Законы 223-ФЗ и 44-ФЗ: различия и сходства. 223 фз и 44 фз


Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ - таблица

44 Федеральный закон

223 Федеральный закон

Основное отличие и назначение

Федеральный закон регулирует все закупки всех государственных заказчиков и полностью регулирует проведение торговой процедуры.

Нарушение требований 44-ФЗ влечет отмену закупки и штрафы для госзаказчика, а участнику грозит занесение организации в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков)

Положительным моментом для поставщиков является гарантия того, что в случае победы контракт будет заключен и полностью оплачен.

Данный закон регулирует только общие принципы проведения закупок. Работая по 223-ФЗ заказчики должны сами разработать Положение о закупках для своей организации.

В положении прописываются все требования к поставщикам и возможные способы определения победителя закупок.

Заказчики

  • Государственные бюджетные учреждения
  • Муниципальные бюджетные учреждения
  • Организации с долей участия гос-ва более 50%
  • Компании занимающиеся регулируемыми видами деятельности (водоснабжение, энергетика и т.д.)
  • Организации субъекты естественных монополий (РЖД, нефтяные компании, газовые компании и т.п.)
  • Бюджетные организации, проводящие закупку за счет внебюджетных средств (собственные средства, средства субподряда, полученные гранты и т.п.)

Поставщики (участники)

Юридические и физические лица, в том числе ИП Юридические и физические лица, в том числе ИП

Способы закупочных процедур

  • электронный аукцион;
  • запрос предложений;
  • запрос котировок;
  • открытый конкурс;
  • аукцион в закрытой форме;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • многоэтапный конкурс;
  • закрытая форма конкурсов;
  • закрытый конкурс с ограничением участия;
  • закупка у единственного поставщика.
  • электронный аукцион;
  • запрос предложений;
  • запрос котировок;
  • открытый конкурс;
  • аукцион в закрытой форме;
  • конкурс с ограничением участия;
  • многоэтапный конкурс;
  • закрытая форма конкурсов;
  • закрытый конкурс с ограничением участия.

Торговые площадки

5 площадок с бесплатной регистрацией и участием:
  1. Сбербанк-АСТ
  2. РТС-Тендер
  3. Роселторг
  4. ММВБ
  5. ЗаказРФ

Более 170 торговых площадок.

Закон не ограничивает заказчиков в выборе ЭТП.

Площадки могут иметь платный и/или бесплатный доступ на своё усмотрение с различными условиями участия.

Сроки подачи заявок

Все этапы проведения торговой процедуры имеют установленные Федеральным законом сроки, которые обязаны соблюдать, как участники, так и заказчики. Заказчик самостоятельно устанавливает и прописывает сроки в своём Положении о закупках, которым в дальнейшем руководствуются участники и сам заказчик. Участвуя в процедурах по 223-ФЗ нужно обязательно ознакомиться с Положением о закупках конкретного заказчика.

Отчетность заказчика

На сайте zakupki.gov.ru заказчики размещают:
  • Отчеты об исполнении контрактов.
  • Отчет об объеме закупок у СМП и СОНО.
  • Отчеты и обоснования закупок у Единственного поставщика.
На сайте zakupki.gov.ru заказчики размещают отчеты об общей стоимости:
  • Всех заключенных договоров.
  • Договоров с Единственным поставщиком.
  • Договоров на закупки содержащих государственную тайну.
  • Договоров с СМП и ССП.

Обеспечение контракта

Госзаказчик устанавливает обеспечение исполнения контракта в размере от 0 до 30%, если сумма контракта не превышает 50 млн. руб и закупается не медицинское оборудование. На контракты на закупку мед. оборудования, или если сумма свыше 50 млн. руб, заказчики обязаны устанавливать обеспечение контракта от 5 до 30% от НМЦК.

Способ обеспечения контракта поставщик выбирает на свое усмотрение, это может быть банковская гарантия, или внесение денежных средств на счет заказчика.

Обеспечение контракта устанавливается на усмотрение заказчика.

