Налоговая амнистия: что это было? Налоговая амнистия


для физических лиц и ИП

Налоговая амнистия — это инициатива государства по освобождению налогоплательщиков от налоговых обязательств (исчисления и уплаты налогов по тем или иным основаниям) и ответственности за нарушение этих обязательств. Каждого налогоплательщика, физлица и ИП в данном случае, могут заинтересовать нюансы этого явления. Поэтому рассмотрим, какие средства подпадают под амнистию и как она происходит.

Налоговая амнистия 2018 для физических лиц

Амнистия налогов введена ФЗ от 28.12.2017 № 436, который, исключая отдельные положения (например, ст. 11, вступившую в силу с 29.01.2018), уже начал действовать. Его нормы (например, ст. 11, 12) позволяют списать долги по:

  • налогам;
  • страховым взносам;
  • пеням и штрафам за неуплату обязательных платежей.

Указанный ФЗ дополнил ст. 217 НК (список доходов, не облагаемых НДФЛ) пунктом 72, которым в список добавлены средства налогоплательщиков, обретенные в период с 01.01.2015 по 01.12.2017 при двух условиях:

  1. За них не вычли НДФЛ.
  2. Налоговый агент (тот, кто вычитает НДФЛ из выплаченного им дохода и переводит его в бюджет) проинформировал об этом налоговую и налогоплательщика (по п. 5 ст. 226 НК).

Новый пункт одновременно говорит и о средствах, которые освобождение не затрагивает, в их числе:

  • награды за труд, работы, услуги;
  • дивиденды, проценты;
  • материальная выгода, которую определяют по ст. 212 НК;
  • натуральная прибыль, ее определяют по ст. 211 НК, здесь же подарки от организаций, ИП;
  • выигрыши, призы, которые получают по итогу конкурсов, игр и иных мероприятий.

Следовательно, амнистируются, например, плата за коммунальные услуги или суммы кредитов, которые списали, т. е. «условные поступления».

Соответствующие указания на п. 72 возникли и в ст. 228 НК (п. 6 и 7). Амнистия не применяется, если НДФЛ уплатили или взыскали до начала действия ФЗ от 28.12.2017 № 436 или когда суммы налога за свободные поступления уже взысканы.

Прощенные долги и их время

Налоговая амнистия для физических лиц, по ст. 12 436-ФЗ, предусматривает безнадежность и списание недоимок и задолженностей по пеням, которые насчитали на конкретную недоимку. Они должны значиться ко дню списательного решения по таким налогам физических лиц (ФЛ):

  • транспортный;
  • имущественный;
  • земельный.

Амнистируют исключительно те задолженности по этим платежам, которые появились до 01.01.2015. Списывать их нужно потому, что истечение трех лет с момента образования налоговых недоимок далеко не всегда значит, что ФНС не сможет их взыскать. Вопрос сроков исковой давности в налоговой сфере имеет ряд тонкостей, о которых можно прочесть в статье «Сроки исковой давности по налогам для физических и юридических лиц».

Решение о списании

Амнистия по налогам физических лиц — это списание недоимок и задолженностей по месту жительства этих лиц, месту, где находится их имущество (транспорт или недвижимость). Такое действие базируется на информации о размере недоимки и задолженности и совершается без участия налогоплательщика.

Решение обязательно содержит Ф.И.О., ИНН, суммы недоимки, задолженности, которые списываются. При этом оно произвольно по форме, конкретные сроки его принятия также отсутствуют. Списания происходят автоматически, без подачи каких-либо заявлений и документов. Должники получают решение о списании долгов в ФНС и передают его судебным приставам, которые вели производство по возврату.

Амнистирование долгов по страховым взносам

Физлица без статуса ИП платят страховые взносы, когда они насчитывают зарплату работникам, а также вознаграждают подрядчиков. С января 2017 года страховые взносы администрируют налоговики.

По ч. 3 ст. 4 ФЗ от 03.07.2016 № 243, если ФНС не может взыскать переданные ей фондами (социального страхования и пенсионным) «страховые обязательства», включая появившиеся пени и штрафы, плюс аналогичные суммы, доначисленные по выводам проверок, которые произошли за отчетные периоды, то эти долги оцениваются как безнадежные и списываются по ст. 59 НК.

Такой норматив используют, если иное не устанавливается новой нормой, которая вступила в силу 29.01.2018. Согласно ей, налоговая по месту жительства ФЛ воспринимает взносы (недоимки, задолженности по пеням и штрафам) как безнадежные и списывает их, если время, отведенное для их взыскания, истекло до января 2017 года. Режим списания утвержден Приказом ФНС России от 14.05.2018 № ММВ-7-8/[email protected].

