Согласно ч. 1 ст. 104 Закона № 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков (РНП) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Об этом говорит ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ.
Информация, предоставляемая о недобросовестном поставщике
Перечень направляемой информации о поставщике перечислена в п.п. 1-3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ. Кроме этого в РНП следует направить выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке(или из протокола о результатах закупки в части определения победителя определения поставщика, заявке или предложению которого присвоен второй номер. А также иные свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта документы.
При этом п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в частности, устанавливает возможность заказчика заключить контракт с единственным участником электронного аукциона в случае признания аукциона несостоявшимся, если:
- по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем;
- аукционной комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником;
- в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта.
Обращаем внимание, на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ решение заказчика о заключении контракта с единственным поставщиком согласовывается при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок.
Действия заказчика после направления информации в РНП
Порядок такого согласования утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 N 537 "Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)". При этом согласно п. 3 ч. 8 этого Порядка, обращаясь за согласованием, заказчики представляют в соответствующий орган также документ о согласии указываемого в обращении поставщика (подрядчика, исполнителя) заключить контракт в соответствии с требованиями и условиями документации о закупках и по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении об осуществлении закупки или приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
В свою очередь, в соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона № 44-ФЗ контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Соответственно, исходя из буквального толкования Закона № 44-ФЗ, информация, указанная в п. 1-3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ направляется в ФАС России каждым заказчиком, от подписания контракта с которым уклонился единственный участник.
При этом под такой информацией понимается:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика лиц, указанных в ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ;
- наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица, указанного в ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ;
- даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения не исполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта.
Таким образом, если заказчиками были получены согласования о заключении контрактов с единственным участником согласно выше обозначенному Порядку и участник уклонился от заключения таких контрактов, по нашему мнению, заказчики должны обратиться в ФАС России для включения «уклониста» в РНП.
www.gosroszakaz.ru
Все статьи Отказ от заключения договора по результатам закупки (Сургутскова И.А.)
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), устанавливая лишь общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, дает таким лицам практически ничем не ограниченные возможности по определению правил проведения закупки, в том числе правил заключения договора.Между тем при установлении указанных правил заказчики должны учитывать требования Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона N 223-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).Порядок проведения закупки, в том числе заключения договора, должен содержаться в положении о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).При разработке/доработке положения о закупке у заказчика может возникнуть вопрос: обязательно ли проведение закупки должно завершиться заключением договора?Существуют различные точки зрения по этому вопросу.С одной стороны, Закон N 223-ФЗ не устанавливает обязанности заказчика заключить договор по результатам закупки. Да и в других нормативных правовых актах не содержится такой обязанности (по крайней мере по неторговым процедурам закупки) <1>. Следовательно, можно сделать вывод, что по общему правилу заказчик не обязан заключать договор даже при наличии претендента на его заключение.--------------------------------<1> Вопрос об обязательности заключения договора по результатам торгов будет рассмотрен ниже.
В юридической литературе имеются и иные подходы к данному вопросу.Так, по мнению авторов Научно-практического комментария к Закону N 223-ФЗ (под ред. В.Ю. Панченко), "новеллой в правовом регулировании закупок является установление Законом юридической обязанности заказчика заключить договор по результатам осуществления любого способа закупки.Технико-юридическое выражение этой обязанности в Законе вряд ли можно назвать удачным, но она следует из системного толкования ряда его положений:- ч. 2 ст. 3, предусматривающей обязанность определять в положении о закупке "порядок заключения и исполнения договоров";- ч. 5 ст. 4, рассматривающей проект договора как неотъемлемую часть извещения и документации о закупке и предписывающей информировать об измененных условиях договора;- п. 3 ч. 9 и п. 5 ч. 10 ст. 4, устанавливающих требования к извещению и документации о закупке в части указания на предмет и цену договора;- ч. 6 ст. 5, определяющей правовые последствия уклонения участника от заключения договора.Использование такого приема толкования, как рассуждение "от противного", приводит к выводу о том, что, если допустить отсутствие обязанности заключить договор по результатам реализации способа закупки, пропадает сам предмет регулирования настоящего Закона (если заказчики будут вольны в любое время дать "обратный ход" закупке, тем самым не будут достигнуты цели и реализованы принципы правового регулирования, закрепленные в комментируемом Законе)".