Как правило, общий срок проведения процедуры запроса предложений в электронной форме редко превышает двадцать дней. Мы расскажем о том, сколько времени занимают разные стадии этого процесса.
Если контракт не будет подписан по истечении дополнительных 30-ти дней отсрочки, поставщика признают уклонившимся от своих обязательств. Его вносят в реестр недобросовестных поставщиков, а тендер объявляют заново.
Каждый из этапов участия в тендере предполагает наличие опыта и знаний. Ведь в достаточно короткий срок приходится собирать множество документов, анализировать ряд важных моментов и принимать верные решения. Любая ошибка и задержка может повлечь крайне нежелательные последствия – от потери времени до включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Наши эксперты помогут вам оформить все документы профессионально и точно в срок. Позвоните или напишите нам прямо сейчас!
Материал является собственностью bicotender.ru. Любое использование статьи без указания источника - bicotender.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
www.bicotender.ru
Одним из самых эффективных способов проведения закупки признается запрос предложений. Он позволяет заказчикам заключить контракт на максимально выгодных условиях. Процедура проводится по определенной схеме, которая не всегда сразу понятна начинающим участникам, кроме того, она занимает много времени. Поэтому запросы предложений чаще проводят при наличии крупного государственного заказа. Порядок реализации такой процедуры регламентируется статьей 83 44 –ФЗ. На каждый ее этап отводится определенный промежуток времени.
Особенностью запроса предложений становится предоставление участникам возможности изменить свое предложение. Благодаря этому заказчик сможет заключить контракт на выгодных для себя условиях. Процесс проведения такой закупки принято разделять на несколько ключевых этапов.
Подготовительный
В первую очередь заказчик должен сформировать закупочную комиссию. Определяется ее состав и регламент работы. Выбирается председатель. При необходимости может быть привлечена специализированная организация.
На контрактного управляющего возлагается обязанность по составлению закупочной документации. При формировании документа должны быть учтены все положения статьи 83 44-ФЗ. Особое внимание рекомендуется уделить проработке критериев оценки предложений потенциальных поставщиков.
Опубликование в ЕИС
Извещение о проведении закупки и вся необходимая документация должна в обязательном порядке быть опубликована в ЕИС. После этого внесение каких-либо изменений не допускается. Это правило прописано в части 5 статьи 83 44-ФЗ. Отменить объявленный запрос предложений также будет невозможно.
Заказчик может размещать извещение не только в ЕИС, но и в других общедоступных источниках. Разрешено также рассылать приглашения потенциальным поставщикам, с которыми организация сотрудничала в последние годы.
Прием заявок от потенциальных поставщиков
Участники получают возможность подавать свои предложения в течение времени, прописанного в закупочной документации. Прием предложений заканчивается в момент вскрытия конвертов или открытия доступа к информации в электронном виде. До момента рассмотрения предложений участники имеют возможность отозвать или изменить свою заявку.
Вскрытие конвертов и рассмотрение предложений
Место изучения заявок комиссией должно быть прописано в извещении. Заказчик обязан вести аудиозапись вскрытия конвертов и обеспечить доступ на процедуру представителям потенциальных поставщиков.
В первую очередь комиссия оценивает соответствие заявок установленным требованиям. Все предложения, признанные соответствующими, оцениваются на предмет привлекательности для заказчика. Если ни одной заявки подано не было, то процедура признается несостоявшейся.
По окончании оценки заявок комиссия оглашает предложение, которое было признано самым привлекательным для заказчика. Называть наименование потенциального поставщика категорически запрещено.
Все выводы комиссии должны быть отражены в протоколе заседания. Он размещается в ЕИС в день вскрытия конвертов. В нем должны быть прописаны причины отклонения заявок и предложение, которое признано лучшим.
Подача окончательных предложений
После того как заказчик огласил наиболее привлекательные для него условия контракта, поставщики получают возможность подать окончательные предложения. Если все участники отказывают от обновления своего предложения, то закупка завершается.
