Законодательство РФ в области ТР основывается на ФЗ «О техническом регулировании», состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных НПА РФ.
ФЗ от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», подписан Президентом РФ 27.12.2002г., вступил в силу 01.07.2003г. (с изменениями).
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Аккредитация -официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия;
Декларирование соответствия- форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;
Декларация о соответствии- документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;
Заявитель- физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия;
Знак обращения на рынке- обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов
Знак соответствия -обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту;
Идентификация продукции- установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам;
Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов- проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки;
Международный стандарт -стандарт, принятый международной организацией;
Национальный стандарт- стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации;
Орган по сертификации- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации;
Оценка соответствия- прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;
Подтверждение соответствия- документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров
Продукция -результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;
Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда;
Сертификация -форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;
Сертификат соответствия- документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;
Система сертификации- совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом;
Стандарт -документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;
Стандартизация- деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;
Техническое регулирование- правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;
Технический регламент- документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования;
Форма подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;
Схема подтверждения соответствия -перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям;
Свод правил- документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов;
Предварительный национальныйстандарт - документ в области стандартизации, который утвержден национальным органом Российской Федерации по стандартизации и срок действия которого ограничен;
Впервые выпускаемая в обращение продукция- продукция, которая ранее не находилась в обращении на территории Российской Федерации либо которая ранее выпускалась в обращение и свойства или характеристики которой были впоследствии изменены;
studfiles.net
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при [6]:
Настоящий Федеральный закон также определяет права и обязанности участников, регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.
Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения, и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:
Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или Федеральным законом, или Указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Форма подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
1. Технические регламенты принимаются в целях:
2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
Содержание и применение технических регламентов.
1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность:
2. Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в настоящем Федеральном законе.
3. Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.
Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.
4. Технический регламент должен содержать требования - к характеристикам продукции, ^процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за_исключением случае]з7есТти^ к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение указанных в настоящем Федеральном законе целей принятия технического регламента.
5. В технических регламентах с учётом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции, процессам производства эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).
6. Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере, независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.
7. Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.
8. Международные стандарты и (или) национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.
9. Технический регламент может содержать специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет r недостижению целей, указанных в настоящем Федеральноv законе.
10. Правительство Российской Федерации разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам. В этих целях Правительством Российской Федерации утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.
Правительством Российской Федерации организуются постоянные учет и анализ всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда, а также организуется информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.
ohrana-bgd.ru
Федеральный закон РФ "О техническом регулировании" распространяется на отношения, которые возникают при применении, принятии, разработке, исполнении на обязательной и добровольной основе требований к выпускаемой на предприятиях продукции и к производственным процессам. Регламентируются также перевозка, эксплуатация, утилизация, реализация, хранение товаров. Рассмотрим далее подробно Закон "О техническом регулировании " (184 ФЗ).
Федеральный закон РФ "О техническом регулировании" сформулировал обязанности и права всех участвующих в отношениях, регламентируемых данным актом. Положения документа не распространяются на ряд норм. В частности, к ним относят:
Закон "О техническом регулировании" дает разъяснения по ключевым отраслевым понятиям:
Закон "О техническом регулировании" (184 ФЗ) предусматривает составление нормативных документов. Они именуются регламентами. Такие документы могут приниматься в рамках международного договора, ратифицированного в соответствующем порядке. Утверждение технического регламента может осуществляться на основании ФЗ, указа президента, постановления правительства. Этот документ формулирует обязательные для исполнения нормы и требования в отношении объектов. К последним, в числе прочего, относят:
Закон 184 "О техническом регулировании" провозглашает ряд ключевых положений. На их основании осуществляется деятельность по приведению продукции, процессов, услуг и работ в соответствие с установленными требованиями. Основополагающими принципами выступают:
Федеральный закон "О техническом регулировании" (184 ФЗ) запрещает внебюджетное финансирование госконтроля за исполнением требований утвержденных регламентов.