Одним из условий списания является отсутствие на 29.12.2017 судебного решения относительно долгов. В этом случае ФНС утрачивает возможность истребовать задолженности. Также это условие не применяется, когда долги уплачены (взысканы, списаны) до 29 декабря прошлого года.

Фонд социального страхования и Пенсионный обязаны направить налоговикам сведения о величине недоимок, пеней и штрафов по страховым взносам (страховые обязательства), которые образовались на 01.01.2017. Кроме того, передаются данные о размерах долгов, взыскать которые уже невозможно, поскольку 01.01.2017 истекло время их взыскания, установленное НК.

Если до этого времени невозможно истребовать страховые обязательства в государственные внебюджетные фонды, так как истек установленный срок их взыскания и отсутствует соответствующий судебный акт, включая определение об отказе в восстановлении срока подачи заявления в суд о взыскании долгов, фонды признают безнадежными и списывают суммы недоимки, согласно Постановлению Правления ПФ РФ от 12.02.2018 № 49п, Приказу ФСС РФ от 06.02.2018 № 35.

Налоговая амнистия 2018 для ИП

Для ИП в рамках амнистии безнадежными и списанными станут недоимки и пени, а также штрафы, появившиеся на 01.01.2015. Причем такое списание коснется и тех, кто утратил статус ИП до принятия такого решения.

Не будут амнистированы:

  • НДПИ;
  • акцизы;
  • платежи за перемещение товаров за российские границы.

Решение о налоговых списаниях для ИП принимается во многом аналогично списанию для физлиц. ФНС принимает его автоматически по месту регистрации предпринимателя, с указанием тех же данных, что и для физлиц, ИНН должен быть предпринимательским.

Страховые взносы ИП

С 29.01.2018 вступила в силу ст. 11 ФЗ от 28.12.2017 № 436, по которой списываются безнадежные недоимки по страховым взносам в российские государственные внебюджетные фонды за отчетное время до 01.01.2017. Величину недоимки вычисляют по п. 11 ст. 14 ФЗ от 24.07.2009 № 212.

Как правило, пассив по пеням и штрафам есть у частнопрактикующих на законных основаниях ИП (адвокатов, нотариусов и т. д.), а также у тех, кто к моменту списания не имеет такого статуса. Имеются в виду страховые взносы, которые ИП уплатил за себя в Пенсионный фонд и не предоставил отчетность, только в размере, определенном по формуле:

8 МРОТ (на начало финансового года, за который уплачиваются взносы) × 26 % × 12.

Помимо непредоставления отчетности и расчета размера таких взносов, для списания долгов нужно, чтобы обязательства не были погашены либо взысканы (Пенсионным фондом или налоговиками). В большинстве случаев это будут люди, которые зарегистрировались как ИП, но после этого бездействовали в плане предпринимательства. Это касается и тех, чей предпринимательский статус прекращен.

ИП с задолженностью по страховым взносам за себя, которые предоставляли необходимую налоговую отчетность, не могут ее амнистировать.

Решение о безнадежности и списании недоимок и задолженностей ФНС принимает аналогично вышеизложенным вариантам.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

ppt.ru

Налоговая амнистия – 2018: кому и что простят?

Выбрать журналАктуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложенияАктуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйствеБухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятияхБухгалтер Крыма: учет в сельском хозяйствеБухгалтер КрымаАптека: бухгалтерский учет и налогообложениеЖилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложениеНалог на прибыльНДС: проблемы и решенияОплата труда: бухгалтерский учет и налогообложениеСтроительство: акты и комментарии для бухгалтераСтроительство: бухгалтерский учет и налогообложениеТуристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложениеУпрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложениеУслуги связи: бухгалтерский учет и налогообложениеОплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложениеАвтономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтераАвтономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложениеБюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтераБюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложениеКазенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтераКазенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложениеОплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтераОтдел кадров государственного (муниципального) учрежденияРазъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфереРевизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учрежденийРуководитель автономного учрежденияРуководитель бюджетной организацииСиловые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложениеУчреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложениеУчреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложениеУчреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложениеУчреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение

Год20172018

НомерЛюбой

ВидПечатная версияЭлектронная версия

www.audar-press.ru

Налоговая амнистия: что это было?

Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не касается только положений так называемой «налоговой амнистии».  

Этот достаточно обширный документ, опубликованный в самом конце декабря, носит комплексный характер и затрагивает изменения в различные законодательные акты — от собственно Налогового кодекса до законодательства о таможенном регулировании. Это понятно: очень часто законы добавляются и изменяются на этапе поправок при их прохождении в парламенте, рассматриваемые нормы — не исключение. 

