Организации, проводящие аттестацию рабочих мест. Кто проводит аттестацию рабочих мест


Кто проводит аттестацию рабочих мест?

Под вопросом, кто проводит аттестацию рабочих мест, многие люди подразумевают аттестующую организацию. Отчасти, это верно, так как они непосредственно задействованы в проведении аттестации, занимаются измерением вредных и опасных производственных факторов в организации. Но, чтобы быть более точным, аттестацию все же проводит аттестационная комиссия, в которую в должном порядке входит также представитель аттестующей организации.

Аттестационная комиссия утверждается работодателем в приказе о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии. Помимо представителя аттестующей организации, в нее входят: представитель работодателя, представитель профсоюзной организации, специалист по охране труда. Они проводят полную оценку условий труда на рабочих местах, готовят, при необходимости (в случае выявления нарушений), рекомендации по улучшению условий.

В качестве представителя работодателя могут выступать руководители структурных подразделений, ведущие специалисты предприятия, юристы, бухгалтер, специалист по кадрам и иные работники.

В обязанности специалиста по охране труда входит поиск и выбор аттестующей организации, подготовка необходимых документов (учредительные документы, список профессий с указанием численности работников, штатное расписание, журналы и инструкции по охране труда и т.д.), участие в разработке мер улучшения условий труда.

Представитель профсоюзной организации привлекается с целью учета интересов работников в части установления льгот и компенсаций при проверке рабочих мест. На предприятиях, где работает меньше 50 человек (микропредприятия или предприятия малого бизнеса) и у них нет своего профсоюза, работодатель может привлечь его со стороны и оформить гражданско-правовой договор на оказание услуг.

В качестве аттестующей организации должна выступать независимая организация, которая должна иметь аккредитацию, как организация, оказывающая услуги по аттестации. Организация проводит на рабочих местах лабораторные исследования с последующей оценкой соответствия условий гигиеническим нормам, травмоопасности и обеспечения средствами коллективной защиты. Эти работы имеет право проводить только аттестующая организация. По результатам каждого измерения составляется протокол, необходимый для заполнения карты аттестации рабочих мест.

В итоге работы комиссия готовит предложения по улучшению и усовершенствованию условий труда в соответствии с государственными нормативами в области охраны труда. Результаты аттестации оформляются в форме отчета, после чего пакет документов передается на ознакомление работодателю. В его функции входит направление пакета в соответствующую инстанцию – государственную инспекцию труда в субъекте РФ с целью последующей проверки всех соответствий и принятия решения об аттестации рабочих мест в заявленной организации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Комиссия по аттестации рабочих мест (АРМ)

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена на новую процедуру – специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 года. При этом также должна формироваться комиссия, которая изменила свой состав. Подробнее здесь.

Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ, – ред.) регламентируется Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 г. № 342н, вступившим в силу с 1 сентября 2011 года. Заменивший предшествующий документ – Приказ Минздравсоцразвития РФ № 569, новый порядок стал гораздо требовательнее и строже относиться к проведению аттестации на рабочих местах.

АРМ по своей сути довольно сложный процесс, требующий предельной внимательности. Результаты, полученные в ходе нее, свидетельствуют о сложившейся ситуации не просто на рабочем месте, но и на предприятии в целом. Проще говоря, отражают климат производственного процесса. А он бывает не так уж и хорош!

Проблема охраны труда уже на протяжении всей хозяйственной и трудовой деятельности человечества является одним из наиболее важных вопросов. Создано огромное количество нормативных документов в защиту интересов работников, но известная фраза – закон создан для того, чтобы его нарушать, часто проявляет себя при организации производственного процесса в действительности. Прежде всего, следует уточнить отношение самого работодателя, который допускает небрежность в отношении работников, в организации трудового процесса.

Новые правила сделали более структурированным процесс проведения, разграничили права и обязанности участников аттестации, от компетентности и степени образованности которых, зависит качество проведения. Аттестационная комиссия, не без участия руководителя, конечно, осуществляет организационные функции процесса, осуществляет методический контроль над проведением. Но основная ответственность за представленные результаты все же возлагается на работодателя, поэтому ему следует серьезно отнестись к выбору участников, которые представят объективную картину, а не фикцию.

Состав аттестационной комиссии в новых правилах не претерпел кардинальных изменений. Ранее основную часть составляли представители структурных подразделений организации. В нее могли входить: юристы, бухгалтера, специалисты по охране труда, специалисты по кадровым вопросам, медицинские работники, представитель профсоюзной организации, представители аттестующей организации. Участие последней организации носило больше рекомендательный характер. Подчеркивалось, что аттестующая организация привлекалась на паритетной основе. Паритетная основа понималась как равенство в отношении прав и обязанностей при проведении аттестации.

Руководители структурных подразделений включались из тех соображений, что они являются ответственными за процесс, за эксплуатацию оборудований, отлично знают технологический процесс, размещение рабочих мест, организационные и социальные вопросы, способны адекватно оценить ситуацию. Практиковалось включение в комиссию главных инженеров, механиков. Они довольно точно разбирались в конструкции, функционировании эксплуатируемого оборудования.

На специалистов по кадрам ложилась организаторская функция: составление перечня рабочих мест, правильное наименование специальностей и профессий в соответствии с Всероссийским классификатором профессий, определение персонального состава работников.

Бухгалтера приглашались для расчета компенсаций, льгот, предоставляемых за работу в неблагоприятных условиях труда, нормирования режимов труда, если условия на рабочих местах были признаны вредными.

