Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
При изучении данного курса желательно, чтобы обучающиеся уже владели базовыми знаниями (в объёме основной школы) об источниках денежных средств семьи и возможных направлениях расходов, о семейном бюджете, инфляции и валютных курсах.
Целями учебно-методического комплекса являются:
Финансовая грамотность: учебная программа. СПО
В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты,
алгоритм формирования итоговой оценки, приведены календарно-тематический план занятий и рекомендации по методике их проведения. В программе перечисляются все навыки и компетенции, а также личностные характеристики и установки, которые развиваются у обучающихся в процессе обучения.
Учебная программа (PDF, 654 Кб)
Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПОВ пособии в простой и доступной форме излагаются вопросы финансового благополучия семьи и распоряжения денежными средствами. Помимо таких стандартных тем, как сбережения, кредит, страхование, налоги и пенсии, рассматриваемых в пособии, освещены правовые аспекты взаимоотношений сотрудников с работодателем, вопросы трудоустройства и карьерного роста, организации частного предпринимательства, меры защиты от финансового мошенничества и др. Участвуя в разборе реальных жизненных ситуаций и бизнес-кейсов, в групповых проектах и дискуссиях и выполняя задания на поиск и анализ данных, обучающиеся готовятся к использованию полученных знаний на практике.
Материалы для учащихся (PDF, 257.62 Мб)
Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПОПособие содержит подробные рекомендации по проведению каждого из 34 занятий: ответы на домашние задания и вопросы для размышления из материалов для обучающихся, ответы на задания из контрольных измерительных материалов, сценарии проведения классных дискуссий, а также дополнительные материалы, которые позволят преподавателю варьировать глубину изучения предмета в зависимости от количества учебных часов и уровня знаний обучающихся.
Методические рекомендации для учителя (PDF, 3.59 Мб)
Финансовая грамотность: материалы для родителей. СПО
В пособии содержатся информационно-образовательные материалы, которые помогут родителям обучающихся учреждений СПО расширить свой финансовый кругозор, научиться сберегать и инвестировать деньги, вести собственный бизнес и пользоваться такими финансовыми услугами, как кредиты, вклады, ПИФы и страхование (в том числе пенсионное).
Материалы для родителей (PDF, 3.55 Мб)
Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. СПОКонтрольные измерительные материалы включают разные типы заданий: тесты с одним правильным вариантом ответа, вычислительные задачи, длинные тесты со множеством правильных ответов и темы для эссе. Они позволят оценить глубину знаний обучающихся и способность критически использовать полученные навыки.
Контрольные измерительные материалы (PDF, 685 Кб)
xn--80aebklphfgdkbcuundy3gvd.xn--p1ai
МИНОБРАЗОВАНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Ростовской области
информационных и промышленных технологий»
(ГБПОУ РО «РКРИПТ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.___ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА
для специальности
15.02.08 «Технология машиностроения»
2017
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Начальник учебного отдела Заместитель директора
________Е.Н. Круглова по учебно-методической работе
«___»_________2017 г. ____________Н.Е. Анисимова
«___»___________2017 г.
ОДОБРЕНО
Цикловой комиссией
экономики и управления
Председатель
_______________________
«___»_________2017 г.
Авторская программа учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности и предпринимательства» разработана в соответствии с требованиями на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования для специальности 15.02.08 «Технология машиностроения»
Разработчик:
Будасова Светлана Анатольевна – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «РКРИПТ»
Рецензенты:
Донченко Наталья Борисовна – председатель методического объединения преподавателей бухгалтерского учёта и аудита Ростовской области, преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ РО «Донской банковский колледж»
_______________– преподаватель высшей квалификационной категории РКРИПТ
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
13
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по профессиям СПО:
15.00.00 Машиностороение
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при профессиональной подготовке кадров в области экономики и управления при наличии среднего (полного) общего образования и при повышении квалификации и переподготовке при наличии среднего профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
В структуре программы подготовки специалистов среднего звена «Основы финансовой грамотности и предпринимательского дела» является учебной дисциплиной по выбору обучающихся, предлагаемой образовательным учреждением. Изучается в рамках общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ОГСЭ) учебного плана
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
Цели освоения учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности и предпринимательского дела»:
- формирование у обучающихся базовых навыков финансового планирования и управления личными финансами;
- формирование представления об инструментах накопления и инвестирования, принципах использования кредитных ресурсов, проведения электронных расчётов;
- приобретение практических навыков комплексного осмысления финансовой информации, анализа финансовых продуктов, принятия финансовых решений.
