Будучи подписанным 18 июля 2011 года, ФЗ 223 вступил в юридическую силу с начала 2012-го и внес существенные изменения в основные принципы осуществления разного рода закупок, производящихся определенным рядом юридических лиц, среди которых законодательством названы такие, как:
Федеральный закон 223 о закупках непосредственно касается и тех учреждений, которые относятся к числу дочерних названным выше организациям, а также дочерних второго порядка. В обоих случаях процент долей в уставном капитале, принадлежащих центральной конторе, может быть не менее пятидесяти.
Собственно говоря, суть ФЗ-223 заключается в выведении механизма закупок и заказов государственных предприятий и организаций с участием госкапитала из теневого сектора путем осуществления электронных торгов через Интернет. В самом законе прописаны и те сферы, в рамках которых следует предпринимать исключительно электронные закупки. Согласно закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», к их числу прежде всего относят:
ФЗ-223 предусматривает, что функции основного уставного документа, регламентирующего порядок и условия проведения закупок, а также механизмы заключения и исполнения контрактов берет на себя так называемое "Положение о закупке". Этот нормативный документ должен быть составлен и утвержден главными органами управления государственных организаций, руководством унитарных предприятий, а также наблюдающими советами, либо общими собраниями участников автономных и хозяйственных обществ.
Иначе говоря, ФЗ о закупках 223 обязует составить свое положение о закупках каждое предприятие, имеющее отношение к вышеизложенному списку и производящее закупки, с тем чтобы впоследствии опубликовать данный документ на своем сайте (в период до 1 июля 2012 года), а затем непосредственно на официальном государственном ресурсе, который и будет служить специализированной площадкой для размещения положений, а также реестров недобросовестных поставщиков и другой важной документации, необходимой для корректного и наиболее эффективного функционирования системы электронных аукционов.
Основной посыл, с которым преподносится новый закон о закупках ФЗ 223 состоит в том, что данная мера направлена прежде всего на борьбу с коррупцией и неоправданным укрывательством выгодных госконтрактов, на развитие среднего и малого бизнеса, совершенствование действующей в стране системы тендеров и закупок.
Материал является собственностью bicotender.ru. Любое использование статьи без указания источника - bicotender.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
www.bicotender.ru
Проведение торгов – ответственное мероприятие. Оно касается финансового и экономического развития государства. Тендер – это не только своеобразный процесс отбора максимально выгодных предложений, но и совокупность гражданско-правовых отношений, которые должны регулироваться государством. Ранее все вопросы, связанные с организацией и проведением закупок, регулировал Федеральный закон о проведении тендеров 94-ФЗ, принятый 21.07.2005. 44-ФЗ от 05.04.2013 был принят Государственной Думой 22 марта 2013 года.
44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» состоит из 8 глав и 114 статей. Действие закона распространяется на сферу осуществления государственных и муниципальных закупок. Регулирует вопросы, связанные с:
Закон о проведении конкурсов-тендеров 44-ФЗ содержит в себе положения, касающиеся:
Нынешний закон о проведении тендеров также содержит положения о нормировании государственных заказов, о составлении планов-графиков проводимых торгов на будущий год. Ст. 22 закона рассматривает порядок установления начальной контрактной цены по средствам различных методов, выдвигает определенные требования к участникам тендеров. Основные из них:
В законе четко регламентируется порядок признания тендерной заявки как победившей. Ст. 34 дает полный перечень информации о составлении и подписании конечного контракта.
Стоит обратить особое внимание на 111-ю статью 44-ФЗ, в которой упоминается о том, что Правительство РФ имеет право определять особенности проведения конкретной поставки. Это касается также особых условий определения поставщиков. В случае экономической или технологической перспективы развития государства правительство имеет право выдвинуть дополнительные условия выполнения тендерного заявления, не связанные с предметом договора.Статья 4 закона содержит регламентированные положения касательно информационного обеспечения. Каждый организатор обязан предоставить потенциальным исполнителям всю информацию, тем или иным образом связанную с проведением закупок.
Значительное отличие нового 44-ФЗ от 94-ФЗ заключается в том, что в новый акт включен вопрос регулирования работы систем электронного документооборота между сторонами. Данный законопроект разрешает субъектам сферы закупок осуществлять обмен документацией в электронном формате без дублирования на аналоговом носителе – бумаге.
