Новые требования к специалистам в сфере закупок. Разъяснения Минэкономразвития. Требования к специалисту по закупкам 44 фз


Новые требования к специалистам в сфере закупок. Разъяснения Минэкономразвития

В информации, размещенной на официальном сайте Минэкономразвития России, чиновники напомнили о порядке применения профессиональных стандартов для работников, которые занимают должности специалистов и экспертов по закупкам. 

Применение и регулирование профстандартов

Приказами Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н и № 626н были утверждены профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». В силу статьи 195.3 Трудового кодекса РФ профессиональные стандарты являются обязательными для применения работодателями, если это прямо предусмотрено законодательством, в остальных случаях применение профстандартов является рекомендованным. В нормах этой же статьи указано, что под требованиям законодательства подразумеваются нормы, предусмотренные Трудовым кодексом, Федеральными законами, а также постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и приказами других федеральных органов, специально устанавливающими требования к работникам, которые выполняют те или иные трудовые обязанности и носящими нормативный правовой характер.  Применительно к закупкам МЭР разъясняет, что если выполнение работ по должностям, профессиям и специальностям связано с каким-либо предоставлением льгот или компенсаций, либо наличием ограничений, то в силу статьи 57 ТК РФ наименования и квалификационные требования к таким должностям, профессиям и специальностям должны соответствовать наименованиям и требованиям, определенным профессиональными стандартами и квалификационными справочниками. Учитывая, что деятельность государственных и муниципальных образований и организаций  в сфере закупок регулируется Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором установлены квалификационные требования к работникам контрактной службы, то в таких организациях специалисты по закупкам должны соответствовать требованиям профстандартов. 

Когда профстандарты можно не применять

Чиновники разъяснили, что если сотрудник контрактной службы является гражданским служащим или служащим муниципальной службы, то к нему можно не применять квалификационные требования, содержащиеся в профессиональных стандартах к специалистам в сфере закупок. В этом случае они носят рекомендательный характер и могут быть применены только в части, не противоречащей Федеральному закону № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральному закону от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Кроме того, если закупки осуществляются организацией не по требованиям закона № 44-ФЗ, а работающие в ней специалисты по закупкам не являются гражданскими (муниципальными) служащими, то профстандарты в этой ситуации также носят рекомендованный, но необязательный характер. Это связано с тем, что Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не содержит прямых указаний и требований о создании контрактной службы.

ppt.ru

обязанности, должностная инструкция, образование, требования, резюме

Отыскать сегодня подходящую для себя работу непросто. Ведь она должна не только помогать содержать себя и свою семью, но и позволять реализоваться, как профессионал своего дела. Да и большинство соискателей, которые желают трудоустроиться официально, рассчитывают получить полный социальный пакет и связанные с ним блага. Среди доступных вакансий нередко встречается должность специалиста по закупкам. Чем занимаются такого рода сотрудники? На каких предприятиях существует в них потребность? Какие обязанности должен выполнять данный специалист? Необходимо ли для этого получить полноценное высшее образование или достаточно пройти курсы? Специалист по закупкам - популярная нынче вакансия. Поэтому далее в статье будут рассматриваться ответы на приведенные выше вопросы.

Сущность документа

Что представляет собой должностная инструкция специалиста по закупкам? Это особый внутренний документ определенной организации, в котором ясно и четко изложены основные требования к соискателю на данную должность, описаны круг всех его профессиональных обязанностей, а также должностных прав, рамки, определяющие степень его ответственности за халатно выполненную работу. Его наличие является обязательным на любом предприятии, на котором существует должность "специалист по закупкам". Обязанности работника должны быть правильным образом определены для того, чтобы его функция реализовалась в компании так, как это ожидается. В чем же последняя состоит?

Функции специалиста

Несмотря на то что рассматриваемая должность появилась сравнительно недавно, профстандарт "Специалист в сфере закупок" в полной мере сформирован и содержит жесткие требования. Ведь такие сотрудники требовались и ранее. Например, похожие профессиональные функции выполняли работники, зачисленные в штат предприятий и производственных организаций. Тогда такая должность имела иное название: инженер по материально-техническому обеспечению.

Итак, что же подразумевает под собой работа "специалист по закупкам"? Если говорить кратко, не раскрывая читателю многочисленных нюансов профессиональных обязанностей, которые отражают особенности трудовой деятельности и производства определенной компании, то главной задачей такого сотрудника является перманентное обеспечение организации любыми необходимыми материалами или товарами.

Общая же функция, которую отражает профстандарт "Специалист в сфере закупок", (а именно: обеспечение предприятия необходимыми для его адекватного функционирования товарно-материальными ценностями), помимо прочего, включает в себя еще достаточно большое количество косвенных обязанностей, таких как анализ действительного соотношения качества предлагаемой поставщиками продукции и ее рыночной стоимости.

Назначение и структура

Именно должностная инструкция, как это уже замечалось выше, является одним из двух основных документов (второй - заключенный с сотрудником трудовой договор), которые и определяют, что должен выполнять в ходе своей трудовой деятельности специалист по закупкам. Образование этого документа является первоочередной задачей руководства, ведь, согласно актуальному законодательству, сотрудник не может выполнять какие-либо обязанности, кроме тех, которые были четко описаны в договоре, который он заключал в процессе трудоустройства. А этот документ, как правило, в указанном месте делает ссылку, призывая обратиться к должностной инструкции. Именно поэтому многие специалисты уделяют ей такое внимание.

