Рабочая программа элективного предмета
«Финансовая грамотность» для учащихся 10 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного предмета составлена на основе авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015) в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
--- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
--- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации,
--- Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»,
--- Региональная программа Архангельской области «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Архангельской области в 2014–2019 годах».
Описание места учебного курса в учебном плане
Рабочая программа предназначена для 10 класса, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели) и реализуется за счёт компонента образовательного учреждения в соответствие с Планом работы школы на 2016 – 2017 учебный год.
Рабочая программа предусматривает использование УМК, включающего:
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы обещеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10–11 классы обеощеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Структура программы
Программа включает: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Финансовая грамотность – это степень осведомленности человека в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Актуальность данного курса в общеобразовательной школе объясняется усложнением финансовой системы в целом и появлением большого числа новых финансовых услуг, к использованию которых граждане не готовы.
Цель обучения: формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами.
Задачи:
- способствовать освоению учащимися системы знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- способствовать овладению учащимися умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
«Финансовая грамотность» является курсом, реализующим интересы обучающихся 10-х классов в сфере взаимодействия с финансовыми институтами. Школьники в этом возрасте уже обладают знаниями, умениями и навыками, которые позволяют воспринимать темы, изучаемые в рамках курса. Кроме того, знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними являются очень важными для полноценной социализации и достижения личного финансового благополучия после окончания школы.
В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с этими финансовыми институтами в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.
Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, обществознания. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Содержание обучения
Раздел 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни. 8 часов
Раздел 2. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата. 6 часов
Раздел 3. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду. 6 часов
Раздел 4. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления. 6 часов
Раздел 5. Риски в мире денег: как защититься от разорения. 6 часов
Резерв 2 часа: может быть использован для экскурсий в финансовые учреждения
Тематическое планирование
1Банковская система
1
2
Инструменты сбережения и накопления
1
лекция
Накопления в виде наличных денег
Текущий банковский счет
Срочный банковский вклад (депозит)
Сберегательные сертификаты Обезличенные металлические счета
Пролонгация
капитализация
Знать:
основные виды сбережения и накопления,
как работает система страхования вкладов,
как выбрать банк для размещения средств и конкретный депозит в зависимости от цели сбережения
3
Инструменты сбережения и накопления
практикум
Уметь:
рассчитывать простые и сложные проценты,
принимать наиболее выгодное решение о размещении денежных средств
4
Кредиты и кредитные карты
1
лекция
Кредит
принципы кредитования
ипотечные кредиты автокредиты
кредиты на образование потребительские кредиты кредит на неотложные нужды
кредитная история
Знать:
основные виды кредитов,
свойства кредитов, влияющие на их ставку и привлекательность,
что такое кредитная карта,
правила пользования кредитной картой,
плюсы и минусы использования кредитных карт
меры безопасности при использовании кредитных карт
5
Кредиты и кредитные карты
2
Практикум с использованием интернет-ресурсов банков
Уметь:
определять стоимость кредита,
осуществлять выбор банка с наиболее выгодными условиями кредитования,
работать с документацией по кредиту,
6
Итоговое занятие по теме
1
Тестирование по теме
Закрепление знаний и умений применять их на практике
Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата 6 часов
7
Что такое налоги и почему их нужно платить
1
Лекция с элементами практикума
налоги
виды налогов
НДФЛ
пошлины
налоговые вычеты
Знать:
основы налогообложения граждан РФ,
виды налогов, уплачиваемых физическими лицами,
что такое налоговые вычеты и процедуру их получения,
как заполняется налоговая декларация.
Уметь: рассчитывать размер налога и определять величину налоговых вычетов
8
Основы налогообложения граждан
2
лекция с элементами практикума
9
Налоговые вычеты
2
лекция с элементами практикума
10
Итоговое занятие по теме
1
Тестирование по теме
Закрепление знаний и умений применять их на практике
Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду 6 часов
11
Страховой рынок России: коротко о главном
1
лекция
Страхование
Страховой договор
Страховые выплаты
Знать:
виды и формы страхования,
принципы выбора страховой компании,
факторы, влияющие на стоимость страхового полиса.
Уметь:
читать страховой договор,
формулировать требования для получения страховых выплат по договору страхования от несчастного случая
12
Страхование имущества
1
лекция с элементами практикума
13
Медицинское страхование
2
лекция с элементами практикума
14
Советы по выбору страховщика
1
лекция с элементами практикума
15
Итоговое занятие по теме
1
Тестирование по теме
Закрепление знаний и умений применять их на практике
Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления 6 часов
16
Пенсионная система России
1
лекция
Пенсия
Виды пенсий
СНИЛС
Пенсионные фонды
Знать:
Уметь:
Рассчитывать пенсию, пользуясь формулой
17
Виды пенсий
1
лекция
18
Как формируется пенсия
1
практикум
19
Как распорядиться своими пенсионными накоплениями
1
практикум
20
Что такое СНИЛС
1
лекция с элементами практикума
21
Итоговое занятие по теме
1
Тестирование по теме
Закрепление знаний и умений применять их на практике
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения 6 часов
22
Финансовые риски и стратегии инвестирования
2
лекция
Финансовая пирамида
Знать:
Что такое финансовые пирамиды и как они работают.