С 01.07.2016 в силу вступили дополнения и изменения 44-ФЗ. Претерпела изменения ч. 32 ст. 112, регламентирующая закупки товаров, услуг и работ.
С 01.01.2017 действие положений 44-ФЗ распространяется на обеспечение государственных закупок Республики Крым и города Севастополь, имеющего федеральное значение. Изменения коснулись не только территорий, но и аудита, контроля и мониторинга в сфере вышеупомянутых закупок: с указанной даты государственные органы Республики Крым и Севастополя будут размещать информацию о тендерах или проводимых закупках в единой системе или в интернете.
П. 30 ч. 1 ст. 93 был существенно дополнен касательно определения поставщика на поставку продукции, связанной с избирательным процессом. Согласно ч. 3 ст. 14, ужесточаются требования к производителю и полному исключению иностранных компаний и производителей. Ужесточились требования к фармацевтическим компаниям, что исключает искусственное завышение цен на лекарственные препараты.
Немаловажна новая редакция ст. 96, а именно ч. 11: в старой редакции государственный заказчик мог осуществить реструктуризацию долгов коммерческого банка. В новой редакции заказчик осуществляет реструктуризацию долгов коммерческого банка в случае необходимости исполнения банковских гарантий.
Специалисты утверждают, что на этом развитие законодательной базы в сфере государственных торгов не остановится. Нынешний ФЗ о проведении тендеров «нанизан на канву» предыдущего. Несмотря на то, что новая версия стала более развернутой, дополненной, на сегодняшний день еще осталось множество пробелов, которые обусловлены постоянным развитием современного бизнеса.223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 регламентирует закупку услуг, товаров или работ государственными и муниципальными заказчиками за счет собственных денежных средств. Этот закон подходит и для коммерческих структур, контрольный пакет которых принадлежит государству.
Требования 223-ФЗ устанавливают общие принципы закупок, которые подпадают под действие этого закона. Общие принципы 94-ФЗ перекликаются с вышеупомянутым законом. Федеральный закон №223 оставляет больше свободы организациям и помогает адаптировать собственные нужды к законным требованиям системы закупок.
223-ФЗ не требует единой формы закупок или проведения конкурсов, торгов или аукционов. Общими принципами 223-ФЗ являются:
В законодательстве РФ существуют санкции, которые применяются за нарушение общих принципов и положений Федерального закона № 223. В случае нарушения положений этого закона компании-поставщики могут подать на государственные организации в суд и оспорить решения относительно проведенных тендеров.
С 1 июля 2012 года вся информация относительно планируемых закупок публикуется только на официальном портале http://zakupki.gov.ru. Здесь можно найти всю информацию о планах, объемах и сроках проведения государственных тендеров. 223-ФЗ предписывает раскрытие только минимального количества информации:
223-ФЗ предъявляет четкие требования к критериям оценки коммерческих предложений и определению требований к поставщикам. Таким образом, выбор поставщика становится полностью прозрачным.
В чем разница между 44-ФЗ и 223-ФЗ
44-ФЗ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ! Электронный аукцион по ФЗ-44? Что это такое и как учавствовать? [Незапилено]
В чем опасность 223-ФЗ для поставщика?
Конкурентные закупки по 223 ФЗ Порядок проведения и случаи применения
Поделитесь материалом в соц сетях:
otendere.com
Тендер — это конкурс, в котором принимает участие несколько компаний с предложениями на оказание услуг, поставку товаров или выполнение работ. В дальнейшем контракт заключается с победителем конкурса — участником, который предложил наиболее выгодные условия.
Тендер (торги) может быть как открытым, так и закрытым, проводится в несколько этапах в форме аукциона или конкурса. Торги для государственных нужд в рамках государственного заказа ограничиваются одним этапом.
Мероприятие проводит тендерный комитет. Это орган, который создается заказчиком. В его обязанности входит выбирать исполнителя заказа из списка участников, которые зарегистрировали свои предложения по тендеру.
Выбор участников осуществляется на основании следующих принципов:
Тендерный комитет действует в соответствии с законом РФ о гос. закупках.
Ниже перечислены несколько законов о тендерах и закупках в РФ:
Так же можете ознакомиться с основными положениями закона о присяжных заседателях по ссылке:
Федеральный закон «Об организованных торгах» был принят Государственной Думой 2 ноября 2011 года, а одобрен Советом Федерации спустя 7 дней того же года. Последние изменения были внесены 18 июля 2017 года.