Собственно налоговой амнистии посвящены статьи 11 и 12 опубликованного текста (страницы 45-48 для тех, кому сложно искать), затрагивают они разных налогоплательщиков. 

1) Статья 11 (вступает в силу с 29 января 2018 г.) и часть 2 статьи 12 регулируют списание страховых платежей в государственные внебюджетные фонды (понятно, что и в пенсионный фонд, и в соцстрах и в фонды обязательного медицинского страхования) для индивидуальных предпринимателей и приравненных к ним лиц. Списывается вся недоимка, возникшая у ИП по всем периодам до 1 января 2017 года, а также все пени и штрафы, связанные с неуплатой страховых платежей, а также все налоги на ИП (кроме акцизов), возникшие до 1 января 2015 года, если ИП прекратило действие на дату принятия решения о списании.  

Так как для взыскания страховых платежей с ИП действует безакцептный порядок, то вполне очевидно, что фактически речь идёт о тех ИП, чьи счета в 2017 году были пусты, а потому осталась недоимка.  

Не надо забывать и про переход в 2017 году в администрировании страховых платежей от фондов в ФНС, вызывавший много нареканий из-за несовпадения баз данных и передачи документации, в результате которого порой искренне невозможно понять, какие именно платежи, кто и кому именно должен.  Также следует отметить, что фактически предпринимателям нельзя доначислить страховые платежи за периоды до 2017 года или налоги за период до 1 января 2015 года, даже если они прямо уклонялись от их уплаты методом занижения базы или иными доступными народными способами. Всё, что не удалось вовремя с них списать или, доначислив, списать, признаётся безнадёжным к списанию, так как исключений для таких случаев закон не содержит — только «признаётся безнадёжным к взысканию» и период, до которого. 

2) Для простых граждан — физических лиц — существует статья 12 опубликованного закона. Сроки и налоги тут другие. Она распространяется не на все налоги за периоды до 1 января 2015 года, как для индивидуальных предпринимателей, а только на транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельному налогу. Фактически — по тем налогам, по которым необходимо для их уплаты гражданином направлять налоговые уведомления, которые, не секрет, что запаздывают или не приходят вовсе. Таким образом, если выяснится, что гражданин не уплатил НДФЛ или же ему налоговым органом за «фактическую предпринимательскую деятельность» за период до 1 января 2015 года были доначислены НДС и налог на прибыль, эти суммы налогов безнадёжными к взысканию признаны быть не могут, так как он в этот период не имел статуса индивидуального предпринимателя. 

Порядок списания налога. Вопреки, казалось бы, очевидной логике законодателя на проведение «налоговой амнистии», списание происходит не автоматически со дня принятия закона, а путём принятия соответствующего решения налогового органа по каждому налогоплательщику с указанием его наименования и суммы налога к списанию. Срок, в течение которого это решение должно быть принято, законом не определён, а это может означать, что если налогоплательщик примет стратегию «лежачего камня» и не будет обращаться с соответствующими заявлениями, то он может быть сколь угодно долгим, если не будет проявлена политическая воля налоговиков на одновременное принятие миллионов решений в электронном виде путём написания и задействования соответствующей компьютерной программы. 

Так как этот текст рассчитан, в отом числе и на неюристов, хочется отдельно отметить, что списываемые в соответствии с законом штрафы — это не штрафы ГИБДД или иные штрафы по КоАПу или УК, а только штрафы, назначенные за несвоевременную уплату сумм налогов и страховых платежей в соответствии с положениями Налогового кодекса и законов о страховых платежах, так что это не «административная амнистия», как говорят об этом некоторые.  

Также, если по неуплаченным в срок налогам и страховым платежам велись исполнительные производства и были вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора, то этот сбор тоже никто не спишет, закон не об этом.  

Поэтому каждому налогоплательщику, если он заинтересован в том, чтобы его платежи были действительно списаны, надо будет, на всякий случай, проконтролировать, было ли принято соответствующее решение о списании, а если не было — написать заявление в налоговый орган, чтобы оно было произведено, а принятое решение о списании передать в службу судебных приставов, чтобы прекратить соответствующие исполнительные производства (если они были).  

zakon.ru

НАЛОГОВАЯ АМНИСТИЯ – 2018: КОМУ И ЧТО ПРОСТЯТ?

