Федеральный закон N 44-ФЗ «О контрактной системе...» – федеральный закон, который регламентирует порядок осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заключение контрактов и их исполнение. Данный закон, как и обучение по нему, преследует множество целей:
Как мы уже разбирали в предыдущих статьях:
Все сотрудники контрактной службы, комиссии по закупкам и руководитель организации заказчика должны иметь соответствующую квалификацию и регулярно проходить повышение квалификации по госзакупкам.
Давайте теперь разберем, какой минимальный срок обучения существует для каждой категории.
Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок (совместное письмо Минэкономразвития РФ N 5594-ЕЕ/Д28и и Минобразования РФ N АК-553/06 от 12.03.2015), регламентируют объем обучения следующим образом:
п. 2.3. Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 настоящих Методических рекомендаций.п. 2.4. В случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов.
П. 2.8 отражает информацию о том, что обучение в сфере закупок рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже, чем каждые три года для всех категорий обучающихся.
В свою очередь, пунктом 12 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499, установлено, что формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.
Что же делать, если сотрудник, принимаемый на работу или уже работающий в контрактной службе, не имеет высшего образования и/или никогда не занимался закупками для государственных и муниципальных нужд, т.е не имеет необходимых навыков и компетенций?
В данном случае такого сотрудника необходимо направлять на курсы профессиональной переподготовки, которые, как мы уже выяснили, должны быть реализованы в объеме не менее 250 часов.
Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (ч. 5 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
unitoria.ru
О необходимости прохождения специальных обучающих курсов по управлению государственными и муниципальными закупками уже не один год ведутся неутихающие споры. Одни считают получение специального образования необходимостью, другие уверены, что такие курсы практически бесполезны. Попытаемся разобраться в этом вопросе не только с точки зрения действующего законодательства, но и практической действительности контрактного управляющего.
В соответствии со статьей 6 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), одним из основных принципов контрактной системы является принцип профессионализма заказчика.
Его смысл раскрывается в статье 9, согласно которой контрактная система предусматривает осуществление деятельности на профессиональной основе с привлечением специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Заказчики же в свою очередь принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Авторы закона в первых же статьях однозначно определяют свою позицию относительно рассматриваемой нами проблемы, утверждая, что деятельность в сфере госзакупок требует наличия специальных знаний и навыков. Заказчики должны всячески способствовать и участвовать в мероприятиях, направленных на повышение уровня профессионализма работников, с целью их соответствия изменяющимся требованиям и особенностям контрактной системы.
Иными словами, с точки зрения Закона № 44-ФЗ пройти обучающие курсы необходимо.
Чаще всего слушателями обучающих курсов становятся те, кто только начал работать с государственными и муниципальными закупками или планирует связать свою деятельность с Законом № 44-ФЗ. Для новичков в сфере контрактной системы обучение на специализированных курсах – это, пожалуй, единственная возможность получить комплексное и максимально достоверное представление о госзакупках.
В отличие от других источников информации, обучение по 44-ФЗ, как правило, включает в себя не только разбор теоретического материала, но и практические занятия, максимально приближенные к условиям реальной работы. Возможность живого общения с высококвалифицированными специалистами позволяет слушателям максимально эффективно усваивать знания, получать навыки реальной деятельности и разбирать возникающие вопросы.
Немаловажным фактором является возможность получения диплома или удостоверения государственного образца, подтверждающего квалификацию специалиста в области контрактной системы. На практике именно наличие какого-либо подтверждающего документа является для работодателя определяющим критерием при рассмотрении кандидатуры на вакансию контрактного управляющего или сотрудника контрактной службы.
Окончательную точку в рассматриваемой нами проблеме ставят вступающие в силу с 01 января 2017 года изменения в Закон № 44-ФЗ. В новой редакцией части 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ, работники контрактной службы или контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что обучение работников контрактной системы на специализированных курсах – это вовсе не вопрос личного желания. Сегодня это необходимость. Получение специальных знаний и навыков – это требования закона, которые мы обязаны исполнять.
Кроме того, обучающие курсы – это один из лучших способов получения и усвоения теоретических и практических знаний и навыков о контрактной системе.
Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультацияgood-tender.ru
Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» только вступил в силу и является относительно новым для применения. В предыдущей статье мы говорили о том, что обучение по тематике работы в области контрактной системы удовольствие, безусловно нужное, но недешевое. Хорошо, если обучение оплачивает работодатель, а если приходится тратить свои личные средства? Обычно вопрос эффективности собственных затрат стоит еще острее. Понятно, что учиться нужно, но как долго, в какой организации, за какие деньги? А главное, зачем?
Перечень организаций, предлагающих обучение по закону №44-ФЗ и №223-ФЗ относительно невелик. Например, в Москве есть три основных крупных «игрока», три основных высших учебных заведения, у которых есть программы по повышению квалификации в области контрактной системы. Это Институт Госзакупок при ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», Институт управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева НИУ Высшая школа экономики, и конечно же Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС). Еще есть несколько учебных центров, у которых есть образовательные лицензии, к которым тоже можно обращаться.
Другая форма организации или отсутствие известной вывески совсем не значат, что там хуже учат. В любом из перечисленных известных или неизвестных заведений Вам выдадут соответствующую учебную программу, принципиально она не будет отличаться. Раздаточный материал, слайды презентаций, распечатку законов выдают везде и обязательно, так как это входит в стоимость обучения. Остальное зависит от слушателя – мы помним, что слушатель или берет знания, или нет. Обучить пассивного незаинтересованного слушателя почти невозможно, нужна заинтересованность и мотивация.
На образовательном рынке в основном предлагаются программы от 72 до 144 часов, также есть семинары по 8 и 16 часов. С другой стороны, уже есть программы переподготовки от 256 учебных часов. Выбирать можно из всего диапазона предложений, все зависит от поставленных перед собой целей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Закона «Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок». Если читать буквально, то надо иметь либо высшее, либо дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Стандарты высшего профессионального образования в сфере закупок еще не разработаны, но программы переподготовки (разработанные учебными организациями на свой страх и риск) уже есть.
В Законе не сказано, сколько часов надо учиться по программе дополнительного профессионального образования (ДПО). Ведущие игроки на образовательном рынке считают, что положенный объем начинается от 120 часов. Есть те, кто сообщает в своих материалах, что 72 часа обучения достаточно только членам комиссий. Поскольку разница в стоимости невелика, лучше выбирать обучение от 120 часов.
На сегодняшний день в образовании существует несколько форм обучения:
Они есть во всех формах обучения.
Выбор из перечисленных вариантов — сугубо личное дело, в каждом случае он зависит от обстоятельств, возможностей и целей. Помните, в удостоверении не указывается форма обучения, а сами по себе знания важнее «корочек»!
Валерия Вахрамеева
Продолжение следует
point-v.ru