Лицензирование предпринимательской деятельности. Лицензирование и сертификация предпринимательской деятельности


Лицензирование предпринимательской Портал малого и среднего предпринимательства

8 декабря 2014 г.

Для того чтобы заниматься определенными видами предпринимательской деятельности организации или ИП необходимо получить лицензию.

Лицензирование отдельных видов деятельности – это необходимая процедура, введенная государством в целях обеспечения безопасности страны и ее граждан, поэтому государство должно постоянно контролировать такие виды деятельности, которые в силу своей специфики могут представлять повышенную опасность для окружающих, требуют специальных познаний для их осуществления. То есть, под лицензируемыми видами деятельности подразумеваются такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В каких случаях требуется лицензирование предпринимательской деятельности и что нужно для получения лицензии?

С 2011 года лицензирование предпринимательской деятельности регулируется Федеральным законом от 04.05.2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Действие закона распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, и индивидуальных предпринимателей.

Перечень видов деятельности, подлежащих процедуре лицензирования, содержится в ст. 12 вышеуказанного закона, который содержит значительный список лицензируемых видов деятельности. Однако с точки зрения малого предпринимательства наибольший интерес могут представлять:

-образовательная деятельность;

-медицинская деятельность;

-фармацевтическая деятельность;

-деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек;

-деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

-частная охранная деятельность;

-оказание услуг связи;

-телевизионное вещание и радиовещание;   

Кроме того, существуют подзаконные акты, конкретизирующие и детализирующие Закон о лицензировании.

Лицензии на право осуществления перечисленных видов деятельности могут выдаваться и организациям и индивидуальным предпринимателям.

Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Кроме того, лицензирование отдельных видов деятельности регулируется не только Законом № 99-ФЗ, а другими федеральными законами. В частности это касается так называемых "алкогольных" лицензий, то есть лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").

 

Требования, предъявляемые к соискателю лицензии

Для того чтобы получить лицензию организация или ИП должны отвечать ряду требований. В отношении каждого отдельного вида деятельности эти требования различны и конкретизированы в соответствующем положении о лицензировании, которое утверждает Правительство РФ. Среди таких требований могут быть наличие у соискателя объектов недвижимости, транспортных средств, оборудования, наличие работников, имеющих профессиональное образование, квалификацию и стаж работы. Требования также могут предъявляться к размеру уставного капитала соискателя, отсутствию задолженности перед третьими лицами и т.д. Полный перечень требований предъявляемых к соискателю лицензии на определенный вид деятельности содержится в положении о лицензировании этого вида деятельности.

 

Действие лицензии во времени и пространстве

Лицензии, за некоторыми исключениями, в частности в случае выдачи временных лицензий в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", выдаются на неопределенный срок, то есть бессрочно.

ИП или организация могут осуществлять лицензируемую деятельность со дня, следующего за днем принятия решения о выдаче лицензии.

Лицензируемая деятельность может осуществляться ими на всей территории России, а также на иных территориях под юрисдикцией РФ. При этом имеется один нюанс.

Как правило, лицензии выдаются федеральными органами власти. Однако в отношении некоторых видов деятельности, в частности медицинская и образовательная, полномочия по предоставлению лицензий переданы на уровень субъектов РФ. Соответственно, лицензированием предпринимательской деятельности в этих сферах занимаются региональные органы власти (н-р: Министерство здравоохранения субъекта РФ выдает лицензию на медицинскую деятельность).

Может возникнуть вопрос, будет ли лицензия, выданная органом здравоохранения Республики Саха (Якутия), например, действовать на территории другого субъекта РФ? Да, будет действовать, но при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов субъекта РФ.

 

Как получить лицензию

Для этого нужно обратиться с заявлением в соответствующий лицензирующий орган с пакетом документов, перечень которых регламентируется, как непосредственно законом о лицензировании, так и отдельными положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

В заявлении должны быть указаны ряд сведений, в том числе о соискателе лицензии. К заявлению должны быть приложены следующие документы:

-копии учредительных документов организации, заверенные нотариально;

-копии документов, определенных соответствующим положением о лицензировании предпринимательской деятельности;

-опись прилагаемых документов.

Иные документы, в том числе подтверждающие уплату государственной пошлины, от соискателя лицензии требовать запрещено.

