Обжалование решений и действий заказчика в судебном порядке. Обжалование действий бездействия заказчика допускается не позднее чем через


сроки подачи и рассмотрения по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В последнее время регистрируется значительное количество нарушений заказчиками требований 44-ФЗ на различных этапах проведения закупки. Если поставщик обнаружил подобное нарушение - он имеет право обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Важно подать свое заявление в соответствии с правилами законодательства и строго в регламентированные сроки. Только так контролирующие органы прислушаются к мнению поставщика и рассмотрят сложившуюся ситуацию.

Основные правила подачи жалобы

Чтобы грамотно составить обращение в ФАС и соблюсти при этом все требования законодательства поставщику рекомендуется пройти несколько основных этапов:

  1. Выявить предмет жалобы. Необходимо определиться с тем, какие именно нормы закона были нарушены.
  2. Подобрать аргументы в пользу своей правоты. Для этого придется досконально изучить 44-ФЗ. Особое внимание обращайте на главу 6, в которой речь идет именно о процедуре обжалования неправомерных действий заказчика.
  3. Ознакомиться с образцом жалобы. Он поможет быстро и правильно составить обращение. Бланк можно найти в ЕИС в разделе «Обращения в ФАС России».
  4. Составить текст жалобы. В нем необходимо четко прописать, какие именно пункты 44-ФЗ нарушены. Полный перечень информации, которая должна содержаться в документе, приведен в статье 105 44-ФЗ.  
  5. Определиться с местом подачи жалобы. Заявление передается в территориальный орган, который соответствует местоположению заказчика. 
  6. Выбрать подходящую форму отправки жалобы. Обращение может быть подано в виде бумажного документа или в электронной форме. Электронный документ должен быть обязательно подписан усиленной квалифицированной подписью.
  7. Передать обращение в установленные сроки. 

 

Пройдя все эти этапы, вы можете быть уверены, что ваше обращение будет принято к рассмотрению. Сотрудники ФАС назначат дату проведения заседания, на которое будут приглашены обе стороны конфликта. По результатам работы комиссии выносится решение о наличии или отсутствии в деятельности заказчика нарушений. 

 

Регламентированные сроки подачи жалобы

Сроки, в течение которых могут быть поданы жалобы в ФАС, приведены в пунктах 3, 4, 5 и 6 статьи 105 44-ФЗ. Они будут зависеть от того, какие именно действия заказчика неправомерны. Конкретные сроки приведены в таблице.

 

Предмет жалобы

Установленные сроки

Нарушения при составлении закупочной документации заказчиком.

До завершения срока передачи поставщиками предложений.

Неправомерные действия заказчика при проведении закупочной процедуры.

В течение 10 суток с момента размещения в ЕИС финального протокола рассмотрения предложений.

Действия или бездействия заказчика при рассмотрении вторых частей предложений на участие в электронном аукционе.

До момента заключения контракта.

Неправомерные действия заказчика при процедуре заключения контракта.

До даты визирования договора обеими сторонами.

Нарушения требований законодательства оператором электронной торговой площадки

В течение 30 суток с даты совершения неправомерных действий.

По истечении указанных сроков ФАС обращений не принимает и не рассматривает. У участника закупки остается право обратиться с жалобой на действия заказчика в суд.

 

Сроки рассмотрения обращений

Все поступающие в ФАС обращения регистрируются, им присваивается входящий номер. Обязательно фиксируется дата поступления документа. После этого у сотрудников ФАС есть трое суток на то, чтобы назначить время и место заседания комиссии и уведомить об этом обе стороны конфликта. 

Жалоба должна быть рассмотрена в течение пяти суток с момента ее регистрации. По результатам работы комиссии выносится решение. На его документальное оформление сотрудникам контролирующего органа отводится три рабочих дня.

Если поставщик не согласен с результатами рассмотрения своего обращения, он имеет возможность их обжаловать. Для этого он в течении трех месяцев должен обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Такое право устанавливается частями 1 и 4 статьи 198 АПК России.