Медицинские работники решали вопросы оценки гигиенических факторов влияния, проведения обязательных медицинских осмотров.

Органы профсоюзов выражают интересы работников. Если окунуться в исторический экскурс, долгое время эти органы вели надзор за соблюдением трудового законодательства и правил по охране труда. В их ведении находилась государственная инспекция по труду. Профсоюзы имели право проводить самостоятельно оценку охраны труда, расследовать несчастные случаи. Рыночные преобразования привели к тому, что эта роль в 1993 году была отведена Министерству труда и социального развития. Профсоюзы же выполняли лишь общественный контроль условий труда. При АРМ они представляют интересы работников в части установления льгот и компенсаций.

Специалист по охране труда – еще одна значительная фигура. В их обязанности входит формирование необходимой нормативной базы документов (график по проведению аттестации, штатное расписание, инструкции по охране труда и т.д.).

Радикальных изменений в составе аттестационной комиссии не произошло. В соответствии с принятым порядком, в состав комиссии входят: представители работодателя, представитель профсоюзной организации, специалист по охране труда, представители аттестующей организации. Обязанности специалистов остались также прежними. Единственное изменение – обязательное участие аттестующей организации, для которой также, в свою очередь, предусмотрены следующие перемены в предоставлении услуг. Организация должна выступать в качестве юридического лица, которое привлекается к участию в аттестации на независимых началах. Беспристрастность интересов между подобной организацией и хозяйственной деятельностью работодателя очень важна в процессе аттестации. Работа всех аттестующих организаций стала одной из центральных тем в области охраны труда. Как результат – новый порядок ведения их деятельности, правила по аккредитации испытательных лабораторий, регистрации инструментальной базы. Заниматься вопросами АРМ имеют право только те организации, которые получили аккредитацию в соответствии с Приказом № 205н (ред. от 22.11.2011 г.) и внесены в реестр аттестующих организаций, имеющих право оказывать услуги в области охраны труда. Чтобы получить аккредитацию, для начала им необходимо будет аттестовать испытательную лабораторию (ее наличие в каждой организации обязательно), для которой в свою очередь необходима укомплектованная приборная база и наличие высококвалифицированных специалистов. Не каждая организация может пройти столь сложную цепочку действий. Но те, кто действительно нацелен на результат, на объективный результат, хотелось бы подчеркнуть это слово, проходят все испытания и на них действительно можно положиться. При проведении замеров, при оценке существующих условий, организация обязана обосновывать выводы. Работодатель не должен препятствовать ее действиям, обязан предоставлять всю необходимую запрашиваемую информацию.

У микропредприятий малого бизнеса не всегда имеется в наличии столь обширный состав специалистов разных областей. В таком случае, к примеру, тот же самый специалист по охране труда может привлекаться со стороны по гражданско-правовому договору.

Комиссия по аттестации рабочих мест утверждается работодателем на основе приказа о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии, который также считается отправной точкой начала работ по оценке влияния факторов производственной среды на рабочее место. В нем определяются обязанности аттестационной комиссии на основе существующего порядка, которые заключаются в следующем:

  • осуществление руководства и организации контроля над проведением АРМ;
  • формирование всех необходимых документов;
  • составление перечня рабочих мест с выделением аналогичных и нестационарных рабочих мест;
  • приведение наименований профессий и должностей работников в соответствии с требованиями ЕТКС и ЕКС;
  • присвоение порядкового номера каждому рабочему месту;
  • заполнение и подписание карт аттестации;
  • право внести изменения в трудовой договор работника об изменении трудового режима, установлении льгот и компенсаций, если рабочее место признано не соответствующим;
  • разработка плана мероприятий по приведению условий труда в соответствие законодательству об охране труда.

Работу аттестационной комиссии нельзя назвать легкой. Внимание и всестороннее знание вопросов охраны труда, компетентность каждого специалиста играют немаловажную роль при проведении АРМ. Поэтому, прежде чем, формировать комиссию, работодателю важно будет самому ознакомиться с общими вопросами аттестации, с требованиями и порядком ее проведения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Аттестующие организации при аттестации рабочих мест, кто они и как их выбирать?

Специалистами Центра сертификации и лицензирования «Единый Стандарт» был проанализирован перечень вопросов касаемо выбора аттестующих организаций, требований, предъявляемых к ним, а также возможности участия нескольких аттестующих организаций в процессе аттестации. Кроме того, мы расскажем, отчего зависит цена на услуги АРМ при выборе компаний по аттестации.

Аттестация рабочих мест по условиям труда (АРМ, – ред.) является одной из главных форм контроля за ситуацией на рабочих местах. С помощью применения эффективных последовательных методов, она позволяет выявить влияние всех вредных и опасных производственных факторов на сотрудников организации и в последующем позволит внедрить план мероприятий по их рационализации.

Процесс аттестации регулируется нормативно-правовым актом – Приказом Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26 апреля 2011 года. Действовавший ранее порядок, Приказ Минздравсоцразвития РФ № 569, утратил силу. Как и любое нововведение, новые правила были встречены немного с недоверием со стороны непосредственных заинтересованных лиц – работодателей. Были изменены многие требования, но не кардинально. Основным из них становится обязательное участие аттестующей организации.

Аттестующая организация занимается проведением замеров факторов производственной среды. Работодателю бывает подчас сложно определиться с выбором аттестующей организации, потому как сегодня существует огромное количество компаний, оказывающих услуги по аттестации. А достоверная картина условий и правильная оценка должна быть. К услугам таких организаций многие работодатели ранее, по условиям предшествующего порядка, обращались по своему усмотрению. Как показывала практика, нередко, проведение аттестации сводилось к формальной форме. Под словом «формальная» подразумевалась сделка «ударим по рукам», при которой готовилась необходимая документация без проведения соответствующих измерений на рабочих местах. Результаты по большей части не всегда соответствовали действительности.

