Административные центры субъектов Российской Федерации. Федеральный центр и субъекты рф это


Что находится в совместном ведении федерального центра и субъектов Российской Федерации? - Общество, история, политика

На этот вопрос самый лучший ответ даст статья 72 Конституции РФ:

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

yandex.ru

Форма государственного устройства. Полномочия федерального центра и субъектов РФ

Форма государственного устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства.

Форм государственного устройства существует три:

  1. Унитарное государство
  2. Федерация
  3. Конфедерация

 

Унитарное государство – это целостное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета.

(Суверенитет – независимость государства во внутренней и внешней политике от других стран).

Признаки унитарного государства:

  • Единые законы
  • Единая система органов власти
  • Единая финансовая и налоговая система
  • Единая армия
  • Единые атрибуты власти

(Атрибуты власти – герб, флаг и гимн)

Примеры государство с унитарной формой государственного устройства: Япония, Франция, Венгрия, Чехия, Финляндия.

 

Федерация – сложное союзное государство, составные части которого представляют собой государственные образования и обладают признаками суверенитета.

Признаки федерации:

  • Двойная система законодательства (Субъекты федерации принимают собственные законы, важно только то, чтобы они не противоречили общегосударственным постановлениям. Например, в США в одних штатах разрешена смертная казнь, а в других – запрещена)
  • Двойная система органов власти (в России есть Государственная Дума, а в Москве – Московская городская дума, в Курске – Курская областная дума и т.п.)
  • Двойная финансовая и налоговая система (часть налогов уходит в федеральный бюджет, а часть – в бюджет субъекта федерации)
  • Единая армия

Государственным образованиям разрешается иметь свои атрибуты власти

Примеры государств с федеративной формой государственного устройства: Россия, США, Канада, Бразилия, Индия, Австралия.

 

Конфедерация – это государственно-правовой союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей.

Признаки конфедерации:

  • Не имеет единой системы законодательства (каждое государство имеет собственные законы)
  • Нет единой системы органов власти (у каждого государства свои независимые органы власти, хотя могу быть созданы и общие конфедеративные органы)
  • Финансовая и налоговая система сохраняют специфику входящих в конфедерацию стран
  • Нет единой армии
  • Могут быть общие атрибуты власти с сохранением собственных

Примеры государств с федеративной формой государственного устройства: Европейский Союз, СНГ.

 

Россия по форме государственного устройства - федерация. 

В России четко распределены обязанности между федеральным центром (центральными органами власти) и субъектами федерации. 

Полномочия федерального центра: 

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

Выучить полномочия федерального центра на тренажере

 

Полномочия, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов федерации: 

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Выучить полномочия, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов федерации, на тренажере

 

 

 

 

 

 

 

 

 

egevmeste.ru

Субъект РФ - это...

Субъект РФ — это...

Субъект РФ — это...

Всем доброго времени суток! Сегодня речь пойдет о федерализме и связанным с ним понятии. Самым явным таким понятием является субъект РФ — это не просто так. Именно территориально-административные единицы являются составляющими целостности нашей страны, да и любой федерации. Разобраться в этой теме крайне важно, потому как неровен час на экзамене попадется что-то такое.

Понятие субъекта федерации

Субъект РФ — это территориально-административная и правая единица, на которые делится федерация. За ними признаются крайне широкие права: принимать собственные законы, иметь свои законодательные, исполнительные и судебные органы власти, которые, как правило, дублируют центральные. 

Федерация образуется в основном либо из-за необходимости учета местных условий, традиций народов, либо, потому что высоко стремление к независимости его территориально-административных единиц. Для России больше характерна первая причина: наша страна издавна была многонациональной. Множество народов уживались под одной государственной властью. Именно поэтому с переходом к демократическому политичекому режиму, при котором признается право каждого народа на самоопределение, вплоть до отделения, необходим договорной характер отношений между федеральной (центральной) властью и местной. 

В нашей стране роль такого договорного начала играет как Конституция, так и Федеральный договор 1992 года. В этих документах фиксируются полномочия федеральной власти, что находится в ее ведении, и что находится в ведении субъекта РФ. Однако стоит понимать, что данные законы не в полной мере отражают суть федерализма, поскольку, к примеру, Конституция РФ 1993 года относится к «сверху данным», а не к договорной.