В результате освоения дисциплины студент должен
уметь:
- формировать финансовые цели и составлять личный финансовый план, планировать сбережения и инвестирование;
- выбирать инструменты накопления и инвестирования, исходя из степени риска и возможности его минимизации;
- оценивать будущие денежные потоки по вкладам, кредитам, иным финансовым инструментам;
- рассчитывать стоимость использования банковских, страховых и инвестиционных продуктов;
- составлять бизнес-план
знать:
- принципы финансового планирования, включая планирование накоплений, инвестирования и управления личными финансами в течение жизненного цикла человека с целью повышения его благосостояния;
- основные финансовые инструменты накопления, инвестирования, кредитные продукты банков, их особенности, сопутствующие риски и способы управления ими;
- структуру и механизмы регулирования финансового рынка;
- механизмы функционирования пенсионной системы России и возможности формирования будущей пенсии;
- принципы страхования и возможности защиты активов;
- основные налоги, уплачиваемые гражданами; понятие налоговой декларации и налоговые вычеты;
- этапы формирования собственного бизнеса;
- правила защиты от махинаций на финансовом рынке
1.4.Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки студента 54 часа,
в том числе:
– обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 36 часов;
– самостоятельной работы студента 18 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 10 |
лабораторные занятия | - |
Самостоятельная работа студента (всего) | 18 |
В том числе: | |
Работа с конспектом. Изучение нормативно-правовых актов. Решение ситуационных задач. | |
Форма промежуточной аттестации по дисциплине – дифференцированный зачет |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОГСЭ.___ «Основы финансовой грамотности и предпринимательского дела»
Раздел 1. ОСНОВЫ ЦЕЛЕСООБРАЗНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ9
Тема 1.1 Личные финансы
Содержание учебного материала
2
1
1
Составление семейного бюджета. Понятие о накоплении и заимствовании. Принятие финансовых решений.
2
Средства платежа. Управление рисками семьи.
Самостоятельная работа
1
Выполнение презентации по теме
Тема 1.2. Финансовое планирование
Содержание учебного материала
2
1
1
Основы финансового планирования. Формулирование финансовых целей
2
Личный финансовый план и контроль его выполнения
Практические занятия
2
2
№1
Формирование личного финансового плана
Самостоятельная работа
2
Выполнение SWOT-анализа для выбора карьеры
Раздел 2 УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ
33
Тема 2.1 Банковская система России
Содержание учебного материала
6
1
1
Регулятор финансового рынка – Центральный Банк Российской Федерации. Субъекты финансового рынка. Инфраструктура финансового рынка
2
Виды банковских вкладов. Банковские депозиты. Виды кредитов. Кредиты: когда их брать и как оценить.
3
Прочие услуги банков
Практические занятия
2
2
№2
Расчёт простых и сложных процентных ставок, аннуитетных
платежей
Самостоятельная работа
4
Составить каталог интернет-ресурсов по теме
Тема 2.2 Инвестиции
Содержание учебного материала
4
1
1
Инвестиции в реальные финансовые активы. Принципы управления рисками на финансовом рынке. Управление инвестиционным портфелем
2
Оценка эффективности инвестирования по критериям доходности, надёжности, ликвидности. Организационные формы инвестирования и паевые инвестиционные фонды. Работа с финансовыми посредниками
Практические занятия
2
№ 3
Определение степени доходности и риска от вложений в ценные бумаги
Самостоятельная работа
3
Выполнение индивидуального задания
Тема 2.3 Пенсионное обеспечение. Страхование.
Содержание учебного материала
4
1
1
Государственная пенсионная система. Формирование личных пенсионных накоплений. Пенсионная реформа России
2
Страхование имущества. Страхование здоровья и жизни
Самостоятельная работа
2
Подготовка к устному опросу.
Тема 2.4 Налогообложение граждан
Содержание учебного материала
2
1
1
Налоговая система РФ. Зачем нужны налоги, виды налогов
2
Подача налоговой декларации. Налоговый вычет
Практические занятия
2
2
№ 4
Заполнение налоговой декларации на получение налогового вычета
Самостоятельная работа
2
Подготовка сообщения по теме
Раздел 3 ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА
12
Тема 3.1 Собственный бизнес
Содержание учебного материала
2
1
1
Предпринимательская деятельность и работа по найму.
2
Создание собственной компании
Практические занятия
2
2
№ 5
Составление бизнес-плана
Самостоятельная работа
2
Разработка бизнес-идеи
Тема 3.2 Риски в мире денег
Содержание учебного материала
4
1
Экономические кризисы. Оценка и контроль рисков.
2
Финансовые махинации. Защита прав потребителей финансовых услуг
Самостоятельная работа
2
Выполнение презентации по теме
Итого:
54
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Финансы, денежное обращение и кредит».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине «Основы финансовой грамотности и предпринимательского дела»
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- проекционный экран;
- микрокалькулятор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Жданова А.О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО / А.О. Жданова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.- 400с.
Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 217с.
Дополнительные источники:
http:// www.consultant.ru/dokument/cons_doc_ LAW_82134/6.
Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL:http:// www.misbfim.ru/node/11143
7.
Зеленцова А.В., Блискавка Е.А., Демидов Д.Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. [Электронный ресурс]. – URL:http://fanread.ru /book/10072793/
Периодические издания:
«Банковское дело», «Банковское обеспечение», «Финансы», «Коммерсантъ Деньги», «Власть», «Секрет фирмы», «PRO Бизнес», «Бизнес», «Ваши личные финансы».