Уметь: избегать виртуальных ловушек при работе в сети Интернет
23
Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников
1
лекция с элементами практикума
24
Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет
1
практикум
25
Итоговое занятие по теме
1
Тестирование по теме
Закрепление знаний и умений применять их на практике
26
Итоговое занятие по курсу
1
Резерв 2 часа: может быть использован для экскурсий в финансовые учреждения
infourok.ru
«Попереченская средняя общеобразовательная школа»,
Филиал муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Новоярковская средняя школа»
«Рассмотрена» на заседании школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла протокол № ________ | «Согласована» Заместитель директора по УВР Анциферова С.В. __________ «__»______2017г. | «Утверждена» Директор школы О.А.Павлова _______ Приказ№ от«__» ____2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по финансовой грамотности (10 класс) Рабочая программа составлена на основе программы среднего общего образования: финансовая грамотность 10-11 классы общеобразовательных организаций, Ю.В.Брехова-Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014
Составитель:
Георгина И.С., учитель математики
с.Поперечное
2017
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
• понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;
• понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
• понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
• владение умением решать практические финансовые задачи:
• владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям,
• определение стратегических целей в области управления личными финансами;
• постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;
• планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;
• подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;
• владение коммуникативными компетенциями:
• нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;
• анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
Требования к предметным результатам освоения курса:
• владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;
• владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.
Содержание курса
Представленный далее тематический план состоит из отдельных модулей,
каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится
как теоретическая составляющая, так и практические задания, которые позволят
ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятия. Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы школьник имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач. Однако представленная последовательность модулей курса не является безусловно заданной. В зависимости от логики преподавания учителя, особенностей класса и прочих причин преподаватель имеет право изменять представленную последовательность в оптимальном для выбранной ситуации варианте. В тематическом плане содержится общее количество часов, а также количество часов, за которые предполагается изучить выбранную тему и курс в целом.
Курс повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода к процессу обучения, т. е. знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт возможность обучающимся овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире денежных отношений.
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
Базовые понятия и знания
Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, автокредитование, потребительское кредитование. Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита.
Личностные характеристики и установки
Понимание особенностей функционирования банка как финансового посредника, взаимосвязей риск – процентная ставка по депозиту, вид кредита – процентная ставка по кредиту, ключевых характеристик выбора депозита и кредита.
Умения
Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях.
Компетенции
Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием
банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различные варианты вложения денежных средств в банке.
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
Базовые понятия и знания
Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок FOREX. Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок.
Личностные характеристики и установки
Понимание порядка функционирования фондового рынка, функций участников рынка, особенностей работы граждан с инструментами такого рынка, осознание рисков, с которыми сталкиваются участники фондового рынка в процессе его функционирования, понимание структуры и порядка работы валютного рынка.
Умения
Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке.
Компетенции
Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке, расчёт необходимых показателей эффективности работы на фондовом рынке,определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке.
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
Базовые понятия и знания
Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет,
пеня по налогам, налоговая декларация. Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов.
Личностные характеристики и установки
Осознание необходимости уплаты налогов, понимание своих прав и обязанностей в сфере налогообложения, ориентация в действующей системе налогообложения.
Умения
Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате.
Компетенции
Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
Базовые понятия и знания
Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия. Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой компании.
Личностные характеристики и установки
Осознать цель, задачи и принципы страхования, понимать важность приобретения страховых услуг, уметь правильно выбирать страховые продукты, знать преимущества и недостатки условий договоров страхования.
Умения
Понимать содержание договора страхования, уметь работать с правилами страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях выбора страховой компании.
Компетенции
Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить сравнение страховых продуктов, принимать правильные решения о страховании на основе проведения анализа жизненной ситуации, оценивать надёжность страховой компании, оценивать правильность и прозрачность условий страхования.
Календарно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Из них к.р., с.р. и т.д. | Дата проведения |
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни | ||||
1 -2 | Банковская система | 2 | 4.09 11.09 | |
3-4 | Как сберечь деньги с помощью депозитов | 2 | 18.09 25.09 | |
5-6 | Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах | 2 | 2.10 9.10 | |
7-8 | Кредит: зачем он нужен и где его получить | 2 | 16.10 23.10 | |
9-10 | Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть | 2 | 13.11 20.11 | |
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов | ||||
11-12 | Что такое ценные бумаги и какие они бывают | 2 | 27.11 4.12 | |
13-14 | Профессиональные участники рынка ценных бумаг | 2 | 11.12 18.12 | |
15-16 | Граждане на рынке ценных бумаг | 2 | 25.12 15.01 | |
17-18 | Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления | 2 | 22.01 29.01 | |
19-20 | Операции на валютном рынке: риски и возможности | 2 | 5.02 12.02 | |
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата | ||||
21-22 | Что такое налоги и почему их нужно платить | 2 | 19.02 26.02 | |
23-24 | Основы налогообложения граждан | 2 | 5.03 12.03 | |
25-26 | Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет | 2 | 19.03 2.04 | |
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | ||||
27-28 | Страховой рынок России: коротко о главном | 2 | 9.04 16.04 | |
29-30 | Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние | 2 | 23.04 30.04 | |
31 | Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном страховании | 1 | 7.05 | |
32 | Если нанесён ущерб третьим лицам | 1 | 14.05 | |
33 | Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика | 1 | 21.05 | |
34 | Итоговое повторение | 1 | 1 | 28.05 |
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование.
