Является ли обучение по 44-ФЗ необходимостью? Обучение на фз 44


Обучение по 44-ФЗ: категории слушателей, объем, формы, стоимость (часть 1)

Федеральный закон N 44-ФЗ «О контрактной системе...» – федеральный закон, который регламентирует порядок осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заключение контрактов и их исполнение. Данный закон, как и обучение по нему, преследует множество целей:

  • Эффективность осуществления закупок товаров, работ, услуг. Выгодная и экономичная трата бюджетных средств – первостепенная цель Закона N 44-ФЗ, а также и один из главных принципов Бюджетного кодекса РФ. Согласно ст. 34 БК РФ заказчики «обязаны отталкиваться от заданных результатов так, чтобы использовался меньший объем средств (экономности)».
  • Обеспечение доступа к информации. Закон 44-ФЗ с помощью Единой Информационной Системы призван реализовать достижение данной цели, с помощью которой можно без труда отслеживать все этапы проведения закупок, жалобы и решения контролирующих органов по данным жалобам. Пользователям системы и контролирующим органам существенно упрощает работу информация, собранная в одном месте.
  • Предотвращение коррупции в сфере закупок. Во время проведения электронного аукциона все участники выступают не под собственными названиями, а под присвоенными номерами. По итогу заказчик постфактум узнает, кто выиграл аукцион. В запросе котировок конверты можно подавать обезличенными, только на процедуре вскрытия конвертов заказчик узнает, кто подал заявки. Подобные меры исключают возможность нечестной борьбы.

Кому и сколько нужно обучаться?

Как мы уже разбирали в предыдущих статьях:

Все сотрудники контрактной службы, комиссии по закупкам и руководитель организации заказчика должны иметь соответствующую квалификацию и регулярно проходить повышение квалификации по госзакупкам.

Давайте теперь разберем, какой минимальный срок обучения существует для каждой категории.

Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок (совместное письмо Минэкономразвития РФ N 5594-ЕЕ/Д28и и Минобразования РФ N АК-553/06 от 12.03.2015), регламентируют объем обучения следующим образом:

п. 2.3. Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 настоящих Методических рекомендаций.п. 2.4. В случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов.

П. 2.8 отражает информацию о том, что обучение в сфере закупок рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже, чем каждые три года для всех категорий обучающихся. 

В свою очередь, пунктом 12 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499, установлено, что формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Что же делать, если сотрудник, принимаемый на работу или уже работающий в контрактной службе, не имеет высшего образования и/или никогда не занимался закупками для государственных и муниципальных нужд, т.е не имеет необходимых навыков и компетенций?

В данном случае такого сотрудника необходимо направлять на курсы профессиональной переподготовки, которые, как мы уже выяснили, должны быть реализованы в объеме не менее 250 часов.

Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (ч. 5 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

О формах обучения, получаемых документах и стоимости обучения:

unitoria.ru

Является ли обучение по 44-ФЗ необходимостью?

О необходимости прохождения специальных обучающих курсов по управлению государственными и муниципальными закупками уже не один год ведутся неутихающие споры. Одни считают получение специального образования необходимостью, другие уверены, что такие курсы практически бесполезны. Попытаемся разобраться в этом вопросе не только с точки зрения действующего законодательства, но и практической действительности контрактного управляющего.

Требования Закона № 44-ФЗ к работникам контрактной системы

В соответствии со статьей 6 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), одним из основных принципов контрактной системы является принцип профессионализма заказчика.

Его смысл раскрывается в статье 9, согласно которой контрактная система предусматривает осуществление деятельности на профессиональной основе с привлечением специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Заказчики же в свою очередь принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Авторы закона в первых же статьях однозначно определяют свою позицию относительно рассматриваемой нами проблемы, утверждая, что деятельность в сфере госзакупок требует наличия специальных знаний и навыков. Заказчики должны всячески способствовать и участвовать в мероприятиях, направленных на повышение уровня профессионализма работников, с целью их соответствия изменяющимся требованиям и особенностям контрактной системы.

Иными словами, с точки зрения Закона № 44-ФЗ пройти обучающие курсы необходимо.

Преимущества обучающих курсов по 44-ФЗ

Чаще всего слушателями обучающих курсов становятся те, кто только начал работать с государственными и муниципальными закупками или планирует связать свою деятельность с Законом № 44-ФЗ. Для новичков в сфере контрактной системы обучение на специализированных курсах – это, пожалуй, единственная возможность получить комплексное и максимально достоверное представление о госзакупках.

В отличие от других источников информации, обучение по 44-ФЗ, как правило, включает в себя не только разбор теоретического материала, но и практические занятия, максимально приближенные к условиям реальной работы. Возможность живого общения с высококвалифицированными специалистами позволяет слушателям максимально эффективно усваивать знания, получать навыки реальной деятельности и разбирать возникающие вопросы.

Немаловажным фактором является возможность получения диплома или удостоверения государственного образца, подтверждающего квалификацию специалиста в области контрактной системы. На практике именно наличие какого-либо подтверждающего документа является для работодателя определяющим критерием при рассмотрении кандидатуры на вакансию контрактного управляющего или сотрудника контрактной службы.