То есть государство просто создало проект Конституции, а народ взял и проголосовал на референдуме за нее. А вот, например в США в конце 18 века после освободительной войны от колониального государства Великобритании, штаты очень рьяно спорили о своих правах и свободах, многие даже не хотели объединяться в федерацию. В итоге благодаря во многом фигуре Дж. Вашингтона и получилось объединить эти разрозненные штаты в нечто целое — в страну.

Однако также стоит понимать, что россияне всегда были инертными по отношению к своим правам в частности, и к государству в целом. Только когда это государство доводило народ до невыносимых условий, тогда народ просто менял государство по своему усмотрению. 

Виды субъектов РФ

В нашей стране существуют такие территориально-административные и правовые единицы:

Республика — это и форма власти и вид субъекта. Она обычно характеризуется выборностью всех органов власти. Имеет свою Конституцию, которая не должна противоречить Конституции Российской Федерации. Это как бы государство в государстве со своим Президентом и прочими атрибутами государственности. Однако внешняя политика, понятно, ограничена. То есть республики в составе России имеют ограниченный суверенитет.

Край - это обычно крайне протяженная имеющая свой административный центр территория. Обычно у них меньше независимости, чем у республик. Области похожи на края, только меньше по территории.

Автономные области и края — выделяются уже по национально-территориальному принципу. Чтобы понять все это, крайне рекомендую прочесть пост про то, что такое этнос  и про межнациональные отношения.

Города федерального значения — обычно это столицы государств. В нашей стране к ним относится Москва и Санкт-Петербург. Сатусы субъектов могут быть и изменены по взаимному согласию федеральной и местной власти.

Полномочия федеральной власти и субъектов РФ

Лучше всего для разбора этой темы привести соответствующие положения Конституции РФ:

В ведении Российской Федерации находятся (статья 71 Конституции РФ):

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (статья 72 Конституции РФ):

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

С уважением, Андрей Пучков

ege59.ru

Субъекты Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации

Конституция Российской Федерации

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 5

  1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

  2. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Глава 3. Федеративное устройство

Статья 65

  1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации: …

  1. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Перечень субъектов Российской Федерации

Данная страница содержит список субъектом Российской Федерации. В таблице по каждому субъекту приведены: флаг субъекта, полное название, столица и федеральный округi. В некоторых случаях даны дополнения, пояснения и уточнения, которые, по мнению авторов, могут быть полезны не только для пополнения копилки общих знаний, но и помогут вести непринужденную беседу умных людей на семинарах и во время экзамена.

Желающие внести свой вклад в улучшение данного списка, что-то исправить или дополнить, дать совет или предложение просим обращаться на адрес электронной почты: [email protected]

ЗЧ 6869423

еь 3790676

Субъектов Российской Федерации – 83, в том числе: Республик - 21 Краев - 9 Областей - 46 Городов федерального значения – 2 Автономных областей – 1 Автономных округов – 4

Флаг

Название субъекта Российской Федерации

Столица (Административный центр)

Округ

Республики

1

Республика Адыгея (Адыгея)

Майкоп

Южный

2

Республика Алтай

Горно-Алтайск

Сибирский

3

Республика Башкортостан

Уфа

Приволжский

4

Республика Бурятия

Улан-Удэ

Сибирский

5

Республика Дагестан

Махачкала

Северо-Кавказский

6

Республика Ингушетия

Магас

Северо-Кавказский

7

Кабардино-Балкарская Республика

Нальчик

Северо-Кавказский

8

Республика Калмыкия

Элиста

Южный

9

Карачаево-Черкесская Республика

Черкесск

Северо-Кавказский

10

Республика Карелия

Петрозаводск

Северо-Западный

11

Республика Коми

Сыктывкар

Северо-Западный

12

Республика Марий Эл

Йошкар-Ола

Приволжский

13

Республика Мордовия

Саранск

Приволжский

14

Республика Саха (Якутия)

Якутск

Дальневосточный

15

Республика Северная Осетия-Алания

Владикавказ

Северо-Кавказский

16

Республика Татарстан (Татарстан)

Казань

Приволжский

17

Республика Тыва

Кызыл

Сибирский

18

Удмуртская Республика

Ижевск

Приволжский

19

Республика Хакасия

Абакан

Сибирский

20

Чеченская республика

Грозный

Северо-Кавказский

21

Чувашская Республика – Чувашия

Чебоксары

Приволжский

Края

22

Алтайский край

Барнаул

Сибирский

23

Забайкальский край

Образован 1 марта 2008 года в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского АО.