Закон состоит из 5 глав и 30 статей.
Краткое содержание ФЗ 325:
Как уже говорилось выше, последние изменения были внесены 18 июля 2017 статей. Они коснулись следующих статей: 2, 6, 10, 16, 18, 19.
Статья 2
П 2 ст 2 был изменен. В нем перечисляются следующие понятия:
Эти термины используются в ФЗ №325 в том истолковании, которое описывается в ФЗ №7 «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте». Слово «уполномоченный банк» используется в настоящем ФЗ в том значении, которое было изначально определено в ФЗ 173 от 10 декабря 2003 года.
Статья 6
В ст 6 был изменен пункт 2. Перечисленные в первой части статьи лица должны соответствовать требованиям — обладать квалификационными навыками и профессиональным опытом. Не менее важным условием является наличие аттестата в области организации по проведению тендеров. Это не относится к членам наблюдательного совета, бухгалтеру и другим должностным лицам, которые также будут вести бухгалтерский учет.
Статья 10
Содержание пункта 4 было изменено. В нем говорится, что биржевый совет рассматривает вопрос по изменению юридического лица, который выполняет функции центрального агента. Если Банк России лишит его лицензии, то он больше не сможет проводить банковские операции.
Статья 16
Содержание п 1 статьи 16 было изменено. Теперь участвовать в организованных тендерах с ценными бумагами могут:
Изменения коснулись и части 3 текущей статьи. Теперь банки, которые имеют лицензию на проведение переводов в иностранной валюте, могут торговать собственной зарубежной валютой. Право на участие имеют юридические лица, которые способны покупать и продавать валюту в соответствии с предусмотренным настоящим Федеральным законом порядком. Сделки купли-продажи на организованных тендерах могут быть заключены с центральным контрагентом. В этом случае участвовать могут все юридические лица, которые были созданы на основании законодательства РФ.
Статья 18
Ст 18 была дополнена пунктами 7.1, 7.2, 7.3. Если в процессе организованных тендеров договор оспаривается, он может быть признан судом недействительным. При этом необходимо доказать, что одна из сторон знала о нарушении договора. Чтобы признать договор недействительным, участник может в течение 6 месяцев подать иск в суд.
Статья 19
П 1 гласит о том, что центральный агент заключает договор с каждым участником тендеров независимо от вида заявки, которую они подавали для участия.
Федеральный закон №325 гласит о том, что организатор торговли может проводить тендер только на основании правил, которые были созданы руководством Центрального банка Российской Федерации. Организатор аукциона может проводить тендер по каждой секции в отдельности. Все зависит от участников тендеров, предметов и других оснований, которые были установлены общепринятыми правилами.
Для каждой торговой секции могут быть применимы отдельные правила.
Правила содержат:
Узнать подробнее и проанализировать другие законодательные положения ФЗ №325 можно по ссылке.
Похожие законы
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):210fz.ru
Получите полное представление о контрактной системе в сфере госзакупок по 44-ФЗ и о закупках по 223-ФЗ.
По окончании курса вы сможете самостоятельно участвовать в торгах по 44-ФЗ и 223-ФЗ: искать заказы, готовить заявки, участвовать в закупках любого типа сложности, заключать контракты. Вы научитесь выбирать только выгодные заказы и выигрывать тендеры
Для кого этот курс?
Для поставщиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ, участников регламентированных торгов.Для тендерных специалистов и менеджеров, руководителей тендерных отделов, которые отвечают за эффективное участие в закупках и заключение контрактов.Для руководителей организации, владельцев бизнеса и начинающих предпринимателей, которые хотят привлечь дополнительный источник доходов, получив государственный заказ.
Что дает этот курс?
Понимание, как работает контрактная система в сфере закупок и как устроена система регламентированных торгов в РФ.Практические навыки поиска и участия в тендерах по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Знания, которые позволяют эффективно продавать ваши товары, работы, услуги.Способность найти и выиграть выгодный контракт на торгах по аренде, приватизации, банкротству.
