Кто должен формировать учетную политику. Кем учетная политика утверждается


Формирование учетной политики организации в 2018 году

Учетная политика (УП) — это документально утвержденная совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета в учреждении, а также методов формирования промежуточной и итоговой отчетности. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно разрабатывает ее с целью выбора вариантов учета в рамках действующего законодательства.

Кто должен разрабатывать

Ответственность за формирование учетной политики организации несет непосредственно главный бухгалтер учреждения. Руководитель же отвечает за сам процесс организации бухучета, за соблюдение норм и правил действующего законодательства при исполнении финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта (ст. 6 402-ФЗ от 06.12.2011).

Формирование учетной политики организации возлагается на главного бухгалтера или же на должностное лицо, уполномоченное на ведение в учреждении бухучета. Разработанная и согласованная УП утверждается приказом (распоряжением) руководителя предприятия. Формальный вид приказа или распоряжения учреждение регламентирует самостоятельно.

Ключевой нормативно-правовой акт, регламентирующий разработку УП для предприятий, — это положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008.

УП так же, как и приказ о ее утверждении, — это внутриорганизационные документы, разграничивающие нормы ответственности руководителя и главного бухгалтера за процесс разработки комплекса мер по ведению бухучета.

Зачем нужна

Сформировать учетную политику в организации необходимо для целей разработки положений налогового и бухучета, а также для согласования следующих ее приложений:

  • рабочий план счетов бухучета;
  • формы первичных документов;
  • правила и порядок инвентаризации;
  • методология оценки активов и др.

Сроки и порядок формирования

Учетная политика организации формируется, в соответствии с п. 9 ПБУ 1/2008, не позднее 90 дней с момента регистрации нового предприятия.

Способы, методы и положения бухгалтерского учета, прописанные в УП учреждения, вступают в силу с 1 января периода (года), следующего за годом ее утверждения.

Внесенные в действующую УП изменения утверждаются в текущем году, однако в силу вступают с периода, следующего за годом утверждения, внесение дополнений производится непосредственно в дату необходимости внесения таких дополнений.

Все решения о дополнениях и изменениях положений УП производятся с целью приведения этого основополагающего документа в соответствие с действующим законодательством.

Ответственность

В связи с тем, что регламент УП утверждается приказом, подписываемым руководителем, последний несет ту же меру ответственности за разработку способов ведения бухгалтерского и налогового учета, что и главный бухгалтер.

gosuchetnik.ru

Утверждение учетной политики | Журнал "Налоговая политика и практика"

Одна из самых застарелых ошибок — отсутствие приказа об утверждении учетной политики. Между тем необходимо, чтобы принятая организацией учетная политика была оформлена соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями) [2, п. 8].

Обычно таким документом является приказ, подписанный руководителем организации. Помимо этого в приказе даются иные важные указания. Например, устанавливается лицо, на которое возлагается контроль за исполнением положений учетной политики, а также указывается на обязанность руководителей всех подразделений организации обеспечивать правильное и своевременное исполнение положений учетной политики.

Теперь что касается даты утверждения учетной политики. Напомним, что способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационнораспорядительного документа [2, п. 9]. Поэтому ошибкой будет датирование приказа об утверждении учетной политики на текущий год этим же годом. Однако, утвердив учетную политику в начале текущего года, организация сможет применять ее положения только в следующем году.

Еще одна распространенная ошибка — утверждение учетной политики ежегодно. Это не предусматривается ни одним нормативным правовым актом, наоборот, принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому [2, п. 5].

Вносимые в учетную политику изменения или дополнения оформляются соответствующим образом.

Причем изменения применяются с начала года, следующего за годом издания приказа о внесении изменений, если иное не обуславливается причиной таких изменений [1, ч. 7 ст. 8; 2, п. 12], а дополнения — в текущем году.

Обратите внимание: внесение изменений в учетную политику не может быть произвольным, оно должно быть обоснованным [2, п. 11].

Что же служит обоснованием для внесения изменений?

Во-первых, это изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. Такие изменения являются обязательными (например, отмена метода ЛИФО для оценки материально-производственных запасов (МПЗ) при их отпуске в производство или ином выбытии в бухгалтерском учете).

Во-вторых, разработка организацией нового способа ведения бухгалтерского учета, который предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.