Дата изменения | Содержание | Причина внесения изменений | Способ внесения изменений |
multiurok.ru
Комитет Администрации города Славгорода Алтайского края по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Селекционная средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании Согласована: Утверждена:
ШУМО учителей естественно-научного заместитель директора по УВР МБОУ приказом МБОУ «Селекционная СОШ»
и эстетического циклов «Селекционная СОШ» от «___»________2017 г.________
Протокол № ___ от «___» ______ 2017 г. ________Т.В.Минусенко
Руководитель: ________ Л.С.Прокопенко
Рабочая программа
элективного курса «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
среднего общего образования
для 10 класса на 2017-2018 учебный год
рабочая программа элективного курса, составлена в соответствии с учебной программой
«Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы» под ред. Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —
Разработчик: Прокопенко Людмила Сергеевна,
учитель биологии
г. Славгород с. Селекционное
2017г
Пояснительная записка.
Общие положения.
Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Учебная программа рассчитана на учащихся 10-11 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 16-18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.
Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.
Нормативная –правовая документация.
Рабочая программа элективного курса составлена в соответствии с УМК Ю.В. Бреховой «Финансовая грамотность», а также в соответствии со следующими документами:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/
3.Концепция Национальной программы повышения уровняфинансовой грамотности населения Российской Федерацииhttp://www.misbfm.ru/node/11143.
4.Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 годаhttp://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программыданного элективного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Это определило цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
-создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Методы и формы обучения
Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированныеэкономические задачи.
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
Дискуссии.
Практико-ориентированные игры.
Деловые встречи со специалистами финансовых структур.
Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
Работа с источниками экономической информации.
Интегративные технологии.
Индивидуальная проектно-исследовательская деятельность.
Описание места учебного курса в учебном плане.
Настоящая программа предназначена для учащихся 10-11 классов.
Рабочая программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю, 34 учебных недель).
Результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности».
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.
Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект «Личный финансовый план», при публичной презентациикоторого выпускники программы покажут степень готовности принимать решения в области управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых инструментов.
При выполнении и презентации «Личного финансового плана» учащиеся должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.
Планируемые результаты обучения
Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.
Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.
Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Таким образом,,элективный курс способствует самоопределениюучащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика.
Содержание программы элективного курса
«Основы финансовой грамотности»
Освоение содержания элективного курса «Финансовая грамотность» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, технологии, математики, предметами регионального компонента.
Тема. Банковская система: услуги и продукты (6ч.)
Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские карты, электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть.
Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (6ч.)
Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности.
Тема З. Страхование: что и как надо страховать. (4ч).
Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь - высшие блага: поговорим о личном страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика. О пенсионной грамотности.
Тема 4. Собственный бизнес. (4ч)
Формы предпринимательства в РФ. Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. Составление бизнес-плана. Расходы и доходы в собственном бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен.
Тема 5. Основы налогообложения. (6ч.)
Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.
Тема 6. Личное финансовое планирование. (8ч)
Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег.Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов.
Итоговый контроль по курсу
Календарно-тематическое планирование
Введение1
Раздел I. Банковская система: услуги и продукты (6 часов)
2
Банковская система
1
3
Как сберечь деньги с помощью депозитов.
1
4
Кредит- зачем он нужен и где его получить.
1
5
Какой кредит выбрать.
1
6
Банковские карты, электронные финансы.
1
7
Экскурсия в банк
1
Раздел II. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов (6 час.)
8
Что такое ценные бумаги. Фондовый рынок.
1
9
Денежный рынок и рынок капиталов.
1
10
Граждане на рынке ценных бумаг. Основные правила инвестирования: как покупать и продавать ценные бумаги
1
11
Зачем нужны паевые инвестиционные фонды: структура, виды, особенности работы.
1
12
Управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды
1
13
О пенсионной грамотности. Встреча со специалистами Пенсионного фонда.
1
Раздел III. Страхование (4 часа)
14
Страховой рынок в России.
1
15
Страхование имущества.
1
16
Личное страхование.
1
17
Выбор страховщика
1
Раздел IV. Собственный бизнес(4 часа.)
18
Малый и средний бизнес в РФ. Создание собственного бизнеса.
1
19
Составляем бизнес-план
1
20
Расходы и доходы
1
21
Финансовые риски
1
Раздел V. Основы налогообложения (6 часов)
22
Налоговый кодекс РФ.
1
23
Виды налогов в РФ.
1
24
Налоговые льготы в РФ.
1
25
Права и обязанности налогоплательщика.
1
26
Налоговая инспекция.
1
27
Экскурсия в налоговую инспекцию.
1
Раздел VI . Личное финансовое планирование (8часов)
28
Роль денег в нашей жизни.
1
29
Риски в мире денег
1
30
Семейный бюджет.
1
31
Личный бюджет.
1
32
Составление личного финансового плана.
1
33-34
Защита своего личного финансового
плана.
2
35
Итоговое занятие
1
6. Учебно-методическое обеспечение.