Закон "О техническом регулировании" (184 ФЗ) формулирует назначение регламентов. В качестве основной цели выступает обеспечение защиты здоровья/жизни населения, флоры и фауны, окружающей среды, имущества, принадлежащего физлицам, организациям, муниципалитету или государству. Охрана осуществляется от разного рода действий, которые могут нанести ущерб или ввести в заблуждение. Принятие регламентов для реализации иных задач не допускается.
ФЗ "О техническом регулировании" устанавливает ряд категорий, по которым в регламентах должны присутствовать минимально необходимые нормативы. Они должны обеспечивать защиту от:
Федеральный закон "О техническом регулировании" предписывает включение в регламенты нормативов, посредством которых обеспечивается электромагнитная совместимость для безопасной работы оборудования и приборов. В документах должны использоваться единые единицы измерения.
Закон РФ "О техническом регулировании" предписывает, что требования, присутствующие в регламентах, не должны создавать препятствий для ведения субъектами предпринимательской деятельности в большей степени, чем это необходимо для реализации целей, ради которых формируются эти документы. В них должны содержаться исчерпывающие перечни товаров, процессов хранения, производства, эксплуатации, транспортировки, утилизации, реализации, в отношении которых разработаны и утверждены соответствующие нормативы. В техническом регламенте для его принятия могут присутствовать формы и правила, по которым осуществляется оценка соответствия (схемы его подтверждения в том числе). Они определяются с учетом уровня риска. Кроме этого, в документах допускается включение предельных сроков оценки соответствия для каждого конкретного объекта либо требования к упаковке, терминологии, маркировке, этикеткам и порядку их нанесения.
Для обеспечения производства безопасных изделий формулируются определенные правила и требования. Стандарт представляет собой документ, в котором отражаются свойства продукции, характеристики и правила выполнения производственных процессов, осуществления реализации, хранения, утилизации, перевозки, эксплуатации, исполнения работ/предоставления услуг. Он также может включать в себя требования к символике, терминологии, маркировке, упаковке, этикеткам, а также правилам их нанесения. Процесс установления соответствующих предписаний именуется стандартизацией. Безопасность представляет собой состояние, в котором отсутствует недопустимая угроза, связанная с нанесением ущерба здоровью граждан, растений, животных или их жизни, вреда государственному, частному, муниципальному имуществу, окружающей среде. Стандартизация направлена на упорядочение производства и обращения товаров, повышение конкурентоспособности работ, услуг, товаров.
Стандартизация проводится для:
Закон Российской Федерации "О техническом регулировании" устанавливает следующие принципы:
Федеральный закон "О техническом регулировании" не допускает формирования препятствий для обращения и выпуска товаров, оказания услуг или исполнения работ в большей степени, чем это минимально требуется. Не разрешается установление нормативов, параметров, пределов, показателей, которые противоречат положениям регламентов.
Как выше было сказано, Закон "О техническом регулировании" формулирует обязанности и права субъектов, участвующих в регламентированных отношениях. К ним, в числе прочих, относят и органы надзора. Среди основных прав этих служб следует отметить возможности:
Закон "О техническом регулировании" наделяет надзорные органы полномочиями привлекать к ответственности продавцов, изготовителей, исполнителей к ответственности. Уполномоченные инстанции вправе предпринимать другие меры по предотвращению нарушений и причинения вреда.
Закон "О техническом регулировании" предписывает надзорным службам:
Что дало принятие ФЗ? Закон "О техническом регулировании" позволил устранить многие противоречия, существовавшие ранее. До недавнего времени в стране действовали многочисленные нормативы, зачастую противоречащие друг другу. Утвержденный федеральный закон 184 "О техническом регулировании" устанавливает, что все минимальные требования определяются только регламентом. Следует отметить, что принятие документа также подчиняется правилам. Процедура предусматривает постоянное информирование общественности о ходе разработки, внесении тех или иных изменений. Кроме этого, установлен достаточно продолжительный период введения его в действие. Это необходимо для адаптации хозяйствующих субъектов к новым нормам. К проекту технического регламента в обязательном порядке прилагается его экономическое и финансовое обоснование.
businessman.ru