Как должна выглядеть должностная инструкция рассматриваемого специалиста? Важно, чтобы она была составлена согласно тем стандартам и формам, которые приняты в данном регионе. Итак, рассматриваемый документ следует составлять таким образом, чтобы он обязательно содержал следующие разделы:

  • Первый раздел полностью посвящается данным о согласовании и утверждении непосредственно текста данного документа. Для этого все, кто принимал участие в указанных процессах, должны зафиксировать этот факт, поставив свои личные подписи с их расшифровками, а также указать соответствующие даты. В согласовании, как правило, участвуют юридический отдел, отдел кадров, а также непосредственно то подразделение, к которому будет относиться определенный сотрудник.
  • В следующем разделе необходимо перечислить все актуальные требования к кандидату на рассматриваемую должность. Они должны подробно описывать требуемое образование, знания и практические навыки, необходимый опыт работы, а также возраст и прочие особенности, которые могут относиться к данной конкретной должности. Помимо этого, следует привести полный перечень всей документации (включая как внутренние акты компании, так и законодательные акты общегосударственного значения), с которой новому сотруднику потребуется внимательно ознакомиться. А также рассматриваемый раздел описывает место должности в общем штатном расписании, порядок и условия принятия кандидата на должность на работу, механизм увольнения или же замещение сотрудника, на время его не долгосрочного отсутствия. Важно указать непосредственного начальника нового работника.
  • В основном разделе рассматриваемой инструкции необходимо перечислить все, что ожидается от сотрудника в ходе его профессиональной активности (все его должностные обязанности, а также права). Чем точнее будут описаны обязанности специалиста в инструкции, тем больше вероятность, что работа будет выполняться корректным образом, что пойдет на благо предприятию. Права же неразрывно связаны с обязанностями. К ним, как правило, относят: право на достойные условия труда; право на получение необходимых для выполнения своих обязанностей данных; право предлагать мероприятия, предназначенные для усовершенствования рабочего процесса.
  • В последнем разделе речь обычно идет о том, какую ответственность понесет работник в том случае, если он будет выполнять свои профессиональные обязанности ненадлежащим образом.

Особенности документа

Что определяет круг обязанностей, которые имеет специалист по закупкам? 44-ФЗ, или Федеральный закон, который отражает актуальные требования законодательства. Согласно ему, рассматриваемый документ имеет много общего с должностной инструкцией специалиста по снабжению. Впрочем, существует ряд различий, которые выделяют должность "специалист по закупкам". Обязанности двух этих работников не являются идентичными. Знать эти отличия особенно необходимо сотрудникам и руководству крупных предприятий, на которых, как правило, предусмотрено наличие двух этих должностей.

Именно поэтому еще до окончательного формирования должностной инструкции важно хорошенько разобраться в основных требованиях к кандидатам. Так, необходимо знать, какая должна быть квалификация специалиста по закупкам, а также, как разграничить обязанности данных сотрудников.

Практика показывает, что обязанностей у того работника, который занимается закупками, существенно больше, чем у того, который занимается снабжением. В должностной иерархии первая должность значится существенно выше второй. Подобным образом отличается и уровень зарплаты. Именно поэтому было бы логично, чтобы и требования к кандидату на должность "специалист по закупкам", обязанности которого существенно значимее, были гораздо выше и жестче. Это следует учитывать при составлении должностной инструкции. Резюме специалист по закупкам (вернее, кандидат на эту должность) может составить успешно только в том случае, если заранее ознакомится со стандартными требованиями к соискателю.

Подобным образом, профессиональные обязанности сотрудников также следует четко разграничить. Это поможет наладить слаженное взаимодействие как между самими специалистами, так и между целыми отделами, которые находятся в их подчинении.

Требования к специалисту по закупкам

Специфика конкретной профессии определяет ряд особенных требований, характерных для определенной специальности, которые предъявляются к кандидатам на должность. И в рассматриваемой области также существуют определенные критерии. Специалиста по закупкам выбирают исходя из имеющихся навыков и знаний. Так, кандидат должен:

  • иметь аналитический склад ума;
  • уметь принимать решения даже в условиях постоянного стресса и нести полную личную ответственность за их результаты;
  • уметь обрабатывать большие объемы информации и грамотно вести текущую документацию;
  • обладать навыками ведения деловых переговоров с тем, чтобы выходить на желательный для компании результат;
  • ясно понимать, как организована работа таможни и как функционируют транспортные компании;
  • быть уверенным пользователем персонального компьютера, а также уметь пользоваться всеми необходимыми для выполнения профессиональных функций программами.

Помимо прочего, любой работодатель имеет право сформировать другие требования, которые необходимы для того, чтобы качественно выполнялась работа. Специалист по закупкам - важная составляющая успеха компании. Например, если компания занимается внешнеэкономической деятельностью, то от такого сотрудника могут требовать знания иностранных языков. Поэтому важно грамотно составить свое резюме. Специалист по закупкам - должность, которая позволяет многим ярко реализовать свои способности. Ради этого стоит рискнуть.

Права

Должностные обязанности специалиста по государственным закупкам будут рассмотрены далее, а сейчас важно разобраться, какие он имеет права.

  • Проявлять инициативу в области внесения разнообразных предложений, которые могли бы усовершенствовать или облегчить протекание рабочего процесса, имеющего отношение исключительно к выполнению данным работником своих функций.
  • Требовать от своего непосредственного начальника абсолютного содействия в вопросах, связанных с реализацией прав или обязанностей сотрудника.
  • Требовать от руководства компании обеспечения отдела всеми необходимыми организационно-техническими условиями, а также своевременного составления и оформления рабочих документов и отчетов, которые нужны сотруднику для реализации его профессиональных обязанностей.
  • Налаживать взаимосвязь между подразделениями компании и определенными подразделениями некоторых сторонних организаций, которые необходимы для того, чтобы оперативно решать возникающие вопросы по закупкам, которые неизменно входят в рамки компетенции главного менеджера по закупкам.

