Центральный банк россии что это такое: О Банке России | Банк России

Что такое Центробанк, ключевая ставка Центробанка, функции Центробанка

Глоссарий

от Ольга Миниханова

/ 29 июня 11:30

13 мин.

Сейчас, как никогда часто, в новостях можно слышать упоминания о Центральном банке. А курс валют и ключевую ставку в период кризисов не обсуждает только ленивый. Но какую реальную роль во всем этом играет ЦБ, и чем он вообще занимается?

  • Что такое Центральный банк и когда он появился в России
  • Где зарегистрирован Банк России и кому принадлежит
  • Структура управления Центробанка
  • Денежно-кредитная политика ЦБ
  • Что такое ключевая ставка и на что она влияет
  • Как ЦБ влияет на жизнь граждан
  • Можно ли обойтись совсем без Центробанка
  • Есть ли аналогичные структуры в других странах

Что кроется внутри этого большого белого здания?

Что такое Центральный банк и когда он появился в России

Если описать в нескольких словах, то Центробанк (ЦБ) – это главный банк страны. А раз он главный, то обладает привилегиями и очень широкими полномочиями.

У него есть две главные задачи:

  • Контролировать эмиссию денег – ЦБ регулирует, сколько денег надо пустить в оборот, а какие нужно изъять из пользования (например, отменить чеканку монет в 1 копейку).
  • Отвечать за стабильную работу банковской системы.

В нашей стране в роли Центробанка выступает Банк России. Но в отличие от всех остальных банков он не занимается коммерческой деятельностью. Его главная задача – регулятивная, т.е. он обеспечивает работу финансовой системы всей страны.

Помимо выше упомянутых функций, он занимается следующим:

  • Контролирует инфляцию.

Отсутствие резких скачков цен, стабильный рост экономики, оптимальный уровень инфляции 4% – за все это отвечает Банк. Именно при таких благоприятных условиях бизнес будет развиваться, а граждане могут позволить себе покупать жилье, строить планы на будущее и не бояться, что их накопления в один день станут простыми бумажками.

  • Регулирует деятельность организаций финансового сектора.

Сохранность вкладов в банках, контроль деятельности микрофинансовых организаций, паевых фондов, страховых, негосударственных пенсионных фондов и т.д. За все это отвечает Центробанк.

Регулятор создает правила и нормативы, следит за их исполнением, а в случае частых нарушений прекращает деятельность организации.

  • Является кредитором для банков.

Вы когда-нибудь задумывались, откуда в банках берутся деньги? Когда они не могут привлечь финансы коммерческой деятельностью или договориться с другими кредиторами, то они обращаются в Банк России. В таком случае он выполняет роль кредитора последней инстанции.

  • Формирует кредитно-денежную политику.

О подробностях мы расскажем чуть ниже.

  • Следит за качеством финансовых услуг.

Если вы столкнулись с навязыванием ненужных банковских услуг или с любой другой несправедливостью (например, вам безосновательно отказали в обслуживании), то вы можете оставить жалобу в онлайн-приемной Центрального банка.

  • Устанавливает ключевую ставку, регулирует курс рубля, распоряжается золотовалютными запасами, делает прогнозы на будущее, выплачивает госдолг и многое другое.

Это основные функции. На деле у Банка России их гораздо больше, ведь помимо независимой деятельности он ведет вместе с Правительством работу, которая добавляет еще больше полномочий.

Деятельность ЦБ регулируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» N 86-ФЗ.

В России эволюция банка насчитывает не одну сотню лет.

  • 1769 – утверждение Государственного ассигнационного банка. Согласно указу, его главными задачами были создание ассигнаций (вспомогательных бумажных денежных средств) и их обмен на серебряный рубль.
  • 1818 – Государственный коммерческий банк. Утвержден Александром I в ходе банковской реформы 1817 года. Цель – стимулирование и укрепление частных кредитов для дальнейшего развития торговли, сельского хозяйства и промышленности.
  • 1860 – Государственный банк Российской Империи. Появился в ходе реорганизации Государственного коммерческого банка. Помимо укрепления системы кредитования он должен был, в первую очередь, финансировать казну, а также устранить казенные банки, оставшиеся еще с предыдущей реформы.
  • 1917 – Народный банк РСФСР. Именно так стал называться главный банк страны после Октябрьской революции.
  • 1922 – Государственный банк СССР. Главный банк Советского Союза, занимался эмиссией, расчетами и кассовым обслуживанием населения, а также кредитованием и финансированием предприятий.
  • 1991 – начал существование Банк России в привычном нам виде.