Программа курса
Урок 1 Государственные (муниципальные) закупки. ВведениеУрок 2 Субъекты закона 44-ФЗ. ЗаказчикиУрок 3 Способы определения поставщикаУрок 4 Субъекты закона 44-ФЗ. Участники закупокУрок 5 Поиск закупки и изучение документацииУрок 6 Практикум в сервисе Контур.Закупки. Поиск закупок, анализ документации, информации о заказчиках и конкурентахУрок 7 Заявки на участие в закупкахУрок 8 Процедура определения поставщикаУрок 9 Несостоявшиеся закупкиУрок 10 КонтрактУрок 11 Обеспечения и риски при участии в закупкахУрок 12 Национальный режим. Преференции. Электронные закупкиУрок 13 Подготовка к участию в электронном аукционеУрок 14 Подача заявки на участие в электронном аукционеУрок 15 Электронный аукцион. Участие в процедуре торговУрок 16 Подведение итогов аукциона. Определение победителя. Заключение контрактаУрок 17 Система закупок по 223-ФЗУрок 18 Положение о закупкахУрок 19 Способы закупки по 223-ФЗУрок 20 Участники закупок по 223-ФЗ, их права и законные интересыУрок 21 Договор по 223-ФЗУрок 22 Регламентированные закупки в РФ. АрендаУрок 23 Регламентированные закупки в РФ. БанкротствоУрок 24 Организация работы тендерного отделаУрок 25 Закон № 44-ФЗ, иные федеральные законы, действующие в сфере закупокУрок 26 Действующие постановления правительства, приказы, другие НПА по статьям 44-ФЗУрок 27 Дополнительные учебные материалы
Преподаватели курса
Майский Ю. А.ведущий консультант по электронным торгам СКБ Контур. Член Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ)
Межникова Ю. Л.преподаватель-практик с 2009 года, адвокат с опытом активной практики в госзакупках. Член Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ)
Грузин С. В.кандидат юридических наук, заместитель директора департамента обучения и правовой экспертизы OTC.RU
Бируля О. А.эксперт по тендерам, специалист в области госзакупок с большим опытом участия в процедурах размещения заказа
Продажник
Нажмите, чтобы раскрыть...
СкладчинаНажмите, чтобы раскрыть...
.
infosklad.org
«Осведомлен – значит вооружен». Руководствуясь таким принципом, инициаторы торгов и их участники гарантируют себе удовлетворенность от результатов взаимного сотрудничества. Научиться разбираться в отечественном законодательстве в сфере государственных закупок – это то, на что стоит потратить время и заказчикам, и контрагентам: такие временные затраты с лихвой окупятся подписанием выгодного контракта.
На российской территории действуют два основных нормативных акта, регламентирующих тендерные процедуры – это федеральные законы о тендерах 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый из них вступил в силу в начале 2014-го года в качестве замены устаревшего закона о госзакупках 94-ФЗ.
Закон 44-ФЗ устанавливает правила проведения торгов, которые были инициированы государственными и муниципальными учреждениями. Что касается нормативно-правового акта 223-ФЗ, то он предназначен для отдельных категорий юридических лиц (например, компаний, в которых больше половины акций – это собственность государства).
Поскольку без специального юридического образования и реального опыта участия в торгах бывает очень сложно разобраться в смысле нормативно-правовых документов, мы готовы помочь вам в этом. Чтобы чувствовать себя уверенно на тендерном рынке, достаточно посетить наш учебный центр, где во время живого диалога с лектором-практиком вы снимите все свои вопросы, касающиеся тонкостей проведения торгов.
Здесь же Вы можете ознакомиться с 44 и 223 Федеральными Законами с последними изменениями в действующей редакции.
