В году 2018 порядок проведения выездной налоговой проверки остался прежним. Он регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации и имеет строгий список прав и обязанностей каждой из сторон. В этой статье будут рассмотрены основные положения и тонкости налоговых проверок на местах.
Стоит сразу отметить, что выездная проверка, в отличие от камеральной, осуществляется непосредственно в фактическом местонахождении проверяемого лица. В качестве такого лица могут выступать:
Подобные мероприятия могут проводиться исключительно по решению руководства территориального налогового органа, в котором зарегистрировано проверяемое лицо. Только официальный документ с подписью и печатью является достаточным основанием для осуществления проверки. В нём указываются данные субъекта проверки, а также информация об уполномоченных должностных лицах, которые отвечают за законность и правомерность действий во время процесса. Таким образом, каждый гражданин имеет право не допустить на территорию лиц, которые:
Во всех остальных случаях любое препятствование деятельности таких лиц расценивается как правонарушение и влечёт за собой ответственность, предусмотренную законодательством.
В свою очередь, лица, назначенные для проверки, имеют право находиться на целевой территории, осматривать, описывать имущество, проводить инвентаризацию, вести фото- и видеосъёмку. Также по первому требованию им должен предоставляться беспрепятственный доступ в любые помещения, связанные с профессиональной деятельностью проверяемого лица. Сюда относятся офисные, складские, торговые и любые другие точки, за исключением жилых помещений. Попасть в них против воли граждан можно только по решению суда.
Стоит отметить, что порядок выездной налоговой проверки содержит и ряд ограничений для проверяющих сотрудников ФНС. В частности, большая часть из них относится к регламенту и оповещениям, а также срокам проведения проверки:
Как показывает практика, контрольные органы довольно часто пренебрегают подобными требованиями, что является свидетельством нарушения действующего законодательства.
Сама процедура мероприятия также имеет чёткую структуру, однако может варьироваться в зависимости от объёмов проводимых операций.
После получения уведомления в установленные сроки проверяемое лицо обязано представить перечень документов, требуемых налоговой. Как правило, в него входит: первичная документация по товарам и активам предприятия или индивидуального предпринимателя; бухгалтерская отчётность; список имущества, находящегося на балансе; сведения о заключённых за подотчётный период (не более 3 лет до момента назначения проверки) имущественных и финансовых сделок и т.д. Также может быть проведена инвентаризация складов для сверки фактических данных с указанными в документах.
После получения требуемых документов в указанные сроки осуществляется сама проверка на месте. Уполномоченные лица имеют право находиться на территории предприятия всё это время. Последняя стадия – это составление акта проверки и его вручение проверяемому лицу. В акте указываются все обнаруженные правонарушения и сроки их ликвидации.
Однако у гражданина есть право оспорить или опротестовать часть положений или акт в целом. В таком случае в течение 10 дней следует написать заявление, которое будет рассматриваться руководством территориального налогового органа. Далее принимается решение о подтверждении решения ФНС либо его аннулировании. Если же и этот вердикт не устраивает проверяемого, он может обжаловать его в суде.
saldovka.com
О том, как налоговики готовятся к выездной и камеральной налоговой проверке вы можете так же узнать, прочитав статьи нашего эксперта, налогового адвоката Тылика Павла: «Должна ли ИФНС предупреждать о проверке».
Налогоплательщики (даже добросовестные) крайне негативно относятся к любым проверкам, но особенную нелюбовь у компаний и организаций вызывает выездная налоговая проверка. Причины понятны: мало того, что налоговики обрушиваются «как снег на голову», но для них нужно создавать приемлемые условия для работы, а физическое присутствие проверяющих в офисе создаёт атмосферу нервозности, стресса для сотрудников, нарушает привычный ритм работы.
Подготовиться к плановой камеральной проверке всегда можно заранее: продумать ответы на каждый вопрос, добыть недостающие документы или внести исправления в имеющиеся, попытаться «заткнуть дыры». С выездной так не получится: в одно прекрасное утро вы просто встречаете гостей, которые вовсе не обязаны ставить вас в известность о визите заблаговременно (письмо ФНС № АС-37-2/15853 от 18.01.2010).
Можно ли узнать о предстоящем визите налоговиков заранее? Напрямую, позвонив по телефону или обратившись с письменным запросом – нет. Но есть косвенные методы, используя которые, можно с большой долей вероятности предугадать предстоящую проверку:
Как быть, если у вас крохотный офис и физически невозможно выделить даже одно рабочее место для сотрудника налоговой? Налоговики должны лично убедиться в невозможности работы «по адресу» и тогда они будут базироваться у себя в налоговой, а ваша задача – привезти им все нужные документы для работы туда.
У налоговых органов есть план проверок, который, разумеется, не является достоянием широкой общественности. Почему они пришли именно к вам и причем именно сейчас?
Согласно Концепции выездных проверок (приказ ФНС № ММВ-7-2-297), налоговики формируют свой план на основании оценки рисков работы компании, отдавая себе отчет, что всех юридических и физических лиц в стране поголовно проверить невозможно технически, поэтому контроль осуществляется выборочно.
У кого есть повышенные шансы попасть под пристальное внимание и очутиться «под колпаком»? Вот некоторые критерии:
Всё перечисленное само по себе ‒ не беда и не преступление, а только «маячки», повод для подозрений! Внезапный визит гостей из инспекции может быть вызван сведениями, полученными от органов внутренних дел или ФСБ, результатами допросов бывших и действующих сотрудников иных юрлиц. Автоматические системы типа «НАЛОГ-3» могут указать на подозрительные финансовые трансакции, связанные с фирмами-однодневками, что также может побудить ФНС заинтересоваться деятельностью вашей компании.
Важно помнить, что у фискальных органов существует свой внутренний план, основным показателем которого является наполнение бюджета. Это означает, что в успешную и прибыльную компанию могут прийти «просто так», если наполняемость бюджета низкая и нужно срочно «заткнуть дыры» за счет доначислений и штрафов.
Несомненно, основной объект интереса налоговой проверки – правильность исчисления налогов, своевременная уплата денег в бюджет. Проверяющие из ФНС не должны интересоваться посторонними делами организации, находящимися вне рамок их сферы интересов и компетенции.
Исключения минимальны:
Юридически право назначить проверку имеется только у руководителя налогового органа по месту работы организации, действует территориальный принцип (п.2 ст. 89 НК). Есть небольшие исключения, касающиеся крупных компаний или организаций, которые имеют сеть удаленных филиалов, подразделений. Если это так, то инициировать проверку вправе налоговый орган, который осуществил постановку организации на учет, даже если он территориально расположен в другом регионе.
