Сегодня мы живем в удивительное время — это время совершенных технологий, искусственного разума и достижений в области медицинских исследований, которые спасают тысячи, а иногда и миллионы жизней. После кризиса, именно инновационная деятельность позволила вновь выйти на траекторию экономического роста. Результаты, приносимые инновационной деятельностью, сопоставимы с теми результатами, что можно получить от электроэнергетики или нефтяных отраслей промышленности. Однако, если достижение результатов двух последних направлений связано в большинстве случаев с использованием определенного сырья, то инновационная деятельность основана на новых знаниях.
В первую очередь, одним из основных факторов, поддерживающим инновационное развитие в любой стране, является государственная поддержка. Как правило, она выражается в виде различных налоговых льгот или преференций. В мировой практике используют следующие виды налоговых льгот [1, с.162]:
- исследовательский и инновационный налоговый кредит;
- возможность применения налоговых каникул на некоторый срок;
- льготы при налогообложении прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензии, ноу-хау;
- вычет из налоговой базы по налогу на прибыль взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций.
Одним из основных пробелов при применении налогового стимулирования в РФ является недостаток четких приоритетов. Инновационная деятельность в части предоставления льгот стоит наряду с отраслями народного хозяйства и не имеет никаких преимуществ. Также налоговые льготы в Российской Федерации в основном предоставляются инновационным предприятиям, находящимся в особых экономических зонах, что ограничивает территориальную распространенность инновационных предприятий.
В Российской Федерации инновационные предприятия могут получить инвестиционный налоговый кредит на срок от 1 до 5 лет, льготы по налогу на добавленную стоимость, по налогу на прибыль и т. д. Однако, нельзя сказать, что на сегодняшний день все эти льготы идеальны. Каждая из них нуждается в совершенствовании.
Предоставление государством инвестиционного налогового кредита на срок от 1 до 5 лет недостаточно для появления первых признаков окупаемости. Инновационная деятельность — долгосрочная деятельность, для получения первых результатов должно пройти определенное время, которое больше чем 5 лет. Предоставление же льгот по налогу на добавленную стоимость усложняет отношения между организациями — торговыми партнерами [2, с. 36], которые не пользуются льготами по данному налогу, поскольку приводит к повышению налоговой нагрузки и отсутствию возможности предъявить НДС к вычету.
Говоря об инновационных предприятиях необходимо выделить основное направление расходования средств, а именно расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Из года в год сумма расходов увеличивается, при этом растет и доля расходов, не давших положительного результата. Данная динамика объяснима особенностью инновационной деятельности: среди 10 инновационных проектов 3 удавшихся уже можно считать хорошим результатом. Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность эффективного налогового учета расходов на НИОКР. Во-первых, инновационные предприятия могут признавать расходы на НИОКР в отчетном налоговом периоде, в котором они были произведены [3]. Во-вторых, согласно НК РФ расходы на определенные виды НИОКР подлежат налоговому учету у заказчика таких работ исходя из фактического размера расходов с коэффициентом 1,5.
Сегодня дополнительные денежные средства на НИОКР выделяются посредством финансирования фондов, однако и здесь есть определенные недостатки, среди которых основным является ограничение по смете в части записываемых по строкам сумм. Более того, эти ограничения не зависят от направлений разработки инновационного предприятия, то есть НИОКР проводятся по-разному, а ограничения устанавливаются одинаково. Например, ИТ-компании при ведении деятельности нуждаются в мощных серверах, которые фонды не оплачивают по статье «оборудование» в виду отсутствия уникальности этих серверов. Таким образом, возникают проблемы с согласованием и обоснованием того, что предприятие честно использует предоставленные ему средства. Также вернемся к тому, что инновационные проекты удаются не всегда. На любом этапе разработки предприятие может понять, что то, что планировалось вовсе не нужно для реализации проекта. В результате приходится согласовывать изменения в смете, при этом, не меняя общую сумму. Отдельно следует сказать о тех случаях, когда предположения инновационного предприятия оказались ошибочны. На середине финансирования нельзя покаяться и сказать, что результаты достигнуты не будут, вне зависимости от причин. В итоге предприятию будет крайне сложно получить финансирование в дальнейшем.