Ю.Брехова,А.Алмосов,Д.Завьялов. Материалы для учащихся. «Финансовая грамотность», 10 -11классы. – М.: «ВИТА Пресс», 2015
Ю.Брехова,А.Алмосов,Д.Завьялов.КИМ «Финансовая грамотность»,
10 -11классы. – М.: «ВИТА Пресс», 2015
Ю.Брехова,А. Алмосов,Д.Завьялов.Учебная программа «Финансовая грамотность», 10 -11 классы. – М.: «ВИТА Пресс», 2015
Ю.Брехова,А.Алмосов,Д.Завьялов. «Финансовая грамотность» методические материалы для учителя, 10-11 классы. – М.: «ВИТА Пресс», 2015.
Н.И. Берзон, Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10-11классы М.: Вита-Пресс, 2011 г.
А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г.
А.П. Архипов, Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Вита-Пресс, 2010 г.
В.С. Савенок, Как составить личный финансовый план и как его реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г.
Материалы обучения по основам финансовой грамотности (тексты к видео - лекциям) Москва 2015г.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
www.nlu.ru
www.banki.ru
www.banki.ru
www.nalog.ru
www.prostrahovanie.ru
infourok.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»
Прокопьевский муниципальный район
Программа одобрена методическим советом Протокол № ___ «___» ___________ 20 г. | Программа рекомендована «Утверждаю» к работе педагогическим советом Директор школы Протокол № _____ ________ О.А. Дроздова «___» ____________ 20 г. «____»_______________20 г. |
Рабочая программа элективного курса
«Основы финансовой грамотности»
для 10-11 класса
2017-2019 учебный год
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей истории, обществознания, экономики и права
Протокол № ____
от «___» ____________ 20 г.
Руководитель МО
_____________ Полежаева С.В.
Составитель: Полежаева С.В.,
учитель истории, обществознания,
экономики и права, высшей
квалификационной категории
Пояснительная записка.
Элективный курс «Основы финансовой грамотности» предназначен для обучающихся 10 - 11 классов социально – экономического профиля.
Рабочая программа элективного курса составлена на основе УМК Основы финансовой грамотности, Чумаченко В.В., Горяева А.П. одобренный Центральным банком РФ.
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты все плотнее входят в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Цель курса:
Повышение финансовой грамотности обучающихся в процессе знакомства с приоритетными направлениями финансовой политики Российской Федерации и формирования компетенций в области бюджета и финансов.
Задачи курса:
создание в процессе изучения курса «Основы финансовой грамотности» условий для развития личности, её способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей,
самореализации обучающихся через организацию учебной деятельности, на основе взаимодействия с другими организациями, осуществляющими образовательный процесс, а также финансовыми организациями и институтами;
обеспечение в процессе изучения курса условий для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу осознанного выбора при принятии ответственных финансовых решений на протяжении всей жизни;
создание условий для работы с одарёнными обучающимися, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности;
создание условий для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, социальных ценностей и самореализации обучающихся;
создание условий для формирования мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, толерантности, приобщения к ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации.
Актуальность курса:
Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Рабочая программа элективного курса дополняет и расширяет следующие разделы рабочей программы по экономике и обществознанию базового уровня: Семейная экономика, рынок, роль государства в экономике, рынок труда и безработица, деньги, банки, инфляция.
Методы и формы обучения
Для достижения поставленных целей в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.
Методы обучения реализуются в следующих формах работы:
Экскурсии.
Игры.
Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
Работа с источниками экономической информации.
Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках
Интерактивные технологии.
Индивидуальная работа.
Встречи со специалистами финансовых организаций и институтов
Содержание программы.
I. Личное финансовое планирование
Человеческий капитал. Как применить свой человеческий капитал. Принятие решений. Как принимать решения, связанные с деньгами. Домашняя бухгалтерия. Активы и пассивы. Как вести учёт активов и пассивов. Доходы и расходы. Основные источники дохода. Расходы семьи. Оптимизация расходов. Составление бюджета. Составление личного финансового плана. Определение своих финансовых целей. Альтернативные способы достижения своих финансовых целей. Стратегия достижения своих финансовых целей. Использование SWOT-анализа для выбора карьеры.
II. Депозит
Накопления и инфляция. Зачем копить деньги. Как копить деньги. Что такое инфляция. Причины инфляции. Как рассчитывается инфляция. Как рассчитать "свою" инфляцию. Что такое депозит и какова его природа. Банк. Что такое депозит. В чём основные преимущества депозита. Какие недостатки есть у депозита. Какова роль депозита в личном финансовом плане. С какого возраста можно использовать депозит. Условия депозита. Что содержится в депозитном договоре. Как выбрать нужные вам условия депозита. Управление рисками по депозиту. Чем мы рискуем, используя банковские вклады. Особенности депозита в России.
III. Кредит
Что такое кредит. Банковский кредит. Основные виды кредита. Основные характеристики кредита. Из чего складывается плата за кредит. Срочность кредита. Возвратность кредита. Специфика автокредита. ипотечный кредит. Как учитывать кредит в личном финансовом плане. Выбор наиболее выгодного кредита. Как собрать информацию об условиях кредитования. Кредитные предложения. Как уменьшить стоимость кредита. Как уменьшить процентную ставку по кредиту. Как уменьшить размер комиссий. Как уменьшить плату за страховки. Как уменьшить выплаты по кредиту. Типичные ошибки при использовании кредита.