С точки зрения автора настоящей статьи, рассмотренный выше подход не может быть признан обоснованным. Перечисленные выше положения Закона N 223-ФЗ всего лишь предусматривают необходимость определить правила заключения договора, но не указывают на обязательность его заключения. При этом право заказчика не заключать договор по результатам закупки ни в коем случае не нивелирует установленные в ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ принципы закупки.Принцип информационной открытости закупки не будет нарушен, ведь заказчик заранее проинформирует участника закупки об условиях заключения договора и о возможных случаях отказа от его заключения.Принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки также будет соблюден, если участникам закупки будут созданы равные условия участия в закупке.Что касается принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, нарушение такого принципа будет довольно проблематично соотнести с незаключением договора по результатам закупки. Допустим, заказчик посчитал, что в конкретных обстоятельствах ему более выгодно не заключать договор. Навряд ли контрольный орган сможет доказать неэффективность данной закупки. Тем более в отсутствие критериев определения эффективности/неэффективности.Принцип же отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки вообще не подлежит обсуждению в контексте рассматриваемого вопроса, так как не имеет никакого отношения к правомерности/неправомерности отказа от заключения договора.Более того, нарушение принципов закона без нарушения конкретной нормы материального права не может послужить основанием для признания в действиях заказчика каких-либо нарушений законодательства.Как было упомянуто выше, действующим законодательством не установлена обязанность заказчика заключить договор по результатам закупки. Исключение составляет случай проведения торгов (конкурса или аукциона).Согласно п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.В силу указанной нормы права заказчик должен заключить договор с победителем торгов.При этом следует обратить внимание на следующее.Во-первых, аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися (п. 5 ст. 447 ГК РФ).В ст. 447 - 449 ГК РФ закреплен порядок, в соответствии с которым договор должен быть заключен с лицом, выигравшим торги. Заключение такого договора является обязанностью организатора торгов - заказчика.Если торги признаны заказчиком несостоявшимися, так как к их участию был допущен только один участник, который не является лицом, выигравшим торги, и победителем торгов, и если положением о закупке и документацией о закупке не предусмотрены последствия признания торгов несостоявшимися в виде обязанности заказчика заключить договор с единственным участником торгов, заказчик вправе отказаться от заключения договора.Во-вторых, нужно учитывать практику контрольных, а в некоторых случаях и судебных органов при рассмотрении вопроса о правомерности незаключения договора по результатам неторговых процедур. Так, зачастую данные органы, приравнивая к торгам запросы котировок, запросы предложений и иные закупки, не относящиеся с точки зрения ГК РФ к торгам, понуждают заказчика к заключению договора по результатам таких закупок.В заключение хотелось бы остановиться на вопросе о правомерности установления заказчиком оснований для отказа от заключения договора.Несмотря на то что по результатам торгов заказчик в силу норм ГК РФ обязан заключить договор, представляется вполне логичным и обоснованным указание в положении о закупке возможных случаев отказа от заключения договора.Такой позиции придерживается и Федеральная антимонопольная служба.Так, в письме ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12 указано: "Частью 2 статьи 5 Закона о закупках предусмотрены последствия уклонения победителя закупки от заключения договора, а именно включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков.Вместе с тем в положении о закупке могут содержаться положения о возможности и правомерности включения в положение, извещение, документацию о закупке тех или иных условий, при которых заказчик имеет право, а в некоторых случаях и обязан отказаться от заключения договора. В данном случае уместно провести аналогию с Законом о размещении заказов (часть 3 статьи 9 Закона о размещении заказов), согласно которому заказчик обязан отказаться от заключения договора, например, в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником закупки, установления факта проведения ликвидации участника и т.д.".Если же такие основания в положении о закупке не перечислены, заказчик обязан будет заключить договор, даже если после определения победителя обнаружатся факты, нежелательные для заключения договора.Помимо этого, возможно возникновение случаев, препятствующих заключению договора: неодобрение компетентным органом (со стороны заказчика) крупной сделки или сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, для тех видов заказчиков, для которых в действующем законодательстве выделяются указанные выше особые категории сделок.Представляется, что если заказчик проводит конкурентные процедуры закупок, то ему следует получить одобрение крупной сделки еще до проведения процедуры закупки. Однако в некоторых случаях это невозможно. Так, невозможно одобрение на будущее крупных сделок акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью, так как в решении об одобрении такой сделки должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цена, предмет сделки и иные ее существенные условия. Поэтому одобрение таких сделок на будущее невозможно. Что касается одобрения крупной сделки общества с ограниченной ответственностью, заключаемой по результатам торгов (конкурса или аукциона), в решении об одобрении такой сделки могут не указываться лица, являющиеся сторонами, выгодоприобретателями в сделке. Исходя из данного исключения, можно сделать вывод о том, что такие сделки возможно одобрить до проведения процедуры торгов. Однако открытым остается вопрос, как при этом указать в решении цену, предмет, иные существенные условия сделки. Представляется, что в решении должны быть указаны минимально приемлемые для общества существенные условия сделки, которые будут содержаться в извещении и документации о закупке. В отношении согласия на совершение крупных сделок унитарных предприятий, автономных и бюджетных учреждений не установлены требования к его содержанию. Поэтому никаких препятствий для согласования совершения таких сделок до проведения процедуры закупки не имеется, если только правовыми актами собственника этих предприятий, учреждений не установлен такой порядок согласования крупной сделки, который препятствует ее согласованию еще до объявления закупки.