То, что аспект участия организаций был пересмотрен в законе – это правильное решение. Еще лучше, что подчеркнута особая ответственность за предоставляемый результат, как со стороны работодателя, так и со стороны аттестующей комиссии.

Новые правила вступили в силу с 1 сентября 2011 года. Многие работодатели уже провели или проводят аттестацию в соответствии с ними. Параллельно ведется глубокий анализ представленных результатов аттестации со стороны органов государственной инспекции по труду. Любые несоответствия, любая компрометирующая информация и работодатель будет вынужден принимать «незваных» гостей.

Многие сферы деятельности все чаще сталкиваются с требованиями наличия результатов проведенной аттестации. К примеру, для того, чтобы получить сертификат ГОСТ 12.0.230-2007 (OHSAS 18001), подтверждающий, что охрана труда, безопасности и здоровья на предприятии соответствует международным стандартам. По проекту новой формы 4-ФСС, после его утверждения, также будут важны результаты АРМ.

Как правильно выбрать аттестующую организацию при аттестации рабочих мест?

Чтобы получить объективный результат, работодателю необходимо будет выбрать компетентную компанию. Из-за большого количества организаций на рынке данных услуг, работодатели предпочитают выбирать в зависимости от ценовой политики. Преимущество, как правило, в руках у тех, кто предлагает меньшую стоимость работ. Но это не означает, что и качество будет соответствующим. При выборе работодатель должен руководствоваться множеством правил.

Нахождение в реестре организаций, оказывающих услуги в области охраны труда – одно из них. Необходимо знать, что организация должна иметь аккредитованную испытательную лабораторию (ИЛ, – ред.). Лаборатория, в свою очередь, укомплектованную поверенную приборную базу и специалистов по аттестации. Причем все подсистемы должны проходить периодические проверки. ИЛ по новым требованиям Постановления Правительства РФ № 602 должна вовремя проходить после аккредитации инспекционный контроль, приборная база должна подвергаться периодическим поверкам, специалисты повышать свою квалификацию в силу появления изменений. И еще множество таких «необходимо». Если уж говорить о добросовестности аттестующих организаций, то любая уважающая себя компания нередко предлагает заказчикам познакомиться со своей лабораторией, с приборами. Подобный шаг повышает доверие, потому как открытость и желание помочь клиенту всегда располагает на свою сторону.

Не менее важным фактором является цена на услуги АРМ. Заказчик всегда ищет выгоду и аттестация – не исключение. В тоже время, он понимает, что цена не всегда соотносится с качеством. Можно, конечно, пустить все на самотек, но только не при сегодняшних требованиях. Все результаты тщательно проверяются органами государственной инспекции по труду, любые несоответствия и подозрения по поводу представленных материалов, могут отрицательно сказаться на деятельности предприятия.

Большинство компаний стараются привлекать клиентов низкими ценами, скидками. На деле же оказывается, что затраты на АРМ оказались гораздо выше запланированной стоимости. На предварительном этапе выделяются аналогичные места из числа возможных, но при проведении замеров часто оказывается, что они не соответствуют признакам идентичности. Комиссии приходится оценивать все 100% этих мест. Вместе с тем, повышается стоимость услуг. В договоре дополнительные трудозатраты, а также дополнительные услуги прописываются, но нужно быть очень внимательным к каждому пункту, оговаривать его по мере возникновения вопросов и затруднений.

Какие требования предъявляются к аттестующим организациям?

Прежде всего, как ее называют нередко, организация, проводящая АРМ, должна быть зарегистрирована в качестве юридического лица. Следующим требованием на право оказания услуг является аккредитация на оказание услуг по аттестации в строго установленном порядке (в данном случае подразумевается аккредитация в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ № 205н). Работодатель имеет полное право требовать уведомление о внесении организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Для того, чтобы получить аккредитацию и далее осуществлять услуги по аттестации, каждая организация должна иметь аккредитованную испытательную лабораторию, которая, в свою очередь, должна иметь в своем составе поверенную приборную базу для измерения и аттестованных высококвалифицированных специалистов (Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 г. № 602). Без наличия этих составляющих организация не имеет права оказывать услуги по аттестации.

Аттестующая организация должна быть совершенно независимой и беспристрастной к деятельности организации, на рабочих местах которой проводит замеры факторов. Благодаря независимой оценке, будет достигнут объективный и правдивый результат работы. Необъективный результат отрицательно скажется, в дальнейшем, на деятельности, как заказчика, так и аттестующей организации. К примеру, аттестующая организация, которая провела аттестацию не по правилам, может лишиться аккредитации, а работодатель будет привлечен к административной ответственности.

Подобные организации привлекаются на основе гражданско-правового договора. Ответственность за предоставление услуг должна быть оговорена заранее и отражена в договоре, чтобы исключить возникновение различных непредвиденных обстоятельств между сторонами. К примеру, часты случаи, когда заключается договор, но аттестация проводится не в полном объеме и нередко даже не соблюдаются основные требования, что влечет дополнительные финансовые затраты на проведение обязательной повторной аттестации.

Можно ли для ускорения аттестации пригласить сразу несколько аттестующих организаций?