Участник, который не присутствовал на вскрытии конвертов, не может быть автоматически признан отказавшимся от предоставления нового предложения. Заказчику придется дождаться официального подтверждения отказа от поставщика или окончания срока предоставления окончательных предложений.
Рассмотрение окончательных предложений
Комиссия вскрывает конверты с окончательными предложениями участников и оценивается их привлекательность. Потенциальные поставщики имеют право присутствовать на этой процедуре.
Победителем признается участник, предложивший наиболее выгодные условия контракта. Если два потенциальных поставщика предоставили идентичные предложения, то выигравшим считается тот, кто сделал это раньше.
Все изыскания комиссии обязательно фиксируются в итоговом протоколе. Он должен быть в тот же день размещен в ЕИС.
Заключение договора
Контракт заключается с победителем на условиях, предусмотренных закупочной документацией и заявкой участника. Если в установленный законом срок поставщик не предоставляет подписанный контракт, он признается уклонившимся. Заказчик обязан предоставить сведения о такой компании в реестр недобросовестных поставщиков. За заказчиком при этом остается право обратиться в суд с просьбой взыскать с поставщика понесенные убытки.
Если выбранный поставщик отказывается от заключения контракта, то заказчик предлагает поставить товар или оказать услуги компании, занявшей второе место. В случае согласия договор заключается на условиях предложения поставщика.
Сроки проведения каждого этапа, предусмотренные действующим законодательством, приведены в таблице.
Этап запроса предложений |
Установленный срок |
Основание по 44-ФЗ |
Подготовка к проведению закупки |
Не регламентируется |
- |
Опубликование извещения и документации |
Не позднее, чем за пять суток до даты оценки предложений |
Часть 3 статьи 85 |
Прием заявок |
В соответствии со сроком, указанным в закупочной документации |
Часть 7.1 статьи 85 |
Вскрытие конвертов и рассмотрение заявок |
В срок, прописанный в извещении |
Часть 9 статьи 85 |
Подача окончательных предложений |
В течение 1 рабочего дня с момента оглашения результатов вскрытия конвертов с заявками |
Часть 12 статьи 85 |
Рассмотрение окончательных предложений |
На следующий рабочий день после момента завершения проведения запроса предложений |
Часть 15 статьи 85 |
Размещение итогового протокола |
В день рассмотрения окончательных предложений |
Часть 16 статьи 85 |
Заключение договора |
Не ранее чем через 7 суток и не позднее, чем через 20 суток с момента подписания финального протокола. |
Часть 17 статьи 85 |
goszakupkirf.ru
Контрактной системой в сфере закупок выделяется несколько способов определения поставщика. Одним из таких способов является запрос предложений. Запрос предложений — это способ определения поставщика, при котором информация о предстоящих закупках сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении запроса предложений и документации. Победителем запроса предложений признается участник закупки, который направил окончательное предложение, наиболее соответствующее требованиям заказчика.
Заказчик вправе проводить закупку путем проведения запроса предложений в ряде случаев, например:
При этом данные контракты не должны быть расторгнуты. При проведении запроса предложений заказчик не вправе отменить торги или внести изменения. Процедура подачи запросов на разъяснение положений документации в запросе предложений не предусмотрена.
Заявки оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений.
Таким образом, следует отметить, что запрос предложений не является самой популярной процедурой выявления победителя в госзаказе. Данную процедуру в больше степени используют заказчики, работающие по 223-ФЗ. Следует сказать, что данная процедура может быть удобна тем заказчикам, которые хотят провести закупку в кратчайшие сроки, так как минимальный срок определения поставщика составляет всего 14 дней.
comments powered by HyperCommentstenderolog.ru
14 апреля 2015
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае первым днем срока является воскресенье, последним днем срока - понедельник.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, направленного участником такого аукциона, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе (далее также - аукцион) с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заметим, что приведенная норма не указывает на то, следует ли исчислять срок размещения положений документации об аукционе в рабочих днях либо в календарных. Однако, поскольку в ряде случаев нормы Закона N 44-ФЗ прямо указывают на исчисление сроков совершения тех или иных действий в рабочих днях (например ч. 11 ст. 31, ч. 1 ст. 36, ч. 4 ст. 37, ч. 6 ст. 44 Закона N 44-ФЗ), не используя при этом оборот "календарные дни", полагаем, что во всех случаях, когда правила этого федерального закона не указывают на необходимость исчисления сроков в рабочих днях, установленные им сроки исчисляются в календарных днях, что имеет отношение и к норме ч. 4 ст. 65 Закона N 44-ФЗ.
