Участие в государственных закупках может принести не только удачные и прибыльные контракты, но и стать причиной включения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Не только серьезные нарушения могут послужить основанием для РНП, но и чистая формальность.
Если вашу компанию хотят включить в реестр или уже включили в него, нужно привлечь юриста по 44-ФЗ для оказания правовой помощи.
Закон содержит два основания для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчик может подать документы в ФАС для включения в реестр в следующих случаях:
В реестре можно найти следующую информацию по недобросовестному поставщику и проводимой закупке:
Реестр недобросовестных поставщиков размещается на сайте госзакупок – в ЕИС. Данные из него может получить любое лицо бесплатно.
Само название реестра уже говорит о том, что попадание в него негативно скажется на деятельности участника закупки. Согласно ч. 9 ст. 104 ФЗ-44 информация о поставщике включается в реестр на два года, а по истечение указанного срока подлежит исключению из него.
Формально закон не содержит каких-либо негативных последствий для компаний и предпринимателей, которые наступают при включении в РНП. Но в подавляющем большинстве случаев заказчики при формировании закупочной документации устанавливают вполне законное ограничение для участников закупки – это отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков. Проще говоря, если вы попали в РНП, то надеяться на победу в других закупочных процедурах не стоит, пока вы не будете исключены из этого реестра.
Кроме того, ограничения на участие в госзакупках могут коснуться не только саму компанию, которая попала в реестр, но и ее учредителей, руководителей.
Так, например, Арбитражный суд Уральского округа указал, что заказчик законно отстранил от участия в закупке предпринимателя, который является учредителем компании, попавшей в РНП (Постановление от 20.04.2017 года №Ф09-1846/17).
Обычным компаниям и предпринимателям также доступны сведения из РНП, которыми они вполне могут воспользоваться при выборе контрагента.
Первое, что стоит сделать – это юридически грамотно вести себя при заключении контракта и при его исполнении. Если вам не хватает познаний в юридических тонкостях государственных закупок по 44-ФЗ, то целесообразно обратиться за помощью к юристу по госзакупкам в Санкт-Петербурге – позвоните по телефону +7 (812) 409-49-30 или напишите на электронную почту [email protected]. Нередко незнание правовых основ может привести к включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Пример. Победитель аукциона должен был подписать проект контракта, но хотел согласовать с заказчиком изменение цены контракта и направил ему протокол разногласий. Но так, как участник закупки не разобрался в том, что собой представляет протокол разногласий к контракту, а содержание его протокола больше походило на отказ от заключения контракта. Так расценил данный документ заказчик и направил в ФАС документы для включения участника закупки в РНП. Антимонопольный орган поддержал позицию госзаказчика и включил участника закупки в РНП.
Не молчите, если объективные причины или действия заказчика не дают вам в полной мере исполнять свои обязательства по контракту или по его заключению. Сообщайте об этом в письменной форме заказчику. Например, технические проблемы (отсутствие электроэнергии на рабочем месте или проблемы с компьютером) не дают вам возможности в сроки, установленные законом, направить подписанный проект контракта заказчику. В этой ситуации постарайтесь предоставить письмо об этом заказчику. Также не забудьте собрать письменные доказательства наличия технических неисправностей или других объективных причин, которые не позволили вам в законные сроки подписать контракт.
Если какие-либо действия (бездействие) заказчика не позволяют вам исполнять свои обязанности по контракту, например, заказчик не оформляет пропуска для ваших сотрудников, чтобы они могли попасть на объект для проведения работ. Об этом также необходимо уведомить заказчика, указав, что данное бездействие не позволяет вам выполнить работы.
Если же заказчик уже расторг с вами контракт или признал вас уклонившимся от заключения контракта и направил документы в ФАС, то тоже не стоит полагаться на то, что антимонопольный орган во всем разберется. Согласно п. 12 Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062) представитель поставщика (подрядчика, исполнителя), сведения о котором хотят включить в РНП, имеет право присутствовать на заседании ФАС и представлять свои возражения по данному вопросу.
Антимонопольный орган будет проверять факты, изложенные в документах заказчика, поэтому участнику закупки или поставщику важно донести до ФАС свое видение ситуации, представить доказательства в свою защиту.
Стоит отметить, что не во всех случаях у поставщика есть возможность на заседании ФАС отстоять свою позицию. Это возможно только если основанием для включения в РНП послужили документы от заказчика в связи с признанием участника закупки, уклонившимся от заключения контракта, или односторонним отказа заказчика от исполнения контракта. Если же контракт с вами был расторгнут по решению суда, то ФАС проверять ничего не будет и, соответственно, возразить что-то не будет возможности. Такая позиция отражена в п. 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016).
Принятое решение ФАС о включении компании или предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков может быть обжаловано в суде (ч. 11 ст. 104 ФЗ-44).
Включение компании или предпринимателя в реестр является своего рода мерой публично-правовой ответственности, поэтому и антимонопольный орган, и суды при решении данного вопроса должны учитывать степень вины поставщика, а также недобросовестность его поведения. Поэтому, если контракт не был заключен в срок или обязанности по нему не были исполнены, но при этом компания действовала добросовестно, то оснований для включения в РНП нет. Рассмотрим несколько примеров судебных решений, когда суды признавали незаконным включение компании в РНП.
Пример 1. Заказчиком был проведен электронный аукцион на выполнение работ. Заказчик разместил проект контракта, а участник закупки должен был его подписать до 27.06.2016 года, вместе в с тем, в проекте контракта было указано, что первый этап работ должен быть выполнен 25.06.2016 года (то есть до конечной даты для его подписания). Участник закупки указал на это заказчику, направив протокол разногласий в последнюю дату для подписания контракта. Заказчик учел замечания участника закупки и разместил новый проект контракта, но сократил в нем сроки сдачи работ, то есть изменил изначальный проект контракта, который был отражен в аукционной документации. Участник закупки снова разместил протокол разногласий, но заказчик отказался от изменения проекта контракта и направил документы в ФАС в отношении участника закупки для включения его в РНП в связи с тем, что последний уклонился от заключения контракта.
ФАС признал обоснованными требования заказчика и включил участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков. Но в Арбитражном суде Центрального округа компании удалось добиться отмены такого решения антимонопольного органа. Суд при этом указал, что одной из причин незаключения контракта послужили действия самого заказчика, что следовало учитывать УФАС. В связи, с чем отдавать приоритет одному лишь факту направления первого протокола разногласий на истечение 13-дневного срока, установленного ч. 5 ст. 70 ФЗ-44, оснований не имелось (Постановление АС Центрального округа от 19.04.2017 года по делу №А14-11551/2016).
Пример 2. Признавая требования компании о незаконности решения антимонопольного органа о включении в РНП, суд указал, что в рамках выполнения возложенной на УФАС функции последний был обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения заявителя в РНП. Основанием для включения в РНП является такое уклонение от исполнения условий контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении. Заказчик направил документы в антимонопольный орган для включения компании в РНП поскольку последняя не предоставила информацию подтверждающую добросовестность компании при заключении контракта. Вместе с тем, суд указал, что не было учтено содержание электронной переписки между участником закупки и заказчиком, в силу которой заказчиком признана удовлетворительной и достаточной информация, подтверждающая добросовестность победителя аукциона, а также удовлетворительным был признан способ предоставления такой информации (Постановление АС Московского округа от 08.06.2017 года по делу №А40-157217/2016).
