Как определить уровень квалификации специалиста в сфере закупок? Специалист по закупкам квалификационный уровень


Специалисты по закупкам: профстандарты и переобучение

Закон о контрактной системе № 44-ФЗ требует, чтобы заказчики формировали свои контрактные службы, базируясь на принципах профессионализма. Допущены к работе могут быть лишь специалисты, которые имеют хорошие теоретические знания и практические навыки, а также соответствующее образование.

Вторая половина 2016 года богата на события, напрямую касающиеся квалификации специалистов по закупкам. Во-первых, в июле вступил в силу соответствующий профессиональный стандарт. Во-вторых, до конца года все контрактные службы должны быть укомплектованы специалистами с высшим или дополнительным образованием в сфере закупок. Значит, придется подтвердить свою квалификацию, а при необходимости – пройти обучение.

Профессиональные стандарты

Статья 195.3 Трудового кодекса, которая вступила в действие с 1 июля текущего года, определяет порядок применения профессиональных стандартов. К области государственных закупок относятся два профстандарта: «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» (группа «Финансы и экономика»). Соответствие указанных должностей другим профессиональным классификаторам приведены в следующей таблице.

Реестр профстандартов Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов Общероссийский классификатор занятий
08.024 «Эксперт в сфере закупок» 26541 «Специалист» 2422 «Специалисты в области политики администрирования»
08.026 «Специалист в сфере закупок» 20015 «Агент по закупкам» 3323 «Закупщики»

В связи с введением профстандарта многие заказчики будут переписывать должностные инструкции для контрактных управляющих либо сотрудников контрактной службы. Хотя, закон делать этого не обязывает, а лишь дает такое право. Однако, скорее всего, профстандарт позволит расширить функции и полномочия каждого сотрудника, что, безусловно, будет выгодно заказчику.

При этом стоит учесть, что внесение изменений в должностную инструкцию необходимо производить с согласия самого работника. Исключение составляют лишь те случаи, когда правки носят чисто технический характер и не затрагивают непосредственно функций сотрудника. В противном случае, согласно Трудовому кодексу, работника нужно предупредить об изменении его должностной инструкции за 2 месяца до подписания.

Должности и функции

Каковы же основные трудовые функции работников сферы закупок согласно профстандарту? Всего их четыре, каждой из них соответствует несколько должностей и определенный уровень квалификации.

Обеспечение закупок

Исполнять эту функцию может специалист по закупкам, работник контрактной службы либо контрактный управляющий. Минимальный уровень квалификации – 5. Этому сотруднику вменяется в обязанность сбор данных о том, какие товары, работы и услуги необходимы заказчику, а также о предлагаемых ценах. Кроме того, он готовит закупочную документацию, обрабатывает результаты и заключает контракты.

Осуществление закупок

Осуществление закупок для нужд заказчика возлагается на старшего специалиста по закупкам, консультанта по закупкам, работника либо руководителя контрактной службы или же контрактного управляющего. Этот сотрудник должен иметь уровень квалификации не ниже 6. Его основные обязанности – составлять планы закупок, обосновывать и осуществлять закупки.

Экспертиза результатов закупок, приемка контракта

Эта функция относится к компетенции как минимум ведущего специалиста по закупкам. Кроме того, ее может исполнять руководитель подразделения либо его заместитель, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий, либо работник контрактной службы, чья квалификация не менее 7. Главная обязанность – проверять соблюдение условий контракта, а также качества закупленных товаров, работ, услуг.

Контроль в сфере закупок

Эту функцию может осуществлять руководитель, заместитель руководителя либо советник. Уровень квалификации – не менее 8. В рамках функции выполняются мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок.

Аттестация и переобучение

Порядок и сроки аттестации сотрудников на соответствие указанным стандартам определяются заказчиком. Тот, кто покажет не слишком впечатляющий результат, должен быть направлен на дополнительное обучение.

Кроме того, к началу 2017 все специалисты в сфере закупок должны подтвердить знание закона № 44-ФЗ специальным дипломом. Подчеркнем, что с 1 января 2017 года документы, подтверждающие квалификацию специалиста в соответствии с законом № 94-ФЗ, не будут считаться действительными.

