Какие нормы устанавливает Закон «Об электронной подписи». Федеральный закон 63 об электронной цифровой подписи


Закон об электронной подписи 63 ФЗ с комментариями и изменениями 2018

Рассмотрим подробнее федеральный закон об электронной подписи, для чего его приняли, а также ключевые положения.

Зачем нужен ФЗ об электронной цифровой подписи

Когда дело касается обычных бумажных документов, то, чтобы идентифицировать личность человека, а также заверить достоверность сведений, которые указаны в них, ставится уникальная рукописная подпись.

Но что делать, если документ электронный? Внедрение электронного документооборота практически во все сферы деятельности сделало необходимым наличие цифрового аналога привычной росписи. Для этого создана электронная подпись (ЭЦП). Но чтобы она оказалась уникальной, а использование ее — безопасным, требуется законодательное регулирование.

Взамен ранее действовавшего ФЗ № 1-ФЗ от 10.01.2002 «Об электронной цифровой подписи» принят Федеральный закон 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — ЭП) от 06.04.2011, поскольку определение ЭЦП перестало соответствовать современной терминологии. Термин, введенный в 2002 году 1-ФЗ об ЭЦП, утратил силу. Выражение «63 федеральный закон об электронной цифровой подписи» становится некорректным.

63-ФЗ принят в целях регулирования отношений в следующих областях:

  • совершение гражданско-правовых сделок;
  • оказание государственных и муниципальных услуг;
  • исполнение государственных и муниципальных функций;
  • совершение иных юридически значимых действий.

Закон принят, чтобы обеспечить сохранение подлинности и достоверности электронных документов и информации, заверенных ЭП подписанта, при соблюдении требований, указанных в законе. Также обмен документами, которые подписаны электронно, позволяет одновременно решить проблему замедленного процесса документообмена в бумажном формате и утраты бумажного документа, потери его физических и информационных свойств с течением времени.

Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Скачать

Ключевые положения

Закон о цифровой подписи включает 20 статей, раскрывающих следующие нормы:

  • основные термины и определения;
  • принципы и правила использования;
  • виды, особенности использования;
  • процедура выдачи сертификата в удостоверяющем центре;
  • обязанности человека, который использует ЭП;
  • деятельность и обязанности Удостоверяющих центров, которые имеют право на выпуск.

Итак, определение «электронная подпись» закон дает следующее: это информация в электронной форме, которая содержит уникальную последовательность символов (ключ) и присоединяется к цифровому документу, чтобы определить личность подписанта.

Функции по созданию и выдаче возложены на удостоверяющие центры, использующие в процессе своей деятельности специальные шифровальные, криптографические средства. Центры могут быть как государственными, так и иными юридическими лицами.

Виды ЭП

Ст. 5 указывает на три вида ЭП (правила определены Постановлением Правительства РФ от 25.06.2012 N 634):

  1. Простая.
  2. Неквалифицированная усиленная.
  3. Квалифицированная усиленная.

Простая генерируется с использованием кодов и паролей, и заверенный документ может быть приравнен к бумажному лишь по договоренности сторон. Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 № 33 утверждены правила ее использования при оказании государственных и муниципальных услуг.

Неквалифицированная усиленная создается в результате криптографического преобразования информации, по своей силе равна заверению документов печатью. Ее выдают неаккредитованые центры.

Квалифицированная усиленная обладает всеми свойствами неквалифицированной, но дополнительно имеет ключ проверки. Он указывается в сертификате, который выдается удостоверяющим центром, аккредитованным в Минкомсвязи. Для проверки достоверности используются средства, получившие подтверждение в соответствии федеральным требованиям, что говорит о большей защищенности подписи данного вида. Приказ ФСБ РФ от 27.12.2011 № 795 устанавливает форму квалифицированного сертификата ключа.

Работа с ЭП

В 63-ФЗ есть четкое описание и руководство к действию по получению, использованию и хранению цифровой подписи, а также ряд строгих запретов, в том числе: нельзя передавать неуполномоченным лицам, оставлять флеш-накопитель без присмотра, игнорировать правила хранения и защиты.

Также установлены требования к содержанию информации в сертификате ключа:

  • уникальный номер;
  • даты начала и окончания срока действия;
  • фамилия, имя и отчество — для физических лиц, наименование и место нахождения — для юридических лиц;
  • наименование используемого средства ЭП или стандарта, требованиям которых соответствует ключ;
  • наименование удостоверяющего центра;
  • иная информация (ИНН, СНИЛС и др. при квалифицированной ЭП).

Грядущие изменения 63-ФЗ

Подготовлена новая редакция 63-ФЗ № 13 от 23.06.2016, вступающая в силу с 31.12.2017.

В частности, она изменит полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере использования ЭП (к примеру, требования к форме квалифицированного сертификата должны согласовываться ФСБ с Минкомсвязью), расширяются функции удостоверяющих центров (помимо создания возложена функция по подтверждению владения заявителем ключа), ужесточаются условия их аккредитации.

goscontract.info

Закон об электронной подписи 63-ФЗ 2018

Работа с аналогом рукописной визы строится по правилам, установленным в данном законе. Давайте рассмотрим этот нормативный акт подробнее.