Пример 3. Суд указал, что проверка должна проводиться по принципу состязательности сторон, который подразумевает под собой проведение открытого заседания в присутствии представителя заказчика и представителя организации, сведения о которой могут быть включены в реестр недобросовестных поставщиков, в ходе которого сторонам должна быть предоставлена возможность изложить доводы в обоснование своей позиции, а представителю организации также должно быть предоставлено право на защиту. Вместе с тем, компания, включенная в РНП, была лишена возможности участвовать в заседании, так как узнало о его проведении только после того, как было вынесено решение.
Также суд отметил, что у компании была объективная причина для неподписания контракта в законные сроки – поломка ЭЦП. С учетом этих обстоятельств суд посчитал, что поведения участника закупки нельзя признать недобросовестным и, значит, основания для его включения в РНП отсутствовали (Постановление АС Московского округа от 13 июля 2017 года по делу №А40-230417/2016).
Пример 4. Компания была включена в реестр недобросовестных поставщиков на основании того, что предоставила банковскую гарантию, которая не была отражена в едином реестре банковских гарантий, а, значит, участник закупки уклонился от заключения контракта. Суд встал на сторону компании и указал, что она осуществляла поиск лиц, имеющих возможность выдать ей банковскую гарантию, обращалась в 3 кредитные организации, а также заключила договор с другой компанией на оказание услуг по содействию в получении банковской гарантии. Учитывая данные обстоятельства, суд указал, что воля компании не была направлена на уклонение от заключения контракта (Постановление АС Северо-Западного округа от 07 декабря 2015 года по делу №А66-19104/2014).
Если вам грозит включение в реестр недобросовестных поставщиков или ваша компания уже оказалась в нем, то вы можете обратиться за помощью к юристу по 44-ФЗ в Санкт-Петербурге. На стадии рассмотрения дела в ФАС наши специалисты подготовят возражения и представят ваши интересы на заседании антимонопольного органа. При необходимости судебного обжалования решения ФАС о включении в РНП, юрист подготовит исковое заявление и будет участвовать от вашего имени в судебных заседаниях.
Получить консультацию юриста по госзакупкам и другую правовую помощь вы можете, позвонив нам по телефону +7 (812) 409-49-30 или прислав письмо на электронную почту [email protected]
Включение в РНП может стать серьезным испытанием как для опытных участников, так и для начинающих. Для первых — это риск потерять часть заказов и прибыли. Для вторых — повод отказаться от дальнейшего участия в госзакупках. На каких этапах участникам нужно быть особенно внимательными?
Казалось бы, все идет хорошо: компания одержала долгожданную победу в конкурентной процедуре и готовится выполнить заказ. Но если не соблюсти условия подписания госконтракта, итог может быть неутешителен — заказчик обязан направить информацию об «уклоняющемся» участнике в федеральную антимонопольную службу. После рассмотрения ситуации ФАС может принять решение внести поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. Какие факторы могут препятствовать заключению госконтракта?
Собственное решение участника. Так случается, когда с момента подачи заявки до выигрыша рентабельность контракта существенно снизилась. В этом случае поставщик сам выбирает меньшее из двух зол: выполнить контракт с финансовыми потерями, но сохранить статус добросовестного поставщика или на два года лишиться возможности участвовать в большинстве госзакупок и потерять обеспечение заявки (при участии в электронном аукционе или конкурсе).
Технический сбой. Бывает и так, что после победы в электронном аукционе поставщик готов подписать контракт, но в последний момент не может этого сделать из-за отключения электричества в офисе или технического сбоя на ЭТП, где проводилась закупка. Если собрать доказательства, что эти проблемы действительно были, попадания в реестр удастся избежать.
Несоблюдение сроков подписания контракта. Срок, в который поставщик обязан подписать госконтракт, оговорен в 44-ФЗ. Например, для электронного аукциона он составляет 5 дней с момента получения проекта контракта. Важно то, что контракт заключается после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта.
Часто причиной несоблюдения сроков становится именно невозможность быстро оформить банковскую гарантию — популярный вид обеспечения. Чтобы предотвратить эту ситуацию, в первую очередь поставщику стоит заранее уточнить, входит ли обслуживающий его фирму банк в список финансовых организаций, имеющих право выдавать гарантию по 44-ФЗ. Если нет, узнать условия получения гарантии в другом банке и, при необходимости, заранее их выполнить (например, открыть в нем счет или собрать пакет документов). Во-вторых, оформлять гарантию в электронном виде. Процесс в этом случае может занять всего 1 рабочий день, а при последующих обращениях в тот же банк — несколько часов.
Еще одно основание для включения в реестр недобросовестных поставщиков — нарушение исполнителем обязательств по уже заключенному контракту. Если контракт не исполняется или исполняется ненадлежащим образом, заказчик может его расторгнуть его по решению суда или в одностороннем порядке (такое условие должно быть прописано в контракте). Если суд установит, что исполнитель нарушил условия подписанного контракта, избежать включения в реестр практически невозможно.
Вывод тут один — на этапе подачи заявки и подписания контракта внимательно изучать требования заказчика к срокам, объему и качеству товаров и услуг. Это существенные условия контракта, которые нельзя поменять.
Посмотрите, что делать, если заказчик все-таки включает вас в РНП.
Статья обновлена 01.09.2018
zakupki.kontur.ru
1. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
2. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
3. В реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация:
4. В случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трёх рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.
5. В случае, если участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24, 25 - 25.3 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение трёх рабочих дней с даты признания такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении от заключения контракта.
6. В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трёх рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
7. В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трёх рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
8. Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
9. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты её включения в реестр недобросовестных поставщиков.
10. Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации.
11. Включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.
dogovor-urist.ru
Могу ли я как поставщик принимать участие в тендере, если нахожусь в реестре недобросовестных поставщиков? Сложный вопрос, требующий знания из следующих фактов
Хотите бесплатную рассылку тендеров с авансом?Подпишитесь и работайте с предоплатой от заказчика, не замораживайте свои средства!
Работать с авансированиемРеестр недобросовестных поставщиков (РНП) несёт в себе информацию о тех поставщиках, подрядчиках или исполнителях, которые уклонились от заключения контракта, либо договор с которыми был расторгнут в одностороннем порядке, а так же по решению суда в связи с нарушением условий контракта.
В данном случае поставщик на 2 года лишается права участия в госзакупках.
Заказчик вправе требовать информацию об отсутствии участника закупки, его учредителей и руководителя в РНП, что указывает в своей закупочной документации (ч.1.1. ст.31. 44-ФЗ)
Важно помнить о "двойном рубеже", когда заказчик устанавливает требование об отсутствии сведений об участнике не только в реестре по 223-ФЗ, но и по 44-ФЗ.
Коммерческие закупки также могут включать в себя такие требования. Хотите гарантированно побеждать в тендерах?Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!
Выиграть в тендереВы можете подавать заявки на участие в тендерах, однако лишь для создания видимости конкуренции, так как заявка в любом случае будет отклонена. Конечно, на таком простом способе нельзя достаточно зарабатывать.