Чита

Сибирский

24

Камчатский край

Образован 1 июля 2007 года в результате объединения Камчатской области и Корякского АО

Петропавловск-Камчатский

Дальневосточный

25

Краснодарский край

Краснодар

Южный

26

Красноярский край

Красноярск

Сибирский

27

Пермский край

Образован 1 декабря 2005 года в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в соответствии с результатами референдума, проведенного 7 декабря 2003 года.

Пермь

Приволжский

28

Приморский край

Владивосток

Дальневосточный

29

Ставропольский край

Ставрополь

Северо-Кавказский

30

Хабаровский край

Хабаровск

Дальневосточный

Области

31

Амурская область

Благовещенск

Дальневосточный

32

Архангельская область

Архангельск

Северо-Западный

33

Астраханская область

Астрахань

Южный

34

Белгородская область

Белгород

Центральный

35

Брянская область

Брянск

Центральный

36

Владимирская область

Владимир

Центральный

37

Волгоградская область

Волгоград

Южный

38

Вологодская область

Вологда

Северо-Западный

39

Воронежская область

Воронеж

Центральный

40

Ивановская область

Иваново

Центральный

41

Иркутская область

Иркутск

Сибирский

42

Калининградская область

Калининград

Северо-Западный

43

Калужская область

Калуга

Центральный

Камчатская область

(вошла в Камчатский край)

Петропавловск-Камчатский

44

Кемеровская область

Кемерово

Сибирский

45

Кировская область

Киров

Приволжский

46

Костромская область

Кострома

Центральный

47

Курганская область

Курган

Уральский

48

Курская область

Курск

Центральный

49

Ленинградская область

Санкт-Петербург

Северо-Западный

50

Липецкая область

Липецк

Центральный

51

Магаданская область

Магадан

Дальневосточный

52

Московская область

Москва

Центральный

53

Мурманская область

Мурманск

Северо-Западный

54

Нижегородская область

Нижний Новгород

Приволжский

55

Новгородская область

Великий Новгород

Северо-Западный

56

Новосибирская область

Новосибирск

Сибирский

57

Омская область

Омск

Сибирский

58

Оренбургская область

Оренбург

Приволжский

59

Орловская область

Орёл

Центральный

60

Пензенская область

Пенза

Приволжский

Пермская область

(вошла в Пермский край)

Пермь

61

нет

Псковская область

Псков

Северо-Западный

62

Ростовская область

Ростов-на-Дону

Южный

63

Рязанская область

Рязань

Центральный

64

Самарская область

Самара

Приволжский

65

Саратовская область

Саратов

Приволжский

66

Сахалинская область

Южно-Сахалинск

Дальневосточный

67

Свердловская область

Екатеринбург

Уральский

68

Смоленская область

Смоленск

Центральный

69

Тамбовская область

Тамбов

Центральный

70

Тверская область

Тверь

Центральный

71

Томская область

Томск

Сибирский

72

Тульская область

Тула

Центральный

73

Тюменская область

Тюмень

Уральский

74

Ульяновская область

Ульяновск

Приволжский

75

Челябинская область

Челябинск

Уральский

Читинская область

(вошла в Забайкальский край)

Чита

76

Ярославская область

Ярославль

Центральный

Города федерального значения

77

г. Москва

Москва

Центральный

78

г. Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Северо-Западный

Автономная область

79

Еврейская автономная область

Биробиджан

Дальневосточный

Автономные округа

Агинский Бурятский автономный округ

(вошел в Забайкальский край)

пгт Агинское

Коми-Пермяцкий автономный округ

(вошел в Пермский край)

Кудымкар

Корякский автономный округ

(вошел в Камчатский край)

пгт Палана

80

Ненецкий автономный округ

Нарьян-Мар

Северо-Западный

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ

(вошел в Красноярский край)

Дудинка

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ

(вошел в Иркутскую обл.)

