44 Федеральный закон |
223 Федеральный закон |
Основное отличие и назначение |
|
Федеральный закон регулирует все закупки всех государственных заказчиков и полностью регулирует проведение торговой процедуры. Нарушение требований 44-ФЗ влечет отмену закупки и штрафы для госзаказчика, а участнику грозит занесение организации в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков) Положительным моментом для поставщиков является гарантия того, что в случае победы контракт будет заключен и полностью оплачен. |
Данный закон регулирует только общие принципы проведения закупок. Работая по 223-ФЗ заказчики должны сами разработать Положение о закупках для своей организации. В положении прописываются все требования к поставщикам и возможные способы определения победителя закупок. |
Заказчики |
|
|
|
Поставщики (участники) |
|
Юридические и физические лица, в том числе ИП | Юридические и физические лица, в том числе ИП |
Способы закупочных процедур |
|
|
|
Торговые площадки |
|
5 площадок с бесплатной регистрацией и участием:
|
Более 170 торговых площадок. Закон не ограничивает заказчиков в выборе ЭТП. Площадки могут иметь платный и/или бесплатный доступ на своё усмотрение с различными условиями участия. |
Сроки подачи заявок |
|
Все этапы проведения торговой процедуры имеют установленные Федеральным законом сроки, которые обязаны соблюдать, как участники, так и заказчики. | Заказчик самостоятельно устанавливает и прописывает сроки в своём Положении о закупках, которым в дальнейшем руководствуются участники и сам заказчик. Участвуя в процедурах по 223-ФЗ нужно обязательно ознакомиться с Положением о закупках конкретного заказчика. |
Отчетность заказчика |
|
На сайте zakupki.gov.ru заказчики размещают:
|
На сайте zakupki.gov.ru заказчики размещают отчеты об общей стоимости:
|
Обеспечение контракта |
|
Госзаказчик устанавливает обеспечение исполнения контракта в размере от 0 до 30%, если сумма контракта не превышает 50 млн. руб и закупается не медицинское оборудование. На контракты на закупку мед. оборудования, или если сумма свыше 50 млн. руб, заказчики обязаны устанавливать обеспечение контракта от 5 до 30% от НМЦК. Способ обеспечения контракта поставщик выбирает на свое усмотрение, это может быть банковская гарантия, или внесение денежных средств на счет заказчика. |
Обеспечение контракта устанавливается на усмотрение заказчика. |
Изменение, расторжение контракта |
|
Существенные условия контракта не могут быть изменены. Условия расторжения контракта прописываются заказчиком в проекте контракта согласно 44-ФЗ. | Возможности изменения условий договора прописываются в Положении заказчиков. Изменения существенных условий договора согласуются с поставщиком. |
Обжалование действий заказчика |
|
Жалобы на действия заказчика подаются в территориальное отделение ФАС. Все жалобы публикуются на сайте zakupki.gov.ru в течение двух рабочих дней со дня ее принятия. На рассмотрение жалобы отводится пять рабочих дней. |
Жалобы на действия заказчика подаются также в территориальное отделение ФАС. Сроки подачи жалоб прописываются в Положении о закупках заказчика. Рассмотрение жалобы проходит также руководствуясь Положением и ГК РФ. |
good-tender.ru
Согласно законодательству Российской Федерации, осуществление закупок регулируется Федеральными законами 223 и 44. У них есть общие черты, но они отличаются друг от друга. Во избежание ошибок и путаницы в этих двух актах, рекомендуется изучить сравнение и выявление их отличий.
ФЗ 44 был принят Государственной Думой 22 марта 2013 года, а одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года. Последние изменения в него были внесены 29 июля 2017 года. Федеральный закон о закупках номер 44 имеет 8 глав и 114 статей. Он регулирует закупку товаров, услуг и работ муниципальными и государственными учреждениями, контролирует законность, повышает эффективность, результативность, обеспечивает гласность и прозрачность закупок учреждениями, предотвращает коррупцию. Закон распределяется на область планирования, аудита, мониторинга покупок товаров, услуг и работ, на сферу определения поставщиков, заключение договоров и исполнения обязанностей по контрактам.