Информационные ресурсы:
.cbr.ru/сайт Банка России
http://www.rbc.ru/
сайт информационного агентства Росбизнесконсалтинг
http://www.insur.ru/
сайт «Всё о страховании»
http://www.parusinvestora.ru/
сайт «Парус инвестора»
http://www.devbusiness.ru/
сайт «Развитие бизнеса»
http://www.consultant.ru
сайт «Консультант плюс»
http://www.nalog
сайт Федеральной налоговой службы России
http://svoy-business.com/
онлайн-журнал «Свой бизнес»
http://www.lbudget.ru/
финансовый журнал «Личный бюджет»
https://vk.com/club47334855
журнал «Семья и деньги»
https://joor.me/magazine/licnye-finansy-i-investicii
журнал «Личные финансы и инвестиции»
http://vlfin.ru/vlfin/delovoy-vestnik-vashi-lichnye-finansy/posmotret-zhurnal/
журнал «Ваши личные финансы»
http://www.azbukafinansov.ru
универсальный портал о личных финансах
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
У1 формировать финансовые цели и составлять личный финансовый план, планировать сбережения и инвестирование
- выполнение практической работы №1
- внеаудиторная самостоятельная работа
- дифференцированный зачёт
У2 выбирать инструменты накопления и инвестирования, исходя из степени риска и возможности его минимизации
- выполнение практической работы №1
- внеаудиторная самостоятельная работа
- дифференцированный зачёт
У3 оценивать будущие денежные потоки по вкладам, кредитам, иным финансовым инструментам
- выполнение практических работ №1,3
- внеаудиторная самостоятельная работа
- дифференцированный зачёт
У4 рассчитывать стоимость использования банковских, страховых и инвестиционных продуктов
- выполнение практических работ №2,3
- внеаудиторная самостоятельная работа
- дифференцированный зачёт
У5 рассчитывать доход от инвестирования с учётом налогов и налоговых вычетов и сравнивать с инфляцией
- выполнение практической работы №4
- внеаудиторная самостоятельная работа
- дифференцированный зачёт
У6 составлять бизнес-план
- выполнение практической работы №5
- внеаудиторная самостоятельная работа
- дифференцированный зачёт
Знать:
З1 принципы финансового планирования, включая планирование накоплений, инвестирования и управления личными финансами в течение жизненного цикла человека с целью повышения его благосостояния
-внеаудиторная самостоятельная работа;
- дифференцированный зачет
З2 основные финансовые инструменты накопления, инвестирования, кредитные продукты банков, их особенности, сопутствующие риски и способы управления ими
-внеаудиторная самостоятельная работа;
- дифференцированный зачет
З3 структуру и механизмы регулирования финансового рынка
-внеаудиторная самостоятельная работа;
- дифференцированный зачет
З4 механизмы функционирования пенсионной системы России и возможности формирования будущей пенсии
-внеаудиторная самостоятельная работа;
- дифференцированный зачет
З5 принципы страхования и возможности защиты активов
-внеаудиторная самостоятельная работа;
- дифференцированный зачет
З6 основные налоги, уплачиваемые гражданами; понятие налоговой декларации и налоговые вычеты
-внеаудиторная самостоятельная работа;
- дифференцированный зачет
З7 этапы формирования собственного бизнеса
-внеаудиторная самостоятельная работа;
- дифференцированный зачет
З8 правила защиты от махинаций на финансовом рынке
внеаудиторная самостоятельная работа;
- дифференцированный зачет
infourok.ru
Программа предпрофильного курса
«Основы финансовой грамотности»
9 класс
Пояснительная записка
Школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь учащимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности. Учащиеся 9-х классов с правовой точки зрения обретают часть прав и обязанностей, в том числе и в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем учащиеся 9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.
Общая характеристика курса
Программа составлена на основе учебной программы «Финансовая грамотность»: учебная программа. 8–9 классы общеобразоват. орг. / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: Вита-Пресс, 2014.
Курс разработан для учащихся 9 класса для расширения финансовой грамотности. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь школьникам сделать правильный выбор. Предлагаемый элективный курс является одним из курсов социально-экономического профиля. Направленность курса – расширение границ углубляемых учебных дисциплин из числа обязательных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору. Необходимые для проведения занятий знания, умения и навыки основаны на личном жизненном опыте учащихся. Учащиеся получат практический опыт экономического поведения и взаимодействия с субъектами рынка, который смогут использовать в повседневной жизни. Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса. Практические занятия предполагают выполнение упражнений и заданий эвристического характера, а также проведение самостоятельных исследований учащимися.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю
Цели и задачи курса
Цель - формирование основ финансовой грамотности у учащихся 9 классов
Задачи -
усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;
формирование информационной культуры школьников, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке.