Ответственность

Что включает в свой круг ответственности ведущий специалист по закупкам?

  • Контроль и обеспечение выполнения плана закупок на каждый месяц.
  • Административная ответственность за разглашение секретной информации, которую внутренние документы компании определяют в качестве корпоративной тайны, и которая официально является собственностью конкретного предприятия.
  • Личное выполнение всех существующих правил внутреннего распорядка, а также соблюдение стандартов дисциплины.
  • Осуществление сделок по закупкам, а также заключение соответствующих договоров с разнообразными организациями или частными лицами, если это потребуется.
  • Выполнение требований пожарной безопасности и правил техники безопасности, с целью не нанесения какого-либо вреда сотрудникам компании или ее материальному имуществу.
  • Тщательное выполнение всех полученных указаний, инструкций, поручений, распоряжений, приказаний непосредственного начальника, а также генерального директора фирмы.
  • Ответственность за нанесение или содействие нанесению как материального ущерба, так и непосредственного ущерба деловой репутации компании.
  • Ответственность за пренебрежение собственными должностными обязанностями, которые определяет актуальная инструкция, а также действующие законодательные акты Российской Федерации.

Условия работы

Что рассказывает должностная инструкция специалиста по закупкам об условиях работы, согласно которым должен трудиться данный работник? Режим занятости человека занимающего рассматриваемую позицию в компании, определяется составленными специально для отдельного предприятия правилами внутреннего трудового распорядка, а также договором, который заключается с новыми сотрудниками в процессе трудоустройства. Помимо прочего, эти условия предусматривают необходимость периодически отлучаться в командировки для выполнения служебных заданий.

Порядок ознакомления с должностной инструкцией

Заключение трудового договора, которое, собственно, и знаменует собой момент трудоустройства, - идеальное время для того, чтобы будущий сотрудник внимательно изучил, что входит в обязанности специалиста по закупкам, то есть, ознакомился с должностной инструкцией. Как зафиксировать факт того, что работнику была предоставлена вся необходимая информация? Существует несколько способов. Среди них выделяют следующие:

  • личная подпись (и ее расшифровка), а также дата, которые свидетельствуют о том, что специалист по закупкам обязанности свои уже внимательно изучил и готов это подтвердить; ставится в особенном журнале, который специально предназначен для этих целей;
  • отдельная отметка о том, что сотрудник проинформирован в полной мере, которая заверяется личной подписью отдельного работника непосредственно под текстом самой должностной инструкции, предназначенной для ознакомления каждого нового кандидата;
  • подобная отметка, также заверенная подписью и датой, которая ставится под текстом индивидуальной должностной инструкции, персонально подготовленной для отдельного сотрудника, которая впоследствии прилагается к его личному делу, заведенному на предприятии.

Вывод

Специалист по закупкам - это особый сотрудник предприятия, который занимается тем, что осуществляет и контролирует процесс поставки в компанию необходимых для ее производственной деятельности товаров, всевозможных материалов, разнообразного сырья. Этот работник также занимается составлением и проверкой всей отчетной документации, которая имеет отношение к его прямым обязанностям. Помимо прочего, рассматриваемый специалист должен иметь развитое аналитическое мышление и хорошие коммуникативные навыки для того, чтобы уметь корректно оценить рентабельность предполагаемой сделки и грамотно вести переговоры с поставщиками.

Не менее важно на практике знать, как именно следует проверять продукцию на соответствие заявленным критериям качества. Такой специалист должен уметь обращаться с персональным компьютером и на высоком уровне владеть компьютерными программами, которые потребуются ему в ходе выполнения его основных должностных обязанностей; принимать важные решения в короткие сроки даже под давлением и в условиях постоянного стресса, ведь от их эффективности напрямую зависит успех всего предприятия; обрабатывать большие объемы информации своевременно и делать соответствующие выводы; отлично ориентироваться в актуальных условиях функционирования таможни, а также в особенностях работы отдельных транспортных компаний, с которыми сотрудничает данная организация. Эти сотрудники должны разбираться в основных тонкостях выбора необходимых материалов, понимать, как именно их следует транспортировать, а также хранить для того, чтобы они не потеряли своих полезных свойств и товарного вида. Также является желательным, а порой и обязательным условием наличие определенного опыта в сфере закупок. Обычно на эту должность принимают активных и энергичных людей. Именно такие кандидаты имеют шансы на то, что данную вакансию займут именно они.

Если вы задумываетесь о том, чтобы работать в качестве специалиста по закупкам, для начала важно изучить типичную должностную инструкцию (типовой документ, который точно определяет круг прав, обязанностей и ответственности определенного сотрудника). Это поможет ознакомиться с предстоящими условиями работы и заранее выяснить все ее тонкости. Так вы сможете понять, стоит ли продолжать свои попытки устроиться на эту должность или лучше поискать что-то другое. Если вам все подходит, то нужно постараться удостовериться в том, что и вы соответствуете всем требованиям компании. Для этого необходимо выяснить как можно больше о самой организации, а также о ее деловой активности, объемах производства и реализации, а заодно и об основных технических особенностях.