IV. Расчётно-кассовые операции
Хранение, обмен и перевод денег. Банковская ячейка. Обмен валюты. Денежный перевод. Комиссия за денежный перевод. Различные виды платёжных средств. Дорожные чеки. Как пользоваться банковской картой. Как обеспечивается надёжность операций с картой. Как выбрать банковскую карту. Для чего нужна дебетовая карта. Как пользоваться кредитной картой. Дебетовая карта с овердрафтом. Электронные деньги. Формы дистанционного банковского обслуживания. Банкомат. Как защититься от мошенничества при пользовании банкоматом. Как использовать мобильный банкинг. Как защититься от мошенничества при использовании онлайн-банка.
V. Страхование
Что такое страхование. Страховая компания. Участники страхования. Виды страхования. Личное страхование. Страхование имущества. Страхование ответственности. Как использовать страхование в повседневной жизни. Как выбрать страховую компанию. Страховой полис и правила страхования. Страховой тариф. Страховая премия. Страховой случай. Страховщик. Страхователь. Застрахованный. Посредники на страховом рынке. Агенты. Брокеры. Страховой фонд. Личное страхование. Страхование жизни. Медицинское страхование. Обязательное и добровольное медицинское страхование. Страхование граждан, выезжающих за рубеж. Страхование имущества. Страховые накопительные программы. Мошенники на рынке страховых услуг. Что делать, если страховая компания затягивает с выплатой или необоснованно отказывается в страховом возмещении. Типичные ошибки при страховании.
VI. Инвестиции
Что такое инвестиции. Во что можно инвестировать. Как работают инвестиции. Что можно инвестировать, кроме денег. Инвестиции в бизнес. Выбор активов. Как измерить привлекательность активов. Доход с разных активов. Риски при инвестировании. Какие финансовые посредники могут помочь инвесторам. Финансовые посредники. Инвестиционные предпочтения. Стратегия инвестирования. Инвестиционный портфель. Типичные ошибки инвесторов. Куда вложить деньги.
VII. Пенсии
Пенсионная система. Пенсия. Виды пенсий. Государственная пенсионная система. Как устроена государственная пенсионная система в России. Страховая часть. Накопительная часть. Государственная управляющая компания. Частная управляющая компания. Негосударственный пенсионный фонд. Корпоративные пенсионные программы. Как сформировать частную пенсию. Инструменты для получения пенсии. Как накопить и приумножить пенсионные сбережения.
VIII. Налоги
Зачем нужно платить налоги. Виды налогов. Как менялась система налога на доход физических лиц в России. Как рассчитывать НДФЛ для обычных доходов. В каких случаях применяется нестандартная ставка НДФЛ. Как уменьшить выплаты по НДФЛ с помощью налоговых вычетов. Налоговая декларация. Имущественный налог. Транспортный налог. Налог на землю. Государственные пошлины.
IX. Финансовые махинации
Махинации с банковскими картами. Защита банковских карт. Что делать, если вы всё же стали жертвой мошенников. Махинации с кредитами. Как не стать жертвой кредитной махинации. Что делать, если вы стали жертвой мошенников. Махинации с инвестициями. Признаки финансовой пирамиды. Как отличить добросовестные инвестиционные проекты от мошеннических схем. Что делать, если вы стали жертвой мошеннической инвестиционной компании.
В 10 классе содержание курса разделено на 5 разделов, в 11 классе на 4 раздела.
тематического распределения часов для 10 класса
№ раздела | Название раздела | Количество часов |
Вводный урок | 1 | |
| Личное финансовое планирование | 8 |
| Депозит | 6 |
| Кредит | 7 |
| Расчетно-кассовые операции | 6 |
| Страхование | 5 |
Итоговый урок. Бизнес-игра. | 1 | |
Итого | 34 |
Таблица тематического распределения часов для 11 класса
№ раздела | Название раздела | Количество часов |
Вводный урок | 1 | |
| Инвестиции | 8 |
| Пенсии | 11 |
| Налоги | 9 |
| Финансовые махинации | 4 |
Итоговый урок. Игра "Заманчивое предложение" | 1 | |
Итого | 34 |
Календарно-тематический план
10 класс
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Вводный урок | 1 | ||
I | Личное финансовое планирование | 8 | ||
2 | Введение в предмет «Личные финансы» | 1 | ||
3 | Человеческий капитал | 1 | ||
4 | Принятие решений | 1 | ||
5 | Использование SWOT- анализа для выбора карьеры | 1 | ||
6 | Домашняя бухгалтерия | 1 | ||
7 | Составление личного финансового плана | 1 | ||
8 | Итоговый тест по главе «Личное финансовое планирование» | 1 | ||
9 | Урок- игра «Мой финансовый план» | 1 | ||
II | Депозит | 6 | ||
10 | Накопления и инфляция | 1 | ||
11 | Что такое депозит и какова его природа | 1 | ||
12 | Условия депозита | 1 | ||
13 | Преимущества и недостатки депозита | 1 | ||
14 | Итоговый тест по главе «Депозит» | 1 | ||
15 | Экскурсия в Сбербанк | 1 | ||
III | Кредит | 7 | ||
16 | Как работает кредит | 1 | ||
17 | Характеристики кредита | 1 | ||
18 | Принятие решения о взятии кредита | 1 | ||
19 | Как выбрать наиболее подходящий кредит | 1 | ||
20 | Как сэкономить при использовании кредита | 1 | ||
21 | Итоговый тест по главе «Кредит» | 1 | ||
22 | Урок-игра «Кредит» | 1 | ||
IV | Расчётно-кассовые операции | 6 | ||
23 | Хранение, обмен и перевод денег | 1 |
multiurok.ru
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Севастополя
" Средняя общеобразовательная школа № 22 имени Н.А.Острякова"
Согласовано | Согласовано | Утверждено | |
Руководитель МО | Зам директора по УВР | Директор школы | |
/______________/ | /________________ | С.А.Мельник |
"25"08.2017 г. | "25".08.2017 г. | 25.08.2017 г. | 25.08.2017 г. пр. № 358 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный модуль - основы финансовой грамотности
класс - 10-в
уровень - профильный
учитель - Смирнова Любовь Васильевна
Количество учебных часов в неделю - 1
Срок реализации рабочей программы – 2017-18 учебный год
ФИО автора и название примерной программы, на основе которой разработана рабочая программа – авторская программа учителя Смирновой Л.В.