пгт Усть-Ордынский

81

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Ханты-Мансийск

Уральский

82

Чукотский автономный округ

Анадырь

Дальневосточный

Эвенкийский автономный округ

(вошел в Красноярский край)

пгт Тура

83

Ямало-Ненецкий автономный округ

Салехард

Уральский

i Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 № 15-П изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с частью 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации включаются в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном порядке.

Примечание. В часть 1 статьи 65 Конституции РФ включены новые наименования субъектов РФ:

Указом Президента РФ от 09.01.1996 № 20 – Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия – Алания вместо наименований Ингушская Республика и республика Северная Осетия;

Указом Президента РФ от 10.02.1996 № 173 – Республика Калмыкия вместо наименования Республика Калмыкия – Хальмг Тангч;

Указом Президента РФ от 09.06.2001 № 679 – Чувашская Республика – Чувашия вместо наименования Чувашская Республика – Чаваш республики;

Указам Президента РФ от 25.07.2003 № 841 – Ханты-Мансийский автономный округ – Югра вместо наименования Ханты-Мансийский автономный округ.

studfiles.net

Федеративное устройство РФ

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

 

Федерация –одна из форм государственно-территориального устройства, при которой в состав государства входят относительно самостоятельные территориальные образования (субъекты федерации), имеющие свои органы власти и относительно самостоятельное законодательство.

Субъекты Российской Федерации:

v республики

v края

v области

v автономные округа

v города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург)

 

Принципы федеративного устройства:

v государственная целостность

v единство государственной власти

v разграничение полномочий федерального центра и субъектов РФ

v равноправие народов и равноправие субъектов РФ

v единое гражданство

 

Взаимодействие между Российской Федерацией и ее субъектами строится не только на основе Конституции, но и на условиях различных договоров.

 

Разграничение полномочий федерального центра и субъектов РФ

1. В ведении федерального центра:

v принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением

v федеративное устройство и территории РФ

v регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство РФ

v установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядка их организации и деятельности

v федеральная государственная собственность и управление ею

v установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национально развития Российской Федерации

v установление правовых основ единого рынка

v федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития

v федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе

v внешняя политика, международные и внешэкономические отношения Российской Федерации

v оборона и безопасность

v определение статуса и защита Государственной границы РФ

v судоустройство, прокуратура

v государственные награды и почетные звания

 

2. В совместном ведении федерального центра и субъектов РФ:

v обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам

v защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон

v вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами

v природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры

v общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение

v осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий

 

I. Тестирование

1. В Российской Федерации установлен следующий порядок: все нормативные акты, принимаемые органами власти и местного самоуправления, должны соответствовать Конституции РФ. Какой признак Конституции РФ проявляется в данной ситуации?

1) особая охрана 3) прямое действие

2) высшая юридическая сила 4) особый порядок принятия

 

2. Конституция РФ провозглашает светский характер государства. Это означает, что

1) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права

2) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью

3) церковь в РФ отделена от государства, системы образования

4) политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

 

3. Верны ли следующие суждения о федеративном устройстве Российской Федерации?

А. Субъекты РФ выделены как по национальному, так и по территориальному

признаку.

Б. Федеративное устройство Российской Федерации предполагает отсутствие у

субъектов каких-либо суверенных прав.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

 

4. В Конституции РФ установлен следующий порядок: Президент РФ является гарантом Конституции, Конституционный Суд рассматривает дела о соответствии решений органов власти нормам Конституции, противоречащие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и исполнению. Какой признак Конституции РФ проявляется в данной ситуации?

1) особая охрана 3) прямое действие

2) высшая юридическая сила 4) особый порядок принятия

 

5. Конституция провозглашает Российскую Федерацию социальным государством. Это означает, что

1) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права

2) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью

3) церковь в РФ отделена от государства, системы образования

4) политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

 

6. Верны ли следующие суждения о федеративном устройстве Российской Федерации?

А. Субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения.

Б. Оборона и охрана правопорядка, ведение денежной и внешней политики находятся в ведении федерального центра.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Заполните пропуски в таблице.