Изменение, расторжение контракта

Существенные условия контракта не могут быть изменены. Условия расторжения контракта прописываются заказчиком в проекте контракта согласно 44-ФЗ.

Возможности изменения условий договора прописываются в Положении заказчиков.

Изменения существенных условий договора согласуются с поставщиком.

Обжалование действий заказчика

Жалобы на действия заказчика подаются в территориальное отделение ФАС. Все жалобы публикуются на сайте zakupki.gov.ru в течение двух рабочих дней со дня ее принятия. На рассмотрение жалобы отводится пять рабочих дней.

Жалобы на действия заказчика подаются также в территориальное отделение ФАС.

Сроки подачи жалоб прописываются в Положении о закупках заказчика. Рассмотрение жалобы проходит также руководствуясь Положением и ГК РФ.

good-tender.ru

223 ФЗ и 44 ФЗ: характерные особенности, отличия

Согласно законодательству Российской Федерации, осуществление закупок регулируется Федеральными законами 223 и 44. У них есть общие черты, но они отличаются друг от друга. Во избежание ошибок и путаницы в этих двух актах, рекомендуется изучить сравнение и выявление их отличий.

Общие сведения ФЗ 44

ФЗ 44 был принят Государственной Думой 22 марта 2013 года, а одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года. Последние изменения в него были внесены 29 июля 2017 года. Федеральный закон о закупках номер 44 имеет 8 глав и 114 статей. Он регулирует закупку товаров, услуг и работ муниципальными и государственными учреждениями, контролирует законность, повышает эффективность, результативность, обеспечивает гласность и прозрачность закупок учреждениями, предотвращает коррупцию. Закон распределяется на область планирования, аудита, мониторинга покупок товаров, услуг и работ, на сферу определения поставщиков, заключение договоров и исполнения обязанностей по контрактам.

Содержание Федерального закона 44:

  • В первой главе описаны сферы и области, на которые настоящий закон распределяется. Даны другие нормативы, акты и законы, регулирующие закупку товаров, работ и услуг. Описана электронная закупка и принципы работы в этой области, включая принципы открытости и прозрачности информации, единства системы, ответственности лиц за результат и т. д. Оформлены цели осуществления покупок и система закупок для бюджетных, государственных и муниципальных учреждений;
  • В главе номер два оформлено составление плана закупки, подготовка к ней. Учреждение обязано составить подробный план, обосновать цели и задачи действий, провести совещание с обсуждением, составить график, договориться с поставщиком о ценах. Все товары, услуги и работы должны быть распределены по каталогам;
  • Третья глава разделена на 7 параграфов. В ней описан сам процесс осуществления закупки. В первом параграфе описаны категории учреждений, имеющих право осуществлять покупки, даны требования и правила, форма контракта, описаны комиссии, специалисты и оценщики, их полномочия и обязанности. Дана информация о конкурсах и аукционах. Во втором параграфе описаны процессы, особенности и нюансы проведения конкурсов и аукционов для определения поставщика. В третьем параграфе описаны процессы, особенности и нюансы проведения запроса котировок для определения поставщика. В четвертом и пятом параграфах определение поставщиков при помощи запроса предложений и других, закрытых способов. Далее информация о выборе единственного поставщика и о изменениях в контракте;
  • В четвертой гл. описан мониторинг и аудит в области закупок;
  • Согласно гл. пять за закупками ведется контроль. В ней описаны категории и виды контроля, ведомственный, самостоятельно заказчиком, общественный. Даны сведения о государственных реестрах и учетах, реестрах и учетах отдельно для компаний и т. д.;
  • В шестой даны формы жалоб и письменных заявлений, описаны процессы и особенности подачи этих заявлений в случае, если одна из сторон хочет пожаловаться на некачественное выполнение обязанностей, нарушения, несоблюдение условий или требований и т. д. Описана ответственность за выявленные и доказанные нарушения. Статья 66 подробнее здесь:;
  • В главе семь описаны разные категории отдельных видов закупок, их особенности и нюансы;
  • В восьмой описаны заключительные и дополнительные положения закона.

