Зачем открывать обособленное подразделение в том же городе? Обособленное предприятие в другом городе


Зачем открывать обособленное подразделение в том же городе?

Организация зарегистрирована в городе, при этом арендует помещение в другом месте города. Существует ли необходимость открытия обособленного подразделения в данном случае?

Непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком сообщения о создании обособленного подразделения является основанием для привлечения его к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности на основании части 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

За непредставление в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения налоговой декларации по налогу на прибыль организация может быть привлечена к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ.

За непредставление в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения форм 2-НДФЛ организация может быть привлечена к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.

Обоснование вывода:

В силу п. 2 ст. 11 НК РФ обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Филиалам организаций при постановке на учет в ИФНС по своему местонахождению, как правило, присваивается КПП с пятым и шестым знаками 02 — постановка на учет налогоплательщика — российской организации по месту нахождения ее обособленного подразделения в зависимости от вида подразделения. Филиалы, как и сама организация, могут иметь свои обособленные подразделения (например производственные участки). Производственные отделения (участки), как правило, не имеют открытых расчетных счетов, отдельного баланса, при постановке на учет в ИФНС по своему местонахождению им присваивается КПП с пятым и шестым знаками 31 — постановка на учет налогоплательщика — российской организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, в отношении которого не проведена процедура оформления в соответствии с п. 3 ст. 55 ГК РФ, исполняющего обязанности организации по уплате налогов и сборов. К сожалению, в вопросе Вы не уточнили, как планируется создание нового обособленного подразделения — в составе организации или в составе уже имеющегося филиала.

Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Следовательно, для того, чтобы территориально обособленное от организации подразделение считалось обособленным подразделением в смысле НК РФ необходимо, чтобы по месту его нахождения были оборудованы стационарные рабочие места на срок более месяца. При этом указанные рабочие места должны прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Если же данные условия не выполняются (например, рабочее место создано на срок менее месяца), то такое подразделение обособленным в целях налогообложения не считается.

В этой связи в письмах Минфина России от 19.07.2012 N 03-02-07/1-181, от 05.05.2012 N 03-02-07/1-109, от 01.03.2012 N 03-02-07/1-50 разъяснено следующее. Исходя из арбитражной практики под оборудованием стационарного рабочего места подразумеваются создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения (постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 N 15АП-4108/2011, ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу N А26-11293/2005, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А).

Вопрос о наличии либо об отсутствии по месту деятельности организации признаков обособленного подразделения решается с учетом договора, на основании которого организация осуществляет указанную деятельность, фактического характера отношений между организацией и ее работниками и других обстоятельств осуществления организацией соответствующей деятельности вне места ее нахождения. Деятельность с использованием стационарного рабочего места приводит к созданию обособленного подразделения и обязанности постановки на учет в налоговом органе по месту осуществления указанной деятельности вне зависимости от фактического времени нахождения конкретного работника на рабочем месте.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики-организации обязаны сообщать в налоговый орган, соответственно, по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств) в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации.

В соответствии с п. 2 ст. 84 НК РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет российской организации по месту нахождения ее обособленного подразделения (за исключением филиала, представительства) в течение пяти дней со дня получения сообщения от этой организации.

Форма такого сообщения (форма N С-09-3-1) утверждена приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@.

Никаких исключений приведенные выше нормы НК РФ не содержат. Поэтому тот факт, что обособленное подразделение создается на территории, подведомственной налоговому органу, в котором организация уже состоит на учете, не освобождает организацию от обязанности сообщить о создании обособленного подразделения в налоговый орган. Схожей позиции придерживается и финансовое ведомство (смотрите, например, письма Минфина России от 17.04.2013 N 03-02-07/1/12946, от 09.03.2010 N 03-02-07/1-100).

В этой связи полагаем, что организации при создании обособленного подразделения в том же городе, населенном пункте, следует на общих основаниях в месячный срок сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения организации, направив форму N С-09-3-1.

Непредставление в установленный срок в налоговый орган документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, установленных ст.ст. 119, 129.4 и 129.6 НК РФ, а также п. 1.1 ст. 126 НК РФ, влечет ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 126 НК РФ.

Информация предоставлена Юридическим отделомКонсалтинговой компании «КУБ»       

http://kub.expert

Юридический консультант Александр Лещенко +7 (978) 750-86-83

Читайте статью полностью: Зачем открывать обособленное подразделение в том же городе?

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

mirtesen.komtv.org

Рабочее место в другом городе: филиал или не филиал?

Вопрос: ООО, зарегистрированное в г. Екатеринбурге, применяет упрощенную систему налогообложения и хочет зарегистрировать кассовый аппарат, который будет находиться в г. Красноуфимске. Автоматически создается рабочее место. Будет ли это рабочее место являться филиалом и должно ли в связи с этим предприятие перейти на общую систему налогообложения?