В-третьих, существенные изменения условий хозяйствования (например, реорганизация, изменение видов деятельности) [2, п. 10].Зачастую организации смешивают понятия «изменения» и «дополнения». Поясним, что дополнения в учетную политику вносятся в том случае, если в деятельности организации появляется что-то новое (новый вид деятельности, новый вид активов, новые операции и т. п.), для чего в учетной политике правила учета не установлены.

Например, организация долгое время занималась только поставками оборудования. А в текущем году руководством было принято решение организовать еще и техническое обслуживание поставляемой техники. Поэтому учетную политику необходимо дополнить соответствующими разделами.

О.Е. Черевадская

Продолжение следует…

nalogkodeks.ru

Приказ об утверждении учетной политики. Образец 2018 года

Составление приказа об утверждении учетной политики фирмы обычно происходит на стадии создания предприятия или его реорганизации. Этот документ является завершающей частью процесса формирования учетной политики и служит сигналом для начала ее применения.

ФАЙЛЫСкачать пустой бланк приказа об утверждении учетной политики .docСкачать образец приказа об утверждении учетной политики .doc

Что такое учетная политика

Учетной политикой называют ряд способов ведения бухгалтерского и налогового учета, применяемых на предприятии. Каждая организация вправе составлять собственную учетную политику, которая может зависеть от самых разных параметров. К числу влияющих на нее факторов относятся:

  • федеральные и местные законы и подзаконные акты;
  • виды налогообложения организации;
  • способ ведения хозяйственной деятельности и т.п.

Всего существует три вида учетной политики, закрепленных в законодательстве:

  1. учётная политика для бухгалтерских целей;
  2. учётная политика для налоговых целей;
  3. учётная политика для отчётности по международным стандартам.

Какие вопросы решает учетная политика

Перечень проблем, которые затрагиваются в учетной политике, весьма обширен.

Если речь идет о бухгалтерии, то тут и рабочие планы счетов, способы учета товаров и материалов, способы распределения доходов, шаблоны первичных документов и т.д.

Учетная политика в плане налогов также разнообразна по своему содержанию. Она определяет:

  • систему и структуру налогов, оплачиваемых организацией;
  • объекты налогообложения;
  • пути признания расходов и доходов для вычисления налога на прибыль;
  • способы начисления амортизации, определения стоимости производственно-материальных активов;
  • порядок исполнения налоговых обязательств и т.п.

Порядок принятия учетной политики

Учетная политика любого предприятия формируется, как правило, главным бухгалтером или лицом, выполняющим его обязанности. Именно этот сотрудник определяет основные ее положения, а после того, как учетная политика окончательно подготавливается, он же согласовывает ее с руководством компании и утверждает у директора. Затем происходит составление необходимой распорядительной документации, т.е. приказа.

Роль приказа

Приказ об утверждении учетной политики предприятия, являясь своего рода связкой между законодательством РФ по бухгалтерскому и налоговому учету и нормативно-правовыми актами компании, нужен для внутреннего использования.

Приказ обязывает все подразделения компании, независимо от их местонахождения, исполнять правила учетной политики, а также назначает ответственных по контролю за этим лиц.

Приказ пишет обычно секретарь организации, он же отдает его на подпись директору.

Основание для приказа

Каждый издаваемый в организации приказ должен иметь обоснование и основание для выпуска. В данном случае, в качестве обоснования можно вписать необходимость совершенствования бухгалтерской и налоговой деятельности предприятия (пишется всегда после слов «В связи с…»), а в качестве основания дать ссылку на федеральные законы и акты.

Как сформировать приказ

С 2013 года использование унифицированных стандартных форм первичных кадровых и бухгалтерских документов отменено. Теперь любые приказы могут быть написаны в произвольном виде или, если в организации есть собственный шаблон документа – по его образцу.

При этом, в любом случае необходимо, чтобы приказ по своей структуре соответствовал определенным параметрам делопроизводства, а по содержанию включал в себя ряд обязательных сведений. К ним относятся:

  • наименование документа;
  • дата его составления и номер;
  • название компании, в которой он выпускается.

Затем идет основная часть:

  • описывается суть распоряжения, то есть фиксируется факт утверждения учетной политики, с указанием точной даты, с которой она вводится в действие;
  • дается ссылка на приложения к приказу — документы, которые, собственно и определяют основные положения учетной политики;
  • прописывается обязанность руководителей подразделений ознакомить с ней подчиненных.

В завершение в приказе следует назначить ответственных за его выполнение работников. Если администрация организации считает, что приказ нужно дополнить еще какой-то информацией, ее также следует внести в бланк отдельными пунктами.