Где зарегистрирован Банк России и кому принадлежит

На первый вопрос можно ответить без труда: он зарегистрирован в Москве. А вот на второй однозначного ответа нет, т.к. ситуация не совсем стандартная.

Хоть Банк России – это государственное учреждение, но утверждать, что он принадлежит государству, неправильно. По факту это независимая организация, ведь ни один другой государственный орган без предварительного одобрения не может пользоваться его капиталом, а это все высоколиквидные активы (т.е. золотовалютные резервы) страны.

С одной стороны, Цб — независимая организация. А с другой — все не так просто.

Также есть еще несколько нюансов, которые только подчеркивают двойственное положение Центробанка:

  • Он зарегистрирован в качестве юридического лица. Существуют организационно-правовые формы, которые определяют порядок работы для юрлиц (закрытое акционерное общество, фонд, потребительский кооператив и т.д.). А Банк России является единственным юрлицом, у которого этой формы нет.
  • Чтобы подчеркнуть независимый от государства статус, он не входит ни в одну ветку власти. Напомним, в России их три: законодательная, исполнительная и судебная. И все органы власти принадлежат одной из них.
  • Работа Центрального банка не зависит от государства точно так же, как и работа правительства от ЦБ. Это значит, что в случае финансового кризиса из ЦБ нельзя будет взять деньги для покрытия убытков.
  • Но если в стране приняты соответствующие федеральные законы или другие соглашения, то регулятор может взять на себя заботу и финансово «помочь» государству.
  • ЦБ может получать прибыль. Например, от продажи ценных бумаг или памятных монет. По закону, 75% доходов направляются в бюджет страны.
  • Несмотря на то, что совет директоров принимает независимые решения, он регулярно сотрудничает с Министерством Финансов и другими ведомствами, а также принимает во внимание текущую ситуацию в стране.
  • Организация ежегодно отчитывается Госдуме о результатах работы, а также проводит обсуждения по предстоящим направлениям и предполагаемым результатам кредитно-денежной политики.

Итог: несмотря на независимость Центробанка, он все же подчиняется некоторым структурам власти и активно взаимодействует с ними в работе.

Структура управления Центробанка

Пост главы Банка России с 2013 года занимает Эльвира Сахипзадовна Набиуллина. Срок полномочий длится 5 лет. Кандидатуру главы предлагает Президент РФ, а рассмотрением и утверждением занимается Государственная Дума.

Помогают Эльвире Сахипзадовне 11 заместителей. Помимо них, у нее есть подразделения прямого подчинения.

Центробанк, в свою очередь, находится под управлением Совета директоров. Он состоит из 14 участников, которые не принадлежат ни к какой партии или сторонней организации. То есть это люди, которые работают только в Центробанке.

Сначала кандидатов в Совет предлагает председатель Госдумы. Затем, после обсуждения с президентом, Дума назначает состав управления.

Совет директоров определяет уровень ключевой ставки, а также направление финансового сектора. Именно от него зависят правила, по которым будут работать банки, а также характер монетарной политики.

Национальный финансовый совет (НФС). От лица Центробанка в него входит только его глава. Остальными участниками являются представители:

  • Совета Федерации;
  • Госдумы;
  • Правительства России;
  • Президента РФ.

Полный состав насчитывает 12 человек. Их заседание происходит раз в три месяца.

НФС занимается:

  • изучает годовую отчетность;
  • утверждает бюджет регулятора;
  • обсуждает направления по кредитно-денежной политике, а также возможности развития банковской системы.

Иными словами, НФС является наблюдательным органом, функция которого скорее надзорная, т.к. повлиять на работу в глобальном плане не может.

Денежно-кредитная политика ЦБ

Представьте два государства. В одном очень тяжелая финансовая ситуация: из-за высокой инфляции доходы людей обесценились, и население может едва позволить себе купить вещи первой необходимости. Иными словами, денег нет, и все дорого. Страна находится буквально на грани.

А во втором – ситуация кардинально противоположная: денег настолько много, что производство товаров сокращается – оно становится просто невыгодным. И складывается парадокс: покупательская способность вырастает, но купить на эти деньги просто нечего. А это, в свою очередь, тормозит экономический рост.

Избежать первой и второй ситуации призвана денежно-кредитная политика (ДКП). По-другому ее называют монетарной.

ДКП призвана контролировать инфляцию и поддерживать ее на оптимальном уровне. В нашей стране идеальным показателем считается 4% – цифра выше или ниже будет негативно сказываться на экономике.

Это главный принцип “таргетированной” (с английского target – цель) политики: когда действия регулятора направлены на достижение установленной планки (или цели).