Ответ:

Как нам представляется, в приведенном ниже письме - именно Ваш случай:

"Вопрос: ООО применяет упрощенную систему налогообложения. В учредительных документах организации филиалы и представительства не отражены. В настоящее время у ООО возникла необходимость создания территориально обособленного подразделения с 2-3 стационарными рабочими местами. Будет ли ООО вправе применять УСНО в случае создания обособленного подразделения, которое не будет являться филиалом или представительством? Должно ли его создание быть отражено в учредительных документах?

Ответ:

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 22 декабря 2004 г. N 03-03-02-04/1-95

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о применении организацией упрощенной системы налогообложения при наличии у нее обособленного подразделения и сообщает следующее.

В соответствии с пп.1 п.3 ст.346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересыюридического лица и осуществляет их защиту. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Согласно ст.11 Кодекса обособленным подразделением организации признается любое территориальное обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок не более одного месяца.

Таким образом, если организация открыла обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством и не указано в качестве таковых в учредительных документах создавшей его рганизации, то организация вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях при условии соответствия критериям, установленным гл.26.2 Кодекса.

При этом в соответствии с п.2 ст.23 Кодекса налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ"

То есть в Вашем случае возникает не филиал, а обособленное подразделение, которое Вы не планируете отражать в учредительных документах. А следовательно, организация продолжает применять упрощенную систему.

www.pravowed.ru

Обособленное подразделение или нет? (Когда компания должна зарегистрировать обособленные подразделения)

Ю. В. Капанина

Жизнь не стоит на месте. Некоторые компании расширяются и открывают новые магазины в другом районе, городе. Кто-то нанимает персонал для работы вне офиса, отправляет работников в длительные командировки, арендует склады в других регионах. В ряде случаев могут возникнуть обособленные подразделения (ОП) <1>.

Примечание. Мы не будем рассказывать о филиалах и представительствах, поскольку они автоматически регистрируются в ИФНС на основании сведений в ЕГРЮЛ <2>.

Условия возникновения обособленного подразделения

Согласно налоговым нормам ОП — это любое территориально обособленное от компании подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Причем не важно, есть ли сведения о нем в учредительных документах компании <3>.

Для возникновения ОП обязательно наличие следующих условий:

  • территориальная обособленность. То есть деятельность ведется по адресу, отличному от адреса организации, указанного в ЕГРЮЛ <4>. Значит, даже если подразделение и головная организация расположены в соседних зданиях и находятся в ведении одной налоговой инспекции, это может свидетельствовать о создании ОП <5>;
  • оборудование стационарного рабочего места. В НК нет понятия «рабочее место», поэтому воспользуемся нормами Трудового кодекса <6>. Так вот рабочим считается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое находится под контролем работодателя <7>. Это место должно быть оборудовано, то есть должны быть созданы условия (есть мебель, офисная техника, инструменты и т.п.) для выполнения работником своих трудовых обязанностей.

Рабочее место будет стационарным, если оно создано на срок более 1 месяца <3>. При этом, если организуется всего одно рабочее место вне места нахождения организации, это уже является достаточным основанием для признания ОП <8>;

— через ОП уже ведется деятельность <9>. Это значит, что сотрудник, который будет трудиться на оборудованном месте, принят на работу и приступил к своим обязанностям.

Внимание! При открытии филиала (представительства) компании-упрощенцы теряют право на применение спецрежима, в то время как создание обычного ОП на право применения упрощенки никак не влияет <11>.

А вот будет ли работник организации трудиться на этом рабочем месте постоянно или только периодически (например, вахтовым методом), для образования ОП не важно <10>. Ведь даже если сотрудники время от времени меняются, работают они все равно на одних и тех же стационарных рабочих местах.

Итак, ОП возникнет в тот момент, когда все перечисленные условия будут одновременно соблюдены.

С теорией разобрались, посмотрим, как ее применить в жизненных ситуациях.

Когда ОП точно не будет

Если какой-либо из вышеперечисленных признаков отсутствует, то ОП создавать не требуется. Например:

  • работники имеют разъездной характер работы (водители, курьеры, торговые представители, страховые или рекламные агенты), они посещают другие организации и стационарные рабочие места для них не создаются <12>;
  • с работником заключен трудовой договор о дистанционной работе. При этом работник трудится вне места нахождения работодателя или его обособленного подразделения, вне стационарного рабочего места, контролируемого работодателем, и взаимодействует с работодателем дистанционно, например через Интернет <13>. Получается, что определение дистанционной работы, данное в ТК РФ, позволяет не признавать ОП по месту работы дистанционного сотрудника. С этим согласны и в Минфине <14>;
  • сотрудники ЧОПа трудятся на постах охраны, оборудованных и предоставленных им компанией — заказчиком охранных услуг <15>. При этом на постах охраны нет имущества ЧОПа и рабочее место охранника неподконтрольно работодателю. По этим же причинам ОП не создается аудиторскими фирмами, организациями, предоставляющими свой персонал в аренду другим организациям или предпринимателям (аутсорсинг и аутстаффинг), компаниями, оказывающими услуги технического или сервисного обслуживания оборудования, клининговыми и другими компаниями, чьи работники выполняют служебные обязанности в других организациях;
  • у организации есть недвижимость, которая сдается в аренду, а значит, эта компания не создает для себя ни одного стационарного рабочего места, на котором будет трудиться ее работник <16>;
  • деятельность на судне не приводит к созданию ОП, поскольку невозможно установить точный адрес места ведения такой деятельности <17>.