Закон N 44-ФЗ не содержит правила исчисления сроков. Однако следует учитывать, что законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включающее Закон N 44-ФЗ, основывается в том числе на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ).
Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Следовательно, в рассматриваемом случае двухдневный срок начинается в воскресенье (со следующего дня после поступления запроса) и заканчивается в понедельник.
К сведению:
Об исчислении сроков применительно к законодательству о контрактной системе смотрите также решение ФАС России от 23.06.2014 N К-967/14, тему 5 Обзора административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2014), "Вопрос: Как правильно исчисляется срок, в течение которого заказчик обязан разместить извещение о проведении запроса котировок в единой информационной системе? ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 4, июль-август 2014 г.)", решения ФАС России от 23.10.2012 N К-2010/12 и от 21.03.2012 N К-434/12, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2014 N 14АП-4120/14).
Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТЗемцов Евгений
Контроль качества ответа:Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТБарсегян Артем
Источник: Гарант.ру
www.garant-stv.ru
Стадия размещения заказа | "Короткие" аукционы | "Длинные" аукционы | Примечания |
Размещение заказа | |||
Размещение извещения о проведении аукциона. | 7 дней | 15 дней | Указанные сроки минимальные, то есть уменьшать их нельзя, но увеличение сроков размещения заказа допускается. |
Подача заявок на участие в аукционе. | |||
Дата начала подачи заявок. | В день размещения извещения и аукционной документации. | Дата окончания срока подачи заявок указана в аукционной документации. Указанные сроки - минимальные, зависят от сроков, установленных аукционной документацией. | |
Дата окончания срока подачи заявок. | 7 дней с момента размещения извещения. | 15 дней с момента размещения извещения. | |
Запросы | |||
Дата начала сроков подачи запросов. | С момента размещения извещения и документации. | Дата окончания срока подачи запросов указана в аукционной документации. Один УРЗ может подать не более 3 запросов для 1 аукциона. | |
Дата окончания срока подачи запросов. | Не позднее, чем за 2 дня до окончания срока подачи заявок. | ||
Время реагирования заказчика на запрос (сроки размещения разъяснения). | 2 дня с момента получения запроса. | ||
Внесение изменений в аукционную документацию | |||
Дата окончания сроков внесения изменений в аукционную документацию. | Не позднее, чем за 2 дня до окончания срока подачи заявок. | Сейчас при установлении сроков, связанных с внесением изменений в документацию, нет градации аукционов на "длинные" или "короткие" | |
Сроки продления размещения заказа после внесенных изменений. | Минимум - на 7 дней. | ||
Рассмотрение 1-х частей заявок | |||
Сроки рассмотрения 1-х частей заявок. | Не более 7 дней с даты окончания срока подачи заявок | Участнику, подавшему заявку отправляется протокол (или выдержка из протокола) относительно решения по его заявке. | |
Размещение протокола рассмотрения 1-х частей заявок. | Не позднее даты истечения сроков рассмотрения 1-х частей заявок. | ||
Проведение аукциона | |||
Дата (день) проведения аукциона.