Спасение находится в участии в электронных аукционах. Такая схема называется "Таран". Т.е. определенный участник ставит в начале торгов минимальный шаг 0,5% или 1% от НМЦК. Затем два других участника, находящихся в РНП (либо сознательно допустивших ошибку во 2-й части заявки, либо не приложивших нужный документ) начинают торг между собой и быстро снижают цену. Они снижают цену до той отметки, когда другим участникам подавать свои предложения уже не целесообразно. На этом аукцион завершается. По итогам рассмотрения 2-х частей заявок тех участников, которые активно торговались друг с другом, отклоняют и победителем признается участник, сделавший шаг в самом начале аукциона, и заявка которого соответствует всем требованиям Заказчика.
Именно так участники, находящиеся в РНП, могут держаться на плаву, используя "серую" схему.
Важно, что согласно ч.22, ст.44 44-ФЗ участник закупки, отклоненный по 2-й части заявки в третий раз за квартал на одной электронной площадке, берёт на свой счёт обеспечение последней заявки.
Да, участие в тендерах при наличии сведений в РНП реально, но не вполне законно и мало чем выгодно. Но с 1 июля 2018 года и такая возможность пропадает. Однако можно заключить прямые контракты при чем без участия в тендере и получать на этом прибыль.
Согласно новым правилам п.5 ч.11 ст. 66 44-ФЗ, в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе, оператор электронной площадки возвращает эту заявку подавшему ее участнику такого аукциона. В случае наличия в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица, при условии установления Заказчиком требования, предусмотренного ч.1.1 ст.31 44-ФЗ.
А это означает, что теперь необходимо вести "честную игру". Добросовестно выполняйте взятые на себя обязанности и не попадайте в реестр недобросовестных поставщиков. Испытываете сложности с участием в торгах?Заключайте выгодные контракты как единственный поставщик, напрямую без участия в тендерах!
Выбрать заказчиков для работы по прямым договорамДля гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к спискуcpp-group.ru
В последнее время ко мне уже неоднократно обращались за разъяснением по такому вопросу, как вправе ли заказчик по государственному контракту расторгнуть контракт в одностороннем порядке, в случае внесения исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по другому контракту, и внесением в реестр уже после заключения расторгаемого контракта.
Более того, есть случаи, когда заказчик ссылается на то, что аудиторы Счетной палаты требуют расторжения контракта.
В настоящей статье я приведу свои мысли по данному вопросу.
Итак, представим ситуацию: заключено два государственных или муниципальных контракта (для простоты изложения дальше будем называть такие контракты государственными), например, на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд.
В силу различных обстоятельств подрядчик не смог надлежащим образом выполнить обязательства по одному из контрактов (далее – контракт 1), в результате чего контракт был расторгнут по решению суда или по причине одностороннего отказа от исполнения контракта заказчиком (п. 2 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…». Как данная ситуация может повлиять на контракт 2?
Очевидно, что информация о соответствующем подрядчике включается в реестр недобросовестных подрядчиков.
Как известно, п. 15 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» устанавливает обязанность заказчика отказаться от исполнения контракта, если в ходе его исполнения установлено, что подрядчик не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок, документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика.
Данное положение закона и вызывает, с одной стороны, опасения некоторых подрядчиков попавших в реестр недобросовестных поставщиков что контракт 2 будет расторгнут, и, с другой стороны, желание (или страх нарушить закон) заказчика расторгнуть второй контракт.
Как известно, договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 450 ГК РФ установлены основания расторжения договора: по соглашению сторон, либо в иных предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или договором случаях.
Соответственно пункт 3 статьи 450 ГК РФ устанавливает, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым.
Что характерно, Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» устанавливается не право, а обязанность заказчика отказаться от исполнения контракта.
Даже без заумных рассуждений о таких принципах обязательственного права как стабильность экономического оборота, защита прав и интересов его участников, а также принципе неизменности обязательства, очевидно, что наличие обязанности заказчика отказаться от исполнения контракта вызвано защитой публичных интересов.
Если говорить о выполнении работ, предназначенных для государственных или муниципальных нужд, то статьей 768 ГК РФ установлено, что к отношениям по государственных и муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной Гражданским кодексом, применяет закон о подрядах для государственных и муниципальных нужд.
Фактически отношения сторон контракта регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…».
Основания для расторжения государственного контракта определены в ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…».
Так, в п. 8 ст. 95 указано, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
При этом даже если контракт 2 был заключен в период действия Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и не содержал ни права, ни обязанности заказчика отказаться от исполнения контракта, то согласно ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…», Федеральный закон № 44-ФЗ применяется к отношениям, возникшим до дня вступления в силу в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу.
К сожалению, в настоящее время нет полной ясности в вопросе о соотношении норм от отказе от исполнения контракта Федерального закона 44-ФЗ и норм Гражданского кодекса Российской Федерации, касающихся одностороннего отказа от исполнения договора.
При этом представляется, что у заказчика нет оснований для отказа от исполнения контракта 2, и такой обязанности не возникает в случае внесения исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков:
- при надлежащем исполнении подрядчиком обязательств по контракту 2;
- при соответствии требованиям к участникам закупки на момент заключения контракта 2;
- при отсутствии факта предоставления недостоверной информации о своем соответствии таким требованиям.
Иное толкование п. 15 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» неоправданно расширяет перечень оснований для расторжения контракта, ведет к нарушению баланса прав и обязанностей сторон контракта 2, поскольку институт отказа от исполнения договора применяется в исключительных случаях и, в первую очередь, призван защищать интересы стороны сделки, которые в рассматриваемом случае внесением исполнителя в реестре недобросовестных поставщиком ни коим образом не нарушаются.
При этом п. 15 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» связывает возникновение обязанности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта исключительно с фактом несоответствия установленным извещением о проведении запроса котировок, либо фактом предоставления недостоверной информации о соответствии таким требованиям, что позволило подрядчику стать победителем определения поставщика, то есть подрядчик должен был:
а) не соответствовать установленным требованиям на дату заключения контракта № 2, чего в данному случае не было (подрядчик соответствовал всем требованиям), или;
б) представить недостоверную информацию о соответствии таким требованиям, чего также не было, поскольку вся информация была достоверна;
в) стать победителем определения поставщика по причине предоставления недостоверной информации (очевидно, что поставщик предоставил соответствующую действительности информацию и стал победителем исключительно по причине того, что предложил лучшие условия).
Другими словами, если подрядчик на дату заключения контракта № 2 соответствовал установленным требованиям, предоставил достоверную информацию и на законных основаниях стал победителем конкурса обязанность по расторжения контракта в одностороннем порядке (и право также) у заказчика не возникает.
Надеюсь настоящая статья будет полезной для читателей.
Что делать если вы попали в реестр недобросовестных поставщиков мы расскажем в последующих статьях.
Все вопросы, связанные с заключением, исполнением, изменением или расторжением государственных контрактов можете задавать в комментариях или через форму обращения.
Также приглашаю подписываться на рассылку публикаций по арбитражной практике (в конце страницы), чтобы не пропускать новые статьи.
С наилучшими пожеланиями,
Адвокат Мугин Александр С.
