Конкурентные закупки: Статья 3.3. Конкурентная закупка в электронной форме. Функционирование электронной площадки для целей проведения такой закупки \ КонсультантПлюс

Статья 3.3. Конкурентная закупка в электронной форме. Функционирование электронной площадки для целей проведения такой закупки \ КонсультантПлюс

Статья 3.3. Конкурентная закупка в электронной форме. Функционирование электронной площадки для целей проведения такой закупки

(введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ)

1. При осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.

2. Под оператором электронной площадки понимается являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью или непубличного акционерного общества, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц либо количество голосующих акций, которыми владеют указанные граждане и лица, составляет не более чем двадцать пять процентов, владеющее электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования оборудованием и программно-техническими средствами (далее также — программно-аппаратные средства электронной площадки), и обеспечивающее проведение конкурентных закупок в электронной форме в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Функционирование электронной площадки осуществляется в соответствии с правилами, действующими на электронной площадке, и соглашением, заключенным между заказчиком и оператором электронной площадки, с учетом положений настоящей статьи.

3. Участнику конкурентной закупки в электронной форме для участия в конкурентной закупке в электронной форме необходимо получить аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном оператором электронной площадки.

4. Обмен между участником конкурентной закупки в электронной форме, заказчиком и оператором электронной площадки информацией, связанной с получением аккредитации на электронной площадке, осуществлением конкурентной закупки в электронной форме, осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.

5. Электронные документы участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора электронной площадки должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (далее — электронная подпись) лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора электронной площадки.

6. Информация, связанная с осуществлением конкурентной закупки в электронной форме, подлежит размещению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В течение одного часа с момента размещения такая информация должна быть размещена в единой информационной системе и на электронной площадке. Такая информация должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

7. В течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об отказе от осуществления конкурентной закупки в электронной форме, изменений, внесенных в извещение об осуществлении конкурентной закупки в электронной форме, документацию о такой закупке, разъяснений положений документации о такой закупке, запросов заказчиков о разъяснении положений заявки на участие в конкурентной закупке в электронной форме оператор электронной площадки размещает указанную информацию на электронной площадке, направляет уведомление об указанных изменениях, разъяснениях всем участникам конкурентной закупки в электронной форме, подавшим заявки на участие в ней, уведомление об указанных разъяснениях также лицу, направившему запрос о даче разъяснений положений документации о конкурентной закупке, уведомление об указанных запросах о разъяснении положений заявки участника такой закупки заказчикам по адресам электронной почты, указанным этими участниками при аккредитации на электронной площадке или этим лицом при направлении запроса.

8. Утратил силу со 2 января 2021 года. — Федеральный закон от 22.12.2020 N 452-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. При осуществлении конкурентной закупки в электронной форме проведение переговоров заказчика с оператором электронной площадки и оператора электронной площадки с участником конкурентной закупки в электронной форме не допускается в случае, если в результате этих переговоров создаются преимущественные условия для участия в конкурентной закупке в электронной форме и (или) условия для разглашения конфиденциальной информации.

10. Оператором электронной площадки обеспечивается конфиденциальность информации:

1) о содержании заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений до окончания срока подачи заявок, окончательных предложений;

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) об участниках конкурентной закупки в электронной форме, подавших заявки на участие в такой закупке, до предоставления комиссии по осуществлению конкурентных закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом и соглашением, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, доступа к данным заявкам (ко вторым частям заявок, направляемым заказчику в соответствии с пунктом 3 части 22 статьи 3. 4 настоящего Федерального закона, в случае осуществления конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства).

(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Участник конкурентной закупки в электронной форме, подавший заявку на участие в такой закупке, вправе отозвать данную заявку либо внести в нее изменения не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке, направив об этом уведомление оператору электронной площадки.

12. Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательные конкурентные закупки по 223-ФЗ в 2019 году

Последние два года были богатыми на изменения в законе 223-ФЗ: расширено понятие «торги», изменен порядок действий заказчика. Давайте разберемся с нововведениями и начнем с видов и форм конкурентных закупок, обязательных для заказчика

Что нового в 223-ФЗ

До вступления в силу изменений закона 223-ФЗ заказчик обязан был в положении о закупке прописать лишь два способа: конкурс или аукцион. Другие способы можно было использовать и вносить в положение на свое усмотрение.

«Согласно поправкам к закону, с 1 июля 2018 года минимальный набор процедур, которые должны быть установлены в положении о закупках конкретного заказчика, — это закупка у единственного поставщика и четыре конкурентные процедуры: конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок», — поясняет новшества Станислав Грузин, эксперт в сфере закупок по 223-ФЗ, 44-ФЗ, автор вебинара «Проведение конкурентных способов закупок по 223-ФЗ».

Что такое конкурентная закупка

В законе 223-ФЗ перечислены следующие признаки:

  1.  Информация о конкурентной закупке:

    — размещается в ЕИС и доступна неограниченному числу потенциальных участников;


    — высылается адресно двум и более участникам, если закупка закрытая.