 

Принципы Конституционного строя РФ Сущность
Разделение властей Единая государственная власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
  Народ – источник власти.
  Верховенство государственной власти и федерального законодательства на всей территории России

 

8. Установите соответствие между конкретными полномочиями и уровнем государственной власти, на котором они осуществляются: к каждой позиции первого столбца , подберите позицию из второго столбца.

 

ПОЛНОМОЧИЯ УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
А) принятие и изменение Конституции РФ 1) федеральный центр
Б) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными действиями, эпидемиями 2) совместное ведение федерального центра и субъектов РФ
В) федеративное устройство и территория РФ  
Г) гражданство в РФ  
Д) координация вопросов здравоохранения, защита семьи  

 

9. Найдите в приведенном ниже списке вопросы, находящиеся в исключительном ведении федерального центра РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) принятие и изменение Конституции РФ

2) координация вопросов здравоохранения

3) гражданство РФ

4) установление правовых основ единого рынка

5) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями

 

10. Ниже приведен ряд полномочий. Все они, за исключением одного, относятся к полномочиям федерального центра. Найдите и запишите номер полномочия, не относящегося к федеральному центру.

1) Разработка федерального бюджета, 2) управление федеральной собственностью, 3) природопользование, охрана окружающей среды, 4) внешняя политика, 5) гражданство РФ

 

⇐ Предыдущая12

mykonspekts.ru

Административные центры субъектов Российской Федерации


  • Палестра
  • Гебюр, Отто

Смотреть что такое "Административные центры субъектов Российской Федерации" в других словарях:

  • Плотность населения субъектов Российской Федерации — Список субъектов Российской Федерации с возможностью сортировки по плотности и количеству населения, площади региона и по федеральным округам. Показатель плотности населения (чел./км2) получен делением численности населения (по состоянию на 2012… …   Википедия

  • Главы субъектов Российской Федерации — Содержание 1 Главы субъектов Российской Федерации 2 Факты 3 Примечания …   Википедия

  • Население субъектов Российской Федерации — Список субъектов Российской Федерации, отсортированный по численности населения по состоянию на 1 января 2012 года.[1] # Субъект РФ Всё насе ление, чел  % от общ. насе ления РФ Город ское насе ление, чел. % Сель ское насе ление, чел.  % …   Википедия

  • Коды субъектов Российской Федерации — Субъекты Российской Федерации …   Википедия

  • Площадь субъектов Российской Федерации — Список субъектов Российской Федерации, отсортированных по их площади. № Субъект Российской Федерации Площадь, км²[1] % от РФ Федеральный округ 1 Республика Саха (Якутия) 3083523 18,03% Дальневосточный федеральный округ 2 Красноярский край 2366797 …   Википедия

  • Руководители субъектов Российской Федерации — Содержание 1 Главы субъектов Российской Федерации 2 Партийная принадлежность региональных лидеров 3 …   Википедия

  • Естественный прирост населения субъектов Российской Федерации — В таблице представлен список субъектов Российской Федерации, отсортированный по естественному приросту населения (в сторону убывания, то есть от наивысшего показателя естественного прироста к наименьшему, к наибольшему показателю естественной… …   Википедия

  • Соседи субъектов Российской Федерации — Россия граничит с 18 ю странами (самый большой показатель в мире), включая с двумя частично признанными и с двумя по воде:  Норвегия …   Википедия

  • ИРЧП субъектов Российской Федерации — Это список субъектов РФ по индексу развития человеческого потенциала на 2009 г.[1] …   Википедия

  • Центральный федеральный округ Российской Федерации — Центральный ФО Центр ФО Москва Территория площадь 650, 7 тыс.км² (на конец 2007 года) (3,82 …   Википедия

dic.academic.ru

СУБЪЕКТЫ РФ - это... Что такое СУБЪЕКТЫ РФ?

входящие в состав РФ республики (государства), национально-территориальные (автономные) государственные образования - автономная область, автономный округ, территориальные образования - края, области, города федерального значения.

РФ как федерация состоит из 21 республики. 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области. 10 автономных округов - равноправных субъектов РФ (ст. 5 Конституции РФ). Статус С. РФ определяется Конституцией РФ и соответственно конституцией, уставом С. РФ; он может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с ФКЗ (ст. 66 Конституции РФ).