При такой работе основной инструмент ДКП – это ключевая ставка. А валютный курс отпущен в свободное плавание, т.е. Банк России не устанавливает его вручную и никак не вмешивается в его изменение (кроме чрезвычайных случаев).

Что такое ключевая ставка и на что она влияет

Раз уж мы упомянули ключевую ставку (КС), то расскажем немного о ней. Тем более, она тесно связана с денежно-кредитной политикой.

Напомним, что КС – это процент, под который банки берут в кредит деньги у Центробанка, а также открывают депозиты.

Почему именно с ее помощью регулятор контролирует инфляцию?

Дело в том, что уровень ставки делает ваши деньги в буквальном смысле дороже или дешевле.

Например, при высокой ставке проценты по кредитам дорожают. Но при этом и проценты по вкладам тоже. Поэтому в такой ситуации компании и население берут меньше кредитов, но вместе с этим открывают больше депозитов, чтобы не только сохранить деньги, но и заработать на этом.

Заставьте свои сбережения работать и приносить вам пассивный доход! В Совкомбанке есть линейка вкладов с гибкими условиями – вы сможете подобрать подходящий для себя вариант. Высокая ставка до 8,7% годовых убережет деньги от инфляции и поможет быстрее накопить на крупные покупки. Подайте заявку онлайн!

Таким образом, люди меньше покупают, цены перестают расти, и замедляется инфляция.

И, наоборот, при низкой КС деньги дешевеют, и ситуация становится противоположной: ставки на кредиты и вклады низкие, соответственно люди склонны больше тратить, чем откладывать. А чем больше средств тратит население, тем выше становится спрос на предметы, следом за этим растут цены и инфляция.

Именно этот принцип использует регулятор, когда встает вопрос о снижении или повышении уровня инфляции.

Как ЦБ влияет на жизнь граждан

Если вы дочитали статью до этого пункта, то уже сможете сделать вывод самостоятельно. Но давайте вместе подытожим.

  • Регулирование инфляции влияет на общее благосостояние граждан страны. Если вы думаете, что при отсутствии кредита или ипотеки ключевая ставка вас никак не касается, то это не так. От нее зависит многое. При этом следует помнить, что результаты бывают видны не сразу, а через какое-то время. Ставку могут поднять на полпункта, а рост цен вы заметите только через пару недель.

Зачем откладывать деньги долгие месяцы, если можно получить желаемое прямо сейчас? Возьмите кредит по ставке 6,9% в Совкомбанке, оформите услугу «Гарантия минимальной ставки», и мы вернем все проценты по истечении срока кредитования. Для этого расплачивайтесь Халвой каждый месяц и не допускайте просрочек по кредиту. Оставить заявку вы можете в два клика, а деньги мы зачислим на карту либо отправим курьером.

  • Главная задача всей деятельности регулятора – сделать рост цен предсказуемым, а экономику стабильной. Благодаря этому вы сможете купить жилье, строить планы на будущее, а компании будут наращивать производства и прибыль. Товаров станет больше, цены на них будут доступны. В целом, возникнет благоприятная финансовая обстановка в стране.
  • Даже если вы не собираетесь брать кредит, вы все равно пользуетесь хотя бы одним из финансовых продуктов: страхование, вклад, рассрочка или даже простая оплата картой на кассе магазина. Стабильная работа всех этих сервисов зависит от деятельности Банка России.

Ключевая ставка влияет на жизнь каждого из нас

  • Все мы хотим получать качественное обслуживание, когда дело касается наших денег. Открывая депозит или подписывая договор с брокером, клиенту важна надежность компании. Именно Центробанк рассматривает жалобы людей на недобросовестных работников финансовой сферы и принимает соответствующие меры.

Делая экономику стабильнее и прозрачнее, Центральный банк укрепляет и страну. А это влияет на жизнь каждого из нас.

Можно ли обойтись совсем без Центробанка

Вопрос с подвохом. Мы ответим: скорее нет, чем да.

Современному государству с развитой банковской системой, с рынком ценных бумаг и активной внешней торговлей просто не обойтись без регулирующего органа.

На это есть несколько причин:

  • Как бы слаженно ни работали банки, рано или поздно может возникнуть ситуация, когда в запасах не останется ликвидов, или их станет недостаточно для обслуживания клиентов. Поэтому им нужен один большой кредитор, который поможет избежать подобных проблем. Ведь даже временный дефицит средств может вызвать панику среди населения.
  • Любой банк – сложная структура, которая должна функционировать по четким законам. Нужно это не только для порядка внутри самих организаций, но и для защиты клиентов. Для этого члены ведомства и разрабатывают правила, которые защищают средства граждан.
  • Вы никогда не задумывались, почему в каждой стране есть своя единая валюта? Это тоже заслуга центральных банков. Именно монетарная политика устанавливает платежеспособность национальной валюты на территории страны. Т.е. расплачиваться можно только ей.
  • И, наконец, Банк России поддерживает благосостояние граждан, о чем мы неоднократно уже упоминали в ходе статьи. Он выстраивает свою политику, ориентируясь на особенности и потребности страны.