Еще одна проблема заключается не в отсутствии льгот, а в сложности их использования. Предприятиям намного проще работать без использования льготного режима, чем каждый месяц доказывать налоговым органам право на использование льгот. Соотношение выгод от возможного применения льгот и рисков дополнительных проверок, а также прохождения через различные бюрократические процедуры вынуждает компании отказываться от использования налоговых льгот. Таким образом, на сегодняшний процесс получения льготы в пропорции время-выгода себя не оправдывает.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки являются обширной территорией, для разработки налоговых льгот. Среди них можно выделить капитализацию затрат на НИОКР в течение 5 лет, вычитание из налоговой базы затрат на НИОКР в течение 2 лет по определенному нормативу либо полное вычитание затрат на НИОКР в течение 1 года, а также налоговый кредит на прирост НИОКР [4, с. 14]. Применение данных льгот позволит инновационным предприятиям получить дополнительное время для достижения результата, а налоговый кредит на прирост НИОКР может быть эффективен для предприятий, зависящих от создания нового технического знания.
Для того, чтобы оценить эффективность каждого из предложенных вариантов воспользуемся методикой, разработанной еще в 90х годах Гарри Уотсоном и в последствии модернизированной Карахотиным С. Н. и Дмитриевым Л. В. С помощью данной методики рассчитаем такие показатели как рентная оценка, социальная отдача и эффективная налоговая ставка. Подобный анализ Карахотин С. Н. и Дмитриев Л. В. проводили в 2005 г. [4, с.15]. Рассчитав значения показателей за 2013 г., проведен сравнительный анализ влияния льгот на эффективность налогообложения (табл.1).
Таблица 1
Влияние льгот на эффективность налогообложения за 2005 г. и 2013 г.
Виды льгот для НИОКР |
Год |
Рентная оценка |
Социальная норма отдачи |
Эффективная налоговая ставка |
Капитализация затрат в течение 5 лет |
2005 |
0,126334 |
0,026334 |
0,620256 |
2013 |
0,23572 |
0,13572 |
0,55793 |
|
Вычитание затрат в течение 2 лет |
2005 |
|
0,019942 |
0,498546 |
2013 |
0,19872 |
0,09872 |
0,39225 |
|
Полное вычитание затрат в первый год |
2005 |
0,118277 |
0,018277 |
0,452859 |
2013 |
0,17664 |
0,07664 |
0,21716 |
|
Налоговый кредит на прирост НИОКР 20 % |
2005 |
0,115469 |
0,015469 |
0,353566 |
2013 |
0,17065 |
0,07065 |
0,15070 |
Можно увидеть, что в 2013 г. выросли значения рентной оценки и социальной нормы отдачи по каждому варианту налоговых льгот. Данная динамика в первую очередь обусловлена наблюдающейся в стране инфляцией. Однако, значение эффективной налоговой ставки уменьшилось, это говорит нам о том, что использование подобных льгот сегодня является еще более эффективным. Переход на полное вычитание затрат на НИОКР в 2013 г. позволит сократить эффективную налоговую ставку до 21,7 %, что позволит увеличить расходы на НИОКР, при этом издержки использования капитала сократились бы дополнительными 2,2 %.
Предположим, что в 2014–2015 гг. в стране также будет наблюдаться инфляция, а налоговые ставки, если и будут изменяться, то, скорее всего, незначительно. На основании данных условий рассчитаны значения вышеперечисленных показателей на плановый период (табл.2).
Таблица 2
Влияние льгот на эффективность налогообложения на 2013–2015 гг.