Содержание Федерального закона 44:
Закон регулирует и регламентирует правоотношения сторон заказчика (бюджетное, государственное или муниципальное учреждение) и поставщика. Подробнее о статье 94 по ссылке:
Скачать Федеральный закон номер 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в последней редакции можно по ссылке.
ФЗ 223 был принят Государственной Думой 8 июля 2011 года, а одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года. Последние изменения в него были внесены 7 июня 2017 года. Федеральный закон РФ о закупках номер 223 имеет 8 статей. Этот закон устанавливает и контролирует общие, единые принципы осуществления закупок на территории Российской Федерации. Согласно описываемому закону создается единое экономическое пространство, удовлетворяющее потребностям юридических лиц в сфере покупки товаров, услуг и работ.
Содержание Федерального закона 223:
В отличие от ФЗ 44, 223 Федеральный закон имеет другие цели и задачи и более узкую специализацию.
Скачать Федеральный закон номер 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в последней редакции можно по ссылке.
Ниже подробнее рассматриваются отличия ФЗ 223 и ФЗ 44 с перечислением отдельно пунктов для наглядности.
ФЗ 223 | ФЗ 44 |
Цели законов. | Цели законов. |
Целью Федерального закона 223 является установление общего экономического пространства. Его задача также — своевременное исполнение потребностей юридических лиц в товарах, услугах или работах, в нужной ценовой категории и необходимого качества. | Целью Федерального закона 44 является повышение эффективности закупок для государственных, бюджетных и муниципальных учреждений. Его задача также — результативность таких закупок, предотвращение коррупции в этой области. |
По закону заказчиками являются: | По закону заказчиками являются: |
|
|
Составление плана. | Составление плана. |
Каждый год составляется документ с подробным описанием планов закупок и графиком. В случаях покупки лекарств или высокотехнологических товаров, документ составляется минимум на 5, а максимум на 7 лет. | Составляется два документа. Каждый год оформляется план с графиками покупок. Но один раз в три года оформляется бумага с подробным планом закупки. |
Типы закупки. | Типы закупки. |
По ФЗ 223 существуют только торги и конкурсы. |
|
Главными отличиями двух описываемых законов являются цели и задачи, стороны договоров, графики, планы, категории и виды закупок.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):lawlinks.ru
Закупочную деятельность в сфере госзакупок регулируют два закона, 223-ФЗ и 44-ФЗ. Несмотря на кажущееся сходство, эти законы очень разные по структуре, цели и процессу, и требуют тщательного изучения по отдельности. Расскажем подробно о каждом из них.
Закон о контрактной системе № 44-ФЗ регулирует сферу госзакупок, Закон о закупках отдельных видов юридических лиц № 223-ФЗ – закупки компаний с госучастием, автономных учреждений.
Первое, что бросается в глаза при ознакомлении с этими ФЗ – их объем. 44-ФЗ примерно в десять раз больше по размеру. Он тщательно поясняет и расписывает каждый элемент правил каждого из этапов процедуры, предельно четко в деталях расписывает характеристики процедуры определения победителя торгов и перечисляет все возможные ограничения.
Второе. В отличие от 223-ФЗ, сфера действия 44-ФЗ покрывает любые госзакупки любых заказчиков, при этом все этапы сделки строго регулируются, для чего предусмотрены жесткие регламенты, детально прописанные процедуры, система штрафов и специальный реестр для проявивших недобросовестность поставщиков. Плюс в столь жестком механизме такой: если соблюдать все правила, совершая торги по 44-ФЗ, заключение договора и справедливая оплата со стороны заказчика стопроцентно гарантированы.
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты.Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
223-ФЗ по сравнению с 44-ФЗ рассчитан на опытных участников рынка, так как не регулирует в подробностях все сегменты закупочной процедуры, лишь формулируя общие принципы и понятия. Предполагается, что работающая по 223-ФЗ организация самостоятельно создает систему условий закупки (то есть Положение о закупке). Ответственность в большей степени ложится на самого заказчика, и, в случае с торгами по данному закону, для поставщика является ключевым для изучения конкретное положение о закупке данного заказчика, а не федеральный закон.