Но в каждом правиле есть исключения. В мире существует несколько стран, где нет центральных банков. Речь идет о так называемых карликовых государствах, например, Ватикан, Монако, Лихтенштейн, Мальта и т.д.

Особенность состоит в том, что их экономика весьма ограничена, а это накладывает ограничения и на ДКП. Внутри таких стран нет своих национальных банков или рынка ценных бумаг. У них даже отсутствует экспорт, а основной упор делается на туризм. Поэтому наличие отдельного центробанка просто не имеет смысла – он не сможет полноценно работать в таких условиях.

Поэтому они пользуются “услугами” государств, внутри которых находятся. Например, Банк Италии печатает купюры для Ватикана. А другие государства просто переходят на иностранную валюту, например на доллар.

Центральный банк – одна из эволюционных ступеней развития экономики. Чем глобальнее становится мир, чем больше финансовых операций совершается каждый день, тем более необходимым становится наличие регулятора.

Есть ли аналогичные структуры в других странах

Мы уже выяснили, что сложно представить современную страну без собственного Центрального банка. Но несмотря на то, что цели у регуляторов примерно одинаковые, все они устроены по-разному.

Банк Англии в Лондоне

Их основное отличие состоит в том, насколько центральный банк той или иной страны зависит от государства.

Есть банки, где весь капитал принадлежит государству: Великобритания, Россия, Германия, Нидерланды, Франция и т.д.

А в таких странах, как США и Италия, 100% активов центральных банков принадлежат акционерам. Это могут быть банки-участники Федеральной резервной системы (аналог Центробанка) Америки. А в случае Италии банки и страховые компании.

Есть государства, где капитал регулятора поделен между акционерами и государством частично. Например, Япония: 55% средств приходятся на государство, а остальные 45% поделены между частными инвесторами.

Центральные банки могут отличаться по многим факторам. Один из самых интересных из них – то, как назначают главу.

Например, в Германии, Великобритании, Дании, России и т.д. кандидатов предлагает правительство. В Италии – наоборот, главу назначает совет Центробанка, и политики не принимают в этом никакого участия.

Несмотря на многие различия, миссия Центральных банков всех стран одна: создать максимально благоприятную финансовую обстановку для граждан и обеспечить достойный уровень жизни.

Глава 21. Порядок рассмотрения вопросов, связанных с взаимоотношениями Государственной Думы и Центрального банка Российской Федерации (Банка России)

Статья 165

Порядок взаимоотношений Государственной Думы и Центрального банка Российской Федерации (Банка России) регулируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и настоящим Регламентом (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651).

 Статья 166

1. Законопроекты о внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» по вопросам, касающимся налогообложения Банка России, взаимоотношений Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления, международной и внешнеэкономической деятельности Банка России, предварительно рассматриваются на заседании Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 февраля 2004 года № 131-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 9, ст. 756; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 апреля 2008 года № 425–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 18 , ст. 1969).

2. Законопроекты о внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» по вопросам, касающимся организации наличного денежного обращения, банковского регулирования и надзора, взаимоотношений Банка России с кредитными организациями, организации безналичных расчетов, предварительно рассматриваются на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 февраля 2004 года № 131-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 9, ст. 756; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 8–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 53, ст. 6541).

3. Законопроекты о внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» по вопросам, касающимся статуса, полномочий и ответственности Банка России, капитала Банка России, органов управления Банком России, принципов организации Банка России, служащих Банка России, операций Банка России, отчетности Банка России, аудита Банка России, предварительно рассматриваются на совместном заседании Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. При рассмотрении в первом чтении законопроектов по вопросам, касающимся полномочий и ответственности Банка России, органов управления Банком России, распределение прибыли Банка России, принципов организации Банка России, служащих Банка России, Государственная Дума заслушивает содоклад представителя Комитета Государственной Думы по финансовому рынку (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 февраля 2004 года № 131-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 9, ст. 756; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 8–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 53, ст. 6541; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 апреля 2008 года № 425–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 18, ст. 1969).

4. По вопросам, указанным в частях первой, второй и третьей настоящей статьи, Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству готовит заключения, которые направляет в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитет Государственной Думы по финансовому рынку. При рассмотрении законопроектов по указанным вопросам Государственная Дума заслушивает содоклад представителя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 апреля 2004 года № 329-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 15, ст. 1378; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 8–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 53, ст. 6541; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 6–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 52, ст. 7558; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793).

