Составляя документацию для закупки, крайне важно правильно описать ее объект. Если пренебречь конкретикой, то к закупке могут быть допущены поставщики, предлагающие не полностью соответствующие требованиям заказчика товары. А если конкретизировать объект слишком узко, то контролирующий орган может посчитать это нарушением законодательства. Какие же характеристики заказчику необходимо включить в описание объекта, чтобы не нарушить закон и соблюсти свои интересы?
Объект закупки должен максимально отвечать потребностям заказчика. Его описание должно объективно представить товар (работу либо услугу) и в то же время быть понятно поставщикам и подрядчикам. Эксперты рекомендуют включать в описание объекта его функциональные, технические и эксплуатационные характеристики. В отдельных случаях можно указать конкретное наименование или марку объекта закупки.
Описывая объект закупки, в первую очередь, следует указать функции, которые он должен исполнять — основные и дополнительные. Если процедура закупки предусматривает проведение конкурса или запроса предложений, то заявки участников оцениваются именно на основании соответствия их продукции функциональным характеристикам. Например, при проведении двухэтапного конкурса на втором этапе дополнительные характеристики объекта, в том числе и упущенные заказчиком, становятся инструментом, который может дать преимущество тому или иному исполнителю.
В целом в техническое задание можно включить только функциональные характеристики объекта — нарушения в этом не будет. Однако, как правило, для более точного описания этого недостаточно.
Без указания этих характеристик купить нужный объект будет достаточно сложно. В документации следует прописать параметры объекта и условия, которым он должен соответствовать, чтобы эксплуатироваться эффективно. Эти параметры и условия сильно зависят от объекта закупки, но в общем случае это могут быть, например, технические параметры, работоспособность, надежность, долговечность, экономичность, прочность, а также специфические характеристики внешнего вида и прочее.
Говоря об эксплуатационных характеристиках, стоит упомянуть и расходы, которые заказчик должен будет нести для поддержания объекта закупки в работоспособном состоянии. Объем этих расходов также может быть включен в техническое задание в качестве элемента описания объекта закупки.
Закон № 44-ФЗ не позволяет заказчикам указывать в документации марку либо наименование объекта закупки. Закон № 223-ФЗ прямо такого запрета не содержит, однако контролирующий орган при поступлении жалоб со стороны участников может обязать заказчика конкретное наименование из документации исключить. К слову, это относится не только к марке или товарному знаку, но и к прочим характеристикам, присутствие которых в документации ограничило бы количество участников закупки.
Однако в следующих случаях заказчику позволено указать в документации конкретную марку, фирменное наименование, производителя либо иные подобные характеристики:
Обязательным условием при этом является включение в документацию фразы «или эквивалента», а также указание параметров эквивалентности. Бывает, что требование к марке товара заложено в проектной или конструкторской документации. В этом случае в закупочной документации необходимо указать, что встречающееся в проектной документации название марки следует читать как «марка или эквивалент» с указанными параметрами эквивалентности.
Прописывать параметры эквивалентности требует законодательство. Кроме того, это полностью соответствует интересам самого заказчика. Если не указать эти параметры, то формально под характеристики объекта закупки можно «подогнать» практически любой продукт. Контролирующий орган может заставить заказчика одобрить заявки участников с совершенно несоответствующими предложениями, ведь если параметры заменителя не прописаны, то посчитать эквивалентом можно очень многие товары.
В отдельных случаях заказчику разрешается не указывать фразу «или эквивалент» — например, при закупке запчастей и комплектующих, а также в случае, когда объект закупки будет эксплуатироваться совместно с другими товарами, которые ранее были приобретены заказчиком.
При отказе от формулировки «марка или эквивалент» нужно обосновать необходимость покупки именно этого товара. В качестве такого обоснования может выступать техническая документация производителя оборудования, уже имеющегося у поставщика, совместно с которым будет использоваться новый товар. В ней должно быть указано, что применение запчастей, комплектующих или расходных материалов других производителей может привести к негативным последствиям — выходу оборудования из строя, ухудшению его производительности, нарушению условий гарантийного обслуживания.