После прямой линии с Президентом РФ Путиным В.В. в канун нового 2018 года был принят Федеральный закон от 28.12.2017 № 436ФЗ (далее – Федеральный закон № 436ФЗ). Отдельные положения этого документа вносят нормы, в соответствии с которыми могут быть списаны недоимки по налогам, страховым взносам, а также пеням и штрафам. О том, кому и какие конкретно задолженности будут прощены, давайте разберемся в данной статье.

Проект Федерального закона № 436ФЗ был внесен в Государственную Думу ФС РФ Правительством РФ 31 октября 2017 года. При принятии законопроекта во втором чтении было уточнено его наименование и существенно изменена концепция. Первоначально законопроектом вводились изменения в НК РФ, уточняющие правила налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК). Однако в дальнейшем он был дополнен целым рядом положений, корректирующих как нормы НК РФ (регулирующие не только налог на прибыль организаций, но и НДФЛ, земельный налог, НДПИ, налог на игорный бизнес), так и нормы федеральных законов, не являющихся актами законодательства о налогах и сборах, в частности, законов об обязательном пенсионном страховании, о таможенном регулировании.

Обратите внимание:Федеральный закон № 436ФЗ вступил в силу с 29 декабря 2017 года (за исключением его отдельных положений).

Итак, что же прощается налогоплательщикам?

НДФЛ: о каких доходах и долгах теперь можно забыть?

Статья 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» НК РФ дополнена п. 72. Соответственно, перечень не подлежащих обложению НДФЛ (освобождаемых от налогообложения) доходов увеличен.

Речь идет о доходах, полученных в определенный период – с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года. Таким образом, в необлагаемые НДФЛ доходы попадают доходы, полученные в указанный период времени (2015-2017 годы).

Но это не означает, что всем налогоплательщикам простят НДФЛ. Таких поблажек не ждите. Под амнистию попадают лишь доходы, при получении которых не был удержан НДФЛ налоговым агентом. Но под освобождение не подпадают следующие доходы:

– в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг;

– в виде дивидендов и процентов;

– в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ;

– в натуральной форме, определяемые согласно ст. 211 НК РФ, в том числе подарки, полученные налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;

– в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях.

Одновременно коррективы внесены в п. 6 и 7 ст. 228 НК РФ.

Из новой нормы следует, что если налогоплательщик получил в период с 1 января 2015 года по 1 декабря 2017 года доходы, за исключением приведенных выше, налоговый агент не удержал с него НДФЛ, а на основании п. 5 ст. 226 НК РФ передал сообщение о невозможности удержать НДФЛ в налоговый орган и сумма НДФЛ не была взыскана с этого налогоплательщика, то эта сумма НДФЛ и будет фактически списана.

Если НДФЛ был уплачен или взыскан с налогоплательщика до дня вступления в силу Федерального закона № 436ФЗ, то новые положения к таким доходам применяться не будут.

Поскольку в данном случае в п. 72 ст. 217 НК РФ речь идет не о сумме НДФЛ, а о доходе, будут списаны как сумма НДФЛ, так и пени, начисляемые на недоимку.

Таким образом, под амнистию попали так называемые условные доходы – например, списанные заемщику кредиты, коммунальные услуги.

Транспортный, земельный и другие налоги: за какой период спишут долги?

Федеральный закон № 436ФЗ устанавливает, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка и задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом соответствующего решения, по следующим налогам для физических лиц:

– транспортный налог;

– налог на имущество;

– земельный налог.

Но списывается только недоимка по указанным налогам, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года.

Кроме того, будут признаны безнадежными и списаны недоимки по налогам, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся также на 1 января 2015 года и числящиеся на дату принятия соответствующего решения налоговым органом за индивидуальными предпринимателями (к которым относятся и многие КФХ), а также за лицами, утратившими этот статус до даты принятия такого решения. В данном случае речь идет о налогах, за исключением следующих:

– НДПИ;

– акцизы;

– налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ.

Решение о списании названных недоимки и задолженности по пеням и штрафам будет приниматься налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.

Данное решение составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, ИНН физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию.

Таким образом, все рассмотренные задолженности будут списаны с физических лиц и индивидуальных предпринимателей (как действующих, так и бывших) в автоматическом режиме, приходить в налоговый орган и писать какиелибо заявления, а также представлять документы не нужно.

На первый взгляд, зачем нужно списывать недоимку по налогам, пеням и штрафам, образовавшуюся на 1 января 2015 года, если на 1 января 2018 года и так пройдет срок исковой давности – три года? Как обычно, не все в налоговом законодательстве однозначно.