  2.  Закупка проводится на условиях конкурентной борьбы поставщиков товаров (услуг, работ) за право заключить контракт. И это главное отличие от закупки у единственного поставщика.
  3. В условиях заказчик описывает предмет закупки по правилам, описанным в ст. 3 закона 223-ФЗ.

«Заказчик не может указывать в описании предмета закупки любые идентифицирующие признаки: товарный знак, знак облуживания, знак производителя, место происхождения товара — без уточнения «или эквивалент», за исключением случаев, указанных в законе. Если заказчик хочет купить товар с конкретным товарным знаком, в этом случае речь может идти только о проведении неконкурентной процедуры», — уточняет Станислав Грузин.

Описанным выше условиям соответствуют две большие группы закупок.

Первая группа — торги — и есть те конкурентные закупки, которые должны быть указаны в положении о закупках. Теперь при проведении запроса котировок и запроса предложений заказчик не может отказаться от заключения договора, как это было до изменений закона 223-ФЗ.

«Закон позволяет заказчику использовать и иные конкурентные способы закупки кроме обязательных. Все ограничивается фантазией конкретного заказчика, могут быть любые другие процедуры: запрос цен, запрос оферт, конкурентные отборы и так далее», — объясняет Станислав Грузин.

Виды торгов по 223-ФЗ

После внесения изменений в законе 223-ФЗ появилось отдельное определение для каждого из видов торгов.

Конкурс

Определение, которое дано в законе, тяжелое и непонятное. Если сформулировать проще, конкурс — это закупка, в которой побеждает участник, предложивший лучшие условия исполнения договора. При этом заявка исполнителя должна отвечать требованиям закупки.

Аукцион

Это вид закупки, где победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену договора, сниженную на шаг аукциона. Эта величина устанавливается в документации.

Если в ходе аукциона цена снижается до нуля, то участники аукциона начинают бороться уже за право заключить договор. Победителем станет тот, кто предложит не самую низкую, а самую высокую цену для заказчика на право заключить договор. Иными словами, не заказчик оплачивает исполнителю работы, а исполнитель платит за то, чтобы получить заказ.

Запрос котировок

Это торги, в которых побеждает участник, чья заявка содержит наименьшую цену договора. Обратите внимание: согласно новой редакции 223-ФЗ заказчик не разрабатывает документацию о закупке.  Заявка участника должна соответствовать извещению о проведении запроса котировок.

Запрос предложений

Это форма торгов, при которой заказчик организовывает тендер и заключает договор с тем участником, чье предложение больше прочих удовлетворяет критериям тендера.

Формы проведения закупок

Закрытые закупки можно проводить в случаях (ст. 3.5 закона 223-ФЗ):

  1. Если в проекте договора содержится государственная тайна.
  2. Если координационный орган Правительства РФ принял решение в соответствии с п. 2 или 3 ч. 8 ст. 3.1 закона 223-ФЗ.
  3. Если в соответствии с ч. 16 ст. 4 закона 223-ФЗ решено, что закупка не размещается открыто. Основанием могут стать распоряжения Правительства РФ и иные подзаконные акты.

В остальных случаях процедура должна быть открытой и все данные о ней должны размещаться в ЕИС.

Как открытые, так и закрытые торги могут быть электронными и бумажными (неэлектронная форма закупок). Но есть нюансы.

Закупки по 223-ФЗ

Дистанционный курс повышения квалификации «Закупки по 223-ФЗ»

Подробнее

В положении должно быть прописано, что торги проводятся  в электронной форме на ЭТП, которые соответствуют требованиям 223-ФЗ.

Если не указано, что определенный вид закупки проводится на бумажных носителях, автоматически она должна проходить на ЭТП. Подача заявки на флеш-карте, диске, по электронной почте больше не признается электронной формой процедуры.

Закупки для представителей малого и среднего предпринимательства могут проходить только в электронном формате. Это положение закреплено в ч. 2 ст. 3 закона 223-ФЗ и действует с 1 июля 2018 года.

О порядке проведения обязательных конкурентных закупок читайте в нашей следующей статье.

Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу.

18 568

Разница между конкурентными и неконкурентными закупками

Вашей компании нужен товар или услуга. Чтобы обеспечить эту потребность, вашей компании потребуется процесс закупок. Некоторые вопросы, которые следует задать: какие существуют процессы закупок? И какой тип процесса закупок подходит для вашего бизнеса. Обычно процессы закупок делятся на две группы: конкурентные и неконкурентные закупки.

Конкурентные закупки включают в себя открытие процесса для предложений и тендеров для получения наилучшей цены. Неконкурентные закупки (иногда называемые закупками «из единственного источника» или «закупки из одного источника») происходят, когда покупатель либо выбирает компанию для покупки, либо ограничивает процесс торгов определенными поставщиками.

Какой процесс закупок подходит для вашего бизнеса?

Некоторые компании используют как конкурентные, так и неконкурентные закупки, устанавливая строгие правила для каждой из них. Например, товары или услуги, превышающие определенную сумму в долларах, должны быть конкурентоспособными, в то время как при такой сумме в долларах они могут быть неконкурентоспособными.