Обратите внимание, что порой в технической документации производителя содержатся рекомендации по использованию тех или иных комплектующих и «расходников», а не прямой запрет на применение товаров других производителей. Так вот, рекомендательный характер таких положений технической документации далеко не всегда является основанием для указания марки товара в описании объекта закупки без формулировки «или эквивалент». На практике участники зачастую в подобных ситуациях подают жалобы на заказчика, а контролирующий орган их нередко удовлетворяет.
zakupki-kontur.ru
Мы дважды проводили электронный конкурс по закупке спецодежды. Оба раза конкурс не состоялся. В первом – не было заявок, а во втором – подали заявки 12 поставщиков. В технической спецификации было указано условие о необходимости предоставить образец изделия. Образцы предоставили не все поставщики, конкурс не состоялся. Теперь согласно правилам мы можем пригласить поставщика, соответствующего требованиям, способом из одного источника. Сначала мы должны выбрать потенциального поставщика и прежде чем отправить ему приглашение в электронном виде – провести мониторинг рынка и пригласить в бумажном виде претендующих потенциальных поставщиков (из числа участвовавших и не участвовавших в конкурсе), которые должны предоставить образцы своих изделий? То есть оформляется протокол, в этом протоколе указывается тот поставщик, который соответствует требованиям технической спецификации? Правомерны ли наши действия? И как правильно выбрать поставщика?
В данном случае нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, правомерны действия заказчика (и/или организатора) государственных закупок. Требования о предоставлении образца закупаемого товара – довольно редкое явление в государственных закупках. В основном такое происходит в тех случаях, когда закупается, к примеру, какое-то сложное промышленное оборудование, где есть объективная необходимость в том, чтобы нужное оборудование подошло идеально.
Законодательством Республики Казахстан о государственных закупках не предусмотрены конкретные случаи, когда можно требовать от потенциального поставщика предоставления образца закупаемого товара, или наоборот – когда их требовать нельзя.
Что касается предоствления образцов именно спецодежды, то при проведении таких закупок многие предприятия, в том числе занимающиеся продажей спецодежды, не могут предоставить образцы. Потому что они лишь покупают эту спецодежду у производителей или других поставщиков и перепродают ее. Это не запрещено законодательством. И если ставить такое условие, то получается, что в данном случае уже отсеиваются многие потенциальные поставщики, а это можно расценивать как несоблюдение принципов регулирования государственных закупок. В данном случае имеется в виду принцип, прописанный в подпункте 2) статьи 3 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" (далее – Закон), а именно – потенциальным поставщикам предоставляются равные возможности для участия в процедуре проведения государственных закупок, кроме случаев, предусмотренных Законом.
Совет заказчику (и/или организатору) закупок в данном случае: обратиться за официальным разъяснением в уполномоченный орган по государственным закупкам – Министерство финансов Республики Казахстан.
Вместе с тем из содержания вопроса непонятно, из-за чего (на каком основании) конкурс был признан несостоявшимся. Обращаем внимание, что пунктом 136 Правил проведения электронных государственных закупок, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 мая 2012 года № 623, определен исчерпывающий перечень оснований для признания конкурса несостоявшимся. Соответственно организатор может признать конкурс несостоявшимся только по приведенным в указанном пункте Правил основаниям.
Также не совсем понятна описанная в вопросе процедура проведения и приглашения в бумажном виде претендующих потенциальных поставщиков. После проведения электронных закупок не запрашиваются дополнительно сведения либо цена от потенциальных поставщиков, тем более в бумажном виде. Если организатор намеревается осуществить государственные закупки способом из одного источника, после проведенного (несостоявшегося) конкурса, то он направляет приглашение единственному допущенному потенциальному поставщику и не требует от него предоставления каких-либо дополнительных сведений. Данное условие предусмотрено положениями статьи 28 Закона.
Источник: Электронная система «Actualis» по госзакупкам
Получить тестовый демо-доступ к Электронной системе ACTUALIS
Читайте также по данной теме:
Вправе ли заказчикуказывать товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты,полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товараи наименование производителя?
gz.mcfr.kz
Законодательством РФ предусмотрено налоговое регулирование предпринимательской деятельности. И одним из видов обязательных платежей в бюджет является налог на добавленную стоимость. Как учитывается налог при формировании начальной цены контракта, а также как производить расчеты с победителем? Разбираемся в статье.
НДС — это налог на добавленную стоимость, предусмотренный на общей системе налогообложения (ОСНО). Суть его в том, что организации, реализующие товары, работы, услуги (ТРУ) и накручивающие на их себестоимость дополнительную цену, должны передать в бюджет определенную часть от добавленной суммы.