Что должно произойти, если закупка проведена, победитель определен, а одобрение не получено? От заключения договора заказчику придется отказываться, в противном случае возникает риск признания сделки недействительной.Что касается сделки с заинтересованностью, поскольку на момент проведения закупки неизвестно, кто станет ее победителем, постольку неизвестно, является ли эта сделка сделкой с заинтересованностью. Соответственно, после того, как определен победитель закупки, заказчику следует самостоятельно определить, является ли будущий договор сделкой с заинтересованностью или нет, и в сроки, установленные для заключения договора, получить соответствующее согласие собственника. Только после этого можно заключить договор по результатам закупки.В данном случае возникшая коллизия норм ГК РФ о том, что заказчик обязан заключить договор по итогам торгов, и соответствующих норм об одобрении сделки с заинтересованностью должна трактоваться в пользу специальной нормы, предписывающей обязательное получение одобрения сделки с заинтересованностью. Следовательно, в случае неодобрения сделки с заинтересованностью заказчик должен отказаться от заключения договора.Соответствующие основания для отказа разумно прописать в положении о закупке.В заключение хотелось бы отметить, что с целью повышения прозрачности и информационной открытости закупки заказчику следует четко и детально прописать в положении о закупке все условия ее проведения, включая случаи незаключения (отказа от заключения) договора по результатам закупки, даже если такие случаи установлены действующим законодательством. Тем самым заказчик минимизирует риски предъявления к нему претензий со стороны участников закупки, а также контрольных органов.
xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
От 5 июня 2015 г. N Д28и-1606
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в случае, если контракт заключен с участником закупки, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт при уклонении победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта и заявке или предложению которого присвоен второй номер, заказчик в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 — 3 части 3 данной статьи, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.
В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 — 6 данной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 данной статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, Законом N 44-ФЗ установлена обязанность по включению в реестр недобросовестных поставщиков победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), уклонившегося от заключения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона N 44-ФЗ возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, в следующих случаях:
— уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
— непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом N 44-ФЗ, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.
Учитывая изложенное, в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, остаются на счету заказчика при уклонении или отказе участника закупки заключить контракт.
Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
economic24.ru
Позвоните сейчас и получитепредварительную консультацию:
8-912-351-26-428 (3532) 26-16-01
Согласно ч. 14 ст. 70 Закона 44-ФЗ в случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником.
В силу ч. 15 ст. 70 Закона 44-ФЗ участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с частью 14 ст. 70 Закона 44-ФЗ, вправе подписать контракт и передать его заказчику или отказаться от заключения контракта.
Таким образом, в отличие от первоначального победителя электронного аукциона участнику аукциона, который является вторым после победителя, законодатель предоставил право отказаться от заключения контракта, в том числе после дачи согласия на его заключение и признания этого участника победителем аукциона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из взаимосвязанных положений ч. 15 ст. 70 и ст. 104 Закона 44-ФЗ участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер, не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков в случае отказа или уклонения от заключения контракта, т.к. не предусмотрено напрямую положениями Закона 44-ФЗ (случай не указан в закрытом перечне оснований для направления в контрольный орган информации о включении участника закупок в реестр недобросовестных поставщиков).
Настоящая позиции подтверждается судебной практикой и позицией Минэкономразвития РФ, изложенной в Письме от 10 июля 2015 г. № Д28и-1968.
Скачать Письмо Минэкономразвития РФ от 10 июля 2015 г. № Д28и-1968
Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.
advokativlev.ru
Загружил | Administrator |
Проверил | администратор |
Рейтинг файла | 715 баллов |
Скорость скачки | MAX |
Поблагодарили | 445 раз |
Язык | Русский |
Скачано раз | 430 |
Источник | Интернет |
Файл добавлен | 09/05/2017 11:20:53 |
نوشته شده در : سه شنبه 14 شهریور 1396 توسط : Ginger Voges. .
nbetleem.mihanblog.com
Файл добавил | Модератор |
Проверено | admin |
Рейтинг | 940 баллов |
Скорость скачки | Максимальная |
Поблагодарили | 912 раз |
Язык | Русский |
Кол-во загрузок | 770 |
Источник | Просторы интернета |
Последнее обновление | 07/28/2017 10:31:26 |
ephvieib.mihanblog.com
Автор файла | Admin |
Проверено | moder |
Рейтинг файла | 592 баллов |
Скорость | 307 mb/сек |
Поблагодарили | 683 раз |
Язык | Русский |
Файл скачали раз | 458 |
Источник | web |
Обновление файла | 10/01/2017 05:01:41 |
نوشته شده در : یکشنبه 9 مهر 1396 توسط : Ginger Voges. .
nbetleem.mihanblog.com