Цели принятия и сфера действия закона об ЭП

Для начала стоит отметить, что 63-ФЗ от 06.04.2011 заменил собой ранее действовавший ФЗ об электронной цифровой подписи № 1 от 10.01.2002. В связи с этим фраза «63 федеральный закон об электронной цифровой подписи» некорректна.

Для того чтобы документ обладал юридической силой, он должен содержать реквизиты ответственного лица. Так, на бумажных документах ставят визу вручную, а для компьютерных файлов используют ее электронный аналог. С целью регулирования отношений между сторонами в последнем случае и был принят рассматриваемый закон.

Документ действует в следующих сферах (ст. 1):

  • гражданско-правовые сделки;
  • государственные и муниципальные услуги;
  • государственные и муниципальные функции;
  • иные юридически значимые действия.

Кроме того, такой способ визирования документов применяют при государственных закупках, сдаче налоговой отчетности через Интернет, банковских операциях, документообороте государственных структур и т. д.

Участниками таких отношений могут быть юридические или физические лица, а также с государственные органы.

Электронный вариант визы равнозначен бумажному — об этом говорится на соответствующем портале https://iecp.ru/.

Основные понятия, используемые в 63-ФЗ

15 терминов, которые используются в тексте нормативного акта, определены в ст. 2. Здесь идет речь об удостоверяющих центрах и аккредитации у них, ключах ЭП, их сертификатах и владельцах, корпоративной и информационной системах и т. д.

А в п. 14 и 15 указано, что подразумевается под вручением сертификата ключа проверки ЭП и подтверждением владения самим ключом.

Сама же ЭП представляет собой электронную информацию, соединенную каким-либо образом с такими же данными, которые нужно подписать. Цель — идентифицировать лицо, которое заверяет информацию. Последнее понятие определено в № 149-ФЗ от 27.07.2006 как любые сведения, вне зависимости от их происхождения. Причем она может быть как общедоступной, так и закрытой (например, гостайна).

Таким образом, ЭП может быть использована для любых документов, в т. ч. не подлежащих публичной огласке.

Структура ФЗ

Федеральный закон 63-ФЗ об электронной подписи состоит из 20 статей.

Первые 4 из них носят общий характер и устанавливают сферу действия закона, определения, правовое регулирование таких отношений и принципы использования ЭП.

В ст. 5 ЭП разделяют на 2 вида: простые и усиленные. Последние, в свою очередь, могут быть неквалифицированными либо квалифицированными. И если простая виза только удостоверяет личность подписавшего посредством использования кодов и паролей, то неквалифицированная, к примеру, должна отвечать следующим признакам:

  1. Создана в результате криптографической модификации информации с помощью ключа ЭП.
  2. Устанавливает личность подписавшего документ.
  3. Позволяет обнаружить изменения, внесенные в документ после подписания.
  4. Для ее создания применяют средства ЭП (ст. 12).

Помимо того, что квалифицированная виза должна включать вышеуказанные признаки, ключ ее проверки должен быть указан в сертификате. Также при ее создании и проверке применяют средства ЭП, которые соответствуют требованиям, регламентированным № 63-ФЗ.

Далее речь идет об особенностях использования рассматриваемого понятия. Так, документы, где стоит электронная подпись, закон при определенных условиях считает равнозначными бумажным аналогам (ст. 6). А в 7 статье сказано о признании подписей, созданных по международным стандартам.

Ст. 8 наделяет полномочиями федеральные органы исполнительной власти для работы с ЭП. Такие органы определяет Правительство РФ. Эти структуры аккредитуют и проверяют удостоверяющие центры, в которых можно получить ключ и сертификат ЭП. Кроме того, эти органы власти являются головными удостоверяющими центрами по отношению к аккредитованным.

В ст. 9 сказано об особенностях использования простой ЭП. Ч. 4 этой статьи запрещает использовать именно такую подпись для секретных сведений.

Ст. 10 устанавливает обязанности для участников сделок, которые применяют усиленные подписи. Основным условием является соблюдение конфиденциальности ключей ЭП.

Условия признания квалифицированной ЭП содержатся в ст. 11. Следом даны определения средствам ЭП, которые используют для создания и контроля как самой подписи, так и ее ключей (ст. 12).

В ст. 13–18 установлены правила работы для удостоверяющих центров: общие положения, выдача сертификатов, аккредитация и т. д.

Последние статьи, 19 и 20, содержат заключительные положения и определяют, что Федеральный закон об электронной подписи № 63 вступает в силу со дня его публикации. При этом № 1-ФЗ об ЭЦП прекращает свое действие с 01.07.2013.

