В 2014 году на смену широко известной нам услуге «Аттестация рабочих мест» (АРМ) пришла новая — «Специальная оценка условий труда» (СОУТ). Давайте посмотрим, что изменилось и в какую сторону. Проведение АРМ включало в себя описание фактических значений условий труда, теперь СОУТ предполагает целый комплекс мероприятий, направленный не только на оценку, но и на улучшение условий труда, социальное обеспечение трудящихся, выплаты страховых премий, рекомендаций предприятию по минимизации опасных факторов производства. Заказать аттестацию рабочих мест невозможно уже с 1 января 2014 года, теперь процедура полностью заменена по инициативе Правительства РФ.
Почему услуги по аттестации рабочих мест перестали быть актуальными? Согласно исследованиям, процедура АРМ не достигала той эффективности, которая позволяла бы обеспечивать работников качественными условиями труда, а руководителям снизить риски и бумажную волокиту. Например, вам требуется аттестация рабочих мест (цена зависит от количества работников и иных факторов), вы честный работодатель и хотите не только улучшить условия сотрудников, но и сократить размеры выплат дополнительных страховых премий в Пенсионный Фонд. Вы заказываете проведение аттестации рабочих мест, получаете документы и… А дальше требуется заказать СОУТ, ведь результатов АРМ оказывалось недостаточно. Потому решение выделить Спецоценку условий труда в самостоятельную услугу, удешевившую такую процедуру как аттестация рабочих мест, стоимость работ и временные затраты, — правильный ход, значительно упростивший мероприятия по охране труда.
Аттестация рабочих мест — отличия и сходства с СОУТ
Стоит отметить, что проведение аттестации рабочих мест сохранило свои лучшие качества в новой процедуре СОУТ. Для работы также может привлекаться сторонняя организация, имеющая соответствующую аккредитацию, но права и обязанности сторон выделены отдельными статьями, что значительно упрощает процедуру. Ужесточились и требования к специалистам. Например, ранее проведение АРМ имел право осуществлять сотрудник, имеющий стаж свыше 3-х лет в лаборатории, высшее техническое образование и сертификат об окончании специализированных курсов. Теперь проведение аттестации рабочих мест передано новому специалисту — эксперту по специальной оценке. Такой сотрудник должен обладать аналогичными качествами, но также пройти аттестацию в Министерстве труда. Сертификат на проведение аттестации рабочих мест с 2014 года можно получить только в Минтруда, и таких сотрудников аккредитованная организация должна иметь не менее пяти, причем один из них — врач с гигиеническим образованием по охране труда.
Коснулись изменения и количества проверяемых работников. Если проведение аттестации рабочих мест включало в себя проверку всех трудящихся за исключением тех, кто проводит менее 50% времени за компьютером, то СОУТ проверяет всех, кроме удаленных работников. Соответственно и стоимость аттестации рабочих мест была несколько ниже за счет меньшего количества работников. Однако необходимость заказа дополнительной спецоценки увеличивала цену процедуры и была непопулярна среди работодателей. Изменились также: понятия идентификации вредных и опасных факторов, произошла отмена обязательной сертификации рабочих мест, сроки проведения внеплановой спецоценки. Все результаты СОУТ теперь поступают в Федеральную государственную систему учета. Если вы заказывали проведение аттестации рабочих мест менее, чем 5 лет назад, они будут действовать вплоть до 31 декабря 2018 года.
sotarm.ru
Право проведения процедуры специальной оценки условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) пока еще принадлежит организациям, оказывающим услуги по аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.), но с 1 января 2019 года в области оказания услуг по спецоценке должны остаться лишь специализированные организации, имеющие аккредитацию на право проведения работ по СОУТ. Несмотря на то, что это совершенно новая процедура в законодательстве, Минтруд все же решил сделать плавный переход, как в отношении работодателей, так и в отношении аттестующих организаций, отсюда и продление сроков:
Цитата: ‘Мы очень корректно прописали переходные нормы. Все фирмы, которые работают на этом направлении, продолжат работать до окончания срока действия у них аттестата аккредитации. Сейчас в реестре аттестующих организаций зарегистрировано 900 таких организаций. Все они сохранят право осуществлять СОУТ’
Констатирует первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ С. Ф. Вельмяйкин в интервью «Российской бизнес-газете».
В соответствии с переходными положениями послабления были даны даже тем организациям, у которых срок действия аттестата аккредитации заканчивается в 2014 году. Вне зависимости от того, в каком месяце и какого числа это произойдет, организация, проводящая АРМ, имеет право оказывать услуги по СОУТ включительно до 31 декабря 2014 года. По анализу Минтруда, в указанном году у порядка 150 компаний истекает срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории.
В соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ, организация, проводящая спецоценку, должна соответствовать следующим требованиям:
Организация по СОУТ вправе привлекать к работе по гражданско-правовому договору другие аккредитованные лаборатории, но только в части замеров следующих видов факторов: энергетическая экспозиция лазерного излучения, радиоактивное загрязнение производственных помещений, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников, рентгеновское и нейтронное излучения, биологические факторы. Законом подобное сотрудничество предусмотрено потому, что не все испытательные центры имеют разрешение на измерения этих видов факторов, к тому же и закупка оборудования для них является одной из самых дорогостоящих.
Экспертом по СОУТ может стать специалист организации, имеющий стаж работы в лаборатории не менее 3-х лет, прошедший аттестацию в Минтруде и имеющий сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ.
Аттестация эксперта в Минтруде была введена впервые. К ней допускаются лица, которые имеют высшее образование, опыт практической работы в центрах лабораторий, дополнительное обучение по СОУТ в учебных институтах в объеме не менее 72 часов. Аттестация для претендентов в эксперты проходит в два этапа – выполнение тестовых заданий и собеседование. При удовлетворительном решении аттестационной комиссии, специалист получает право на проведение работ по спецоценке по определенному направлению. Положением об аттестации экспертов предусмотрено 5 таких направлений: идентификация ВОПФ и трудового процесса, измерение и исследование биологических факторов, измерение и исследование химических факторов, измерение и исследование физических факторов и измерение и исследование вредных и опасных факторов трудового процесса. Требования о том, что каждый эксперт должен пройти аттестацию строго по всем 5-ти направлениям, нет, поэтому каждый из специалистов может выбрать наиболее приемлемое для себя. В дальнейшем эксперт может пройти аттестацию и по другому направлению.
По результатам аттестации эксперты получают сертификат на право выполнения работ по СОУТ, срок действия которого – 5 лет. Но так как на эксперта по спецоценке с введением новой процедуры были возложены огромные функции, за любую недостоверную и некомпетентно проведенную оценку он может лишиться не только сертификата, но и привлекаться к административной ответственности. Штрафы и санкции были впервые введены для экспертов. Подробнее с размерами и видами административной ответственности для них, а также для организаций, проводящих спецоценку, Вы можете ознакомиться в материале: «Штрафы и санкции при СОУТ».
Отметим, что для экспертов законом также предусмотрены переходные положения. В связи с тем, что обучение экспертов и их последующая аттестация в Минтруде занимает немало времени, положением о СОУТ разрешено исполнять обязанности экспертов лицам, работающим в организациях по трудовому договору и допущенных к работе в испытательных лабораториях по состоянию на день вступления в силу Федерального закона, но не позднее 31 декабря 2014 года.
Каждая организация может обеспечить исполнение своих обязательств, связанных с риском наступления имущественной ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба работодателям и работникам, путем добровольного страхования.
При разработке федерального закона, точнее, в первой версии законопроекта, требования данного пункта имели обязательное значение для всех организаций. Без наличия обязательного страхования организациям проводить работы по СОУТ не разрешалось. Но аттестующие организации смогли отстоять свое право, и пункт закона уже стал носить добровольный характер.
Вся информация о деятельности организаций, проводящих СОУТ, хранится в открытом доступе на официальном сайте Минтруда в специальном реестре. В нем содержатся следующие сведения:
В случае принятия решения о прекращении деятельности организации в области оказания услуг и работ по СОУТ, в реестре также делается запись, и приводятся законные основания для этого.
Организации, проводящие спецоценку и работодатели по мере проведения работ должны находиться в тесном сотрудничестве. Организация должна оказывать правомерные действия, работодатель – не препятствовать проведению исследований и давать все необходимые сведения и документы, характеризующие условия труда. Если одна из сторон нарушает правила, каждый из участников может отказаться от проведения СОУТ.
Главный принцип, который должна соблюдать организация по СОУТ – принцип независимости. Невзирая ни на что, результат должен быть достоверным и объективно отражать состояние условий труда на рабочих местах.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
1cert.ru
Начнем с того, что каждая организация, зарегистрированная на территории РФ, должна проводить специальную оценку условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.). Сейчас или с приходом инспектора ГИТ (т.к. были ужесточены правила соблюдения норм ТК РФ), работодатель должен будет подготовить материалы, в которых должно содержаться доказательство соблюдения условий труда на рабочих местах сотрудников.