Также с начала следующего года все работники контрактных служб и контрактные управляющие должны быть специалистами с высшим либо дополнительным образованием в сфере закупок. Для подтверждения этого необходимо представить диплом либо удостоверение о повышении квалификации.

Наличие необходимого уровня квалификации по результатам допобразования подтверждается соответствующим удостоверением либо диплом о профессиональной переподготовке. Прохождение специализированного курса по 44-ФЗ подтверждается свидетельством об обучении либо освоении дополнительных предпрофессиональных программ.

В общем случае обучающиеся должны пройти курс «Управление закупками» длительностью не менее 108 часов. Исключение составляют руководители организации – для них длительность курса обучения может быть снижена до 40 часов.

zakupki-kontur.ru

Как определить уровень квалификации специалиста в сфере закупок?

Согласно профессиональному стандарту «Специалист в сфере закупок», утв. приказом Минтруда от 10.09.2015 г. № 625н каждой трудовой функции соответствует определенный уровень квалификации. Сотрудник в начале 2015 года прошел повышение квалификации по Закону № 44-ФЗ. Как определить, соответствует ли его уровень квалификации уровням, указанным в профессиональном стандарте? Кто присваивает данные уровни и где они должны быть закреплены (в каких документах)? Ответ: Уровни квалификации установлены приказом Минтруда России от 12.04.2013 г. № 148н, они определяют требования к умениям и знаниям в зависимости от полномочий и ответственности работника. В профессиональном стандарте «Специалист в сфере закупок» предусмотрены уровни квалификации с 5 по 8. Например, 5-й уровень квалификации предполагает самостоятельную деятельность по решению практических задач, требующую самостоятельного анализа ситуации и ее изменений; участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения; ответственность за решение поставленных задач или результата деятельности группы работников или подразделения и т.д.

Для подтверждения своей квалификации работник будет сдавать профессиональный экзамен в центре независимой оценки профессионального уровня квалификации работников. В центр сможет обратиться как сам работник (соискатель должности), так и его работодатель. Таким образом, организация получает возможность проверить квалификацию потенциального сотрудника, а сам сотрудник – ее подтвердить выданным удостоверением соответствия. В настоящее время Минтруд России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России совместно с Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями формируют план-график создания сети независимых центров сертификации квалификаций (поручение Президента Российской Федерации от 20 февраля 2015 года № Пр-285 и поручение Правительства Российской Федерации от 27 февраля № ДМ-П12-1232).

Пока профессиональные стандарты могут быть использованы работодателями в качестве основы требуемых от работников знаний и квалификаций, говорить об их обязательном применении можно только с 1 июля 2016 г. и лишь в случаях, когда применять такой стандарт работодателя обязывает Трудовой кодекс РФ или иной федеральный закон, нормативный правовой акт.

zakupki-inform.ru

Онлайн-оплата работ по сертификации

Институт госзакупок предлагает получить Cертификат специалиста и/или эксперта с присвоением уровня квалификации.

В сертификате указывается информация о соответствии:

Уровень квалификации присваивается исходя из опыта, образования и подтверждённых знаний и навыков в соответствии с краткими таблицами:

ПРОФСТАНДАРТ «СПЕЦИАЛИСТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК»

Требования

Обобщенная трудовая функция

Обеспечение закупок

Осуществление закупок

Экспертиза результатов закупки, приемка контракта

Контроль в сфере закупок

Уровень квалификации 

5 (самый низкий)

6

7

8 (самый высокий)

Высшее образование 

-

Бакалавр

Специалист или  магистр

Опыт работы в сфере закупок 

-

Не менее 3 лет

Не менее 4 лет

Не менее 5 лет, не менее 2 на руководящих должностях

ПРОФСТАНДАРТ «ЭКСПЕРТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК»

Требования

Обобщенная трудовая функция

Консультирование 

Экспертиза

Организация работ по экспертизе и консультированию

Уровень квалификации 

6 (самый низкий)

7

8 (самый высокий)