Непрошенные визитёры обязаны сразу же, «с порога», предъявить директору организации официальное решение о проведении выездной налоговой проверки. В официальной бумаге должны содержаться как полное, так и сокращенное название компании, если действия осуществляются с ИП – его ФИО. Далее в решении должна содержаться информация о предмете проверки и о периоде, который будет подвергаться контролю. Обязательно наличие сведений о проверяющих: указываются ФИО сотрудников, занимаемые ими должности.
После предъявления решения и ознакомления с ним директора организации обычно проводится собеседование как с руководством, так и с другими лицами, отвечающим за налоги – заместителями, финансистами, главным бухгалтером. Уклоняться от разговора – глупая тактика, стоит подумать, как установить контакт и наладить сотрудничество, но в рамках корпоративного этикета и правил.
Вероятно, для начала проверяющие захотят воочию познакомиться с основными правоустанавливающими документами, на базе которых организация осуществляет свою деятельность. Это свидетельство о регистрации и постановке на учет в налоговой, устав, лицензии, учредительные документы, приказы о назначении должностных лиц, документы прав собственности на недвижимость и землю.
Выездная налоговая проверка в 95% случаев сопровождается инвентаризацией, что помогает налоговикам оценить движение товарно-материальных ценностей и так собрать ценные сведения о хозяйственной деятельности проверяемой фирмы. Сотрудники налоговой имеют полное право подвергать осмотру офисные комнаты (не путать с обыском – это совсем иное процессуальное действие), посещать склады, цеха, торговые залы, подсобки и задавать при этом неожиданные вопросы. Нельзя запрещать им посещать те или иные площади, препятствовать этому, но стоит обязательно отрядить парочку сотрудников в роли свидетелей или понятых – на случай составления Акта осмотра.
Согласно статьям 93 и 93.1 НК налоговые органы имеют право истребовать любые документы, касающиеся финансово-хозяйственной сферы деятельности компании. Если налоговики опасаются намеренного утаивания бумаг либо их сокрытия с целью уничтожения или тайного внесения в них изменений, сотрудники налоговой вправе произвести выемку, но только в дневное время.
Иногда для установления истины налоговые органы прибегают к экспертизам документов (ст. 95), в крайнем случае – к допросу свидетелей (вовсе необязательно сотрудников проверяемой компании).
Обычно «мишенями» налоговых инспекторов становятся товарные накладные и фактуры, банковские бумаги (платежки и выписки), книги покупок и продаж, книга учетов доходов и расходов. В ряде случаев выездная налоговая проверка уделяет внимание начислению зарплаты работникам, расчетно-платежным ведомостям. Это несложная задача для опытных проверяющих: именно здесь концентрируются недочеты, ошибки, опечатки, поскольку этих первичных документов всегда много и уследить за правильностью их оформления в организации бывает трудно. Часто отсутствуют печати или подписи, неполностью заполняются реквизиты, но от штрафов такие, казалось бы, мелочи не избавят.
После проведения всех процедур проверяющие неторопливо систематизируют информацию, формируют итоговые документы проверки.
Как только выездная налоговая проверка закончена, проверяемый получает короткую справочку – сухой документ, лишь фиксирующий факт завершения работы, после чего любые проверочные действия считаются незаконными. Обычно справка передается руководству налогоплательщика в самый последний день.
По закону, на составление итогового Акта налоговикам отводится 2 месяца. Форма Акта оговорена Приказом ФНС ММВ-7-2/189, документ состоит из вводной, описательной и итоговой части. Даже если абсолютно никаких нарушений Налогового кодекса не обнаружено во время ВНП, всё равно Акт составляется и подписывается.Что написано в Акте?
Акт передается директору или руководителю под расписку в течение пяти дней, начиная от даты, которая на нем стоит, на акте ставиться подпись получателя. Если проверяемый отказался подписывать Акт и вовсе брать его в руки, то на документе ставиться запись об этом, экземпляр Акта отправляется заказным письмом по месту нахождения налогоплательщика.
Принято, что с даты проставления почтового штампа на письме должно пройти 6 дней (для компаний с иностранной юрисдикцией – 20 дней) и будет считаться, что Акт вручен плательщику. Именно с 6 дня начинается отсчет срока для обжалования (возражений) по проверке.
Если руководитель компании имеет возражения по содержательной части Акта и выводам, у него в распоряжении остается один месяц для предоставления в налоговые органы письменных возражений. Никогда не пренебрегайте возможностью этой апелляции: если у вас есть законные аргументы, можно что-то оспорить и сэкономить немалые средства.
Если что-то недоплачено или вовсе не уплачивалось, налоговики производят пропорциональные доначисления и обязуют организацию выполнить свой долг по уплате налогов. За нарушения привлекают к ответственности, самое малое из возможных мер – штрафы и пени.
Кстати, налоговики в любой момент могут обратиться в Следственный комитет или прочие органы правосудия, если выявят серьезные нарушения законодательства. Сотрудники органов могут официально принимать участие в проверке, если нарушения «тянут» на уголовную статью.
Наверняка в организации работают сотрудники, вина которых доказана, даже если это были случайные ошибки в оформлении. Руководитель организации обязан привлечь виновных к дисциплинарной ответственности, что отражается приказом, но также вправе отказаться от привлечения сотрудников к ответственности.
Закон (НК РФ) устанавливает стандартный двухмесячный срок для работы налоговиков «на выезде». Отсчет времени на проведение налоговых проверок стартует, начиная с даты решения о проведении ВНП до даты, которая будет стоять на справке (на этом проверка финиширует).
Однако, по ряду причин срок продлевается до двух или шести месяцев, решение об этом принимает руководитель проверяющего налогового подразделения. Для продления должны быть веские причины, часть которых перечислена в приказе ФНС от 8 мая 2015 года № ММВ-7-2/189:
Иногда проверка может быть поставлена «на паузу», через некоторое время отсчет срока возобновляется. Такое право «паузы» применяется, ели есть нужда в проведении экспертиз, устанавливающих подлинность документов, для перевода бумаг с иностранных языков на русский. НК РФ устанавливает срок приостановки не более 6 месяцев (п. 9. Ст. 89).
Есть ли предельный срок на проведение выездной налоговой проверки? Да, он равняется одному году, включая все продления и «паузы».
По статистике за 2017 год 99% выездных налоговых проверок закончились штрафами и пенями. Реально ли «подстелить соломки», заранее подготовиться к визиту налоговиков, снизить возможные последствия от проверки? На 100% — нет, налоговики всё равно хоть что-нибудь, да найдут. Но средства снизить риск до минимума всё же имеются.