Виды льгот для НИОКР |
Год |
Рентная оценка |
Социальная норма отдачи |
Эффективная налоговая ставка |
Капитализация затрат в течение 5 лет |
2013 |
0,23572 |
0,13572 |
0,55793 |
|
0,26518 |
0,16518 |
0,51568 |
|
2015 |
0,27035 |
0,17035 |
0,50037 |
|
Вычитание затрат в течение 2 лет |
2013 |
0,19872 |
0,09872 |
0,39225 |
2014 |
0,22818 |
0,12818 |
0,37588 |
|
2015 |
0,23335 |
0,13335 |
0,36006 |
|
Полное вычитание затрат в первый год |
2013 |
0,17664 |
0,07664 |
0,21716 |
2014 |
0,20511 |
0,10511 |
0,20887 |
|
2015 |
0,21213 |
0,11213 |
0,20657 |
|
Налоговый кредит на прирост НИОКР 20 % |
2013 |
0,17065 |
0,07065 |
0,15070 |
2014 |
0,19595 |
0,09595 |
0,14625 |
|
2015 |
0,20214 |
0,10214 |
0,13673 |
На основании данной таблицы можно сказать, что в 2014–2015 гг. переход на полное вычитание затрат на НИОКР в 2014 г. позволит сократить эффективную налоговую ставку до 20,8 %, что позволит увеличить расходы на НИОКР, при этом издержки использования капитала сократились бы дополнительными 2,3 %, а в 2015 г. эффективная налоговая ставка сократится до 20,6 %, при этом уменьшив издержки использования капитала дополнительными 2,1 %. Налоговый кредит на прирост НИОКР является еще более эффективным, так как сокращает эффективную налоговую ставку и уменьшает издержки использования капитала в 2014–2015 гг. на 1 %.
Еще одной немаловажной составляющей инновационной деятельности являются инструменты ее поддержки и финансирования. Венчурная индустрия в Российской Федерации практически полностью поддержана государством. Необходимо понимать, что такая практика не должна быть постоянной. Венчурный капитал не инструмент для инвестиций государственных средств. Это, скорее наоборот, инструмент для привлечения частных средств в инновационную экономику. Конечно, деньги, выделяемые государством, играют весомую роль в старте честного проекта. Российские инвесторы просто не имеют желания вкладывать деньги в подобные рисковые проекты, а если и вкладывают, то хотят получать видимые результаты в кратчайшие сроки, что невозможно при осуществлении инновационной деятельности.
Одним из новейших инструментов привлечения молодежи к инновационной деятельности является онлайн-сервис, запущенный на площадке IPOboard.ru. Данный сервис позволяет оценить стоимость компании без размещения на бирже. Введя несколько основных параметров, таких как вид выпускаемой продукции, его себестоимость, необходимые инвестиции и т. д., можно определить стоимость компании. Расчеты, осуществляемые с помощью данного сервиса, основаны на методах оценки стоимости и данных об осуществленных сделках. Необходимо иметь в виду, что помимо математических уравнений, на успешность проекта влияют и другие показатели, среди них опыт команды, проводимая PR-компания, потенциал продукта и так далее. Данный сервис может быть популярен среди опытных предпринимателей, которые хотят сравнить результаты, полученные самостоятельно с расчетами онлайн-калькулятора.
Какие бы льготы не были предложены, на сегодняшний день их нельзя будет считать универсальными. Инновационная деятельность, в первую очередь, отдельное направление, и льготы для инновационных предприятий должны разрабатываться обособленно от льгот, предоставляемых другим предприятиям. Необходимо учитывать особенности инновационной деятельности, направления расходования средств, срок окупаемости и источники финансирования. Лишь проанализировав данные показатели в совокупности, можно минимизировать недостатки и стимулировать инновационную деятельность в Российской Федерации.
Литература:
1. Дыкусова А. Г. Меры налогового администрирования инновационной деятельности / А. Г. Дыкусова // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2013 г. — № 7(78). — С.161–164
2. Калачева О. С. Влияние налоговых льгот на развитие инновационного потенциала предприятий / О. С. Калачева // Актуальные вопросы экономических наук. — 2010 г. — № 17–2. — С.34–38
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Последняя редакция // Справочная информационная система «Гарант». — Режим доступа: http: // www.garant.ru
4. Дмитриев Л. В., Карахотин С. Н. Стимулирующее влияние налоговых льгот на инновации / Л. В. Дмитриев, С. Н. Карахотин // Высшее образование сегодня. — 2007 г. — № 2. — С.12–16
5. Троянская М. А., Тюрина Ю. Г. Оценка мер налогового регулирования отдельных видов инвестиций / М. А. Троянская, Ю. Г. Тюрина // Экономика налоги. Право. — 2013. — № 3. — С.80–88.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, эффективная налоговая ставка, налоговый кредит, полное вычитание затрат, льгота, предприятие, издержка использования капитала, рентная оценка, Российская Федерация, социальная норма отдачи.
moluch.ru
Одним из направлений деятельности УИД (в частности, Отдела трансфера технологий) является оказание содействия в создании малых инновационных предприятий с участием вуза.
