из важнейших факторов развития использования российских IT-технологий — это информационная безопасность. На данный момент сложившаяся экономическая ситуация внутри страны требует оперативного решения вопроса импортозамещения в этой сфере. Но это не так легко осуществить.

5. 44-фз и импортозамещение

Хочется немного остановиться на вопросе существования импортозамещения в рамках 44-го Федерального закона. Существует общее правило, согласно которому при осуществлении государственных и муниципальных закупок к товарам, произведенным за границей, применим так называемый “национальный режим”, который имеет одинаковые условия с российскими продуктами в случаях и на условиях, предусмотренных международными договорами (ч.1 ст.14 44-ФЗ). Такое же правило существует и по отношению к иностранным гражданам, выполняющим работы или услуги.

Однако, в той же ст.14 44-ФЗ сказано о том, что Правительство Российской Федерации имеет право устанавливать ограничения допуска или полный запрет на поставку иностранных товаров или осуществление работ, оказания услуг иностранными гражданами. Такого рода запреты и ограничения могут устанавливаться для того, чтобы защитить российский рынок, оказать содействие развитию внутренней экономике, поддержать отечественных товаропроизводителей (ч.3 ст.14 44-ФЗ). В свою очередь Министерство экономического развития Российской Федерации вправе регулировать указанные условия (ч. 4 ст.14 44-ФЗ).

В рамках реализации представленных условий Правительство РФ и Министерство экономического развития РФ установили запреты и ограничения на закупку следующих категорий товаров: оборудования для нужд обороны и безопасности, продуктов питания, товаров машиностроения, легкой промышленности, медицинских изделий и лекарств, программного обеспечения.

Каждая категория, регламентирована подзаконными актами, которые представляют исчерпывающий перечень продукции, закупка и поставка которых ограничена. В любом случае, участие в государственных закупках всегда требует вдумчивого подхода, поэтому советую вам внимательно отнестись и ознакомится с перечнем запрещенных к ввозу товаров (оказываемых услуг, выполняемых работ) иностранными гражданами.

6. Выводы

Подводя итоги, представленной в данной статье информации,  хочется вспомнить знаменитую русскую поговорку “нет худа без добра”. Сложившаяся внешнеполитическая ситуация в нашей стране, казалось бы, должна была повлечь за собой неотвратимые губительные последствия для экономики. Что же мы видим на деле? Рост производства, внедрение новых технологий. Да, есть негативные последствия, но они существовали всегда.

Как таковой до недавнего времени программы импортозамещения в России до 2020 года не существовало. Данная сфера была лишь частью “госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг.”  Введенные санкции заставили наше государство значительно шире увидеть всю суть проблемы. Вопрос импортозамещения  2017 года также остается одним из самых актуальных.

Нам с  вам остается лишь следить за развитием событий, а также постараться извлечь выгоду из сложившейся ситуации. Многие предприниматели и начинающие бизнесмены до сих пор не знают, что существуют государственные программы поддержки начинающих предпринимателей. Если вам интересна эта тема, пишите комментарии, и я обязательно напишу статью с обзором существующих мер поддержки бизнеса.

На этом сегодня все. Надеюсь, что мне удалось ответить на большинство ваших вопросов касательно импортозамещения. Любые вопросы и дополнения по данной теме вы можете оставлять ниже в комментариях к этой статье.

P.S.: Жмите на социальные кнопки и делитесь данной статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

zakupkihelp.ru

Импортозамещение в - системе государственных закупок по - 44-ФЗ

В статье рассмотрены механизмы импортозамещения в России: от ограничений до полного запрета. Запрет на закупки у турецких юридических лиц. Для российских производителей существуют преференции на поставку определенных товаров. Рассмотрим кому они полагаются и как реализуются. В статье есть видео комментарии экспертов в области закупок.

При осуществлении закупок к иностранным товарам, работам и услугам применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения только в случаях, когда заключены соответствующие международные договоры РФ (ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ ).

Правительство РФ и федеральные органы имеют право устанавливать ограничения и даже полный запрет на допуск иностранной продукции (работ, услуг). Делается это в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей (ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).

Преференции отечественным производителям в рамках национального режима

Перечень отечественной продукции, при закупке которой следует применять преференции, очень широк. Они включены в приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств». Этим приказом не предусмотрен запрет на участие в такой закупке иностранных поставщиков, однако при одинаковом качестве продукции закупку будет проще выиграть производителю из ЕАЭС, даже если его товар дороже. Эти преференции касаются в том числе поставщиков овощей и фруктов, посуды, металлопроката, лекарственных средств, компьютеров и периферии, литейных машин и прессов, труб, ядерных реакторов, а также иных товаров, включенных в Приказ № 155.