Худшая стратегия – ничего не предпринимать: в этом случае есть шанс подпасть под все возможные штрафы и пени. Выездная налоговая проверка – не приговор, при внимательном отношении к работе бухгалтерии, финансового отдела и менеджеров компании потери будут минимальны.
nalog-blog.ru
Каждый предприниматель сталкивается с разными налоговыми проверками. Они могут быть камеральными или выездными, плановыми или внеплановыми. Проводятся исключительно инспекторами, работающими в ФНС, причем для посещения самого предприятия назначается специальная комиссия. Важно разобраться, что такое выездная налоговая проверка, когда она проводится в отношении определенного предприятия, в какие сроки выполняются запланированные мероприятия, а также какова цель проведения.
Инспекторы утверждают, что именно посещение предприятия и исследование его документации на месте – это наиболее эффективный и надежный способ проверки компании. К особенностям выездной налоговой проверки относится:
Проверка выполняется по месту нахождения компании. Если у фирмы имеются филиалы в других городах, то изучаться документация может в этих подразделениях.
Практически все фирмы опасаются данного мероприятия, так как практически всегда инспекторы выявляют значимые нарушения, что приводит к привлечению руководства фирмы к ответственности. Но проведение выездной налоговой проверки обладает определенными ограничениями.
К ним относится то, что планово не получится проверить документацию предприятия, если фирма была открыта меньше трех лет назад. За один период невозможно изучить одни и те же бумаги два раза.
Процедура может выполняться разное количество времени, так как на это влияют разные факторы. Стандартно срок выездной налоговой проверки равен двум месяцам, причем этот временной промежуток четко указывается в НК.
Если имеются сложности или слишком много документов, то допускается увеличивать процесс до четырех месяцев. Если изучаемая компания закрывается, то срок выездной налоговой проверки может достигать шести месяцев.
Полгода – это максимальный срок, в течение которого могут проверяться инспекторами документы фирмы в ее офисе, если не приостанавливается этот процесс по разным причинам.
Процедура может быть разной, так как отличается по различным критериям.
Критерии проверки | Виды |
По методу проведения | Сплошная. Такая выездная налоговая проверка предполагает изучение всех имеющихся документов и отчетов. Это позволяет найти разную документацию, которая считается подозрительной для инспекторов. |
Выборочная. Изучаются документы, касающиеся только определенного налога или периода. Дополнительно исследованию могут подвергаться бумаги, которые вызывают подозрение у инспекторов. | |
По объекту исследования | Изучение непосредственного налогоплательщика. |
Проверка филиала предприятия. | |
Исследование группы налогоплательщиков. | |
По налогам | Тематическая. Проведение выездной налоговой проверки такого вида заключается в том, что изучению подвергается какой-либо один вид налога. |
Комплексная. Предполагает, что изучаются документы по всем налоговым отчислениям. | |
По способу организации | Плановая. Такие выездные проверки налоговых органов выполняются только после предварительного уведомления налогоплательщика о посещении инспекторов. |
Внеплановая. Выполняется после получения определенной жалобы на фирму или доказательств серьезных нарушений, поэтому, чтобы застать руководство и работников врасплох, инспекторы посещают предприятие без предупреждения. |
Именно внеплановые проверки считаются самыми жесткими и страшными для всех компаний. Это обусловлено тем, что работники не могут подготовиться к посещению проверяющих, поэтому нередко теряются и пугаются. Проводятся такие исследования достаточно редко, так как должны иметься подозрения у инспекторов, что, если будут уведомлены работники фирмы, то они могут уничтожить важную документацию. Основанием выступают жалобы или непосредственные доказательства серьезных нарушений, допускаемых работниками фирмы во время функционирования компании.
Процесс проверки заключается в реализации нескольких этапов, так как первоначально отбираются налогоплательщики, которые будут посещены инспекторами. По окончанию исследования принимается решение специалистами на основании полученных сведений. Каждый этап требует выполнения определенных комплексных действий.
Подготовительный этап предполагает формирование плана выездных налоговых проверок. В нем содержатся сведения о том, какие именно предприятия будут исследоваться, сколько времени примерно будет тратиться на каждого участника, а также когда именно будет посещена та или иная компания. Дополнительно выполняются действия:
При выборе фирм, которые будут задействованы в проверке, ФНС пользуется своими источниками данных, а также учитываются разные жалобы и другие данные о предприятиях.
После сбора нужных данных относительно всех компаний, создается на каждого налогоплательщика специальное досье.
Процесс выбора компаний, в отношении которых будет проводиться выездная проверка, делится на несколько последовательных этапов. К ним относится:
Суть выездной налоговой проверки заключается не только в выявлении различных нарушений, но и в предотвращении их последствий, поэтому, если по результатам камерального изучения документации появляются подозрения, что фирма систематически нарушает правила расчета разных налогов, то она обязательно будет проверена на месте.
При определении того, какие именно налогоплательщики будут включаться в этот список, учитываются инспекторами разные параметры. Но при этом сами фирмы могут определить, будет ли проведена в их отношении выездная налоговая проверка. Наиболее часто в список включаются фирмы с такими характеристиками:
Сами предприятия должны анализировать риски включения их в план проверок. Непосредственно на сайте ФНС выложены положения, на основании которых выполняется организация выездной налоговой проверки. Сюда же присоединяются критерии, по которым включаются фирмы в план.
Проверке подвергается документация, имеющая отношение к разным налоговым сборам или иным платежам. Допускается, чтобы проверялись не только налоги. Выездная налоговая проверка предполагает изучение бумаг, которые позволяют выявить разные несоответствия и недоимки.
Запросить инспекторы могут документацию:
Срок проведения выездной налоговой проверки в большинстве случаев зависит от того, какое количество документов придется изучить специалистам.
Процесс оповещения зависит от того, будет ли исследование плановым или внеплановым. В первом случае выездная проверка налоговой инспекции выполняется после предварительного оповещения налогоплательщика. Для этого обычно направляется письмо по адресу нахождения фирмы.
Если же важным моментом исследования выступает эффект неожиданности, то работники компании никаким образом не уведомляются о планируемом процессе. Это относится к внеплановым проверкам.
План является конфиденциальным документом, поэтому, если сотрудники ФНС будут разглашать информацию из него, то они будут привлекаться к ответственности. Поэтому внеплановая выездная налоговая проверка проводится без уведомления налогоплательщика.