ОП следует признать

Допустим, организация решила арендовать помещение для хранения сырья. Этот склад расположен по адресу, отличному от адреса ее местонахождения. Фактически помещение будет закрыто, а открываться будет несколько раз в месяц только на время завоза или вывоза сырья. Постоянно находиться на складе работники не будут, но они будут приезжать туда периодически для завоза/вывоза сырья. При этом Минфин считает, что время нахождения работника на складе не имеет значения, ведь он прибывает туда в связи со своей работой и выполняет там свою работу, а значит, это приводит к созданию стационарного рабочего места и, соответственно, ОП <18>.

А есть ли ОП?

На практике встречаются и спорные ситуации.

Выполнение работ на стройплощадке заказчика

Достаточно часто возникают споры о создании ОП в случае направления работников в длительные (на срок более 1 месяца) командировки. Особенно это актуально для компаний, выполняющих строительные работы. Ведь в месте работ они могут устанавливать бытовки, использовать собственную технику или оборудование. При этом все это происходит на чужой территории (не контролируемой работодателем).

Споры о том, образуется ли в этом случае ОП, приходится решать в суде. Суд может занять сторону налоговиков, если сочтет, что создание стационарных рабочих мест инспекторами было доказано. Например, это удалось налоговикам из Северо-

Кавказского округа <19>. Суды учли, что по условиям договора на компанию, как на генподрядчика, возлагалась обязанность обеспечить в период проведения работ соблюдение правил и требований охраны труда. А это значит, что компания должна была контролировать условия труда своих работников на рабочих местах. Согласно протоколам допроса свидетелей один из работников компании-генподрядчика в период выполнения работ постоянно находился на объекте строительства. И судьи пришли к выводу, что как минимум одно постоянное рабочее место по месту выполнения работ обществом было создано.

Если же инспекторы не докажут создание рабочих мест, суд встанет на сторону компании. Так, ФАС ЦО <20> учел, что работники подрядчика во время нахождения на территории заказчика контролировались не подрядчиком, а заказчиком. И то, что работники подрядчика длительное время находились на стройплощадке заказчика, не подтверждает создание ОП.

Надомники

Еще один неоднозначный случай — как расценивать труд надомника. Ведь в соответствии с заключенным трудовым договором он будет работать в месте своего проживания и использовать для работы инструменты и механизмы, выделенные нанимателем или приобретенные им самим за свой счет <21>. Образуется ли ОП по месту жительства таких работников?

Если работодатель обеспечивает надомника необходимым для работы оборудованием (например, компьютером, принтером, телефоном и т.п.) и это указано в трудовом договоре, то компании будет нелегко обосновать свою непричастность к организации рабочего места сотрудника. В случае если работник пользуется исключительно своим имуществом, то уже налоговикам будет затруднительно доказать, что в квартире надомника создается ОП. Тем более что эта квартира не находится под контролем работодателя (что является одним из признаков ОП <22>), к примеру он не может беспрепятственно входить в помещение, где трудится надомник, или отслеживать условия труда (соблюдение требований охраны труда, санитарии и т.п.). Минфин в такой ситуации рекомендует компании обратиться в налоговую инспекцию для принятия решения о создании ОП <23>. А вообще лучше заключить с сотрудником договор о дистанционной работе и избежать тем самым споров с налоговиками.

Почему важно не пропустить момент признания ОП?

Теперь вы знаете, есть ли у вашей компании ОП или нет. И задача бухгалтера — сообщить о создании ОП в ИФНС, ФСС и ПФР, потому что организация, имеющая ОП, по месту нахождения этого ОП обязана:

  • уплачивать в региональный бюджет авансовые платежи и налог на прибыль, исходя из доли прибыли ОП в общей прибыли компании, и сдавать налоговую декларацию <24>;
  • уплачивать НДФЛ, удержанный с доходов работников ОП <25>, и представлять в налоговую справки по форме 2-НДФЛ <26>;
  • платить страховые взносы с выплат в пользу работников ОП, в отделения ПФР и ФСС представлять отдельные расчеты по форме РСВ-1 ПФР и по форме 4-ФСС по взносам, начисленным ОП <27>.