Новым порядком по проведению аттестации предусмотрены данные запросы исполнительных сторон. В соответствии с приказом о проведении АРМ, работодатель имеет полное право привлекать несколько аттестующих организаций. Работа между ними может быть, по усмотрению работодателя, распределена по количеству проверяемых рабочих мест, или же по видам работ, выполняемых на конкретных рабочих местах. Рассмотрим наглядно на примере. Компания решила провести АРМ в максимально короткие сроки. Она привлекает две компании на основе гражданско-правового договора и распределяет между ними работу по следующим принципам: одна будет проводить замеры в цехах, другая – в офисных помещениях. Это очень удобный способ. Нередко работодатели приглашают компании на один объект и по результатам замеров сравнивают уровень погрешности, соотношение представленных данных. В таком случае повышается достоверность и объективность результатов.

Возможен также и вариант экономии средств. Каждая аттестующая компания устанавливает свои цены в зависимости от специфики рабочих мест (офисные или рабочие специальности). Работодатель может часть мест аттестовать силами одной компании, другую часть силами другой.

Мы предлагаем ознакомиться подробнее с деятельностью аттестующих организаций в материале: «Организации, проводящие АРМ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Организации, проводящие аттестацию рабочих мест (АРМ)

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена на новую процедуру – специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 года. В связи с этим все организации, оказывающие ранее услуги по аттестации рабочих мест, обязаны сменить область аккредитации на специальную оценку условий труда. Подробности читайте в материале: «Организации, проводящие специальную оценку условий труда».

Аттестация рабочих мест по условиям труда (АРМ, – ред.) – обязательный процесс, который должен проводиться с определенной периодичностью для каждого рабочего места. Процесс создан для того, чтобы вести проверку условий труда на наличие влияния вредных и опасных производственных факторов, на наличие травмоопасности и степени обеспеченности работников средствами коллективной защиты (СИЗ, – ред.). При проведении АРМ важно качество, благодаря которому достигается главный и важный принцип, заложенный в основу аттестации – объективность и достоверность. Полученные результаты позволяют увидеть те насущные проблемы, угрозы и риски, которых удастся избежать лишь при проведении рационального плана мероприятий по улучшению условий труда.

Главным документом, регулирующим порядок проведения аттестации, является Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 г. № 342н (далее Приказ, – ред.). Фундаментальная основа требовательно подходит к вопросу независимости всех участников процесса. Напомним, предшествующим порядком являлся Приказ Минздравсоразвития РФ от 31.08.2007 г. № 569. Он относился к работодателям более благонамеренно с той позиции, что они могли проводить аттестацию самостоятельно, приглашать сторонние организации к участию лишь по своему усмотрению. Новые правила немного изменили подход к данной ситуации, поэтому при проведении АРМ обязательным стало участие аттестующих организаций, которые должны иметь беспристрастность к процессу проведения измерений и оценки условий труда.

Как определиться с выбором аттестующей организации?

Какими критериями руководствоваться при выборе организаций? Как выбрать из такого количества организацию, которая проведет аттестацию и дешево и качественно?

Эти и еще многие вопросы волнуют работодателей при выборе аттестующей организации. Конечно, на пике интереса – цены на аттестацию. Два понятия «дешево» и «сердито» не часто уживаются друг с другом. АРМ – не исключение из этих правил. Стала довольно часто встречаться недобросовестность многих компаний по отношению к выполнению своих обязательств. Получается, платишь деньги, а результат не оправдывает ожиданий. Кстати, результат АРМ стал центром особого внимания государственной инспекции по труду. Если они обнаружат несоответствия АРМ, представленные результаты могут вполне быть признаны недействительными. В таких случаях работодателю поручается незамедлительное повторное проведение аттестации на предприятии. Вот только для повторной АРМ никаких послаблений в плане стоимости уже не предусмотрено. Работодателю придется еще раз привлекать аттестующую организацию, заключать с ней договор на оказание услуг и выплатить определенную сумму для проведения измерений. Почему-то именно в этот момент работодатели начинают пристально относиться к процессу аттестации, внимательно изучать аттестацию, в то время, когда они уже изначально могли бы избежать подобных казусов, заранее подробно ознакомившись с сущностью и функциями порядка проведения.

В связи с участившимися случаями обмана большинство работодателей стали практиковать передачу результатов на государственную экспертизу, в результате которой проверяется соответствие полученных сведений, степень достоверности представленных данных. Это позволяет работодателям определиться с тем, не впустую ли были выплачены средства аттестующим организациям. При заключении договора важно рассмотреть вопрос о материальной ответственности компании, которая представила результаты, отличные от реальной ситуации на предприятии. Попробуем разобраться, что собой представляют организации, проводящие аттестацию рабочих мест.

По требованиям Приказа, аттестующая организация должна являться юридическим лицом, аккредитованным в строго установленном порядке для оказания услуг именно в области аттестации. Подтверждение о правомерности ведения действий в области АРМ каждый работодатель может найти в Реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. В этом реестре содержится полная информация о сроках действия аккредитации и области по оказанию услуг. Кроме того, в нем содержится информация об исключенных организациях из реестра, указываются их причины, одной из которых является несоблюдение порядка предоставления услуг по аттестации. Реестр находится в открытом доступе на сайте: http://rao.rosminzdrav.ru/.