Если выполняется плановое исследование, то первоначально все налогоплательщики, включенные в список, уведомляются о планируемом мероприятии. Обычно для этого используются способы:
Далее представитель фирмы должен прийти в отделение ФНС для получения копии решения о проверке. На экземпляре учреждения надо расписаться.
Для проведения этого исследования не надо ждать, когда будет получено разрешение от руководства ФНС, а также налогоплательщик не оповещается об этом мероприятии. При этом должны иметься веские основания для такой проверки. К ним обычно относится:
Существуют определенные ситуации, когда надо безотлагательно и оперативно провести проверку. Для этого работники ФНС должны направить в прокуратуру специальное извещение, после чего уже на следующий день начинается исследование компании.
Процедура исследования любого учреждения предполагает реализацию последовательных этапов. Порядок проведения выездной налоговой проверки заключается в выполнении действий:
Если после проверки выявляются разные значимые нарушения, то фирме придется уплачивать штрафы, а нередко вовсе должностные лица привлекаются к уголовной или административной ответственности. Именно поэтому руководители предприятий так не хотят, чтобы в отношении них проводилась выездная налоговая проверка. Период проверки документов обычно не превышает двух лет, но допускается запросить документы за прошлые налоговые периоды, чтобы выявить недоимку или другие проблемы.
Для проведения мероприятия требуется получать инспекторам необходимые документы. Порядок выездной налоговой проверки предполагает возможность изымать документацию за разные периоды. При совершении этого процесса должны присутствовать работники предприятия, понятые, не работающие в ФНС и в проверяемой организации, а также сами инспекторы.
Перед тем, как будут изъяты документы, инспектор передает руководителю фирмы соответствующее постановление, а также разъясняет, какими правами и обязанностями обладает гражданин. Первоначально предлагается добровольно отдать документы, а если на такую просьбу проверяющие получают отказ, то они изымают бумаги принудительно.
Процедура исследования проводится только в дневное время, но при этом может превышать срок работы предприятия. Не проверяются документы с 22 до 6 часов.
Как только будут проведены все исследования по отношению к документации предприятия, проверка заканчивается. Она оформляется путем составления специальной справки по установленной форме. Она представлена приложением № 7 к приказу ФНС № ММВ-7-2/189.
В ней не прописываются результаты выездной налоговой проверки, так как она необходима только для уведомления руководства фирмы о том, что процедура была закончена. В ней содержатся сведения:
Если документ лично передается руководителю предприятия, то он должен поставить на копии подпись с расшифровкой. После составления справки считается, что была закончена проверка, поэтому далее не разрешается инспекторам запрашивать какие-либо дополнительные документы или вовсе находиться в компании.
Основной целью проверки выступает выявление разных нарушений, связанных с уплатой различных налогов или другими платежами. Поэтому всегда принимается решение по результатам выездной налоговой проверки. Для этого формируется специальный акт.
Акт выездной налоговой проверки формируется в течение двух месяцев после окончания исследования. Отсчет ведется с того момента, когда налогоплательщик получил справку об окончании проверки.
В ст. 100 НК и Приказе ФНС № ММВ-7-2/189 содержатся основные требования к форме и содержанию данного документа. К главным правилам формирования акта относится:
Акт обязательно подписывается руководством проверенной фирмы и ФНС. Один экземпляр передается налогоплательщику в течение 5 дней после составления документа. Если отказываются работники предприятия принимать акт, то он отсылается заказным письмом.
Выездные исследования документации компании – это неприятный момент для каждого предприятия. Нередко работники и руководители фирм теряются, не желают передавать документы проверяющим или ведут себя неправильно. Поэтому желательно учитывать несколько ценных рекомендаций:
Если учитывать вышеуказанные рекомендации, то гарантируется отсутствие проблем у руководства компании при общении с инспекторами.
Компании могут закрываться по разным причинам, так как может отсутствовать прибыль или достигается цель открытия предприятия. Процесс может быть не только добровольным, но и принудительным.
Некоторые фирмы при ликвидации подвергаются проверкам со стороны ФНС. Для этого приезжают проверяющие в офис компании. Работники инспекции определяют, имеются ли у компании долги, можно ли их погасить, а также выявляются другие значимые факторы. Именно поэтому, если руководство принимает решение закрыть фирму, то об этом надо оперативно известить ФНС.
При такой проверке надо выделить проверяющим отдельный кабинет. Они могут запрашивать документы за три года работы фирмы. Руководитель предприятия может присутствовать во время проведения исследования.
Таким образом, выездные проверки являются эффективным способом контроля со стороны ФНС. Они могут быть плановыми или внеплановыми. Проводятся в правильной последовательности действий. Каждый руководитель фирмы должен хорошо разбираться в том, какими правами и обязанности обладают инспекторы, какие документы они могут запрашивать, а также как должны оформлять окончание проверки. В этом случае можно защищать и отстаивать свои права при их нарушении со стороны работников ФНС.
fb.ru
Выездная ревизия призвана контролировать правильность и своевременность исчисления и уплаты налогов организациями. Порядок ее проведения регламентирует ст. 89 НК, ведомственный Регламент ИФНС, нормативная база субъектов РФ, методические рекомендации, утвержденные налоговой службой. Главная цель ревизии — обеспечить в полном объеме поступление налогов в бюджет. В данной статье мы рассмотрим как проходит выездная налоговая проверка ООО.
Контрольные процедуры осуществляются на территории предприятия.Ревизия назначается руководителем налоговой (ИФНС). Решение должно включать следующую информацию:
Документ вручают руководству или доверенному лицу ООО. День его составления и будет датой начала ревизии. Правильно оформленное решение — основание для допуска ревизоров на территорию субъекта.
Вместе с этим документом фирма получает требование на предоставление бумаг. Контролеры вправе запрашивать любые документы, касающиеся исчисления налогов и их уплаты.
С 30.07.2013 ревизоры вправе запрашивать у организации любые бумаги по сделкам с контрагентами, в т. ч. первичные документы (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Проверка может затрагивать 3 года, предшествующих году ее проведения. Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца. Читайте также → как проходит выездная проверка ИП?
В зависимости от особенностей проведения выездные проверки делятся на несколько видов.
