С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», регулирующий отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
13. Порядок ведения реестра лиц, аттестованных на право проведения экспертных оценок и подготовки заключений в целях специальной оценки условий труда, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
1. Документация и материалы (копии документов), представленные для проведения оценки качества проведения специальной оценки условий труда, хранятся в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам охраны труда, уполномоченном на проведение оценки качества проведения специальной оценки условий труда, в течение сроков и в порядке, установленном настоящим федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Прежде всего давайте разберемся, что представляет собой специальная оценка условий труда. Согласно статьи 3 закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда — это комплекс мероприятий по выявлению вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам ее проведения рабочим местам присваиваются классы и подклассы условий труда, разрабатывается план мероприятий по улучшению условий труда.
Проводить специальную оценку должны все работодатели, такая обязанность установлена пп. 1 п. 2 ст. 4 закона №426-ФЗ, независимо от юридического статуса (организация или индивидуальный предприниматель), вида деятельности, численности работников и т.д. Более того, специальная оценка условий труда должна проводится в отношении всех рабочих мест, исключение составляют лишь надомники и дистанционные работники (п. 3 ст. 3 Закона №426-ФЗ).
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
е) сведения об экспертах организации, проводившей специальную оценку условий труда, участвовавших в ее проведении, в том числе фамилия, имя, отчество, должность и регистрационный номер записи в реестре экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда;
Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).
Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).
2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
14) дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;
Из письма руководителя филиала N 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области от 29 марта 2016 г. N УФ0518/Ф/7-3675, адресованного заместителю военного прокурора 3 7 военной прокуратуры гарнизона, усматривается, что в бюджетной смете Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области на 2016 год, а также в уведомлениях, доведённых в 1 квартале 2016 года до филиала N 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области, лимитов бюджетных обязательств по проведению специальной оценки условий труда не предусмотрено.
Ответчики по делу — войсковая часть 15650, ФКУ «Объединённое стратегическое командование Южного военного округа» и Министерство обороны Российской Федерации, исходя из своих целей, задач и видов деятельности, не являются организациями, проводящими специальную оценку условий труда, и не отвечают требованиям, предъявляемым законом к таким специализированным организациям (они не имеют экспертов, их уставами определены иные, отличные от организаций, непосредственно проводящих специальную оценку условий труда, цели и задачи).
11.14. Участвовать в установлении причин возникновения профессиональных заболеваний, в расследовании несчастных случаев на производстве и принятии решений по установлению степени вины потерпевших в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации.
Сохранять размеры дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых по состоянию на 1 января 2014 года Работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам аттестации рабочих мест отнесены к вредным условиям труда любой степени или опасным условиям труда, при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения данной компенсационной меры.
3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.
4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.
137. Распорядительные документы группируются в дела по видам и хронологии с относящимися к ним приложениями. Инструкции, правила, положения, уставы, утвержденные распорядительными документами, являются приложениями к ним и группируются вместе с указанными документами. Если же они утверждены в качестве самостоятельного документа, то их группируют в отдельные дела.
146. Обращения физических и юридических лиц формируются в дела по вопросам, направлениям деятельности организации или по административно-территориальным единицам. При незначительных объемах обращений допускается формирование дел по фамилиям авторов обращений в алфавитном порядке.
09 Июл 2018 toplawyer 62 Поделитесь записьюСтатья перечисляет основные права работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда:
1. Работодатель вправе требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов ее проведения.
2. Работодатель вправе проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном законом.
Содержание ст. 17 Закона № 426-ФЗ, регламентирующей проведение внеплановой специальной оценки условий труда, может, скорее, свидетельствовать об обязанности или необходимости, а не праве работодателя провести внеплановую специальную оценку условий труда на рабочем месте. Это связано с целым рядом причин юридического и экономического характера. Так, экономическая заинтересованность может явиться сильнейшим стимулом, заставляющим работодателя проводить такую оценку в случае, к примеру, переоснащения организации на более современное и безопасное производственное оборудование.