Возможно вам также будет интересно прочитать следующие статьи:
Расторжение государственного контракта по инициативе подрядчика
Взыскание задолженности по государственного контракту
Как определить ответчика по госконтракту
www.advokat-mugin.ru
Все статьи Основания, исключающие внесение сведений в реестр недобросовестных поставщиков (обзор правоприменительной практики территориальных органов ФАС России) (Удалихин А.В.)
Внесение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (далее по тексту также РНП) - мера ответственности, применяемая ФАС России в отношении участников закупок, которые зарекомендовали себя в качестве неблагонадежных лиц, т.е. субъектов права, допустивших нарушения в процессе заключения контракта либо его исполнения.Ранее мы уже писали об основаниях и процедуре включения сведений об участнике в РНП в соответствии с законодательством о контрактной системе <1>. Вместе с тем вопрос о том, какие обстоятельства могут служить основаниями, исключающими применение указанной меры ответственности, представляется актуальным и наполненным практической ценностью.--------------------------------<1> Удалихин А.В. Реестр недобросовестных поставщиков: основания и процедура включения сведений об участнике в РНП в соответствии с законодательством о контрактной системе // Аукционный вестник. N 273 (12.223). С. 5 - 6: http://auctionvestnik.ru/pdf/AV_273.pdf.
Как известно, Закон N 44-ФЗ содержит три основания направления заказчиками сведений об участнике закупки или лице, с которым был заключен контракт, в органы ФАС России для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в РНП, а именно:- если контракт заключен с участником закупки, с которым заключается контракт при уклонении победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта и заявке или предложению которого присвоен второй номер, заказчик в течение 3 рабочих дней с даты заключения такого контракта с указанным участником закупки направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ;- если единственный участник закупки, который подал заявку или предложение и с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные ч. 5 ст. 104 Закона N 44-ФЗ;- в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные ч. 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ.При этом согласно положениям ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в случае подтверждения достоверности представленных заказчиком фактов ФАС России включает сведения об участнике закупки или лице, с которым был расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3 рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.Что касается расторжения контракта с исполнителем в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением контракта, то Закон обязывает заказчика предоставить решение суда или, если контракт был расторгнут во внесудебном порядке, надлежащим образом обосновать принятое решение. При этом, как отмечается в Определении Верховного Суда РФ от 12.08.2016 N 310-КГ16-5426 по делу N А48-2255/2015, наличие судебного акта, установившего существенные нарушения условий контракта, является достаточным для включения сведений о лице в РНП на основании приказа антимонопольного органа. Судебная коллегия отмечает в Определении, что п. 7 Приказа ФАС России N 267, действующий в силу Приказа N 75/14 от 11.02.2014, регулирует случаи внесения сведений в РНП на основании приказа руководителя ФАС России при наличии судебного решения о расторжении государственного или муниципального контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий контракта.Примечательно, что в данном случае органы ФАС России принимают не решение, а именно приказ, тогда как обстоятельства, послужившие основанием для расторжения контракта в судебном порядке, антимонопольным органом не рассматриваются и не оцениваются.Что же касается нарушения порядка заключения контракта, то буква закона предусматривает включение сведений в РНП безотносительно субъективных оснований, послуживших причинами, по которым участник закупки не исполнил свои обязательства по заключению контракта.Вместе с тем, как показывают результаты изучения практики правоприменения в контексте темы статьи, наличие факта неисполнения участниками обязанностей, связанных с заключением контракта, далеко не всегда влечет принятие решения о включении сведений в РНП. В статье мы постараемся подробнее рассмотреть обстоятельства, которые, по мнению территориальных органов ФАС России, служат основанием для отказа во включении сведений в РНП.Анализ свыше шестидесяти решений территориальных органов ФАС России об отказе во включении сведений о лице в РНП позволяет разделить все случаи на две основные группы.Первую группу образуют решения, в обосновании которых антимонопольные органы указывают на нарушение заказчиками порядка признания участника уклонившимся от заключения контракта, порядка заключения контракта или порядка одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.Вторую группу образуют решения, в которых, несмотря на отсутствие со стороны заказчика каких-либо нарушений, указывается на наличие обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии в поведении поставщика деяний (действий или бездействия), свидетельствующих о недобросовестности.Остановимся подробнее на первой группе решений.
Группа I. Нарушение заказчиками порядка признания участника уклонившимся от заключения контракта, порядка заключенияконтракта или порядка одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта
Контракт не заключен с участником, занявшим по результатам подведения итогов закупки второе место
Распространенной ошибкой, допускаемой заказчиками, является направление сведений об уклонившемся участнике в ФАС России для рассмотрения вопроса о включении сведений в РНП при условии, когда контракт не заключен с участником, занявшим по результатам подведения итогов закупки второе место. Как указывалось выше, Закон N 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым заказчик направляет сведения в ФАС России. При этом по не определенным для нас причинам законодатель исключил возможность внесения сведений в РНП о лице, которое было обоснованно признано заказчиком уклонившимся от заключения контракта, при условии, что контракт не заключен с участником закупки, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя закупки.Думается, что подобное обстоятельство может быть намеренно использовано недобросовестными участниками для освобождения от ответственности путем заключения соглашения с еще одним участником закупки, который должен будет стремиться занять второе место по результатам электронного аукциона, и после признания победителя уклонившимся от заключения контракта и соответствующего предложения заказчика отказаться от заключения контракта. Данная схема недобросовестного поведения становится особенно актуальной в случае, если размер обеспечения заявки является для участников сговора незначительным. Более того, если следовать формально логике законодателя, то у ФАС России отсутствуют правовые основания для включения сведений об участнике, занявшем по результатам аукциона второе место при условии, что впоследствии вторая часть заявки победителя аукциона признана не соответствующей требованиям аукционной документации.Пример.Решением Татарстанского УФАС России от 11.01.2017 по делу N 1681/2016 установлено, что заявка ООО "Голубая Лагуна" признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ, так как не представлены документы, предусмотренные п. 5 ч. 2 ст. 62 Закона N 44-ФЗ, а именно копии учредительных документов участника (в составе документов участника отсутствует титульный лист устава организации). Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе победителем признан участник закупки, заявке которого присвоен второй номер - ООО "Стройтрейд-Казань".Как отмечается в решении, перечень лиц, указанных в ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, является закрытым. Таким образом, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, не включает в РНП информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, а с поставщиком, заявке или предложению которого присвоен второй номер, контракт не был заключен. Следовательно, у заказчика не было правовых оснований для подачи обращения по включению сведений в отношении ООО "Стройтрейд-Казань" в РНП.Очевидно, что подобное обстоятельство нивелирует меру ответственности участников в виде внесения сведений в РНП, что, в свою очередь, стимулирует недобросовестное поведение участников закупок и, конечно, не соответствует базовому для законодательства о контрактной системе принципу обеспечения добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок.В связи с указанным считаем необходимым внесение изменений в действующее законодательство о контрактной системе.