Поставщик имеет возможность обжаловать любые действия заказчика, которые он считает неправомерными. Но он должен быть готов к тому, что ему придется аргументировать свою позицию на заседании комиссии. Чтобы это заседание состоялось, поставщик должен четко соблюсти все требования и сроки подачи жалобы.

goszakupkirf.ru

Обжалование решений и действий заказчика в судебном порядке

Контрактная система в России постоянно совершенствуется. Власти стараются обеспечить максимальную прозрачность и равный доступ к заказам. В 2016 году участники закупки могут использовать для защиты прав сразу несколько механизмов. Порядок обжалования незаконных действий или решений заказчика подробно описан в главе 6 закона 44-ФЗ от 5.04.2013 года.

Обращение в суд названо в числе основных методов борьбы со злоупотреблениями.

Как составить и подать жалобу?

Направить иск в арбитражный суд участник закупки вправе сразу после обнаружения нарушений. Административный порядок предусмотрен законом 44-ФЗ, но не является обязательным. Тем не менее, юристы не рекомендуют пренебрегать досудебным урегулированием, поскольку действующий АПК РФ возлагает на истца обязанность предпринять хотя бы одну попытку урегулирования спора.

Правила подачи и рассмотрения исков содержатся в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса России. Документ предполагает применение общего искового порядка. При составлении заявления следует руководствоваться статьей 199.

1) Определение сторон

В качестве ответчика будет выступать лицо, допустившее нарушение. В заявлении потребуется указать полное наименование заказчика, место его нахождения и контактные данные. Если до обращения в суд получен отказ по административной жалобе, к процессу необходимо привлечь и представителей контролирующего органа. В этом случае ответчиков будет двое. Требования об отмене акта следует объединять с просьбой об установлении незаконности действий непосредственного нарушителя.

Отказ от оспаривания решения по административной жалобе может привести к неблагоприятным последствиям для истца. Так, ответчик вправе ссылаться на действительность акта в обосновании своей правовой позиции. С формальной точки зрения его утверждения окажутся справедливыми, и суд не сможет их проигнорировать.

2) Содержание

В заявлении необходимо четко изложить все факты и обстоятельства, послужившие основанием для обращения. Истцу потребуется описать неблагоприятные последствия, а также привести ссылки на нормативные акты, которые, по его мнению, были нарушены. Текст составляют с учетом требований к обязательным реквизитам. В их числе статья 199 АПК РФ называет:

  • полные данные каждой из сторон спора;
  • сведения об обжалуемых актах;
  • правовую аргументацию позиции;
  • четко сформулированные требования.

В заявлении должна присутствовать подпись уполномоченного лица, дата подачи документов, а также перечень приложений с указанием количества экземпляров и листов.

3) Сроки

Исковое заявление можно направить в течение 3 месяцев со дня выявления нарушения. Если установленный период был пропущен по уважительной причине, его восстанавливают. Порядок предусмотрен статьей 198 АПК РФ.

Важно! Рассмотрение ходатайств осуществляют в индивидуальном порядке. Перечня обстоятельств, признаваемых судом уважительными, в законе нет. Юристы рекомендуют использовать все предоставленные возможности и подавать ходатайство даже в неоднозначных ситуациях.

Общая продолжительность производства по делу не должна превышать 3 месяцев. При наличии объективных причин служители Фемиды увеличивают этот период до полугода.

Как добиться признания недействительности результатов закупочной процедуры?

Правовой механизм в законе 44-ФЗ не описан. Отсутствие упоминаний о вопросе в одном нормативном акте не лишает участников правоотношений возможности руководствоваться другим документом. Оспаривать итоги закупки заинтересованные лица могут, опираясь на нормы гражданского законодательства.