В настоящее время для скачивания доступна редакция 44-ФЗ с изменениями, вступившими в силу с 05.04.2016 с учетом федеральных законов от 09.03.2016 № 66-ФЗ и от 05.04.2016 № 96-ФЗ.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
ПринятГосударственной Думой22 марта 2013 года
ОдобренСоветом Федерации27 марта 2013 года
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 № 188-ФЗ,от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 04.06.2014 № 140-ФЗ, от 21.07.2014 № 224-ФЗ,от 24.11.2014 № 356-ФЗ, от 01.12.2014 № 416-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ,от 31.12.2014 № 498-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ, от 08.03.2015 № 23-ФЗ,от 08.03.2015 № 48-ФЗ, от 06.04.2015 № 82-ФЗБ, от 29.06.2015 № 188-ФЗ,от 29.06.2015 № 210-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 13.07.2015 № 220-ФЗ,от 13.07.2015 № 226-ФЗ, от 13.07.2015 № 227-ФЗ,от 13.07.2015 № 249-ФЗ,от 29.12.2015 № 390-ФЗ, от 30.12.2015 № 469-ФЗ, от 09.03.2016 № 66-ФЗ,от 05.04.2016 № 96-ФЗ)
Скачать 44 ФЗ
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ЗАКУПКАХТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
ПринятГосударственной Думой8 июля 2011 года
ОдобренСоветом Федерации13 июля 2011 года
(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 401-ФЗ,от 30.12.2012 N 324-ФЗ, от 07.06.2013 N 115-ФЗ,от 02.07.2013 N 160-ФЗ, от 21.12.2013 N 379-ФЗ,от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 12.03.2014 N 26-ФЗ,от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 29.06.2015 N 156-ФЗ,от 29.06.2015 N 159-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ,от 13.07.2015 N 249-ФЗ)
Скачать 223 ФЗ
nstorgi.ru
Государство все больше ужесточает контроль за закупками госкомпаний. Подписанным 31 декабря 2017 г. 505-ФЗ в уже существующий 223-ФЗ был внесен целый ряд изменений. В частности, государство жестко ограничило возможность проведения закрытых закупок, обязало проводить коммерческие закупки по правилам 223-ФЗ и взяло курс на повсеместный перевод всех закупок в электронную форму. В ближайшей перспективе – перевод под действие 44-ФЗ закупок в сфере строительства, которые осуществляются за счет бюджетных средств. Госкомпании считают принятые изменения вмешательством в их хозяйственную деятельность.
Крупнейшие госкомпании подготовили замечания к принятым в конце прошлого года поправкам в 223-ФЗ и в течение ближайших двух недель планируют отправить их в Минфин, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией. Общее число замечаний и предложений составляет два-три десятка.
Так, еще недавно "дочки" госкомпаний и госкорпораций могли один раз принять решение о присоединении к положению о закупках материнской компании, в том числе и ко всем его последующим версиям. Новой версией 223-ФЗ предусмотрено, что они должны делать это каждый раз, когда в основную версию вносятся изменения. По мнению госкомпаний, это создаст "дочке" лишние проблемы: для принятия такого решения в большинстве случаев необходимо будет собрать Совет директоров или Наблюдательный совет компании, и сделать это в предусмотренные законом 15 дней часто непросто, особенно в крупных корпорациях, где число "дочек" может доходить до 100. Вдобавок стоит учитывать, что материнская компания может довольно часто вносить изменения в положение о закупках, т.е. дочерним организациям придется постоянно сталкиваться с такими сложностями. Поэтому эту норму надо упростить.
"Раньше "дочки", присоединяясь к положению о закупках головной компании, заранее акцептовывали возникающие в них изменения. Теперь это невозможно. Каждый раз утверждать изменения в положение требует определенных корпоративных действий, которые невозможно провести в отведенные на это сроки", – согласен с позицией госкомпаний Дмитрий Сытин, генеральный директор "ТЭК-Торг".
По мнению Георгия Сухадольского, руководителя Аналитического центра "Интерфакс-ProЗакупки", скорее всего, разработчикам просто не хватило физических сил проработать идею о необходимости всем дочерним компаниям каждый раз "перепринимать" положение о закупках материнской компании для ситуации большого числа дочерних компаний, учитывая общие сложности с принятием обсуждаемого закона. Мнение госкомпаний в этой части справедливы вряд ли вызовут возражения законодателей.
"Дочки" и "внучки" госкомпаний и раньше не могли присоединяться к положению о закупках головной организации один раз и навсегда. Наоборот, возможность присоединения одним росчерком пера появилась у них лишь с 1 января этого года. До этого они обязаны были копировать на собственную страницу в ЕИС и положение головной организации, и все изменения к нему, а до публикации еще и утверждать их внутренним приказом как свои собственные. То, что они этого не делали, можно списать на гуманизм ФАС, а никак не на то, что у них было такое право по закону", – возражает Дмитрий Казанцев, руководитель департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center.
