В.Ю. МАЗУРОВ,
кандидат юридических наук, доцент Красноярского государственного аграрного университета
Анализируя сложившуюся в России систему федеральных округов, автор делает вывод, что основное их назначение — реализация контрольных полномочий главы государства.
Ключевые слова: федеральные округа, территориальные единицы, специальные территориальные единицы, особые территориальные единицы, субъекты Российской Федерации, экономические макрорегионы, контроль, контрольные полномочия главы государства.
Право (если быть точным — «комплексное правовое регулирование»[1], воплощенное в форме Указа Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе») освещает рассматриваемый данный вопрос достаточно подробно. Думается, будет нелишним привести положения упомянутого Указа, касающиеся собственно федеральных округов.
Итак, пункт 2 Указа утверждает перечень территориальных единиц, которым посвящена данная публикация, перечисляет входящие в состав каждого округа субъекты Российской Федерации и закрепляет наименования населенных пунктов, являющихся центрами федеральных округов. В настоящее время данный перечень выглядит следующим образом:
«Центральный федеральный округ: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г. Москва.
Центр федерального округа — г. Москва.
Северо-Западный федеральный округ: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ.
Центр федерального округа — г. Санкт-Петербург.
Южный федеральный округ: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область.
Северо-Кавказский федеральный округ: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край.
Центр федерального округа — г. Пятигорск.
Приволжский федеральный округ: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика — Чаваш республики, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Коми-Пермяцкий автономный округ.
Уральский федеральный округ: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Центр федерального округа — г. Екатеринбург.
Сибирский федеральный округ: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Эвенкийский автономный округ.
Центр федерального округа — г. Новосибирск.
Дальневосточный федеральный округ: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ.
Центр федерального округа — г. Хабаровск».
Как известно, рассматриваемый перечень за десять с небольшим лет изменялся всего лишь дважды — в июле 2000 г. и в январе 2010 г. В первом случае речь шла об изменении наименования одного из федеральных округов (Южного)[2], во втором случае — о выделении из него нового (восьмого по счету) федерального округа (Северо-Кавказского)[3]. Ни образование новых субъектов Российской Федерации, ни, тем более, изменение наименований некоторых российских регионов не нашли своего отражения в приведенном выше перечне. В составе Приволжского федерального округа до сих пор «пребывают» Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, в Сибирском федеральном округе до сих пор «числятся», в частности, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа, Дальний Восток до сих пор «не знает» в своем составе Камчатского края и т.д. О «мелочах» вроде отсутствия в приводимом в перечне наименовании Ханты-Мансийского автономного округа слова «Югра» можно и не говорить…
Собственно, уже одно это само по себе говорит о действительном характере упомянутого выше «комплексного правового регулирования». Нет, разумеется, никто не подвергает сомнению его комплексный характер. Существующее нормативное поле со всей определенностью закрепляет структуру, наименование, состав, границы и центры федеральных округов. Иначе говоря, из него можно со всей определенностью заключить, что федеральные округа есть.
А вот сделать вывод о том, что есть федеральные округа, опираясь на текст нормативных положений, гораздо сложнее…
II. Quid dicet scientia?
Отсутствие четкого правового определения понятия того, что такое федеральный округ, естественно оставляет простор для самых смелых научных теорий. Последние успешно сменяют одна другую на протяжении последних десяти лет…
Строго говоря, в исторической ретроспективе имеет смысл выделить три основные группы научно-теоретических построений, касающихся сути «федерально-окружного строительства».