Присутствие в реестре свидетельствует о многих показателях. Попасть в него при сегодняшних требованиях довольно сложно. Аттестующая организация должна иметь в своем составе аккредитованную испытательную лабораторию (ИЛ, ­– ред.), которая также проходит проверку контрольных органов для разрешения на осуществление своей деятельности и должна соответствовать ряду требований. Лаборатории по аттестации проводят измерения и оценку условий труда. До 2012 года, а точнее до выхода Постановления Правительства РФ № 602 от 19 июня 2012 года, ИЛ проходили аккредитацию в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Сегодня аттестат аккредитации на основании положительных выводов выдает Федеральная служба по аккредитации. Для того, чтобы соответствовать требованиям, ИЛ также должна иметь в своем составе собственную поверенную приборную базу и соответствующих специалистов.

Приборы для измерения факторов играют важную роль при получении результатов. Для использования их в области аттестации, необходимо также соответствовать ряду критериев. Серия используемых приборов должна быть утверждена и занесена в Государственный реестр средств измерений РФ. Но наличие в реестре – не всегда является показателем того, что прибор готов к использованию. В реестре утверждается лишь тип серии приборов, после чего каждый отдельно взятый прибор должен будет пройти поверку в Ростехрегулировании с целью установления пригодности и соответствия метрологическим требованиям. Подробнее об использовании укомплектованной приборной базы, Вы можете узнать в материале: «Приборы для аттестации рабочих мест».

Как бы ни были оснащены лаборатории современными приборами, качество проведения АРМ все же зависит от сотрудников, которые проводят измерения. Их профессионализм зависит от качества полученного обучения, от навыков, полученных в ходе работы в области охраны труда. Специалисты по аттестации должны иметь соответствующее свидетельство, подтверждающее право на ведение работ в области АРМ, периодически повышать квалификацию. Непрерывно меняется нормативно-правовая база, приборная база, специалист должен уметь быстро ориентироваться в этих вопросах, уметь применять их на практике.

Аттестующая организация получает право на ведение работ в области АРМ только при соответствии перечисленным требованиям. Порядок их аккредитации осуществляется на основании Приказа Минздравсоцразвития РФ № 205н (ред. от 22.11.2011 г.).

Организация, осуществляющая АРМ должна обосновывать свои действия, свои цены. Даже, несмотря на сложность оказываемых работ, все эти факторы должны действовать в разумных пределах.

При проведении работ по АРМ, руководитель вправе привлекать несколько аттестующих организаций. При этом он может или разделять часть работ между ними или же поручать полное проведение каждой из них для того, чтобы увидеть соответствие представленных результатов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Аттестация рабочих мест (АРМ)

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена на новую процедуру – специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. О содержании текста нового нормативного документа, структуре и порядке проведения специальной оценки условий труда читайте здесь.

Актуальность процесса аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ, – ред.) обусловлена количеством несчастных случаев, профзаболеваний и травм, полученных на производстве, что влияет не столько на саму работу предприятий, сколько отражается на экономических показателях страны. Потери фонда рабочего времени приводят к снижению объемов произведенной продукции и ВВП. По статистическим данным Минздравсоцразвития РФ, в 2011 году процент потерь ВВП, из-за неудовлетворительных условий труда, составляет 4,3%. Существенно подрывают экономику выплаты компенсаций и досрочных пенсий за работу во вредных условиях. Поэтому одной из задач государственной политики стал пересмотр вопросов охраны труда, принятие мер и решений по улучшению условий. Первым шагом стало изменение порядка проверки рабочих мест, условий труда на них.

Тридцать лет совершенствования.

Механизм АРМ был запущен в России в советское время. Стоит отдать должное развитию рыночной экономики, интенсивное развитие которой в 90-х годах дало ход развитию процесса аттестации. Вертикальная система советского периода по управлению народным хозяйством не смогла создавать нормальные и здоровые условия труда, чтобы обезопасить работников от влияния внешних факторов из-за того, что не выделялись должные материальные средства. К концу 80-х годов была предпринята попытка установления льгот и компенсаций людям, которые заняты на производстве с вредными условиями. Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за вредные условия труда, было утверждено Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС 3 октября 1986 года. Установление доплат прочно вошло в систему труда и продолжает существовать в современности. Но кардинальных преобразований в управлении охраной труда все же не произошло, потому как, по-прежнему, продолжало расти число несчастных случаев из-за нерационального производственного процесса, число профессиональных заболеваний. Сказался также и переход страны на рыночную экономику.

В 1992 году Министерство труда и занятости населения РСФСР утверждает Приказ «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Намеченные в нем цели остались актуальными и в современности: обязательное проведение аттестации на предприятиях, определение влияния производственных факторов, обоснование предоставления льгот и компенсаций, рационализация условий труда (меры по улучшению). Следующая попытка реформирования процесса была проделана с выходом Постановления от 14.03.1997 г. «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда», когда аттестация стала обязательным этапом для сертификации работ по охране труда на предприятии. Все оценки условий стали проводиться лабораторными методами, была определена проверка всех рабочих мест (ранее проверка мест вышестоящих должностных лиц не проводилась). В «новой» России, с выходом Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 года № 569, в котором накопленный опыт был учтен и использован в нововведенных правилах, процесс упорядочен. С этого момента АРМ становится важной подсистемой государственного управления по охране труда. Последним нормативным актом становится Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н (мы будем называть их «новые правила» и «новый порядок»). Кардинальных отличий нового порядка с предшествующим не наблюдается, но система анализа безопасности условий на рабочих местах приобрела более серьезный и требовательный характер.

Уже долгие годы аттестация служит инструментом обеспечения контроля безопасности условий на рабочих местах. Главный результат, который достигается при контроле – независимая оценка существующих условий, устранение недостатков в работе, улучшение условий.