Юристы рекомендуют обратить внимание на статьи 447, 448 и 449 ГК РФ. Торги признают недействительными, если доказан какой-либо из фактов:

  • необоснованное отстранение претендента;
  • отказ от наилучших условий при подведении итогов торгов;
  • выполнение действий, направленных на совершение закупки, ранее установленного срока;
  • допущение грубых нарушений законодательства, повлекшее неверное определение цены или иных условий договора.

Обратиться с иском можно на протяжении года. Отсчет срока давности начинают со дня проведения торгов. При вынесении решения о недействительности закупочной процедуры неблагоприятные правовые последствия наступают не только для заказчика, но и признанного победителя. Договор с ним также признают недействительным.

В завершение обратим внимание на увеличение активности правозащитников в сегменте. Постоянное изменение нормативного базиса контрактной системы повлекло за собой увеличение числа ошибок. Этим обстоятельством охотно пользуются недобросовестные участники. Любое отступление от установленных правил может повлечь длительную судебную тяжбу и затягивание срока исполнения заказа. Сократить риски помогает сотрудничество с квалифицированным юристом.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

good-tender.ru

Обжалование действий (бездействия) заказчика, подача жалобы в ФАС

Обжалование действий заказчика в ФАС
  Обжалование действий (бездействия) заказчика, комиссии по проведению предварительного отбора, комиссии по осуществлению закупок, их членов, оператора электронной площадки. Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 г. № 615.   

Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, ………. сфере закупок осуществляемых в соответствии с  Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Любой участник закупки имеет право обжаловать в порядке, установленном главой 6 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, в контрольном органе в сфере закупок действия (бездействие): - заказчика, - уполномоченного органа, - уполномоченного учреждения, - специализированной организации, - комиссии по осуществлению закупок, - ее членов, - должностных лиц контрактной службы, - контрактного управляющего, - оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Контрольные органы в сфере закупок : - федеральный орган исполнительной власти, - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, - орган местного самоуправления муниципального района, - орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, - контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа; Любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование действий (бездействия) ……… в контрольном органе в сфере закупок, не является препятствием для обжалования участником закупки………. таких действий (бездействия) в судебном порядке. Обжалование действий (бездействия) заказчика сфере закупок осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом 223-ФЗ размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения; 2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке; 3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере 4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В случае подачи жалобы на положения документации о закупке лицом, не подавшим заявку на участие в закупке, если такая жалоба подана после окончания срока приема заявок, то она не рассматривается. Жалоба, поступившая в ФАС, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в ней доводов.

Участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Обжалование действий (бездействия) заказчика при нарушении антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, установленных Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" 1. При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: 1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников; 2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; 3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений; 4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

2. Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

3. Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

4. Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

5. Положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Обжалование действий (бездействия) заказчика, комиссии по проведению предварительного отбора, комиссии по осуществлению закупок, их членов, оператора электронной площадки. Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 г. № 615.        Участник предварительного отбора, электронного аукциона имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, действия (бездействие) заказчика, комиссии по проведению предварительного отбора, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при организации и проведении закупки, при осуществлении закупки у единственной подрядной организации, заключении договоров о проведении капитального ремонта по их результатам.  

Антимонопольное законодательство состоит из Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, иных федеральных законов.   В антимонопольном органе (ФАС России) действия (бездействие) указанных выше лиц могут быть обжалованы:     

- лицами, подавшими заявки на участие в предварительном отборе, аукционе;

- иным лицом (заявителем) в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении предварительного отбора, аукциона, порядка подачи заявок на участие, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения предварительного отбора, аукциона.

В случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган (ФАС или УФАС) размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору предварительного отбора, аукциона, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении предварительного отбора, аукциона до рассмотрения жалобы по существу.

Согласно части 18 статьи 18.1 ФЗ № 135-ФЗ предварительный отбор, аукцион приостанавливаются до рассмотрения жалобы.

Согласно части 19 статьи 18.1 ФЗ № 135-ФЗ организатор торгов не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением настоящего требования, является ничтожным.

    

 

www.lbb62.ru


Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области