| День, следующий после истечения 2-х дней с даты окончания срока рассмотрения 1-х частей заявок. | Обязательно учитывается часовой пояс, в котором находится Заказчик. | |
Время проведения аукциона. | Устанавливается оператором ЭТП. | ||
Сроки размещения протокола с итогами аукциона. | Размещается через 30 минут после завершения электронного аукциона. | Размещается оператором ЭТП. | |
Рассмотрение 2-х частей заявок | |||
Сроки рассмотрения 2-х частей заявок. | Не более 3 рабочих дней с даты проведения аукциона. | Участнику, подавшему заявку отправляется протокол (или выдержка из протокола) относительно решения по его заявке. | |
Размещение протокола рассмотрения 2-х частей заявок. | Не позднее даты истечения сроков рассмотрения 2-х частей заявок. | ||
Заключение контракта | |||
Дата размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта. | В течение 5 дней с даты размещения протокола рассмотрения 2-х частей заявок. | Заказчик пока что не подписывает контракт своей ЭЦП. | |
Размещение победителем аукциона в ЕИС подписанного им контракта либо протокола разногласий. | В течение 5 дней с даты размещения Заказчиком проекта контракта в ЕИС. | Сроки реагирования победителя аукциона. | |
Сроки подписания Заказчиком контракта (если не было протокола разногласий). | В течение 3 дней с даты размещения победителем аукциона подписанного им контракта в ЕИС. | Сроки реагирования Заказчика: если Заказчику отправлен контракт, сроки подписания Заказчиком контракта. | |
Сроки корректировки Заказчиком контракта и повторного его размещения в ЕИС, если Заказчику отправлен протокол разногласий. | В течение 3 дней с даты размещения победителем аукциона протокола разногласий. | Сроки реагирования Заказчика: если Заказчику отправлен протокол разногласий. Заказчик должен или внести изменения в контракт или обосновать свой отказ от внесения изменений. Обоснование: отдельный документ, размещаемый в ЕИС, вмести с проектом контракта. | |
Размещение победителем аукциона в ЕИС подписанного им контракта. | В течение 5 дней с даты размещения Заказчиком проекта контракта в ЕИС ( с учетом протокола разногласий). | ||
Сроки подписания Заказчиком контракта (если протокол разногласий был размещен победителем аукциона). | В течение 3 дней с даты размещения победителем аукциона подписанного им контракта в ЕИС. | ||
Формирование сведений о контракте | |||
В системе формируются сведения о подписанном контракте. | Сразу же после подписания контракта Заказчиком (размещения Заказчиком в ЕИС подписанного им контракта) | Контракт заключается не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения 2-х частей заявок. |
u-nika.com
Из статьи вы узнаете три самые типичные ситуации когда можно провести запрос предложений, сколько дней дать участникам на подготовку к процедуре запроса предложений, входят ли в него праздничные дни, и многое другое.
Все основания перечислены в части 2 статьи 83 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ). Давайте рассмотрим нормы, которые заказчики применяют чаще всего.
Допустим, на участие в открытом конкурсе не поступило ни одной заявки и заказчик решил провести процедуру заново. Однако повторный конкурс также признали несостоявшимся. Тогда учреждение имеет право провести запрос предложений.
Отметим, что в подобной ситуации повторный конкурс должен быть признан несостоявшимся исключительно по следующим основаниям (ч. 2 ст. 55 Закона № 44-ФЗ):
В этом случае заказчик не обязан проводить повторные торги. Объявить запрос предложений можно сразу же, если аукцион не состоялся по следующим причинам (ч. 4 ст. 71 Закона № 44-ФЗ):
Важно запомнить
Запрос предложений нельзя отменить или изменить. Исключение – предписание контрольных органов в сфере закупок (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 2 февраля 2015 г. № 05АП-16023/2014).
Обратите внимание: использовать несостоявшийся аукцион в качестве основания можно лишь при условии, что торги прошли без нарушений.
Подобное дело рассмотрел Девятый арбитражный апелляционный суд (постановление от 19 октября 2015 г. № 09АП-42892/2015-АК). Клиническая больница попыталась провести аукцион для закупки услуг по уборке помещений. Торги не состоялись, и заказчик объявил запрос предложений. При этом он не учел претензии представителей УФАС. Контролеры выяснили, что аукционная документация содержала противоречивые требования к товарам. Данный факт ввел участников торгов в заблуждение относительно объекта закупки.
В результате заказчик отклонил сразу шесть заявок.