Согласно позиции МФ РФ НК РФ не установлен общий срок давности выявления и взыскания недоимки, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам. Недоимка может быть выявлена налоговым органом, например, в ходе налоговых проверок, при осуществлении иных мероприятий налогового контроля, при проведении совместной сверки расчетов по налогам и сборам.

Статьями 88, 89, 100 и 101 НК РФ установлены сроки проведения налоговых проверок, периоды, которые могут быть охвачены налоговой проверкой, сроки оформления результатов налоговых проверок и вынесения решений по материалам налоговых проверок.

Согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение установленного ст. 196 ГК РФ общего срока исковой давности в три года в отношении выявления налоговым органом недоимки (Письма МФ РФ от 11.02.2010 № 030207/1-57, от 17.03.2011 № 030208/27).

Соответственно, если налогоплательщик при наличии задолженности с истекшим сроком исковой давности и уплаченными текущими налогами и страховыми взносами захочет получить справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, то в справке будет сделана запись «имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах». При этом в приложении к такой справке будут указаны коды инспекций ФНС, по данным которых заявитель имеет неисполненную обязанность. А данное обстоятельство для сельхозорганизаций является основанием неполучения субсидий из бюджета, поэтому, если еще имеется задолженность, очень важно ее списать, хотя многие хозяйства уже оплатили невыясненные суммы задолженности, о чем мы писали в предыдущем номере нашего журнала.

Поэтому нужно понимать, что в случае, когда физические лица и индивидуальные предприниматели уплатили в добровольном порядке имевшиеся на 1 января 2015 года задолженности по указанным налогам или когда недоимка взыскана по исполнительному листу, возврату из бюджета они не подлежат. Что уплачено, то уплачено.

Тем же физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в отношении которых возбуждено исполнительное производство по недоимке на 1 января 2015 года, нужно получить в налоговом органе решение о списании указанных недоимки и задолженности по пеням и штрафам и представить его в службу судебных приставов для прекращения исполнительного производства. Ждать, что это все произойдет автоматически, не стоит. На основании данного решения приставы должны прекратить взыскания по исполнительному листу. Причем исполнительский сбор никто не спишет.

Страховые взносы: как будут списывать задолженность?

С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов передано налоговой службе, что делит страховые взносы и недоимку по ним на две части.

Уточнение действующего порядка взаимодействия ПФР и ФСС с налоговыми органами

По общему правилу, установленному ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243ФЗ, в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами ПФР и органами ФСС недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных по результатам проверок, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до обозначенной даты, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных ст. 59 НК РФ, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

С 29 января 2018 года этот порядок дополнен нормой, в соответствии с которой названные страховые взносы (недоимка, задолженность по пеням и штрафам) в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя). Порядок списания будет утвержден ФНС. Приятно, но поздновато, как уже отмечали выше – многие хозяйства уже оплатили спорные недоимки.

Данная норма применяется к недоимке и задолженности, в отношении которых на 29 декабря 2017 года не принят акт суда, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе не вынесено определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Указанное правило не применяется к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до поименованной даты, а также не применяется к соответствующим недоимке и задолженности по пеням и штрафам, указанным в ст. 11 Федерального закона № 436ФЗ.

Страховые взносы индивидуальных предпринимателей

С 29 января 2018 года вступила в силу ст. 11 Федерального закона № 436ФЗ, согласно которой признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с п. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили свой статус.

В данном случае речь идет о страховых взносах, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями за себя в ПФР, но не обо всех, а только о тех, которые были начислены в максимальном размере (исходя из 8кратного МРОТ) при непредставлении налоговой отчетности.

Будут списаны долги по начисленным в максимальном размере страховым взносам в ПФР индивидуальным предпринимателям, которые не представляли никакой отчетности, если суммы страховых взносов не были уплачены либо взысканы ПФР или налоговыми органами. Как правило, это предприниматели, которые зарегистрировались, но фактически предпринимательскую деятельность не вели.

При этом данный порядок распространяется и на тех предпринимателей, которые прекратили свой статус.

Индивидуальные предприниматели, которые представили требуемую НК РФ налоговую отчетность и имеют задолженность по страховым взносам за себя, не освобождаются от обязанности уплатить страховые взносы в полном объеме.

В итоге еще раз пробежимся: какие же недоимки по налогам и страховым взносам будут амнистированы в 2018 году?