Процесс подготовки и проведения аттестации – довольно сложный этап, требующий максимальной отдачи со стороны работодателя. Потому как здесь важен полученный результат не только для него, но и для работника. Новые правила, изменившие порядок, направлены на получение достоверных и объективных результатов. Особо подчеркивается значимость слова «объективность».

Ранее проведение аттестации контролировал государственный орган – Министерство здравоохранения и социального развития РФ. По указу Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 орган был преобразован в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд, – ред.). Контроль за охраной труда регулирует Минтруд, в ведении которого находится Федеральное агентство по труду и занятости населения РФ (Роструд, – ред.), которое совершает контроль и надзор в сфере соблюдения законодательства о труде.

С чего начать?

Аттестация является обязательным процессом. Для того, чтобы провести ее, работодателю необходимо ознакомиться с самим порядком проведения АРМ, что позволит обеспечить качество результатов.

Аттестация проводится один раз в пять лет. Но данное требование относится не ко всем рабочим местам. С учетом последних изменений в порядок о проведении АРМ (Приказ Минтруда № 590н от 12.12.2012 г.), с данной периодичностью проводится аттестация лишь тех рабочих мест, условия на которых были признаны вредными или опасными по результатам предыдущей аттестации. А также на рабочих местах, которые подлежат обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам. Ранее аттестация проводилась для всех, без исключения, рабочих мест с указанной периодичностью. В связи с изменениями, условия проведения АРМ несколько видоизменились, и теперь подлежать аттестации могут лишь рабочие места, на которых происходят следующие процессы:

  • выполнение работ с оборудованием, машинами, механизмами, устройствами, транспортными средствами;
  • эксплуатация, обслуживание, испытание, наладка и ремонт оборудования, машин, установок, механизмов, аппаратов, транспортных средств;
  • работа с источниками опасности, которые могут оказывать вредное влияние на сотрудника;
  • использование механизированного, электрифицированного и иного ручного инструмента;
  • хранение, перемещение и применение сырья, материалов;
  • вновь организованные рабочие места.

Рабочие места, на которых работники заняты на ПЭВМ, используют копировально-множительные аппараты, иную офисную и бытовую технику, аттестации не подлежат. Данное изменение пришлось по нраву представителям малого бизнеса, потому как оно позволяет значительно экономить финансовые средства, необходимые на проведение аттестации.

Таким образом, аттестация обязательна лишь для рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. Изменения относятся больше к производственной сфере, но и такие рабочие места, как повара, оператора АЗС, фармацевта, водителя, уборщицы, строителя также должны проходить периодическую проверку в установленные сроки.

Уточним: для вновь организованных рабочих мест аттестация проводится в течение одного года с момента ввода их в эксплуатацию. Ранее срок составлял 60 рабочих дней. Срок увеличен для того, чтобы увидеть, как проявит себя оборудование за более продолжительный срок эксплуатации, как отразится технологический процесс на сотрудниках.

В процессе проведения аттестации работодатель осуществляет организационные функции: определяет сроки проведения аттестации, издает приказ о проведении АРМ на предприятии и о его завершении, определяется с выбором участников согласно требованиям, несет ответственность за полученный итог работы. Руководство и контроль же полностью возлагается на аттестационную комиссию. В ее полномочия входит: составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, оформление необходимых документов по аттестации, карт аттестации для каждого рабочего места, разработка комплекса мероприятий по улучшению рабочей среды.

В оценке только независимые органы!

Обязательным условием при проведении АРМ по новому порядку является привлечение аттестующей организации. В предшествующих нормативных документах этот пункт был условным. То есть, работодателю давалось право свободного выбора привлечения подобной организации. Аттестация, как ее называли, «своими руками», в большинстве случаев, не давала объективных результатов, была нередко формальностью и не более. Согласно новым правилам, аттестующая организация должна являться юридическим лицом, быть совершенно независимой по отношению к деятельности работодателя и компетентна в предоставлении услуг. Кроме того, они должны быть аккредитованы в установленном порядке, что каждый работодатель может проследить в реестре компаний, оказывающих услуги в области охраны труда.

Работодателям необходимо быть внимательными при выборе организации. Потому как организации, проводящие аттестацию, для привлечения клиентов часто пользуются принципом, построенным на недостаточном знании специфики их работы. Это, главным образом, отражается не только на результатах, но и на стоимости работ. Каким образом формируются цены на аттестацию и как не быть обманутым, предлагаем ознакомиться в материале: «Цены на АРМ».

Одной из основных функций аттестующей организации являются оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, которая осуществляется путем инструментальных замеров факторов производственной среды. Измерения вправе проводить лишь те организации, в состав которых входит собственная испытательная лаборатория (ИЛ, – ред.). Она также должна соответствовать ряду требований, согласно которым осуществление деятельности в области АРМ является вполне законным: иметь поверенную приборную базу и высококвалифицированных специалистов по аттестации. Правомочность подтверждает аттестат аккредитации на выполнение услуг в заявленной области. С 2012 года порядок выдачи аттестатов был изменен. Более подробно об этом Вы можете узнать в материале: «Лаборатория по аттестации рабочих мест».

Инструмент бережливого производства.

Оценку рабочих мест можно использовать в качестве одного из инструментов бережливого производства. Производственная культура начинается, прежде всего, с безопасности сотрудников на рабочих местах. Путем глубокого анализа рабочей среды удается выявить любые несоответствия и причины, так или иначе, влияющие на ухудшение состояния здоровья работника, провоцирующие травмы и несчастные случаи на производстве. На языке аттестации – оценка травмоопасности, при которой определяется соответствие требований по защите от механических, электрических, токсических, температурных воздействий. Для повышения эффективности работы без травм необходимо также проведение обучения всех сотрудников вопросам охраны труда и качественное обеспечение сертифицированными средствами индивидуальной защиты.