Как оформить бланк

Оформляться приказ, утверждающий учетную политику фирмы, может также свободно: его допустимо писать на обычном чистом листе бумаги или на фирменном бланке компании, причем как на компьютере, так и в рукописном виде.

После того, как содержание приказа будет сформулировано, его надо отдать на подпись директору или его заместителю/представителю, обладающему доверенностью на право подписи документов (при этом использование факсимильных, т.е. отпечатанных каким-либо методом, автографов недопустимо, т.е. подпись должна быть «живой»).

Кроме того, с приказом под роспись следует ознакомить и ответственных за его выполнение работников.

Удостоверять приказ при помощи штемпельных изделий (штампов и печатей) на сегодня необходимо только в одном случае — если это правило закреплено в локальных нормативно-правовых бумагах организации.Пишется приказ всегда в одном экземпляре, но при надобности можно сделать его дополнительные, заверенные надлежащим образом, копии. Составленный приказ нужно зарегистрировать в журнале учета распорядительной документации.

Можно ли вносить изменения

В приказ допустимо вносить какие-либо изменения, но только тогда, когда они не имеют кардинального характера и касаются лишь малой его части. Однозначно легализовать такие изменения призван приказ о внесении изменений в приказ. Если же требуется «глобальное» редактирование документа, лучше отменить ранее действующее распоряжение, утратившее свою актуальность, и выпустить новое.

Сколько времени и в каком порядке хранить документ

Любые приказы всегда должны лежать в строго отведенном месте, закрытом для доступа посторонних лиц. Длительность их хранения зависит либо от норм законодательства РФ, либо от положений внутренних нормативно-правовых актов компании.

assistentus.ru

Нужно ли утверждать учетную политику ежегодно?

В государственных законодательных актах нет обязательных требований к ежегодному утверждению учетной политики

Календарный год подходит к концу и многие специалисты, в обязанности которых входит разработка учетной политики компании, задаются вопросом: обязательно ли утверждать каждый год этот важный документ, регламентирующий аспекты работы и учетный процесс деятельности организации? В сегодняшней статье разберемся в этой актуальной теме.

Бесплатный сервис от Бухсофт позволяет не только грамотно составить УП в соответствии со всеми действующими требованиями закона, но скачать образец учетной политики, что значительно облегчит работу бухгалтеров и юристов вашей компании.

Нормативная сторона вопроса

Учетная политика обязана составляться в каждой компании независимо от видов и масштабов производимой ею деятельности, численности работников, применяемой системы налогообложения и прочих условий.

Важно отметить, что учетная политика включает в себя две части: налоговую и бухгалтерскую УП. При этом необходимость формирования налоговой учетной политики регламентирована статьей 313 Налогового кодекса, а бухгалтерской ее части — законом о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ (пп. 5–6 ст. 8) и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (приказ Минфина от 06.10.2008 № 106н).

Многие специалисты, относящиеся к формированию учетной политики особенно щепетильно, составляют для своей компании отдельные документы, один из них относится к налоговому учету, а другой — к бухгалтерскому. Тем не менее, в законодательстве нет правовых актов, которые предъявляли бы такие жесткие требования. Потому, организация имеет право составить одну учетную политику, в которой следует создать отдельные разделы для учетного процесса в целях налогового и бухгалтерского учета.

Стоит обратить внимание и на то, что в статье 313 НК РФ четко прописаны требования к налоговой части УП, которая обязана быть утверждена приказом или распоряжением руководителя компании. Для бухгалтерской учетной политики подобные требования отражены в ПБУ 1/2008. При этом закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ акцентирует внимание в большей степени на способы ведения бухучета в компании.

Но ни в том, ни в другом случае в вышеуказанных законодательных актах нет обязательных требований к ежегодному утверждению УП.

Как лучше поступить?

Как уже стало понятно, в нормативных актах, регулирующих правила и требования формирования учетной политики компании, не говориться об обязательном утверждении УП ежегодного, равно как и нет прямого запрета на это.

Как же поступить? Решение должна вынести сама компания, закрепив процедуру утверждения учетной политики с удобной именно ей периодичностью.

Тем не менее, разрабатывая подобные решения, следует учесть ряд важных моментов:

  • Во-первых, если в вашей компании учетная политика как постулат и не меняется на протяжении довольно долгого периода, лучше всего исходить из принципа рациональности — при первичном оформлении документа обозначить дату, с которой он подлежит применению, а не очередной год, что само собой повлечет необходимость ежегодного утверждения УП.
  • Во-вторых, при возникновении дополнений к учетной политике и внесении изменений, делать это без переутверждения УП в полном объеме в предусмотренном законом порядке. В частности, если меняется учетный метод — утверждать УП с начала года, а при появлении поправок в законодательстве, связанных с ведением данного документа, — с момента вступления данных правок в силу.