Отнестись к вопросу собственного трудоустройства следует крайне серьезно. Важно заранее изучить как можно больше информации о той компании, в которую вы хотите устроиться, а также непосредственно о желаемой должности. Для этого требуется тщательно иизучить должностную инструкцию по выбранной специальности. Стандартная форма этого документа по большинству профессий находится в свободном доступе, поэтому с ней в случае необходимости всегда может ознакомиться любой желающий. Чем серьезнее вы будете подготовлены, тем выше ваши шансы получить желаемое. И пусть работа дарит вам только приятные эмоции!

fb.ru

Составляем должностную инструкцию для специалиста по госзакупкам

Автор: Дидух Юлия 26 февраля 2018

В организации, которая занимается госзакупками, должен быть отдельный специалист по этому вопросу. Для него нужно составить должностную инструкцию, в которой будет определен круг его обязанностей и ответственности. Сделать это грамотно поможет эта статья.

Если организация занимается проведением тендеров и заключением государственных контрактов, в ее штатном расписании обычно есть должность специалиста по закупкам. Специальность эта сравнительно молодая: она появилась после начала действия Федерального закона о госзакупках № 44. Это отдельная штатная должность, для которой разработан профессиональный стандарт, а значит, и установлены требования к необходимым квалификации и опыту. Поэтому для такого сотрудника должна быть разработана и утверждена соответствующая должностная инструкция.

Когда необходима должностная инструкция для специалиста по госзакупкам

Если учреждение или организация решили ввести в штатное расписание отдельного специалиста, который будет заниматься исключительно вопросами, связанными с проведением закупок по закону № 44-ФЗ, для него необходимо разработать отдельную должностную инструкцию. При этом в организации уже могут быть такие должности, как:

  • менеджеры по закупкам;
  • специалист по материально-техническому снабжению.

Эти сотрудники обычно всегда есть в организациях, в том числе государственных и муниципальных. Они занимаются обеспечением всех материально-технических нужд и иначе их называют «снабженцы». От специалиста по госзакупкам они отличаются тем, что его задача состоит в оформлении государственных контрактов в рамках № 44-ФЗ. Для этого требуется не просто особая квалификация, но и соответствие новым профстандартам, утвержденным Минтрудом:

  • «Специалист в сфере закупок»;
  • «Эксперт в сфере закупок».

По закону 44-ФЗ, такой специалист должен быть в каждой муниципальной или государственной организации. Организации, принимающие участие в тендерах в качестве поставщиков, также могут ввести такую должность. При этом отдельная должностная инструкция нужна, если обязанность по управлению госзакупками является для работника основной. Если он совмещает несколько должностей, то можно дополнить уже утвержденные требования к работе (Письмо Роструда от 31.10.2007 № 4412-6).

Требования к специалисту по госзакупкам

Чтобы человек мог претендовать на должность в рамках закона 44-ФЗ, он обязательно должен иметь:

  1. Профильное образование (среднее специальное, высшее, дополнительное) в зависимости от уровня должности. Допускается окончание курсов повышения квалификации, утвержденных на государственном уровне.
  2. Достаточные практические и теоретические знания требований закона 44-ФЗ и подзаконных нормативно-правовых актов в сфере госзакупок.
  3. Опыт работы с государственными контрактами.
  4. Навыки бухгалтерского учета и знание документооборота (составление и редактирование документов).
  5. Знание основ экономики и ценообразования.

Все эти условия должны быть отражены в соответствующей инструкции.

Кто утверждает должностную инструкцию

Этот документ каждая организация или учреждение разрабатывает самостоятельно, поэтому он является внутренним. Утвердить такой акт должен руководитель организации-работодателя. К форме и составу должностных инструкций законодательством требований не установлено, поэтому каждый работодатель имеет возможность разработать этот документ в соответствии со своими предпочтениями и практикой, сложившейся в отрасли.

Пример составления должностной инструкции

Структура документа обычно включает несколько разделов:

  1. Общие положения (порядок назначения на должность, подчинение и требуемый опыт).
  2. Функциональные обязанности сотрудника (должны быть прописаны в соответствии с законом № 44-ФЗ).
  3. Права работника (требования Трудового кодекса).
  4. Ответственность работника.
  5. Условия работы (режим и порядок проведения спецоценки условий труда).

Подписать разработанную инструкцию должен начальник структурного подразделения, куда трудоустроен сотрудник. Содержание документа должно быть согласовано с юридической службой. Сам работник должен быть ознакомлен с ней под подпись. Один экземпляр он обязательно должен получить на руки.

Сверху документа должны быть указаны данные организации (в левом углу) и стоять виза руководителя (в правом углу). Ниже располагается название.

Далее в разделе «Общие положения» нужно указать:

  • порядок назначения на должность специалиста по госзакупкам и освобождения от нее;
  • подчинение работника;
  • требования к стажу;
  • требования к знаниям.

Следующий раздел «Функциональные обязанности» может быть объемным, поскольку в нем нужно перечислить абсолютно все, что входит в обязанности сотрудника. Но можно сделать его и лаконичным, как в приведенном примере, главное, чтобы он соответствовал требованиям 44-ФЗ.

В разделе «Права» не забываем указать на право повышения квалификации и доступа к необходимой информации из других отделов организации.

Раздел «Ответственность» содержит сведения о том, какие нарушения караются по нормам трудового законодательства, а какие — по нормам гражданского или внутренних нормативных актов.

Далее нужно написать об условиях труда, указать, на основании чего утвержден документ. В самом конце идут подписи непосредственного начальника, виза юридического отдела и подпись самого работника с датой ознакомления.

Образец должностной инструкции специалиста по закупкам

Скачать

goscontract.info

Профстандарты в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В статье Кирилла Чагина «Профстандарты в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ», размещённой на электронной площадке OTC.RU, достаточно подробно  и доступно раскрыто содержание профстандартов «специалист в сфере закупок» и «эксперт в сфере закупок».