(Статья 166 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651.)

 Статья 167

1. В соответствии со статьей 83 (пункт «г») Конституции Российской Федерации кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации представляет Президент Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации представляет на рассмотрение Государственной Думы кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий Председателя Центрального банка Российской Федерации.

3. Кандидатура для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. Данный комитет вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты (новая часть третья введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 25, ст. 2480; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 8–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 53, ст. 6541; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 апреля 2008 года № 425–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 18, ст. 1969).

4. В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры, представленной для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации, Президент Российской Федерации в течение двух недель вновь представляет кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации. Одна кандидатура не может быть представлена более двух раз.

5. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации Президент Российской Федерации представляет на рассмотрение Государственной Думы кандидатуру для назначения на указанную должность в течение двух недель со дня освобождения от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.

(Части третья и четвертая считаются соответственно частями четвертой и пятой на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651.)

 Статья 168

1. Кандидат для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты Государственной Думы, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее.

2. Преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций и комитетов палаты (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

3. Председатель Центрального банка Российской Федерации считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.

4. Повторное рассмотрение той же кандидатуры или рассмотрение новой кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации проводится в порядке, предусмотренном статьями 167 и 168 настоящего Регламента (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651).

 Статья 169

1. В соответствии со статьей 83 (пункт «г») Конституции Российской Федерации вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации ставится Президентом Российской Федерации.

2. Представление Президента Российской Федерации об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. Данный комитет вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты (новая часть вторая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 25, ст. 2480; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 8–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 53, ст. 6541; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 апреля 2008 года № 425–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 18, ст. 1969).

3. Решение об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.

(Часть вторая считается частью третьей на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651.)

 Статья 170

1. Члены Совета директоров Центрального банка Российской Федерации (далее — Совет директоров) назначаются на должность Государственной Думой по представлению Председателя Центрального банка Российской Федерации, согласованному с Президентом Российской Федерации.

2. Кандидатура для назначения в Совет директоров предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. Данный комитет вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты (новая часть вторая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 25, ст. 2480; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 8–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 53, ст. 6541; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 апреля 2008 года № 425–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 18, ст. 1969).

3. Кандидат для назначения в Совет директоров выступает перед Государственной Думой с изложением своих взглядов на предстоящую деятельность.

4. Депутаты Государственной Думы, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по обсуждаемой кандидатуре, выступать за или против нее.

5. Преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций и комитетов палаты (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

6. Член Совета директоров считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

7. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.

(Часть седьмая исключена, части вторая — шестая считаются соответственно частями третьей — седьмой на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651.)

 Статья 171

1. В случае, если срок полномочий членов Совета директоров не истек, они освобождаются от должности Государственной Думой по представлению Председателя Центрального банка Российской Федерации.

2. Представление Председателя Центрального банка Российской Федерации об освобождении от должности члена (членов) Совета директоров предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. Данный комитет вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты (новая часть вторая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 25, ст. 2480; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 8–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 53, ст. 6541; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 апреля 2008 года № 425–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 18, ст. 1969).

3. Решение по данному вопросу принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

4. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.

(Части вторая и третья считаются соответственно частями третьей и четвертой на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651.)

 Статья 172

1. Кандидатуры для избрания трех представителей Государственной Думы в состав Национального финансового совета — коллегиального органа Банка России выдвигаются депутатами Государственной Думы из числа депутатов Государственной Думы. Письма депутата (депутатов) Государственной Думы, руководителей фракций в Государственной Думе, содержащие предложения о кандидатурах в состав Национального финансового совета, направляются в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку в течение 30 дней со дня проведения первого заседания Государственной Думы нового созыва.

2. Срок полномочий представителя Государственной Думы в Национальном финансовом совете не может превышать срок полномочий Государственной Думы данного созыва.

3. Полномочия депутата Государственной Думы — представителя Государственной Думы в Национальном финансовом совете могут быть прекращены досрочно и он может быть отозван из Национального финансового совета на основании представления, внесенного Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку. Данный комитет вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты.

4. В случае досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы — представителя Государственной Думы в Национальном финансовом совете или в случае отзыва Государственной Думой представителя из Национального финансового совета письма депутата (депутатов) Государственной Думы, руководителей фракций в Государственной Думе, содержащие предложения о кандидатурах в состав Национального финансового совета, направляются в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку в течение 30 дней со дня принятия постановления Государственной Думы о досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы или об отзыве представителя Государственной Думы из Национального финансового совета.