Высшее образование 

Бакалавр

Специалист или магистр

Опыт работы в сфере закупок 

Не менее 3 лет

Не менее 4 лет

Не менее 5 лет, не менее 3 на руководящих должностях

В сертификатах может быть указана информация о соответствии объекта сертификации  требованиям  Профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок», утв. Приказом  Минтруда России от 10.09.2015 г. № 625н и  Профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок», утв. Приказом  Минтруда России от 10.09.2015 г. № 626н, при этом в сертификате может быть указан уровень квалификации, в соответствии с указанными документами. Такая запись в сертификате носит исключительно информационный характер и не подменяет собой свидетельство о квалификации, выдаваемое в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Скачать полную справку по Профстандартам >>

Информация Минтруда России по профстандратам >>

xn--80anehaukdkx.xn--p1ai

Профстандарт специалиста в сфере закупок в 2018 году

Ежегодно законодательство РФ совершенствуется и корректируется. В соответствии с осуществленными нововведениями, законодательство обязывает предприятия применять в ходе своей деятельности профессиональные стандарты, установленные на основании ФЗ № 44 от 05.04.2013г. В частности, изменения коснулись торговой деятельности и труда в указанной сфере специалистов по осуществлению закупок.

Профстандарты, которые применяются в сфере закупок

В 2018 году для обговариваемого направления деятельности актуальны два профессиональных стандарта:

  1. Документ, регламентирующий деятельность специалистов – «Специалист в сфере закупок». Профессиональный стандарт был принят Приказом Министерства труда РФ № 625-н от 10.09.2015г.
  2. Документ, распространяющийся на трудовую деятельность экспертов – «Эксперт в сфере закупок» был принят Приказом Минтруда РФ № 626-н от 10.09.2015г.

Указанные нормативные бумаги требуются для регламентации труда на обозначенных должностях. Они сформированы с целью управления и контроля процесса закупок для государственных и коммерческих производственных потребностей.

Профессиональные стандарты в сфере закупок были спроектированы для заказчиков государственного профиля, осуществляющих свою деятельность на основании ФЗ № 223 от 18.07.2011г. и ФЗ № 44 от 05.04.2013г.

Коммерческие организации также вправе использовать данные профстандарты для собственного производственного процесса, однако такое положение должно фиксироваться в местных нормативных документах или должностных инструкциях.

Требования профессионального стандарта к специалисту по закупкам

Требования к специалисту в разрезе закупочной деятельности делятся профстандартом на уровни квалификации. Так, специалист должен отвечать требованиям разных уровней для осуществления конкретных задач разной сложности.

Квалификационные категории разной сложности заключаются в следующем:

  1. Пятый квалификационный уровень. Профессии, соответствующие данному уровню – это специалист по закупкам, сотрудник контактного отдела и контактный управленец. В их основные обязанности входит организация процесса закупок для муниципальных нужд. Для подобной работы стандартом предусматривается необходимость среднего профессионального образования. Также необходимо наличие дополнительных образовательных программ, курсов повышения квалификации и т.п. Опыт работы необязателен.
  2. Шестой квалификационный уровень. Граждане, соответствующие данному уровню, могут занимать такие должности, как старший специалист или консультант по закупкам, сотрудник контактного отдела, а также контактный управленец. В их основные обязанности входит осуществление закупок для государственных потребностей. Сотрудники данного уровня должны предоставлять диплом о высшем образовании (бакалавр) и, при наличии, сертификат о дополнительных профессиональных курсах повышения квалификации. Также на данном уровне существует требование к опыту сотрудника – он должен составлять не менее трех лет занятости в подобной деятельности.
  3. Седьмой квалификационный уровень предполагает такие должности: ведущий специалист, служащие контактного отдела, заместитель управленца отделом, руководитель предприятия. Их основной обязанностью признается проведение экспертизы по результатам закупочной процедуры, а также приемка договоров. Для осуществления трудовой деятельности на подобной должности гражданин должен иметь высшее образование (магистрат и/или специалитет). При этом опыт работы должен составлять не менее 4 лет в подобной сфере.
  4. Восьмой квалификационный уровень. Требования данного уровня предполагают должность главного советника или руководителя компании. Основной задачей указанного субъекта является осуществление контроля за процессом закупок. Образование предполагается высшее (магистрат и/или специалитет). Опыт работ необходим не менее пяти лет на соответствующей должности.