______________________________________________________________
Название УМК - Чумаченко В.В., Горяев А.П. Учебное пособие «Основы финансовой грамотности», М.: «Просвещение», 2016;
Чумаченко В.В. Горяев А.П. Рабочая тетрадь «Основы финансовой грамотности», М.:, «Просвещение», 2016г.
Севастополь
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Обучение основам финансовой грамотности в школе является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша школа создаёт условия для получения дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов – финансовой грамотности в 10-11 классах.
Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.
Рабочая программа составлена в соответствии с УМК А. Чумаченко и В. Горяев « Основы финансовой грамотности», а также в соответствии со следующими документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
3. Программой просвещения ЦБ РФ.
Изучение данного курса в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
актуализация дополнительного экономического образования школьников с приоритетом практической, прикладной направленности образовательного процесса;
повышение социальной адаптации и профессиональной ориентации старшеклассников;
развитие финансово-экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические и финансовые решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
формирование опыта рационального экономического поведения; освоение знаний по финансовой грамотности для будущей работы в качестве специалиста и эффективной самореализации в экономической сфере.
Задачи:
-усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;
формирование информационной культуры школьников, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;
освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
воспитывать ответственность за экономические решения.
Описание места учебного курса в учебном плане
Настоящая программа предназначена для учащихся 10-11 классов.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) – 16 часов (второй семестр 2016-2017 учебного года) в 10бкл., 18 часов (первый семестр 2017-2018 учебного года) в 11б кл.
Планируемые результаты обучения
Предметные результаты
ученик овладеет понятиями: депозит, кредит, деньги, инвестиции и т.д.
Ученик научится:
выделять источники доходов семьи (реальные и номинальные) и основные виды расходов семьи;
составлять личный финансовый план;
правильно выбирать кредит, понимать что такое инвестиции и как из0бежать финансовых махинаций;
выявлять принципы организации и эффективного ведения домашнего хозяйства в условиях рыночной экономики;
определять роль и функции семьи в условиях экономического кризиса, безработицы. рассчитать бюджет семьи;
Метапредметные результаты – ученик научится:
проводить комплексный поиск социальной информации в источниках различных типов, классифицировать социальные источники по типу информации;
использовать при поиске и систематизации социальной информации методы электронной обработки, отражения информации в различных знаковых системах (текст, таблица, схема, график, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
различать в предлагаемой для анализа информации факты и мнения, объяснения, суждения и интерпретации;
работать в микрогруппах, учебных парах, презентовать результаты собственной деятельности
Личностными результаты - воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Содержание программы учебного модуля
«Основы финансовой грамотности» (16часов)
Освоение содержания элективного курса «Финансовая грамотность» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, экономики, права.
Раздел 1. Личное финансовое планирование
Человеческий капитал. Ваши активы и пассивы. Учет активов и пассивов. Доходы и расходы семьи. Составление личного финансового плана. Цели, способы достижения финансовых целей. Стратегия достижения финансовых целей.
Раздел 2. Депозит
Деньги. Функции денег – накопление. Депозит и его природа. Преимущества и недостатки депозита. Управление рисками по депозиту.
Раздел 3. Финансы и кредит.
Банковский кредит и его виды. Основные характеристики кредита. Выбор наиболее выгодного кредита. Типичные ошибки при использовании кредита.
Раздел 4. Расчетно-кассовые операции.
Хранение, обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Дорожные чеки и банковские карты. Формы дистанционного банковского обслуживания. Мобильный банкинг.
Раздел 5. Страхование.
Понятие страхование. Участники страхования. Виды страхования. Использование страхования в повседневной жизни. Страховой полис.
Раздел 6. Инвестиции.
Понятие инвестиции. Как работают инвестиции. Инвестиции в бизнес. Выбор активов. Финансовые посредники. Инвестиционные предпочтения. Инвестиционный портфель.