5. Кандидатуры в состав Национального финансового совета предварительно рассматриваются на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. Данный комитет вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты.

6. Кандидат в состав Национального финансового совета выступает перед Государственной Думой с изложением своих взглядов на предстоящую деятельность в качестве представителя Государственной Думы в Национальном финансовом совете.

7. Депутаты Государственной Думы, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по обсуждаемой кандидатуре, выступать за или против нее.

8. Преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций и комитетов палаты.

9. Решение Государственной Думы по вопросу формирования Национального финансового совета считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.

10. Представители Государственной Думы в Национальном финансовом совете ежегодно не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, представляют в Государственную Думу отчеты о своей деятельности (часть десятая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 8 декабря 2020 года № 9308–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 50, ст. 8131).

(Статья 172 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 ноября 2016 года № 172–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 46, ст. 6411.)

 Статья 173

1. Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров.

2. Государственная Дума направляет годовой отчет Банка России Президенту Российской Федерации, а также на заключение в Правительство Российской Федерации.

3. Государственная Дума рассматривает годовой отчет Банка России до 1 июля года, следующего за отчетным.

4. Годовой отчет Банка России предварительно рассматривается на совместных заседаниях Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты (новая часть четвертая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 8 декабря 2020 года № 9308–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 50, ст. 8131).

5. При рассмотрении годового отчета Банка России Государственная Дума заслушивает доклад Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Банка России, а также содоклады представителей Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 апреля 2004 года № 329-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 15, ст.1378; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 8–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 53, ст. 6541; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 апреля 2008 года № 425–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 18, ст. 1969; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 6–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 52, ст. 7558; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793).

6. Депутаты Государственной Думы, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы Председателю Центрального банка Российской Федерации и его содокладчику (содокладчикам), высказывать свое мнение о деятельности Банка России и его годовом отчете.

7. Преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций и комитетов палаты (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

8. По итогам рассмотрения годового отчета Банка России Государственная Дума принимает постановление.

(Части четвертая — седьмая считаются соответственно частями пятой — восьмой на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651.)

 Статья 174

1. Банк России ежегодно не позднее 26 августа текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период и не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 апреля 2004 года № 329-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 15, ст.1378; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 апреля 2007 года № 4464–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 18, ст. 2138).

2. Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 апреля 2004 года № 329-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 15, ст.1378; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 апреля 2007 года № 4464–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 18, ст. 2138).

3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики предварительно рассматриваются на совместных заседаниях Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты (новая часть третья введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 8 декабря 2020 года № 9308–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 50, ст. 8131).

4. При рассмотрении основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Государственная Дума заслушивает доклад Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Банка России, а также содоклады представителей Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 апреля 2004 года № 329-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 15, ст.1378; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 8–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 53, ст. 6541; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 апреля 2008 года № 425–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 18, ст. 1969; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 6–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 52, ст. 7558; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793).

5. Депутаты Государственной Думы, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы Председателю Центрального банка Российской Федерации и его содокладчику (содокладчикам), высказывать свое мнение по основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики и деятельности Банка России.

6. Преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций и комитетов палаты (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

7. По итогам рассмотрения основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Государственная Дума принимает постановление.

(Части третья — шестая считаются соответственно частями четвертой — седьмой на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651.)

 Статья 175

(Статья 175 утратила силу на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 апреля 2004 года № 329-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 15, ст.1378.)

Центральный банк России сопротивляется призывам взять на себя управление местными отделениями западных банков — источники

  • Сводка
  • Компании
  • Российские предприятия жалуются, что иностранные банки не предоставляют кредиты
  • Центральный банк опасается вытягивания денег вкладчиками — источник
  • Центральный банк уже внимательно следит за иностранными подразделениями — источник
  • Этот контент включает контент, созданный в России, где закон ограничивает освещение российских военных операций в Украине

МИЛАН/МОСКВА, 14 июля (Рейтер) — Центральный банк России сопротивляется внутренним призывам взять на себя управление местными предприятиями иностранных кредиторов, сообщили Рейтер два источника, непосредственно знакомых с этим вопросом. вкладчикам вывести средства.

Центральный банк находится под растущим давлением со стороны некоторых российских чиновников и предприятий после того, как западные филиалы прекратили кредитование, поскольку их правительства ввели санкции против Москвы в связи с конфликтом на Украине. Это разозлило российских клиентов, борющихся с экономическим спадом и галопирующей инфляцией.

По данным двух отдельных источников, российские власти рассмотрели схему, согласно которой повседневное управление некоторыми местными банками, принадлежащими иностранцам, будет передано в руки России, а право собственности останется за материнской компанией.