Методика обучения:
Для реализации поставленных задач в рамках курса используются следующие методы обучения:
лекции, практические занятия: анализ печатной, теле-радиоинформации; сравнительные таблицы, памятки для контроля над поведением в типичных ситуациях; анализ правовых документов, семинары, дискуссии, деловые игры, творческие работы, решение тестов, задач, проблемных ситуаций, выполнение творческих проектов.
Методы и формы контроля:
Данный курс соответствует возрастным особенностям учащихся и предусматривает индивидуальную работу, работу в группах. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в ходе выполнения учащимися самостоятельных и практических работ, тестирование. По завершении каждого модуля проводится итоговое диагностическое тестирование.
Критерии оценивания курса:
Для оценивания элективного курса применяется зачетная система. Элективный курс считается пройденным, если учащийся посетил не менее 80% занятий и успешно выполнил итоговую работу. Оценка выполнения итоговой работы выставляется в соответствии с процентным выполнением заданий:
100-90% - отлично
80-70% - хорошо
60-50% - удовлетворительно
менее 50% - неудовлетворительно
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
— сформированность коммуникативной компетенции:
• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
Требования к предметным результатам освоения курса:
— владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
— владение знанием:
• структуры денежной массы
• структуры доходов населения страны и способов её определения
• зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи
• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции
• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц
• возможных норм сбережения
• способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации
• видов страхования
• видов финансовых рисков
• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач
• способов определения курса валют и мест обмена
• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.
Структура курса
Курс финансовой грамотности в 9 классе состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением контрольного мероприятия.
6Раздел 5
Человек и государство: как они взаимодействуют
5
34
Содержание курса
Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (16 ч.)
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч)
Базовые понятия и знания:
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Способы влияния государства на инфляцию. Структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.. Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи. Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячные затраты семьи.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (8 ч)
Базовые понятия и знания: банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения.
Принципы хранения денег на банковском счёте. Варианты использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи. Необходимость аккумулировать сбережения для будущих затрат. Инвестиции и сбережения. Доходность инвестиционных продуктов. Рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Учебно-тематический план
Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (16 ч.)
12.
Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи
1
Тема 2. Источники денежных средств семьи (3 ч)
3.
Какие бывают источники доходов
1
4-5.
От чего зависят личные и семейные доходы
2
Тема 3. Контроль семейных расходов (1 ч)
6.
Как контролировать семейные расходы
1
Тема 4. Планирование семейного бюджета (4 ч)
7-8.
Что такое семейный бюджет и как его планировать
2
9.
Как оптимизировать семейный бюджет
1
10.
Практическая работа
1
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций (3 ч)
11-12.
Для чего нужны финансовые организации
2
13.
Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций
1
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния (3 ч)
14-15.
Для чего нужно осуществлять финансовое планирование
2
16.
Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах
1
Модуль 2. Финансы и кредит (18 ч.)
Раздел 1. Риски в мире денег (7 ч)
Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Страхование: виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски: виды рисков. Способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков.
Раздел 2. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч)
Банк. Банковская система РФ. Бизнес. Источники финансирования бизнеса. Мировой валютный рынок. Виды банковских операций. Бизнес-план. Финансовые правила ведения бизнеса. Банковский договор. Банковские проценты. Виды банковских услуг.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч)
Налоги: прямые и косвенные налоги. Пошлины, сборы. Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды. Налоги с физических и юридических лиц Способы уплаты налогов. Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы пенсионных накоплений. Ответственность налогоплательщика.
Учебно-тематический план
Модуль 2. Финансы и кредит (18 ч.)
12.
ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы
1
Тема 8. Риски в мире денег (3 ч)
3-4.
Какие бывают финансовые риски
2
5.
Что такое финансовые пирамиды
1
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (7 ч)
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи (2 ч)
6.
Что такое банк и чем он может быть вам полезен
1
7.
Польза и риски банковских карт
1
Тема 10. Собственный бизнес (3 ч)
8-9.
Что такое бизнес
2
10.
Как создать свое дело
1
Тема 11. Валюта в современном мире (2 ч)
11.
Что такое валютный рынок и как он устроен
1
12.
Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте
1
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (6 ч)
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи (6 ч)
13-14.
Что такое налоги и зачем их платить
2
15.
Какие налоги мы платим
1
16-17.
Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости
2
18.
Что такое пенсия и как сделать ее достойной
1
Учебно-материальное обеспечение
Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Ма- териалы для учащихся. — М.: Вита-Пресс, 2014.
Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2014.
Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: Вита-Пресс, 2014.
Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: Вита-Пресс, 2014.
Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хо- зяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 2014.
Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. – М.: Вита-Пресс, 2010.
Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 9 класса. – М.: Вита-пресс, 2010.
www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
www.gov.ru – сайт Правительства РФ
www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ
www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ
www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ
www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ
www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»
infourok.ru
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012года № 273, Закона Краснодарского края от 16.07.2013г № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» (с изменениями и дополнениями), Письма Департамента государственной политики в образовании МОН РФ от 07.07.2005г № 03-1263 «О примерных программам по учебным предметам федерального базисного учебного плана», Письма МОН Краснодарского края от 16.03.2015г № 47-3353/15-14 «О структуре основных образовательных программ общеобразовательных организаций», Письма МОН Краснодарского края от 14.07.2015г № 47-10267/15-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Краснодарского края на 2015-2016 учебный год», основе ФК ГОС-2004, в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в 2015/2016 учебном году, на основе авторской программы «Финансовая грамотность» авторы: Ю. Брехова, А. Алмосов, Д. Завьялов, А.– Москва, «ВИТА Пресс», 2015 г.
Целью реализации программы «Финансовая грамотность» является:
- формирование у учащихся 10-11 классов необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФК ГОС-2004;
увеличение объема информации об инструментах финансового и фондового рынка, распространяемой на территории Краснодарского края;
развитие информационных систем финансового рынка и механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг на территории Краснодарского края.
развитие личности учащихся, адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;
формирование навыков для принятия компетентных, правильных финансовых решений
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.
Учебная программа рассчитана на учащихся 10-11 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 16-18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.
Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 10-11 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.
Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, с учебным планом МБОУ гимназии № 5 на изучение предмета «Финансовая грамотность» отводится в 10 классе – 34 часа, соответственно 1 час в неделю.
Таблица тематического распределения количества часов:
Название раздела | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | |
10 класс | ||
МОДУЛЬ 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни | 5 | 5 |
МОДУЛЬ 2 Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов | 5 | 5 |
МОДУЛЬ 3 Налоги: почему их надо и чем грозит неуплата | 4 | 4 |
МОДУЛЬ 4 Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | 5 | 5 |
МОДУЛЬ 5 Собственный бизнес: как создать и не потерять | 5 | 5 |
МОДУЛЬ 6 Риски в мире денег: как защититься от разорения | 5 | 5 |
МОДУЛЬ 7 Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | 4 | 4 |
ИТОГО | 34 | 34 |
IV. Содержание обучения
МОДУЛЬ 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (5ч.)
Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть.
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (5ч.)
Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности.
Модуль З. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата. (4ч.)
Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет.
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (5ч).
Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь - высшие блага: поговорим о личном страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика.
Модуль 5. Собственный бизнес как создать и не потерять (5ч)
Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. Пишем бизнес-план. Расходы и доходы в собственном бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен.
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения (5ч)
Финансовые риски и стратегии инвестирования. Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток- шоу «Все слышат».
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (4ч)
Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. Как выбрать негосударственный пенсионный фонд. Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд». Итоговый контроль по курсу.
V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ П/П | №№ ТЕМЫ | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ | КОЛ-ВО ЧАСОВ |
10 КЛАСС | |||
МОДУЛЬ 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни | 5ч. | ||
1 | 1.1 | Банковская система. | 1 |
2 | 1.2 | Как сберечь деньги с помощью депозитов. | 1 |
3 | 1.3 | Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. | 1 |
4 | 1.4 | Кредит: зачем он нужен и где его получить. | 1 |
5 | 1.5 | Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. | 1 |
МОДУЛЬ 2 Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов | 5ч. | ||
6 | 2.1 | Что такое ценные бумаги и какие они бывают. | 1 |
7 | 2.2 | Профессиональные участники рынка ценных бумаг. | 1 |
8 | 2.3 | Граждане на рынке ценных бумаг. | 1 |
9 | 2.4 | Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. | 1 |
10 | 2.5 | Операции на валютном рынке: риски и возможности. | 1 |
МОДУЛЬ З. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата | 4ч. | ||
11 | 3.1 | Что такое налоги и почему их надо платить. | 1 |
12 | 3.2 | Основы налогообложения граждан. | 1 |
13 | 3.3 | Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет. | 1 |
14 | 3.4 | Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет. | 1 |
МОДУЛЬ 4 Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | 5ч | ||
15 | 4.1. | Страховой рынок России: коротко о главном | 1 |
16 | 4.2 | Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. | 1 |
17 | 4.3 | Здоровье и жизнь - высшие блага: поговорим о личном страховании. | 1 |
multiurok.ru
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 3»
РАССМОТРЕНО:Протокол №____от
«__»______ 20__г.
Эксперт:_________
СОГЛАСОНВАНО:
Заместитель директора:
_________С.Е. Баринова
«__»__________ 20___г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Школа №3»
___________С.В. Шмелев
«__»____________ 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
На 201_-20__года
по элективному курсу Финансовая грамотность
Уровень обучения: 10 класс.
Среднее (полное) общее образование
Общее количество часов: 34.
Количество часов в неделю: 1. Уровень: базовый
Учитель: Катасонова Ю.А.
Квалификационная категория 1
Программа разработана на основе Учебной программы Финансовой грамотности 10-11 классы общеобразовательных организаций. Составители: Ю.В. Берехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов.
