Содержание
Изменение или дополнение учетной политики на примерах (бу и ну)
Библиотека Онлайн школы «СтаньГлавбухом»!
Материал к Уроку №2. «Учетная политика».
Ситуация. Организацией в учетной политике для целей бухгалтерского учета сделана неверная ссылка на применяемый нормативный акт по учету основных средств, а также не закреплен график документооборота.
В учетной политике для целей налогового учета не указано на применение «Правила 5%».
Будет ли корректировка указанной информации в учеnной политике изменением учетной политики.
Ответ.
Бухгалтерский учет
Правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008г. № 106н. (п.1)
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации. (п.2)
Учетная политика организации формируется лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета организации и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются, в т.ч.:
…..
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями;
другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. (п.4)
В п. 10 ПБУ 1/2008 приведен перечень случаев изменения учтенной политики.
Так в п. 10 указано следующее:
«Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
— изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
— разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета;
— существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.
Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
В п.8-15 также указано, что изменение учтенной политики
— подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.) организации,
— производится с начала отчетного года.
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении и отражаются в бухгалтерском учете и отчетности ретроспективно, если иной порядок не установлен нормативными актами.
Также такие изменения учетной политики подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.
В Определении ВАС РФ от 28.02.2013 № ВАС-1483/13 установлено, что организации не вправе по своему усмотрению изменять учетную политику и распространять новый порядок учетной политики на отношения, возникшие в период, предшествовавший внесению в нее изменений.
Из приведенных положений ПБУ 1/2008 видно, что изменение учтенной политики – это не любые изменения, а четко указанные в п. 10.
Кроме того, в п.6. ПБУ 1/2008 указано, что учетная политика организации должна обеспечивать требование приоритета содержания перед формой (т.е., отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования).
В случае, если Организация фактически применяет способы и методы бухгалтерского учета, но в учетной политике эти способы не указаны, либо приведены ссылки на недействующие нормативные акты, допущены иные описки или ошибки, не влияющие на финансовое положение и финансовый результат хозяйственных операций, по нашему мнению, имеет место не изменение учтенной политики для целей бухгалтерского учета, а исправление ошибки в документальном оформлении учетной политики.
Данные ошибки могут быть исправлены путем дополнения положений учтенной политики необходимыми норами и информацией.
Оформить их необходимо организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и пр.).
При этом целесообразно избегать понятия «Изменения учетной политики».
В Приказе руководителя целесообразно указать, что вносятся дополнения в учетную политику или исправление технических ошибок.
Данные дополнения/исправления учетной политики могут быть произведены в течение отчетного периода.
(Вывод применим к ситуациям, когда исправляются технические ошибки, т.е., не пересматриваются сроки полезного использования, правила формирования первоначальной стоимости иные способы учета).
Налоговый учет
П.2 ст. 11 НК РФ указан, что учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. (ст. 313 НК РФ).
Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения (ст. 314 НК РФ).
П. 12 ст. 167 указано, что принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.
Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.
Также в ст. 313 НК РФ указано, что изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае
— изменения законодательства о налогах и сборах или
-применяемых методов учета.
Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения принимается
-при изменении применяемых методов учета — с начала нового налогового периода,
-при изменении законодательства о налогах и сборах — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
Из приведенных норм следует, что в налоговом учете в части изменения учетной политики действуют положения, подобные положениям ПБУ 1/2008.
Также речь идет об изменениях учетной политики и приведен закрытый перечень таких изменений.
Однако, по нашему мнению, могут возникнуть налоговые риски, в части раздельного учета НДС и применения правила 5%.
Так, п. 4 ст. 170 НК РФ указано, что налогоплательщик вправе не применять положения абзаца четвертого настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом указанные в абзаце четвертом настоящего пункта суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 настоящего Кодекса.
Т.е., из буквального смысла указанной нормы следует, что налогоплательщик должен сделать выбор (применяет или не применяет данное положение) и свой выбор зафиксировать учетной политике.
Аналогичное правило действует в отношении организации раздельного учета НДС.