Критерий | Вид выездной проверки | Характеристика |
Метод проверки | Сплошная | Проверяются все документы. |
Выборочная | Бумаги запрашиваются выборочно. | |
Проверяемые налоги | Комплексные | Проверка соблюдения всех норм НК. |
Тематические | Проверка отдельных налогов. | |
Целевая | Ревизия одного из направлений деятельности. | |
Объект проверки | Проверка ООО | Проверяется сама фирма. |
Проверка филиала | Проверяется филиал (представительство) компании. | |
Повторная ревизия | Проверка работы ИФНС | Вышестоящая структура проверяет, как ИФНС провела первоначальную ревизию. |
В связи со сдачей уточненки | Проводится, если в уточненке сумма налога меньше первоначального значения. | |
Способ организации | Плановая | Налоговая уведомляет о своем прибытии заранее. |
Внеплановая | Ревизоры приезжают без предупреждения. |
При отсутствии помещения для выполнения контрольных процедур,ревизия может проводиться в ИФНС или в арендуемом фирмой помещении. Этот факт должен быть зафиксирован: ставится отметка в акте или решении ИФНС.
Срок ревизии может продлеваться до 4-6 месяцев в отдельных случаях:
Если компания уклоняется от получения документов от ревизоров, их высылают заказным письмом. Датой принятия будет шестой день после отправки.
Контролеры не могут проводить более двух выездов к ООО за 1 год. Запрещено проводить повторную выездную ревизию по одинаковым налогам за проверенный ранее период. Исключениями являются ликвидация или реорганизация ООО либо проверка ревизионной работы ИФНС вышестоящей структурой (см. → как закрыть ООО без налоговой проверки?).
Если ревизия назначена по причине представления уточненки, то проверяться будет тот период, за который она сдана, даже если он выходит за рамки 3-летнего ограничения.
При отборе кандидатов для проверки, ИФНС анализирует информацию об организации из внутренних и внешних источников.
Ежегодно ИФНС составляет план проведения контрольных мероприятий. В него попадают фирмы, имеющие следующие критерии отбора:
Рассмотрим порядок планирования выездных ревизий на примере четырех фирм.
Фирма | Показатели организаций | ||||
Сдача отчетности | Уплата НДС | Уплата налога на прибыль | Применение спецрежимов | Дополнительные данные | |
№ 1 | Регулярно | Да | Да | — | Нет |
№ 2 | Нет | Нет | Нет | — | Получены деньги за услуги |
№ 3 | Нерегулярно | Нет | Нет | Упрощенка | Штат — 98 человек |
№ 4 | Регулярно | Вычет | Убыток | — | Убытки; НДС к возмещению |
Фирма 1 — добросовестная компания. Находится на общем налогообложении, отчитывается своевременно, имеет прибыль. Организация не имеет показателей, свидетельствующих о нарушении НК. Ревизия нецелесообразна.
Фирма 2 — зарегистрирована, но не платит налоги и не отчитывается. По данным другой ИФНС, организация получила средства за услуги от учредителя-физлица. Итог: обязательное включение в план выездных проверок.
Фирма 3 — работает на УСН, отчеты сдает нерегулярно. Госстатистика сообщила о средней численности за прошлые 3 года: 98 человек. Показатель близок к границе нормы (100 чел.) Проверка необходима.
Фирма 4 — отчеты сдает. В течение 5 лет деятельность убыточная. Суммы НДС постоянно показаны к возмещению. Вывод: камералка по НДС и выездной контроль.
В ходе выездного контроля инспекторы могут прибегнуть к дополнительным контрольным мероприятиям.
Название процедуры | Описание | Статья НК РФ |
Истребование бумаг | Необходимо для налогового контроля; ревизоры вправе изучитьоригиналы документов. | 93, 93.1 |
Выемка | Применяется для выявления и подтверждения нарушений норм НК. | 94 |
Осмотр | Осмотр территорий, имущества, помещений. | 91, 92 |
Инвентаризация | Сопоставление сведений в документах фактическому наличию имущества и обязательств. | 89 |
Экспертиза и заключение | Участие специалиста и оформление его выводов, если они значимы для ревизии. | 95 |
Допрос/вызов свидетеля | Проводится допрос свидетелей или они вызываются для дачи показаний. | 90 |
Услуги переводчика | Используют для перевода иностранных документов. | 97 |
Также в ходе выездного контроля используют данные камеральных проверок и встречную выездную ревизию контрагентов организации.
Объем дополнительных процедур инспекторов при проведении ревизии закреплен ст. 90-98 НК РФ. При осмотре помещений обязательно присутствие третьих лиц (понятых). Ими не могут быть сотрудники ИФНС.
Все дополнительные мероприятия должны проводиться ревизорами в соответствии с законодательством. Доказательства, обнаруженные с нарушениями норм НК, не могут быть использованы в суде.
В последний день ревизии налоговики составляют и выдают организации справку, а в последующие два месяца – акт о результатах проверки. Он содержит итоговую информацию о проведенном контроле, рекомендации, выявленные нарушения, меры ответственности с указанием статей законодательства.
При несогласии с итогами ревизии налогоплательщику следует подписать акт. Свои возражения можно подать в ИФНС в письменном виде. Следует приложить копии оправдательных документов с подписями и печатями. Сделать это нужно в 30-дневный период со дня подписи в акте.
Акт вручается представителю фирмы лично. При уклонении от его получения ИФНС вправе выслать его заказным письмом.
Основные характеристики рассмотрения материалов ревизии приведены в таблице.
Норма | Разъяснение |
Чем регулируется | Ст. 101 НК РФ. |
Кто проводит | Руководитель (заместитель) ИФНС, осуществлявшей ревизию. |
Место проведения | ИФНС, проводившая контроль |
Документы для рассмотрения | 1). Акт проверки; 2). Возражения ООО в письменной форме; 3). Иные материалы, в т. ч. истребованные ранее бумаги налогоплательщика. |
После рассмотрения материалов ревизии выносится решение: привлечь фирму к ответственности или нет. ИФНС может назначить проведение дополнительных действий. Если фирма привлекается к ответственности, ей направляют требование на уплату задолженности, пеней и штрафов.
По итогам ревизии ООО могут привлечь к налоговой, административной или уголовной ответственности. Оспорить результат ревизии компания может в вышестоящей инспекции, обратиться в Арбитраж или в обеих инстанциях.
В ООО «Стужа» с 26.11.2015 началась выездная ревизия. Проверяющие обнаружили ряд нарушений, связанных с перечислением авансов по налогу на имущество. Привлечь компанию к ответственности они не вправе. Санкция распространяется исключительно на неуплату налога, а не авансов по нему. Если со дня совершения правонарушения до дня оформления решения прошло 3 года, фирма не может привлекаться к ответственности. Срок исковой давности истек.
Налоговая ревизия может привести к неблагоприятным последствиям для ООО. Минимизировать риск ее назначения можно, придерживаясь следующих рекомендаций:
Вопрос №1.В день завершения выездной налоговой ревизии ООО получило вместе со справкой о ее окончании, требование о представлении бумаг для проверки. Правомерно ли это?
