С01.07.2016 вступает в силу ст.195.3 Трудового кодекса. Нужно ли работодателю-бюджетному учреждению предпринимать какие то обязательные действия в связи со вступлением вышеуказанных профстандарта и нормы ТК?
Статья 9 Закона № 44-ФЗ раскрывает понятие профессионализма, под которым понимается осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Также заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок"
Приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н утвержден профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" (далее – стандарт "Специалист в сфере закупок"). Требования к образованию в сфере закупок, помимо стандартов, установлены в части 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Согласно данной норме закона работники контрактной службы, контрактный управляющий с 1 января 2017 года должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
До 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).
Однако с 1 января 2017 года указанные специалисты должны иметь любое высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
С 1 июля 2016 года работодатели вправе применять установленные требования к квалификации работника для компетентного выполнения должностных обязанностей.
Согласно ст. 195.3 ТК РФ если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
ТК РФ установлены порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, также порядок их применения.
Профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н.
При этом федеральным законом установлено требование только к образованию работников контрактной службы, контрактного управляющего (ч. 6 ст. 38, ч. 27 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).
Таким образом, профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" работодателями применяться в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников, поскольку Законом № 44-ФЗ не установлено требований, например, к опыту работу, трудовым функциям, навыкам, знаниям.
Стандартом "Специалист в сфере закупок" установлены единые требования к уровню квалификации специалиста в сфере закупок, в том числе требования к образованию и опыту практической работы, также определено содержание трудовых функций специалиста в сфере закупок.
Внимание:
Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ).
Профстандарт включает в себя 4 обобщенные трудовые функции, которые ранжированы и разделены на уровни квалификации специалиста по закупкам:
Каждому уровню квалификации работника соответствуют обязательные и дополнительные характеристики. В таблице ниже приведено соотношение наименования обобщенной трудовой функции с ее основными требованиями.
Основные требования к квалификации | Наименование обобщенной трудовой функции | |||
Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Экспертиза результатов закупок, приемка контракта | Контроль в сфере закупок | |
Возможные наименования должностей, профессий |
|
|
|
|
Требования к образованию и обучению |
|
|
|
|
Требования к опыту практической работы | Не установлен | Не менее трех лет в сфере закупок | Не менее четырех лет в сфере закупок | Не менее пяти лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее двух лет |
Таким образом,
Положения Закона № 44-ФЗ не устанавливают требования о необходимости введения должности контрактного управляющего, напротив, допускают возможность назначения должностного лица, ответственного за осуществление закупки или нескольких закупок.
Т.е., функции и полномочия контрактного управляющего могут быть дополнительно возложены на специалиста организации, занимающегося закупками и имеющего высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, путем отражения их в должностной инструкции такого специалиста. И, соответственно, такой сотрудник может «называться» контрактным управляющим, но не быть им согласно штатному расписанию. Это может быть, например, главный бухгалтер, на которого возложены дополнительные обязанности по осуществлению закупок, что отражено в должностной инструкции.
Либо, если такая штатная единица есть, то уже на профессиональной основе на сотрудника возлагаются функции контрактного управляющего (будет, например, должность «специалист в сфере закупок» с обязанностями контрактного управляющего).
Т.е. вводить отдельную должность не обязательно, следует исходить из «возможностей» заказчика. Работником контрактной службы, контрактным управляющим может быть как сотрудник в соответствии со штатным расписанием, так и сотрудник, который будет «называться» контрактным управляющим, но не быть им согласно штатному расписанию. Требованием Закона № 44-ФЗ в данном случае является только то, что такой сотрудник с 1 января 2017 года должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н утвержден профессиональный стандарт Специалист в сфере закупок". Требования к образованию в сфере закупок, помимо стандартов, установлены в части 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ.
Согласно данной норме закона работники контрактной службы, контрактный управляющий с 1 января 2017 года должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
С 1 июля 2016 года работодатели вправе применять установленные требования к квалификации работника для компетентного выполнения должностных обязанностей.
Вводить отдельную должность не обязательно, следует исходить из «возможностей» заказчика. Работником контрактной службы, контрактным управляющим может быть как сотрудник в соответствии со штатным расписанием, так и сотрудник, который будет «называться» контрактным управляющим, но не быть им согласно штатному расписанию. Требованием Закона № 44-ФЗ в данном случае является только то, что такой сотрудник с 1 января 2017 года должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.Подписаться по акции >>www.pro-goszakaz.ru
На данный момент в отделе работают четыре человека, у всех есть удостоверение по повышению квалификации по программе:"Управление государственными и муниципальными закупками". В связи с введением новых профстандартов и вступлением в силу с 1 июля 2016 года изменении в Трудовой кодекс в части применения профессиональных стандартов, какие курсы/обучение нам необходимо пройти?
Следует отметить, что сам Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) требований к минимальному количеству часов обучения не устанавливает.
Требования к дополнительному профессиональному образованию установлены в ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон № 273-ФЗ).
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (ч. 1 ст. 76 Закона № 273-ФЗ).
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) (ч. 2 ст. 76 Закона № 273-ФЗ).
Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено Законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (ч. 6 ст. 76 Закона № 273-ФЗ).
Согласно п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499, формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.
Также существует совместное письмо Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12 марта 2015 г. "О направлении методических рекомендаций" (далее – Методические рекомендации).
Методические рекомендации разработаны в целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышения уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок (п. 1.1 Методических рекомендаций).
Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов, за исключением случаев, установленных п. 2.4 Методических рекомендаций.