Рассмотрение документов и проверка представленных соискателем сведений должны быть проведена в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. В отношении отдельных видов деятельности этот срок может быть сокращен. По результатам рассмотрения документов лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе, о чем уведомляет соискателя. Решение об отказе, а также бездействие лицензирующего органа, соискатель может обжаловать в суд.

Таковы основные правила лицензирования предпринимательской деятельности.

В заключение не забывайте, что за незаконное осуществление предпринимательской деятельности без лицензии либо с нарушением лицензионных требований установлена административная ответственность в соответствии со ст. 14.1. КоАП РФ. В случае если в результате такой деятельности будет причинен ущерб или получен доход в крупном размере предпринимателя могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ.

www.b14.ru

Лицензирование предпринимательской деятельности - инструкция

В наше время, некий процесс, лицензирование предпринимательской деятельности, очень широко распространен. Причина очевидна и проста. Без совершения данного процесса невозможно ожидать успеха ни в одном виде трудовых действий. Предприятие, любая фирма может приносить пользу только в случае официальной оформленной работы. Это очевидно.

Данная статья поведает о том

Итак, попробуем разобраться с ответами. Ибо лицензирование предпринимательской деятельности очень важный вопрос, требующий внимательного рассмотрения. Начнем мы наше рассмотрение с вопроса о том, в каких ситуациях необходимо официальное оформление. В конце мы сможем сделать вывод о том, что нужно для ее приобретения.

Деятельность, подлежащая лицензированию

Согласно законам Российской Федерации, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности, просто обязательно. Установленные правила регулируют этот процесс.

В одной из статей данного Закона можно увидеть информацию, касающуюся того, на какие именно виды деятельности должна выдаваться лицензия в обязательном порядке.

В Законе есть целый перечень лицензируемой деятельности. В этот список входит около пятидесяти вариантов, родов занятий. Конечно же, перечислять все варианты очень долго. Но хочется отметить самые распространенные сферы, когда возникает необходимость в лицензировании предпринимательской деятельности. К ним относится:

  • монтажная работа;
  • сферы по оборудованию техники;
  • работа по ремонту помещений, особенно для пожарной стабильности;
  • образовательная сфера;
  • работа по автомобильным транспортировкам людей.

Если говорить об автоперевозках, нужно упомянуть, что речь идет о транспорте для перемещения более восьми людей. Кроме того, лицензии подлежит и:

  1. деятельность медицинская;
  2. фармацевтическая сфера.

Для того, чтобы иметь все права на работу вышеуказанных сфер, необходимо получение разрешения от таких лиц, как:

  1. представитель организации;
  2. индивидуальный предприниматель.

Это не относится к образовательной сфере. Что касается образования, еще предстоит начать действовать новому закону. Примечательно, что в лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности, задействуются разные федеральные постановления, и законы. Например, необходимо учитывать отдельные законы для получения лицензии на производство, а также оборот:

  1. алкогольной продукции;
  2. элитного спирта;
  3. спиртосодержащих продуктов.

Как видно, каждый отдельный вид деятельности связан со своими нюансами, аспектами, и деталями. Данные подробности необходимо хорошо знать, чтобы воплощать их умело в жизнь. Это поможет быть успешным на каждом сделанном шагу. Рассмотрим более тщательно, что нужно делать соискателю, чтобы ее получить.

Требования

Невозможно получить лицензию просто по собственному желанию. Существует целый ряд правил и требований.

Данным правил необходимо полностью соответствовать. Нельзя перечислить все требования в мельчайших подробностях. Причина простая.

Требования разнятся между собой, в зависимости от рода занятий соискателя. Именно поэтому, просто не реально конкретизировать данные правила, и постановления.

Но хочется упомянуть некоторые основные правила. Вот некоторые из них:

  1. наличие объектов недвижимости;
  2. имеющиеся транспортные средства;
  3. наличие оборудования;
  4. имеющиеся работники со специальным образованием;
  5. работники с достойным уровнем квалификации, и со стажем.

Помимо вышеупомянутых требований, существуют правила, которые относятся к таким факторам, как:

  1. размер начального капитала;
  2. погашение всех задолженностей перед третьими лицами.