Закон регулирует и регламентирует правоотношения сторон заказчика (бюджетное, государственное или муниципальное учреждение) и поставщика. Подробнее о статье 94 по ссылке:

Скачать Федеральный закон номер 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в последней редакции можно по ссылке.

Суть ФЗ 223

ФЗ 223 был принят Государственной Думой 8 июля 2011 года, а одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года. Последние изменения в него были внесены 7 июня 2017 года. Федеральный закон РФ о закупках номер 223 имеет 8 статей. Этот закон устанавливает и контролирует общие, единые принципы осуществления закупок на территории Российской Федерации. Согласно описываемому закону создается единое экономическое пространство, удовлетворяющее потребностям юридических лиц в сфере покупки товаров, услуг и работ.

Содержание Федерального закона 223:

  • 1 ст. — устанавливаются цели и задачи принятия закона в силу для всех корпораций, компаний и организаций;
  • 2 ст. — кроме настоящего Федерального закона, эта сфера регулируется еще другими ФЗ, Конституцией Российской Федерации и Гражданским Кодексом РФ;
  • 3 ст. — принципы и условия осуществления закупок определяются Правительством Российской Федерации и включают открытость и прозрачность сведений и информации, равноправие, толерантность и справедливость сторон по отношению друг к другу, эффективное расходование денежных средств, запрет на установку неизмеримых требований к заказчикам или поставщикам;
  • 4 ст. — вся информация о системе закупок, сведения о товаре, услугах или работах должны быть внесены в единую информационную систему;
  • 5 ст. — ведение реестра недобросовестных поставщиков и их ответственность за нарушения;
  • 6 ст. — согласно законодательству Российской Федерации, над сферой закупок ведется контроль;
  • 7 ст. — согласно законодательству Российской Федерации, лица, нарушившие положения или условия описываемого закона, несут ответственность;
  • 8 ст. — закон вступил в силу 1 января 2012 года.

В отличие от ФЗ 44, 223 Федеральный закон имеет другие цели и задачи и более узкую специализацию.

Скачать Федеральный закон номер 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в последней редакции можно по ссылке.

Отличия ФЗ 44 и ФЗ 223

Ниже подробнее рассматриваются отличия ФЗ 223 и ФЗ 44 с перечислением отдельно пунктов для наглядности.

 ФЗ 223  ФЗ 44
 Цели законов.  Цели законов.
 Целью Федерального закона 223 является установление общего экономического пространства. Его задача также — своевременное исполнение потребностей юридических лиц в товарах, услугах или работах, в нужной ценовой категории и необходимого качества.  Целью Федерального закона 44 является повышение эффективности закупок для государственных, бюджетных и муниципальных учреждений. Его задача также — результативность таких закупок, предотвращение коррупции в этой области.
По закону заказчиками являются:  По закону заказчиками являются:
  • Государственные корпорации и компании;
  • Публично-правовые компании;
  • Хозяйственные общества;
  • Организации области электроснабжения, обработки отходов, газоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и водоснабжения;
  • Дочерние общества с капиталом больше 50%;
  • Бюджетные учреждения;
  • Гос. предприятия;
  • Федеральные гос. унитарные предприятия.
 
  • Государственные учреждения;
  • Муниципальные учреждения;
  • Бюджетные учреждения.
 Составление плана.  Составление плана.
Каждый год составляется документ с подробным описанием планов закупок и графиком. В случаях покупки лекарств или высокотехнологических товаров, документ составляется минимум на 5, а максимум на 7 лет. Составляется два документа. Каждый год оформляется план с графиками покупок. Но один раз в три года оформляется бумага с подробным планом закупки.
 Типы закупки.  Типы закупки.
По ФЗ 223 существуют только торги и конкурсы.
  • Конкурсы с ограничениями, открытые или двухэтапные;
  • Электронный аукцион;
  • Запрос с котировками;
  • Запрос предложений;
  • Один поставщик;
  • Закрытый конкурс с ограничениями или двухэтапный;
  • Закрытый аукцион.