Необходимо отметить, что сотрудники, осуществляющие свою деятельность на основе пятого квалификационного уровня, должны иметь сертификат о курсах повышения квалификации. Для остальных подчиненных данный нюанс неактуален.

Трудовые функции, исполняемые специалистами в сфере закупок

Функции специалиста тесно перекликаются с функциями, обозначенными в профессиональном стандарте «Эксперт в сфере закупок».

Так, функции, вменяемые сотруднику на должности, связанной с закупками, зависят от уровня квалификации. Пятый уровень, как наиболее низкий, присваивают тем лицам, которые не имели или имеют незначительный опыт работы в обозначенной сфере. Сотрудник пятого уровня исполняет следующие обязанности:

  • предварительный сбор данных о состоянии рынка, возможных потребностях потребителей, средних ценах на товары и т.д.;
  • подготовка необходимой документации, исходя из первой функции.

Сотрудники шестого уровня исполняют такие обязанности:

  • подготавливают сметы и формулируют обоснование необходимости закупочного процесса;
  • осуществляют необходимые действия в процедуре закупки, связанные с подписанием соглашений.

Специалисты, трудящиеся в соответствии с седьмым уровнем, должны разрешать такие задачи:

  • контроль за соблюдением условий, прописанных в деловых соглашениях с контрагентами;
  • контроль за качеством приобретаемой продукции, товаров или услуг.

Сотрудники восьмого уровня должны исполнять ряд функций, которые косвенно связаны со всеми другими работами в области закупок. К основным функциям данного персонала относят контроль за процессом закупок, а также аудит и ревизию в соответствии с принятым форматом такой процедуры на предприятии.

Особенности профессионального стандарта в сфере закупок

Данный документ отражает не только перечень требований к субъекту относительно его опыта или образования. Профессиональным стандартом по закупкам также подразумевается наличие у лица необходимых знаний и навыков, с помощью которых он сможет быть информированным об операциях, происходящих на других квалификационных уровнях. Помимо этого, современному специалисту данного профиля также необходимо владеть техническими устройствами, вычислительной и дополнительной техникой, а также средствами коммуникации.

Также профессиональный стандарт определяет список необходимых знаний, которые сотрудник должен иметь по факту наличия образования. К ним относятся:

  • нормативная база законов и прочих правовых актов РФ. Подразумевается сфера закупок, а также трудовое, налоговое и уголовное законодательство в части ответственности за правонарушения;
  • любую прочую законодательную базу, которая является актуальной для сферы закупок за отчетный период;
  • общие сведения об антимонопольном законодательстве;
  • общие сведения о бухгалтерском учете и способе отражения закупочной деятельности в бухгалтерских документах;
  • общие сведения в разрезе информационных технологий, применимых к процессу закупок;
  • локальные нормативные документы, их положения, а также внутренний рабочий порядок компании;
  • правила охраны безопасности труда.

Так, можно сделать вывод, что профстандарт для специалиста по закупкам включает в себя требования к широкому спектру навыков и знаний сотрудников, не исключая подчиненных, которые только начинают осваиваться в трудовой деятельности данного направления.

Дискуссионным остается вопрос о формулировке некоторых положений, которые могут трактоваться отдельными профессионалами двояко. Однако все неточности разрешаются с помощью обращения в органы местного самоуправления с прошением разъяснить нюанс. В дальнейшем законодательные структуры планируют дорабатывать профстандарты для специалистов в сфере закупок, совершенствуя их и устраняя неточности.

Профстандарт эксперта в сфере закупок

Помимо специалиста, процесс закупки требует наличия эксперта в данной сфере, который сможет выполнить задачи экспертизы и, в случае необходимости, оказать консультацию по любому вопросу.