Согласно положениям ст. 313 НК и п.12 ст. 167 НК РФ этот выбор дожжен быть отражен в учетной политике, утвержденной приказом руководителя в году предшествующем тому году, с которого планируется начать применение данного способа учета.
По «правилу 5%» нам не удалось найти судебную практику. Однако о наличии риска может свидетельствовать судебная практика по схожим ситуациям.
Например, из Постановления Арбитражного суда ВСО от 10. 08.2015г. № Ф02-3982/2015, Ф02-3991/2015 по делу № А78-8412/2014[1] следует, что отражение в учетной политике, составленной в феврале текущего года, права на формирование резерва по отпускам в налоговом учете недопустимо из-за несоблюдения приведенного выше требования о фиксации указанных условий в учетной политике в году, предшествующему году применения указанного права.
В Постановлении Арбитражного суда СКО от 15.02.2018г. № Ф08-11105/2017 по делу № А32-9385/2017 указано, что налоговое законодательство не устанавливает правила раздельного учета НДС, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг). В связи с чем, применяя положения п. 4 ст. 170 НК РФ, налогоплательщик, с учетом особенностей своей деятельности, должен самостоятельно разработать порядок раздельного учета «входного» налога и методику его распределения в зависимости от вида операции по реализации. Методика распределения устанавливается в учетной политике организации.
В связи с вышеизложенным рекомендуем в части раздельного учета по НДС применения правила 5% изменения в учтенную политику вносить в порядке, указанном в п. 12 ст. 167 НК РФ (т.е., утвердить приказом руководителя до 31 декабря года, предшествующего году, с которого начинается применение раздельного учета по НДС).
В периоде, на который приходится отсутствие данного положения в учетной политике, целесообразно оформить расчеты соблюдения правила 5%. Это может косвенно свидетельствовать о том, что Организация фактически сделала свой выбор в сторону применения данного положения.
В части исправления ссылки на неверный нормативный документ в учетной политике для целей налогового учета (при условии, что сами способы учета, в т.ч., сроки полезного использования ОС и т.п. не изменяются), а также в части оформления графика документооборота, по нашему мнению, указанные дополнения в учтенные политики для целей налогового учета могут быть сделаны в течение года.
Обращаем внимание Организации на то, что в связи с отсутствием официальных разъяснений проверяющие могут занять иную позицию по рассматриваемому вопросу.
[1] Определением Верховного Суда РФ от 26.11.2015 N 302-КГ15-14942 отказано в передаче дела N А78-8412/2014 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления
Учётная политика для целей ведения бухгалтерского и налогового учёта. Формирование учётной политики.
В соответствии с действующим законодательством организации всех форм собственности (за исключением бюджетных учреждений и кредитных организаций) должны формировать учётную политику для целей ведения бухгалтерского и налогового учёта.
При формирование учётной политики организации для целей бухгалтерского учёта организации относительно свободны в формировании элементов и положений учётной политики, руководствуясь при этом законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, нормативными актами Минфина Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учёта.
Непосредственно основы формирования и раскрытия учётной политики организации регулируются Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008).
Цели, для которых в каждой организации составляется и утверждается учётная политика, определены в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации – это постановка и ведение бухгалтерского учёта. Исходя из этого, отсутствие у какого-либо юридического лица составленной и в надлежащем порядке утверждённой учётной политики следует считать нарушением правил бухгалтерского учёта с дальнейшим применением финансовых санкций.
Учётная политика организации для целей налогообложения в соответствии со статьёй 313 НК РФ определяет систему налогового учёта организации.
При составлении учётной политики для целей ведения налогового учёта организации также относительно свободны, выбирая между возможными вариантами отражения тех или иных фактов хозяйственной деятельности.
Следует учитывать, что принятые и закреплённые в учётной политике организации элементы, как в целях бухгалтерского, так и налогового учёта, уже являются обязательными для применения и их нарушение приводит к нарушению положений действующего законодательства с применением финансовых санкций.
ООО «Каппа-консалтинг» в рамках исполнения договора бухгалтерского обслуживания ежегодно разрабатывает и представляет к утверждению приказ об учетной политике для каждой обслуживаемой организации. Грамотный Приказ об учетной политике не только является одним из способов налоговой оптимизации, но и минимизирует трудоёмкость учётной работы.