На сегодняшний день сохранено право проведения специальной оценки теми организациями, которые ранее проводили аттестацию рабочих мест по условиям труда. Таким образом, существующий рынок услуг в этой сфере можно считать (пока еще) достаточно стабильным, следовательно, риск некачественного проведения специальной оценки для работодателя относительно невелик. Наличие у проводящей специальную оценку организации полного комплекта требуемых документов о соответствии требованиям ст. 19 закона является своего рода гарантией качественности и добросовестности такой оценки.
4. Работодатель вправе обжаловать в установленном порядке действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда.
К сожалению, некоторые организации из числа указанных в предыдущем пункте, не избавились от недостатков, приобретенных в период проведения аттестации рабочих мест. В результате страдает и качество проведения специальной оценки условий труда, что дает работодателю право на обжалование ее результатов, равно как и действий (бездействия) самой организации в ходе проведения специальной оценки.
Установленные обязанности работодателя связаны со спецификой его взаимоотношений как с работниками, так и с проводящими оценку организациями и охватывают все стадии процесса специальной оценки:
1) Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой в установленных случаях.
Сегодня в некоторых случаях работодатели могут столкнуться с требованиями, к примеру государственных инспекторов труда, о проведении специальной оценки - в связи с вступлением в силу закона. Исходя из специфики переходного периода, в разъяснении Минтруда России от 7 марта 2014 г. подчеркивается, что необоснованными являются требования должностных лиц органов государственного надзора к работодателям о незамедлительном проведении ими специальной оценки условий труда в связи со вступлением в силу упомянутого нормативного правового акта. В том случае, когда добросовестным работодателем проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, ее результаты действительны в течение пяти лет с момента проведения, но не позднее чем до 31 декабря 2018 г.
2) Работодатель обязан предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда.
Гражданско-правовым договором, заключаемым между работодателем и проводящей специальную оценку организацией, обычно предусматривается предоставление необходимых для качественного осуществления процесса сведений, документов и информации.
3) Работодатель обязан не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения.
При проведении специальной оценки условий труда крайне важно получить объективные результаты, характеризующие обстановку на конкретном рабочем месте. Если работодателем проводится специальная оценка, то порой можно столкнуться с попытками оказания давления на специалистов, ее проводящих. Пожелания работодателей в подобных случаях достаточно просты - "не обращать внимания" на те неблагоприятные производственные факторы, значение которых превышает установленные нормы.
4) Работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
Важнейшим документом, в котором будет отражен факт такого письменного ознакомления, является либо составляющийся при приеме на работу трудовой договор, либо заключаемое в установленном ст. 72 ТК РФ порядке соглашение об изменении его условий.
5) Работодатель обязан давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
Как представляется, именно на работодателе изначально лежит обязанность обеспечивать работника всем комплексом информации, касающейся обеспечения права последнего на здоровые и безопасные условия труда.
6) Работодатель обязан реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.
Обязанность работодателя реализовывать с учетом итогов специальной оценки условий труда соответствующий комплекс мероприятий, пожалуй, можно признать важнейшей после обязанности проводить собственно саму специальную оценку.
poisk-ru.ru
Федеральным законом от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ в законодательство о специальной оценке условий труда внесены изменения, в соответствии с которыми работники получили право инициировать идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов в отношении своего рабочего места (п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Для этого им нужно обратиться к работодателю или организации, проводящей специальную оценку условий труда (либо к эксперту этой организации).
Уточнены также полномочия эксперта, проводящего спецоценку. Для того, чтобы выяснить круг подлежащих исследованиям и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов, он вправе:
Так же у работодателей появилась новая обязанность. Теперь они должны в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки условий труда уведомить об этом организацию, которая ее проводила. Сделать это можно любым способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления. Кроме того, работодателям нужно в такой же срок направить в адрес этой организации копию утвержденного отчета заказным письмом с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью (ч. 5.1 ст. 15 ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Поправки начали действовать со дня официального опубликования – с 1 мая.
websot.jimdo.com
Работодатель, реализуя права, предоставленные ему законодательством о труде, несет и определенные обязанности, обеспечивая безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов трудовой деятельности.