1. Теория «новых субъектов» (или «макросубъектов»). Квинтэссенцию этой теории можно найти, в частности, в работах Н.М. Доб-рынина, который, к примеру, писал, что «мы с уверенностью можем констатировать явный правовой прецедент: в России за период с мая 2000 г. сформировалось у нас на глазах семь полноправных (и даже более полноправных через полномочных представителей Президента РФ) субъектов Российской Федерации» (выделено Н.М. Добрыниным)[4]. Впрочем, сторонники такого рода теории обычно предпочитают пользоваться более взвешенной терминологией и говорить об образовании не новых субъектов, а неких «макросубъектов» Российской Федерации[6]. Аргументация такого рода теории, надо признать, носит достаточно своеобразный характер. Так, по сути, провозглашая федеральные округа некими особыми сложносоставными субъектами Российской Федерации, то есть регионами, включающими в свой состав другие регионы, Н.М. Добрынин писал о том, что они обладают «в полном объеме всеми характерными признаками» субъектов федерации, а в качестве примера приводил … возможность полномочных представителей Президента Российской Федерации ежемесячно встречаться с главой государства для решения окружных проблем[6]. Думается, что с позиции отечественной государственно-правовой доктрины такого рода доводы вряд ли могут служить доказательством истинности защищаемых с их помощью положений.
2. Теория «новых экономических регионов» («новых экономических макрорегионов»). Так, по мнению М.Я. Гохберга, «в деле совершенствования государственного регулирования развития и размещения производительных сил на региональном уровне федеральные округа несомненно станут важным и необходимым средством укрепления … единого экономического пространства России», а уточнение их границ необходимо осуществлять с учетом «экономического районирования территории Российской Федерации»[7]. Дополнительный довод в пользу понимания системы федеральных округов прежде всего в качестве основы для обновленного экономического районирования нашей страны сторонники соответствующего подхода видят в «принципиальном совпадении» субъектного состава федеральных округов и межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации[8].
Казалось бы, прямое основание для поддержки такого рода подхода дает утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1162-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Концепция 2020)[9]. Действительно, в разделе VII («Региональное развитие») указанного документа рассматриваются перспективы социально-экономического развития территории каждого из существовавших на тот момент федеральных округов Российской Федерации.
Однако нельзя не обратить внимания на тот факт, что в том же документе используется и представление территории Российской Федерации согласно «старому» экономическому районированию (в частности, в таком контексте рассматривается территория Поволжья), а также используется «межокружная» группировка субъектов Российской Федерации (к примеру, в рамках Севера или Арктики).
Однако главным аргументом против «экономической» теории постижения реальной сущности системы федеральных округов стало выделение из состава Южного федерального округа Северо-Кавказского федерального округа при полном сохранении прежней, единой группировки территорий обоих округов как в рамках общероссийской системы экономического районирования, так и в рамках единой межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Северный Кавказ»[10].
В результате мы имеем два федеральных округа, территория которых образует единый экономический район, при том, что составляющие их регионы входят в состав единой экономической ассоциации.
3. Теория «федеральных округов как специальных (особых) территориальных единиц». В наиболее сжатом виде эту теорию можно найти, в частности, в работах А.Н. Черткова. «Федеральный округ — специальная территориальная единица, являющаяся частью функционально-территориального устройства России» — пишет он. «Федеральный округ» по словам А.Н. Черткова «является самой крупной территориальной единицей Российской Федерации, имеющей стратегическое значение для ее развития»[11].
В чем же, по его мнению, заключается это самое стратегическое значение?
«Федеральные округа» по мнению цитируемого автора «выступают фактически межрегиональным уровнем координации осуществляемых на местах полномочий Президента России». Более того, «формирование федеральных округов призвано решать задачи военно-стратегического характера, обеспечения территориальной целостности, основ государственного строя, а также реализации приоритетов политики государства»[12].
По мнению же А.А. Муравьева, создание федеральных округов (которые он считает разновидностью особых территориальных единиц) активизирует процесс деконцентрации полномочий главы государства, а также позволяет «повысить на уровне округов эффективность государственной политики в области территориального развития, обеспечить единство правового и экономического пространства Российской Федерации как по вертикали, так и по горизонтали, увеличить возможность межрегиональной интеграции, оптимизировать взаимодействие региональных и муниципальных уровней управления»[13].