Когда учетная политика все же требует частого утверждения?

В некоторых случаях может возникнуть потребность в частом утверждении учетной политики компании.

В частности:

  • в разные пункты документа с регулярной периодичностью приходится вносить корректирующие изменения, которые по отдельности малозначительны, но множественны. В данной ситуации, создавая отдельные дополнения к учетной политике довольно сложно сориентироваться и в полной мере понять, как в совокупности влияют такие изменения на содержание учетной политики в целом, целесообразней утвердить УП в новой редакции;
  • применяемые способы налогового и бухгалтерского учета в определенный период значительно повлияли на содержание и вид действующего документа. В этом случае получается, что УП подменена корректировками, что приводит к утрате ее прямого назначения. То есть опять же более правильным решением станет создание новой учетной политики, в которой все поправки будут отражены единым последовательным и логичным текстом.

В остальных случаях частого утверждения, в том числе и ежегодного, учетной политики не требуется, это определяется самим руководством компании. Закон, в свою очередь, не предъявляет никаких жестких требований и запретов по этому поводу.

www.buhsoft.ru

Учетная политика учреждения

Учреждения госсектора при организации и ведении учета руководствуются, в первую очередь, положениями действующих в их отношении инструкций. Однако каждое учреждение уникально и предусмотреть весь спектр необходимых положений инструкции просто не могут. Кроме того, некоторые особенности учреждениям предложено выбирать самостоятельно - соответствующие инструкции дают несколько вариантов решения для одной и той же ситуации. Выбранные способы ведения учета закрепляются положениями учетной политики учреждения. Отдельно субъекты формируют учетную политику и для целей налогообложения.

Что входит в состав учетной политики?

Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета (смотрите также ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Некоторые особенности формирования учреждениями госсектора учетной политики установлены положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее – Инструкция N 157н). Согласно положениям п. 6 Инструкции N 157н в рамках учетной политики утверждаются:

  • рабочий план счетов, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • порядок отражения в учете событий после отчетной даты;
  • порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, регистров бухгалтерского учета и иных документов бухгалтерского учета по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов;
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

В конце 2016 года из п. 6 Инструкции N 157н была исключена информация о необходимости утверждения в рамках учетной политики правил документооборота и технологии обработки учетной информации, в том числе порядка и сроков передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете. Соответствующие положения теперь обязательны для включения в договор (соглашение) о ведении бухгалтерского учета в ситуации, когда ведение бухгалтерского учета передано иному учреждению, централизованной бухгалтерии (п. 9 Инструкции N 157н).

Что касается учетной политики для целей налогообложения, то она представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 11 НК РФ). Согласно ст. 313 НК РФ данные налогового учета должны отражать:

  • порядок формирования суммы доходов и расходов;
  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  • сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • порядок формирования сумм создаваемых резервов;
  • сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Консультации по ведению бухучета в 1С:БГУ Оперативно и профессионально от экспертов Компании "Учёт в БГУ" Звоните 8-800-250-88-37

Порядок составления учетной политики

Учетная политика утверждается вновь созданным учреждением и подлежит применению последовательно из года в год (смотрите также ч. 2 ст. 8 Закона N 402-ФЗ). Дальнейшее ежегодное утверждение учетной политики не требуется.

При этом учетная политика может представлять собой как единый документ с набором приложений, так и перечень отдельно изданных локальных актов учреждения – приказов, распоряжений (смотрите также письмо Минфина России от 17.08.2016 N 02-07-10/48198).

В учетную политику не следует вносить положения, которые урегулированы положениями действующего законодательства и не позволяют двоякого толкования.

Законодательство не запрещает в течение года (налогового периода) дополнять учетную политику новыми положениями. Такая необходимость может быть вызвана появлением в хозяйственной жизни учреждения событий, порядок отражения которых не урегулирован инструкциями, НК РФ, действующей учетной политикой.

В то же время внесение изменений в положения учетной политики возможно с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Изменения в учетную политику для целей бухгалтерского (бюджетного) учета могут быть внесены в случаях (ч. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ):

1) изменения требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;2) разработки или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;3) существенного изменения условий деятельности экономического субъекта.Изменения в учетную политику для целей налогообложения могут быть внесены, согласно положениям ст. 313 НК РФ, в случаях изменения:- законодательства о налогах и сборах;- применяемых методов учета.