Возможность быть одними из учредителей хозяйственных обществ появилась у вузов в 2009г. с принятием Федерального закона N 217-ФЗ от 02.08.2009 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности"
При этом, в качестве малого инновационного предприятия (далее - МИПа) понимается хозяйственное общество, деятельность которого заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (далее-РИД) (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат вузу.
Таким образом, вуз получил реальную возможность коммерциализировать полученные в ходе НИР и ОКР результаты интеллектуальной деятельности, превратив их в наукоемкий конкурентоспособный товар (услугу).
Начиная с 2009г. совершенствовалось законодательство, предоставляя МИПам новые возможности и льготы.
Так Постановление Правительства РФ №677 от 12.08.2011г. предоставило возможность заключать договоры аренды без проведения конкурсов и аукционов с возможностью оплаты в соответствии со льготными ставками (в первый год аренды-40% от арендной платы; во второй год аренды-60% от арендной платы, в третий год аренды-80% арендной платы и далее -100%).
Поправки, внесенные в Налоговый кодекс РФ (п.3 ст.346,12 НК РФ) позволили применять УСН (упрощенную систему налогообложения) для МИПов даже при доле юридического лица (например вуза) в Уставном капитале более чем 25%.
В свою очередь, применяя УСН, МИПы могут воспользоваться правом существенно уменьшить затраты на отчисления с ФОТ (фонда оплаты труда).
В соответствии со ст.58 ФЗ №212 от 24.07.2009г. (в ред. от 28.12.2013г) для МИПов до 2019 года предусмотрены льготные ставки отчислений с ФОТ.
2012-2017гг. | 2018г. | 2019г. |
8% | 13% | 20% |
2% | 2,9% | 2,9% |
4% | 5,1% | 5,1% |
0 | 0 | 0 |
14% | 21% | 28% |
Таким образом, можно представить взаимовыгодное сотрудничество вуза и хозяйственного общества в следующей таблице:
Коммерциализация РИД | Возможность выйти на рынок с инновационным продуктом (услугой) |
Получение доли прибыли как учредитель и/или платежей по лицензионному договору | Возможность доработки данного продукта (услуги) до серийного производства, используя инфраструктуру вуза (научные центры, Опытный завод, технопарк) |
Возможность получать хоздоговорные НИОКР от МИПов | Возможность сокращения издержек за счет льготной аренды и отчислений с ФОТ |
Участие работников вуза в МИПах | Возможность привлекать кадровый состав вуза на постоянной основе и для решения конкретных задач |
Формирование «инновационного пояса» вуза, объединение предприятий в технопарк, создание бизнес-инкубаторов | Возможность размещаться на площадях технопарка, на территории вуза |
Рациональное распределение непрофильных площадей для инновационных предприятий | Возможность участвовать в программах Фондов поддержки инновационных компаний. |
Управление инновационной деятельности МЭИ располагает всей необходимой инфраструктурой для превращения Вашей наукоемкой идеи в инновационный бизнес:
Краткое описание проекта
Маркетинговое исследование
Бизнес-план
Заявка на создание МИПа
mpei.ru
В статье обоснованы направления использования ускоренной амортизации и налогового кредита для стимулирования инновационной деятельности предприятий; рассмотрен зарубежный опыт использования методов налогового стимулирования в инновационной деятельности; определены основные виды налоговых стимулов, используемых в зарубежных странах.
Ключевые слова:налоговые льготы, инновационная деятельность, налоговое стимулирование, ускоренная амортизация, налоговый кредит.