Будут списаны суммы задолженности по следующим налогам и страховым взносам:

– суммы НДФЛ и пени с «условных доходов», полученных с 1 января 2015 года по 1 декабря 2017 года, с которых налог не был удержан;

– недоимка и задолженность по пеням физических лиц по транспортному и земельному налогам, а также по налогу на имущество, образовавшаяся по состоянию на 1 января 2015 года;

– недоимка по налогам и задолженность по пеням, образовавшиеся также на 1 января 2015 года и числящиеся на дату принятия соответствующего решения налоговым органом за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими этот статус до даты принятия такого решения. В данном случае речь идет о налогах, за исключением НДПИ, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ;

– долги по начисленным в максимальном размере (исходя из 8кратного МРОТ) страховым взносам в ПФР индивидуальным предпринимателям, которые не представляли налоговые декларации. При этом данный порядок распространяется и на тех предпринимателей, которые утратили свой статус.

 

xn----7sbrkkdieeibji5b1g.xn--p1ai

Налоговая амнистия для юридических лиц 2018

Главная → Бухгалтерские консультации → Общие вопросы налогообложения

Актуально на: 17 января 2018 г.

Уплачивать законно установленные налоги – обязанность налогоплательщиков (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). При ее несоблюдении налогоплательщику в общем случае придется заплатить еще больше. Ведь к сумме налога добавятся пени за несвоевременную уплату (ст. 75 НК РФ). Более того, налогоплательщик может быть оштрафован, как минимум, на 20% от суммы налоговой задолженности (ст. 122 НК РФ). Но возможна ситуация, когда налогоплательщик освобождается от уплаты налоговой задолженности, долга по пеням и штрафам. Речь идет о так называемой «налоговой амнистии». Так какой будет налоговая амнистия в 2018 году?

Закон о налоговой амнистии 2018

Говоря о налоговой амнистии в 2018 году, имеют в виду принятый в 2017 году Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ. Указанный закон предусматривает целый ряд поправок в части 1 и 2 НК РФ.

В числе изменений в НК РФ данным федеральным законом предусматривается освобождение в некоторых случаях от уплаты ряда налогов, пени и штрафов по ним.

А кого коснется налоговая амнистия 2018? В числе лиц, кто подпадает под налоговую амнистию, — индивидуальные предприниматели и физлица, не являющиеся ИП. Так, для них при определенных условиях предусматривается налоговая амнистия по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество и иным налогам, а также пени и штрафам по ним. Подробнее об условиях применения налоговой амнистии в отношении физлиц, в т.ч. ИП, в 2018 году мы рассказывали в нашем отдельном материале.

А какие особенности налоговой амнистии 2018 для юридических лиц? Организациям будут списаны (ч. 3.1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ, п. 2 ст. 6, ст. 7 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ):

  • недоимка по страховым взносам, долги по соответствующим пеням и штрафам, которые образовались по состоянию на 01.01.2017, данные о них были переданы налоговикам от ПФР и ФСС, а налоговые органы утратили возможность взыскания таких сумм;
  • суммы страховых взносов, пеней и штрафов, которые были доначислены ПФР и ФСС в 2017-2018 годах за периоды, истекшие до 01.01.2017, и по ним истек срок взыскания до даты подписания акта приема-передачи данных в налоговые органы.

glavkniga.ru

Налоговая амнистия: что это было?

Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не касается только положений так называемой «налоговой амнистии».  

Этот достаточно обширный документ, опубликованный в самом конце декабря, носит комплексный характер и затрагивает изменения в различные законодательные акты — от собственно Налогового кодекса до законодательства о таможенном регулировании. Это понятно: очень часто законы добавляются и изменяются на этапе поправок при их прохождении в парламенте, рассматриваемые нормы — не исключение. 

Собственно налоговой амнистии посвящены статьи 11 и 12 опубликованного текста (страницы 45-48 для тех, кому сложно искать), затрагивают они разных налогоплательщиков. 

1) Статья 11 (вступает в силу с 29 января 2018 г.) и часть 2 статьи 12 регулируют списание страховых платежей в государственные внебюджетные фонды (понятно, что и в пенсионный фонд, и в соцстрах и в фонды обязательного медицинского страхования) для индивидуальных предпринимателей и приравненных к ним лиц. Списывается вся недоимка, возникшая у ИП по всем периодам до 1 января 2017 года, а также все пени и штрафы, связанные с неуплатой страховых платежей, а также все налоги на ИП (кроме акцизов), возникшие до 1 января 2015 года, если ИП прекратило действие на дату принятия решения о списании.  

Так как для взыскания страховых платежей с ИП действует безакцептный порядок, то вполне очевидно, что фактически речь идёт о тех ИП, чьи счета в 2017 году были пусты, а потому осталась недоимка.  