Это лишь некоторые правила. Если есть желание ознакомиться с полным перечнем требований, можно обратиться к положению о лицензировании предпринимательской деятельности. Это уберет все остающиеся вопросы.

Временные и действующие силы лицензирования.

Что можно сказать о сроках действия лицензии? Да, существуют ограниченные случаи, когда лицензия на определенный род деятельности, выдается только на некоторое обсуждаемое количество времени.

Это возможно в вопросах образования, например. Но, как уже упоминалось, такие случаи редкостные, это лишь исключения. В остальных же ситуациях, лицензия предоставляется на неопределенное количество времени. Другими словами, она выдается бессрочно.

Когда же лицензия входит в силу. Она начинает действовать практически сразу. То есть, предприятие может спокойно работать уже на следующий день после того, как было вынесено решение о получении лицензированных прав. Кроме того, огромным преимуществом является возможность осуществления работы по всей территории страны.

Но существует и некоторый нюанс. Чаще всего, лицензию выдают федеральные представители власти. Но иногда выдавать лицензии могут только субъекты Российской Федерации. На данном уровне полномочий, происходит процесс выдачи лицензии для работников медицины, и образования.

По принципам лицензирования предпринимательской деятельности, выдачей документов занимаются только региональные представители власти. Если в такой ситуации выдается лицензия, она также будет действовать в разных частях страны. Но существует одно условие. Органы власти в каждой местности должны быть уведомлены об определенных полномочиях медика, или педагога. Во всем есть свои аспекты.

Как приобрести лицензию?

Итак, для того, чтобы приобрести лицензию со всеми соответствующими правами, необходимо написать заявление в лицензируемые действующие представители.

В заявке следуют также указать ряд фактов, подробную информацию. Сведения и вся информация о соискателе должны быть полными. Дело не ограничивается одним только заявлением. Требуется спор еще некоторых документов, которые прилаживаются к заявке.

Вот перечень необходимых бумаг:

  1. копии учредительных организационных справок;
  2. нотариальное заверение;
  3. копии документов о виде деятельности;
  4. опись всех документов, которые прилагаются.

Это главные документы. От вас не должны требовать других справок. Также, нет нужды и в предоставлении документов об уплате пошлин, государственных налогов. Подобного рода требования от представителей власти запрещены. Согласно срокам, все предоставленные данные исследуются в течение 45 рабочих дней, после подачи заявления. Рассмотрение данных по некоторым типам деятельности требует еще более сокращенных сроков проверки.

Согласно итогам исследований, орган власти решает предоставить ли лицензию, или отказать в этом соискателю. Затем решение доноситься до соискателя, его ставят в известность о принятом решении. Если решение не удовлетворяет соискателя, он может обратиться в суд, подав на апелляцию.

Итак, из этой статьи мы узнали о самых распространенных видах предпринимательской деятельности. Также стало известно, какие основные правила для получения лицензии, и то, как она действует. В конце хочется напомнить, что нарушение закона приводит к административной ответственности. Поэтому необходимо сначала получить лицензию на осуществление определенной работы, а потом трудится с чистой совестью.

По вашей теме стоит прочитать:

uristvdome.ru

предпринимательское лицензия

Тема 5. Приобретение субъектами предпринимательской деятельности права на осуществление отдельных ее видов. Саморегулирование предпринимательской деятельности.

1. Лицензирование предпринимательской деятельности: сущность и виды. Законодательство о лицензировании.

2. Лицензионное производство: понятие и стадии. Виды лицензий. Ответственность за нарушения правил лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.

3. Саморегулирование предпринимательской деятельности, понятие, значение, источники правового регулирования. Предмет саморегулирования, стандарты и правила саморегулируемых организаций.

4. Саморегулируемая организация: основные функции, права и обязанности. Органы управления саморегулируемой организации. Членство в саморегулируемой организации, как условие осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

1. Лицензирование предпринимательской деятельности: сущность и виды. Законодательство о лицензировании

Лицензирование отдельных видов деятельности, являясь формой государственного регулирования, ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности, а также определяет условия и требования его осуществления.

Лицензирование было и остается актуальным, потому что на данном этапе развития, очевидно для каждого, что многие сферы предпринимательской деятельности нуждаются в строжайшем участии государства в виде контроля, регулирования и регламентирования, так как многие предприниматели из-за безнравственности или необразованности могут нанести вред окружающей среде, обществу, экономике, здоровью и жизням людей и тому подобное.