Этот вид федерального налога регулируется главой 21 НК РФ. Объектом налогообложения является реализация и ввоз ТРУ на территории РФ, а ставка в общем случае составляет 18 % (0 % — международная перевозка, товары в области космической деятельности; 10 % — реализация продовольственных товаров, газеты, журналы, медицинские товары и др., согласно ст. 164 НК РФ).
Можно выделить 2 этапа, где примененяется налог:
Приказ Минэконом № 567 от 02.10.2013, раскрывающий способы определения НМЦК, не содержит рекомендаций включать НДС в НМЦК, однако указывает на то, что стоимость необходимо приводить в соответствие с условиями планируемой закупки. Таким образом, если предмет заказа попадает в перечень объектов налогообложения, заказчику необходимо включить данный взнос в НМЦК (операции, не признаваемые объектом налогообложения, приведены в ч. 2 ст. 146 НК РФ).
При этом принять участие в торгах может любой поставщик независимо от организационно-правовой формы и режима налогообложения.
Встает вопрос, по какой цене заключать договор, если победителем является лицо, состоящее на специальных режимах налогообложения (упрощенная система, единый сельскохозяйственный налог, на вмененный доход и др.) или физическое лицо.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 34 44-ФЗ, при заключении контракта указывается, что его цена является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, который заключается на условиях, предусмотренных извещением документацией и заявкой. Все типовые контракты на сегодняшний день, размещенные в библиотеке Единой информационной системы, также содержат указание на то, что цена должна включать все расходы, связанные с уплатой налогов, сборов и иных платежей.
Таким образом, договор заключается по цене, предложенной победителем, независимо от того, является ли поставщик плательщиком НДС. Удержание заказчиком стоимости налога при оплате будет являться неправомерным. Данная сумма будет являться дополнительным доходом участника, что говорит о более выгодном положении участников на спец. режимах, по сравнению с ОСНО.
Закон о закупках отдельными видами юридических лиц так строго не регламентирует порядок определения НМЦК и дальнейшего заключения договора. Ст. 4 223-ФЗ лишь указывает на то, что извещение должно содержать сведения о НМЦК, порядке ее формирования (с учетом или без учета расходов на уплату пошлин, налогов и других обязательных платежей). В положении о закупке заказчик должен указать, каким образом будут сравниваться предложения участников, состоящих на различных режимах налогообложения.
Позиций по вопросу оценок заявок две:
1. Оценка без учета НДС нарушает принцип равноправия и экономически эффективного расходования денежных средств (решение Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 по жалобе № Т02-405/15, решение Хабаровского УФАС России от 30.09.2014 № 157).
2. Оценка без учета НДС не создает неравные условия участникам (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2015 № Ф02-1709/2015 по делу № А33-10428/2014, Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015).
Противоположные точки зрения существуют и при расчете стоимости договора, заключаемого с поставщиком на спецрежиме. Уменьшение цены договора на размер НДС с победителем в большинстве случаев признается незаконным, однако существует практика, где снижение в случае применения исполнителем договора упрощенной системы признано законным (решение Челябинского УФАС от 03.11.2016 по жалобе № 77-03-18.1/2016).
Отсутствие единства правоприменительной практики создает определенные риски для заказчиков и участников, поэтому необходимо четко указывать требования в положениях о закупке и документации.
goscontract.info
Внимание всем официальным Организаторам.
КАК ПРАВИЛЬНО И СВОЕВРЕМЕННО ОТКРЕПИТЬ НЕАКТУАЛЬНУЮ ЗАКУПКУ.
ОТКРЕПЛЕНИЕ ЗАКУПКИ:
Сначала в заголовке поста с закупкой, которая идет на открепление, необходимо обязательно написать - "закупка идет на открепление".
Затем Организатору необходимо сразу же удалить весь пиар по закупке, которая идет на открепление, во всех разделах сайта.
Затем необходимо прислать форму на открепление.
Не актуальные закупки (это те закупки, которые Орг больше вести не собирается) переносятся из группы СП раздела Закупки в архив Организатором ТОЛЬКО ПОСЛЕ РАЗРЕШЕНИЯ О ПЕРЕНОСЕ, полученного через личное сообщение от Модератора Пуаро2 на основании отправленной заявки Организатором на открепление закупки по форме - ФОРМА ЗАЯВКИ (в форме заявки необходимо указать сайты поставщиков закупки и написать, что их нужно открепить и обязательно УКАЗАТЬ ПРИЧИНЫ открепления). Куратор проверяет данную закупку, которая идет на открепление, а Пуаро после проверки и одобрения куратора отправляет Организатору в личку разрешение на перенос поста с закупкой в архив. Только после этого Организатор переносит пост с закупкой из раздела Закупки в архив через редактирование поста, отправив сразу же в личное сообщение своему куратору ссылку на архивный пост. Также Организатору необходимо сразу же удалить весь пиар по открепленной закупке.