Контролеры обязали больницу аннулировать протокол рассмотрения первых частей заявок, привести аукционную документацию в соответствие с требованиями Закона № 44-ФЗ и организовать повторный аукцион. Больница требование проигнорировала и опубликовала извещение о проведении запроса предложений. Суд счел эту закупку незаконной.
На заметку
Схема действий для заказчика и для участника при проведении запроса предложений приведена в специальной Памятке.
Запрос предложений можно провести, если заказчик расторг контракт в одностороннем порядке на основании части 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. При этом начальную (максимальную) цену контракта и объем новой закупки нужно уменьшить на объем исполненных обязательств.
Пример. Учреждение закупает бутилированную питьевую воду по итогам электронного аукциона.
Стороны договорились о поставке 500 бутылок воды. Однако компания ненадлежащим образом исполнила свои обязательства, и заказчик расторг контракт в одностороннем порядке. На момент расторжения учреждение получило 100 бутылок воды. Запрос предложений можно провести на поставку оставшихся 400 бутылок.
Шпаргалка
Если запрос предложений проводится в связи с тем, что не состоялся электронный аукцион или повторный конкурс, изменять качественные и количественные характеристики объекта закупки нельзя (ч. 4 ст. 55, ч. 4 ст. 71 Закона № 44-ФЗ).
В этом случае возможна корректировка начальной (максимальной) цены контракта, цены единицы товара (работы, услуги), срока и порядка оплаты (письмо Минэкономразвития России от 5 февраля 2015 г. № Д28и-258).
Заказчик размещает извещение о запросе предложений в единой информационной системе (ЕИС). Это нужно сделать не позднее чем за пять дней до начала процедуры (ч. 3 ст. 83 Закона № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 25 февраля 2015 г. № Д28и-388).
В законе не сказано, что эти пять дней должны быть рабочими. Однако безопаснее исходить именно из такой трактовки. Если в пятидневный промежуток времени попадут выходные и праздники, судьи наверняка посчитают, что права участников нарушены. Пример – постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2015 г. № 06АП-4772/2015. 5 марта 2015 года учреждение опубликовало извещения о проведении запросов предложений. Подавать заявки участники могли с 6 марта до 11 марта. Три дня – 7, 8, 9 марта – были нерабочими. То есть на подачу документов осталось всего два дня.
Требовать, чтобы участники запроса предложений предоставили обеспечение заявок, можно в двух случаях: когда закупку проводят после признания несостоявшимся электронного аукциона или повторного конкурса (п. 1 ч. 4, п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). Заказчик должен принимать в качестве обеспечения контракта как денежные средства, внесенные на счет, так и банковскую гарантию. Такой вывод следует из пункта 7 статьи 42 Закона № 44-ФЗ.
Нормы закона не устанавливают размер и иные требования к обеспечению заявок на участие в запросе предложений. Поэтому на практике заказчики применяют правила статьи 44 Закона № 44-ФЗ. В ней речь идет об обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах.
Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ
Напишите в техзадании не только ГОСТ, но и показатели из стандарта. Если укажете только название товара и ссылку на ГОСТ, участнику будет трудно понять, какой именно товар необходим. Например, один из заказчиков включил в документацию требование, что материалы должны отвечать определенным ГОСТам. Конкретных показателей в техническом задании не было. Контролеры и суды посчитали это нарушением. Материалы по госстандартам разнообразны: они подразделяются на виды, классы, марки, классификации, поэтому участники не понимали, какой именно товар поставить. Смотрите еще три совета по применению ГОСТов, в рекомендации:«Как описать объект закупки в 2018 году»
Если до проведения запроса предложений остается не меньше пяти рабочих дней, заказчик вправе пригласить на торги конкретных поставщиков. При этом он обязан направить приглашение лицам, с которыми учреждение заключало контракты на закупку тех же товаров, работ, услуг в течение последних 18 месяцев. Но предыдущие контракты не должны быть расторгнуты из-за недобросовестности исполнителей (ч. 3 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).