Оставляя в стороне не вполне понятный тезис о координации (деконцентрации) полномочий Президента «на местах», следует, думается, обратиться к другому аспекту рассматриваемой теории. Если федеральные округа — это специальные (особые) территориальные единицы, то, очевидно, необходимо прояснить вопрос о том, в чем заключается их специфичность (особенность). Если с их помощью можно «решать задачи военно-стратегического характера» и одновременно «оптимизировать взаимодействие региональных и муниципальных уровней управления» — то это не специальные территориальные единицы и даже не макросубъекты федерации, а прямо-таки «волшебные» инструменты территориального управления общего, а вовсе не специального характера. Ну а поскольку на деле задачи по обеспечению военной безопасности страны решаются вовсе не через федерально-окружное строительство[14], постольку имеет смысл все же прояснить вопрос о том, в чем же на деле состоит роль и назначение федеральных округов.
III. Quid dicunt usus et praxis?
Для ответа на этот вопрос, думается, имеет смысл, прежде всего, прислушаться к словам тех, кто создавал систему федеральных округов и руководит работой действующих в их рамках органов и должностных лиц.
Второй президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ 8 июля 2000 г. заявил: «Одним из первых наших шагов по укреплению федерализма стало создание федеральных округов и назначение в них полномочных представителей Президента России. Суть этого решения — не в укрупнении регионов, как это иногда воспринимается или преподносится, а в укрупнении структур президентской вертикали в территориях. Не в перестройке административно -территориальных границ, а в повышении эффективности власти… Мы… персонифицируем ответственность»[15](выделено мною — В.М.).
Итак, четко заявленная цель создания и функционирования системы федеральных округов — персонификация ответственности.
Что в данном случае имеется в виду?
По словам Президента РФ Д.А. Медведева, речь идет прежде всего об осуществлении на уровне федеральных округов управленческого (в том числе и правового) контроля (выделено мною — В.М.) за деятельностью всех государственных органов и должностных лиц[16]. По словам главы государства, эта задача определяла суть деятельности управленческих структур федеральных округов на протяжении первых десяти лет их существования[17]. Такая ситуация должна сохраняться и в дальнейшем.
Понятно, что в нашей стране, к сожалению, зачастую принято не доверять даже ясно и четко выражаемой позиции носителей власти, выискивая в её публичных заявлений некий «скрытый смысл». Но в данном случае происходившие и происходящие на наших глазах политические события целиком и полностью подтверждают кристальную четкость позиции руководителей России. Федеральные округа — это действительно по сути своей территориальные единицы, созданные для надлежащего осуществления контрольных полномочий главы государства на соответствующих территориях. Все остальные функции, которые осуществляют властные структуры окружного уровня, производны от этой базовой функции.
Говоря об этом, я вовсе не открываю Америки. Для подтверждения этого факта достаточно ознакомиться, к примеру, с анализом практической работы полномочных представителей Президента РФ и в федеральных округах, и других окружных структурах в 2000-2008 гг.[18] Или просто вспомнить наиболее значимые «информационные поводы», связанные с тематикой федеральных округов за тот же период. Компания по контролю за приведением регионального законодательства в соответствие с федеральным, укоренение института федеративной ответственности, контроль за деятельностью региональных властных структур и территориальных структур федеральной власти — все так или иначе завязано именно на вопросы контроля…
Опыт и практика говорят нам, что федеральные округа — это контроль и … еще раз контроль ! Это территориальные единицы, предназначенные прежде всего для реализации контрольных полномочий главы государства.
В прошедшее десятилетие дело обстояло именно так. Что будет дальше — увидим!
Библиография
1 Чертков А.Н. Территориальное устройство Российской Федерации. Правовые основы / А.Н. Чертков. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2009. С. 101.
2 CЗ РФ.. 2000. № 26. Ст. 2748.
3 СЗ РФ. 2010. №4. Ст. 369.
4 Добрынин Н.М. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. — Новосибирск: Наука, 2003. С. 39.