Внесение заказчиком существенных изменений в проект заключаемого контракта без согласования с лицом, с которым заключается контракт
К нарушениям, допускаемым заказчиком при признании участника уклонившимся от заключения контракта, относятся и случаи, когда заказчик вносит существенные изменения в проект заключаемого контракта без согласования с лицом, с которым такой контракт заключается.Пример.Липецким УФАС России в решении от 27.12.2016 по делу N РНП-48-66ф/16 установлено, что заказчик без согласования с победителем закупки внес изменения в срок оказания услуг, а именно удалил из ранее установленного требования слово "рабочих", что означает, что дни являются календарными. Управление отметило в решении, что в данном случае срок оказания услуги по контракту сокращается, поскольку 40 дней (календарных) значительно меньше, чем 40 рабочих дней. Установив нарушение заказчиком положений ч. 1 ст. 34, ч. 10 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, комиссия антимонопольного органа, несмотря на факт непредоставления участником в срок надлежащего обеспечения исполнения контракта, отказала во включении сведений об участнике в РНП.
Отказ заказчика учесть обоснованные и существенные замечания участника к положениям проекта контракта, предоставленныев форме протокола разногласий
К нарушениям, допущенным заказчиком при признании участника уклонившимся от заключения контракта, можно отнести и отказ заказчика учесть обоснованные и существенные замечания участника к положениям проекта контракта, предоставленные в форме протокола разногласий.Пример 1.Решением Мурманского УФАС России от 12.01.2017 по делу N 06-09/РНП-51-03 было установлено следующее. 05.12.2016 заказчик направил в адрес победителя электронного аукциона проект контракта и потребовал представить обеспечение исполнения контракта. В тот же день победитель электронного аукциона направил заказчику протокол разногласий, в котором просил внести изменения в проект муниципального контракта. На следующий день, 06.12.2016, заказчик отклонил протокол разногласий от 05.12.2016 и вновь направил проект контракта победителю электронного аукциона. 09.12.2016 последний направил в адрес заказчика другой протокол разногласий с предложением внести изменения в проект муниципального контракта, однако 13.12.2016 заказчик отклонил указанный протокол разногласий и вновь направил победителю электронного аукциона проект муниципального контракта для подписания. 16.12.2016 победитель электронного аукциона подписал проект муниципального контракта, однако обеспечение исполнения контракта не представил.На заседании комиссии Мурманского УФАС России заказчик пояснил, что по состоянию на 21.12.2016 в реестре банковских гарантий отсутствовали сведения о банковской гарантии для целей обеспечения настоящего контракта. Это и послужило основанием для признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта. Однако при рассмотрении вопроса о включении сведений о победителе электронного аукциона в РНП антимонопольным органом было установлено, что извещение о закупке и проект контракта содержали указания на разные источники финансирования: согласно извещению источником являются средства фонда обязательного медицинского страхования, а согласно проекту контракта - денежные средства родителей обучающихся.Комиссия Мурманского УФАС России отразила в решении мнение, согласно которому вопросы организации питания учащихся за счет средств родителей и оказания сопутствующих услуг (реализация мучных кондитерских, булочных изделий) находятся за рамками заключаемого контракта и не могут разрешаться путем включения соответствующих обязанностей в положения аукционной документации. Поскольку требование об исключении указанных условий из контракта было отражено участником закупки в протоколе разногласий, направленном в адрес заказчика 05.12.2016, комиссия Мурманского УФАС России пришла к выводу, что сведения об участнике закупки не подлежат включению в РНП.Пример 2.Решением Мурманского УФАС России от 27.12.2016 по делу N 06-09/РНП-51-77 установлено, что проект контракта был направлен заказчиком в адрес победителя электронного аукциона 28.11.2016, однако 29.11.2016 от последнего заказчику поступил протокол разногласий с требованием исключить следующее условие контракта: "В случае если в техническом задании не были учтены какие-либо виды и объемы работ, составляющие полный комплекс, которые должны быть выполнены в соответствии с предметом настоящего контракта, подрядчик должен выполнить данные работы в пределах цены настоящего контракта". 02.12.2016 заказчик направил уведомление об отказе учесть замечания участника по проекту контракта, и вместе с ним повторно направил для подписания проект контракта в первоначальной редакции.02.12.2016 участник закупки обратился в Мурманское УФАС России с жалобой на действия заказчика, в части отказа последнего изменить пункт контракта, не соответствующий требованиям Закона N 44-ФЗ. Рассмотрев данную жалобу, комиссия Мурманского УФАС России установила в действиях заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ (в соответствии с которым описание объекта закупки должно быть объективным) и выдала предписание устранить допущенное нарушение путем отмены всех протоколов и внесения изменений в аукционную документацию или аннулирования закупки. Контрольный орган сделал вывод об отсутствии недобросовестных действий со стороны участника закупки, поскольку аукционная документация (а именно проект контракта) содержала положения, установленные с нарушением норм Закона N 44-ФЗ, и, следовательно, подписание контракта со стороны победителя электронного аукциона было невозможно.
Незаконное сокращение заказчиком срока для подписания участником закупки контракта или предоставления протокола разногласий
Достаточно распространенной является ситуация, когда заказчик признает участника электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта до истечения тринадцатидневного срока с момента размещения протокола подведения итогов.Как отмечает Омское УФАС России в решении от 28.12.2016 по делу N РНП-55-81/2016, учитывая, что протокол подведения итогов электронного аукциона был размещен на официальном сайте ЕИС 21.11.2016, тринадцатидневный срок <2> для направления победителем электронного аукциона подписанного проекта контракта и документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, истекал 04.12.2016 в 23:59. Вместе с тем 01.12.2016, т.е. до истечения указанного срока, заказчиком был размещен в ЕИС протокол отказа от заключения контракта с победителем электронного аукциона, что нарушает требования ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ. Комиссия Омского УФАС России посчитала, что при указанных обстоятельствах сведения о победителе электронного аукциона не подлежат включению в РНП.--------------------------------<2> Установлен в ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ.
Отметим, что ФАС России и Минэкономразвития России указывали <3> на то, что лицо может быть признано уклонившимся от заключения контракта только по прошествии тринадцати дней с момента размещения заказчиком протокола подведения итогов электронного аукциона.--------------------------------<3> См., например: письмо ФАС России от 17.09.2014 N АЦ/37487/14 "О направлении информации", письмо Минэкономразвития России от 29.02.2016 N Д28и-517.