Данные действия налоговиков правомерны. Если запрошенные бумаги фирма не представит, то применяются штрафные санкции: 200 р. за каждый документ, в отношении директора — штраф 300-500 р.
Вопрос №2. Вправе ли фирма сменить свой юридический адрес в период выполнения выездногоконтроля?
Да, вправе.ИФНС может вынести решение о назначении ревизии даже в день снятия организации с учета. При внесении изменений в ЕГРЮЛ о местонахождении ООО ревизия все равно будет продолжаться. Решение по ее итогам приметпрежняя налоговая.
Вопрос №3. Препятствует ли ревизия ИФНС ликвидации фирмы?
Начиная с 31.03.2015, если фирма находится в процессе ликвидации и проводится ее выездная ревизия, то регистрирующий орган уведомляют о составлении баланса по ликвидации только после вступления в силу решения по итогам ревизии.Также регистрация не производится до принятия решения по судебному иску.
Итак, ликвидационные действия юрлица возможны только после вынесения итогов ревизии.
Вопрос №4. Могут ли проводить ревизию лица, не фигурирующие в решении?
Не могут. При изменениях в составе проверяющих, это должно оформляться новым решением о проведении ревизии.
Вопрос №5. Какой смысл имеет указание в решении видов налогов, которые будут проверяться?
Представителю проверяемой компанииследует внимательно ознакомиться с текстом решения. Например, если в решении отражен НДС, а ошибки обнаружены по налогу на прибыль, то привлечение к ответственности в части прибыли может быть признано неправомерным, т. к. этот налог не был отражен в решении. Аналогично обстоят дела и с выявлением нарушений за пределами проверяемого периода. В данных случаях налоговики должны вынести новое решение.
Выездные ревизии — это самое действенное и распространенное мероприятие налогового контроля для пополнения бюджета. Чтобы они не застали врасплох и не принесли негативных последствий, следует вести учет грамотно: в соответствии с налоговым законодательством РФ.
Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓Консультация бесплатная Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58Звонок в один клик Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16
Звонок в один клик
online-buhuchet.ru
Знание своих прав при взаимодействии с контролирующими инстанциями, включая фискальные органы, является прекрасной профилактикой различных злоупотреблений. Причём это справедливо в отношении любого проверяемого субъекта. Итак, срок проведения выездной налоговой проверки начинает отсчитываться с той даты, когда было принято решение по поводу её назначения. Заканчивается же всё днём выдачи справки о завершении соответствующей процедуры. Описанное непосредственно зафиксировано в законодательстве (статья 89 НК РФ). Учтите, что срок проведения выездной налоговой проверки не должен быть больше 2 месяцев. Однако, и это как всегда, данное правило имеет свои исключения.
Максимальный срок проведения выездной налоговой проверки может быть и год.
По действующему законодательству ФНС РФ вправе неоднократно продлевать срок проведения проверки до 4 месяцев, а в отдельных, исключительных ситуациях – и до 6. Однако для этого должны быть основания:
Как можно увидеть, речь идёт о конкретных факторах. Правда, их трактовка далеко не всегда понятна пользователям. Специалисты советуют больше обращать внимание на то, что планирование налогов и соответствующая оптимизация могут стать сигналом для ФНС РФ о том, что проверку надо проводить более тщательно. Они нередко указывают на нарушения, хотя сами по себе вполне законны.
Компании часто начинают фальсифицировать документы. Они злоупотребляют своими правами и вносят заведомо ложные сведения в налоговые декларации. Последнее же влечёт за собой уголовную ответственность. Указания на подобные нарушения проверяющие органы и ищут.
Важно понимать, что увеличение срока проведения выездной проверки всегда должно быть обосновано и мотивированно. Текущее законодательство предписывает налоговой службе учитывать и другие нюансы при принятии подобного решения. В частности, речь идёт о вопросах:
Инспекции ничто не мешает учитывать и другие нюансы в процессе принятия решения. Это зафиксировано в Приказе ФНС № ММВ-7-2/189 от 08.05.2015 года. В указанном подзаконном нормативно-правовом акте также предусмотрен конкретный порядок продления сроков выездных налоговых проверок. Инспектор должен подать запрос руководителю или же его заму вышестоящего в рамках структуры ФНС органа. Дальше уже будет приниматься решение об удовлетворении или же об отказе в продлении.
Следует заметить, что любые действия фискальных органов можно оспорить в суде, если юридическое лицо обоснованно считает, что его права не соблюдаются. В частности, если никаких признаков нарушений со стороны проверяемого лица не было, все документы по запросу инспектора предоставлялись в срок, то законных (обоснованных) оснований для продления срока выездной налоговой проверки нет, но он всё равно увеличен. В российской правоприменительной практике известны случаи, когда суды становились на сторону предпринимателей.
Чтобы разобраться в законной подоплёке происходящего, нужно учитывать, на что конкретно опираются сами налоговые органы во время подобных проверок. Это:
Итак, существует законный порядок, которым должны руководствоваться налоговики. При его нарушении сроки выездных налоговых проверок не продлеваются, поскольку подобное вполне реально оспорить. Причём для этого необязательно ждать окончания соответствующего мероприятия.
Проверку фирмы могут не только продлевать, но и приостанавливать, причём неоднократно. В этой ситуации течение срока её проведения тоже прекращается и в дальнейшем по схожей схеме возобновляется. Для приостановления также нужны основания:
По общему правилу приостановление проверки возможно максимум на полгода (6 месяцев). Однако если ФНС РФ сделал запрос в государственные структуры другой страны, и ответ от них на протяжении указанного срока не пришёл, то допустимо продление периода ожидания ещё на 3 месяца. Всё это должно соответствующим образом оформляться руководителем или же заместителем той налоговой службы, которая и проводит проверку. Это тоже зафиксировано законодательством.
Учтите, что приостановить проверку так просто нельзя. Существует определённая процедура, которую надо принимать во внимание. К тому же, перечень оснований для приостановления является закрытым. Он не подлежит расширительному толкованию. Причём приостановление завершается как по истечении выделенного на него срока, так и тогда, когда причина для подобных действий (бездействия) со стороны ФНС РФ исчерпала себя. Например, налоговой инспекции предоставили по запросу требовавшиеся документы.
Помимо срока законодательство ограничивает ФНС РФ в обсуждаемой ситуации также в отношении оснований. К примеру, если инспекция уже запрашивала документы у конкретного контрагента в рамках этой проверки, она не может приостановить всё в связи с запросом данных у того же лица, иначе действия государственного органа будут неправомерными, а полученные таким образом доказательства нельзя станет впоследствии использовать, к примеру, во время судебных разбирательств.