Впервые понятие «профессиональный стандарт» появилось в нормативной базе почти 4 года назад – в так называемом «майском» указе Президента РФ №5971. В этом документе шла речь в том числе о необходимости подготовить и внести в Госдуму проект федерального закона о внесении в законодательство РФ изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профстандартов; утвердить план их разработки; разработать и утвердить не менее 800 таких стандартов. В декабре 2012 г. в Трудовом кодексе появилось определение «профессионального стандарта»: под ним понималась характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности2.

В январе 2013 г. Правительством РФ были приняты Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов3. После этого Минтруд РФ начал разрабатывать и утверждать профстандарты, а также вести их реестр на специализированном Интернет-сайте http://profstandart.rosmintrud.ru (на середину апреля 2016 г. таких стандартов было уже утверждено более 800).

К разработке стандартов привлекаются научные и образовательные организации, действующие в той или иной профессиональной сфере, органы государственной власти местного самоуправления.

Наконец, в мае 2015 г. были приняты важные изменения в Трудовой кодекс РФ4, в соответствии с которыми с 1 июля 2016 г. профстандарты будут обязательны для применения работодателями, если обязательность их применения будет установлена в Трудовом кодексе РФ, других федеральных законах или иных нормативных правовых актах РФ5. Если же такого требования не будет, то профстандарты должны применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда5. По сути это означает, что если, например, в федеральном законодательстве об образовании указано, что лица, имеющие право на занятие педагогической деятельностью, должны в числе прочего отвечать квалификационным требованиям, установленным в профстандартах6, то работодатель (образовательная организация) должен обеспечивать соответствие своих педагогических работников этому требованию.

А вот если, скажем, в отношении такого работника, как «ведущий телевизионной программы», требования к квалификации установлены только в профессиональном стандарте, а в нормативных правовых актах требования о соответствии такого работника данному профстандарту не содержится, то работодатель вправе и не предъявлять к работнику данные требования (например, по уровню образования), если в связи с теми или иными «особенностями организации производства и труда» это не представляется возможным.

Кроме того, с 1 июля 2016 г. вступит в силу норма, согласно которой Правительство РФ будет иметь право с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливать особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50 % акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности7. Это означает, что в скором времени могут появиться отдельные решения Правительства РФ, обязывающие перечисленные выше организации применять в своей деятельности те или иные стандарты.

1 Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

2 Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании», статья 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

3 Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».

4 Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

5 Ст. 195.3 ТК РФ.

6 Ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

7 Ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Отметим, что под применением профстандарта работодателем понимается их использование «при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления»8.

Профстандарты не обошли и сферу закупок. Осенью 2015 г. были утверждены 2 таких стандарта: «специалист в сфере закупок» и «эксперт в сфере закупок»9. Разработчиками обоих стандартов являются Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Междисциплинарный академический центр социальных наук «Интерцентр» и Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций.

Пока ни законом 44-ФЗ, ни законом 223-ФЗ не установлено требование о строгом соответствии закупщиков этим профстандартам (см. для сравнения ситуацию в законодательстве в образовании, описанную выше). Лишь в 44-ФЗ указывается, что работники контрактной службы/контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок10. Никаких других ссылок на профстандарты ни в этих законах, ни в подзаконных нормативных правовых актах нет, равно как нет и положения об обязательном применении этих профстандартов и в утверждающих их приказах Минтруда РФ11. Но нельзя исключать появления такого требования в будущем как по отношению ко всем заказчикам, работающим по тому или иному закону, так и в отношении отдельных категорий организаций (см. выше). Поэтому ознакомиться с содержанием этих профстандартов заказчикам стоит уже сейчас, и в данной статье, собственно, и делается соответствующий обзор.

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок»

Наименование вида профессиональной деятельности, на который распространяется данный стандарт, сформулирован как «деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд». Таким образом, стандарт распространяется как на закупки в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ.

Стандарт включает в себя 4 обобщенные трудовые функции и 9 соответствующих каждой из них трудовых функций:

Таблица 1. Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд 1. Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги
2. Подготовка закупочной документации
3. Обработка результатов закупки и заключение контракта
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд 4. Составление планов и обоснование закупок
5. Осуществление процедур закупок
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта 6. Проверка соблюдений условий контракта
7. Проверка качества представленных товаров, работ, услуг
4. Контроль в сфере закупок 8. Мониторинг в сфере закупок
9. Аудит и контроль в сфере закупок

Обратим внимание, что не все трудовые функции в полной мере могут относиться к практике применения сразу обоих законов. Например, ни о каком обосновании закупок в 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ не упоминается, хотя, конечно, такая процедура может в принципе предусматриваться положением о закупке конкретного заказчика. Кроме того, мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ вообще относятся не к полномочиям заказчиков, а к полномочиям государственных и муниципальных органов. В этой связи рассмотрим, с какими возможными должностями соотнесены трудовые функции стандарта:

Таблица 2. Обобщенные трудовые функции Возможные наименования должностей сотрудников
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд
  • Специалист по закупкам
  • Работник контрактной службы
  • Контрактный управляющий
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд
  • Старший специалист по закупкам
  • Консультант по закупкам
  • Работник контрактной службы
  • Контрактный управляющий
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта
  • Ведущий специалист по закупкам
  • Работник контрактной службы
  • Заместитель руководителя подразделения
  • Руководитель подразделения
  • Руководитель контрактной службы
  • Контрактный управляющий
4. Контроль в сфере закупок
  • Советник
  • Заместитель руководителя
  • Руководитель

Как можно понять из приведенной таблицы, на практике возможны различные комбинации.