Список функций, исполняемый экспертом в сфере закупок, практически совпадает с функциями специалиста, однако эксперт должен обладать более широким спектром знаний и навыков, что позволит ему глубже исследовать возникающие проблемные аспекты.

Помимо сходности функций, совпадают также квалификационные уровни. У эксперта в сфере закупок также наблюдается градация от минимальной к максимальной сложности. Так, квалификационные уровни в разрезе экспертной работы делятся на:

  1. Шестой уровень. Осуществляется деятельность по мониторингу текущего состояния рынка, составлению необходимой сопутствующей отчетности по данному вопросу, а также консультационные работы в случае обращения прочих сотрудников компании.
  2. Седьмой уровень. Труд данной категории служащих заключается в исполнении деловых соглашений, заключении контрактов и подписании договоров. Помимо этого, также проводится экспертиза, выявляются качественные и некачественные товары или услуги, составляется сопутствующая документация.
  3. Восьмой уровень. Основные задачи экспертов восьмой категории заключаются в осуществлении консультационных работ, а также в проведении экспертизы. Так, данный уровень характерен для служащих управляющего аппарата организации, членов комиссии, проводящих аттестации, а также лиц, занимающихся научными исследованиями проблем и их разрешением.

Для шестого уровня требования заключаются в наличии высшего (бакалаврат) и дополнительного образования, при этом опыт должен насчитывать, как минимум, 3 года.

Для седьмой категории необходимо иметь высшее образование (магистратура), а также дополнительные курсы профессиональной подготовки. Опыт работы при этом должен быть не менее 4 лет.

Для высшего восьмого уровня характерно такое же образование, как и для седьмого, однако отработанное время в подобной деятельности должно насчитывать более пяти лет, три из которых обязательно будут на руководящей должности.

Таким образом, профстандарт в сфере закупок является новым документом, требующим детального изучения. Его применение в отечественной практике позволит повысить общий уровень качества исполнения работ, а также обеспечит регулярное повышение квалификации трудоустроенного населения в данной сфере.

delatdelo.com

Как применить профстандарт "Специалист в сфере закупок"? | Вопросы подписчиков

Прошу вас дать разъяснения по вопросу применения профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок" для лечебного учреждения, а именно:в приказе Минтруда и соцзащиты РФ от 10.09.2015 № 625н в перечне видов деятельности отсутствует "Деятельность в области здравоохранения". В связи с этим возникают вопросы об обязательности применения данного профстандарта к специалистам, ответственным за закупки в учреждениях здравоохранения. В настоящее время закупками занимаются юристы и экономисты. Есть ли необходимость вносить изменения в штатное расписание учреждения и вводить должность "Специалист в сфере закупок"?

Ответ на вопрос:

Да, такая необходимость есть.

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

Читать статью

Наименование вида профессиональной деятельности, на который распространяется данный профтандарт специалиста в сфере закупок, сформулировано как деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Таким образом, документ охватывает закупки в рамках Закона N N 44-ФЗ.

Кроме того, ни в обязанности юриста, ни в обязанности экономиста не входит работа по управлению закупками: это совершенно разные трудовые функции с разным объемом обязанностей и различными требованиями к квалификации, опыту работы.

Вы узнаете больше о профстандарте специалиста по управлению персоналом, если перейдете в материал.

Также сообщаем, что такой должности как «юрист» нет. Квалификационным справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 12.02.2014) предусмотрена должность «юрисконсульт». В связи с чем рекомендуем произвести переименование должности.

Произвольное наименование должностей может создать для организации определенные сложности. Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" каждая организация обязана провести специальную оценку условий труда своих работников. Это касается всех организаций независимо от их вида, организационно-правовой формы, формы собственности. При проведении специальной оценки необходимо будет отразить не только наименование должности, но и ее код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (п. 2 ст. 18 Закона), а если должность не предусмотрена ни одним из ЕКС, то исполнить данное требование Вам будет сложно. По представлению организации, проводящей специальную оценку условий труда, вероятнее всего, придется переименовывать соответствующую должность. ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (ред. от 19.06.2012), также должности контрактного управляющего не содержит.