Разработка и внедрение комплекса мер государственного регулирования, направленных на поддержку инновационной деятельности, является важной предпосылкой развития экономики. Особая роль в реализации этой стратегической задачи принадлежит эффективному использованию методов налогового стимулирования.
В условиях проведения глобальных налоговых реформ возникает необходимость непрерывного развития теоретических и практических аспектов налогового стимулирования инновационной сферы. Это обусловливает необходимость выбора наиболее эффективных направлений стимулирования инновационной деятельности.
В мировой практике стимулирования инновационной активности используются прямые и непрямые методы.
Прямое стимулирование предусматривает выделение бюджетных средств на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Непрямое стимулирование осуществляется с помощью предоставления отсрочек по уплате налогов, налоговых льгот, льгот по налогу на прибыль и других видов налогового стимулирования.
Зарубежный опыт использования методов налогового стимулирования показывает, что в последние годы происходит переход от прямого государственного финансирования инновационной деятельности предприятий к непрямым методам, основанным на использовании налоговых рычагов. Так, если в 2005 г. прямое государственное финансирование составляло в среднем 7 % расходов предприятий по сравнению с 11 % в 1995 г. [1].
В последние годы возросло количество стран, осуществляющих налоговое стимулирование инноваций. Так, в 2008 г. 21 страна, которая является членом ОЕСD, предоставляла налоговые льготы предприятиям, внедряющим инновации (по сравнению с 18 странами в 2004 г. и 12 — в 1995 г.) [1]. Благоприятная инновационная среда создается в государствах различными путями. Например, Канада и Нидерланды применяют режим налогового стимулирования по отношениям к малым предприятиям. Бразилия, Индия, Южная Африка и Китай создают конкурентоспособную налоговую среду для инновационной деятельности [2, 5].
Для оценки созданных в стране налоговых стимулов для внедрения инноваций в мировой практике чаще всего применяется показатель налоговых льгот [3]. Значение показателя свидетельствует о внедрении государством значительного количества эффективных стимулов для инновационной деятельности.
Налоговые льготы как часть механизма налогового регулирования, включающего различные формы, виды и инструменты, призваны способствовать увеличению (при прочих равных условиях) прибыльности хозяйствующих субъектов, росту объема их собственных финансовых ресурсов. Наибольшие потенциальные возможности для регулирующего воздействия на темпы, масштабы и направления инвестиционной деятельности содержат прямые налоги, среди них может быть выделен налог на прибыль организаций.
Комплексный подход к расчету налога на прибыль и формированию затрат в части амортизационных отчислений представляет эффективный метод налогового стимулирования. Использование этого метода позволяет увеличить размеры собственных финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, которые могут быть использованы для обеспечения дальнейшего укрепления инвестиционного потенциала и обеспечения инновационного развития.
Налоговые льготы для предприятий существовали до 2002 г., но, в конечном итоге, эта льгота была отменена снижением ставки налога на прибыль организаций и введением новой амортизационной политики.
Уровень налоговой нагрузки постепенно снижался, а также отменен налог с продаж с целью реализации мер по снижению налоговой нагрузки на экономику. В определенной степени эти меры способствовали соответствующему росту вложений собственных средств предприятий в инвестиционно-инновационную деятельность.
С 1 января 2002 г. инвестиционная льгота по налогу на прибыль предприятий и организаций отменена, однако был введен новый механизм начисления и использования амортизационных отчислений. Действующая в настоящее время амортизационная политика все еще недостаточно используется в налоговом регулировании российской экономики. Если в промышленно-развитых государствах доля амортизационных отчислений в суммарной величине объемов финансирования инвестиций в основной капитал составляет в среднем до 65 %, то в России она составляет не более 20 % [4].
В связи с этим представляет актуальность повышение инвестиционной активности и обновления основных фондов на основе эффективной амортизационной политики. Включение амортизационных отчислений, как и других издержек производства, в состав затрат способствует уменьшению размера прибыли плательщиков налогов и, соответственно, уменьшению суммы уплачиваемого ими налога на прибыль организаций. В отличие от других издержек производства и обращения амортизационные отчисления превращаются в дополнительный источник финансовых ресурсов налогоплательщика. При этом целевое предназначение указанных финансовых ресурсов — обновление основных фондов, внедрение технических и технологических нововведений.