На что следует обратить внимание при составлении учетной политики для целей бухгалтерского (бюджетного) учета

Положения учетной политики, безусловно, зависят от особенностей учреждения, для которого она устанавливается. Формальный подход при ее составлении неприменим, поскольку именно учетная политика может послужить весомым аргументом для обоснования позиции учреждения в ходе проведения проверок.

Необходимые элементы учетной политики, которые должны раскрыть учреждения в своих локальных актах, приведены в п. 6 Инструкции N 157н.

На что еще следует обратить внимание при составлении учетной политики для целей бухгалтерского (бюджетного) учета? Вот некоторые аспекты.

Особенности формирования номеров счетов рабочего плана счетов.

Всем известно, что счета бухгалтерского (бюджетного) учета применяются учреждениями не во всем их многообразии. Поэтому важно в рамках формирования учетной политики утвердить рабочий план счетов. При этом бюджетные (автономные) учреждения по общему правилу в 5-14 разрядах номеров счетов указывают нули (смотрите, в частности, п. 21.2 Инструкции N 157н). Указание нулей при формировании 1-17 разрядов отдельных номеров счетов бюджетного учета предусмотрено и для казенных учреждений. Однако учетной политикой может быть установлено указание в этих разрядах соответствующих составных частей бюджетной классификации, если это необходимо (смотрите также письмо Минфина России от 15.02.2016 N 02-07-10/41780).

Порядок формирования резервов предстоящих расходов

Порядок формирования резервов предстоящих расходов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) необходимо утвердить в рамках формирования учетной политики учреждения. Данное положение прямо предусмотрено пунктом 302.1 Инструкции N 157н. Соответствующие разъяснения неоднократно давались и в письмах Минфина России. Примеры отражения в учетной политике отдельных составляющих порядка формирования резервов приведены в системном письме Минфина России от 20.05.2015 N 02-07-07/28998.

Особенности ведения учета на забалансовых счетах.

Положения Инструкции N 157н относительно учета на забалансовых счетах зачастую указывают на необходимость отражения отдельных моментов в учетной политике. Так, необходимо закрепить перечень бланков, относимых к БСО, перечень материальных ценностей, учитываемых на счете 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных" (п.п. 337, 349 Инструкции N 157н). Положениями учетной политики бюджетного (автономного) учреждения регулируется порядок списания задолженности с забалансового счета 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами" (п. 371 Инструкции N 157н). Возможность учета основных средств на счете 21 в размере балансовой стоимости введенных в эксплуатацию объектов, а не в условной оценке также устанавливается учетной политикой (п. 373 Инструкции N 157н). Учетной политикой можно предусмотреть введение и новых забалансовых счетов, к примеру, для обособленного учета полученных в постоянное бессрочное пользование земельных участков до завершения оформления госрегистрации права (письмо Минфина России от 23.01.2017 N 02-07-10/3362).

 

Порядок отражения в учете обязательств, принятых учреждением.

Перечень первичных учетных документов, на основании которых в учете учреждения отражается принятие обязательств (в том числе на счетах санкционирования), устанавливается учетной политикой. К примеру, учетной политикой может быть предусмотрено, что основанием для признания налогового обязательства по итогам года является налоговая декларация (письмо Минфина России от 26.12.2016 N 02-07-10/77857). В зависимости от сроков ее представления данные из налоговой декларации могут быть отражены или не отражены в годовом отчете, представляемом учреждением.

Указание кода аналитики при уплате НДС с полученных доходов.

Бюджетные (автономные) учреждения должны урегулировать положениями учетной политики код аналитики (130 или 180), по которому следует отражать уплату НДС в бюджет (п. 3 раздела V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина России Минфина России от 01.07. 2013 N 65н).

Порядок применения и способы заполнения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

Положениями учетной политики можно закрепить порядок применения Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) для случаев приобретения, безвозмездной передачи, продажи объектов НФА, Акта приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103) при модернизации объектов нематериальных активов. Учетной политикой определяется и способ заполнения Табеля учета использования рабочего времени (ф. 0504421).

Статья подготовлена

экспертами Компании "Учёт в БГУ"

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837. Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте Учётвбгу.рф. Также вы можете подписаться на обновления нашего блога, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

grnt.ru


Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области