Дата: 18.07.2018
Правительство утвердило перечень из 18 банков, в которых могут быть открыты спецсчета для участников госзакупок.
Участники электронных закупок по закону №44-ФЗ будут вносить денежные средства для обеспечения заявок на спецсчета в отобранных банках. Кроме того, требование об использовании спецсчетов также распространяется на закупки, осуществляемые по № 223-ФЗ, в которых участниками могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Открыть спецсчет в уполномоченном банке можно будет ближе к 1 октября 2018 года – сразу после того, как операторами электронных площадок будет заключено соглашение с уполномоченными банками.
Если у участника уже есть счет в банке, то для того чтобы предоставлять финансовое обеспечение заявки, достаточно заключить с этим банком дополнительное соглашение.
Приводим перечень банков, на спецсчета которых вносятся предназначенные для обеспечения заявок деньги участников закупок по № 44-ФЗ и по № 223-ФЗ:
Начинайте готовиться к переходу на спецсчета уже сейчас, собирайте необходимые документы, чтобы с октября участвовать в закупках в полном объеме.
otc.ru
Распоряжением Правительства РФ от 13 июля 2018 года №1451-р утверждён перечень банков, в которых участники закупок будут открывать специальные счета для внесения денежных средств в обеспечение заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг и проведение конкурсных процедур.
1. Публичное акционерное общество «Сбербанк России»
2. Банк ВТБ (публичное акционерное общество)
3. «Газпромбанк» (Акционерное общество)
4. Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк»
5. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АЛЬФА-БАНК»
6. «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» (публичное акционерное общество)
7. Публичное акционерное общество Банк «Финансовая Корпорация Открытие»
8. Акционерное общество «Райффайзенбанк»
9. Публичное акционерное общество РОСБАНК
10. Акционерное общество «Всероссийский банк развития регионов»
11. Публичное акционерное общество «Промсвязьбанк»
12. Акционерное общество «Акционерный Банк «РОССИЯ»
13. ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «БАНК «САНКТПЕТЕРБУРГ»
14. Публичное акционерное общество «Совкомбанк»
15. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК (публичное акционерное общество)
16. Акционерный коммерческий банк «РосЕвроБанк» (акционерное общество)
17. Акционерное общество «ОТП Банк»
18. Акционерное общество «ЮниКредит Банк»
Ранее Постановлением Правительства от 29 июня 2018 года №748 были установлены требования к таким банкам, включая требования к их финансовой устойчивости.
Разъяснения по поводу открытия и использования спецсчетов с 1 июля 2018 дает Письмо Минфина России от 25.06.2018 г. № 24-06-08/43650.
«… с 1 июля 2018 года и до начала функционирования новых электронных площадок (не позднее 1 октября 2018 года) ранее отобранные электронные площадки продолжают функционирование в ранее установленном порядке, в том числе в части открытия ведения счетов участников закупок для обеспечения участия в электронных процедурах в аналитическом учете оператора электронной площадки на счете такого оператора в расчетной организации, установленном в приложении N 5 к Соглашению о функционировании электронной площадки от 04.05.2010.
Минфин России сообщает, что принятие распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении перечня уполномоченных банков предполагается не позднее середины июля 2018 года.»
Ранее опубликованный проект постановления Правительства РФ с требованиями к кредитным организациям, имеющим право на открытие спецсчетов, получил отрицательное заключение по результатам проведения оценки регулирующего воздействия и требует доработки по следующим вопросам.
Требования к банкам для открытия спецсчетов по госзакупкам в рамках 44-ФЗ и закупкам с участием субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) в рамках 223-ФЗ должны различаться.
Положения Федерального закона 223-ФЗ наделяют полномочиями Правительство РФ устанавливать определенные требования к финансовой устойчивости банков, в которых участники конкурентных закупок, в том числе СМСП, вправе открывать специальные банковские счета. Но более никаких дополнительных условий не устанавливается (в случае с 44-ФЗ дополнительные условия — соответствие нормам бюджетного законодательства РФ и заключение банками соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки для получения права открывать участникам закупок специальные счета).
С учетом реализуемой в настоящее время гос. политики по поддержке, развитию и расширению доступа к закупкам малого и среднего бизнеса, следует полагать, что требования к финансовой устойчивости банков для закупок с участием СМСП в рамках 223-ФЗ должны быть менее жесткими, чем в отношении закупок товаров, работ, услуг в рамках 44-ФЗ. В отношении таких банков необходимо формировать отдельный перечень.
Вышеуказанный проект постановления Правительства РФ вводит отсрочку до 1 января 2019 года в отношении обязательств банков заключать соглашения с операторами ЭТП. Такое решение противоречит положениям Федерального закона № 44-ФЗ, вступающим в силу с 1 июля 2018 года, о том, что банки вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения с каждым их операторов электронной торговой площадки указанных соглашений.