Что же касается запроса котировок, то в данном случае является дискуссионным вопрос о сроке, в течение которого победитель запроса котировок обязан предоставить подписанный проект контракта и выписку из ЕГРЮЛ или ее нотариально заверенную копию.Согласно ч. 13 ст. 78 Закона N 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через 7 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола. При этом в случае, если победитель запроса котировок не представил заказчику подписанный контракт и выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта (ч. 11 ст. 78 Закона N 44-ФЗ).Указанная совокупность правовых норм часто толкуется заказчиками в пользу того, что они наделены правом установить в извещении о проведении запроса котировок произвольно конкретный срок, в течение которого участник обязан предоставить подписанный проект контракта и выписку из ЕГРЮЛ, если такой срок входит в диапазон временного промежутка, указанного в ч. 13 ст. 78 Закона N 44-ФЗ (например, "победитель запроса котировок обязан представить заказчику подписанный контракт и выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки не позднее чем через семь дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок"). Вместе с тем контролирующие органы зачастую не разделяют указанную точку зрения и считают подобное условие противозаконным.Пример.Решением Краснодарского УФАС России от 12.01.2017 по делу N РНП - 23-4/2017 было установлено: в извещении о проведении запроса котировок N 0118300013816000031 срок подписания контракта победителем определен следующим образом: "Не позднее чем через семь дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок". Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок датирован 08.12.2016. Контракт направлен для подписания победителю запроса котировок 12.12.2016 (о чем свидетельствует отметка о получении). Однако 16.12.2016 заказчиком принято решение об отказе от заключения контракта с победителем запроса котировок, так как в указанный срок контракт с его стороны не подписан, обеспечение исполнения контракта заказчику не поступило. 21.12.2016, за пределами срока, установленного в извещении о проведении запроса котировок, победитель запроса котировок представил заказчику подписанный контракт, выписку из ЕГРЮЛ, а также банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта.Комиссия Краснодарского УФАС России сослалась в своем решении на ч. 13 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой контракт может быть заключен не ранее чем через 7 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола. В связи с чем в действиях победителя запроса котировок не было усмотрено факта уклонения от заключения контракта.Тут же отметим, что отсутствие доказательств факта передачи победителю запроса котировок протокола рассмотрения и оценки заявок и проекта контракта может расцениваться антимонопольным органом как доказательство того, что течение срока, отведенного для предоставления участником подписанного проекта контракта и выписки из ЕГРЮЛ, не начиналось <4>.--------------------------------<4> См., например: решение Омского УФАС России от 17.01.2017 по делу РНП-55-01/2017.
Признание победителем закупки лица, заявка которого не соответствует требованиям документации о закупке
Среди заказчиков широко распространено заблуждение, согласно которому отсутствие участников, заявки которых были признаны закупочной комиссией не соответствующими требованиям документации, является залогом отсутствия претензий со стороны контролирующих органов к порядку осуществления закупки. Вместе с тем указанная точка зрения не соответствует действительности. В случае признания победителем закупки лица, заявка которого подлежала отклонению, победитель вправе не заключать контракт, а сведения о таком участнике не подлежат включению в РНП.Так, комиссией Татарстанского УФАС России по делу РНП N 16-01/2017 от 19.01.2017 было установлено, что заявка победителя электронного аукциона подлежала отклонению. На этом основании сведения о данном участнике закупки не были включены в РНП, поскольку он не мог являться победителем электронного аукциона. Аналогичная точка зрения изложена в решении Татарстанского УФАС России от 19.01.2017 по делу РНП N 16-02/2017 от 19.01.2017.
Отсутствие доказательств надлежащего исполнения заказчиком требований к порядку уведомления поставщика о расторжении контракта
Предусмотренное Законом N 44-ФЗ право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта и его одностороннее расторжение является действенным инструментом стимулирования добросовестного исполнения заключенного контракта. ФАС России при рассмотрении вопроса о включении сведений о лице в РНП в связи с односторонним расторжением контракта заказчиком проводит проверку не только степени обоснованности претензий заказчика к исполнению контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком), но и соблюдения заказчиком требований Закона N 44-ФЗ к порядку расторжения контракта.Отказ во включении сведений о лице в РНП по причине отсутствия в материалах дела доказательств надлежащего исполнения заказчиком требований к порядку уведомления заказчиком поставщика (исполнителя, подрядчика) о расторжении контракта является самым распространенным случаем, когда органы ФАС России отказывали во включении сведений об исполнителе в РНП. На долю указанного случая приходится почти четверть всех проанализированных нами решений <5> (23,3%).--------------------------------<5> Решение Татарстанского УФАС России от 11.01.2017 по делу РНП 16/82/2016, решение Крымского УФАС России от 22.12.2016 по делу 08/3344-16-РНП, решение Смоленского УФАС России от 21.12.2016 по делу РНП N 67-68/16, решение Новгородского УФАС России от 15.12.2016 по делу N РНП-53-35, решение Алтайского республиканского УФАС России от 27.12.2016 по делу N РНП 67-68/16, решения Краснодарского УФАС России от 13.01.2017 по делу N РНП-23-1/2017, от 12.12.2016 по делу N РНП-23-392/2016, от 19.12.2016 по делу N РНП-23-397/2016, решение Хабаровского УФАС России от 21.12.2016 по делу N РНП-27-142, решения Ямало-Ненецкого УФАС России от 18.01.2017 по делу N РНП 89-03/2017, от 18.01.2017 по делу N РНП 89-04/2017, от 13.12.2016 по делу N РНП 89-128/2016, от 22.12.2016 по делу N РНП 89131/2016, от 22.12.2016 по делу N РНП 89-132/2016.
Согласно положениям ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при невозможности получения подтверждения информации об уведомлении заказчиком контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС. При этом в подавляющем большинстве случаев нарушение выражается в отсутствии доказательств надлежащего уведомления поставщика (исполнителя, подрядчика). В связи с чем заказчик необоснованно считает, что решение об одностороннем отказе от контракта вступило в силу до истечения тридцатидневного срока, предусмотренного ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Подробнее о надлежащем порядке осуществления заказчиком отказа от исполнения контракта мы писали ранее <6>, и поскольку указанный порядок законодателем не менялся, останавливаться на данном вопросе в рамках настоящей статьи не будем.--------------------------------<6> Удалихин А.В. Отказ заказчика от государственного (муниципального) контракта: основания, порядок, последствия // Аукционный вестник. N 252 (07.202). С. 1 - 2: http://auctionvestnik.ru/pdf/AV_252.pdf.
Отсутствие в составе представленных заказчиком документов надлежащего обоснования решения об одностороннем отказев исполнении контракта
Как уже отмечалось выше, Закон N 44-ФЗ обязывает заказчика представить в ФАС России обоснование решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Вместе с тем при рассмотрении дела о внесении сведений о поставщике (исполнителе, подрядчике) в РНП антимонопольные органы иногда приходят к выводу об отсутствии в составе представленных заказчиком документов надлежащего обоснования принятого решения <7>.--------------------------------<7> См., например: решения Адыгейского УФАС России от 12.12.2016 по делу N РНП 111/16, от 15.12.2016 по делу N РНП 112/16, от 15.12.2016 по делу N РНП 113/16.
Группа II. Наличие обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии в поведении поставщика деяний (действий или бездействия), свидетельствующих о недобросовестности
Далее перейдем к рассмотрению случаев, когда органы ФАС России отказывали во включении сведений об участнике закупки в РНП не по причине каких-либо нарушений со стороны заказчика, а в связи с наличием обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии в действиях участника закупки признаков недобросовестности.
Принятие заказчиком решения о расторжении контракта, срок действия которого к моменту вступления решения в силу истек
Как выяснилось, одним из наиболее распространенных случаев является ситуация, при которой заказчик принимает решение о расторжении контракта, срок действия которого к моменту вступления указанного решения в силу уже истек. При этом территориальные органы ФАС России трактуют данное обстоятельство как исключающее применение в отношении поставщика (исполнителя, подрядчика) меры ответственности в виде включения сведений о таком лице в РНП <8>. При этом антимонопольные органы в обоснование принимаемого решения ссылаются на то, что возможность расторжения контракта, срок действия которого истек, нормами гражданского законодательства РФ не предусмотрена.--------------------------------<8> Решение Алтайского республиканского УФАС России от 12.01.2017 по делу N РНП 0471/16, решение Краснодарского УФАС России от 16.01.2017 по делу N РНП 23-5/17, решение Ямало-Ненецкого УФАС России от 10.01.2017 по делу N РНП 89-136/2016, решение Амурского УФАС России от 30.06.2015 по делу N РНП 28-30/2015, решение Краснодарского УФАС России от 20.12.2016 по делу N РНП 23-400/2016.