Другое правило установлено для запросов предложений, проводимых на основании пункта 6 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ. Например, учреждение провело открытый конкурс, рассмотрело несколько заявок и выбрало победителя. Контракт был частично исполнен, после чего расторгнут заказчиком в одностороннем порядке. Учреждение проводит запрос предложений, чтобы закупить недостающий объем товара. В этом случае оно обязано направить приглашения только тем компаниям, заявки которых на участие в конкурсе не были отклонены.
А вот исполнителя первоначального контракта лучше к запросу не допускать. Для этого заказчику следует поставить условие о том, что сведения об участниках запроса предложений не должны быть включены в реестр недобросовестных поставщиков. Компания, с которой контракт расторгли, данное условие выполнить не сможет (письмо Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 г. № Д28и2863).
На заметку
Любой участник запроса предложений может присутствовать при вскрытии конвертов. Но это его право, а не обязанность.
Особенность запроса предложений заключается в том, что участники вправе улучшить свои заявки. Поясню. В установленные день и время комиссия вскрывает конверты с заявками и оглашает лучшие условия исполнения контракта.
Затем она обязана дать участникам возможность сделать окончательные предложения (ч. 12 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). На это отводят следующий рабочий день.
Совет
Чтобы подтвердить отказ участника от подачи окончательного предложения, запросите у него соответствующее заявление в письменной форме.
Допустим, все участники закупки, заявки которых были признаны соответствующими, присутствуют на заседании комиссии. И все они решили не направлять окончательное предложение. Тогда все просто: надо завершить процедуру, отказы зафиксировать в протоколе и признать окончательными уже поданные заявки (ч. 14 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). Но как быть, если на заседание пришли не все потенциальные контрагенты? Судьи считают, что в такой ситуации заказчик должен сделать паузу на один рабочий день. Ведь за это время участники могут ознакомиться с размещенной в ЕИС выпиской из протокола и направить заявки с окончательным предложением.
Такое дело рассмотрел Арбитражный суд Дальневосточного округа (постановление от 7 декабря 2015 г. № Ф03-5255/2015). Две компании не прислали своих представителей на рассмотрение заявок. Однако в протоколе заседания комиссия указала, что все участники отказались направить окончательные предложения. Суд же счел, что данный протокол не является итоговым.
Действуйте, исходя из причины.
Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Оформить подписку
www.pro-goszakaz.ru
Запрос предложений — это способ проведения торгов, при котором победителя определяют не только по предложенной цене, но и по другим критериям, например, по качеству работ или по квалификации участников. Заказчики вправе провести запрос предложений только в определенных случаях, при этом участников они могут пригласить самостоятельно. О том, как проводится запрос предложений, рассказано в нашей сегодняшней статье.
В части 2 статьи 83 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ) приведен закрытый перечень случаев, когда заказчик вправе провести запрос предложений. К этим случаям относится:
Кроме того, запрос предложений можно проводить, если:
Обратите внимание: если запрос предложений проводится для закупки спортинвентаря, лекарств, изделий народного промысла или услуг по защите интересов РФ в зарубежных судах, заказчик может, но не обязан требовать от победителя внести обеспечение контракта. Если же запрос предложений проводится из-за того, что прежний поставщик не выполнил всех условий, либо дважды не состоялся конкурс или электронный аукцион, то обеспечение контракта является обязательным условием тендера.
Прием заявок на участие идет в течение пяти дней после того, как заказчик разместил в Единой информационной системе (ЕИС) извещение о закупке.
Чтобы не пропустить размещение информации о нужной закупке, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех конкурсах или других торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.
В последний день приема заявок заказчик вскрывает все полученные конверты. Далее в течение одного дня заказчик должен опубликовать в ЕИС выписку из протокола с лучшим условием выполнения контракта и списком отклоненных заявок. Следующий рабочий день отводится поставщикам для улучшения своих первоначальных предложений. В этот же день заказчик оценивает заявки, публикует итоговый протокол и объявляет победителя. Подписание контракта должно состояться в срок от семи до двадцати дней с момента объявления победителя.
Состав участников зависит от того, что послужило причиной для проведения запроса предложений. Если это невыполнение (или неполное выполнение) условий контракта ранее выбранным поставщиком, то заказчик обязан пригласить всех, кто участвовал в прежних торгах, но был отклонен.