Какие задачи поможет решить

ФЗ № 63-ФЗ, заменивший собой закон о цифровой подписи № 1, устанавливает порядок работы с ЭП и определяет ее правовой статус. В тексте документа затронуты все участники, которые имеют отношение к рассматриваемому понятию: от уполномоченных органов власти и удостоверяющих центров до лица, подписывающего электронные документы. Поэтому при возникновении трудностей при получении или применении ключей и сертификатов ЭП все они могут воспользоваться данным законом.

Благодаря установленным правилам и условию о неразглашении данных, относящихся к ЭП, пользователи могут быть уверены в безопасности и подлинности передаваемой через Интернет информации.

Таким образом, использование электронных документов и ЭП по правилам, установленным в № 63-ФЗ, позволяет сделать рабочие процессы более быстрыми, удобными и надежными.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

ppt.ru

Закон об электронной подписи ФЗ 63 от 06.04.2011

Ввиду того, что использование электронной цифровой подписи с каждым годом становилось все более необходимым, как для гражданско-правовых сделок, так и для участия в электронных торгах муниципального или коммерческого уровня, был разработан и принят Федеральный закон №63 об электронной подписи.

 

6 апреля 2011 года 63-ФЗ официально вступил в силу.

Он описывает виды ЭЦП и регламентирует принципы ее использования и отношения, которые попадают под эту область. А также многие другие аспекты, связанные с использованием электронной цифровой подписи.

Согласно закону 63-ФЗ об электронной подписи выпускать ЭЦП имеют право только удостоверяющие центры, а квалифицированную электронную подпись с повышенной защитой и особым квалифицированным ключом, только аккредитованные государством удостоверяющие центры.

Данный ФЗ описывает существующие виды электронных подписей: простую и усиленную. Усиленная в свою очередь может быть неквалифицированной и квалифицированной. Чем они отличаются, и какие особенности имеет каждая из них подробно описано в ст. 5 63-ФЗ.

 

Федеральный закон №63 об ЭЦП также контролирует деятельность и обязанности Удостоверяющих центров, которые имеют право на выпуск ЭЦП. Правительством РФ определяется уполномоченный федеральный орган, который осуществляет функции главенствующей организации среди остальных аккредитованных удостоверяющих центров и отвечает за всю деятельность, связанную с исполнением центрами своих обязанностей. Например, уполномоченный федеральный орган должен проводить аккредитацию удостоверяющих центров, следить за выполнением ими своих обязанностей, публиковать списки и адреса действующих организаций, а также центров, деятельность которых прекращена или приостановлена.

Подготовка документов и выпуск электронной цифровой подписи

для участия в государственных и федеральных закупках

Заказать

Закон 63-ФЗ: пункты и статьи

Основными статьями 63 Федерального Закона являются следующие:

  1. принципы и правила использования ЭЦП;

  2. процедура выдачи ЭП и квалифицированного сертификата в удостоверяющем центре;

  3. виды подписи и особенности использования каждого из них;

  4. основания признания ЭЦП эквивалентной собственноручной подписи и, следовательно, равенство заверенного электронного документа бумажному;

  5. возможность использования ЭЦП для заверения любых документов, в том числе органами государственной власти;

  6. права и обязанности человека, который использует ЭП.

Участнику закупок ЭЦП необходима, чтобы подать документы для участия в закупках в электронной форме: документы без подписи не принимаются. Для ее получения необходимо обратиться напрямую в аккредитованный удостоверяющий центр или обратиться в компанию РусТендер для более простого и быстрого ее оформления.

63-ФЗ - основные понятия закона

Федеральный закон 63 об электронной подписи дает определение основным понятиям, используемым в области использования электронной цифровой подписи, таким как: электронная подпись, сертификат ключа проверки ЭЦП, ключ ЭЦП, ключ проверки ЭЦП, удостоверяющий центр и многое другое.

 

В 63-ФЗ есть четкое описание и руководство к действиям по получению, использованию и хранению цифровой подписи, пренебрегать которыми нельзя.

 

Закон об электронной подписи запрещает:

  1.  передавать ЭЦП не уполномоченным лицам;

  2. оставлять флеш-накопитель без присмотра;

  3.  игнорировать правила хранения и защиты ЭЦП.

Скачать последнюю редакцию

Вы можете скачать ФЗ-63 от 28.06.14 с последними изменениями и комментариями на нашем сайте и изучить его самостоятельно.

 

Мы всегда следим за актуальностью размещаемых законодательных актов, чтобы у вас был доступ к последним редакциям законов.

 

©ООО МКК "РусТендер" 

 ___________________________________________

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника - tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Статьи по теме:

ФЗ №44

ФЗ №223

ФЗ №94

Поделитесь ссылкой на эту статью

tender-rus.ru

Что несут свежие изменения в 63-ФЗ «об электронной подписи» / Хабр

23 декабря 2015 года Государственной думой в 3м чтении был принят проект ФЗ-445 об изменении в 63-ФЗ «об электронной подписи». Так как многие коллеги еще не знакомы с этим законом, хотелось бы донести и рассказать чего коснутся изменения и как он повлияет на развитие единого пространства доверия в Российской Федерации. Но обо всем по порядку.