Изменения требований к обучению в 2017 году

Окончательную точку в рассматриваемой нами проблеме ставят вступающие в силу с 01 января 2017 года изменения в Закон № 44-ФЗ. В новой редакцией части 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ, работники контрактной службы или контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что обучение работников контрактной системы на специализированных курсах – это вовсе не вопрос личного желания. Сегодня это необходимость. Получение специальных знаний и навыков – это требования закона, которые мы обязаны исполнять.

Кроме того, обучающие курсы – это один из лучших способов получения и усвоения теоретических и практических знаний и навыков о контрактной системе.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

good-tender.ru

Обучение в области госзакупок POINT-V.RU

Обучение в области госзакупок – вопрос выбора

Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» только вступил в силу и является относительно новым для применения. В предыдущей статье мы говорили о том, что обучение по тематике работы в области контрактной системы удовольствие, безусловно нужное, но недешевое. Хорошо, если обучение оплачивает работодатель, а если приходится тратить свои личные средства? Обычно вопрос эффективности собственных затрат стоит еще острее. Понятно, что учиться нужно, но как долго, в какой организации, за какие деньги? А главное, зачем?

Рынок обучения по госзакупкам

Перечень организаций, предлагающих обучение по закону №44-ФЗ и №223-ФЗ относительно невелик. Например, в Москве есть три основных крупных «игрока», три основных высших учебных заведения, у которых есть программы по повышению квалификации в области контрактной системы. Это Институт Госзакупок при ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», Институт управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева НИУ Высшая школа экономики, и конечно же Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС). Еще есть несколько учебных центров, у которых есть образовательные лицензии, к которым тоже можно обращаться.

Другая форма организации или отсутствие известной вывески совсем не значат, что там хуже учат. В любом из перечисленных известных или неизвестных заведений Вам выдадут соответствующую учебную программу, принципиально она не будет отличаться. Раздаточный материал, слайды презентаций, распечатку законов выдают везде и обязательно, так как это входит в стоимость обучения. Остальное зависит от слушателя – мы помним, что слушатель или берет знания, или нет. Обучить пассивного незаинтересованного слушателя почти невозможно, нужна заинтересованность и мотивация.

Как долго нужно учиться на курсах по 44-ФЗ?

На образовательном рынке в основном предлагаются программы от 72 до 144 часов, также есть семинары по 8 и 16 часов. С другой стороны, уже есть программы переподготовки от 256 учебных часов. Выбирать можно из всего диапазона предложений, все зависит от поставленных перед собой целей.

В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Закона «Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок». Если читать буквально, то надо иметь либо высшее, либо дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Стандарты высшего профессионального образования в сфере закупок еще не разработаны, но программы переподготовки (разработанные учебными организациями на свой страх и риск) уже есть.

В Законе не сказано, сколько часов надо учиться по программе дополнительного профессионального образования (ДПО). Ведущие игроки на образовательном рынке считают, что положенный объем начинается от 120 часов. Есть те, кто сообщает в своих материалах, что 72 часа обучения достаточно только членам комиссий. Поскольку разница в стоимости невелика, лучше выбирать обучение от 120 часов.

Формы обучения по закону 44-ФЗ

На сегодняшний день в образовании существует несколько форм обучения:

  1. традиционная очная форма обучения, при которой нужно каждый день ходить на занятия и учиться на протяжении примерно трех недель;
  2. очно-заочная и очно-дистанционная форма обучения, которая подразумевает посещение достаточно дорогого семинара в течение 3-5 учебных дней. Затем учащемуся выдают материалы и(или) временный доступ к интернет-ресурсу. По окончании выдают точно такой же документ об обучении на курсах объемом в 120 часов;
  3. заочная или дистанционная форма обучения – учащемуся открывают личный кабинет на онлайн ресурсе, предоставляют временный доступ к видеозаписям семинаров, учебным материалам лекций, презентаций. Обучение представляет собой полностью самостоятельную работу, по окончании которой необходимо пройти тестирование.

Плюсы и минусы обучения

Они есть во всех формах обучения.

  • Очная форма – удобна только тогда, когда есть возможность оторваться от работы на 3 недели. При этом есть возможность задать интересующие вопросы из практики применения закона непосредственно преподавателю. Но не стоит забывать, что на любых курсах есть много новичков, им нужны академические базовые знания, лектор будет ориентироваться именно на них.
  • Очно-заочная форма – удобна для тех, у кого мало времени. Прослушал семинар в течение недели и получил материал в сжатом виде, вместе с материалами обучения получил заветную корочку. Минус такой формы в том, что данное обучение относительно недешево и, несмотря на краткость, стоит так же, как полноценные очные курсы. Не каждый работодатель готов отдать серьезную сумму формально за 3 дня «живого» обучения.
  • Дистанционная форма – плюсом является низкая стоимость, по сравнению с очной формой, и отсутствие проблем местонахождения – учиться можно по всей России, лишь бы был интернет В условиях недостатка времени, на мой взгляд, этот вариант наиболее эффективен. Ну а главный минус очевиден – не каждый может себя мотивировать на самостоятельно обучение или работу.

Выбор из перечисленных вариантов — сугубо личное дело, в каждом случае он зависит от обстоятельств, возможностей и целей. Помните, в удостоверении не указывается форма обучения, а сами по себе знания важнее «корочек»!

Валерия Вахрамеева

Продолжение следует

Смотрите также

point-v.ru


Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области