В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 2011 года, а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.

В соответствии с данным законом: лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;

лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;

лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;

В соответствие с ч. 1 ст. 12 данного закона предпринимательская деятельность относится к числу лицензируемых видов деятельности.

В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.

Во-первых, Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, ‑­

то есть лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.

В-третьих, лицензия выдается без срока

Также в законодательстве существуют принцы лицензирования, которые объединяют нормы лицензирования. Основными принципами осуществления лицензирования являются:

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;

3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;

4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Как уже известно, не все виды деятельности подвергаются лицензированию, существуют критерии определения лицензируемых видов деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Это логично, ведь целью лицензируемой деятельности является предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

2. . Лицензионное производство: понятие и стадии. Виды лицензий. Ответственность за нарушения правил лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.

Процедура лицензирования включает в себя ниже перечисленные этапы.

1. Представление в соответствующий лицензирующий орган необходимых документов. Перечень лицензирующих органов определен в Постановлении Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензирование подавляющего большинства видов деятельности отнесено к компетенции федеральных органов власти.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются:

1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;

2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;

3) идентификационный номер налого плательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

4) лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

2. В заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии может указать просьбу о направлении ему в электронной форме информации по вопросам лицензирования.

3. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

1) копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;

2) копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами;

3) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;

4) опись прилагаемых документов.

4. Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии указывать в заявлении о предоставлении лицензии сведения, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, и представлять документы, не предусмотренные частью 3 настоящей статьи.

5. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискателем лицензии представляются в лицензирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

2. Принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) лицензии. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. На основе проведенной проверки лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа- приказ.

В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии она оформляется одновременно с приказом (распоряжением).

Приказ (распоряжение) о предоставлении лицензии и лицензия одновременно подписываются руководителем или заместителем руководителя лицензирующего органа и регистрируются в реестре лицензий.

В течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации лицензии лицензирующим органом она вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

. В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения соискателю лицензии или направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

3. Уведомление соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии; в случае отказа в предоставлении лицензии уведомление направляется соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

В приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию включаются следующие сведения:

1) наименование лицензирующего органа;

2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

4) идентификационный номер налого плательщика;

5) лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

6) номер и дата регистрации лицензии;

7) номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о предоставлении лицензии.

2. Лицензии оформляются на бланках, являющихся документами строгой отчетности и защищенной от подделок полиграфической продукцией, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации (типовой форме).

Ответственностью за нарушение правил лицензирования будет являться приостановление лицензирующим органом предпринимательской деятельности

( в следующих случаях:

1) привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

2) назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.)

3. . Саморегулирование предпринимательской деятельности, понятие, значение, источники правового регулирования. Предмет саморегулирования, стандарты и правила саморегулируемых организаций.

В экономическом смысле под саморегулированием хозяйственной деятельности понимается легитимное объединение бизнеса для целей разработки правил хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением. В качестве индикатора общественной значимости организаций саморегулирования (СРО) принимается выполнение ими функций по рассмотрению жалоб аутсайдеров и внесудебному разрешению споров.

В соответствии с фз от 1 декабря 2007 г « о саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Саморегулирование в соответствии с Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Легальное определение саморегулирования предпринимательской (профессиональной) деятельности недостаточно полно выражает сущностные характеристики данного понятия

На основе анализа действующего законодательства, а также научной литературы предлагается определить саморегулирование как социально значимую деятельность особых статусных образований (саморегулируемых организаций) по упорядочиванию предпринимательских отношении посредством установления правил и стандартов предпринимательской деятельности, не противоречащих действующему законодательству, и осуществления контроля за их соблюдением, а в случаях, специально оговоренных в федеральных законах, за соблюдением всего законодательств регулирующего тот или иной вид деятельности

2 Стандарты и правила саморегулируемых организаций, являясь источниками предпринимательского права, занимают особое место в системе локальных нормативных актов. Отличительные признаки данных актов проявляются в том, что

— их принятие предусмотрено законом,

— им свойственна публичность (в обязательном порядке должны быт представлены в уполномоченный федеральный орган, размещены на официальном сайте СРО в сети Интернет),

— они играют активную регулирующую роль в упорядочении предпринимательских отношений, устанавливая правила поведения хозяйствующих субъектов на рынке,

— данные акты непосредственно затрагивают интересы потребителе товаров, работ или услуг, т к субъекты предпринимательской (профессиональной) деятельности — члены СРО обязаны руководствоваться ими при осуществлении такой деятельности,

— действующее законодательство устанавливает систему санкций з нарушение требований таких правил и стандартов, вплоть до исключения из членов СРО

.Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.

Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (далее - стандарты и правила саморегулируемой организации), под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться особенности разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций для определенных видов предпринимательской или профессиональной деятельности.

Стандарты и правила саморегулируемых организаций должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. Стандартами и правилами саморегулируемой организации могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида.

Саморегулируемая организация от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации, в том числе нормативного правового акта, содержащего не допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части.

Стандарты и правила саморегулируемой организации должны предусматривать меры дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации за нарушение требований стандартов и правил саморегулируемой организации, а также информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации.

Стандарты и правила саморегулируемой организации должны соответствовать правилам деловой этики, устранять или уменьшать конфликт интересов членов саморегулируемой организации, их работников и членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации.

Стандарты и правила саморегулируемой организации должны устанавливать запрет на осуществление членами саморегулируемой организации деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности, а также должны устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению действий, причиняющих моральный вред или ущерб потребителям товаров (работ, услуг) и иным лицам, действий, причиняющих ущерб деловой репутации члена саморегулируемой организации либо деловой репутации саморегулируемой организации.

4. Саморегулируемая организация: основные функции, права и обязанности. Органы управления саморегулируемой организации. Членство в саморегулируемой организации, как условие осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности

С 14 декабря 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О саморегулируемых организациях" (далее - ФЗ о СРО). Он позволяет определенным некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, приобрести статус саморегулируемой организации, а также регулирует иные отношения, связанные с деятельностью саморегулируемых организаций, осуществлением их взаимодействия со своими членами, потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Закон предусматривает объединение организаций по принципу общности интересов, т.е. это попытка в условиях нашего государства внедрить модель западных стран, где она к сегодняшнему дню привела к образованию профессиональных ассоциаций со своими правилами поведения на рынке.

Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных ФЗ о СРО и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (ч. 1 ст. 3 ФЗ о СРО).

Правовое положение некоммерческих организаций регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О некоммерческих организациях" (далее - ФЗ "О некоммерческих организациях"). Под некоммерческой организацией, согласно ст. 2 указанного Закона, понимается организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Таким образом, саморегулируемые организации, являясь некоммерческой организацией, не вправе осуществлять извлечение прибыли.

Источником правового регулирования саморегулируемых организаций являются также корпоративные акты (например, для аудиторских саморегулируемых организаций это Кодекс профессиональной этики аудиторов) и внутренние документы саморегулируемых организаций. Назовем, например, некоторые внутренние нормативные документы Некоммерческого партнерства "Аудиторская Ассоциация Содружество": устав, свидетельство ЕГРЮЛ, Положение о Членстве, Положение о Правлении, Положение о Президенте, Положение о комиссии по контролю за качеством аудиторской деятельности, Правила осуществления внешнего контроля качества, Положение о компенсационном фонде № 1 субъектов предпринимательской аудиторской деятельности Некоммерческого партнерства "Аудиторская Ассоциация Содружество", Положение о компенсационном фонде № 2 субъектов профессиональной аудиторской деятельности Некоммерческого партнерства "Аудиторская Ассоциация Содружество", Положение о контрольно-ревизионной комиссии и др.

Итак, саморегулируемые организации - это некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных ФЗ о СРО и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. ФЗ о СРО регулирует отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Особенностью саморегулируемой организации, в сравнении с иными юридическими лицами, являются: специфические функции, права и обязанности саморегулируемой организации; возложение на саморегулируемую организацию ответственности за деятельность своих членов.

Саморегулируемая организация выполняет следующие функции (ч. 1 ст. 6 ФЗ о СРО)

) разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;

) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные ФЗ о СРО и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;

) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;

studfiles.net


Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области