До настоящего момента, каждый удостоверяющий центр (далее УЦ), после прохождения аккредитации САМ выпускал себе ключевую пару (открытый и закрытый ключи УЦ) и сертификат проверки ключа электронной подписи (далее сертификат). Основной особенностью сертификата было то, что он был выпущен самим УЦ и подписан его подписью (такой вариант сертификата называется «самоподписанный»). Далее этот сертификат предоставлялся оператору Головного удостоверяющего центра Российской федерации (далее ГУЦ), где, данный самоподписанный сертификат включался в доверенные и ГУЦ публиковался на портале ГУЦ как доверенный.

В итоге такой схемы взаимодействия УЦ с ГУЦ мы получали изоляцию пространств доверия каждого отдельного УЦ, так как все операционные системы и прикладное ПО проводят проверку сертификата ключа по цепочке сертификации, до тех пор, пока издатель сертификата не совпадет с владельцем сертификата. Таким образом получалась картина, что для того чтобы два пользователя с сертификатами двух разных УЦ доверяли друг другу, им было необходимо добавить сертификаты УЦ друг друга в доверенные. Тут специалисты мне вежливо укажут на кросс-сертификаты между УЦ, но я уверенно отвечу – это костыли, и объясню почему: Представьте, что вы в сети интернет и вы ходите от одного узла сети к другому, каждый из которых использует сертификат своего УЦ. Тогда, для обеспечения доверия всем узлам (они и правда доверенные) вам придётся иметь у себя локально сертификаты всех УЦ в Российской Федерации. Более того, вам придётся их самостоятельно поддерживать в актуальном состоянии. Оно вам надо? У этой разобщенности есть и еще один минус – для работы в пространстве доверия каждого УЦ вам необходимо получать ЭП именно этого УЦ или УЦ входящего в пространство доверия этого УЦ. Это порождало требования к множественности квалифицированной ЭП у одного лица и известные коммерческие схемы, например как на представленной картинке:

Источник https://iitrust.ru/region/uc/tarif.php

Что произойдет в итоге изменений в 63-ФЗ внесенных 30 декабря 2015:

1. «Удостоверяющему центру запрещается указывать в создаваемом им сертификате ключа проверки электронной подписи ключ проверки электронной подписи, который содержится в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном этому удостоверяющему центру любым другим удостоверяющим центром.»

Или «переводя с русского на русский» УЦ теперь запрещено самостоятельно генерировать себе «самоподписанные» сертификаты.

Более того, уточняется: «Аккредитованный удостоверяющий центр для подписания от своего имени квалифицированных сертификатов обязан использовать квалифицированную электронную подпись, основанную на квалифицированном сертификате, выданном ему головным удостоверяющим центром, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган. Аккредитованному удостоверяющему центру запрещается использовать квалифицированную электронную подпись, основанную на квалифицированном сертификате, выданном ему головным удостоверяющим центром, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган, для подписания сертификатов, не являющихся квалифицированными сертификатами».

То есть, теперь не важно, кем выдан сертификат вашего ключа ЭП, так как все сертификаты проверки ключа ЭП позволяют построить цепочки сертификатов до Головного Удостоверяющего центра. И все что остается пользователю – иметь в доверенных только сертификат ГУЦ.

2. «Аккредитованный удостоверяющий центр не вправе наделять третьих лиц полномочиями по созданию ключей квалифицированных электронных подписей и квалифицированных сертификатов от имени такого аккредитованного удостоверяющего центра» — тут без комментариев, см. картинку выше.

3. «Операторы государственных и муниципальных информационных систем, а также информационных систем, использование которых предусмотрено нормативными правовыми актами, или информационных систем общего пользования не вправе требовать наличие в квалифицированном сертификате информации, ограничивающей его применение в иных информационных системах», или переводя на русский:

Ведомствам издателям сертификатов теперь ЗАПРЕЩЕНО вносить с сертификаты дополнительные поля и требования их обязательности. Это, безусловно, убьет интересы ФНС, Росреестра и прочих ведомств требующих наличия только «своих» сертификатов. Зато, теперь, имея одну единственную квалифицированную ЭП вы можете быть авторизованы и использовать ВСЕ государственные информационные системы.

4. Исправлены досадные неточности в 63-ФЗ, например, связанные с тем, что СКЗИ должно самостоятельно визуализировать подписываемый документ, и пр..

5. Увеличена ответственность УЦ за причинение убытков третьим лицам, уточнены требования к срокам публикации списков отозванных сертификатов и их доступности в сети Интернет.

Резюмирую. Предложенные Минкомсвязью и принятые государственной думой изменения в закон о электронной подписи сильно упростят жизнь простых пользователей ЭП, и позволят им использовать одну подпись для доступа ко всем государственным ресурсам. С другой стороны эти изменения не сильно усложнят жизнь УЦ, так как теперь вместо запроса на «подписание кросса» в ИС ГУЦ, они обязаны будут делать запрос на подчиненный сертификат (это все тот же запрос PKCS#10 и ПО менять не придётся).