Во всех прочих случаях в запросе предложений могут участвовать любые поставщики. При этом у заказчика есть право не только ждать заявок, но и самому пригласить поставщиков. Но тут есть одно условие. Если заказчик воспользуется данным правом, он должен непременно позвать всех, с кем уже заключал контракты на поставку таких же товаров, работ или услуг в течение последних полутора лет. Приглашения необходимо направить за пять дней до вскрытия конвертов с заявками.
В запросах предложений, как и в открытом конкурсе, заказчик имеет возможность выбрать победителя исходя не только из цены, но и из других критериев. Но при открытом конкурсе заказчик обязан придерживаться Правил оценки заявок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.13 № 1085 (далее — Правила оценки). Тогда как при запросе предложений заказчик вправе сам установить критерии оценки и их значимость (часть 2 ст. 32 Закона № 44-ФЗ).
Критерии оценки, выбранные заказчиком, должны быть перечислены в документации по закупке. Там же указывают значимость каждого критерия. Суммарная значимость всех критериев должна равняться 100%.
Оценивая каждую заявку по тому или иному критерию, заказчик определяет ее рейтинг, то есть выставляет оценку в баллах с учетом значимости данного критерия. Оценка может рассчитываться по формуле, либо определяться любым другим способом, закрепленным в документации по закупке. Например, оценка по критерию «цена контракта» может определяться как наименьшая из цен, предложенных всеми участниками, деленная на цену, предложенную конкретным участником, и умноженная на 100. Оценка по критерию «качество работ» может определяться как среднее арифметическое оценок, выставленных всеми членами комиссии конкретному участнику. Оценка по критерию «квалификация участника» может определяться исходя из стоимости аналогичных контрактов, заключенных данным участником за последние 2 года.
Затем оценка в баллах корректируется исходя из значимости критерия. Если значимость равна, например, 10%, то оценку необходимо умножить на 0,1, если значимость равна 20%, то оценку нужно умножить на 0,2 и т.д.
Когда рейтинги участника по каждому критерию определены, их складывают и выводят итоговую сумму баллов. Полученное значение сравнивают с суммами баллов, набранными другими участниками. Самая высокая сумма баллов — это лучшие условия исполнения контракта. Их отмечают в протоколе, не называя участника.
В течение одного рабочего дня после размещения протокола каждый участник может улучшить свое первоначальное предложение. Тот, кто ранее предложил лучшие условия и попал в протокол, также должен сделать свое окончательное предложение. Победитель торгов выбирается по итогам рассмотрения окончательных предложений. Если несколько участников подали одинаковые предложения, выиграет тот, чье предложение поступило первым. В случае, когда не поступило ни одного окончательного предложения, победителя выбирают исходя из первоначальных предложений.
После подписания итогового протокола заказчик должен в течение одного дня разместить его в ЕИС. Обратите внимание: для работы в ЕИС, а также для участия в отдельных видах торгов необходима специальная электронная подпись.
В протоколе нужно указать условия, предложенные победителем и остальными участниками, а также их окончательные предложения. Победитель и заказчик должны подписать контракт не раньше семи дней и не позже 20 дней с даты публикации итогового протокола. Если документация по закупке предусматривает внесение обеспечения контракта, победитель обязан перечислить деньги.
В случае, когда победитель по какой-либо причине отказывается заключить контракт, поставщиком становится участник, занявший второе место. При этом заказчик может подать против отказавшегося участника иск для возмещения убытков.
Запрос предложений считается несостоявшимся, если подана только одна заявка, или среди всех заявок только одна соответствует требованиям. В такой ситуации вместо запроса котировок применят другой способ — закупку у единственного поставщика. Но эта возможность должна быть согласована с Федеральной антимонопольной службой.
Не исключено, что по запросу предложений не будет подано ни одной заявки. Тогда данный тендер считается несостоявшимся, и заказчику придется провести новый запрос предложений.
www.buhonline.ru