Издательство, год издания: М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016г
Нижний Новгород
1. Пояснительная записка
Нормативные документы
Рабочая программа по финансовой грамотности составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;
Методического письма по преподаванию экономических дисциплин в образовательных организациях нижегородской области в 2017 – 2018 учебном году;
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений, Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017/2018 учебный год,
Базисного учебного плана МБОУ «Школы №3»
На основе какой конкретной программы:
Программа разработана на основе Учебной программы Финансовой грамотности 10-11 классы общеобразовательных организаций. Составители: Ю.В. Берехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов, М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016г
Цели и задачи учебного курса
Целью реализации программы «Финансовая грамотность» является:
- формирование у учащихся 10-11 классов необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
увеличение объема информации об инструментах финансового и фондового рынка;
развитие информационных систем финансового рынка и механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг.
развитие личности учащихся, адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;
формирование навыков для принятия компетентных, правильных финансовых решений
3.Общая характеристика учебного предмета
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.
Учебная программа рассчитана на учащихся 10-11 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 16-18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.
Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 10-11 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.
Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.
4.Содержание учебного предмета
Банковская система.Как сберечь деньги с помощью депозитов.
Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах.
Кредит: зачем он нужен и где его получить.
Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть.
МОДУЛЬ 2 Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
Что такое ценные бумаги и какие они бывают.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Граждане на рынке ценных бумаг.
Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления.
Операции на валютном рынке: риски и возможности.
МОДУЛЬ З. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
Что такое налоги и почему их надо платить.
Основы налогообложения граждан.
Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет.
Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет.
МОДУЛЬ 4 Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
Страховой рынок России: коротко о главном
Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние.
Здоровье и жизнь - высшие блага: поговорим о личном страховании.
Если нанесен ущерб третьим лицам.
Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика.
МОДУЛЬ 5 Собственный бизнес: как создать и не потерять
Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать.
Пишем бизнес-план.
Расходы и доходы в собственном бизнесе.
Налогообложение малого и среднего бизнеса.
С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен.
МОДУЛЬ 6 Риски в мире денег: как защититься от разорения
Финансовые риски и стратегии инвестирования.
Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников.
Виды финансовых пирамид.
Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет.
Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток- шоу «Все слышат».
МОДУЛЬ 7 Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия.
Как распорядиться своими пенсионными накоплениями.
Как выбрать негосударственный пенсионный фонд.
Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд».
Итоговая диагностическая работа.
5. Описание места учебного предмета в учебном плане
Примерная программа рассчитана на 34 учебных часов. В связи с Положением МБОУ «Школа №3» «О летней сессии» и Положением МБОУ «Школа №3» «О зимней сессии» программа сокращена до 32 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2-х учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
6. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения курса «Финансовой грамотности» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает, как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Финансовая грамотность» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
7. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.
Планируемые результаты обучения
Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе. Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.
Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Таким образом, элективный курс способствует самоопределению учащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика.
8. Количество учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа, в том числе количество часов для проведения контрольных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований, тестов
Программа рассчитана на 32 часа в год, 1 урок в неделю, из них 1 час итоговая диагностическая работа в форме тестирования.
9. Использование учебно-методического комплекта, дидактических пособий, дополнительной литературы
Программа разработана на основе Учебной программы Финансовой грамотности 10-11 классы общеобразовательных организаций. Составители: Ю.В. Берехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов, М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016г
10. Форма промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Тестовые формы промежуточной и итоговой аттестации. Также в форме опросов и письменных работ
11. Внесенные изменения в примерную или авторскую учебную программу и их обоснование
В связи с Положением МБОУ «Школа №3» «О летней сессии» и Положением «О зимней сессии» программа сокращена до 32 учебных часов и для создания резерва в 1 час были сокращены следующие темы: Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата, Урок «Что такое налоги и почему их надо платить» на 1 час; Модуль 6 Риски в мире денег: как защититься от разорения был сокращен 1 урок – обучающая игра; Модуль 7 Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления был сокращен 1 урок – обучающая игра. Прохождение программы компенсируется за счёт реализации собственных авторских подходов в структурировании и дополнительном наполнении учебного материала, использовании разнообразных форм организации учебного процесса, внедрении современных методов обучения и педагогических технологий.
12. Календарно-тематическое планирование
ДатаТема урока (занятия)
Количество часов
план
факт
МОДУЛЬ 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
1
Банковская система.
1
2
Как сберечь деньги с помощью депозитов.
1
3
Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах.
1
4
Кредит: зачем он нужен и где его получить.
1
5
Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть.
1
МОДУЛЬ 2 Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
6
Что такое ценные бумаги и какие они бывают.
1
7
Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
1
8
Граждане на рынке ценных бумаг.
1
9
Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления.
1
10
Операции на валютном рынке: риски и возможности.
1
МОДУЛЬ З. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
11
Что такое налоги и почему их надо платить.
1
12
Основы налогообложения граждан.
1
13
Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет.