Например, если у заказчика, осуществляющего закупки только по 223-ФЗ, работает один сотрудник, который занимается всеми вопросами, связанными с закупками, то его должность должна называться «ведущий специалист по закупкам», поскольку именно такая должность позволяет выполнять все три первые обобщенные трудовые функции, которые могут относиться к деятельности заказчика.

Если закупками у заказчика занимается группа сотрудников, то каждый из этих сотрудников может заниматься выполнением своей собственной обобщенной трудовой функции в соответствии со своей должностью, например, обеспечением закупок – специалист, осуществлением закупок – старший специалист или консультант, а экспертизой результатов и приемкой результатов контракта – ведущий специалист или руководитель подразделения (его заместитель).

Что же касается последней обобщенной трудовой функции по контролю в сфере закупок, то, как уже говорилось выше, в отношении заказчиков как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ она неприменима.

К сотруднику, выполняющему ту или иную обобщенную трудовую функцию, предъявляются в соответствии со стандартом определенные требования:

Таблица 3. Обобщенные трудовые функции Предъявляемые требования
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Высшее образование – бакалавриат, дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок, опыт практической работы – не менее 3 лет в сфере закупок.
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта Высшее образование – специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок, опыт практической работы – не менее 4 лет в сфере закупок.
4. Контроль в сфере закупок Высшее образование – специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок, опыт практической работы – не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2 лет.

Как показывает приведенная таблица, если у заказчика закупками (в том числе приемкой результатов контракта) занимается, например, только один сотрудник, то он должен отвечать достаточно высоким требованиям – иметь высшее образование по специалитету или магистратуре, пройти дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и иметь опыт практической работы в сфере закупок не менее 4 лет. Если же таких сотрудников несколько и они выполняют разные обобщенные трудовые функции, то требования к ним могут предъявляться разные в зависимости от выполняемой функции. Самые высокие требования в любом случае предъявляются сотруднику, который занимается приемкой результатов контракта.

В зависимости от сложности каждой обобщенной трудовой функции в стандарте присвоен свой уровень квалификации12 : самый низкий (5-й) у первой функции «Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд», а самый высокий (8-й) – у последней «Контроль в сфере закупок». Вторая и третья обобщенные трудовые функции соотнесены с 6-м и 7-м уровнями квалификации соответственно. В принципе, уровни квалификации коррелируют с предъявляемыми требованиями – чем выше требования, тем выше и уровень.

В рассматриваемом стандарте каждая трудовая функция, входящая в состав обобщенной трудовой функции (см. Таблицу 1), в свою очередь, расписана по составляющим ее трудовым действиям, необходимым умениям и знаниям.

Пример 1

Рассмотрим трудовую функцию «предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги».

Для выполнения этой функции сотрудник должен осуществлять следующие трудовые действия:

1. Обрабатывать и анализировать информацию о ценах на товары, работы, услуги.

2. Готовить и направлять приглашения к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами.

3. Обрабатывать, формировать и хранить данные, информацию, документы, в том числе полученные от поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Для выполнения указанных трудовых действий сотрудник должен обладать следующими умениями:

1. Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций.

2. Создавать и вести информационную базу данных.

3. Изготавливать документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию.

4. Обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы.

И, наконец, сотрудник должен обладать следующими знаниями:

1. Требования законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок.

2. Основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам.

3. Основы антимонопольного законодательства.

4. Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам.

5. Особенности ценообразования на рынке (по направлениям).

6. Методы определения и обоснования начальных максимальных цен контракта.

7. Основы информатики в части применения к закупкам.

8. Этика делового общения и правила ведения переговоров.

9. Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок.

10. Требования охраны труда.

Кроме того, при выполнении трудовой функции сотрудник должен следовать ряду этических норм (соблюдать этику делового общения, не разглашать материалы рабочих исследований и т.д.).

Отметим, что опять же не все трудовые действия, содержащиеся в стандарте, могут одновременно относиться к закупочной деятельности как по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ. Например, трудовая функция «составление планов и обоснование закупок» содержит трудовое действие «разработка плана-графика и осуществление подготовки изменений для внесения в план-график». В деятельности заказчика, который ведет закупочную деятельность только в рамках 223-ФЗ, никакие планы-графики не предусмотрены, этот заказчик составляет только планы закупки. Однако если потенциально заказчик может попасть под действие 44-ФЗ (например, получить бюджетную инвестицию, расходование средств которой предусмотрено с применением именно этого закона, предусматривающего применение планов-графиков), то рекомендуется сразу включать данные трудовые действия в должностные инструкции сотрудников с добавлением оговорки «в установленных законодательством РФ случаях».

Профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок»13

Данный стандарт включает следующие обобщенные трудовые функции и соотнесенные с ними трудовые функции:

Таблица 1. Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
Консультирование в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Мониторинг рынка предмета закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд
Консультирование по закупочным процедурам
Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Экспертиза закупочной процедуры
Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта
Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Управление организацией, обеспечивающей консультирование и экспертизу в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд
Проведение аттестации (оценки профессиональной квалификации) и контроль повышения профессионального уровня работников в структурном подразделении или в организации
Исследование теоретических и практических проблем закупочной деятельности

К практической деятельности заказчиков здесь может быть отнесена только трудовая функция «экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта». Причем эта функция может реализовываться только в рамках 44-ФЗ, который обязывает заказчиков проводить экспертизу для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, но позволяет заказчику в определенных случаях проводить ее, не привлекая внешних экспертов, а «своими силами»14. Возможная должность, которую занимает сотрудник заказчика, осуществляющий эту функцию – контрактный управляющий. К нему предъявляются достаточно высокие требования – наличие высшего образования (специалитет, магистратура), наличие дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок), наличие опыта практической работы в сфере закупок не менее 4 лет.