О применении квалификационных справочников см. письмо Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253.

Далее. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусматривает создание заказчиком контрактной службы или назначение контрактного управляющего.

Это делается для того, чтобы обеспечить планирование и осуществление государственных закупок товаров, работ, услуг.

Контрактная служба - это объединенная общим руководством (руководителем контрактной службы) совокупность должностных лиц заказчика, выполняющих на постоянной основе функции по осуществлению всех закупок. Указанные лица могут быть объединены в одно структурное подразделение или состоять в разных подразделениях (ч. 1 и 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).

Контрактный управляющий - должностное лицо, ответственное за осуществление одной или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).

Контрактную службу должны создавать заказчики, чей совокупный годовой объем закупок (далее - СГОЗ) превышает 100 млн руб. (ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). При этом создание специального структурного подразделения не является обязательным.

Заказчик, совокупный годовой объем закупок которого не превышает указанной суммы, обязан по своему выбору либо назначить контрактного управляющего, либо создать контрактную службу (ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).

При решении вопроса о необходимости создать контрактную службу нужно определить СГОЗ. Он должен включать весь объем финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ, утвержденный на год (п. 16 ст. 3 данного Закона).

Общие требования к контрактной службе в настоящее время определены Законом N 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом) о контрактной службе, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631 (далее - Типовое положение).

Контрактная служба может быть создана как путем формирования специального структурного подразделения, так и без образования такового (ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). В последнем случае заказчик должен утвердить постоянный состав сотрудников, выполняющих функции контрактной службы (пп. 2 п. 6 Типового положения).

Заказчик самостоятельно утверждает структуру и определяет численность сотрудников контрактной службы, учитывая, что она не может состоять менее чем из двух человек (п. 7 Типового положения).

Независимо от того, в какой форме создается контрактная служба, заказчик должен назначить ее руководителя (п. 9 Типового положения). Если контрактная служба создается в форме отдельного структурного подразделения, ее возглавляет руководитель этого подразделения. Контрактную службу без образования отдельного подразделения возглавляет руководитель заказчика или один из его заместителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Согласно ч. 2 ст. 9 Закона N 44-ФЗ заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" профстандарты будут обязательными лишь частично.

Поправки касаются применения профессиональных стандартов.

С 1 июля 2016 г. вводится обязанность применения работодателями профстандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если эти требования установлены законодательством или нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

За неисполнение данной обязанности работодатель может быть привлечен к административной ответственности (ст. 5.27 КоАП РФ).

Популярные вопросы

Об этом также см. Письмо Минтруда России от 30.12.2015 № 14-0/В-1190

Итак, что касается должности специалиста по закупкам, то такую ставку нужно ввести в штатное расписание и оформить юрисконсульту или экономисту при наличии у них необходимой квалификации (так как к такому специалисту применение профстандартов обязательно) совмещение (если обязанности будут осуществляться в основное рабочее время) или внутреннее совместительство (при осуществлении доп. работы не в основное рабочее время и отсутствии запретов на совместительство).

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ситуация: Как указывать наименования должностей и профессий при составлении штатного расписания

При оформлении штатного расписания работодатель может использовать форму № Т-3, утвержденную постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, или самостоятельно разработанную форму. В графу 3 указанной формы нужно внести наименования должностей (специальностей, профессий) для штатных единиц организации. По общему правилу должности предусматриваются для сотрудников, которые занимаются в первую очередь умственным трудом: управлением, сбором, анализом, обработкой информации (например, заместитель начальника производственного отдела, заведующий кафедрой). В свою очередь понятие «профессия» в большей мере относится к сотрудникам, занятым производственным процессом, физическим трудом (строители, электрики, механики).

Наименования должностей и профессий работодатель, как правило, определяет по собственному усмотрению. Например, должность руководителя организации может значиться в штатном расписании как директор, генеральный директор, президент компании и т. п.

Однако, если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий должны соответствовать квалификационным справочникам. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации. Это следует из положений абзаца 3 части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ. Несоблюдение указанного условия лишит сотрудника права на получение льгот и компенсаций.