На данный момент, однако, центральный банк сопротивляется такому шагу, сообщили два источника, непосредственно осведомленные в этом вопросе, а один добавил, что он обеспокоен возможностью того, что вкладчики поспешат вывести средства.

«Банк России осуществляет надзор за всеми кредитными организациями, зарегистрированными в России, обеспечивая стабильность банковского сектора», — говорится в сообщении Центробанка Рейтер по электронной почте.

«Дочерние организации иностранных банков являются российскими юридическими лицами, имеющими лицензию Центрального банка России, и к ним применяются те же требования в отношении обязательных нормативов, резервов и т. д., что и к банкам с российскими акционерами», — говорится в сообщении.

Давление на центральный банк растет.

«Ряд иностранных банков приостановили свою деятельность и сидят полные ликвидности — есть ли перспективы введения внешнего управления для таких банков? Они просто сидят (на кассе) и не кредитуют», инвестор, который не дал как ее зовут, спросил представитель центрального банка на Петербургском международном юридическом форуме в конце прошлого месяца.

Призывы ввести внешнее управление при сохранении иностранной собственности в прошлом месяце поддержал Андрей Костин, исполнительный директор российского государственного банка ВТБ.

«Я лично считаю, что это должно быть quid pro quo: наши банки были арестованы, а их банки должны быть отобраны», — добавил он.

По последним данным, на долю иностранных банков приходилось 11% всего российского банковского капитала на конец 2021 года.

Райффайзен (RBIV.VI), UniCredit (CRDI.MI) и Citi, три крупнейших подразделения западных банков, владели активами в размере 3,5 трлн рублей (60 млрд долларов США) против 38 трлн рублей у крупнейшего российского игрока Сбербанка (SBER.MM) .

По данным Интерфакса, Raiffeisen, UniCredit и Citi вместе держат 264 миллиарда рублей на депозитах физических лиц против почти 10 триллионов у Сбербанка.

Используя закон, принятый в 2002 году, центральный банк уже назначил своих представителей в более чем 100 финансовых учреждениях, включая российские подразделения Raiffeisen, UniCredit, Intesa Sanpaolo (ISP.MI), ING (INGA.AS) и Citi. .

Центральный банк проверяет любое решение, выходящее за рамки повседневного управления, и внимательно следит за уровнем капитала и ликвидности в российских подразделениях иностранных банков, сообщил Reuters западный источник, знакомый с этим вопросом.

После начала конфликта западные банки, которые сохранили свое присутствие в России, также исключили иностранных граждан из советов директоров и команд высшего руководства, добавил источник.

Местные сотрудники, оставшиеся у власти, находятся под давлением властей, чтобы убедиться, что западные санкции не применяются, учитывая предложенный российский закон, согласно которому нанесение вреда бизнесу путем его применения является уголовным преступлением.

Представитель ВТБ подтвердил, что позиция Костина в отношении операций иностранных банков не изменилась, но отказался от дальнейших комментариев. Российские подразделения Raiffeisen, UniCredit, Intesa Sanpaolo и ING не ответили на запросы о комментариях.

Ситибанк Россия отказался от комментариев.

Конфликт на Украине побудил западные банки задуматься об уходе из России, но ужесточение санкций ограничило количество покупателей.

Россия заявляет, что проводит спецоперацию в Украине.

Эксперты говорят, что лишение западных банков повседневного управления, сохраняя при этом их владельцев, может поставить их на крючок за любые действия, нарушающие международные санкции.

«Даже если вы не управляете российскими операциями своего банка напрямую, вы все равно можете подвергаться риску контрагента», — сказал Джон Седунов из Школы бизнеса Виллановы.

(1 доллар = 58,2500 рублей)

Репортаж Валентины За в Милане, Джузеппе Фонте в Риме и бюро Reuters
Под редакцией Элизы Мартинуцци и Марка Поттера

Наши стандарты: Принципы доверия Thomson Reuters.

У Центрального банка России заканчиваются варианты

Соединенные Штаты, Европейский союз и Великобритания удивили почти всех на этой неделе, наложив санкции на Центральный банк России (ЦБ РФ). Замораживая активы банка в своих юрисдикциях, западные союзники надеются лишить Москву одного из ключевых элементов ее стратегии самообеспечения «Крепость Россия»: резервов ЦБ РФ на сумму 630 миллиардов долларов.

За последние шесть дней ЦБ быстро ввел новшества, чтобы сохранить в своем распоряжении максимально возможный набор инструментов денежно-кредитной политики, включая валютные резервы. Но это также вынудило его нарушить табу — от контроля за движением капитала и закрытых фондовых рынков до разрешения банкам воздерживаться от переоценки своих активов. Вот почему у банка могут быстро закончиться варианты, когда санкции начнут действовать, а кредитный рынок заглохнет.