Вне договора бухгалтерского обслуживания оказывается отдельная услуга по разработке учетной политики и постановке бухгалтерского учета.
Приказ об учётной политики, разработанный нашей организацией, соответствует всем требованиям, предъявляемым к учетной политике.
Учётная политика для целей бухгалтерского учёта
Учётная политика для целей налогового учёта
Приказ для общей системы налогообложения
Приказ для упрощённой системы налогообложения (доход)
Приказ для упрощённой системы налогообложения (доходы, уменьшенные на величину расходов)
Общепринятые принципы бухгалтерского учета | Основы бухгалтерского учета в некоммерческих организациях
Примечание. Статьи, опубликованные до 1 января 2017 г., могут быть устаревшими. Мы находимся в процессе обновления этого контента.
Первоначально опубликовано: 1 октября 2020 г.
Обновлено:
1 октября 2020 г.
Автор:
Что такое GAAP?
GAAP — это аббревиатура от Общепринятых принципов бухгалтерского учета. Эти принципы составляют предпочтительный порядок учета.
GAAP включает определения концепций и принципов бухгалтерского учета, а также отраслевые правила. Основная цель GAAP — обеспечить прозрачность и согласованность финансовой отчетности от одной организации к другой.
Кто устанавливает GAAP?
В настоящее время политика GAAP устанавливается главным образом тремя организациями:
- Совет по стандартам финансового учета (FASB)
- Американский институт сертифицированных публичных бухгалтеров (AICPA)
- Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) (для государственных организаций требуется использование GAAP)
Постановления FASB содержатся в Кодификации стандартов бухгалтерского учета, централизованном ресурсе.
Какова иерархия этих заявлений?
В соответствии с GAAP заключения FASB (ASC) являются руководством высшего уровня и имеют приоритет над заключениями AICPA.
Применяются ли GAAP к некоммерческим организациям?
Да, Кодификация стандартов бухгалтерского учета обычно применяется как к коммерческим, так и к некоммерческим организациям. Есть определенные заявления, которые относятся только к некоммерческим организациям, и некоторые, которые не применяются к некоммерческим организациям.
Целью GAAP является обеспечение единообразия финансовой отчетности коммерческих организаций в разных отраслях, что позволяет инвесторам и правительству легче интерпретировать ее. Правила GAAP для некоммерческих организаций призваны обеспечить прозрачность для доноров, в том числе грантодателей, а также помочь правительству контролировать, должна ли организация сохранять свой статус освобождения от налогов.
В дополнение к общим принципам GAAP правила, которые применяются только к некоммерческим организациям, включают:
- Маркировка чистых активов: Чистые активы, включенные в отчет о финансовом положении некоммерческой организации, должны быть помечены в зависимости от того, ограничены ли они донорами или нет. ограничения. Ограничения донора могут быть наложены условиями гранта или иным документом, полученным от донора.
- Описание движения денежных средств: В дополнение к количественной информации, указанной в отчете о финансовом положении, некоммерческие организации должны предоставлять качественную информацию, описывающую, как они управляют своими ликвидными ресурсами для покрытия повседневных расходов. Некоммерческие организации должны указывать любые ограничения или ограничения, влияющие на их денежные потоки.
- Инвестиции: Некоммерческие организации должны знать о любых комиссиях за управление, связанных с их инвестициями, поскольку им не нужно сообщать о них отдельно. Вместо этого некоммерческие организации должны сообщать о доходах от инвестиций за вычетом соответствующих внешних и внутренних расходов.
- Взносы : Бухгалтерия должна тщательно отслеживать и регистрировать все взносы, включая суммы, полученные от частных лиц, корпораций или других некоммерческих организаций, в соответствии с GAAP. Кроме того, вы должны регистрировать обещания сделать пожертвования в будущем как обязательства к получению, когда вы получаете обещание, а не когда ваша некоммерческая организация получает фактическое пожертвование.