Многим может показаться затруднительным начинать процедуру, так как это может быть первая СОУТ в карьере, обновленные требования законодательства, подготовка «заумной» нормативной локальной документации по охране труда (ОТ, – ред.) или просто отсутствие времени. И здесь Вам просто необходима пошаговая инструкция. Специалисты Центра сертификации и лицензирования «Единый Стандарт» готовы поделиться рекомендациями с Вами и дать полезные советы при проведении СОУТ.
Обратимся к тексту закона, а именно к ФЗ №426-ФЗ от 28.12.2013 г., где сказано, что, прежде всего, работодателем организуется комиссия по СОУТ (Комиссия, – ред.) и утверждается график проведения работ. Это есть первый этап процедуры СОУТ. Но существует еще и предварительный – когда работодатель приводит в соответствие всю документацию по ОТ. Конечно, сегодня наличие даже минимального пакета документов (инструкции по технике безопасности, приказы по режиму работы, должностные инструкции, наличие удостоверений по охране труда) – редкое явление. Но это уже к вопросу ответственности руководителя.
При формировании комиссии у каждого второго специалиста, либо самого работодателя, как правило, возникает вопрос: «Кто именно будет входить в состав, когда законом предусмотрены специалисты ОТ, профсоюзные представители, а у нас их нет?» Мы рекомендуем включать в состав членов комиссии – руководителей подразделений. Это могут быть главный бухгалтер, начальники юридического и кадрового департаментов, инженеры. Выделяем их из тех соображений, что они профессионально владеют нюансами своей деятельности, отлично знают весь технологический процесс и смогут проверить объективность подготовленных результатов СОУТ. Состав комиссии работодатель утверждает внутренним приказом и графиком проведения работ к нему.
Далее. Как должно быть: прежде, комиссия, которая несет организационные функции, должна привести в соответствие все необходимые исходные сведения по рабочим местам, работникам, определить перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, после чего привлечь независимую организацию по СОУТ для выполнения исследований. Как на самом деле: к сожалению, в большинстве случаев комиссия не может самостоятельно выделять перечень. Трудности возникают из-за неоднозначной трактовки требований закона об определении рабочих мест, в части выделения аналогии (мест, имеющих одинаковые наименования должностей и идентичные трудовые функции). Предлагаем ознакомиться с типичными ошибками здесь. В данной ситуации доверить определение перечня желательно организации по СОУТ.
Организация по СОУТ – один из важных участников процедуры, так как на ней лежит ответственность за исследования условий труда на рабочих местах и подготовки заключения по итогам работ. К выбору компании следует подходить очень осторожно, так как на рынке появилось большое количество недобросовестных игроков. И так получилось, что наличие разрешительной документации не стало важным показателем, т.к. даже те компании, у которых документы, казалось бы, являются соответствующими, готовят результаты, не проводя тщательного анализа деятельности организации. Мы рекомендуем при выборе руководствоваться не ценой, а надежностью компании. Для этого можете запросить рекомендации существующих клиентов, просмотреть приборную базу, наличие сертификатов у экспертов. Также можете рассмотреть судебную практику, там бывает много интересного – это и демпингование рынка и подготовка результатов с истекшим сроком аккредитации.
После выбора организации и заключения с ней гражданско-правового договора, начинаются работы по исследованиям условий труда. Проводятся замеры, ведутся расчеты полученных показателей, устанавливается класс условий труда. Итогом работ является отчетный пакет документов.
Получив результаты, работодатели и комиссия должны внимательно ознакомиться с данными, содержащимися в них. Проверить правильность заполнения учредительных сведений организации, СНИЛС работников, проверить были ли назначены компенсации, льготы, какой режим работы был рекомендован экспертом. Если есть несогласия, можно их озвучивать организации, чтобы подвести итог к общему знаменателю. Как только комиссия все согласовала, подписала документы, организация по СОУТ должна предоставить их в органы ГИТ в 10-дневный срок с момента утверждения. Вы же, как работодатель, должны будете в течение 30 календарных дней ознакомить каждого работника под роспись с полученным итогом работ.
Документы по СОУТ хранятся в организации не менее 5 лет. Именно столько времени спецоценка является действительной. Теперь в различные отчетности в госорганы были введены пункты, по которым работодатель ежеквартально ведет отчет проведенных работ. К примеру, работодателю ежеквартально теперь необходимо заполнять таблицу №10 ФСС, где отражаются все сведения по рабочим местам.