В случае, когда в закупке принимают участие как поставщики российских товаров (либо из стран ЕАЭС), так и поставщики, у которых товары иностранного производства, действуют следующие преференции:

  1. Конкурс запрос предложений или запрос котировок. При рассмотрении и оценке заявок по критерию «цена контракта» на поставку товаров, указанных в Приказе № 155, произведенных на территории ЕАЭС, применяется понижающий коэффициент равный 15%. Т.е. при оценке заявок цена будет уменьшена на 15%, но, в случае победы, контракт всё равно будет заключен по цене контракта, указанной в заявке на участие.
  2. Аукцион. В случае если победителем аукциона представлена заявка на участие, которая содержит предложение о поставке иностранных товаров, указанных в Приказе № 155, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником, сниженной на 15%.

Согласно п. 6 этого же Приказа в случае, если несколькими участниками закупки представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, контракт заключается именно с участником закупки, имеющим право на предоставление преференции.

Иностранные продукты могут быть приобретены за бюджетные деньги только в случае, если они не уступают по качеству отечественным, но при этом дешевле более чем на 15%, либо если в соответствии с условиями закупочной документации, они намного выгоднее, чем у поставщиков ЕАЭС.

Запреты на закупки иностранных товаров

В настоящее время установлены запреты и ограничения при закупке следующих категорий товаров:

  1. оборудование для нужд обороны и безопасности;
  2. продукты питания;
  3. товары машиностроения;
  4. товары лёгкой промышленности;
  5. медицинские изделия и лекарственные средства;
  6. программное обеспечение.

Минэкономразвития рекомендует заказчикам в закупках с нацрежимом:

  • Требовать у поставщиков декларацию о том, что товар произведен в РФ;
  • Отклонять заявки, в которых не указана страна происхождения товара;
  • Указывать в документации, что участники несут ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара.

Запрет на закупки медицинских изделий и лекарств

В случае закупки медицинских изделий — например, медицинской одежды, электрокардиографов, томографов, некоторых хирургических инструментов, а также реагентов, установлен запрет на закупку, если из стран ЕАЭС поступили по крайней мере два предложения о поставке такой продукции. Полный перечень такой продукции установлен Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом заказчик должен отклонить все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:

  • содержат предложения о поставке медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является РФ или вышеуказанные республики;
  • не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.

Аналогичные правила установлены Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 для закупки лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Запрет на закупки товаров легкой промышленности

На закупки товаров лёгкой промышленности из стран, не входящих в ЕАЭС, Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 установлен полный запрет. В перечень запрещенных к импорту товаров, утверждённый этим постановлением, попали:

  • Ткани, изделия текстильные, полотна трикотажные или вязаные
  • Ковры и ковровые изделия
  • Канаты, веревки, шпагат и сети
  • Кожа и изделия из неё, меха
  • Любая одежда, спецодежда, бельё, аксессуары
  • Изделия чулочно-носочные трикотажные или вязаные
  • Чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия; изделия шорно-седельные и упряжь
  • Обувь
  • Изделия из вулканизированной резины прочие, не включенные в другие группировки; твердая резина во всех формах и изделия из нее; напольные покрытия и коврики из вулканизированной пористой резины
  • Изделия пластмассовые прочие
  • Услуги по прокату бытовых бельевых изделий
  • Услуги по прокату текстильных изделий, одежды и обуви

Данный запрет не применяется лишь в том случае, если производство этих товаров на территории ЕАЭС отсутствует.

Запрет на закупки товаров машиностроения

Этот запрет касается импортных бульдозеров, автобусов, троллейбусов, вагонов, грузовиков, экскаваторов, тракторов снегоочистителей и других машин, включенных в перечень Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 № 656. Подтверждением страны происхождения является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров.

Запрет на закупки товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224 запрещён допуск продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют.

Для поставщиков из стран ЕАЭС существует исключение, но лишь в отношении некоторых категорий продукции.

Запрет на закупки программного обеспечения

Исключение из этого запрета предусмотрено в следующих случаях:

  • в реестре российского ПО отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу, что и ПО, планируемое к закупке;
  • ПО, сведения о котором включены в реестр, по своим функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к закупаемому ПО.

Запрет на участие турецких организаций в закупках на оказание услуг

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 установлен запрет с 1 января 2016 года на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для юридических лиц из Турецкой Республики:

  • для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики;
  • для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики;
  • для организаций, контролируемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

Внимание! Запрета на закупку турецких товаров нет.

В феврале появились первые решения ФАС по жалобам на заказчиков, не указавших в документации, что к торгам не допускаются турецкие участники.

Что делать, если письма Школы не приходят вам?

Чтобы письма не попадали в спам, добавьте свой адрес в адресную книгу.

В Mail.ru зайдите во вкладку «Еще» на верхней панели меню и выберите «Добавить в адреса».

В Gmail нажмите на стрелку справа от кнопки ответа и выберите из списка «Добавить пользователя «Контур Школа» в контакты».

В Яндекс.Почте нажмите в письме на контакт «Контур Школа» и кликните на кнопку «В адресную книгу».

В Outlook нажмите в письме правой кнопкой мыши на «Контур Школа» и выберите «Добавить в контакты Outlook», затем слева сверху «Сохранить и закрыть»

ajbook.biz


Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области