5 Добрынин Н.М. Федерализм и конституционализм в России: соотношение, реальность, конформизм // Право и политика. 2006. № 8. C. 57. Мирзоев Г.Б., Маканова И.Ю. Институт полномочного представителя Президента Российской Федерации. — М., 2002. С. 46.
6 Добрынин Н.М. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. — С. 39.
7 Гохберг М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы экономического развития. М. Финансы и статистика. 2002. С. 11-12.
8 Лобрецов Н.Л. Селиверстов В.Е. Укрепление властной вертикали и институциональных структур межрегиональной интеграции // ЭКО. 2000. № 9. С. 43.
9 СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
10 http://askregion.ru
11 Чертков А.Н. Территориальное устройство Российской Федерации. Правовые основы / А.Н. Чертков. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2009. С. 211-212.
12 Там же. С. 212-213.
13 Муравьев А.А. Развитие системы территориального управления Российским федеративным государством. — М., 2007. С. 343-344.
14 14 июля 2010 г. Президентом РФ созданы четыре оперативно-стратегических командования (ОСК) — «Запад», «Юг», «Восток» и «Центр», структура и границы которых не совпадают со структурой и границами федеральных округов (http://www.rg.ru/2010/07/14/vs-anons.html). Точно так же не совпадали с ними и границы упраздненных указанным решением военных округов Вооруженных Сил Российской Федерации.
15 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 8 июля 2000 г. «Какую Россию мы строим»
16 http://www.rian.ru/politics/20100515/234726780.html
17 Там же.
18 Их можно найти, в частности, в работах: Иванов В.Путин и регионы. Централизация России. — М.: Европа, 2006; Иванов В. Путинский федерализм. Централизаторские реформы в России в 2000-2008 гг. — М., 2008.
www.sovremennoepravo.ru
Центра́льный федера́льный о́круг — административное формирование в центральной части России. Образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года.
Территория округа составляет 3,82 % от территории Российской Федерации. В ЦФО самая высокая в России плотность населения (57,09 чел/км² на конец 2007 года). Округ является крупнейшим в России по количеству населения. Также в ЦФО наибольшая доля русского населения (91,32 % на 2002 год). Это единственный федеральный округ, где нет ни одного национального субъекта федерации
В состав округа входят следующие субъекты Российской Федерации (список по алфавиту, нумерация по карте):
Краткий вид:
По данным переписи населения 2002 года население Центрального федерального округа составляет 38 млн 000 тыс. 651 чел. Национальный состав:
Wikimedia Foundation. 2010.
Южный федеральный округ Российской Федерации — Южный ФО Наименования Северо Кавказский с 13 мая 2000 по 21 июня 2000 Южный с 21 … Википедия
Приволжский федеральный округ Российской Федерации — Приволжский ФО Центр ФО Нижний Новгород Территория площадь 1 038 000 км² (6,8 % от РФ) … Википедия
Дальневосточный федеральный округ Российской Федерации — Дальневосточный ФО Центр ФО г. Хабаровск Территория площадь 6 215 900 км² … Википедия
Сибирский федеральный округ Российской Федерации — Сибирский ФО Центр ФО Новосибирск Территория площадь 5 114 800 км … Википедия
Уральский федеральный округ Российской Федерации — Уральский ФО Центр ФО Екатеринбург Территория площадь 1 788 900 км² (10,5 % от РФ) … Википедия
Северо-Западный федеральный округ Российской Федерации — Северо Западный ФО Центр ФО г. Санкт Петербург Территория площадь … Википедия
Северо-западный федеральный округ Российской Федерации — Северо Западный ФО (Русский Север) Центр ФО г. Санкт Петербург Территория площадь 1 677 900 км² (9,8 % от РФ) Население 13 501 038 чел. (9,51 % от РФ, 1 января 2008) Плотность 8,52 чел./км² (2002) % городского на … Википедия
Центральный федеральный округ — Центральный ФО … Википедия
Центральный Федеральный округ — Центральный ФО Центр ФО Москва Территория площадь 650, 7 тыс.км² (на конец 2007 года) (3,82 % от РФ) Население 37 121 812 чел. (на 1 января 2009 года) (26,16 % от РФ), в том числе: городского 29 994 175 чел. сельского 7 127 637 человек. Плотность … Википедия
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ — административно территориальное формирование Российской Федерации (см. РОССИЯ (государство)), включает восемнадцать субъектов Российской Федерации в западной части страны: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская,… … Энциклопедический словарь
dic.academic.ru
Административно Россия делится не только на автономии, края, области и республики, но также и на федеративные округа (ФО). Всего их 7. Многие эксперты выделяют Приволжский ФО. В чем специфика подобных территориальных единиц? Чем отличается от других регионов Приволжский федеральный округ? Характеристика его экономики, численность и особенности исторического развития городов будут рассмотрены в данной статье.