Главными отличиями двух описываемых законов являются цели и задачи, стороны договоров, графики, планы, категории и виды закупок.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
  • +7 (499) 350-88-72 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 309-46-73 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.

lawlinks.ru

Законы 223-ФЗ и 44-ФЗ: различия и сходства

Закупочную деятельность в сфере госзакупок регулируют два закона, 223-ФЗ и 44-ФЗ. Несмотря на кажущееся сходство, эти законы очень разные по структуре, цели и процессу, и требуют тщательного изучения по отдельности. Расскажем подробно о каждом из них.

Закон о контрактной системе № 44-ФЗ регулирует сферу госзакупок, Закон о закупках отдельных видов юридических лиц № 223-ФЗ – закупки компаний с госучастием, автономных учреждений.

Главные отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ

Первое, что бросается в глаза при ознакомлении с этими ФЗ – их объем. 44-ФЗ примерно в десять раз больше по размеру. Он тщательно поясняет и расписывает каждый элемент правил каждого из этапов процедуры, предельно четко в деталях расписывает характеристики процедуры определения победителя торгов и перечисляет все возможные ограничения.

Второе. В отличие от 223-ФЗ, сфера действия 44-ФЗ покрывает любые госзакупки любых заказчиков, при этом все этапы сделки строго регулируются, для чего предусмотрены жесткие регламенты, детально прописанные процедуры, система штрафов и специальный реестр для проявивших недобросовестность поставщиков. Плюс в столь жестком механизме такой: если соблюдать все правила, совершая торги по 44-ФЗ, заключение договора и справедливая оплата со стороны заказчика стопроцентно гарантированы.

Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты.

Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

  

         

223-ФЗ по сравнению с 44-ФЗ рассчитан на опытных участников рынка, так как не регулирует в подробностях все сегменты закупочной процедуры, лишь формулируя общие принципы и понятия. Предполагается, что работающая по 223-ФЗ организация самостоятельно создает систему условий закупки (то есть Положение о закупке). Ответственность в большей степени ложится на самого заказчика, и, в случае с торгами по данному закону, для поставщика является ключевым для изучения конкретное положение о закупке данного заказчика, а не федеральный закон.

Заказчики и поставщики по 44-ФЗ и 223-ФЗ

223-ФЗ и 44-ФЗ показывают различия, уже начиная с самого базового понятия закупочной процедуры, фигуры заказчика.

В случае с 44-ФЗ, заказчиками являются любые бюджетные муниципальные и госучреждения, по 223-ФЗ же работают компании, где доля госучастия превышает 50%, а также субъекты естественных монополий, организации, деятельность которых регулируется (например, энергетика), а также бюджетные учреждения, закупки которых осуществляются за счет грантов, своих вложений или средств субподряда.

Правила насчет фигуры поставщика в обоих законах, однако, одинаковые, это любые физические или юридические лица, за исключением отдельных случаев участия иностранцев (подробнее по этому поводу в 44-ФЗ).

Различия в приоритетах участников

Еще одно важное отличие, которое обнаруживают законы 44-ФЗ и 223-ФЗ – тип участников, которым отдается системный приоритет при закупочных процедурах. Для 44-ФЗ таковыми являются организации инвалидов, уголовно-исполнительные учреждения, СМП, а также государственные организации социального толка. Приоритет для данных субъектов, когда проводятся торги по 44-ФЗ, означает, что госзаказчики обязаны совершать у них не меньше 15% годового объема закупок.

В случае, когда проводятся торги по 223-ФЗ, приоритетом обладают СМП, ССП, а также отечественные организации-производители товаров. Приоритет для них составляет по данному ФЗ – как минимум, 18% годового объема.

Варианты определения поставщика по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Здесь 44-ФЗ и 223-ФЗ обнаруживают определенные различия. Для первого закона есть целый ряд вариантов, которые, однако, выбираются не свободным образом, а в соответствии со строгими правилами, зависящими, например, от характера объекта закупки. Это и проведение конкурсов открытого и ограниченного формата (с ограниченным участием), и электронные аукционы, а также их закрытые формы, запросы котировок/предложений, либо проведение в ограниченных случаях закупки у одного поставщика.