Вероятнее всего, в список банков, работающих со спецсчетами для госзакупок, попадут многие банки, в которых на текущий момент электронные площадки открывают счета для участников торгов. Такой «Перечень банков, в которых оператором электронной площадки открываются счета для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок» находится на сайте Единой информационной системы в разделе «Документы» и последний раз обновлялся 6 июня 2018.
По итогам проведения дополнительных публичных консультаций с экспертами Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», АО «Акционерный Банк «РОССИЯ», ПАО «Россельхозбанк», ПАО «Банк «Санкт-Петербург», АО «АКБ «РосЕвроБанк», ПАО Банк «ФК Открытие», ПАО «БАНК УРАЛСИБ», ПАО «Банк ВТБ», АО АКБ «НОВИКОМБАНК», ПАО «Почта Банк», ПАО «Сбербанк» были получены следующие замечания и предложения.
При использовании практики открытия специальных счетов участниками закупок не в рамках ЭТП банки обязаны проводить все необходимые внутрибанковские процедуры при открытии спецсчетов. Следует учесть, что положениями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов» упрощенная процедура идентификации юр. лиц (аналогичная упрощенной аккредитации на ЭТП) не предусмотрена. В связи с чем сроки открытия спецсчетов значительно увеличатся, что не позволит банкам открыть большое количество спецсчетов в сжатые сроки.
Существует риск отказов банков в открытии спецсчета, что будет особенно актуально для недавно созданных организаций из числа СМСП, в отношении которых реализуется гос. политика активного привлечения к закупочной деятельности.
Большое количество вопросов вызывает порядок ведения специального счета в части исполнения предъявленных ко счету инкассовых поручений, исполнительных документов, решений о приостановлении операций по счету, аресте денежных средств на счете, обращении взыскания на денежные средства на счете и в иных ситуациях на момент блокировки денежных средств для обеспечения участия в закупке.
В рамках действующего законодательства банки будут обязаны снять блокировки с сумм на специальных счетах участников закупок и исполнить пришедшие ко счету взыскания и аресты, что влечет за собой вероятность срыва запущенных закупок, на участие в которых и были заблокированы суммы на специальных счетах.
Предлагаемый процесс взаимодействия участников, банков и ЭТП влечет за собой необходимость реализации трудоемкого проекта по внедрению системы электронного взаимодействию банков и ЭТП. Учитывая необходимость интеграции всех уполномоченных банков со всеми ЭТП, с целью сокращения рисков для всех участников процесса считаем необходимым установить четкие требования и форматы обмена информацией по блокировке/разблокировке денежных средств на спецсчетах участников закупок.
Существует риск того, что в качестве уполномоченных на открытие спецсчетов участников закупки банков не смогут выступать крупные финансовые институты, в отношении которых осуществлялась процедура санации через Фонд консолидации банковского сектора. В этом случае наличие рейтингов АКРА и рейтинга «Эксперт РА» на уровне «А-» не будет соблюдаться. При этом по всем остальным показателям – достаточности капитала, наличию универсальной лицензии, отсутствию просроченной задолженности по банковским депозитам, участию в системе страхования вкладов – отвечают требованиям, предъявляемым к уполномоченным банкам.
Для исправления такой ситуации возможно установить специальное право Правительства РФ принять решение о допуске соответствующей кредитной организации к системе размещения бюджетных средств при соблюдении ей остальных базовых критериев и (или) повышенных требований к размеру капитала.
Одновременное наличие рейтингов АКРА и рейтинга «Эксперт РА» на уровне «А-» сократит количество банков, имеющих право работать с гарантиями при заключении гос. контрактов, особенно в тех регионах, где действует небольшое число банков. Это негативно отразится на доступности данных услуг для СМСП.
Кроме того, может усилиться отток клиентов из средних и малых банков, что будет способствовать монополизации банковского рынка и ограничению конкуренции в целом.
В связи с чем требуется определить переходный период для получения кредитными организациями необходимых кредитных рейтингов.
ucmoskvich.ru
За последние годы финансовое поручительство стало востребованным способом обеспечения выполнения взятых на себя обязательств. Поэтому многие российские банки готовы участвовать в данных сделках. Но не каждый из них входит в перечень имеющих право выполнять подобные операции, который ежемесячно обновляет Минфин.
Тем, кто задается вопросом, что такое банковская гарантия, следует знать, что это способ обеспечения выполнения каких-либо обязательств поставщиком перед заказчиком.
Банковская гарантия по 44-ФЗ — это требование на всех этапах аукционов, проводимых государственными, муниципальными организациями, так как этого требует указанный закон. Согласно ему любой поставщик, участвующий в тендере, обязан будет внести определенную сумму денег или предоставить такое поручительство, гарантирующее предоставление заказчику компенсации, если какое-либо обязательство не будет ним выполнено.
Банковская гарантия простыми словами — это письменное обязательство, которое дают банки, что они выполнят взятое кем-то обязательство, если оно не будет выполнено или его качество будет недостаточным. Происходит это, когда участник сделки, взявший на себя обязательство, не сможет его выполнить. Причем в данном документе должна стоять конкретная сумма.