Приволжский федеральный округ – административная единица России, образовавшаяся в результате реформы территориального устройства страны, проведенной в начале 2000 годов. В ходе преобразований сформировалось 7 федеральных округов (ФО), появилась новая должность – полномочный представитель главы государства в каждом из этих территориальных образований. Есть мнение, что это нововведение было призвано обеспечить более высокое качество экономической и политической интеграции регионов России. Реформе предшествовал период становления новой, отличной от советских принципов административного устройства, модели федерализма.
Государство, как считают некоторые эксперты, никак не могло определиться: давать регионам больше свободы или централизовать управление в Москве. В итоге был выработан компромиссный вариант: решили создать дополнительные управленческие структуры между столицей и субъектами федерации. Получалось, что регионы, с одной стороны, были достаточно самостоятельными, с другой – обязаны были соблюдать интересы соседних субъектов федерации, с которыми находились в одном округе.
В среде российских экспертов встречаются мнения о несовершенстве управления территориальными единицами, на которые административно делится Россия. Приволжский федеральный округ - не исключение. Особенно часто подобные точки зрения высказывались в начале 2000-х, в первые годы после того, как системы округов были введены президентом. Один из аргументов критиков – несоответствие данной инициативы главы государства нормам конституции. В частности, в главном законе страны сказано, что решение по реформированию административно-территориальной системы РФ может приниматься только на основе федеральных законов, но не указов президента. При том что округа были учреждены как раз-таки посредством указа главы государства. Другой момент, на который обращают внимание критики – функции представителя президента в федеральных округах. В конституции, полагают они, нет ни слова о том, как полномочия главы государства могут трансформироваться в функции полпредов, о которых идет речь.
В мае 2014 года президент России осуществил частичное реформирование системы государственных органов власти в рамках федеральных округов. Это коснулось структур Министерства внутренних дел России. В федеральных округах были главные управления (ГУ) МВД РФ. Власть приняла решение сократить эти должности вследствие другого правительственного решения, установившего максимальное количество служащих МВД, работа которых финансируется из госбюджета, – 1 млн 113 тыс. 172 человека. В результате подлежали упразднению управления Министерства в федеральных округах (исключая ГУ МВД РФ по Северо-Кавказскому ФО). Главные управления МВД по Приволжскому федеральному округу, а также по аналогичным структурам на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, в Центре, на Юге и Северо-Западе России были упразднены. Сотрудники этих ведомств выводились за штат и должны были проходить переаттестацию, по итогам которой решался вопрос об их дальнейшей работе.
Чем примечателен Приволжский ФО? Прежде всего, крупными известными населенными пунктами. Самые большие города Приволжского федерального округа: красавица-Самара, великолепная Казань, легендарный Нижний Новгород, гостеприимные Пермь и Уфа. Кроме того, достаточно большим количеством федеративных субъектов разного типа в своем составе. Перечислим основные. Области Приволжского федерального округа – это Кировская, Оренбургская, Самарская, Пензенская, Нижегородская, Саратовская и Ульяновская. В составе округа есть 6 национальных республик: Башкортостан (столица – Уфа), Мордовия (административный центр – Саранск), Татарстан (главный город – Казань), Марий Эл (стольный град республики – Йошкар-Ола), Удмуртия и Чувашия (столицы которых – Ижевск и Чебоксары соответственно). Приволжский федеральный округ имеет в своем составе также Пермский край.