Для заказчика, работающего по 223-ФЗ, есть два обязательных способа определения поставщика: конкурс и электронный аукцион, остальные же формы заказчик самостоятельно прописывает в Положении о закупке.

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Оформить подписку

www.pro-goszakaz.ru

Основные отличия между 44-ФЗ и 223-ФЗ

Осветим основные отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ в следующих аспектах: кто является заказчиками, поставщики в рамках двух законов о закупках, приоритет участников закупок, строгость регулирования, обеспечение заявок и варианты закупок.

Отношения в сфере закупок в России регулируют два главных закона: Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Уже из названий этих законов понятно, что разными в двух случаях являются как минимум заказчики закупок.

Как следует уже из самих названий законов, 44-ФЗ регулирует отношения в сфере закупок государственных и бюджетных учреждений. В 223-ФЗ прописаны правила закупок преимущественно внебюджетных учреждений. Заказчиками, в рамках закупок по 44-ФЗ, являются любые государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие свою деятельность за счет бюджетных денег. Это могут быть администрации городов и районов, полностью государственные ВУЗы, школы, детские сады, библиотеки и др.

Федеральный закон № 223 регулирует деятельность в закупках внебюджетных организаций. В качестве заказчика в данном случае могут выступать коммерческие университеты, частные детские или полугосударственные сады и школы и т.д. Главное, согласно закону, чтобы доля государственного участия в таких компаниях не превышала 50%. Также 223-ФЗ позволяет проводить торги субъектам монополий: сделать заказ на работу или услуги в рамках данного закона могут нефтегазовые компании или РЖД, организации, занимающиеся регулируемыми типами деятельности в сфере водоснабжения или энергетики.

Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты.

Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

  

         

Стать заказчиком в раках 223-ФЗ могут и государственные организации, но при условии, что оплачиваться закупаемый товар, работа или услуга будет за счет внебюджетных средств. Например, за счет полученного гранда, собственных денег или денег субподряда.

Поставщики в рамках законов о закупках Поставщиками, а также подрядчиками и исполнителями в рамках данных законов могут стать как физические, так и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Это одно из общих положений 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Поторопитесь записаться на ближайший курс "Организация закупок по Закону №223-ФЗ (120 часов)"

В программе обучения:

  • Планирование закупочной деятельности. Отчеты о проведении закупок. Раскрытие информации
  • Нормативное правовое регулирование закупочной деятельности
  • Процедуры закупок (конкурентные способы закупок, закупки у единственного поставщика, закупки в электронной форме)
  • Документации о закупке: требования к участникам закупок, требования к оформлению заявок
  • Договоры: заключение, исполнение, расторжение. Начисление штрафов, пени
  • Мониторинг, контроль и защита прав и интересов участников закупок

Посмотреть всю программу »

Приоритет участников закупок

Законы 44 и 223 в той или иной степени отдают предпочтение закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно 44-ФЗ, заказчики обязаны закупать товары, работы или услуги у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее чем 15% от совокупного годового объема закупок. Доля таких заказов при закупках по 223-ФЗ не должна быть ниже 10%.

«Как применять ГОСТы при описании объекта закупки?»

Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Напишите в техзадании не только ГОСТ, но и показатели из стандарта. Если укажете только название товара и ссылку на ГОСТ, участнику будет трудно понять, какой именно товар необходим. Например, один из заказчиков включил в документацию требование, что материалы должны отвечать определенным ГОСТам. Конкретных показателей в техническом задании не было. Контролеры и суды посчитали это нарушением. Материалы по госстандартам разнообразны: они подразделяются на виды, классы, марки, классификации, поэтому участники не понимали, какой именно товар поставить. Смотрите еще три совета по применению ГОСТов, в рекомендации:«Как описать объект закупки в 2018 году»

Строгость регулирования Законов 44-ФЗ и 223-ФЗ

Торги 44-ФЗ регулирует максимально строго. В законе четко приписаны все регламенты закупок для любых госзаказчиков, за нарушение которых компаниям-заказчикам грозит штраф, а сделка будет аннулирована. В отличие от более лояльного 223-ФЗ, в рамках которого каждая компания вправе утвердить свое положение о закупках и действовать в его рамках. Конечно, такое положение не должно противоречить закону.