1
МОДУЛЬ 4 Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
14
Страховой рынок России: коротко о главном
1
15
Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние.
1
16
Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании.
1
17
Если нанесен ущерб третьим лицам.
1
18
Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика.
1
МОДУЛЬ 5 Собственный бизнес: как создать и не потерять
19
Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать.
1
20
Пишем бизнес-план.
1
21
Расходы и доходы в собственном бизнесе.
1
22
Налогообложение малого и среднего бизнеса.
1
23
С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен.
1
МОДУЛЬ 6 Риски в мире денег: как защититься от разорения
24
Финансовые риски и стратегии инвестирования.
1
25
Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников.
1
26
Виды финансовых пирамид.
1
27
Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет.
1
МОДУЛЬ 7 Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
28
Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия.
1
29
Как распорядиться своими пенсионными накоплениями.
1
30
Как выбрать негосударственный пенсионный фонд.
1
31
Итоговая диагностическая работа
1
32
Резерв времени.
2
Итого
32
13. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
infourok.ru
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса»
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора ГАПОУ СО
«Каменск-Уральский техникум
торговли и сервиса»
от «______» ________№ ________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОГСЭ.06 «Финансовая грамотность»
программы подготовки специалистов среднего звена
09.02.05. «Прикладная информатика (по отраслям)»
г. Каменск-Уральский, 2017г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.06 «Финансовая грамотность» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 09.02.05. «Прикладная информатика (по отраслям)».
.
Разработчик: Воронова Т.Н., преподаватель высшей квалификационной категории.
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.06 «Финансовая грамотность» рассмотрена на заседании Цикловой методической комиссии и рекомендована к утверждению, протокол №___от________2017 г.
Председатель ЦМК ____________Е.В. Гоглачеева
Проверено ____________ методист М.Г. Афанасьева
Проверил _____________ зам. директора по УПР К.А. Калиева
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины……….………………………….….3
2. Структура и содержание учебной дисциплины………………………..…………………5
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы…………………………….5
2.2. Сводный тематический план учебной дисциплины……………..……...………....6
2.3. Тематический план и содержание дисциплины…………………………………....9
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины.…………...................13
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.……………………....15
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 06 «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.05. «Прикладная информатика (по отраслям)».
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
- дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения дисциплины должен:
уметь:
пользоваться разнообразными финансовыми услугами, предоставляемыми банками, для повышения своего благосостояния;
различать вклад с капитализацией процентов и вклад без капитализации процентов;
рассчитывать размер ежемесячной выплаты по кредиту;
выбирать наиболее оптимальный вариант инвестирования в конкретных экономических ситуациях;
уметь оценивать степень финансового риска продуктов и услуг
отличать налоги, которые платят физические лица, от налогов, которые платят юридические лица
пользоваться личным кабинетом налогоплательщика в Интернете для получения информации о своей налоговой задолженности
различать обязательное пенсионное страхование (государственное) и добровольные (дополнительные) пенсионные накопления
рассчитывать простейшие финансовые показатели деятельности фирмы и анализировать их
знать:
характеристику банковской системы в России
стандартный набор услуг коммерческого банка
понятие и отличие дебетовой карты от кредитной
преимущества и недостатки банковских карт по сравнению с наличными деньгами
понятие фондовой биржи
виды страхования
виды налогов
о возможностях финансового мошенничества и что нужно делать, чтобы не стать жертвой мошенников
основные показатели эффективности фирмы
альтернативные способы накопления на пенсию
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося – 52 часа, включая:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов;
- самостоятельной работы обучающегося – 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
10
- работа с дополнительными источниками информации;
- подготовка практико-ориентированных работ проектного характера
- домашняя работа:
6
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет
2.2. Сводный тематический план учебной дисциплины
2
4
Денежное обращение
2
Практическая работа
3
1
Определение скорости обращения денег
1
3
1
Составление сравнительной характеристики форм денежного обращения
Тема 2. Финансы домашних хозяйств
Содержание
2
2
1
Сущность и значение домашних хозяйств
2
Функции финансов домашних хозяйств
2
3
Структура финансовых ресурсов домашних хозяйств и направления их использования
2
4
Личные финансы и личный бюджет
2
Практическая работа
4
3
2
Анализ личного бюджета
Самостоятельная внеаудиторная работа
2
3
2
Составление бюджета семьи
Тема 3. Банковская система
Содержание
2
2
1
Банковская система России
2
Текущие счета и дебетовые карты
3
Сберегательные вклады
2
4
Кредиты, их виды
2
Практическая работа
4
3
3
Расчет наращенной и приведенной суммы процентов по вкладу
Самостоятельная внеаудиторная работа
1
3
3
Сравнительная характеристика условий на один и тот же кредит в магазинах и в отделении банка
Контрольная работа (РК 1)
2
Тема 4. Мошеннические финансовые схемы
Содержание
2
2
1
Фальшивомонетчики
2
Фальшивые банки
2
3
Финансовые пирамиды
2
Практическая работа
2
3
4
Оценка степени финансового риска продуктов и услуг
Самостоятельная внеаудиторная работа
1
3
4
Анализ мошеннических финансовых схем
Тема 5.