Примечание. Эта обязанность распространяется только на расположенные на территории РФ ОП, у которых есть отдельный баланс и расчетный счет и через которые начисляется и выплачивается вознаграждение работникам <28>;

  • если по месту нахождения ОП у компании зарегистрированы транспортные средства <29> — уплачивать за них транспортный налог <30> и, соответственно, отчитываться в инспекцию <31>;
  • если ОП имеет отдельный баланс, на котором учтены основные средства, — уплачивать в отношении этих ОС налог на имущество (авансовые платежи) <32>, а также сдавать в ИФНС декларацию по налогу <33>;
  • регистрировать в ИФНС ККТ, которая будет использоваться в ОП <34>.

Примечание. Прочитать о том, как и в какие сроки нужно сообщить об ОП в ИФНС, а также об ответственности за непостановку на учет, можно: ГК, 2014, № 17, с. 32

* * *

Если у вас есть сомнения относительно того, образуется ли у вас обособленное подразделение, обратитесь в свою налоговую инспекцию (или в инспекцию по месту ведения деятельности) <35>. Но учтите, что, если ИФНС посчитает, что ОП возникло, вам, скорее всего, придется руководствоваться этим мнением. Ведь в противном случае при проверке инспекторы могут оштрафовать вас за ведение деятельности без постановки на учет <36>.

____________________

<1> подп. 3 п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 83 НК РФ.

<2> п. 3 ст. 83 НК РФ.

<3> п. 2 ст. 11 НК РФ.

<4> пп. 2, 3 ст. 54 ГК РФ.

<5> Письма Минфина России от 23.01.2013 № 03-02-07/1-15, от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946.

<6> п. 1 ст. 11 НК РФ.

<7> ч. 6 ст. 209 ТК РФ.

<8> Письмо УФНС по г. Москве от 20.10.2010 № 16-15/110055; Решение АС Свердловской области от 31.10.2013 № А60-30533/2013

<9> Письмо ФНС России от 29.12.2006 № ШТ-6-09/1275@.

<10> Письмо Минфина России от 12.10.2012 № 03-02-07/1-250.

<11> Письма Минфина России от 12.05.2014 № 03-11-06/2/22075, от 20.06.2013 № 03-11-06/2/23305.

<12> Письмо Минфина России от 24.05.2013 № 03-02-07/1/18634.

<13> ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ.

<14> Письма Минфина России от 26.03.2014 № 03-02-07/1/13157, от 01.12.2014 № 03-04-06/61300.

<15> Письмо Минфина России от 05.10.2012 № 03-02-07/1-238.

<16> Письмо УФНС по г. Москве от 28.08.2012 № 16-15/080199@.

<17> Письма ФНС России от 08.05.2015 № СА-4-14/7920@; Минфина России от 24.09.2013 № 03-04-06/39626.

<18> Письмо Минфина России от 18.01.2012 № 03-02-07/1-20.

<19> Постановления ФАС СКО от 08.08.2012 № А32-4519/2011; 15 ААС от 20.06.2013 № А32-4519/2011.

<20> Постановления ФАС ЦО от 11.06.2014 № А64-5181/2013; 19 ААС от 04.02.2014 № А64-5181/2013.

<21> ст. 310 ТК РФ.

<22> ч. 6 ст. 209 ТК РФ.

<23> Письма Минфина России от 23.05.2013 № 03-02-07/1/18299, от 18.03.2013 № 03-02-07/1/8192.

<24> п. 2 ст. 288, абз. 1 п. 1 ст. 289 НК РФ.

<25> п. 7 ст. 226 НК РФ.

<26> Письма Минфина России от 06.02.2013 № 03-04-06/8-35, от 22.01.2013 № 03-04-06/3-17; ФНС от 30.05.2012 № ЕД-4-3/8816@.

<27> ч. 11, 12 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ; ст. 6, п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ; Письмо ФСС России от 05.05.2010 № 02-03-09/08-894п.

<28> ч. 11 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

<29> п. 1 ст. 363, п. 5 ст. 83 НК РФ; п. 24.3 Правил, утв. Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001.

<30> Письмо Минфина России от 20.11.2013 № 03-05-05-04/49748.

<31> п. 1 ст. 363.1 НК РФ.

<32> ст. 384 НК РФ.

<33> абз. 1 п. 1 ст. 386 НК РФ.

<34> п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ; п. 15 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470; п. 21 Регламента, утв. Приказом Минфина России от 29.06.2012 № 94н.

<35> п. 9 ст. 83 НК РФ; Письмо ФНС России от 15.05.2014 № СА-4-14/9323.

<36> п. 2 ст. 116 НК РФ.

Впервые опубликовано в журнале «Главная книга» № 12, 2015.

Источник: www.glavkniga.ru

otchetsdan.ru


Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области