ВНИМАНИЕ: ПРИ ОТКРЕПЛЕНИИ ЗАКУПКИ НЕОБХОДИМО ОБЯЗАТЕЛЬНО В ФОРМЕ УКАЗЫВАТЬ ПРИЧИНУ ОТКРЕПЛЕНИЯ (на сайте ведется строгий учет всех поставщиков).
ЗАПРЕЩЕНО самовольное открепление закупок в разделе Закупки или перенос данной закупки в Дневник или Архив! За данные нарушения Организатору выдается карта, БАН, вплоть до лишения статуса проверенного официального Организатора.
Также ЗАПРЕЩЕНО медлить с откреплением неактуальных закупок. Каждый официальный Организатор должен незамедлительно их откреплять. Другие Организаторы стоят в очереди на закупки в группе СП и ждут свободный дубль. За данное нарушение Зеленый Организатор может получить карту, БАН, метку вплоть до лишения статуса проверенного Организатора.
И еще ВНИМАНИЕ - АРХИВ - это не дневник. Это Архив! Найти его можно - нажав на редактирование поста с закупкой и поставить галку в редакторе "пост в архив".
Все очень просто по откреплению:
1. Пишем в заголовке поста с закупкой, которую необходимо открепить: "Закупка идет на открепление".
2. Удаляем весь пиар по данной закупке во всех разделах сайта.
3. Присылаем форму на открепление закупки с указанием причин.
4. Ждем в личке вопросы от куратора или ответа от Пуаро с одобрением на открепление закупки и просьбой перенести в архив пост с закупкой.
5. После одобрения на открепление от Пуаро переносим пост с закупкой в архив через редактор поста.
6. Присылаем ссылку своему куратору на архивный пост.
Если Организатор со статусом открепляет от себя все закупки, либо Модераторы открепляют от Организатора все закупки, и у Организатора не остается никаких официальных одобренных закупок, статус проверенного официального Оранизатора в данном случае с Организатора снимается автоматически и он лишается всех привилегий на сайте Мамфо, которые есть у официальных Организаторов.
см здесь: https://www.mam4.ru/docs/ban-i-lishenie-statusa/
Обратите также внимание на данный раздел правил: ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАТОРА
www.mam4.ru
закупка — делать закупки... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. закупка покупка, купля, приобретение; скупка, хлебозакупки, закупание, госзакупка, запасание, заготовка. Ant. продажа… … Словарь синонимов
ЗАКУПКА — ЗАКУПКА, закупки, жен. (разг.). Действие по гл. закупать закупить в 1 знач. Закупка провизии. Агент по закупкам. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Закупка — во внешней торговле приобретение товаров и услуг за границей с целью ввоза в страну и продажи на ее внутреннем рынке. По английски: Purchase Синонимы: Покупка См. также: Импорт Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
ЗАКУПКА — приобретение товаров за рубежом или внутри страны крупными партиями, в большом количестве. Закупки, проводимые государственными органами, называются государственными (например, закупки зерна, вооружений). Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.,… … Экономический словарь
закупка — ЗАКУПИТЬ, уплю, упишь; упленный; сов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Закупка — (Procurement (purchase)) — приобретение заказчиком продукции (товаров, работ, услуг) на основе договоров (на возмездной основе) … Экономико-математический словарь
закупка — Приобретение заказчиком продукции (товаров, работ, услуг) на основе договора (на возмездной основе). [ОАО РАО "ЕЭС России" СТО 17330282.27.010.001 2008] Тематики экономика EN procurementpurchase … Справочник технического переводчика
ЗАКУПКА — приобретение товаров за рубежом или внутри страны крупными партиями, в большом количестве. З., проводимые государственными органами, называются государственными. В соответствии с Федеральным законом «О закупках и поставках сельскохозяйственной… … Юридическая энциклопедия
закупка — 3.4 закупка: Приобретение Заказчиком продукции на основе договора. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ЗАКУПКА — приобретение товаров за рубежом или внутри страны крупными партиями, в большом количестве. 3., проводимые государственными органами, называются государственными … Энциклопедический словарь экономики и права
dic.academic.ru