Раздел 7. Пенсии.
Пенсия и ее виды. Пенсионная система Российской Федерации. Корпоративные пенсионные программы. Добровольные частные пенсии. Накопление и сбережение пенсий.
Раздел 8. Налоги.
Роль налогов в жизни человека и государства. Налоги и их виды. Налог на доходы физических лиц. Налоговая декларация. Налог на имущество.
Раздел 9. Финансовые махинации на финансовом рынке.
Махинации с банковскими картами. Махинации с кредитами. Махинации с инвестициями.
Календарно-тематическое планирование модуля «Основы финансовой грамотности» ( составная часть предмета «Экономика») (10 класс)
Содержание курса: тема занятия | Кол-во часов | план | примечания |
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
Календарно-тематическое планирование 11-б класс
Содержание курса: тема занятия | 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
8
multiurok.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
г. Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 4»
________________Лощинина Н.Н.
«_______»___________________2018 г.
приказ №____ от ____________2018 г.
Рабочая программа по обществознанию
(элективный курс)
“Финансовая грамотность”
10 класс.
Составитель: Косьмина Ольга Альбертовна
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
2018 год.
Данная рабочая программа элективного курса “Финансовая грамотность”для 10 класса соответствует требованиям федерального базисного учебного плана 2004 года среднего общего образования и разработана на основе:
Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
Учебного плана на 2018-2019 учебный год МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»;
авторской рабочей программы по обществознанию для 10-11 классов Ю. Бреховой, А. Алмосова, Д. Завьялова. Москва .2017
Целью реализации программы «Финансовая грамотность» является:
- формирование у учащихся 10-11 классов необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФК ГОС-2004;
увеличение объема информации об инструментах финансового и фондового рынка;
развитие информационных систем финансового рынка и механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг.
развитие личности учащихся, адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;
формирование навыков для принятия компетентных, правильных финансовых решений
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, с учебным планом МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 4” на изучение предмета «Финансовая грамотность» отводится в 10 классе – 34 часа, соответственно 1 час в неделю.
Планируемые результаты изучения курса :
Требования к личностным результатам освоения курса:
• понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;
• понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
• понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
• владение умением решать практические финансовые задачи:
• владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям,
• определение стратегических целей в области управления личными финансами;
• постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;
• планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;
• подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;
• владение коммуникативными компетенциями:
• нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;
• анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
Требования к предметным результатам освоения курса
• владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;
• владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.
Содержание курса ( 34 часа. 1 час в неделю по учебному плану).
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (5ч.)
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (5ч.)
Модуль З. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата. (4ч.)
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (5ч).
Модуль 5. Собственный бизнес как создать и не потерять (5ч)
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения (5ч)
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (4ч)
Формы организации учебной деятельности:
- игра
- соревнование
- диспут
-конференция
-дебаты
-проекты
Виды учебной деятельности:
- изучение первоисточников
- решение практических задач
- рецензирование работ одноклассников
- участие в коммуникативной беседе
- поиск информации
- выступления по теме
Календарно- тематическое планирование.
multiurok.ru
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Центр образования»
Изобильненского муниципального района
Ставропольского края
Рассмотрено | Согласовано | Утверждено |
Протокол заседания МО учителей | Заместитель директора по УВР_________Педашенко Г.В. | Решением педагогического совета |
Естественно-математического цикла | от « »_____2017 года | |
от « »______2017 года №___ | « »________ 2017 года | Протокол №___ |
Руководитель МО: | введено в действие приказом | |
/Костюк Л.Г../______________ | от « »_____2017 года | |
Директор МКОУ «ЦО» ИМРСК ___________/Ю.Г. Горлов/ | ||
Рабочая программа
по курсу:
« Основы финансовой грамотности»
11 класс
Количество часов – 34 часа
Учитель математики: Костюк Любовь Григорьевна
Программа разработана по спецпроекту Российской экономической школы по личным финансам.
на 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Сейчас в мире сложилась ситуация, когда школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь обучающимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем обучающиеся способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой.
Данный курс «Основы финансовой грамотности» разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 11 класса. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор. Предлагаемый курс является одним из учебных модулей основного предмета «Обществознание». Предназначение курса – предметно-ориентированное – дает возможность обучающемуся реализовать свой интерес к выбранному предмету, углубить отдельные темы базовых общеобразовательных программ, оценить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне. Обучающиеся получат практический опыт экономического поведения и взаимодействия с субъектами рынка, который смогут использовать в повседневной жизни. Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических работ .
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа курса « Основы финансовой грамотности» состоит из пяти разделов:
Управление денежными средствами семьи.
Способы повышения семейного благосостояния.
Риски в мире денег.
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.
Человек и государство: как они взаимодействуют.
Цели и задачи курса
Цель: сформировать у обучающихся 11 класса основы финансовой грамотности.
Задачи:
усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых в финансовой сфере
формирование финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе собственные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере ;
освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;
формирование информационной культуры обучающихся, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке.
Методы и формы обучения:
Для реализации поставленных задач в рамках курса используются следующие методы обучения:
лекции,
практические занятия: анализ печатной, теле-радиоинформации; сравнительные таблицы, памятки для анализа правовых документов,
семинары,
дискуссии,
деловые игры,
решение тестов, задач, проблемных ситуаций.