Преимущества конкурентных закупок

Конкурентные закупки включают получение покупателем предложений от продавцов или поставщиков и оценку этих предложений перед выбором поставщика. При конкурентных закупках любая компания, которая может предоставить товар или услугу, может подать заявку или предложение. Это способствует конкуренции и делает процесс закупок более прозрачным.

Недостатки конкурентных закупок

Конкурсные закупки могут занимать много времени и включать множество сложных документов. Кроме того, не все компании захотят участвовать в тендере. Чтобы снизить цены конкурентов, некоторые компании могут занижать ставки или предлагать необоснованно дешевые товары или услуги.

Для кого подходят конкурентные закупки?

Компании, которые хотят получить самую низкую цену или лучшее соотношение цены и качества, не имеют срочной потребности или не знакомы с компаниями, которые будут участвовать в торгах.

Преимущества неконкурентных закупок

При неконкурентных закупках покупатель либо выбирает одну компанию для предоставления товара или услуги, либо приглашает определенных поставщиков принять участие в торгах. Покупатель не открывает процесс для каждого потенциального поставщика. Это может быть полезно, если есть только одна компания, которая предоставляет этот товар или услугу. Если запрос открытых предложений приведет к раскрытию коммерческой тайны покупателя.

Недостатки неконкурентных закупок

Неконкурентные закупки могут привести к более высоким затратам и могут быть трудными, если покупатель ранее не работал с выбранной компанией или компаниями. Невозможность сравнить предложение продавца с другими предложениями не дает покупателю возможности определить, является ли предложение разумным.

Для кого подходят неконкурентные закупки?

Компании, у которых есть срочная потребность, компании с текущим проектом, требующим непрерывности (например, строительные проекты), или компании с важной коммерческой тайной.

Заключение

Возможно, вы не захотите всегда использовать один тип заготовки. Взвесьте все «за» и «против» каждого из них и решите, какой метод лучше всего поможет вашей организации достичь поставленных целей в каждом конкретном случае, если это необходимо.

Что вы думаете?

традиционных конкурентных закупочных процессов | Малый бизнес

Линда Рэй

Открытый конкурентный процесс закупок обеспечивает справедливое и этичное отношение к предложениям поставщиков. Традиционный конкурсный процесс закупок позволяет всем заинтересованным сторонам подать заявку на работу вместе со всей необходимой документацией для справедливой конкуренции за рабочие места. Следуя руководящим принципам, установленным федеральным правительством, вы можете применять те же правила этики к своим собственным решениям о покупке и избегать конфликтов.

Цель

  1. Цель внедрения справедливой и равноправной практики закупок поможет вам сохранить доверие как к вашим клиентам, так и к вашим поставщикам. Все они знают, что вы следуете правилам и рекомендациям, чтобы найти лучшую цену, варианты доставки и качество для вашего бизнеса. По данным Администрации общих служб, следование традиционным конкурентным процессам закупок гарантирует, что вы выберете лучшего поставщика для своей компании, что позволит вам передавать сделки и качество своим клиентам. В то же время ваш агент по закупкам и другие сотрудники знают, что от них ожидается при принятии решений о покупке.

Как это работает

  1. Вы размещаете запрос предложений или RFP в местной газете или любом другом источнике, используемом вашей отраслью для получения предложений. В своем запросе вам необходимо указать именно то, что вам нужно, и условия, которые вам требуются. Затем субподрядчики или поставщики заполняют анкету, отвечающую на все ваши потребности, и помещают свои расценки в запечатанный конверт. Традиционная практика закупок не позволяет подрядчикам знать чужие предложения. Это также не позволяет вам отказываться от ваших приоритетов. Например, если вы принимаете решение о цене, то вы выбираете самого дешевого поставщика, который соответствует вашим требованиям, независимо от того, работали они на вас в прошлом или нет.

Льготы

  1. Традиционный процесс открытых конкурентных закупок открывает поле для всех заинтересованных поставщиков товаров или услуг, чтобы заработать на вашем бизнесе. Обычно это приводит к тому, что ваша компания заключает контракты с наиболее подходящими поставщиками. Полагаясь на традиционный формат торгов по RFP, вы исключаете фаворитизм из процесса закупок, а также даете возможность объяснить друзьям или членам семьи, что они тоже должны участвовать в торгах для вашего бизнеса, как и все остальные.

Варианты

  1. По словам юристов Bricker and Eckler, не все компании полагаются на традиционные процессы закупок. Из соображений целесообразности и ценности вы можете отказаться от традиционной практики торгов, потому что вас устраивает ваш нынешний поставщик. Вы не можете использовать закрытые ставки, а вместо этого оставляете поле открытым для конкурентных цен, которые склоняются в вашу пользу. Кроме того, хотя ваша компания может полагаться на ценообразование при принятии решений о покупке, вы можете отказаться от этой формулы, если один поставщик также предлагает другие товары или услуги, которые делают их более привлекательными, даже если они не самые дешевые.