Получается, что в рамках 223-ФЗ каждая организация проводит закупки по своим правилам. Закон это позволяет, так как не описывает детально все этапы закупок, а лишь дает для заказчиков общие представления и принципы закупок. Поэтому, прежде чем проводить закупки в рамках 223-ФЗ поставщикам и исполнителям следует детально изучить положение о закупке каждого заказчика. Например, каждая компания-заказчик, проводящая торги по 223-ФЗ, может установить свои сроки проведения закупок и свой способ обеспечения контракта.

Обеспечение заявок

В большинстве случаев 44-ФЗ обязывает предусматривать обеспечение заявки. Варианты обеспечения – некая залоговая сумма или банковская гарантия. По закону 223-ФЗ обеспечение заявки остается на усмотрение заказчика. Если право на него используется, то размер и вид обеспечения устанавливается положением о закупках.

Варианты закупок

В рамках 44-ФЗ существует сразу несколько вариантов закупок: открытые и закрытые конкурсы и аукционы, запросы предложений и котировок. 223-ФЗ предполагает проведение всего двух вариантов закупок: электронный аукцион и конкурс. Другие форматы проведения закупок заказчик может выбрать на свое усмотрение, прописав их особенности в своем положении о закупках.

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Оформить подписку

www.pro-goszakaz.ru

Таблица отличий 223-ФЗ от 44-ФЗ

В России есть два федеральных закона, регулирующих отношения в сфере государственных закупок: 44-ФЗ и 223-ФЗ. В чём-то они схожи, но во многом отличаются.

По ним работает каждый, кто так или иначе имеет дело с поставкой товаров, оказанием услуг, проведением каких-либо работ для нужд государства или муниципалитета.

Что общего у 44-го и 223-го Федеральных законов

Оба закона призваны регулировать деятельность организаций и учреждений в сфере государственных закупок. Они дают понимание того, что относится к закупкам для государственных и муниципальных нужд, кто является участником взаимоотношений, какие у них права и обязанности.

  • В обоих случаях подрядчиками могут выступать любые физические или юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей. 
  • Перечень заказчиков по 223-му закону гораздо шире, чем по 44-му.

Так как при осуществлении государственных закупок используются бюджетные средства, то необходим строгий контроль за этими тратами. Поэтому:

  • В обоих случаях предусмотрена строгая отчетность по проведенным торгам. 
  • Форма и количество отчетов заметно отличаются. 
  • Заказчики обязаны их разместить на портале zakupki.gov.ru.

В том и другом случае проведение торгов планируется заранее, но срок планирования разный.

Обязательной процедурой является создание конкурсной комиссии для обоих законов.

44-й Федеральный закон и его особенности

Закупочную деятельность на основании этого закона осуществляют государственные и муниципальные бюджетные учреждения.

Проводить торги по этому закону можно только на 6 федеральных площадках.

Он жестко регулирует все процедуры, в том числе сроки каждого этапа.

Любые нарушения данного закона ведут к отмене проведенных торгов, наложению штрафных санкций на заказчиков и внесению подрядчиков в Реестр недобросовестных поставщиков, если нарушения были с их стороны.

Вместе с тем, закон гарантирует, что с победившим на торгах поставщиком будет заключен контракт, который оплатят. Условия контракта изменять запрещено.

223-й Федеральный закон и его особенности

Так как данным законодательным актом для проведения госзакупок пользуются организации, имеющие частичное участие государства (более 50% акций), естественные монополии, а также компании занимающиеся видами деятельности, подлежащими госрегулированию, этот закон не так жестко ограничивает их свободу.

Например, порядок проведения торгов прописывается в положении о закупках, которое разрабатывает сама организация-заказчик.

Размещать заказы можно на любой электронной торговой площадке, которых более 170.

В целом закон устанавливает только общие правила, а конкретные процедуры полностью закреплены в положении о закупках.