Приволжский федеральный округ, состав которого формируют несколько городов-миллионников и богатые ресурсами регионы, лидирует среди других ФО по объемам промышленного производства, опережая даже Центральный, где есть Москва. Основные секторы – это машиностроение, топливно-энергетический комплекс. Лидеры в промышленности – Кировская область, Удмуртия, Чувашия, Мордовия.
Значительную долю в экономике округа занимает сельское хозяйство (особенно в Татарстане, Нижегородской области, в Пермском крае). Достаточно хорошо развита легкая промышленность (Марий Эл, Пензенская область). Экономика ФО, по мнению ряда финансистов, делает регион одним из самых привлекательных для инвесторов.
Приволжский федеральный округ располагается в бассейне крупнейшей европейской реки – Волги. Она начинается на Валдае с маленького ручейка, а впадает в Каспийское море. Длина реки – более 3,5 тыс. км. Площадь водосбора Волги – более 1,6 млн кв. км.
В Приволжском федеральном округе есть множество озер, их счет идет на десятки тысяч. Больше всего их в Татарстане (порядка 8 тыс.), Башкортостане (около 2 тыс.), в Чувашии (порядка 750), порядка тысячи – в Кировской области, 689 располагается в республике Марий Эл.
Регионы Приволжского федерального округа очень самобытны. Казань – один из главных туристических центров России, один из самых известных городов РФ в мире.
Год основания Казани, согласно общепринятым археологическим сведениям – 1005-й. Город появился как крепость Волжской Булгарии. Впервые в русских летописях Казань упоминается в 1177 году. Город стал одним из крупнейших торгово-политических центров Золотой Орды. В 1438 году он получил статус столицы Казанского ханства. В 1552-м город был завоеван армией Ивана Грозного и присоединен к России. В 1708-м он стал столицей Казанской губернии.
Сегодня этот город – один из ключевых для экономики России, известнейший этнокультурный центр. Международный аэропорт связывает город с множеством населенных пунктов в России и за рубежом. В Казани есть практически все виды общественного транспорта, включая метро. В городе живет более 100 национальностей. Государственные языки здесь – русский и татарский.
Киров – город с очень большой предпринимательской активностью. По подсчетам Института системных исследований проблем предпринимательства, в 2012 году Кировская область стала лидером по множеству показателей. В частности, регион занял первое место по числу субъектов малого предпринимательства на 100 тыс. человек населения – порядка 220 единиц. Кировская область заняла первое место по числу людей, работающих на малых предприятиях. Уровень инвестиций в капитал небольших бизнесов в расчете на душу населения здесь более чем в два раза выше среднего по России (больше – только в Пензенской области).
Городу Кирову несколько сотен лет. Год его основания – 1181-й. До 1457 года он был известен как Вятка, до 1781-го - как Хлынов. Современное название город получил в 1934-м. В советское время Киров считался полузакрытым населенным пунктом из-за большого количества расположенных в нем предприятий оборонной отрасли. Сейчас город открыт для гостей из России и из-за рубежа.
Нижний Новгород – крупнейший город Приволжского ФО и один из самых известных в России. Он был основан в 1221 году князем Юрием Всеволодовичем. Его название по первой версии связано с более низким расположением относительно Великого Новгорода, по второй – относительно другого города с похожим названием, что находился выше по Волге. В период монголо-татарского ига на Руси Нижний Новгород был не слишком известен. Но после того, как захватчики были изгнаны с русской земли, он начинает активно развиваться, часто отмечается в летописях. Некоторые историки считают, что в период существования Нижегородского княжества (в 1341-1392 годах) город мог претендовать на получение статуса столицы России, так как был способен на равных соперничать с Москвой и Тверью. В 1612 году от стен Нижегородского кремля начало движение войско, возглавляемое Мининым и Пожарским, которое освободило нашу страну от польско-литовских интервентов. В 1722 году свой пятидесятилетний юбилей в Нижнем Новгороде отпраздновал император Петр Первый. Здесь жили русские гении Кулибин, Лобачевский, Дамаскин, педагог Кужелев, историк Ильинский, путешественник Баранщиков. Город посещал А. С. Пушкин. Свои впечатления от прогулок по знаковым местам Нижнего Новгорода он описал в главах «Евгения Онегина». С 30-х годов и до распада СССР город именовался в честь писателя А. М. Горького. Сейчас Нижний Новгород – один из промышленных центров России. Легендарное историческое и культурное наследие делает его популярным у туристов и является предметом гордости самих нижегородцев.