Несмотря на то, что власти объявили каждый рабочий день с понедельника выходным днем, рубль все же упал до новых минимумов на валютных рынках. Как я и предсказывал на прошлой неделе, основной реакцией ЦБ РФ было резкое повышение процентных ставок, а не прямое вмешательство на валютном рынке. Я не предполагал, что санкции в любом случае серьезно ограничат его возможности.

Ключевым заниженным фактором этого кризиса было то, что ЦБР не имел мандата придерживаться определенной привязки или коридора обменного курса с конца 2014 года. В то время Россия боролась с падением цен на нефть и новыми санкциями после ее введения. присоединение Крыма. Стало ясно, что даже большой запас резервов конечен и не может бесконечно использоваться для предотвращения обесценивания. С тех пор основная задача банка заключалась в сдерживании инфляции и контроле за здоровым внутренним кредитным рынком с помощью независимой политики процентных ставок.

Конечно, санкции и связанное с этим обесценивание также ослабляют способность банка выполнять эти приоритеты. Инфляция уже значительно превысила целевой показатель в 4 процента, и ее дальнейшее ускорение произойдет из-за внезапного обесценивания рубля. Отечественные банки и корпорации также имеют обязательства, номинированные в долларах, и рассчитывают на то, что ЦБ РФ предоставит им ликвидность в долларах, а также в рублях.

ЦБ РФ столкнулся со многими проблемами после мирового финансового кризиса, но он никогда не выдавал больше, чем было обеспечено иностранной валютой и другими безопасными активами, даже в случае экстренного кредитования. Теперь, когда, по консервативным оценкам, 53% его активов заморожены, а центральный банк не может покупать свопы у западных банков, ЦБ может внезапно выглядеть гораздо менее заслуживающим доверия кредитором последней инстанции.

Всего за неделю его требования к банкам увеличились в пять раз до 5,2 трлн рублей, или 20 процентов имеющихся резервов, и это при условии, что имеющиеся у него золотые резервы в размере 130 миллиардов долларов являются ликвидными, хотя на самом деле их трудно переместить, а действительно востребован. Ожидайте роста экстренного кредитования в ближайшие дни и недели, когда рынки вновь откроются, а новые санкции начнут действовать.

Хотя ничто не мешает ЦБ РФ ссужать больше рублей, чем он может получить в иностранной валюте, его цель в условиях высокой инфляции состоит в том, чтобы разумно использовать имеющиеся у него деньги. Он также должен решить проблему несоответствия валют, поскольку западные банки не будут предоставлять свопы. У Народного банка Китая есть своп-линия с ЦБ РФ, но только для юаня. Китайские госбанки также продемонстрировали нежелание финансировать покупку российских товаров в долларах, поэтому вряд ли они предложат долларовые свопы.

Меры, объявленные главой ЦБ РФ Эльвирой Набиуллиной с понедельника, сочетают экстренное кредитование с более инновационной политикой. Чтобы балансы банков выглядели здоровыми, ЦБ РФ фактически остановил часы, позволив им не обновлять оценку своих активов, чтобы отражать последние рыночные потрясения. Чтобы у ЦБ все еще было достаточно долларов для кредитования банковской системы, банк вынуждает экспортеров конвертировать 80 процентов своей выручки в рубли. Это также останавливает поток иностранной валюты, покидающей страну, ограничивая возможности нерезидентов выводить капитал и возможности россиян вывозить наличные через границу.

Правительство также ввело ряд политик для поддержки усилий ЦБ РФ по замене замороженных резервов. Министерство финансов ввело «амнистию капитала», позволяющую резидентам со сбережениями за границей вернуть их в Россию, не задавая вопросов о налогах или преступной деятельности. 1 марта премьер-министр Михаил Мишустин объявил о временном запрете иностранным инвесторам продавать свои российские активы. А в последующем объявлении ЦБ запретил перевод купонных выплат иностранным владельцам рублевых облигаций.

Пропущенные процентные платежи подводят Россию очень близко к территории суверенного дефолта, но не совсем пересекают черту.

Естественно, эта экстренная политика нанесет ущерб долгосрочной привлекательности России для инвесторов, но вряд ли это сейчас является политическим приоритетом. ЦБР не ожидал, что санкции будут введены так быстро, и явно был вынужден готовить ответ в спешке, не имея времени обдумать долгосрочные последствия для своих замороженных резервов. Соединенные Штаты и их партнеры пока не выдвинули никаких условий для снятия новых санкций. Они надеются, что экономическое давление заставит Россию вывести свои войска.