223-ФЗ и 44-ФЗ показывают различия, уже начиная с самого базового понятия закупочной процедуры, фигуры заказчика.
В случае с 44-ФЗ, заказчиками являются любые бюджетные муниципальные и госучреждения, по 223-ФЗ же работают компании, где доля госучастия превышает 50%, а также субъекты естественных монополий, организации, деятельность которых регулируется (например, энергетика), а также бюджетные учреждения, закупки которых осуществляются за счет грантов, своих вложений или средств субподряда.
Правила насчет фигуры поставщика в обоих законах, однако, одинаковые, это любые физические или юридические лица, за исключением отдельных случаев участия иностранцев (подробнее по этому поводу в 44-ФЗ).
Еще одно важное отличие, которое обнаруживают законы 44-ФЗ и 223-ФЗ – тип участников, которым отдается системный приоритет при закупочных процедурах. Для 44-ФЗ таковыми являются организации инвалидов, уголовно-исполнительные учреждения, СМП, а также государственные организации социального толка. Приоритет для данных субъектов, когда проводятся торги по 44-ФЗ, означает, что госзаказчики обязаны совершать у них не меньше 15% годового объема закупок.
В случае, когда проводятся торги по 223-ФЗ, приоритетом обладают СМП, ССП, а также отечественные организации-производители товаров. Приоритет для них составляет по данному ФЗ – как минимум, 18% годового объема.
Здесь 44-ФЗ и 223-ФЗ обнаруживают определенные различия. Для первого закона есть целый ряд вариантов, которые, однако, выбираются не свободным образом, а в соответствии со строгими правилами, зависящими, например, от характера объекта закупки. Это и проведение конкурсов открытого и ограниченного формата (с ограниченным участием), и электронные аукционы, а также их закрытые формы, запросы котировок/предложений, либо проведение в ограниченных случаях закупки у одного поставщика.
Для заказчика, работающего по 223-ФЗ, есть два обязательных способа определения поставщика: конкурс и электронный аукцион, остальные же формы заказчик самостоятельно прописывает в Положении о закупке.
Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Оформить подписку
www.pro-goszakaz.ru
Осветим основные отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ в следующих аспектах: кто является заказчиками, поставщики в рамках двух законов о закупках, приоритет участников закупок, строгость регулирования, обеспечение заявок и варианты закупок.
Отношения в сфере закупок в России регулируют два главных закона: Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Уже из названий этих законов понятно, что разными в двух случаях являются как минимум заказчики закупок.
Как следует уже из самих названий законов, 44-ФЗ регулирует отношения в сфере закупок государственных и бюджетных учреждений. В 223-ФЗ прописаны правила закупок преимущественно внебюджетных учреждений. Заказчиками, в рамках закупок по 44-ФЗ, являются любые государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие свою деятельность за счет бюджетных денег. Это могут быть администрации городов и районов, полностью государственные ВУЗы, школы, детские сады, библиотеки и др.
Федеральный закон № 223 регулирует деятельность в закупках внебюджетных организаций. В качестве заказчика в данном случае могут выступать коммерческие университеты, частные детские или полугосударственные сады и школы и т.д. Главное, согласно закону, чтобы доля государственного участия в таких компаниях не превышала 50%. Также 223-ФЗ позволяет проводить торги субъектам монополий: сделать заказ на работу или услуги в рамках данного закона могут нефтегазовые компании или РЖД, организации, занимающиеся регулируемыми типами деятельности в сфере водоснабжения или энергетики.
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты.Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Стать заказчиком в раках 223-ФЗ могут и государственные организации, но при условии, что оплачиваться закупаемый товар, работа или услуга будет за счет внебюджетных средств. Например, за счет полученного гранда, собственных денег или денег субподряда.