Не надо забывать и про переход в 2017 году в администрировании страховых платежей от фондов в ФНС, вызывавший много нареканий из-за несовпадения баз данных и передачи документации, в результате которого порой искренне невозможно понять, какие именно платежи, кто и кому именно должен.  Также следует отметить, что фактически предпринимателям нельзя доначислить страховые платежи за периоды до 2017 года или налоги за период до 1 января 2015 года, даже если они прямо уклонялись от их уплаты методом занижения базы или иными доступными народными способами. Всё, что не удалось вовремя с них списать или, доначислив, списать, признаётся безнадёжным к списанию, так как исключений для таких случаев закон не содержит — только «признаётся безнадёжным к взысканию» и период, до которого. 

2) Для простых граждан — физических лиц — существует статья 12 опубликованного закона. Сроки и налоги тут другие. Она распространяется не на все налоги за периоды до 1 января 2015 года, как для индивидуальных предпринимателей, а только на транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельному налогу. Фактически — по тем налогам, по которым необходимо для их уплаты гражданином направлять налоговые уведомления, которые, не секрет, что запаздывают или не приходят вовсе. Таким образом, если выяснится, что гражданин не уплатил НДФЛ или же ему налоговым органом за «фактическую предпринимательскую деятельность» за период до 1 января 2015 года были доначислены НДС и налог на прибыль, эти суммы налогов безнадёжными к взысканию признаны быть не могут, так как он в этот период не имел статуса индивидуального предпринимателя. 

Порядок списания налога. Вопреки, казалось бы, очевидной логике законодателя на проведение «налоговой амнистии», списание происходит не автоматически со дня принятия закона, а путём принятия соответствующего решения налогового органа по каждому налогоплательщику с указанием его наименования и суммы налога к списанию. Срок, в течение которого это решение должно быть принято, законом не определён, а это может означать, что если налогоплательщик примет стратегию «лежачего камня» и не будет обращаться с соответствующими заявлениями, то он может быть сколь угодно долгим, если не будет проявлена политическая воля налоговиков на одновременное принятие миллионов решений в электронном виде путём написания и задействования соответствующей компьютерной программы. 

Так как этот текст рассчитан, в отом числе и на неюристов, хочется отдельно отметить, что списываемые в соответствии с законом штрафы — это не штрафы ГИБДД или иные штрафы по КоАПу или УК, а только штрафы, назначенные за несвоевременную уплату сумм налогов и страховых платежей в соответствии с положениями Налогового кодекса и законов о страховых платежах, так что это не «административная амнистия», как говорят об этом некоторые.  

Также, если по неуплаченным в срок налогам и страховым платежам велись исполнительные производства и были вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора, то этот сбор тоже никто не спишет, закон не об этом.  

Поэтому каждому налогоплательщику, если он заинтересован в том, чтобы его платежи были действительно списаны, надо будет, на всякий случай, проконтролировать, было ли принято соответствующее решение о списании, а если не было — написать заявление в налоговый орган, чтобы оно было произведено, а принятое решение о списании передать в службу судебных приставов, чтобы прекратить соответствующие исполнительные производства (если они были).  

zakon.ru

НалоговаяАмнистия.рф — Все о налоговой амнистии в РФ

Налоговый орган, как правило, вменяет налогоплательщику получение необоснованной налоговой выгоды, используя следующий набор доказательств:

1. Нереальность хозяйственных операций – товар не покупался, работы не выполнялись, услуги не оказывались.

2. Не существование контрагента как такового («липовый» контрагент) – можно проверить на сайте nalog.ru.

3. Отсутствие на момент совершения хозяйственных операций контрагента (например, ликвидация, реорганизация, исключение из ЕГРЮЛ, смерть ИП) – можно проверить на сайте nalog.ru.

4. Смерть руководителя контрагента на момент подписания первичных документов и счетов фактур.

5. Введение процедуры банкротства в отношении контрагента на момент совершения хозяйственных операций.

6. Руководитель или учредитель контрагента является массовым учредителем или контрагентом, т.е. на него зарегистрировано или он числится руководителем нескольких аналогичных организаций – можно проверить, например, через СБиС он-лайн или иные аналогичные программы.

7. Отрицание учредителя или руководителя контрагента к учреждению или руководству контрагентом – можно проверить на сайте nalog.ru.

8. Руководитель или учредитель контрагента является номинальным, т.е. за вознаграждение зарегистрировал на себя организацию либо стал ее руководителем.

9. Подтверждение результатами почерковедческой экспертизы, что первичные документы и счета фактуры подписаны неустановленным лицом.

10. Отсутствие у налогоплательщика доверенностей, подтверждающих полномочия лица на подписание первичных документов и счетов-фактур, если документы подписаны не руководителем.

11. Наличие на компьютерах налогоплательщика документов, составленных от имени контрагента.