Статистика по проведению АРМ в России.

Проведение аттестации отслеживают органы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде. Работодатель должен предоставлять результаты по мере завершения АРМ в государственную инспекцию по труду (ГИТ, – ред.), расположенную в субъекте РФ. Инспектор по труду осуществляет анализ данных и выносит общее решение о правомерности процесса.

Общие сводные данные по результатам проведения АРМ отражены на официальном сайте Роструда, где показана численность аттестованных и неаттестованных рабочих мест, допустимость и наличие ВОПФ на рабочих местах предприятий всех регионов страны. Материалы о проведении аттестации за 2012 год представили около 80 тысяч предприятий страны. По оценке ГИТ, показатель говорит о том, что законодательство по проведению АРМ выполняется не всеми работодателями, что может существенно снизить качество организации труда на рабочих местах.

Экспертиза безопасности труда, проверка рабочего места, анализ условий труда – этот ряд можно продолжать и далее, только, смысл этих словесных форм не изменится. Все они подразумевают в себе единое понятие – «аттестация рабочих мест». Этот процесс не несет в себе негатива, не имеет отрицательных сторон. Его цель – улучшение условий на рабочих местах даже там, где это бывает порой сложно сделать, но можно. Важно только четко и ясно представлять необходимость процесса и думать, прежде всего, о людях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Аттестация рабочих мест. Как проводить?

 

Аттестация рабочих мест на предприятии начинается с приказа, в котором указываются сроки проведения аттестации, ответственные за проведение аттестации лица, состав аттестационной комиссии, привлекаемые сторонние организации.

Следующим шагом в проведении аттестации рабочих мест является составление фотографий рабочего времени, в которых указываются характерные производственные операции, выполняемые работниками. Наиболее полной информацией о характере выполняемой работы владеют, как правило, непосредственные руководители рабочих, такие как мастера, прорабы, начальники участков и т.д. По возможности, в фотографии следует занести вредные факторы, с которыми сталкивается работник: пыль, предполагаемые вредные вещества, шум, вибрация, нахождение на открытом воздухе, перенос тяжестей и др. В дальнейшем это поспособствует при заключении договора на проведение инструментальных замеров аккредитованной лабораторией.

Замеры и расчет тяжести трудового процесса могут быть произведены специалистами предприятия самостоятельно либо с привлечением сторонней организации для консультации.

Инструментальные измерения и исследования уровней вредных и опасных факторов производственной среды должны быть проведены лабораторией, аккредитованной в системе аккредитации Республики Беларусь на соответствие требованиям СТБ ИСО/МЭК 17025. Следует обратить внимание на область аккредитации, поскольку именно она определяет возможность выдачи протокола инструментальных замеров без привлечения сторонних организаций и увеличения стоимости работ.

Далее результаты инструментальных замеров, расчета тяжести трудового процесса, и оценки напряженности трудового процесса заносятся в карту условий труда на рабочем месте. Согласно Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций, утвержденной Постановлением Минтруда 22.02.2008 г. № 35 полученные данные сверяются с нормативными значениями, выводится класс (степень) условий труда, высчитывается итоговая оценка условий труда.Карта подписывается председателем и членами аттестационной комиссии.

По результатам аттестации рабочих мест создаются перечни работников, имеющих право на пенсию по возрасту, дополнительный отпуск, доплаты, сокращенную продолжительность рабочего времени. Перечни согласовываются с профсоюзом и утверждаются приказом на предприятии. Разрабатывается план мероприятий по улучшению условий труда.

В процессе работы по проведению аттестации рабочих мест необходимо учесть множество факторов, от совокупности которых будет зависеть итоговая оценка условий труда, дающая право работникам на дополнительные доплаты за вредные условия труда, дополнительную продолжительность отпуска, право выхода на досрочную пенсию и т.д.

Для учета всех нюансов в результатах аттестации рабочих мест, учитывающих интересы работников и работодателей, необходимо комплексная и согласованная работа сотрудников предприятия и испытательной лаборатории на всех этапах проведения аттестации, предусматривающая возможность корректировки как исходных фотографий рабочего времени так и условий проведения инструментальных замеров. Результат работы должен соответствовать интересам, как работников, так и работодателей.

Кто поможет в проведении аттестации рабочих мест?

ООО "Политех - Оптимал" готовы  оказать  помощь по организации аттестации рабочих мест на предприятии: от разработки приказов, составления фотографий рабочего времени до приказа по ее результатам с  составлением карт аттестации.

Инструментальные замеры в рабочей зоне при аттестации рабочих мест проводятся аккредитованной лабораторией, в том числе: шум, вибрация, микроклимат, запыленность, освещенность, электромагнитное излучение мониторов, ряд органических (спирты, ароматические углеводороды, фенол, формальдегид, эфиры и др.) и неорганических (CO, NO, Nh4, Fe, Cu, Ni, Mn и др.) веществ.

 

Услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда

Компания: ООО "Политех - Оптимал"

(8033) 681-60-66
(8029) 689-60-66

E-mail для заявок: [email protected]

ohranatruda.of.by

Аттестация рабочих мест своими руками

Аттестация рабочих мест (АРМ, – ред.) предполагает анализ условий труда на рабочих местах. Неблагоприятно организованные рабочие места являются причиной возникновения профессиональных заболеваний и травм у работников. Нередко, работа в подобных условиях для сотрудника может обернуться ценой собственной жизни. Ответственность за организацию труда на предприятиях полностью возлагается на работодателя, как и проведение соответствующих порядков, направленных на создание соответствующей производственной среды. Проведение АРМ является прямой обязанностью руководителя (статья 212 ТК РФ).

