Единственный поставщик по фз 44: Закупка у единственного поставщика по 44‑ФЗ

Специальные инвестиционные контракты: требования и льготы |

Специальные инвестиционные контракты (СПИК), относительно новая форма стимулирования инвестиций в российскую промышленность, были введены поправками, вступившими в силу с 30 июня 2015 года в Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике».

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА СПИК

СПИК — соглашение, по которому инвестор обязуется модернизировать и/или развивать производство промышленной продукции в Российской Федерации (РФ), а другая сторона (РФ или субъект РФ) обязуется в течение срока льгот СПИК для производственной деятельности, установленных законодательством РФ или соответствующего субъекта РФ при заключении СПИК.

Таким образом, одним из ключевых обязательств публичной стороны перед инвестором в рамках СПИК является предоставление стимулов. При этом перечень льгот, которые могут быть предусмотрены в СПИК, ограничивается мерами, предусмотренными законодательством РФ или субъекта РФ при заключении СПИК. До недавнего времени список потенциальных стимулов для инвесторов по СПИКам на федеральном уровне был относительно коротким. Таким образом, любая новая мера стимулирования, предусмотренная законодательством, сделает СПИК значительно более привлекательным для потенциальных инвесторов.

С 1 сентября 2016 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок товаров, работ, услуг» (Закон № 44-ФЗ). В их числе новая мера стимулирования участников СПИК: инвестору СПИК или привлеченному им лицу теперь может быть предоставлен статус единственного поставщика в отношении закупки продукции, производство которой налажено или модернизировано и /или разработанные в рамках СПИК (Закон № 44-ФЗ, ст. 111.3). Ниже в данной статье рассматриваются условия и порядок применения данной меры поощрения.

ТРЕБОВАНИЯ К ИНВЕСТИЦИОННОМУ ПРОЕКТУ

Инвестору (или привлеченному им лицу) недостаточно просто заключить СПИК для получения статуса единственного поставщика. Требуется акт правительства РФ, и должно быть выполнено каждое из следующих условий:

СПИК должна быть заключена РФ (или РФ совместно с субъектом РФ и/или муниципальным образованием) это означает, что льгота распространяется только на федеральные СПИК, а не на региональные СПИК, которые в настоящее время составляют большая часть заключенных СПИКов;

объем инвестиций в рамках СПИК должен превышать 3 млрд руб.;

товар должен быть произведен в РФ российским юридическим лицом;

страной происхождения товара, являющегося предметом СПИК, должна быть РФ.

Кроме того, при заключении СПИК должны быть изложены условия, предшествующие праву инвесторов заключать контракты на поставку продукции в качестве единственного поставщика, максимальное количество поставляемой таким образом продукции и ответственность за превышение этого количества. Данные условия вступают в силу только после опубликования постановления правительства РФ о назначении инвестора единственным поставщиком. Стоит отметить, что согласно типовой форме СПИК для отдельных отраслей (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей») изменение СПИК допускается только в случае существенного изменения в условиях исполнения инвестиционного проекта, либо неисполнения публичной стороной своих обязательств по СПИК. Таким образом, указанная льгота не может применяться к инвесторам, вступившим в федеральные СПИК до 1 сентября 2016 года.

ОГРАНИЧЕНИЯ НА ЗАКУПКИ

Поправками в Закон № 44-ФЗ установлены ограничения на количество товара, приобретаемого в рамках меры поощрения, и на его цену.

Общее количество продукции, которое может быть закуплено у инвестора (или привлеченного им лица) в качестве единственного поставщика в течение календарного года, не должно превышать 30% от общего объема выпуска продукции в течение календарного года. Инвестор, нарушивший это ограничение, подлежит штрафу в размере 50% от стоимости излишка. При этом нет гарантии, что 30% от общего объема выпуска продукции будет закуплено у инвестора, так как закупка у единственного поставщика находится на исключительном усмотрении заказчика, что может заменить конкурсную процедуру, если так хочется.

Товар может быть закуплен у инвестора по СПИК, являющегося единственным поставщиком, по цене не выше максимальной цены за единицу товара. Порядок установления предельной цены единицы продукции устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом. Такой порядок еще не утвержден.

Также следует отметить, что статус единственного поставщика не предоставляется инвестору по СПИК на исключительной основе. Правительство РФ может определить нескольких производителей однородной или идентичной продукции, с которыми заказчики могут заключать договоры единственного поставщика.

ПРЕДПОЧТЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Как отмечалось выше, единственными поставщиками могут быть только инвесторы по федеральным СПИКам. При этом данное поощрение может предоставляться и на региональном уровне, но не участникам региональных СПИК, а субъекту, с которым заключается государственный контракт на поставку продукции, включающему инвестиционные обязательства (поставщику- инвестор) (Закон № 44-ФЗ, ст. 111.4).

Государственный контракт на поставку продукции, включающий инвестиционные обязательства, заключается по результатам конкурса на основании акта высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации. Закон № 44-ФЗ устанавливает ряд требований к такому договору:

поставщик-инвестор обязуется организовать, модернизировать и/или развить производство указанного товара в РФ;

срок договора не должен превышать 10 лет;

минимальный объем инвестиций в создание, модернизацию и/или развитие производства продукции должен быть не менее 1 млрд руб.;

страной происхождения товара, являющегося предметом договора, должна быть РФ.