Мы не стали указывать и выделять в процедуре СОУТ такой этап как декларирование, хотя он указан в законе. Сегодня его пока стоит опускать из виду, т.к. требование противоречит действительности. Декларируются только те места, которые не имеют вредных факторов, а таких мест в России на сегодняшний день просто не существует. У работы всегда есть негативные факторы. Если это не плохая освещенность, то обязательно напряженность трудового процесса и т.д. Желаем Вам удачного проведения процедуры СОУТ!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
1cert.ru
Трудовой процесс может обладать определенными факторами, негативно влияющими на безопасность проведения работ и общее состояние здоровья отдельного работника. Выявление всех опасных рабочих мест для их последующего устранения или классификации и является целью осуществления специальной оценки условий труда.
Проведение СОУП служит одним из методов регулирования отношений между сотрудниками отдельной организации и ее руководителем. Эта процедура дает возможность каждому работнику защитить собственное право на безопасное место работы и получить (если это предусмотрено) удовлетворительную компенсацию. Согласно нормативным документам РФ, прохождение СОУП обязывает руководителей предприятий обеспечить выплату соответствующих пенсий (или льгот) сотрудникам, работающим в неблагоприятных (вредных) условиях труда.
Напомним, что ранее проверка безопасности труда осуществлялась в виде аттестации рабочих мест.
Согласно Федеральному закону номер 426 от 28.12.13 «O специальной оценке условий труда», прохождение СОУТ является обязательным требованием законодательства в отношении всех работодателей, осуществляющих свои действия на территории нашей страны.
Проходить СОУП обязаны все предприятия (организации) не реже, чем раз в 5 лет. Отметим ,что все аттестаты рабочих мест считаются действительными в течение 5 лет после их составления. B отличие от аттестации рабочих мест, проходить СОУП должны все работодатели, в том числе и организации, нанимающие исключительно офисных работников. Исключением являются только те компании, которые нанимают удаленных сотрудников.
Существует ряд случае, когда предпринимателю необходимо проводить внеплановую специальную оценку условий труда. K таким случаям относят: существенные изменения технологического процесса, ввод в эксплуатацию новых мест для работников, изменение применяемых на производстве материалов/оборудования и другие нововведения, влияющие на уровень воздействия опасных производственных факторов.
Прохождение СОУТ — полная ответственность руководителя предприятия. За не проведение данной процедуры предусмотрено административное наказание (денежный штраф и/или приостановка деятельности компании).
Общими обязанностями руководителя предприятия являются следующие:
Своевременное прохождение данной обязательной процедуры предоставляет предприятию следующие преимущества:
Спецоценка несет c собою преимущества как для отдельного сотрудника предприятия (защищая его здоровье и права), так и для руководителя фирмы, открывая ему определенные возможности для развития.
Кроме того, специальная оценка условий труда оказывает позитивное влияние на общую систему труда в нашей стране и приводит ее в соответствие международным стандартам охраны труда.
Пройти СОУТ можно в центре сертификации «Форатест». Оставьте заявку на сайте «Форатест» или же задавайте вопросы экспертам нашего центра.
foratest.ru
02.07.2015 7:23:00
Минтруда России дало разъяснение о проведении внеплановой специальной оценки условий труда при реорганизации организации, если условия труда на рабочих местах не изменились; о применении дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР при наличии у организации актуальных результатов аттестации рабочих мест.
ВОПРОС:О проведении внеплановой специальной оценки условий труда при реорганизации организации, если условия труда на рабочих местах не изменились; о применении дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР при наличии у организации актуальных результатов аттестации рабочих мест.
ОТВЕТ:
ПИСЬМО от 24 апреля 2015 г. № 17-3/В-215
Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу о правомерности применения результатов аттестации рабочих мест в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам и сообщает следующее. В соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) в случае если до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, приводящих к внеплановой специальной оценке условий труда. В случае если при реорганизации работодателя или его структурных подразделений условия труда на рабочих местах, определенные по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест (с 1 января 2014 г. – по результатам специальной оценки условий труда), не изменились, внеплановая специальная оценка условий труда на таких рабочих местах может не проводиться. Вместе с тем указанные в обращении ООО структурные изменения у работодателя, а также решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должны быть приняты комиссионно с участием представителей работников и документально зафиксированы. При этом работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Федеральным законом № 426-ФЗ, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Частью 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"» предусмотрено, что результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ, аттестации рабочих мест по условиям труда применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ), в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ, признаны вредными и (или) опасными. Следовательно, при наличии у организации актуальных результатов аттестации рабочих мест страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются в следующем порядке. Если работник занят на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны вредными или опасными, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, соответственно установленному в отношении его рабочего места классу условий труда - опасному или вредному с учетом их подклассов. Если работник занят на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны оптимальными или допустимыми, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно частями 1 или 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ. Заместитель директора Департамента развития социального страхования Минтруда РоссииЛ.А. Котова Все публикации© 1997–2014 Клинский институт охраны и условий труда
www.kiout.ru