Говоря о квалификационных справочниках, в первую очередь необходимо пользоваться следующими из них:

Помимо вышеперечисленных документов, организациям следует руководствоваться также:

  • Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/п-22;
  • Списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

Из ответа «Как составить штатное расписание»

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

28.04.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

www.kdelo.ru

Специалисты в сфере закупок получили правила работы

Утвержден профессиональный стандарт для специалистов в сфере закупок. В документе, разработанном Министерством труда и социальной защиты РФ, определены требования к их образованию, опыту и обязанностям.

Приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 625н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок"» определен новый профессиональный стандарт для специалистов в сфере закупок. Требования к профессии позволяют не только определять трудовые функции специалиста по закупкам, но и какое образование и опыт работы должен иметь соискатель на эту должность.

Профессиональные стандарты были утверждены Федеральным законом от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в РФ", который 2 мая 2015 года подписал Президент России . Закон закрепил в Трудовом кодексе РФ новое понятие "профессиональный стандарт" и сферу его применения. В частности, определено, что требования профстандартов должны учитываться при отборе кандидатов на работу. В стандартах определена необходимая квалификация работника для выполнения той или иной трудовой функции, его опыт и профессиональные навыки. Кроме того, в профстандарте определено какие именно обязанности должен исполнять работник на своем рабочем месте.

В настоящее время Минтруд, который наделен функцией разрабатывать профстандарты, разработал уже 537 стандартов для разных профессий. Наибольший резонанс вызвал профессиональный стандарт для бухгалтеров, принятый Минтруда в конце 2014 года.

Примечательно, что на момент разработки законопроекта о профстандартах предполагалось, что они будут обязательными к применению всеми работодателями. Однако, в окончательном варианте закона было определено, что применение профстандартов будет добровольным в тех случаях, когда закон не определяет особых требований к квалификации работников определенной профессии. В этом случае работодатели могут использовать профессиональные стандарты "в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций". Новые статьи Трудового кодекса РФ - 195.2 ТК РФ и 195.3 ТК РФ вступят в силу 1 июля 2016 года.

Профессиональный стандарт специалиста по закупкам предусматривает четыре обобщенные трудовые функции для таких специалистов. Надо отметить, что требования к организации закупок определены законодательно, поэтому нельзя исключить того, что с 2018 года применение этого профстандарта станет обязательным условием для участия организации в закупках. Итак, по уровням квалификации специалисты по закупкам подразделяются таким образом:

  • 5-й уровень квалификации специалиста по закупкам должен обеспечивать закупки путем предварительного сбора данных, уметь подготавливать закупочную документацию и обрабатывать результаты закупки, включая заключение контракта.
  • 6-ой уровень квалификации специалиста по закупкам должен помимо этого уметь составлять планы осуществления закупок и обосновывать их необходимость. Кроме того, такой специалист должен уметь выбирать поставщиков.
  • 7-ой уровень квалификации специалиста по закупкам должен осуществлять полный контроль в сфере закупок,включая приемку контракта. В обязанности такого специалиста входит полная проверка соблюдения условий контракта и качества представленных товаров (работ или услуг).
  • 8-ой уровень квалификации специалиста по закупкам должен осуществлять мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок.

Таким образом, разработанные Минтруда профессиональные стандарты специалиста по закупкам позволят обеспечить высокий уровень на всех этапах закупок и сократят количество ошибок, допускаемых персоналом. Уже сейчас многие учебные заведения, которые осуществляют профессиональную подготовку специалистов управления, а также обеспечивают постдипломное образование граждан, открыли программы обучения по профессии «Специалист в сфере закупок».

Примечательно, что высшее образование такой специалист иметь не обязан. В настоящее время закупками чаще всего занимаются профессиональные экономисты или юристы, а в малых предприятиях такую функцию принимает на себя руководитель. Если профстандарт специалиста в области закупок станет обязательным условиям для участия организаций в закупках, бизнесу придется обеспечить образование своих сотрудников в этой области.