Еще одно замечание касается оснований для проведения закрытых закупок – сегодня госкомпании сами принимают решения об их необходимости, однако новой версией 223-ФЗ предусмотрено, что с 1 июля 2018 г. это можно будет делать только в случае, если сведения о такой закупке составляют гостайну или есть соответствующее решение Правительства РФ. По мнению госкомпаний, в перечень оснований для проведения закрытых закупок надо добавить коммерческую тайну и исполнение договоров о реализации проектов в интересах зарубежных заказчиков – на последнем условии часто настаивают именно заказчики работ.
По мнению Дмитрия Сытина, если инструмент закрытых закупок задумывался как средство противодействия или компенсации санкций, то его нужно отдать в руки тем, на кого эти санкции прежде всего оказывают негативнее воздействие, то есть госкомпаниям. Нужно расширить перечень оснований для закрытия закупок и дать госкомпаниям самим принимать соответствующие решения. Конечно, это должно проходить под контролем соответствующих органов, имеющих полномочия для последующей проверки правомочности принятых госкомпаниями решений.
"У госкомпаний нет и никогда не было права определять закрытые закупки произвольно, – продолжает Дмитрий Казанцев. – То, что они включали в свои положения о закупках перечни закрытых закупок, было прямым и грубым нарушением 223-ФЗ с самого первого дня его действия. И в этом смысле ничего не изменилось. Другое дело, что "закрытыми" именовали закупки, открытые с точки зрения информационного обеспечения, но закрытые по кругу участников – но так и в этом смысле ничего не изменилось, просто такие закупки теперь условно именуют "неконкурентными"".
Замечания вызвали также прописанные в 223-ФЗ способы проведения конкурентных закупок и безоговорочное отнесение их к торгам. По мнению госкомпаний, это лишает их возможности оперативно реагировать на изменение рыночной ситуации, например, отказаться от заключения договора или внести в него изменения. Однако на практике это бывает необходимо, например, в случае отказа от закупки внешнего заказчика, непоступления бюджетных денег и пр.
"Отнесение или не отнесение той или иной закупки к торгам – на самом деле очень непростой вопрос, который затрагивает саму основу классификации способов заключения договора, а также различие способов, форм и видов процедур. И так же как судебным органам еще в конце 90-хх пришлось решать задачу по поиску оснований отнесения той или иной закупки к торгам или неторгам (основываясь на действовавшем тогда законодательстве), так и нынешним законодателям приходится вырабатывать основания для классификации, только результат которой все видят в тексте нормативного документа", – говорит Георгий Сухадольский.
"Норма о способах проведения конкурентных закупок требует определенных уточнений, и возможно уже в ближайшее время Минфин либо даст разъяснения на этот счет, либо пропишет дополнительно в подзаконных актах", – согласен Дмитрий Сытин. По его словам, принципиальным является спор государства и госкомпаний о том, что конкурс и аукцион могут проходить в разных формах: бумажной и электронной. Сейчас заказчик по итогам торгов должен заключить договор, но это не всегда целесообразно, поскольку за время проведения процедуры могут измениться его потребности, инвестиционная и производственная программа, уменьшиться размер бюджета и т.п. Также существуют ограничения на внесение изменений в договор. Еще сложнее проводить закупки в рамках международных проектов, в которых поставщика необходимо согласовывать с надзорными органами стран-заказчиков.
Не согласны госкомпании и с переводом под действие 223-ФЗ коммерческих закупок, которые до этого проводились в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также существенное ограничение случаев, когда госкомпания может закупать конкретные товары или услуги, указывая их товарные знаки, фирменные наименования и пр. По их мнению, это лишает их возможности быстро и качественно исполнять заключенные коммерческие договоры, а значит должно расцениваться как вмешательство в хозяйственную деятельность, которое может привести к снижению прибыли.
По словам Дмитрия Сытина, коммерческие закупки и после введения поправок в действие могут проводиться не по 223-ФЗ. Однако теперь госкомпании вынуждены разделять закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки, тогда как раньше, для консолидации потребности, они их объединяли. Поправками устанавливаются более строгие требования к описанию объекта закупок и значительно сужается перечень случаев, когда можно указать конкретные товары, товарные знаки и т.д. Однако возможны ситуации, когда замена продукции одного производителя на другого влечет за собой внесение очень значительных изменений в проектную документацию. Это часто происходит в сфере строительства, в случае закупки запчастей и расходных материалов к определенному оборудованию и так далее. "Сохранение возможности подробно описать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики не всегда решает этот вопрос, – говорит Дмитрий Сытин. – Необходимо разъяснение, в каких случаях можно указывать конкретный товарный знак, или внесение дополнительных изменений в закон".