В итоге через несколько лет мы получим единое и связное пространство доверия, в котором пользователи смогут чувствовать себя комфортно и использовать свои российские сертификаты для своих интернет-страничек, что в настоящее время не возможно.

Скажу честно, я доволен работой МКС по развитию пространства доверия, которое перерастает детские болезни в области использования ЭП в России, давно пора.

habr.com

ФЗ-63 об электронной подписи

ФЗ-63 об электронной подписи регламентирует использование специальных программ, необходимых для удостоверения электронных документов. Рассмотрим, какие изменения вносили в закон в последнее время и как это повлияло на правоотношения.

Электронная подпись – удобный аналог привычному способу подписи документов. Она ускоряет процесс обмена информацией и необходима при совершении гражданско-правовых сделок. Даже если стороны не прописали порядок ее использования, суды не считают невозможным применение электронного документооборота (постановление Президиума ВАС РФ от 12.11.2013 № 18002/12 по делу № А47-7950/2011).

Практика подтверждения документов программными средствами существует уже не первое десятилетие, и законодательство корректирует отдельные положения и порядок работы. Сейчас использование таких средств регулирует ФЗ-63 об электронной подписи (Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ). Закон периодически обновляют. Рассмотрим последние изменения, которые внесли в закон.

Остались вопросы по использованию электронной подписи? Ответ найдется в Системе Юрист

В ФЗ об электронной подписи внесли поправки об удостоверяющих центрах и сфере применения ЭЦП

В закон включили изменения, которые касаются возможности госорганов или органов самоуправления выполнять функции удостоверяющего центра (ч. 7 ст. 2 ФЗ-63 об электронной подписи от 06.04.2011 № 63-ФЗ). В прежней редакции статьи законодатель эти структуры не упоминал. Определение удостоверяющего центра указывало на то, что им является юридическое лицо, которое создает и выдает сертификаты ключей проверки подписей, а также выполняет иные функции (п. 7 ч. 1 ст. 2 закона № 63-ФЗ).

Возникал вопрос: могут ли быть такими центрами государственные органы или местное самоуправление? Получить аккредитацию (подтверждение) вправе только юридические лица (ч. 1 ст. 16 закона № 63-ФЗ). Закон указывает на право органов власти действовать как юридические лица (ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Но однозначной точки зрения о статусе госорганов не было. Статью скорректировали: законодатель ответил утвердительно о праве таких органов на аккредитацию. Вопрос теперь не требует дополнительного толкования.

Согласно ФЗ-63 электронную подпись можно применять в любых правоотношениях

Важное уточнение внес Федеральный закон от 30.12.2015 № 445-ФЗ. Он распространил действие подписи на все правоотношения (ч. 1 ст. 6 закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ). Такой порядок ускорил обмен документами и упростил подготовку к судебному процессу. Уточнение особенно важно для участников торгов на заключение контрактов. Оно позволяет оспаривать действия недобросовестных заказчиков.

Так, например, компания добилась заключения государственного контракта. Заказчик уклонялся от своих обязанностей. Он считал, что действует законно, и требовал представить выписку из ЕГРЮЛ. Участник запроса котировок направил по электронной почте выписку из ЕГРЮЛ, подписанную усиленной ЭЦП сотрудника налоговой службы. Участник сделал это в сроки, которые установил закон. Суд указал, что законодательство о контрактной системе допускает обмен электронными документами. Требование заключить государственный контракт в такой ситуации правомерно (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.08.2016 № Ф01-2949/2016 по делу № А43-30245/2015).

В другом деле суд посчитал незаконным отклонение заявки участника. Он указал, что оператор электронной площадки необоснованно отказал в регистрации. Оператор неправомерно лишил компанию возможности участия в аукционе. Заявление и необходимые документы участник подписал электронной подписью, закон это допускал. Отказ принять заявку – нарушение законодательства (постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.08.2017 № Ф05-10710/2017 по делу № А40-137685/2016).

По ФЗ-63 вдвое сократили срок внесения сведений о прекращении действия сертификата ключа проверки подписи

Чтобы поменять сведения, вместо одного дня теперь понадобится двенадцать часов (ч. 7 ст. 14 закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ).

Внести изменения о прекращении действия ключа проверки подписи понадобится, когда:

  • истечет срок действия ключа;
  • владелец сертификата ключа проверки направит соответствующее заявление;
  • удостоверяющий центр прекратит свою деятельность без перехода его функций другим лицам.

Удостоверяющий центр аннулирует сертификат ключа если:

  • не подтверждается, что владелец сертификата ключа владеет ключом, который соответствует ключу, указанному в таком сертификате;
  • ключ проверки уже содержится в ином ранее созданном сертификате;
  • суд установил, что сертификат ключа содержит недостоверную информацию, и судебный акт вступил в силу (ч. 6, 6.1 закона № 63-ФЗ).