Любопытно, что для новой профессии Минэкономразвития уже предложили установить профессиональный праздник – День закупщика. Датой для нового профессионального праздника может стать день, когда был подписан Федеральный закон о госзакупках - 5 апреля.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

ppt.ru

Специалисты по госзакупкам: новый стандарт профессиональной деятельности

Министерство труда и соцзащиты РФ разработало документ, которым определен перечень требований, предъявляемых к образованию, обязанностям и опыту специалистов, работающих в сфере госзакупок.

Для специалистов, работающих в сфере закупок, утвержден стандарт профессиональной деятельности. Минтруда и соцзащиты России разработало документ, в котором был определен перечень требований, предъявляемых к опыту, образованию и обязанностям тех, кто занимается госзакупками. Приказом Минтруда РФ № 625н от 10.09.2015 «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» определены требования к профессиональной деятельности специалистов, работающих в области закупок. Они дают возможность определять трудовые обязанности специалиста по закупкам, а также то, каким образованием и опытом работы должен обладать соискатель этой должности.

Приказами Минтруда РФ № 626н и № 625н от 10.09. 2015 утверждены такие профессиональные стандарты, как «Эксперт по закупкам» и «Специалист по закупкам». Эти стандарты разработаны для того, чтобы реализовать принцип профессионализма заказчиков, определенный Законом № 44 от 5.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», где указан перечень необходимых навыков, уровня образования и необходимого опыта работы, которым должны обладать работники соответствующих специальностей.

С принятием новых стандартов профессиональной деятельности появляется возможность формирования стратегии развития образования в области закупок и развития рынка труда. Для работодателей положения этих стандартов должны стать ориентиром при формировании политики по таким направлениям, как управление персоналом, аттестация работников, организация их обучения, а также тарификация работ, присвоение сотрудникам тарифных разрядов, выработка систем оплаты труда и разработка должностных инструкций работников.

В процессе разработки программ профессионального образования в области закупок образовательные учреждения в содержании своих программ также должны будут учитывать положения новых профстандартов.

Профессиональным стандартом специалиста по закупкам предусмотрено четыре группы обобщенных трудовых функций. Требования, предъявляемые к организации закупок, установлены законодательно, поэтому невозможно исключить то, что с 2018 г. применять эти профессиональные стандарты будет обязательным условием для участников закупочной деятельности.

В соответствии с уровнем квалификационной подготовки, специалисты по закупкам подразделяются следующим образом.

  • Пятый квалификационный уровень. Он должен обеспечить проведение закупок специалистом, использующим предварительный сбор необходимой информации, умеющим подготавливать закупочную документацию, а также осуществлять обработку результатов, включая заключение контрактов.
  • Шестой квалификационный уровень. Помимо требований, предъявляемых к специалистам шестого уровня, он должен обеспечить проведение закупок сотрудником, умеющим составлять планы их проведения, обосновывая необходимость их осуществления. Такой специалист также должен обладать умением выбирать поставщиков.
  • Седьмой квалификационный уровень должен обеспечить проведение закупок специалистом, имеющим навыки осуществления контроля в области госзакупок, включая прием контракта. Кроме этого, специалист данного уровня должен уметь осуществлять проверку соблюдения условий контрактов и качества товаров (услуг, работ).
  • Восьмой квалификационный уровень должен обеспечить проведение сотрудником контроля, мониторинга и аудита при закупках.

Профессиональные стандарты специалиста сферы закупок, которые разработаны Министерством труда, должны обеспечить достаточно высокий уровень знаний сотрудников и сократить число допускаемых ими ошибок. Сегодня в большинстве случаев госзакупками занимаются профессиональные юристы либо экономисты, а на предприятиях малого бизнеса эти обязанности возлагает на себя руководитель. При условии, что в отношении специалистов в области закупок профстандарт будет обязательным условием, организации, которые намерены участвовать в закупочной деятельности, должны обеспечить обучение своих сотрудников.

Теги: госзакупки, удостоверяющий центр Самара, специалисты по торгам,

Количество просмотров: 294

Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал.

Рейтинг: 0/5 - 0 голосов

25 декабря 2015

Похожие статьи:

fksrf.pro


Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области