"С вопросами госкомпаний относительно расширительного толкование понятия "торги" можно согласиться – не вполне понятно, почему законодатель классические неторговые способы отнес к торгам", – продолжает Дмитрий Казанцев. Изначально в законопроекте была заложена верная классификация: закупки делятся на конкурентные и неконкурентные, конкурентные делятся на торги (конкурс и аукцион) и неторги (запрос котировок и запрос предложений). То, что запрос котировок и запрос предложений были неторговыми способами закупки еще не делало их неконкурентными.
"Но куда больше вопросов вызывает отнесение к "неконкурентным закупкам" реальных и эффективных соревнований между поставщиками. Ведь для получения клейма "неконкурентный" достаточно, допустим, указать конкретный товарный знак в числе требований продукции – и здесь замечания госкомпаний опять же справедливы, – считает эксперт. – Ведь если в рамках контрактной системы требование о товарном знаке еще можно считать ограничение конкуренции (что, впрочем, тоже не всегда бесспорно), то в рамках иных закупок для производственной деятельности заказчика может быть необходима продукция конкретного производителя, и едва ли можно за него решать этот вопрос". Еще более странным, по мнению Дмитрия Казанцева, является то, что новой редакцией 223-ФЗ "неконкурентным" названо on-line соревнование между поставщиками, если оно проводится не только по цене, но и по иным измеряемым условиям. Такая странная классификация выхолащивает самое понятие "конкуренция", сводя его к набору формальных и не до конца продуманных признаков.
Что касается коммерческих закупок, то, по словам Дмитрия Казанцева, их статус новеллами не был изменен. Даже наоборот, расширен был перечень исключений из сферы действия этого закона. Но в числе этих исключений не было и не появилось таких пунктов, как "коммерческие закупки", "закупки для перепродажи", "закупки во исполнение любых коммерческих контрактов". То, что заказчики проводили такие закупки при полном игнорировании норм 223-ФЗ основывалось не на праве, предоставленном им данным законе, а на его ошибочном толковании. Провести же закупку во исполнение обязательств перед третьими лицами заказчик может как и раньше без проведения конкурентной процедуры – важно лишь грамотно отразить этот это основание в перечне закупок у единственного поставщика.
Госкомпании также возражают против повсеместного перевода всех закупок в электронную форму. По их мнению, запрос котировок и предложений часто производится на территории других государств, где использование ЭТП невозможно по целому ряду причин. Кроме того, малые предприятия в регионах пока не торопятся регистрироваться на ЭТП, а значит новые правила не позволят им участвовать в закупках.
"Что касается иностранных государств, то там действительно часто невозможно провести закупки на ЭТП. Решением этой проблемы было бы предоставление возможности проводить запрос котировок и предложений в бумажной форме", – соглашается Дмитрий Сытин. Что касается МСП, то рано или поздно, если они захотят участвовать в торгах, они будут вынуждены регистрироваться на ЭТП. К тому же, что число ЭТП, где осуществляются закупки у МСП, будет сокращаться, а процессы аккредитации и проведения процедур – унифицироваться, считает эксперт.
По мнению Дмитрия Казанцева, говорить о тотальном переводе закупок госкомпаний в электронную форму преждевременно. Если госкомпания хочет, она может как и раньше проводить закупку в "бумажной" форме. Единственное дополнительное требования в связи с этим – включить перечень случаев для проведения "бумажных" торгов в положение о закупках, но при этом объем такого перечня не ограничен. Правда, такое разумное регулирование не касается закупок у МСП, и именно в этой части новеллы и в самом деле являются проблемными. Нормами закона не только предписана электронная форма закупок у МСП как единственно возможная, но и ограничены перечни используемых для таких закупок электронных способов и перечень предназначенных для их проведения электронных площадок.
Несмотря на то, что уже внесенные в декабре 2017 г. поправки в 223-ФЗ вызвали возражение крупнейших госкомпаний и госкорпораций, государство продолжает работать над ужесточением контроля за их закупками. Так, на прошлой неделе Правительство РФ рассмотрело предложение Минфина о распространении 44-ФЗ на закупки, которые осуществляются за счет бюджетных субсидий и целевых взносов в уставные капиталы государственных АО и корпораций, предоставленных на финансирование капитального строительства или приобретение объектов недвижимости. Данная мера направлена на повышение эффективности расходования бюджетных средств и создаст равный доступ к закупкам госкомпаний и конкуренцию среди поставщиков, считают в Правительстве.