Методы и формы контроля:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в ходе выполнения обучающимися самостоятельных и практических работ, тематического тестирования. В процессе обучения проводится две контрольных работ .
Структура курса
Курс «Основы финансовой грамотности» в 11 классе состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни.
№ | Раздел | Количество часов |
Раздел 1 | Управление денежными средствами семьи | 10 |
Раздел 2 | Способы повышения семейного благосостояния | 6 |
Раздел 3 | Риски в мире денег | 5 |
Раздел 4 | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 7 |
Раздел 5 | Человек и государство: как они взаимодействуют | 6 |
ВСЕГО: | 34 |
Литература:
www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
www.gov.ru – сайт Правительства РФ
www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ
www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ
www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ
www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ
www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»
Содержание курса
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (10 ч)
Базовые понятия и знания:
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Способы влияния государства на инфляцию. Структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.. Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи. Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячные затраты семьи.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)
Базовые понятия и знания:
Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения.
Принципы хранения денег на банковском счёте. Варианты использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи. Необходимость аккумулировать сбережения для будущих затрат. Инвестиции и сбережения. Доходность инвестиционных продуктов. Рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Раздел 3. Риски в мире денег (5 ч)
Базовые понятия и знания:
Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Страхование: виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски: виды рисков. Способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (7 ч)
Базовые понятия и знания:
Банк. Банковская система РФ. Бизнес. Источники финансирования бизнеса. Мировой валютный рынок. Виды банковских операций. Бизнес-план. Финансовые правила ведения бизнеса. Банковский договор. Банковские проценты. Виды банковских услуг.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (6 ч)
Базовые понятия и знания:
Налоги: прямые и косвенные налоги. Пошлины, сборы. Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды. Налоги с физических и юридических лиц. Способы уплаты налогов. Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы пенсионных накоплений. Ответственность налогоплательщика.
Календарно - тематическое планирование по основам финансовой грамотности11 класс
Количество часов: 1 час; всего 34 часа
№ | Содержание | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Домашнее задание |
1. | Управление денежными средствами семьи (10 ч) | ||||
1.1. | Деньги: что это такое? | 1 | конспект | ||
1.2 | Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи | 1 | конспект | ||
1.3 | Какие бывают источники доходов | конспект | |||
1.4 | От чего зависят личные и семейные доходы | 1 | конспек | ||
1.5 | От чего зависят личные и семейные доходы | 1 | Подготовить реферат на тему: «Управление денежными средствами семьи» | ||
1.6 | Как контролировать семейные расходы | 1 | конспект | ||
1.7 | Что такое семейный бюджет и как его планировать | 1 | Привести пример семейного бюджета вашей семьи | ||
1.8 | Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячные затраты семьи. | 1 | конспект | ||
1.9 | Как оптимизировать семейный бюджет | 1 | конспект | ||
1.10 | Практическая работа | 1 | Повторение пройденного материала | ||
2. | Способы повышения семейного благосостояния (6 ч) | ||||
2.1 | Для чего нужны финансовые организации | 1 | конспект | ||
2.2 | Вклады: как сохранить и приумножить | 1 | конспект | ||
2.3 | Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций | 1 | конспект | ||
2.4 | Для чего нужно осуществлять финансовое планирование | 1 | конспект | ||
2.5 | Рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи. | 1 | Подготовить реферат на тему: «Способы повышения семейного благосостояния» | ||
2.6 | Контрольная работа № 1 | 1 | Повторение пройденного материала | ||
3. | Риски в мире денег (5 ч) | ||||
3.1 | Особые жизненный ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца | 1 | конспект | ||
3.2 | Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы | 1 | конспект | ||
3.3 | Какие бывают финансовые риски | 1 | конспект | ||
3.4 | Способы сокращения финансовых рисков. | 1 | конспект | ||
3.5 | Что такое финансовые пирамиды | 1 | Подготовить реферат на тему: «Риски в мире денег» | ||
4. | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (7 ч) | ||||
4.1 | Что такое банк и чем он может быть вам полезен | 1 | конспект | ||
4.2 | Польза и риски банковских карт | 1 | конспект | ||
4.3 | Что такое бизнес | 1 | конспект | ||
4.4 | Личный бизнес - план | 1 | Привести пример личного бизнес - плана | ||
4.5 | Как создать свое дело | 1 | конспект | ||
4.6 | Что такое валютный рынок и как он устроен | 1 | конспект | ||
4.7 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте | 1 | Подготовить реферат на тему: «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем» | ||
5. | Человек и государство: как они взаимодействуют (6 ч) | ||||
5.1 | Что такое налоги и зачем их платить | 1 | конспект | ||
5.2 | Какие налоги мы платим | 1 | конспект | ||
5.3 | Все о будующей пенсии: для учебы и старости. | 1 | конспект | ||
5.4 | Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости | 1 | конспект | ||
5.5 | Ответственность налогоплательщика. | 1 | Подготовить реферат на тему: «Общие принципы устройства пенсионной системы РФ» | ||
5.6 | Контрольная работа № 2 | 1 | Подведение итогов |
xn--j1ahfl.xn--p1ai