В тоже время особое значение имеет закрепление на нормативном уровне требований к нововведениям, на которые может распространяться льгота по ускоренной амортизации. При уменьшении доходов бюджетной системы по налогу на прибыль организаций должно приниматься во внимание то, что требуется гарантия государства в отношении дополнительно полученных налогоплательщиками финансовых ресурсов, которые должны быть использованы на цели усиления инновационно-инвестиционной деятельности.
В связи с этим, при исчислении и уплате налога на прибыль организаций, актуальным является включение в затраты предприятий амортизационных отчислений, которые фактически направлены на финансирование инвестиций.
Указанные средства целесообразно использовать не только на прямые инвестиции в основной капитал, но и на создание проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Особое значение в стимулировании внедрения инноваций, кроме амортизационных отчислений и целевых налоговых льгот, имеет использование предприятиями инвестиционного налогового кредита.
В связи с этим подчеркнем, что мировой опыт применения инновационных налоговых кредитов показывает — механизм его предоставления предусматривает не отсрочку налогового обязательства по налогу на прибыль на более поздний срок (что приведет к необходимости уплаты по окончанию выполнения инвестиционного (инновационного) проекта значительной суммы платежей в бюджет и значительно влияет на финансовое состояние инновационно активного предприятия), а уменьшение суммы начисленного налога на определенный процент — от 4 до 30 % от объема расходов на инновации и (или) от 20 до 50 % от их прироста в среднем за определенный период времени.
Таким образом, зарубежный опыт стимулирования инновационной деятельности показывает, что происходит постепенный переход от прямого государственного финансирования инновационной деятельности предприятий к непрямым методам их стимулирования. Это требует применения новых и усовершенствования существующих механизмов налогового стимулирования инноваций. В связи с этим совершенствуется налоговый инструментарий стимулирования инноваций, создается благоприятная и конкурентоспособная налоговая среда для инвестиций в инновационную деятельность.
Анализ отечественных предпосылок стимулирования инновационной деятельности показывает, что для активизации инновационной деятельности предприятий особое значение имеют использование таких налоговых льгот, как амортизационная политика и налоговый кредит.
Совершенствование налоговых стимулов инновационной деятельности будет способствовать переходу отечественных предприятий на инновационный путь развития.
moluch.ru
Нередко МИП рождается в недрах института или вуза, которые предоставляют площади, компоненты оборудования вместе с участием в инновационной деятельности некото рых научных сотрудников, и «взрослеет» под их опекой. Зонтичной структурой для МИП во многих академических институтах и вузах становятся вновь созданные коммерческие структуры, инновационно-технологические центры и технопарки. Входящие в них МИП призваны коммерциализировать результаты по основным направлениям научной деятельности института или вуза. Для МИП создаются благоприятные условия для размещения и развития, а доходы инновационных структур складываются из платы малых предприятий за пользование помещениями, оборудованием, спектром различных услуг. Инвестор в этих случаях выступает как соучредитель МИП или косвенно как заказчик, заключающий с ним договор на выполнение научно-технических и производственных работ. Инвестор является лицом, непосредственно заинтересованным в конкретном результате инновационного проекта. Он осуществляет мониторинг содержания выполняемых работ и оценивает их результаты. Зачастую само существование МИП возможно только при каком-либо большом институте, поскольку разработка основного теоретического задела, используемого в работе малых предприятий, а также подготовка высококвалифицированных кадров осуществлялись в рамках традиционных научных организаций. Работа в малых предприятиях выгодна для исполнителей. Поэтому в некотором смысле МИП помогают сохранить часть кадрового потенциала науки. Если институт является учредителем МИП, то оно производит отчисления в фонд института. Интерес института может состоять не только в получении дополнительных средств. Руководство института может проводить на малых предприятиях различные эксперименты, связанные, например, с поиском новых рынков, финансовых и управленческих механизмов. Анализируя опыт малых предприятий, руководство определяет перспективные направления инновационной деятельности института в целом. Такая практика позволяет институту быстрее и точнее ориентироваться на