Поставщики в рамках законов о закупках Поставщиками, а также подрядчиками и исполнителями в рамках данных законов могут стать как физические, так и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Это одно из общих положений 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Поторопитесь записаться на ближайший курс "Организация закупок по Закону №223-ФЗ (120 часов)"
В программе обучения:
Посмотреть всю программу »
Законы 44 и 223 в той или иной степени отдают предпочтение закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно 44-ФЗ, заказчики обязаны закупать товары, работы или услуги у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее чем 15% от совокупного годового объема закупок. Доля таких заказов при закупках по 223-ФЗ не должна быть ниже 10%.
Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ
Напишите в техзадании не только ГОСТ, но и показатели из стандарта. Если укажете только название товара и ссылку на ГОСТ, участнику будет трудно понять, какой именно товар необходим. Например, один из заказчиков включил в документацию требование, что материалы должны отвечать определенным ГОСТам. Конкретных показателей в техническом задании не было. Контролеры и суды посчитали это нарушением. Материалы по госстандартам разнообразны: они подразделяются на виды, классы, марки, классификации, поэтому участники не понимали, какой именно товар поставить. Смотрите еще три совета по применению ГОСТов, в рекомендации:«Как описать объект закупки в 2018 году»
Торги 44-ФЗ регулирует максимально строго. В законе четко приписаны все регламенты закупок для любых госзаказчиков, за нарушение которых компаниям-заказчикам грозит штраф, а сделка будет аннулирована. В отличие от более лояльного 223-ФЗ, в рамках которого каждая компания вправе утвердить свое положение о закупках и действовать в его рамках. Конечно, такое положение не должно противоречить закону.
Получается, что в рамках 223-ФЗ каждая организация проводит закупки по своим правилам. Закон это позволяет, так как не описывает детально все этапы закупок, а лишь дает для заказчиков общие представления и принципы закупок. Поэтому, прежде чем проводить закупки в рамках 223-ФЗ поставщикам и исполнителям следует детально изучить положение о закупке каждого заказчика. Например, каждая компания-заказчик, проводящая торги по 223-ФЗ, может установить свои сроки проведения закупок и свой способ обеспечения контракта.
В большинстве случаев 44-ФЗ обязывает предусматривать обеспечение заявки. Варианты обеспечения – некая залоговая сумма или банковская гарантия. По закону 223-ФЗ обеспечение заявки остается на усмотрение заказчика. Если право на него используется, то размер и вид обеспечения устанавливается положением о закупках.
В рамках 44-ФЗ существует сразу несколько вариантов закупок: открытые и закрытые конкурсы и аукционы, запросы предложений и котировок. 223-ФЗ предполагает проведение всего двух вариантов закупок: электронный аукцион и конкурс. Другие форматы проведения закупок заказчик может выбрать на свое усмотрение, прописав их особенности в своем положении о закупках.
Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Оформить подписку
www.pro-goszakaz.ru
В России есть два федеральных закона, регулирующих отношения в сфере государственных закупок: 44-ФЗ и 223-ФЗ. В чём-то они схожи, но во многом отличаются.
По ним работает каждый, кто так или иначе имеет дело с поставкой товаров, оказанием услуг, проведением каких-либо работ для нужд государства или муниципалитета.
Оба закона призваны регулировать деятельность организаций и учреждений в сфере государственных закупок. Они дают понимание того, что относится к закупкам для государственных и муниципальных нужд, кто является участником взаимоотношений, какие у них права и обязанности.
Так как при осуществлении государственных закупок используются бюджетные средства, то необходим строгий контроль за этими тратами. Поэтому:
В том и другом случае проведение торгов планируется заранее, но срок планирования разный.
Обязательной процедурой является создание конкурсной комиссии для обоих законов.
Закупочную деятельность на основании этого закона осуществляют государственные и муниципальные бюджетные учреждения.
Проводить торги по этому закону можно только на 6 федеральных площадках.
Он жестко регулирует все процедуры, в том числе сроки каждого этапа.
Любые нарушения данного закона ведут к отмене проведенных торгов, наложению штрафных санкций на заказчиков и внесению подрядчиков в Реестр недобросовестных поставщиков, если нарушения были с их стороны.
Вместе с тем, закон гарантирует, что с победившим на торгах поставщиком будет заключен контракт, который оплатят. Условия контракта изменять запрещено.