Обратиться в удостоверяющий центр целесообразно, например, когда уволился сотрудник, на чье имя компания оформляла сертификат ключа проверки электронной подписи по ФЗ. Если компания этого не сделает, возникают риски споров с бывшими работниками. Последние могут втянуть компанию в судебное разбирательство, но материальный ущерб бывшему работодателю не грозит. Суд не считает, что использование сертификата ключа, который ответчик не переоформил на другого работника, приносит ущерб.

Например, бывший работник неоднократно обращался к прежнему работодателю и просил аннулировать действие сертификата ключа проверки, который стороны трудового договора оформили на его имя. Компания сделала это, когда истекли почти два месяца со дня первой просьбы. Бывший работник считал, что такие действия причинили ему моральный ущерб, и обратился в суд. Суд отказал в иске. Он посчитал, что ответчик не нарушил права истца. Бывший работник не предъявил доказательств того, как несвоевременное аннулирование сертификата привело к негативным последствиям (апелляционное определение Московского городского суда от 16.09.2016 по делу № 33-37356/2016).

Стало больше сведений в квалифицированном сертификате

В ФЗ-63 об электронной подписи изменения внесли в отношении перечня сведений о владельцах сертификатов. Владелец сертификата ключа проверки подписи – лицо, которое в установленном порядке получило данный сертификат. Законодатель добавил в перечень сведений о владельцах сертификатов ИНН в отношении физических лиц (п. 3 ч. 2 ст. 17 закона № 63-ФЗ). Таким образом, после этой новеллы в ФЗ-63 об электронной подписи стало проще идентифицировать владельца.

Читайте на тему

www.law.ru

Закон "Об электронной подписи"

На современном этапе развития системы обмена цифровыми документами закон «Об электронной подписи» является прогрессивным актом федерального нормотворчества. Это основа для установления партнерских взаимоотношений между властными структурами и учреждениями всех форм собственности.

Основные характеристики

Можно выделить такие принципиальные характеристики этого законодательного акта:

  • является профильным актом, регулирующим применение ЭП;
  • сложен для восприятия неспециалистом, поскольку насыщен технической терминологией;
  • носит программный характер и устанавливает общее понимание основных понятий и принципов регулирования рассматриваемых правоотношений, как в публичной, так и приватной сфере;
  • не является всеобъемлющим: особенности использования ЭП в конкретных областях (электронный банкинг, государственные закупки, публичные услуги) устанавливается отдельными актами;
  • понимается как улучшенная и адаптированная к мировым стандартам версия предыдущего акта – закона «Об ЭЦП».

Цели принятия

Разработчики действующего аналога ФЗ «Об электронной цифровой подписи» утверждают, что он направлен на реализацию следующих задач:

  • формирование нормативной и методологической базы для внедрения ЭП в системы документооборота властных структур;
  • предоставление административных услуг в электронной форме;
  • создание юридической базы для проведения государственных и муниципальных закупок посредством электронных торгов;
  • урегулирование электронного банкинга, в том числе по схеме «клиент-банк»;
  • усовершенствование процедур подачи электронной отчетности в налоговые и другие контролирующие инстанции.

Принципы

В соответствии со статьей 4 профильного ФЗ № 63 «Об электронной подписи», правовое регулирование ее использования опирается на некие принципы:

  • возможность членов системы цифрового документооборота пользоваться любой разновидностью ЭП в случае, если законодательством не предъявлены специальные требования к ЭП в документах определенного вида;
  • свобода участников цифрового документообмена в выборе технологий и программного обеспечения для ЭП, если они удовлетворяют требованиям;
  • недопустимость оспаривания юридической силы ЭП и удостоверенного ею документа только потому, что она создана с помощью программных методов, а не вручную.

Законы-предшественники

Положения ныне действующего ФЗ «Об ЭП» основываются на нормах законов-предшественников.

Закон «Об электронной цифровой подписи» 2002 года включал 5 глав, вмещающих 21 статью.

Считается, что закон «Об ЭЦП» был заменен по таким причинам:

  • терминологическая неопределенность;
  • декларативный характер и зависимость от подзаконных актов;
  • слабая координация с иными нормативными законами;
  • излишняя технологичность – детальная регламентация процессов производства и хранения сертификата ключа подписи;
  • несоответствие нормам и принципам международного права, в том числе в ключевых вопросах – относительно определения ЭП, установления ее видов и правового статуса;
  • неоправданная императивность в вопросах, которые сейчас разрешаются участниками документооборота и оператором системы самостоятельно.

Акт от 25.03.2011 отменил Федеральный закон об электронной цифровой подписи и самостоятельно урегулировал применение ЭП для:

  • заключения, изменения, расторжения договоров и сделок гражданского и хозяйственного характера;
  • оказания органами публичной власти услуг;
  • организации внутриведомственного документооборота органами всех ветвей власти.

Закон состоит из 20 статей и не разделен на структурные части. Он дал определение ключевых понятий:

  • электронная подпись;
  • закрытый (личный) ключ ЭП;
  • ключ проверки ЭП;
  • сертификат ключа проверки;
  • аккредитованный удостоверяющий центр.