Согласно п. 2.4 Методических рекомендаций в случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов.
Для большинства сотрудников повышение квалификации в сфере закупок должно составлять не менее 108 часов, профессиональная переподготовка должна составлять не менее 250 часов.
Исключение составляют руководители заказчиков – для них повышение квалификации в сфере закупок должно составлять не менее 40 часов.
Образование специалиста по закупкам
Статья 9 Закона № 44-ФЗ раскрывает понятие профессионализма, под которым понимается осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Также заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок"
Приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н утвержден профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" (далее – стандарт "Специалист в сфере закупок"). Требования к образованию в сфере закупок, помимо стандартов, установлены в части 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Согласно данной норме закона работники контрактной службы, контрактный управляющий с 1 января 2017 года должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
До 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).
Однако с 1 января 2017 года указанные специалисты должны иметь любое высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
С 1 июля 2016 года работодатели вправе применять установленные требования к квалификации работника для компетентного выполнения должностных обязанностей.
Согласно ст. 195.3 ТК РФ если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
ТК РФ установлены порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, также порядок их применения.
Профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н.
При этом федеральным законом установлено требование только к образованию работников контрактной службы, контрактного управляющего (ч. 6 ст. 38, ч. 27 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).
Таким образом, профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" работодателями применяться в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников, поскольку Законом № 44-ФЗ не установлено требований, например, к опыту работу, трудовым функциям, навыкам, знаниям.
Стандартом "Специалист в сфере закупок" установлены единые требования к уровню квалификации специалиста в сфере закупок, в том числе требования к образованию и опыту практической работы, также определено содержание трудовых функций специалиста в сфере закупок.
Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ).
Профстандарт включает в себя 4 обобщенные трудовые функции, которые ранжированы и разделены на уровни квалификации специалиста по закупкам:
обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд; осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд; экспертиза результатов закупок, приемка контракта; контроль в сфере закупок. Каждому уровню квалификации работника соответствуют обязательные и дополнительные характеристики.
Приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н утвержден профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок". Требования к образованию в сфере закупок, помимо стандартов, установлены в части 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Согласно данной норме закона контрактные управляющие, работники контрактной службы с 1 января 2017 года должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч.6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).
До 1 января 2017 года контрактными управляющими, работниками контрактной могут быть лица, имеющие профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).
Рекомендовано «прохождение» такими работниками программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки в объеме не менее 108 часов. Но отмечаем еще раз, что с 1 января 2017 года это должно быть высшее или дополнительное образование именно в сфере закупок.
Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.Подписаться по акции >>www.pro-goszakaz.ru
1. Срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками. Заказчик вправе продлить срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства, но не более чем на десять рабочих дней.
При этом в течение одного рабочего дня с даты принятия решения о продлении срока рассмотрения и оценки таких заявок заказчик направляет соответствующее уведомление всем участникам конкурса, подавшим заявки на участие в конкурсе, а также размещает указанное уведомление в единой информационной системе.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
2. Заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
3. Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, в том числе участник конкурса признан не предоставившим обеспечение такой заявки, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Не подлежит отклонению заявка на участие в конкурсе в связи с отсутствием в ней документов, предусмотренных подпунктами «ж» и «з» пункта 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товара, работы, услуги, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
3.1. В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
4. Результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
5. Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
6. В случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все такие заявки или только одна такая заявка соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, конкурс признается несостоявшимся.
7. На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
8. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
9. Если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракты с несколькими участниками конкурса в случаях, указанных в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, в том числе на выполнение поисковых научно-исследовательских работ, конкурсная комиссия присваивает первый номер нескольким заявкам на участие в конкурсе, содержащим лучшие условия исполнения контракта. При этом число заявок на участие в конкурсе, которым присвоен первый номер, не должно превышать количество таких контрактов, указанное в конкурсной документации.
10. Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться следующая информация:
1) место, дата, время проведения рассмотрения и оценки таких заявок;
2) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены;
3) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений настоящего Федерального закона и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации;
4) решение каждого члена комиссии об отклонении заявок на участие в конкурсе;
5) порядок оценки заявок на участие в конкурсе;
6) присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе;
7) принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров;
8) наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (при наличии) (для физических лиц), почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера.
11. Результаты рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе на предмет ее соответствия требованиям конкурсной документации фиксируются в протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе, в котором должна содержаться следующая информация:
1) место, дата, время проведения рассмотрения такой заявки;
2) наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес участника конкурса, подавшего единственную заявку на участие в конкурсе;
3) решение каждого члена комиссии о соответствии такой заявки требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации;
4) решение о возможности заключения контракта с участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе.
12. Протоколы, указанные в частях 10 и 11 настоящей статьи, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
13. Любой участник конкурса, в том числе подавший единственную заявку на участие в конкурсе, после размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе вправе направить в письменной форме или в форме электронного документа заказчику запрос о даче разъяснений результатов конкурса. В течение двух рабочих дней с даты поступления этого запроса заказчик обязан представить в письменной форме или в форме электронного документа участнику конкурса соответствующие разъяснения.
14. Любой участник конкурса, в том числе подавший единственную заявку на участие в конкурсе, вправе обжаловать результаты конкурса в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
15. Протоколы, составленные в ходе проведения конкурса, заявки на участие в конкурсе, конкурсная документация, изменения, внесенные в конкурсную документацию, разъяснения положений конкурсной документации и аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе хранятся заказчиком не менее чем три года.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
44-fz-zakupki.ru