Однако автор не считает возможным согласиться со столь упрощенным вариантом толкования норм гражданского законодательства. Согласно гражданскому законодательству (п. 3 ст. 425 ГК РФ) окончание действия договора влечет прекращение обязательств по такому договору только в том случае, если такое последствие прекращения срока действия договора прямо предусмотрено договором. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Иными словами, обязательства по договору должны исполняться сторонами, несмотря на истечение срока действия договора, если иное прямо не указано в самом договоре. Это относится и к контрактам, заключенным в порядке, определенном законодательством о контрактной системе. При этом в подавляющем большинстве случаев государственные и муниципальные контракты не содержат условия, согласно которому истечение срока действия контракта влечет прекращение обязательств сторон.Если встать на сторону точки зрения, согласно которой расторжение договора, прекратившего свое действие, невозможно, то заказчик лишается всякой возможности прекратить в одностороннем порядке обязательства по контракту, срок действия которого истек, в порядке, предоставленном ему Законом N 44-ФЗ. Подобный взгляд представляется неверным.Стоит отметить, что аналогичная проблема возникала еще в пору действия Закона N 94-ФЗ, и тогда же для нее было найдено убедительное правовое решение. Речь идет о Рекомендациях, опубликованных по результатам совместного заседания научно-консультативного совета арбитражных судов Центрального и Московского округов <9>. Поскольку данные Рекомендации основываются прежде всего на нормах гражданского законодательства, их научно-практическая ценность при переходе к контрактной системе нисколько не исчезла, в связи с чем позволим себе привести изложенные в них аргументы.--------------------------------<9> http://fasco.arbitr.ru/files/recommendations/nkslip2011.pdf
Извлечение из Рекомендаций арбитражных судов Центрального и Московского округов
В соответствии с п. 3 ст. 425 ГК РФ договор по общему правилу признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.В силу п. 3 ст. 420 ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора, применяются положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами, содержащимися в ГК РФ.В соответствии с п. 1 ст. 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.Согласно п. 1 ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.Следовательно, после надлежащего исполнения сторонами своих обязательств считается прекращенным и договор. Напротив, истечение срока действия договора подряда ни ГК РФ, ни Закон N 94-ФЗ не относят к основаниям прекращения обязательства.В п. 3 ст. 425 ГК РФ установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.Данная норма устанавливает соотношение срока действия договора и срока существования возникшего из договора обязательства, действие которого презюмируется до предусмотренного договором момента исполнения обязательства. При этом таким моментом, по смыслу ст. 425 ГК РФ, по общему правилу является лишь полное надлежащее исполнение обязательства, в результате которого сторона получает то, на что рассчитывала при заключении договора.Следует учитывать различия понятий "срок исполнения обязательства" и "момент исполнения обязательства". Сроком исполнения обязательства является конкретная календарная дата, в которую стороны должны выполнить условия договора. Моментом исполнения обязательства является момент полного надлежащего исполнения условий договора сторонами.Само по себе окончание срока действия договора не прекращает обязательства, если какая-либо из сторон не успела к этому сроку исполнить свои обязанности.Таким образом, если государственным контрактом на выполнение подрядных работ для государственных нужд не предусмотрено определенного условия о том, что истечение срока его действия прекращает обязательства сторон, несмотря на установление в нем срока действия контракта, контракт продолжает действовать до момента окончания исполнения сторонами обязательств надлежащим образом либо до расторжения в установленном законом порядке.В этом случае предъявление требования о расторжении государственного контракта правомерно.Актуальность представленной позиции подтверждается тем, что она успешно применяется судами и в настоящее время.Пример.В решении АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2016 по делу N А56-19338/2016 получила правовую оценку следующая ситуация: срок действия контракта - "до полного выполнения сторонами принятых на себя обязательств, но не позднее 31.12.2015", решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 01.12.2015, однако уведомление об этом решении было вручено исполнителю контракта только 11.01.2016. Суд отклонил довод о том, что односторонний отказ от исполнения контракта вступил в силу за пределами срока его действия, отметив, что истечение срока действия контракта не освобождает стороны от исполнения обязательств, возникших в период его действия, а также от ответственности за его нарушение. Поскольку контракт не содержал условия о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон, суд посчитал, что на дату вступления в силу одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (21.01.2016) последний являлся действующим.Наличие обстоятельств, свидетельствующих о том, что участник закупки приложил достаточные усилия для заключения контракта, а также о том, что лицо, с которым был заключен контракт, приложило усилия для исполнения контракта.Несмотря на то что предпринимательская деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами на свой риск, достаточно часто территориальные органы ФАС России отказывают во включении сведений об участнике в РНП по причине наличия обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии в деяниях участника недобросовестности, при этом не связанных с противоправными действиями организаторов закупки или заказчика.В процессе работы над настоящей статьей были выявлены следующие подобные обстоятельства:- участник не смог в надлежащий срок подписать проект контракта по причине болезни уполномоченного на заключение контракта лица <10>;--------------------------------<10> См., например, решение Воронежского УФАС России от 15.12.2016 по делу N РНП-36-721.
- наличие технических сбоев оборудования и иных технических средств (например, токена, содержащего электронно-цифровую подпись), необходимого для подписания контракта <11>;--------------------------------<11> См., например, решение Ивановского УФАС России от 12.12.2016 по делу N РНП-37-50, решение Кировского УФАС России от 12.12.2016 по делу N РНП-43-106, решение Краснодарского УФАС России от 13.01.2017 по делу N РНП-23-3/2017.
- контракт фактически исполнен, хотя и с замечаниями со стороны заказчика <12>;--------------------------------<12> См., например, решение Кировского УФАС России от 15.12.2016 по делу N РНП-43-110, решение Чукотского УФАС России от 09.01.2017 по делу N 117/01-51/16, решение Ульяновского УФАС России от 11.01.2017 по делу N РНП-73-2.
- контракт фактически не исполнен, но поставщик (исполнитель, подрядчик) прилагал активные действия, направленные на его исполнение <13>;--------------------------------<13> См., например, решение Пензенского УФАС России от 12.12.2016 по делу N 5-09/РНП-58-53, решение Пензенского УФАС России от 19.12.2016 по делу N 5-09/РНП-58-54, решение Хабаровского УФАС России от 15.12.2016 по делу N РНП-27-138, решение Ямало-Ненецкого УФАС России от 10.01.2017 по делу N РНП 89-135/2016.
- участнику не хватило незначительной суммы для внесения в качестве обеспечения исполнения контракта <14>;--------------------------------<14> См., например, решение Ульяновского УФАС России от 27.12.2016 по делу N РНП-73-105.
- неисполнение условий контракта в данной части произошло не по вине поставщика (подрядчика, исполнителя) <15>;--------------------------------<15> См., например, решение Мурманского УФАС России от 10.01.2017 по делу N 6-09/РНП-51-01, решение Краснодарского УФАС России от 21.12.2016 по делу N РНП-23-401/2016, решение Ямало-Ненецкого УФАС России от 12.01.2017 по делу N РНП 89-137/2016.