‹ Бухгалтерия 101
вверх
Денежные средства или метод начисления ›
Стандарты бухгалтерского учета США: неправительственные организации — Руководство по бухгалтерским исследованиям
Стандарты бухгалтерского учета США: неправительственные организации
Существует два основных типа стандартов, обычно применяемых бухгалтерами в Соединенных Штатах: стандарты бухгалтерского учета, включая Общепринятые принципы бухгалтерского учета («GAAP»), и стандарты аудита. Ниже мы приводим краткий обзор организаций, разрабатывающих GAAP в США.
Кроме того, Комиссия по ценным бумагам и биржам США («SEC») публикует руководство по бухгалтерскому учету, чтобы помочь компаниям соблюдать требования к бухгалтерскому учету федеральных законов о ценных бумагах. SEC также контролирует Совет по надзору за бухгалтерским учетом публичных компаний («PCAOB»), орган по разработке стандартов, созданный в соответствии с Законом Сарбейнса-Оксли от 2002 г. , Pub. Л. 107-204, 116 стат. 745 (2002).
Общепринятые принципы бухгалтерского учета («GAAP»): Кодификация стандартов бухгалтерского учета («ASC»)
GAAP — это набор принятых процедур и правил бухгалтерского учета, используемых при подготовке финансовой отчетности, такой как балансы, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о собственном капитале и отчеты о движении денежных средств. По состоянию на 15 сентября 2009 г. действующие ОПБУ для негосударственных организаций кодифицированы в Кодификации стандартов бухгалтерского учета («ASC»), опубликованной Советом по стандартам финансовой отчетности («FASB»). Эта кодификация не затронула стандарты аудита (в отличие от стандартов бухгалтерского учета). FASB — независимая организация частного сектора, созданная для установления и улучшения стандартов финансового учета и отчетности.
Исторические и старые стандарты бухгалтерского учета
Ряд организаций, в том числе FASB, разработали стандарты бухгалтерского учета, которые с тех пор были кодифицированы в Кодификации стандартов бухгалтерского учета FASB . Ниже приведены краткие характеристики этих организаций и их стандарты. Кроме того, некоторые стандарты до ASC были унаследованы, по крайней мере, для ограниченных целей. Для получения дополнительной информации об устаревших стандартах см. 10 документа FASB «О кодификации».
I. Совет по стандартам финансовой отчетности («FASB»)
FASB ранее издавал многочисленные постановления, которые способствовали ОПБУ, включая, помимо прочего:
- Заявления о стандартах финансовой отчетности
- Интерпретации FASB
- Технические бюллетени FASB
- Штатные должности FASB
Исторические стандарты FASB, а также действующая кодификация стандартов бухгалтерского учета доступны в:
II.
Американский институт дипломированных бухгалтеров («AICPA»)
Согласно его собственному веб-сайту, «Американский институт дипломированных бухгалтеров (AICPA) является крупнейшей в мире ассоциацией-членом, представляющей бухгалтерскую профессию». Его Исполнительный комитет по финансовой отчетности (FinREC) (бывший Исполнительный комитет по стандартам бухгалтерского учета) определяет техническую политику AICPA в отношении стандартов финансовой отчетности и выступает в качестве голоса AICPA по этой политике. Стремясь предоставить рекомендации своим членам и повлиять на FASB и другие органы, издающие стандарты, FinREC и AcSEC AICPA выпустили, среди прочего, следующие типы заявлений:
- Изложение позиции
- Руководства по аудиту и бухгалтерскому учету
- Практические бюллетени (утвержденные FASB)
Многие стандарты бухгалтерского учета AICPA доступны по адресу:
III. Комитет AICPA по процедурам бухгалтерского учета («CAP», 1936–1959) и Совет по принципам бухгалтерского учета («APB», 1962–1973) (оба несуществующие)
Ранее входивший в состав Американского института дипломированных бухгалтеров, Комитет по процедурам бухгалтерского учета и его преемник, Совет по принципам бухгалтерского учета, выпустили различные стандарты, в том числе:
- Бюллетени бухгалтерских исследований (ARB) — с 1936 по 1959 год (содержат рекомендуемые процедуры бухгалтерского учета, не обязательные для членов AICPA)
- Мнения — с 1959 по 1973 год
- Отчеты — с 1962 по 1970 год
APB был распущен в 1973 году и больше не создает новые стандарты.