Датой, с которой проверка считается приостановленной, является день вынесения соответствующего решения. Конкретные числа обязательно фиксируются в документе, а тот подписывает руководитель или зам проверяющего органа. Днём окончания приостановления будет дата, обозначенная в решении о возобновлении. С перечисленными документами юридическое лицо нужно ознакомить.
Во время приостановления проведения налоговой проверки ФНС РФ не имеет права:
Однако приостановление не мешает ФНС РФ продолжать контроль юридического лица (или физического). Например, инспекция может вызвать к себе свидетелей на допрос для дачи показаний. Также ФНС РФ вправе изучать данные, которые она получила благодаря предпринятым ею до этого действиям (результаты экспертизы, копии документов от контрагентов и т. д.). Кроме того, инспекция способна настоять на предоставлении ей бумаг, запрошенных ранее в ходе проведения проверки.
При продлении срока налоговой проверки, а также при приостановлении очень важно разобраться с тем, как именно он исчисляется. У фискальных органов существует предписание, согласно которому лучше всего оперировать месяцами. Однако если начинается дробление, то засчитываются календарные дни.
Максимальный срок как длительности проверки, так и приостановления устанавливается по совокупности всех периодов. Если ФНС РФ вынесла решение на основании действий, предпринятых с превышением оговоренной в законодательстве окончательной даты, то суд может оставить его в силе. Однако запрос материалов юридическое лицо уже вправе игнорировать. Причём негативных последствий для него не будет.
Выездная налоговая проверка осуществляется в отношении как физических, так и юридических лиц. Она проходит по конкретным правилам, установленным в законодательстве. Одно из ограничений касается времени: проверка длится не больше 2 месяцев. Но её вправе продлить до 4 при наличии оснований, а в отдельных случаях – и до 6. Также в определённых ситуациях проверка может быть приостановлена. Подобные действия со стороны фискального органа должны быть обоснованными и надлежащим образом оформленными. При этом ФНС РФ следует поставить в известность проверяемую организацию о происходящем. Решения налоговой инспекции можно оспорить в суде, который в настоящем нередко становится на сторону предпринимателей.
nalog-blog.ru
Любая предпринимательская деятельность требует дополнительного контроля со стороны государственных органов. Налоговые органы, например, контролируют уплаты денежных средств в государственный бюджет. Налоговые проверки – одна из форм для проведения контроля.
Чтобы проверка классифицировалась именно как налоговая, должно соблюдаться несколько условий:
Порядок проведения проверки
Строгого определения для выездных проверок не существует. Есть лишь ряд признаков, по которым легко уловить суть этого явления:
Проверка на месте организации
Программа таких мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого из субъектов. Информацию по каждому из мероприятий включают в соответствующий план. Если они проводятся согласно этому документу – то и называются плановыми.
Но иногда возникает необходимость провести проверку вне зависимости от установленного плана. Например, из-за того, что правоохранительные органы отправили соответствующий запрос. Или по причине задания от вышестоящего руководства.
Выездные налоговые проверки делятся на следующие группы, в зависимости от налогов и сборов, которые подлежат учёту. Определяющим фактором становится количество этих сборов и налогов.
В Налоговом Кодексе отсутствует конкретное описание каждого из этапов налоговой проверки. Но можно представить её как непрерывный процесс, в котором один этап сменяет другой.
Но конкретные этапы в каждом случае выявляются только опытным путём.
Максимум информации
Налоговые органы собирают информацию по плательщикам как из внешних, так и из внутренних источников. Если говорить о внутренних источниках, то в их роли выступают лицевые счета, бухгалтерские отчётности, камеральные проверки деклараций, сведения из процессов учёта и государственной регистрации. Внешние источники –другие государственные органы, передающие данные налоговой службе. Это могут быть органы местной и государственной власти, другие физические и юридические лица.
Выездные мероприятия направлены на то, чтобы выявить возможные уклонения от исполнения своих обязательств. По сравнению с камеральными проверками, выездные считаются более глубокими. Потому нет ничего удивительного в том, что итогами таких мероприятий часто считаются доначисления. Ни один контроль не обходится без результатов.
Руководитель налоговых органов сам каждый квартал определяет налогоплательщиков, для которых подобные мероприятия должны быть обязательными. И для каждого из них разрабатывается индивидуальная программа по проверкам. Индивидуально же решается вопрос по специалистам, которые должны входить в комиссию.
Это делается только по решению руководителя, оформленным специальным образом. Есть несколько видов данных, которые должны присутствовать в этом документе:
Мероприятие вместе с его результатами могут признать незаконными, если в документах отсутствует хотя бы небольшая часть этих данных.
Главное требование к любым подобным процедурам – сбор информации, которая могла бы подтвердить наличие правонарушений со стороны налогоплательщика. Разумеется, при наличии предположений и других, косвенных доказательств наличия этих правонарушений.
На что есть право у тех, кто отвечает за эту процедуру?
Проведение инвентаризации
Для налогоплательщиков главная обязанность во время этой процедуры – предъявление всех сведений, необходимых для успешного завершения. Но проверяющие не могут требовать документы, которые ранее уже отправлялись налоговым органам.
Когда все этапы пройдены, по специальной форме составляют записку. В этой записке пишут, что именно подверглось проверке, и за какой срок работу удалось закончить. Справку обязательно должен получить налогоплательщик, либо его официальный представитель.
В этой же справке указывают дату, которая считается днём окончания мероприятия.
Результаты оформляются только на основании 100 статьи НК. Этот процесс заключается в составлении специального акта, где и представлена необходимая итоговая проверка. Акт составляется не позднее, чем через два месяца после того, как завершена сама процедура.
Что касается данных, представленных в акте, то они должны касаться:
Решение о проверке
В качестве приложений обязательно надо использовать документы, подтверждающие нарушения в законодательстве. Роль приложений не могут играть только бумаги, ранее уже переданные лицом, в отношении которого и организовали проверку.
Если были выявлены нарушения, то в результатах может присутствовать решение по привлечению к тем или иным видам ответственности. Руководитель налоговых органов может вынести решение:
Руководитель при этом обязан проверить такие документы, как:
Пока проверяются материалы, руководитель налоговых органов должен установить:
Выявление нарушений
Когда рассмотрение дела завершается, принимается решения на основании всей имеющейся информации. Решение надо принять не позднее чем через 10 дней после того, как истечёт 15-дневный срок на предоставление возражений.
У налоговых органов есть право на продление срока принятия решений. Но продлевать время можно не более, чем на месяц.