Конституция РФ отказалась от категории "суверенитет" по отношению к ним и использует его (ст. 4) лишь по отношению к РФ в целом (хотя некоторые республики в своих конституциях называют себя суверенными государствами). Для С. РФ, включая и республики, не предусмотрено и права одностороннего выхода из РФ.

С. РФ равноправны, т.е. имеют юридически равные права и равные обязанности в качестве субъектов.

Положение С. РФ характеризуется целым набором их возможностей в федеративных отношениях с РФ. Основные из них: а) разделение вопросов ведения между ними на те. которые относятся к ведению только РФ (исключительное ведение РФ) и их совместному ведению:

все отстальные вопросы относятся к собственному и исключительному ведению субъектов РФ: б) разграничение предметов ведения между государственными органами РФ и С. РФ возможно как на основе Конституции РФ, так и договоров между ними "о разграничении предметов ведения и полномочий": в) предусмотрено представительство субъектов РФ на федеральном уровне и возможность постановки ими вопросов перед органами РФ. в том числе право законодательной инициативы в ГД. обращение к Президенту и Правительству РФ, в КС.

Каждый С. РФ располагает своим основополагающим актом: республики - конституцией.остальные С. РФ - уставом. Каждый имеет право на свое законодательство (т.е. законы и другие нормативные правовые ак1 ы). Отсюда - общий принцип верховенства ФЗ. Если законы приняты по вопросам ведения РФ - они действуют на всей территории государства и акты С. РФ не могут им противоречить (в случае противоречия действует ФЗ). Однако если акт С. РФ издан по вопросам его ведения, то действует именно он. Таким образом, Конституция РФ защищает интересы С.

РФ и не допускает произвольного вмешательства РФ в сферы его ведения. В частности, в сфере их совместного ведения находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство,законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Каждый С. РФ имеет свою систему органов государственной власти. Она устанавливается субъектом самостоятельно, однако в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти (ст.77 Конституции РФ). Наиболее типичная система органов: в республике - президент (глава республики),законодательное собрание, правительство, министерства и ведомства республики, верховный суд, высший арбитражный суд, в ряде республик - конституционные суды. прокурор республики; в иных С. РФ - губернатор (в Москве - мэр), законодательное собрание, администрации (в ряде субъектов - правительства), управления, департаменты (министерства), суды, арбитражные суды субъекта, кое-где - уставные суды или палаты, прокурор. Для осуществления своих полномочий РФ тоже может иметь свои органы на территории С. РФ или назначать соответствующих должностных лиц.

Каждый С. РФ имеет свою территорию. Ее нельзя изменить без согласия данного С. РФ, а границы между ними могут быть изменены с их взаимного согласия. Вместе с тем, поскольку территория РФ едина, это, помимо прочего, означает, что внутри РФ не допускается установление (в том числе С. РФ) таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Такие ограничения могут вводиться в соответствии с ФЗ, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

С. РФ имеет свою собственность как разновидность государственной собственности (ее объектами, помимо прочего, могут быть земля, недра, водные и другие природные ресурсы), свой бюджет, свои налоги, сборы, пошлины и платежи (как часть единой налоговой системы, основы которой устанавливаются РФ).

Статус личности в РФ является единым инезависитот того, на территории какого С. РФ человек проживает.

• С. РФ вправе участвовать в международных и внешнеэкономических отношениях. Однако данная сфера относится к совместному ведению. РФ координирует международные и внешнеэкономические связи С. РФ. Они обязаны учитывать интересы РФ. Не исключено создание представительств С. РФ в других государствах. В этом случае МИД РФ и его органы выполняют координирующие функции.

С. РФ имеют право на сотрудничество друг с другом. Они могут заключать взаимные договоры, решать текущие вопросы, посылать делегации, представителей и т.д. \'

Для республик как С. РФ допускается наличие своего собственного государственного языка. В органах власти и местного самоуправления республики он употребляется наряду с государственным языком РФ. РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права" между народными договорамиРФ.

Все С. РФ имеют свой главный город (столицу), могут иметь герб, флаг, гимн, иные традиционные знаки, символы.

Авакьян С.А.

Энциклопедия юриста. 2005.

dic.academic.ru


Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области