Закон «Об ЭП» установил:

  • виды ЭП, а именно: простая, усиленная, квалифицированная;
  • порядок и требования относительно применения каждой из них;
  • правовой режим ЭП разных видов и условия признания их равноценности с собственноручно выполненной подписью.

Связанное законодательство

Программные документы:

  • постановление «Электронная Россия (2002–2010 годы)»;
  • государственная программа «Информационное общество (2011–2020)».

Акты, устанавливающие возможность оформления документов в цифровой форме с использованием ЭП:

  • Гражданский кодекс РФ – о признании двусторонней цифровой заверки договора его заключением в письменной форме;
  • Налоговый кодекс – относительно подачи налоговых деклараций и отчетности;
  • таможенное законодательство – касательно процедуры декларирования;
  • профильный закон о персонифицированном учете в государственной системе пенсионного страхования – о подаче работодателями сведений о работниках;
  • законодательство о бухгалтерском учете – относительно первичных учетных документов;
  • закон о предоставлении государственных и муниципальных услуг – о возможности электронной формы обращений и ответов.

Новое в законодательстве об электронной подписи

Федеральным законом от 30.12.2015 № 445-ФЗ ужесточены требования к электронной подписи и удостоверяющим центрам, выдающим сертификаты электронной подписи. В частности, УЦ аннулирует сертификат ключа проверки электронной подписи в том случае, если:

  • не подтверждено, что владелец сертификата владеет ключом электронной подписи, соответствующим ключу проверки электронной подписи, указанному в таком сертификате;
  • установлено, что содержащийся в таком сертификате ключ проверки электронной подписи уже содержится в ином ранее созданном сертификате ключа проверки электронной подписи;
  • вступило в силу решение суда, которым, в частности, установлено, что сертификат ключа проверки электронной подписи содержит недостоверную информацию.

Кроме этого, УЦ для подписания от своего имени квалифицированных сертификатов обязан использовать квалифицированную ЭП, основанную на квалифицированном сертификате, выданном ему головным удостоверяющим центром, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган.

Аккредитованному удостоверяющему центру запрещается использовать квалифицированную ЭП, основанную на квалифицированном сертификате, выданном ему ГУЦ, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган, для подписания сертификатов, не являющихся квалифицированными сертификатами. В результате теперь все сертификаты проверки ключа ЭП позволяют построить цепочки сертификатов до головного удостоверяющего центра.

С 10.01.16 сняты ограничения на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления. По выбору граждан и организаций органы власти теперь обязаны предоставить информацию как в бумажном виде, так и в электронной форме с электронной подписью.

Кроме этого, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. №391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 1 января 2016 г. вступила в силу статья 44.2. «Совершение нотариальных действий в электронной форме» «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате».

Согласно этой статье, нотариус теперь может совершить нотариальное действие путем изготовления нотариального документа в электронной форме. Значимость этого нововведения в полной мере в ближайшем будущем смогут оценить как физические, так и юридические лица. Для получения удостоверенного в электронном виде документа необходимо иметь личную квалифицированную электронную подпись.

Единую инфраструктуру квалифицированной электронной подписи в России обеспечивает также наличие головного удостоверяющего центра, функции которого исполняет Минкомсвязь России. Головной удостоверяющий центр осуществляет аккредитацию удостоверяющих центров, проводит проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований, которые установлены законом и на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы, и в случае выявления их несоблюдения выдает предписания об устранении выявленных нарушений. Кроме того, головной удостоверяющий центр обеспечивает информационное взаимодействие между аккредитованными удостоверяющими центрами, а в случае прекращения деятельности такого центра принимает на хранение информацию о выданных им квалифицированных сертификатах.

Постановление Правительства РФ от 13.08.2016 N 789 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» регламентирует использование заявителем простой электронной подписи, в том числе посредством абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи, для получения государственной или муниципальной услуги и распоряжения результатом предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе для передачи результата услуги третьим лицами.

Оператор выдачи ключа не вправе уполномочить иное юридическое лицо на создание (замену) и выдачу ключа.

В случае если в процессе выдачи ключа оператор допустил ошибку при установлении личности заявителя, то ответственность за негативные последствия, наступившие для участников отношений в результате допущенной ошибки, несет оператор выдачи ключа, допустивший такую ошибку.

Возможные изменения

Федеральный закон об электронной подписи поддается критике по нескольким основным направлениям.

Не предусмотрена возможность переведения в электронную форму самых важных документов, таких как:

  • правоустанавливающие бумаги на недвижимое имущество;
  • свидетельства ЗАГС (о рождении, смерти, изменении ФИО).

Не предусмотрены технологии, с помощью которых ЭП можно было бы заверять сообщения, отправляемые на электронную почту.