О времени, месте рассмотрения документов налогоплательщику необходимо сказать обязательно. Потому что плательщики имеют право участвовать в этом процессе, либо присылать своих представителей.
Чаще всего на практике рекомендуют использовать выборочный метод, а не сплошной. Применение последнего часто становится невозможным. Не только по объективным, но и по субъективным причинам.
Должностные лица тогда самостоятельно определяют степень охвата имеющейся документации. Есть множество вопросов, которые во время таких мероприятий требуют дополнительного контроля.
Например, специалисты проверяют, полностью ли были устранены нарушения, выявленные во время предыдущих мероприятий. Выясняется, не появились ли новые нарушения, аналогичные тем, что были выявлены ранее. Обязательно проверить, соответствуют ли действительности данные, указанные в документах, передаваемых налоговым органам.
Проверка без потерь
Это лишь некоторые факторы, на которые обращают внимание специалисты, прибывшие для проверки. Порядок оформления хозяйственных операций в виде первичных документов требует повышенного внимания со стороны организаторов и исполнителей мероприятия.
Есть специальные процедуры для проверки каждого отдельного документа, с помощью которого в организации ведут учёт.
Такие же правила применяются к документам, оформляемым в электронном виде.
Количество проверок
Требуется наличие мотивирующего запроса, чтобы провести две и более выездные проверки по месту нахождения того или иного предприятия. Запрос не направляется, если целесообразность проведения мероприятия отсутствует. Налоговому органу-отправителю запроса получатель обязательно сообщает о своём решении.
Необходимость в нём возникает в случае анализа уточнённых налоговых деклараций, связанных со сборами на прибыль. Повторный анализ проводится, если сумма первоначально заявленного убытка была увеличена.
Но такие мероприятия проводятся и для других видов налогов. Особенно, если они затрагивают вопрос начисления убытков, любого плана. Уменьшение налоговой базы также привлекает внимание проверяющих.
Повторные выездные проверки могут затрагивать максимум три года хозяйственной деятельности, предшествующие году, когда было принято решение о проведении такого мероприятия. Налогоплательщики могут представлять документы не только на бумажных, но и на электронных носителях.
Рекомендации
Налоговые органы могут направлять запросы в банки и другие подобные финансовые организации, чтобы проверить, нет ли у проверяемого дополнительных источников доходов.
Решение о привлечении к ответственности за существующие нарушения можно обжаловать в судебном порядке. Главное требование – чтобы само решение не вступило в силу до того момента, как его решат обжаловать. В апелляционном порядке жалобы подают не позднее, чем через 10 дней после того, как вторая сторона получила своё решение.
В вышестоящем налоговом органе ответить на жалобу должны максимум за десять дней со дня её получения. Руководитель налогового органа имеет право на продление этого срока. Если это необходимо для того, чтобы получить все документы, вызывающие вопросы. Но продлить время рассмотрения вопроса можно не более, чем на 2 недели.
Выездные налоговые проверки – сложные процедуры. У них есть множество нюансов, вызывающих вопросы у каждой из сторон. Потому рекомендуется обратиться за помощью к специалистам, чтобы защитить свои интересы, и быть готовым к возможным последствиям.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
pravodeneg.net
В настоящее время выездные налоговые проверки остаются основным видом налогового контроля. Существует два вида выездной налоговой проверки: комплексный и тематический.
Комплексная выездная налоговая проверка предусматривает полную проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
При тематической выездной налоговой проверке проверяется начисление и уплата одного или нескольких налогов.
Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа.
Наличие решения — единственное основание для допуска лиц, выполняющих выездную налоговую проверку, к ее проведению. i Отсутствие хотя бы одного реквизита в тексте решения служит | основанием, чтобы не допустить проверяющих к проверке.
Запрещают повторные выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключением в этом случае являются проверки, проводимые вышестоящим налоговым органом в порядке контроля, а также проверки в связи с ликвидацией (реорганизацией) организации.
Срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. Однако в исключительных случаях по решению вышестоящего налогового органа он может быть увеличен на один месяц. При наличии филиалов и обособленных подразделений срок проверки увеличивается на один месяц.
При выездной налоговой проверке работники налогового органа осуществляют расчет налоговых платежей на основании первичной бухгалтерской документации налогоплательщика и их сверку с суммами налогов, представленными налогоплательщиком в декларациях.
Особенности камеральных и выездных налоговых проверок показаны на схеме.
При проведении выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа:
· могут вызывать любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения или обстоятельства, имеющие значение для данной формы налогового контроля. Не могут привлекаться в качестве свидетелей несовершеннолетние лица и лица, не способные в силу своих физических либо психических недостатков правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значения для налогового контроля;
· имеют право доступа на территории и в помещения, используемые налогоплательщиком для получения дохода, с предъявлением служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверки. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа в эти помещения (на территории) составляется акт, в котором определяются суммы налогов, подлежащих уплате, на основе оценки имеющихся сведений о налогоплательщике или по аналогии;
· могут проводить осмотр помещений, территорий и документов, принадлежащих налогоплательщику, в присутствии понятых и самого налогоплательщика. По результатам осмотра составляется протокол.
По окончании выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку с указанием предмета проверки и срока ее проведения. Один экземпляр справки вручается налогоплательщику, другой с отметкой о ее получении остается у налогового органа.
По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки уполномоченным лицом должен быть составлен по установленной форме акт налоговой проверки, который в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен налогоплательщику либо его представителю.
Выездная налоговая проверка (её представители) имеют право производить:
· Истребование документов
· Выемку документов и предметов.
· Привлечение экспертов и переводчиков.
Оформление и обжалование результатов выездной налоговой проверки. По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев с момента ее окончания налоговый орган составляет акт.
Если налогоплательщик не согласен с результатами выездной налоговой проверки, то он имеет право в двухнедельный срок с момента получения акта направить письмо о своем несогласии в налоговый орган. Разногласия фиксируются в произвольной форме, однако они должны быть документально подтвержденными и обоснованными.
Если налогоплательщик не согласен с решением налогового органа, то он имеет право оспорить результаты выездной налоговой проверки в вышестоящий налоговый орган и (или) суд. Организации и индивидуальные предприниматели должны обращаться в арбитражный суд, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, — в суд общей юрисдикции.
Жалоба может быть подана в следующем порядке:
· в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд;
· одновременно в вышестоящий налоговый орган и суд;
· в суд без предварительного обжалования в вышестоящий налоговый орган.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган должна быть подана в течение трех месяцев с момента подписания налогоплательщиком акта выездной налоговой проверки.
megaobuchalka.ru