"Самое главное – определиться, что именно государство хочет от принадлежащих ему компаний с государственным участием. И не просто выработать перечень целей, но и установить их приоритеты: что важнее, а что не очень, – уверен Георгий Сухадольский, руководитель Аналитического центра "Интерфакс-ProЗакупки". – И только тогда, на основе сформированного стратегического вИдения, можно будет аргументированно обсуждать способы достижения таких целей. Например, открывать ли публично информацию обо всех своих сделках конкурирующим иностранным корпорациям, или в каких-то случаях поступиться принципом открытости во имя повышения доходности? В каких именно случаях? И в конкретном случае увеличение закрытости повысит экономический эффект, или уменьшит его?"
Автор: Наталья Рудычева
torg94.ru
Федеральные законы, регулирующие сферу госзакупок, 44-ФЗ и 223-ФЗ регламентируют возможные формы выбора подрядных организаций для реализации закупки товаров, работ и услуг в электронной форме. В ближайшем будущем все виды торгов будут переведены в электронный формат.
Обращаем Ваше внимание! Госдума рассматривает внесение поправок в Федеральный закон 44-ФЗ до 1 июля 2017г. Уже с 1 июля 2018 все закупки будут проводиться в электронной форме.
Что такое электронные торги
Электронные торги - аукцион открытого типа, проводимый с целью определения заказчиком поставщика необходимого товара, работы или услуги и проходящий в режиме реального времени в Интернете на специализированных ЭТП (электронных торговых площадках).
44-ФЗ и 223-ФЗ оговаривают возможность участия на различных электронных платформах.
Одним из отличий участия в электронных торгах по 44 Федеральному закону от 223-ФЗ являются ограничения в выборе возможных ЭТП для проведения торгов.
Так согласно 44-ФЗ размещение заказов госзаказчиками возможно на 6 федеральных площадках. Более подробно о ЭТП и их особенностях можно узнать из нашей статьи. Заказчики, работающие по 223-ФЗ, имеют более широкий спектр ЭТП для осуществления закупок товаров, работ, услуг. Это могут быть как государственные, так и коммерческие ресурсы.
Начало участия в электронных тендерах связано с получение участником аукциона электронной цифровой подписи (ЭЦП) и прохождения регистрации (аккредитации) на предполагаемой ЭТП. Далее для поиска актуальных аукционов необходимо воспользоваться ЕИС (Единой информационной системой) на zakupki.gov.ru, на где можно найти информацию о статусах любого аукциона, ознакомиться с планами-графиками заказчиков.
На усмотрение заказчика возможен выбор одного из четырех типов электронных торгов. Это может быть:
Электронные акуцион.
Электронный конкурс.
Запрос котировок.
Запрос предложений.
По Федеральному закону № 44-ФЗ строго допустим регламентированный список возможных электронных торгов. Закупки у единственного возможного поставщика также ограничиваются этим законом.
Более лояльный подход для заказчиков, работающих по 223-ФЗ, Обязательными для участия выступают первые два вида (конкурс и аукцион), остальные госзаказчик имеет право оставить на свое усмотрение.
Чем еще отличаются 44-ФЗ и 223-ФЗ
Оба закона регулируют закупки. Все организации, использующие исключительно бюджетные средства, обязаны подчиняться 44-ФЗ. Если же для закупок используются внебюджетные средства, то возможно использование закона 223-ФЗ.
44-ФЗ - жесткий, сложный, буквальный закон, четко регламентирующий каждый этап проведения закупок, и в тоже время он более прозрачный. По нему проще отстаивать свои права в ФАС в случае необходимости.
223-ФЗ лояльнее по всем пунктам, чем и пользуются заказчики, пытаясь ограничить права участника закупки. Однако, принимать участие, выигрывать и быть успешным реально как по Федеральному закону № 44, так и по 223-ФЗ.
Наша программа поможет вам организовать работу тендерного отдела с минимальными затратами времени и денег. Узнать подробнее о ней, а также купить, можно перейдя по этой ссылке
enter-it.ru