Приволжский федеральный округ, состав которого формируется одними из самых развитых экономических регионов России, будет принимать Чемпионат мира по футболу, который пройдет в 2018 году в России. Сразу несколько городов ФО войдут в состав так называемого Волжского кластера - конгломерата населенных пунктов, где будут выстроены стадионы для проведения матчей чемпионата.
В числе таких городов Нижний Новгород, Самара, Казань и Саранск. Во многих из них футбольная инфраструктура отстраивается практически с нуля. Приволжский федеральный округ и его города тем самым будут известны уже не только в России, но и во всем мире. Остается ждать постройки великолепных стадионов и начала состязаний.
fb.ru
В состав Центрального федерального округа входит 18 территориальных субъектов. И по этой причина он является самым большим по их количеству. В ЦФО нет республик, лишь области и единственный город федерального значения, которым является столица нашей страны, Москва. Кстати, она является не только крупнейший городом всего округа, но ещё и его административным центром. Впрочем, обо всём по порядку.
Прежде чем рассмотреть состав Центрального федерального округа, стоит отметить вниманием особенности, которыми он отличается.
Итак, образован ЦФО был 13 мая 2000 года. У него нет выхода к какому-либо морю и, соответственно, океану. Но тем не менее это самый большой округ по численности населения и количеству территориальных субъектов, о чем уже упоминалось выше. В ЦФО проживает чуть больше 39 миллионов человек. Это примерно 26.7 % от общей численности граждан РФ. Плотность, кстати, составляет ~60.14 человек на км².
В состав Центрального федерального округа входит два крупных экономических района, включающих в себя 310 городов. Это Центрально-Чернозёмный и Центральный районы. Площадь, занятая ими, равна 650 205 км². Это приблизительно 3.8 % всей территории России. Но, несмотря на такие небольшие габариты, ЦФО – это базовый макрорегион всей страны.
Как уже было сказано выше, в состав Центрального федерального округа входит Москва. Она занимает самую меньшую площадь, если сравнивать с остальными субъектами ЦФО – всего 2 511 км². Но, несмотря на это, в Москве проживает в среднем в 10 раз больше людей, чем в других областях округа. В столице числится 12 330 126 человек, по последним статистическим данным.
Что можно рассказать про Москву? Ведь это столица, а этим всё сказано. Но всё же стоит отметить, что город является крупнейшим в общероссийском масштабе финансовым центром и одним из самых больших в мире деловых мегаполисов. И пожалуй, не будет лишним сказать, что именно Москва находится на первом месте среди всех городов на нашей планете по количеству проживающих на её территории долларовых миллиардеров. Их тут 79. Во всяком случае, по состоянию на 2011 год.
И конечно же, Москва является самым крупным транспортным узлом России. За год объём пассажирских перевозок составляет порядка 11 500 000 000 человек.
Это следующий самый густонаселённый субъект ЦФО после столицы. Площадь области составляет примерно 44.4 тысячи км². Проживает на этой территории около 7.32 миллиона человек.
По объёму ВРП Московская область находится на третьем месте среди всех российских субъектов. Это неплохо развитый регион, чему способствует, кстати, соседство со столицей. С одной стороны, данный факт играет положительную роль. Но с другой – столица перенимает трудовые ресурсы области. Просто многие, живущие в МО люди, работают в мегаполисе. И по этой причине именно в бюджет Москвы поступают их налоги.