Так как данным законодательным актом для проведения госзакупок пользуются организации, имеющие частичное участие государства (более 50% акций), естественные монополии, а также компании занимающиеся видами деятельности, подлежащими госрегулированию, этот закон не так жестко ограничивает их свободу.
Например, порядок проведения торгов прописывается в положении о закупках, которое разрабатывает сама организация-заказчик.
Размещать заказы можно на любой электронной торговой площадке, которых более 170.
В целом закон устанавливает только общие правила, а конкретные процедуры полностью закреплены в положении о закупках.
Для удобства основные принципы обоих законов расположены в сравнительной таблице:
Параметр | 44-ФЗ | 223-ФЗ |
Заказчики | Государственные и муниципальные бюджетные организации |
|
Процедуры по закупке проходят в виде |
|
|
Разрешенные электронные торговые площадки | Только 5 бесплатных площадок | Любые площадки на усмотрение заказчика |
Обеспечение, изменение и расторжение контракта | Условия установлены законом | Условия прописываются в положении о закупках |
Сроки процедуры | Установлены законом | Устанавливаются заказчиком |
Оба рассмотренных закона имеют, как преимущества, так и недостатки, но соблюдать их обязаны все организации, работающие с бюджетными деньгами.
sis-company.ru
На первый взгляд, госзакупки и торги, проводимые компаниями с государственным участием, являются похожими процедурами. Однако те, кто пробовал себя в роли поставщика в этих двух типах, знает – они имеют множество важных различий.
Заказчики. В торгах по 44-ФЗ в роли заказчика выступают бюджетные учреждения государственного и муниципального уровня. Проведение закупки для них – обязанность, за уклонение от которой последуют санкции. Субъектами закона 223-ФЗ являются корпорации с большой долей участия государства – участники естественных монополий и олигополий, организации, работающие в регулируемых сферах (газоснабжение, нефтедобыча) и бюджетные учреждения, которые проводят закупки на внебюджетные средства.
Подготовка к торгам. Одна из наиболее сложных задач заказчиков-бюджетных организаций – составление плана-графика закупок. План-график формируется на 5 лет, и с 2017 года к нему предъявляется дополнительное требование – наличие идентификационного кода каждой закупки. Компании с госучастием составляют на год, при этом изменения в него могут быть внесены в любой момент.
Место проведения. Еще одно отличие между 44-ФЗ и 223-ФЗ заключается в торговых площадках; в первом случае это 5 федеральных ЭТП, во втором – сотни коммерческих площадок с разными условиями размещения заказов.
Способ выбора победителя. Опять же, в госзакупках этот список ограничен. В него входят аукцион, запрос предложений, запрос котировок, различные вариации конкурса и закупка у единственного поставщика. При проведении конкурса и аукциона обязательный пункт договора – размер денежного обеспечения.
Что касается госкомпаний, они имеют лишь одно обязательство: проводить закупки определенных товаров в электронной форме. А вот каким способом будет выбран поставщик – решать заказчику. Это может быть как конкурс или аукцион, так и другая форма (например, коммерческий спрос, деловая игра или переговоры), закрепленная в Положении о закупочной деятельности компаний. Требование по обеспечению также устанавливается на усмотрение заказчика.
Сроки проведения. Закон о контрактной системе регламентирует предельные сроки для каждого из этапов каждого вида закупок. В торгах по 223-ФЗ все определяется тендерной документацией.
Жалобы в ФАС. В обоих случаях поставщики имеют право на обжалование действий заказчика. Только в госзакупках сроки подачи и рассмотрения жалобы регламентированы законом, а в торгах госкомпаний – Положением заказчика.
Принципиальные отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ можно свести к следующему: в закупках для нужд государственных и муниципальных учреждений ведущую роль играет текст закона, а потому и заказчикам, и поставщикам необходимо руководствоваться его положениями. Участникам торгов компаний с госучастием, напротив, следует ориентироваться на документацию.
xn----7sbnbsifsaielcfze6pb1c.xn--80asehdb