Неполно урегулированы возможные спорные моменты, возникающие в связи с:

  • подделкой и хищением ЭП;
  • сознательной передачей личного закрытого ключа ЭП третьему лицу;
  • незаконным получением и применением сертификата ЭП;
  • не установлена необходимость (или ее отсутствие) пользоваться ЭП при передаче файлов по защищенным каналам телекоммуникационной связи, в которой и так обеспечен высокий уровень защиты.

Масса вопросов возникает по поводу урегулирования положения простой ЭП. Недостаточно четко высказаны требования к ней. Из содержания нормативных положений ясно только одно – неусиленная ЭП создается на основе кодов и паролей. Все имеющиеся признаки такой подписи сформулированы способом добавления логического «не» к характеристикам усиленной и квалифицированной подписи.

Например:

  • при ее формировании не используются криптографические алгоритмы;
  • ее наличие не гарантирует целостность документа и т.д.

Многие специалисты высказываются о том, что такой вид подписи – архаизм, один из этапов, который проходила современная усиленная подпись в своем развитии в западных странах. Поэтому вводить ее в РФ нет смысла.

закон об электронной подписи

Находим ответ. Электронная подпись «по-новому»

Госдума поддержала проект о сертификате ключа проверки электронной подписи

Утро с Губернией.Электронная подпись

Поделитесь материалом в соц сетях:

documentooborot.com

Закон об электронной подписи

Действующий Закон об электронной подписи позволяет физическим лицам, предпринимателям и организациям использовать ее для документооборота, заключения контрактов и многих других целей. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) – это реквизит, необходимый для придания документу юридической силы. Она работает аналогично обычной подписи чернилами на бумажном документе. Закон об ЭЦП регламентирует ее виды и возможности применения в документообороте через Интернет.

Нормативная база использования ЭЦП

Формирование правовых норм в этой области шло постепенно. С развитием технологий и уточнением некоторых технических моментов первоначальные положения утратили силу. Так, впервые Закон об электронной цифровой подписи был разработан в 2002 году: а именно – № 1-ФЗ от 10.01.2002. С этого момента появилась возможность заверять электронные версии документов цифровой подписью, что открыло путь для развития цифрового документооборота. В этом законе было изложено определение ЭЦП, а также возможности ее получения и применения.Впоследствии Закон 1-ФЗ об электронной цифровой подписи признан утратившим силу; вместо него был введен новый нормативный акт. В последнем учтены новые технические возможности и алгоритмы применения цифровой подписи. Он был опубликован и введен в практику в 2012-2013 годах. И на сегодня он остается основным документом, регламентирующим алгоритм использования ЭЦП.

Принятый в 2011 году Федеральный закон № 63 об электронной подписи указывает, в каких сферах можно использовать ЭЦП, а также где допустимо функционирование электронного документооборота (ЭДО):

Использование ЭДОПояснение
Внутри одной организацииДокументооборот организуется между сотрудниками и отделами. Цифровая подпись удостоверяет личность уполномоченных лиц
Между участниками договоров, а также сторонами, участвующими в обмене первичных документовУчастниками соглашений могут выступать частные лица или организации
Между налогоплательщиками и органами налогового контроляЧерез Интернет (по ТКС) Федеральный закон об электронной подписи позволяет отправлять налоговые декларации, отчеты и другие документы, заверенные ЭЦП

Кроме того, ЭЦП можно использовать при проведении торгов бюджетными предприятиями, при закупке товаров и заказе услуг государственными корпорациями и коммунальными организациями.

Немаловажно, что Закон 2011 г. об электронной подписи расширил ее возможности и значительно упростил проведение торгов в электронной форме. Теперь участники могут отправлять заявки через Интернет, а также заключать контракты и соглашения, заверяя их с помощью современных цифровых средств.

Также см. «Как происходит изготовление ЭЦП».

Основные разновидности ЭЦП

Устаревшая редакция Закона об электронной цифровой подписи 2002 года не давала четкого разграничения видов ЭЦП. В новой версии дана подробная классификация, в которой прописаны три вида электронных подписей:

НазваниеЧто из себя представляет
1ПростаяТакая подпись представляет собой коды и пароли, введение которых подтверждает согласие на выполнение определенных действий. Ее используют различные интернет-сайты и клиентские приложения банков.
2Усиленная неквалифицированнаяСогласно Закону РФ об электронной подписи, она позволяет идентифицировать лицо, подписывающее документ, и внесенные в его содержание изменения. По сути, она аналогична подписи чернилами на бумаге.
3Усиленная квалифицированнаяЭто самый сложный вид подписи, позволяющий заменить не только обычную подпись, но и печать организации-заверителя или предпринимателя.

Подробнее об этом см. «Виды электронной подписи и их различия».

В настоящее время электронная цифровая подпись по закону РФ может быть у граждан (физлиц), ИП и организаций. Этот реквизит иногда можно проверить через различные онлайн-сервисы и специальные программы. С его помощью цифровой документооборот обеспечен защитой.

Также см. «КЭП – что это такое? Как работает электронная цифровая подпись?».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

buhguru.com


Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области