Одной из наиболее востребованных площадок, позволяющих получить указанный документ от банка, причем полностью соблюдая закон, это сайт Финтендер.
Существует не один вид такого рода поручительства, например, они бывают безотзывными, отзывными, безусловными, условными, синдицированными, прочими, то есть перечень можно продолжать. Но наиболее востребованным поручительством на сегодня является безотзывный вид. Так как закон говорит, что в данном случае банки не вправе менять обязательство, перечень обязательств, сроки в одностороннем порядке, что возможно при других видах.
Банковская гарантия простым языком — это:
Данный закон не указывает каким должно быть поручительство, но отдельная его статья требует, чтобы в данном документе были такие данные:
Также закон требует выполнить еще целый перечень дополнительных требований.
Она запрещает кредиторам каким-либо образом менять требования, указанные в данном документе. Банки обязаны перечислить на счет заказчика указанную сумму получив от него письменное требование и документы подтверждающие, что поставщик отказался выполнять свое обязательство, одно из них, если указан их перечень.
Профильный закон (его ст. 96) указывает, что срок действия любого поручительства должен превышать действие самого контракта минимум на месяц. Также данный закон говорит, что заказчик вправе устанавливать срок действия самостоятельно, исходя из требований техдокументации. И на протяжении всего такого времени банки должны быть готовы перечислить средства, если поставщик не выполнит какое-то свое обязательство, их перечень.
Перечень банков предоставляющих подобную услугу ежемесячно составляет Минфин. То есть не каждый российский кредитор имеет право предоставлять письменные обещания. Минфин отбирает банки по собственной методике: у финансовых учреждений должно быть достаточное количество средств на это, так же есть ряд других требований. Кроме того, Минфин указывает, что у кредиторов должно быть желание оказывать подобную услугу, это значит, что в перечень может попасть банк, которым подана заявка. Поэтому в списке, за который отвечает Минфин отсутствует крупнейший российский банк — Сбербанк, там не желают входить в перечень. Зато есть ряд других известных имен, среди них ВТБ 24, Россельхозбанк и тд. А всего изъявили желание около трех сотен банков, а Минфин подтвердил их соответствие требованиям.
Чтобы кредитор был готов обеспечить обязательство поставщика своей поддержкой ему необходимо предоставить для ознакомления:
То есть отрицательный баланс, отсутствие прибыли исключат получение банковской гарантии.
Закон не регламентирует данную сферу, в результате чего банки при определении своих комиссионных исходят из возможного риска. Поэтому стоимость колеблется в пределах 0,5-5%.
Если выполняется какая-то закупка и необходимо проверить есть ли поручительство финансового учреждения, то это можно сделать в профильном Едином Реестре. Любой кредитор, принявший решение оказать данную услугу, должен в течении суток внести туда необходимую информацию. О том, что само финансовое учреждение вправе выполнять такую операцию можно проверить на ресурсе Минфина. То есть проверить информацию в Реестре несложно.
Похожие вопросы
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): Загрузка... Следующая статья01.02.2017 - 15:48 Предыдущая статья 30.01.2017 - 16:11law-pravda.ru
С 1 июля 2018 года в силу вступил ряд значимых поправок в 44-ФЗ. Одна из них коснулась вопроса предоставления обеспечения заявок для участия в государственных закупках. Начиная с 01.10.2018 вносить средства придется не на реквизиты электронной торговой площадки, а на специальный счет, открытый в одном из аккредитованных финансовых учреждений. На данный момент Правительство России уже опубликовало полный перечень банков, в которых разрешено открывать такие спецсчета. При выборе банков, в которых можно будет открывать специальные счета для участия в государственных закупках, законодатель ориентировался на требования, предъявляемые в соответствии с постановлением Правительства № 748 от 29 июня 2018 года. В первую очередь такие финансовые организации должны иметь лицензию и демонстрировать свою финансовую устойчивость. Это позволит защитить денежные средства участников закупок. Открыть специальный счёт потенциальным поставщикам необходимо до конца 2019 года. Законодатель разрешает участникам иметь счета в нескольких банках. На данный момент еще не все электронные торговые площадки заключили официальные договора с банками (в рамках таких соглашений должны регулироваться операции со специальным счетом: блокировка, разблокировка, списание денежных средств и так далее). Планируется, что без проблем открыть спецсчет в любом рекомендованном банке моно будет ближе к началу октября 2018 года. Финансовые учреждения, в которых можно будет открыть специальных счет для участия в государственных закупках, закреплен постановлением Правительства России № 1451-р от 13 июля 2018 года. В него вошли: Для открытия специального счета участнику закупок необходимо заключить договор с одним из банков, представленных в перечне. Не стоит откладывать этот процесс, начинайте собирать необходимые для этого документы уже сейчас. goszakupkirf.ruОсобенности открытия спецсчета
Список банков