Заказчики соответствующего субъекта РФ и муниципальные образования в таком субъекте вправе заключать договоры с поставщиком-инвестором в качестве единственного поставщика (Закон № 44-ФЗ, ст. 93, ч. 1, п. 48).

В этом случае, как и в случае СПИК, устанавливаются ограничения на цену продукта, реализуемого поставщиком-инвестором заказчикам. Эта цена не должна превышать предельной цены, устанавливаемой в порядке, устанавливаемом уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации. При этом, в отличие от СПИК, поправки к Закону № 44-ФЗ не устанавливают каких-либо ограничений на количество приобретаемой продукции у поставщика-инвестора. При этом поставщик-инвестор сохраняет возможность реализации всей произведенной им продукции, являющейся предметом государственного контракта, включающего инвестиционные обязательства, заказчикам соответствующего субъекта РФ.

Как и в случае со СПИК, на однородную или идентичную продукцию в пределах субъекта РФ может быть заключено несколько государственных контрактов, включающих инвестиционные обязательства. Соответственно, право выступать в качестве единственного поставщика не предоставляется поставщику-инвестору на исключительной основе.

В целом обязательства поставщика-инвестора во многом аналогичны обязательствам инвестора по СПИК (организация производства продукции в РФ с определенным уровнем инвестиций). Таким образом, непонятно, почему законодатели решили создать эту новую концепцию государственного контракта, включающую инвестиционные обязательства, а не предоставление таких преференций участникам региональных СПИК. В результате мы имеем ситуацию, когда участникам схожих инвестиционных проектов предоставляются разные льготы. С одной стороны, инвесторы в рамках региональных СПИК не могут выступать в качестве единственных поставщиков в государственных закупках, а с другой стороны, поставщики-инвесторы лишены льгот, предоставляемых инвесторам в рамках СПИК (стабильность правового регулирования, налоговая нагрузка и т.д.). Казалось бы, если бы инвесторы имели право на все эти льготы вместе взятые, это было бы гораздо большим стимулом для промышленного производства в РФ.

Несмотря на их ограничения и некоторые спорные
аспекты, изменения в Закон № 44-ФЗ, о которых идет речь в настоящей статье, представляют собой
значительный шаг вперед и должен помочь сделать СПИК значительно более
привлекательна для потенциальных инвесторов.

Российские товары, работы и услуги имеют приоритет при закупке государственными компаниями » Родин и партнеры

С 1 января 2017 года приобретение товаров, работ и услуг российского производства отдельными категориями покупателей будет иметь приоритет перед приобретением товаров, работы и услуги иностранного происхождения в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 925 от 16.09.2016 (см. русскоязычную версию «Приказа » здесь). Постановление принято в рамках государственной политики импортозамещения.

Новые правила распространяются на поставщиков, реализующих товары, работы и услуги государственным корпорациям, естественным монополиям, а также компаниям, в которых российскому государству принадлежит не менее 50 % акций, их мажоритарным акционерам, закупки которых регулируются Федеральным Закон
№ 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. (см. русскоязычную версию Закона здесь). Затрагиваются все виды закупок, поскольку Указ не ограничивает его применение какими-либо конкретными товарами, работами или услугами.

Постановление ставит иностранных поставщиков товаров, работ и услуг в невыгодное положение по двум ключевым параметрам:

  • На этапе отбора поставщики российских товаров, работ и услуг (« Местные поставщики ») получают 15 % виртуальной скидки от цен, указанных в их предложениях.
  • На этапе заключения договора , если победителем конкурса является Местный поставщик, договор заключается по цене, указанной в оферте, то есть без скидки 15%. Наоборот, если победителем конкурса является поставщик иностранных товаров, работ или услуг, цена контракта снижается на 15% от цены, предложенной поставщиком.

Товары считаются российскими, если они произведены или прошли достаточную переработку в стране в соответствии с таможенными правилами, действующими в России. Поставщик считается российским, если он является юридическим лицом, зарегистрированным в России (которое может находиться в полной иностранной собственности, за исключением специально регулируемых секторов, таких как СМИ) или гражданином России.

Правило приоритета закупок не применяется, в частности, в следующих случаях:

  • , если в торгах участвовал один участник торгов;
  • , если предлагались товары только иностранного производства; или
  • , если закупки осуществляются у поставщика со статусом «единственный поставщик».

Основным способом получения компаниями статуса единственного поставщика или признания их товаров отечественными являются, сродни правилам о закупках товаров, работ и услуг для государственных нужд (Федеральный закон № 44-ФЗ). от 5 апреля 2013 г. – см. русскоязычную версию настоящего Закона здесь), заключить специальный инвестиционный контракт, в соответствии с которым они обязуются создать или расширить свое производство в России в обмен на государственные гарантии и налоговые льготы. На сегодняшний день заключено четыре таких контракта, в том числе контракт на расширение машиностроительного завода, подписанный на Сочинском международном инвестиционном форуме
от 30 сентября 2016 года.