С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», регулирующий отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В связи с принятием названного закона в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.
Согласно ст. 4 указанного закона на работодателя возлагается обязанность по обеспечению проведения специальной оценки условий труда, ее организации и финансирования, а также реализации мероприятий по улучшению условий труда работников с учетом результатов ее проведения.
Также работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о ее проведении. При этом работник вправе присутствовать при проведении оценки условий труда, получать разъяснения по вопросам ее проведения и обжаловать ее результаты.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Она проводится в отношении условий труда всех работников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями названного закона.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
В уставных документах такой организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно быть указание на проведение специальной оценки условий труда. В организации должно быть не менее 5 экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее 1 эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
Специальная оценка условий труда должна проводиться один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Если до 1 января 2014 г. в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест, то по общему правилу ее результаты действительны в течение 5 лет со дня ее завершения, и в этот период специальную оценку условий труда проводить не обязательно.
Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Указанная норма, дополненная в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступит в силу с 1 января 2015 г.
версия для печати
bashprok.ru
Работодатель, реализуя права, предоставленные ему законодательством о труде, несет и определенные обязанности, обеспечивая безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов трудовой деятельности.
С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», регулирующий отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В связи с принятием названного закона в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.
Согласно ст. 4 указанного закона на работодателя возлагается обязанность по обеспечению проведения специальной оценки условий труда, ее организации и финансирования, а также реализации мероприятий по улучшению условий труда работников с учетом результатов ее проведения.
Также работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о ее проведении. При этом работник вправе присутствовать при проведении оценки условий труда, получать разъяснения по вопросам ее проведения и обжаловать ее результаты.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Она проводится в отношении условий труда всех работников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
Реклама
В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями названного закона.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
В уставных документах такой организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно быть указание на проведение специальной оценки условий труда. В организации должно быть не менее 5 экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее 1 эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
Специальная оценка условий труда должна проводиться один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Если до 1 января 2014 г. в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест, то по общему правилу ее результаты действительны в течение 5 лет со дня ее завершения, и в этот период специальную оценку условий труда проводить не обязательно.
Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Указанная норма, дополненная в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступит в силу с 1 января 2015 г.
chuprale-online.ru
ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОВЕДЕНИЕ СОУТ
Организация вправе:
1) отказаться от проведения СОУТ в том случае, если при ее проведении возникла или потенциально может возникнуть угроза жизни или здоровью работников такой организации (по мнению экспертов АНО «Институт безопасности труда», аналогичная норма, действовавшая применительно к аттестации рабочих мест, была причиной непрерывного статистического роста числа занятых на «опасных условиях труда») <Нормативно-технический анализ Федерального закона «О специальной оценке условий труда». М.: АНО «Институт безопасности труда», 2013. URL: http://ohsi.ru/upload/iblock/423/423d263ebd3a44296aa14e7a4db32400.pdf>; 2) обжаловать в установленном порядке предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов. Обязанности организаций, осуществляющих проведение СОУТ:
1) предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения СОУТ на их рабочих местах; 2) предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие соответствие этой организации требованиям, установленным ст. 19 Федерального закона № 426-ФЗ;3) применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений; 4) не приступать к проведению СОУТ либо приостанавливать ее проведение в случаях: а) непредоставления работодателем необходимых сведений, документов и информации, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения СОУТ; б) отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с гражданско-правовым договором, указанным в ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ; 5) хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной этой организации в связи с осуществлением деятельности (ст. 6 Федерального закона № 426-ФЗ) <См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 599 «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru. 2015. 17 марта>. В соотношении прав и обязанностей организаций, осуществляющих проведение СОУТ, очевиден дисбаланс: количество прав несравнимо меньше обязанностей. По мнению отдельных исследователей, подобное соотношение прав и обязанностей организаций, проводящих СОУТ, объясняется преимущественно императивным характером норм института охраны труда и огромной важностью для государства и общества соответствующих правоотношений <Кирсанов Р.В. Правовое положение организации, осуществляющей специальную оценку условий труда // Вестник Омского ун-та. Серия «Право». 2015. № 1 (42). Согласно ст. 20 Федерального закона № 426-ФЗ, обязанности экспертов организаций, указанных в ч. ч. 1 и 2 ст. 27, вправе выполнять лица, работающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством о техническом регулировании, к работе в испытательных лабораториях (центрах). К трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее – сертификат эксперта). Лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать требованиям, установленным в ст. 20 Федерального закона № 426. Процедура аттестации на право выполнения работ по проведению СОУТ, а также порядок выдачи и аннулирования сертификатов экспертам регулируются Постановлением Правительства РФ от 3 июля 2014 г. № 614 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право проведения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования» <СЗ РФ. 2014. № 28. Ст. 4057>. Организации, проводящие СОУТ, и эксперты таких организаций независимы и руководствуются в своей деятельности нормами ТК РФ, Федерального закона № 426-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих СОУТ <Такая формулировка данной нормы не точна, ибо организации, осуществляющие проведение СОУТ, должны следовать еще и условиям гражданско-правовых договоров, заключаемых с работодателями. – Прим. авт.>.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ В СВЯЗИ С ПРОВЕДЕНИЕМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА.
1. Работодатель вправе:
– требовать от организации, проводящей СОУТ, обоснования результатов ее проведения; – проводить внеплановую СОУТ в порядке, установленном Федеральным законом № 426-ФЗ; – требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным ст. 19 Федерального закона; – обжаловать в порядке, установленном ст. 26 Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ. 2. Работодатель обязан:
– обеспечить проведение СОУТ, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 Федерального закона; – предоставить организации, проводящей СОУТ, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в ч. 2 ст. 8 Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения СОУТ; – не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении СОУТ и влияющих на результаты ее проведения; – ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; – давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте; – реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения СОУТ. Итак, обязанности по обеспечению проведения СОУТ возлагаются на работодателя. В связи с этим вряд ли правильны судебные иски, которые предъявляются к руководителям организации.
ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
www.trudcontrol.ru
С начала 2014 года на смену аттестации пришла специальная оценка условий труда. Соответствующие поправки внесены в Трудовой кодекс РФ, где само понятие «аттестация рабочих мест» теперь отсутствует.
Определение специальной оценки условий труда и порядок ее проведения регулируется Федеральным законом № 426-ФЗ.
Спецоценка — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.
Обязанность по проведению и финансированию спецоценки лежит на работодателях. Таким образом, специальную оценку должны проводить все без исключения компании, а также индивидуальные предприниматели, принявшие на работу сотрудников.
Специальная оценка проводится в отношении всех рабочих мест. Кроме надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальными предпринимателем.
Предприниматели, у которых отсутствует наемный персонал, не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку для вновь созданного рабочего места.
Физическим лицам без статуса индивидуального предпринимателя спецоценку проводить не нужно.
Специальная оценка условий труда применяются для следующих целей:
-разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
-информирование работников об условиях на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также о полагающихся работникам, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
-информирование работников о праве на досрочное пенсионное обеспечение;
-установление дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
-в иных процедурах в сфере охраны труда (например, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).
Работник имеет право присутствовать при осуществлении специальной оценки труда на его рабочем месте, обращаться за разъяснениями, как к работодателю, так и к организации, проводящей оценку.
Работодатель обязан письменно уведомить работника о результатах проведения спецоценки в течение 30 календарных дней. В случае разногласий, работодатель и работник вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда.
Нарушение установленного порядка при проведении специальной оценки условий труда работодателем, либо ее не проведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц.
mogorelovo.ru