рынке. Эксперименты же в рамках всего института могут привести к непредсказуемым последствиям. Деятельность МИП - прекрасная школа воспитания и отбора управленческих кадров для инновационной сферы, которых так не хватает в подавляющем большинстве институтов. Сейчас есть уже целый ряд примеров, когда руководители успешных малых предприятий приглашаются на высшие должности в свой родной институт. Для достижения перечисленных целей руководству института необходимо проводить политику, строя взаимовыгодные отношения с МИП на тактическом и стратегическом уровнях. Будущий коммерческий успех в значительной мере связан с организацией делового взаимодействия института и МИП в вопросах регулирования интеллектуальной собственности, распределения затрат и доходов, выплаты вознаграждения авторам. К сожалению, эти вопросы далеко не всегда отражены в договорах между НИИ и МИП, что существенно повышает риски конфликтов между участниками и недостижения целей проекта. Со стороны профессионального менеджера инновационной деятельности необходимы специальные разъяснения этих вопросов, которые инициаторы проекта самостоятельно решить не смогут. Научный институт может оказывать разные формы поддержки активизации предпринимательской деятельности научных сотрудников через, например, специально созданную структуру. Так, в Институте проблем химической физики РАН численностью 1500 человек (г. Черноголовка Московской области) создан Центр коммерциализации научно-технических разработок. Центр разрабатывает политику института в сфере коммерциализации творческих достижений, меры по мотивированию авторов разработок и соблюдению баланса интересов всех участников процесса коммерциализации, осуществляет подготовку своих сотрудников как менеджеров инновационной деятельности и др. Центр скомплектован из трех специалистов, работающих на постоянной основе, и 12 представителей других служб (патентного, международного, юридического отделов), которые были направлены в Центр для выполнения своих функций. В итоге был сформирован механизм работы Центра со структурами института - патентным, юридическим, международным отделами, службой обеспечения государственной и служебной тайны, бухгалтерией, отделом кадров, информационной службой[5]. Налоговые льготы МИП, осуществляющие научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, внедренческую или инновационную деятельность, имеют определенные права по налоговым льготам[6]. Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: |
zdamsam.ru
Представители малого и среднего бизнеса могут получить новые налоговые льготы. Так, они не будут уплачивать НДС, а так же налог на прибыль с выручки, которую получают от использования в своем производстве изобретений, различных полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау и селекционных достижений.
Соответствующее предложение по изменениям в законодательство было внесено в Государственную Думу. Чиновники говорят, что налоговые льготы будут доступны предпринимателям на протяжении срока действия исключительных прав, однако не более пяти лет.
Разработчики законопроекта обещают, что в случае принятия указанных поправок появится возможность создать достаточно эффективную систему государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, налоговые льготы начнут стимулировать процесс внедрения результатов научно-исследовательской деятельности в хозяйственную практику, разные сферы производства и реализацию конечной инновационной продукции малыми предприятиями. Чиновники говорят, что законопроект будет дополнять льготы, которые предусмотрены статьями 149 и 251 Налогового Кодекса, и создаст условия для стимулирования инновационного процесса.
Правда, эксперты придерживаются несколько иного мнения. Они считают, что налоговые льготы можно рассматривать лишь как неловкую попытку помочь инновационному развитию малого предпринимательства. Дело в том, что законопроект несколько неясен. Например, он утверждает, что от НДС будут освобождены ноу-хау, опытные образцы и разработки, которые были сделаны каждым конкретным малым предприятием и внедряется в его хозяйственной деятельности для выпуска товаров, работ и услуг. Так же от налога освобождается передача ноу-хау в стенах компании.
Стоит так же обратить внимание на налоговые льготы по прибыли. Дело в том, что затраты на внедрение инноваций и ноу-хау не порождают налогооблагаемую базу. Помимо этого, далеко не всегда есть возможность найти причинно-следственные связи между инновационным внедрением и доходом, который был получен компанией. Эксперты полагают, что поэтому освобождать от налога на прибыль доходы организации, которые связаны с внедрением ноу-хау и инноваций, практически невозможно.
www.kreditbusiness.ru