- порок банковской гарантии (наличие несоответствий текста банковской гарантии, выданной в качестве обеспечения исполнения контракта, требованиям действующего законодательства о контрактной системе) <16>;--------------------------------<16> См., например, решение Кировского УФАС России от 26.12.2016 по делу N РНП-43-121, решение Удмуртского УФАС России от 23.12.2017 по делу N РНП 18-252, решение Краснодарского УФАС России от 21.12.2016 по делу N РНП-23-402/2016.
- участник одержал победу в закупке вследствие собственной технической ошибки при формировании предложения о цене контракта <17>.--------------------------------<17> См., например, решение Крымского УФАС России от 30.12.2016 по делу N 08/3452-16-РНП.
Заключение
Общим для большинства приведенных выше решений является тот факт, что при исследовании вопроса о включении сведений о хозяйствующем субъекте в РНП антимонопольные органы старались установить наличие и степень вины такого субъекта в обстоятельствах, послуживших основанием для обращения заказчика в ФАС России с соответствующим заявлением. Более того, в ряде случаев антимонопольные органы (Хабаровское УФАС России, Ямало-Ненецкое УФАС России, Кировское УФАС России, Мурманское УФАС России) ставят вопрос о внесении сведений о лице в РНП в зависимости от того, имеется ли в деянии такого лица прямой умысел, направленный на уклонение от заключения контракта или его неисполнение.Как следует из решений указанных органов, основанием для включения в РНП является только такое деяние, которое предполагает недобросовестное поведение лица, совершение им умышленных действий (бездействия) в нарушение положений Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, связанные с эффективным использованием бюджетных средств.Кроме того, в некоторых решениях отмечается, что включение хозяйствующего субъекта в РНП - мера публичной ответственности, которая в этом качестве должна отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения. Также указывается, что при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта заказчик не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона N 44-ФЗ и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному (муниципальному) заказчику.Обширная судебная практика, включая высшие судебные инстанции, указывает на обязательный анализ наличия умышленного поведения со стороны поставщика при включении его в РНП.Надеемся, что данная статья принесет практическую пользу всем субъектам контрактной системы, между которыми возникают или могут возникнуть правоотношения по вопросу включения сведений о хозяйствующем субъекте в РНП.
xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai
Деятельность участников государственных закупок подчинена двум фундаментальным федеральным законам №44 и 223. Участие в аукционах и конкурсах в области проведения капитального ремонта МКД регламентируется ПП РФ №615.
Участники, нарушившие положения ФЗ-44 и ФЗ-223 вносятся в черный список единой информационной системы. Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков предполагает возможность подавать заявки на тендеры и заключать договора-подряда.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ, а также 44-ФЗ происходит на основании несоблюдения условий и положений нормативно-правовых актов. Зачастую это происходит при уклонении или отказе исполнителя заключать договорные отношения.
Осуществляя закупочную деятельность, исполнителям и заказчикам необходимо ориентироваться в федеральных законах и понимать разницу.
Информация в реестре недобросовестных поставщиков по 44 ФЗ регулирует момент в сфере госзакупок, поэтому упущений или пробелов не допускается. При нарушении порядка, происходит отмена тендера, что влечет штраф в отношении обеих сторон, в зависимости от ситуации. При этом исполнитель уверен, что заказчики действуют в правовых рамках.
Федеральный закон №223 определяет принципы проведения конкурсов по закупке продукции или заключения договора-подряда. Заказчики обязаны прописывать процедуру в Положении, являющейся неотъемлемой частью документов закупки.
На заметку: официальным ресурсом, содержащим информацию о недобросовестном поставщике, является сайт www.zakupki.gov.ru
По 44-ФЗ заказчиками могут быть:
При этом закон распространяется на проведение большого количества закупок – конкурсы, открытые и закрытые аукционы в электронном виде, запросы предложений и котировок. Кроме того, допускается заключение контракта с единственным поставщиком.
223-ФЗ распространяет действие на следующие категории:
Этот закон регламентирует два обязательных метода – аукцион или конкурсная основа. Заказчики самостоятельно определяют регламент проведения процедуры.
К сведению: внесение в реестр недобросовестных поставщиков, участников и заказчиков осуществляется в соответствии с обоими законами.
Федеральный закон №44 подразумевает 2 этапа:
Документы публикуются в единой системе на официальном ресурсе zakupki.gov.ru. Период размещения регулируется соответствующими постановлениями. К примеру, для проведения конкурса открытого типа предоставляется минимум 20 дней, для запроса коммерческих предложений – 5 рабочих дней.
У ФЗ-223 существует только один документ, период которого распространяет на 1 год. Однако предусмотрен дополнительный регламент сроком 5-7 лет, если закупка касается инновационных, высокотехнологических изделий или фармацевтических препаратов. При этом время для размещения составляет до 20 рабочих суток.
Справка: недобросовестные поставщики по 44-ФЗ в количестве более 5000 компаний пополнили РНП в 2016 году, что составляется почти 50% от числа всех обращений, рассмотренных в 2015 году.
Согласно установленным 44 законом сроками, допускается внесение изменений в извещения. Исключительными случаями являются документы о проведении запроса на предложения или при заключении контракта с единственным исполнителем. Отмена процедуры допускается в соответствии с положениями. Примечательно, что при несоблюдении указанных в контракте условий в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о юридических лицах и ИП.
Сроки внесения изменений в закупки по закону №223 регламентированы для проведения аукционов и конкурсов. Остальные случаи прописаны в соответствующих положениях. Процедура отмены определяется индивидуально каждым заказчиком и прописывается в документах.
Сведения о недобросовестных поставщиках в количестве 349 юридических лиц по 223-ФЗ пополнили реестр в 2016 году.
ПП РФ 615 от 01.07.16 г. указывает на процедуру и регламент привлечения подрядных компаний для заключения договора на поставку услуг в области капитального ремонта общего имущества собственников МКД. Помимо этого, в постановлении прописан перечень товаров и работ.
Для осуществления деятельности в обязательном порядке предоставляется обеспечение исполнения контракта. На основании п. 205-206, договор подписывается при наличии банковской гарантии либо обеспечительного платежа. Участник конкурса в самостоятельном порядке выбирает метод обеспечения. В связи с узкой направленностью постановления, включение в РНП поставщиков, работающих по ПП РФ 615 значительно меньше.
Объем определяет заказчик и прописывает его в извещении. В ситуации, когда потенциальный исполнитель выбирает гарантию банка, то сумма перечисляется равной той, что указана в документах. При этом гарантия выдается финансово-кредитными организациями, включенными в список НК России (ст.74.1).
Ведением реестра недобросовестных поставщиков занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Краткое содержание рассматриваемой документации показывает, что 223-ФЗ структурно имеет схожесть с 44-ФЗ. Поэтому заказчикам и исполнителям следует корректно разграничивать нормативно-правовые акты на момент проведения закупок.
Ввиду этого существенную помощь оказывают официальные комментарии к законам в электронном виде, находящиеся в свободном доступе. При этом заказчики, рассматривая участников конкурсов, тендеров и т. п., могут подавать запрос об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков на портале госзакупок.
nedopostavka.ru