Основным нормативно-правовым документом, который выдвигает требования по проведению АРМ, является приказ о порядке проведения.

Процесс АРМ официально стал рассматриваться в России в 1980-х годах прошлого столетия. Типовое положение о проведении оценок, утвержденное в 1986 году Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС назначало компенсации работникам, занятым во вредных условиях труда. В 1992 году вышел первый порядок проведения аттестации. Цели и задачи, которые легли в его основу, остаются актуальными в настоящее время. Последующая попытка реформирования порядка была предпринята в 1997 году. С этого момента аттестация стала обязательным этапом сертификации работ по охране труда в организациях. Впервые стали использоваться лабораторные методы анализа и оценки производственной среды рабочего места. В 2007 году вышел Приказ Минздравсоцразвития РФ № 569. Приказ по-новому рассмотрел вопросы аттестации, детализировал рекомендации и требования в связи с введением новых законодательных актов, нормативно-правовых документов, содержащих требования охраны и гигиены труда. Именно с его выходом активно стало использоваться понятие «аттестация рабочих мест своими руками» или, если быть более дипломатичными – самостоятельное проведение аттестации.

Самостоятельное проведение подразумевало организацию процесса, последующее его проведение, завершение с участием только лишь работодателя и представителей организации, в которой проводится аттестация. Помимо них для участия в АРМ могла привлекаться аттестующая организация (организация, которая имеет соответствующую аккредитацию на оказание услуг в области аттестации, подтверждающую право на проведение лабораторных измерений). Этот пункт порядка был введен впервые в процесс АРМ. Участие ее осуществлялось на паритетной основе в целях методического руководства, контроля над проведением работ. Из-за того, что ее присутствие носило больше рекомендательный характер, формально проведение АРМ оставалось прямой обязанностью работодателя и могло осуществляться самостоятельно по этапам, представленным в порядке. Для того, чтобы самостоятельно провести аттестацию, организация должна была иметь развитую службу охраны труда и специализированные лаборатории в ее составе. Данный способ не требовал больших финансовых затрат, но процедура часто сводилась только лишь к формальности. На практике реализация аттестации принимала довольно изощренные формы, то есть результаты нередко были не соответствующими действительности. Большинство работодателей не торопились с тем, чтобы улучшить ситуацию на рабочих местах. Для них важно было «как-нибудь провести» процедуру, чтобы не возникло претензий со стороны органов Роспотребнадзора, Ростехнадзора, трудовой инспекции, прокуратуры. Небережливое отношение к работникам, естественно, отражалось на их здоровье, а нередко и жизни. Подумать только, из-за несоответствия условий труда нормам охраны труда в стране было потеряно порядка миллиона жизней людей. И по большей мере, из-за недобросовестности работодателей, из-за неправильной организации процессов.

Сегодня действие этого порядка отменено и теперь процесс регулируется Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 г. № 342н. Остались прежними цели, задачи, использование результатов. Изменились лишь некоторые порядки в части обязательности процесса и ответственности руководителя. Теперь проводить аттестацию самостоятельно невозможно, потому как отчетливо прописано требование, что в ней обязательно должны быть задействованы аккредитованные аттестующие организации. В полномочия руководителя входит лишь организация процесса: определение сроков, состава аттестационной комиссии, специализированной организации для проведения лабораторных исследований, заключение гражданско-правовых договоров на оказание услуг, составление приказа о начале проведения работ и о завершении. Далее работодатель будет являться лишь сторонним наблюдателем, который не имеет права вмешиваться и препятствовать работе представителей аттестующих организаций при замерах производственных факторов.

При организации аттестации работодатели должны иметь хотя бы первоначальный багаж знаний по правилам проведения. Результатом бездейственности и недостаточной осведомленности может являться обман со стороны аттестующих организаций, результаты, не соответствующие действительности. К АРМ необходимо подойти уже заранее подготовленным, чтобы исключить подобные казусы, как, в принципе, должны быть подготовлены и специалисты (дополнительно с подготовкой персонала Вы можете ознакомиться в материале «Обучение при аттестации рабочих мест»). Представители со стороны работодателя в обязательном порядке должны входить в состав комиссии. Обычно включаются руководители структурных подразделений, которые являются ответственными за определенные виды производств, соответственно хорошо разбираются в организации производственных, технологических процессов. Поэтому многие работодатели стали практиковать самостоятельное обучение сотрудников вопросам охраны труда, отправляя их на специальные занятия по обучению членов аттестационной комиссии. Это правильное решение с их стороны. По словам Директора департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ Валерия Коржа, причиной несчастных случаев на производстве является неудовлетворительная организация работ, которая свидетельствует о недостаточной подготовке управленческих кадров в сфере охраны труда.

Помимо организации самого процесса АРМ, руководитель должен продолжать следить за охраной труда своего предприятия и после ее проведения. Нередко в производственный процесс вводятся новые рабочие места, новый вид оборудования, изменяются технологические процессы. Работодатель должен сразу же отреагировать на подобные изменения и организовать для рабочего места аттестацию. Она должна быть проведена не позднее 60 рабочих суток с момента ввода в эксплуатацию.

Новый порядок создан для того, чтобы исключить формальное проведение аттестации для каждого рабочего места, потому как важен объективный и достоверный результат при проведении АРМ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru


Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области