12. Использование налогоплательщиком и контрагентом одних ip- и mac-адресов, телефонов, контактных данных и пр.

13. Обнаружение печати контрагента, его ЭЦП у налогоплательщика.

14. Показание свидетелей о том, что такого контрагента не существовало, а от его имени выступал сам налогоплательщик или иное лицо (как правило, неплательщик НДС).

15. Отсутствие личных контактов между руководителями или между работниками организаций.

16. Контрагент не располагается по месту нахождения, заявленного в ЕГРЮЛ.

17. Адрес, указанный при регистрации контрагента, является недостоверным, т.е.:а) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.) – можно проверить на сайте nalog.ru;б) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен – можно проверить через 2ГИС или иные аналогичные сервисы;в) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;г) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.) – можно проверить через 2ГИС или иные аналогичные сервисы;д) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

18. У контрагента отсутствует штатная численность для совершения хозяйственных операций.

19. У контрагента отсутствуют основные средства.

20. Хозяйственные отношения с контрагентом начались в течение небольшого времени после его регистрации – можно проверить на сайте nalog.ru.

21. Налогоплательщик не может пояснить, как образом был найден контрагент, кто его рекомендовал, как о нем стало известно.

22. Отсутствует деловая переписка, в т.ч. в электронном виде, по хозяйственным операциям.

23. Контрагент не сдает отчетность либо сдает ее с нулевыми или минимальными показателями.

24. Отсутствие допуска СРО или соответствующей лицензии у контрагента.

25. Контрагент не сформировал источник для возмещения НДС, т.е. не отразил операции с налогоплательщиком в своих декларациях по НДС.

26. Низкая налоговая нагрузка контрагента при больших оборотах по расчетному счету.

27. По расчетному счету контрагента отсутствуют операции оплаты «обычных» нужд, характерных для организаций, реально осуществляющих свою деятельность (например, оплата коммунальных услуг, телефона, интернета, выплата заработной платы, плата за аренду офисов/помещений/складов, оплата канцелярских принадлежностей и пр.).

28. Транзитный характер движения денежных средств по счету контрагента, т.е. полученные денежные средства в течение непродолжительного промежутка времени перечисляются на расчетные счета других организаций или ИП, либо перечисляются в адрес физических лиц, либо снимаются с расчетного счета.

29. Возврат денежных средств по цепочке налогоплательщику или его взаимозависимым лицам.

30. Отсутствие оплаты со стороны налогоплательщика.

31. Частичная оплата со стороны налогоплательщика, большая дебиторская задолженность.

32. Оплата собственными векселями при отсутствии предъявления их к оплате впоследствии.

33. Оплата наличными при отсутствии зарегистрированной ККТ у контрагента.

34. Доказательства поставки товара, выполнения работ или оказания услуг третьими лицами (как правило, не плательщиками НДС).

Перечень вышеперечисленных доказательств является примерным, и налоговый орган, как правило, приводит лишь часть доказательств в подтверждении получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Для того, чтобы обезопасить себя от выбора «проблемного» контрагента, рекомендуем выполнить следующие наиболее распространенные и действенные меры, подтверждающие добросовестность налогоплательщика при заключении сделок:

1. запрос выписки из ЕГРЮЛ на дату заключения договора,2. запросить у поставщика заверенные печатью и подписью директора копии устава, свидетельства о постановке на учет, решения/протокола об избрании директора на должность,3. удостовериться в личности лиц, подписывающих первичные документы:• если директор, то получить копию решения/протокола об избрании директора на должность, а при личной встрече – попросить предъявить еще и паспорт, снять с него копию,• если лицо по доверенности подписывает первичные документы – взять заверенные копии доверенности,• если деятельность поставщика лицензируемая – получить заверенную копию лицензии, допуск СРО,4. сохранять всю переписку с поставщиком, в т.ч. и в электронном виде в течение четырех лет,5. проверить на сайте ФНС России в разделе «Услуги» — «Проверь себя и контрагента»:• адрес организации по критерию массовости (https://service.nalog.ru/addrfind.do),• не отказывался ли директор в суде от факта причастности к деятельности поставщика, т.е. не является ли директор «номинальным» (https://service.nalog.ru/svl.do),• не отсутствует ли организация по месту своего нахождения (https://service.nalog.ru/baddr.do),• Сдает ли организация отчетность (https://service.nalog.ru/mru.do).

Если у Вас серьёзные налоговые проблемы и требуется оперативная помощь налоговых юристов — пишите на [email protected]

Конфиденциальность гарантируем.

nalogamnistiya.ru


Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области