Страхование
Содержание
2
2
1
Страховой рынок: его цели, участники и особенности функционирования
2
Виды страхования
2
3
Страховая система
2
Практическая работа
2
3
5
Расчет суммы страхового возмещения
Самостоятельная внеаудиторная работа
2
3
5
Выполнение задания с использованием сайта Федеральной службы государственной статистики - http://www.gks.ru
Тема 6. Пенсионная система
Содержание
2
2
1
Пенсионная система России
2
Государственная пенсия
2
3
Виды пенсии
4
Индексация пенсии
2
Практическая работа
2
3
6
Расчёт пенсии
Самостоятельная внеаудиторная работа
1
3
6
Выполнение задания с использованием сайта https://es.pfrf.ru/
Тема 7.
Государственные бюджет
Содержание
2
2
1
Государственный бюджет: его цели, статьи доходов и расходов
2
Налоги, как источник доходов государственного бюджета
2
3
Налоговая система: функции и принципы
2
4
Виды налогов: прямые и косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж), аккордные и подоходные
2
5
Объекты и субъекты налогообложения
2
Практическая работа
2
3
7
Сравнение абсолютных и относительных величин в экономике
Самостоятельная внеаудиторная работа
2
3
7
Выполнение задания с использованием сайта www.service.nalog.ru/inn.do
Домашняя работа:
6
3
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к семинарским занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление самостоятельных, практических работ, подготовка к их защите.
3
Подготовка к текущему, рубежному, итоговому контролю.
3
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально-экономических дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- шкафы и стеллажи для хранения учебно-методических материалов;
- доска
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
- принтер
- динамики
- телевизор с функцией DVD
При проведении учебных занятий, учебной и производственной практики, самостоятельной работы, выполнения курсовых и дипломных работ обучающиеся имеют доступ к локальной сети техникума: 47 АРМ, 1 телевизор, 1 принтер, 1 мультимедиапроектор.
Основные источники:
Янин О.Е. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О. Е. Янин. — 9-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 256 с.
Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / В.А. Галанов. - 2-e изд. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 416 с.
Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / В.П. Климович. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 с.
Дополнительные источники:
Деньги. Кредит. Банки: Учебник для бакалавров в вопросах и ответах / Б.И. Соколов, В.В. Иванов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с.
Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 192 с.
3.2.3. Средства обучения:
комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;
задания для выполнения практических работ;
задания для выполнения самостоятельных работ;
опорные конспекты по дисциплине;
комплекты оценочных средств для проведения текущего, рубежного контроля и промежуточной аттестации
3.2.4. Интернет-ресурсы
https://finagram.com/ - финансовая грамотность
http://www.finprosto.ru/ - интернет-портал Сбербанка «Финансы просто»
https://fmc.hse.ru/methbank - банк методических разработок по Финансовой грамотности
В целях реализации компетентностного подхода в образовательном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий (деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, тренинги, групповые дискуссии, проектно-ориентированные технологии).
При обучении используются личностно-ориентированный подход – технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, элементы дистанционного и электронного обучения, социально-активные и рефлексивные методы обучения.
При изучении дисциплины организуются индивидуальная учебная (консультации) и индивидуальная воспитательная работа, которая в сочетании с внеаудиторной работой по формированию и развитию общих и профессиональных компетенций обеспечивают индивидуальный темп освоения учебного материала и социальную поддержку.
№ темы
Тип контроля
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Форма контроля
Методика контроля
Метод оценки результатов обучения
1
Введение
ВхК
Знания:
характеристику банковской системы в России
стандартный набор услуг коммерческого банка
понятие фондовой биржи
виды страхования
виды налогов
основные показатели эффективности фирмы
альтернативные способы накопления на пенсию
устный опрос
устная
Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе ответов на вопросы
2
Тема 1-3
РК 1
Умения:
различать вклад с капитализацией процентов и вклад без капитализации процентов
рассчитывать размер ежемесячной выплаты по кредиту
Знания:
характеристику банковской системы в России
стандартный набор услуг коммерческого банка
понятие и отличие дебетовой карты от кредитной
преимущества и недостатки банковских карт по сравнению с наличными деньгами
Контрольная
работа
письменная
Экспертная оценка
3
Темы 1-7
ИК
Умения:
различать вклад с капитализацией процентов и вклад без капитализации процентов;
рассчитывать размер ежемесячной выплаты по кредиту;
рассчитывать простейшие финансовые показатели деятельности фирмы и анализировать их
Знания:
характеристику банковской системы в России
стандартный набор услуг коммерческого банка
понятие и отличие дебетовой карты от кредитной
преимущества и недостатки банковских карт по сравнению с наличными деньгами
виды страхования
ДЗ
практическая
Экспертная оценка
infourok.ru