В этом регионе отлично развита промышленность. В частности, металлообработка и машиностроение. Тут производится ракетная и космическая техника, оборудование ядерной и тепловой энергетики, магистральные тепловозы, электропоезда, автобусы, вагоны, экскаваторы и многое другое.
В состав Центрального федерального округа России входит также Липецкая область – регион, расположившийся на территории, которая является обжитой ещё со времён верхнего палеолита (40-12 тысяч лет тому назад). Так уверяют ученые. 85 % территории области покрыто чернозёмом, а ещё тут выявлено 300 месторождений полезных ископаемых. По запасам карбонатного сырья ЛО является лидером РФ.
Рассказывая про состав федеральных округов, нельзя не отметить вниманием входящую в ЦФО Ивановскую область. Ведь на её территории производится 32.8 % продукции легкой промышленности от общероссийского объёма (показатель №1).
Орловская область тоже включена в ЦФО. Она отличается своей экономикой, которая носит ярко выраженный аграрно-индустриальный характер.
Также в ЦФО включена и Тульская область. Это один из самых неблагополучных в социальном плане регионов. Низкая рождаемость, повышенная смертность, большое количество несчастных случаев, плохая экология, и более 420 тысяч человек населения (а всего в ТО проживает ~1 500 000 граждан) – это пенсионеры. Но тут развита пищевая промышленность. Самый яркий пример – кондитерская фабрика «Ясная Поляна», производящая известные во всей России пряники.
Мало какой состав федеральных округов может похвастаться таким разнообразием территориальных субъектов, как ЦФО. Выше были перечислены далеко не все области.
Есть ещё Белгородская. Она особенна тем, что на её территории сосредоточено порядка 40 % запасов железных руд РФ. Неплохая экологическая ситуация наблюдается в Калужской области. 75.6 % её территории занимают дерново-подзолистые почвы. 45.2 % пространства заняты лесами, и общий запас древесины, в связи с этим, составляет 267 700 000 м³.
Во Владимирской области экологическая ситуация плоха, но зато хорошо развито машиностроение. За счет этой сферы создается порядка 40 % промышленного продукта.
Ещё в состав Центрального федерального округа (ЦФО) входят Курская и Тамбовская области. Основная деятельность первой заключается в добыче и обогащении руды, а также в машиностроении. Промышленность же Тамбовской области признана одним из ведущих секторов региональной экономики.
Брянская область известна высокоразвитым ж/д транспортом и радиоэлектроникой. А ещё лесопереработкой. Ярославская область, также во многом определяющая важное положение Центрального федерального округа, является одним из самых высокоразвитых в промышленном плане регионов. Порядка 300 местных предприятий имеют государственное значение. К тому же эта область известна неплохими минерально-сырьевыми ресурсами (тут распространены тонкие ленточные глины, кварцевый песок, торф, гравий и т. д.).
Как можно видеть, довольно солидным в экономическом плане является Центральный федеральный округ. Состав областей, а также их особенности полезно знать. Но ещё не было упомянуто 5 последних регионов. А ведь они тоже важны.
Рязанская область, например, известна тем, что на её площади находится 103,5 тыс. га важнейших природных территорий. И охраняемых, соответственно. В Смоленской области отлично развито животноводство молочно-мясного направления. Сельскохозяйственные угодья занимают порядка 1 750 000 гектаров!
Воронежская область является абсолютным лидером во всей стране по трудоустройству. Костромская известна наличием самых крупных в РФ предприятий, специализирующихся на производстве грузоподъёмного и нефтегазового оборудования. И наконец, Тверская область, последняя. На её территории развита обрабатывающая промышленность, строительство и торговля.
Какой же вывод можно сделать? Однозначный. Все области, входящие в состав ЦФО, являются по-своему особенными и ценными. И благодаря каждому из них Центральный ФО является самым высокоразвитым в России.
fb.ru