Сравнительная характеристика основных принципов законов

Для удобства основные принципы обоих законов расположены в сравнительной таблице:

Параметр 44-ФЗ 223-ФЗ
Заказчики Государственные и муниципальные бюджетные организации
  • организации с участием государства более 50%;
  • ресурсоснабжающие предприятия, деятельность которых регулируется государством;
  • естественные монополисты;
  • бюджетные компании при закупке на собственные деньги.
Процедуры по закупке проходят в виде
  • электронного аукциона;
  • запроса предложений;
  • запроса котировок;
  • открытого конкурса;
  • аукциона, имеющего закрытую форму;
  • открытого или закрытого конкурса с ограниченным участием;
  • многоэтапного конкурса;
  • заключения договора с единственным поставщиком в порядке статьи 93 рассматриваемого закона
  • конкурса;
  • аукциона;
  • в любой иной форме, предусмотренной собственным положением о закупках.
Разрешенные электронные торговые площадки Только 5 бесплатных площадок Любые площадки на усмотрение заказчика
Обеспечение, изменение и расторжение контракта Условия установлены законом Условия прописываются в положении о закупках
Сроки процедуры Установлены законом Устанавливаются заказчиком

Оба рассмотренных закона имеют, как преимущества, так и недостатки, но соблюдать их обязаны все организации, работающие с бюджетными деньгами.

sis-company.ru

Основные отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ

На первый взгляд, госзакупки и торги, проводимые компаниями с государственным участием, являются похожими процедурами. Однако те, кто пробовал себя в роли поставщика в этих двух типах, знает – они имеют множество важных различий.

Заказчики. В торгах по 44-ФЗ в роли заказчика выступают бюджетные учреждения государственного и муниципального уровня. Проведение закупки для них – обязанность, за уклонение от которой последуют санкции. Субъектами закона 223-ФЗ являются корпорации с большой долей участия государства – участники естественных монополий и олигополий, организации, работающие в регулируемых сферах (газоснабжение, нефтедобыча) и бюджетные учреждения, которые проводят закупки на внебюджетные средства.

Подготовка к торгам. Одна из наиболее сложных задач заказчиков-бюджетных организаций – составление плана-графика закупок. План-график формируется на 5 лет, и с 2017 года к нему предъявляется дополнительное требование – наличие идентификационного кода каждой закупки. Компании с госучастием составляют на год, при этом изменения в него могут быть внесены в любой момент.

Место проведения. Еще одно отличие между 44-ФЗ и 223-ФЗ заключается в торговых площадках; в первом случае это 5 федеральных ЭТП, во втором – сотни коммерческих площадок с разными условиями размещения заказов.

Способ выбора победителя. Опять же, в госзакупках этот список ограничен. В него входят аукцион, запрос предложений, запрос котировок, различные вариации конкурса и закупка у единственного поставщика. При проведении конкурса и аукциона обязательный пункт договора – размер денежного обеспечения.

Что касается госкомпаний, они имеют лишь одно обязательство: проводить закупки определенных товаров в электронной форме. А вот каким способом будет выбран поставщик – решать заказчику. Это может быть как конкурс или аукцион, так и другая форма (например, коммерческий спрос, деловая игра или переговоры), закрепленная в Положении о закупочной деятельности компаний. Требование по обеспечению также устанавливается на усмотрение заказчика.

Сроки проведения. Закон о контрактной системе регламентирует предельные сроки для каждого из этапов каждого вида закупок. В торгах по 223-ФЗ все определяется тендерной документацией.

Жалобы в ФАС. В обоих случаях поставщики имеют право на обжалование действий заказчика. Только в госзакупках сроки подачи и рассмотрения жалобы регламентированы законом, а в торгах госкомпаний – Положением заказчика.

Принципиальные отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ можно свести к следующему: в закупках для нужд государственных и муниципальных учреждений ведущую роль играет текст закона, а потому и заказчикам, и поставщикам необходимо руководствоваться его положениями. Участникам торгов компаний с госучастием, напротив, следует ориентироваться на документацию.

xn----7sbnbsifsaielcfze6pb1c.xn--80asehdb


Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области