Пример 2

Для выполнения функций контрактного управляющего сотрудник должен осуществлять следующие трудовые действия:

1. Осуществление экспертизы выполнения контракта.

2. Осуществление экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.

3. Осуществление проверки соответствия фактов и данных при экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.

4. Осуществление проверки соответствия качества товаров, услуг, работ при экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.

5. Составление и оформление по результатам экспертизы документа в виде заключения.

Для выполнения указанных трудовых действий сотрудник должен обладать следующими умениями:

1. Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций.

2. Выявлять при осуществлении экспертизы нарушения выполнения контракта.

3. Выявлять при осуществлении экспертизы нарушения результатов, предусмотренных контрактом.

4. Выявлять при осуществлении проверки нарушения качества товаров, услуг, работ.

5. Составлять и оформлять по результатам экспертизы документ в виде заключения.

И, наконец, для выполнения данной трудовой функции сотрудник должен обладать достаточно широким кругом следующих знаний:

1. Требования законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок.

2. Основы гражданского, бюджетного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам.

3. Экономические основы и особенности ценообразования на рынке по направлениям.

4. Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам.

5. Основы статистики в части применения к закупкам.

6. Особенности составления закупочной документации.

7. Порядок установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг.

8. Особенности претензионной работы.

9. Методология проведения экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.

10. Этика делового общения и правила ведения переговоров.

11. Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок.

12. Требования охраны труда.

Также как и в предыдущем стандарте (см. выше) к сотруднику предъявляются требования по соблюдению ряда этических норм. Уровень квалификации сотрудника в данном случае – 7.

8 Пп. «а» п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».

9 Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» и Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок».

10 Ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

11 Для сравнения – такое положение, например, содержится в приказах Минтруда РФ, утвердивших профессиональные стандарты в сфере социального обслуживания.

12 См. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов».

13 Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок».

14 Части 3 и 4 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

 

Источник: электронная площадка OTC.RU

baltictender.ru

Обязанности специалиста по закупкам

Заниматься закупками в госорганизации, по закону 44-ФЗ, должен человек с определенным образованием и навыками. Какие требования предъявляют к контрактному управляющему, рассмотрим в этом материале.

Контрактный управляющий 44-ФЗ

По закону о контрактной системе, заказчики, закупающие в год на сумму больше ста миллионов, должны создавать контрактные службы. Типовое положение о контрактной службе для госзаказчика утвердило постановление Правительства от 29.10.2013 № 631. Если объем закупок меньше, достаточно контрактного управляющего.

Специалист по госзаказу может быть назначен из числа действующих работников, нанят, также есть вариант, когда специалист по закупкам совмещает две должности.

Для того чтобы назначить контрактного управляющего, нужно ввести новую должность в штатное расписание, разработать должностную инструкцию для сотрудника и издать приказ о назначении. Также в организации нужно утвердить положение об управляющем, в котором будут перечислены его права и обязанности. Существует типовая форма положения, в ней нужно поменять лишь название организации.

Информацию о контрактном управляющем необходимо, по требованию 44-ФЗ, включать в документацию по закупкам.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

  

                   

Требования к контрактному управляющему по 44-ФЗ

С 2017 года специалист отдела закупок должен иметь высшее образование или дополнительное профобразование в сфере закупок. Если вы назначаете сотрудника на эту должность, ему будет необходимо пройти обучение, если же нанимаете, требование к образованию должно быть в числе главных. Причем важно помнить, что у образовательной организации, где проходил обучение человек, должна быть лицензия.

Требования к контрактному управляющему указаны в приказе Минтруда России от 10.09.2015 № 625н. В соответствии с ним старший специалист по госзакупкам или контрактный управляющий должен иметь высшее образование – бакалавриат, а также иметь за плечами пройденные программы повышение квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок. Причем осуществлять закупки может человек с опытом в этой сфере не менее трех лет.

Он должен знать законы в сфере закупок, основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового, административного и антимонопольного законодательства в части закупок, принципы осуществления закупок, методы планирования закупок, критерии оценки заявок, бухучет, должен уметь составлять закупочную документацию, знать особенности ценообразования, основы статистики и информатики.

Проводить экспертизу результатов закупок может человек с опытом от 4 лет. Помимо указанных выше знаний добавляются практика в сфере закупок и логистики, методы проведения проверок, правила ведения переговоров, также специалист должен уметь готовить документы для претензионной работы.

«Как применять ГОСТы при описании объекта закупки?»

Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Напишите в техзадании не только ГОСТ, но и показатели из стандарта. Если укажете только название товара и ссылку на ГОСТ, участнику будет трудно понять, какой именно товар необходим. Например, один из заказчиков включил в документацию требование, что материалы должны отвечать определенным ГОСТам. Конкретных показателей в техническом задании не было. Контролеры и суды посчитали это нарушением. Материалы по госстандартам разнообразны: они подразделяются на виды, классы, марки, классификации, поэтому участники не понимали, какой именно товар поставить. Смотрите еще три совета по применению ГОСТов, в рекомендации:«Как описать объект закупки в 2018 году»

Обязанности контрактного управляющего

Образец должностной инструкции ведущего специалиста по закупкам

Скачать шаблон

Перечислим обязанности специалиста по закупкам:

  1. Готовит план закупок, готовит правки в этот документ, размещает его в ЕИС;
  2. Занимается подготовкой планов-графиков, изменений в них, размещает эти документы в ЕИС;
  3. Организует общественное обсуждение закупки, после чего по необходимости вносит изменения в планы и планы-графики;
  4. Готовит документацию к закупке – извещения, проекты контрактов, приглашения участникам, а также публикует эти документы в единой информационной системе;
  5. Непосредственно проводит закупки, в том числе заключает контракты;
  6. Присутствует на заседаниях по делам об обжаловании итогов определения поставщиков и готовят документы для претензионно-исковой работы;
  7. Консультирует поставщиков, организует такие консультации с исполнителями на стадии планирования закупок, чтобы оценить ситуацию на рынке, выбрать объект закупки, чтобы наилучшим образом были обеспечены госнужды;
  8. При необходимости привлекает к работе экспертов;
  9. Размещает в ЕИС отчеты заказчика и другую необходимую информацию.

Контроль контрактного управляющего

Законом предусмотрен контроль за работой контрактного управляющего. Это плановые и внеплановые проверки органов власти.

Причем такие проверки в отношении каждого заказчика, его контрактной службы и специалиста по закупкам могут проводиться не чаще одного раза в полгода.

Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Полистать журнал

www.pro-goszakaz.ru

Квалификация специалиста по закупкам

Как часто специалист по закупкам должен повышать свою квалификацию? Каким документом это закреплено?

Закон № 44-ФЗ не указывает «частоту» повышения квалификации контрактными управляющими, это может быть предусмотрено регламентом работы учреждения. Или, если, например, контрактный управляющий является государственным служащим, то повышение квалификации гражданского служащего должно осуществляться не реже одного раза в три года (согласно ч. 5 ст. 62 Закона № 79-ФЗ).Обращаем Ваше внимание, что до 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Однако с 1 января 2017 года указанные специалисты должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Сроки обучения специалистов в сфере закупок

Следует отметить, что сам Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) требований к минимальному количеству часов обучения не устанавливает.

Требования к дополнительному профессиональному образованию установлены в ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон № 273-ФЗ).

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (ч. 1 ст. 76 Закона № 273-ФЗ).

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) (ч. 2 ст. 76 Закона № 273-ФЗ).

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено Законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (ч. 6 ст. 76 Закона № 273-ФЗ).

Согласно п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499, формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

Также существует совместное письмо Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12 марта 2015 г. "О направлении методических рекомендаций" (далее – Методические рекомендации).

Методические рекомендации разработаны в целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышения уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок (п. 1.1 Методических рекомендаций).

Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов, за исключением случаев, установленных п. 2.4 Методических рекомендаций.

Согласно п. 2.4 Методических рекомендаций в случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов.

Для большинства сотрудников повышение квалификации в сфере закупок должно составлять не менее 108 часов, профессиональная переподготовка должна составлять не менее 250 часов.Исключение составляют руководители заказчиков – для них повышение квалификации в сфере закупок должно составлять не менее 40 часов.Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 60 Закона № 273-ФЗ в РФ выдаются:1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;2) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии со ст. 60 Закона № 273-ФЗ организациями, осуществляющими образовательную деятельность.При этом частью 3 ст. 60 Закона № 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.Согласно ч. 4 ст. 60 Закона № 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы и порядок оформления таких документов о высшем образовании утверждены приказами Минобрнауки России от 01.10.2013 № 110, от 13.02.2014 № 112. Согласно п. 2 приказа Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112, а также в соответствии с положениями Приказа Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112 организациями, осуществляющими образовательную деятельность по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам высшего образования выдаются соответствующие дипломы.Таким образом, документом, подтверждающим наличие высшего образования в сфере закупок будет служить именно диплом (государственного и негосударственного образца).В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона № 273-ФЗ повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 76 Закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.Таким образом, документом, подтверждающим наличие дополнительного профессионального образования в сфере закупок будет служить удостоверение о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.С 1 января 2017 года работники контрактной службы или контрактные управляющие должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.Т.е., рекомендовано «прохождение» такими работниками программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки в объеме не менее 108 часов.Закон № 44-ФЗ не указывает «частоту» повышения квалификации контрактными управляющими, это может быть предусмотрено регламентом работы учреждения. Или, если, например, контрактный управляющий является государственным служащим, то повышение квалификации гражданского служащего должно осуществляться не реже одного раза в три года (согласно ч.5 ст. 62 Закона № 79-ФЗ).Как применять профстандарты: переподготовка и аттестация сотрудников.

С 1 июля 2016 года для работников контрактной службы действуют профстандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». Минимальный уровень квалификации контрактного управляющего по профстандарту: среднее профобразование плюс дополнительное профессиональное образование в госзакупках. Однако такой минимум подходит не для всех функций, которые выполняет работник. Например, контрактному управляющему, который составляет планы и проводит процедуры, необходим диплом о высшем образовании.

Работники контрактной службы должны отучиться как минимум 16 часов по программе повышения квалификации. Однако Минэкономразвития и Минобрнауки России рекомендуют учиться от 108 часов и больше. Обучение работник подтверждает удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

www.pro-goszakaz.ru

Требования к контрактному управляющему по 44-ФЗ на 2018 год

С момента создания 44-ФЗ и системы закупок через государственные контракты встал вопрос о том, что должность контрактного управляющего должен занимать человек, обладающий специальными знаниями в этой области. С начала 2017 года требования должностному лицу ужесточились.

Что было раньше

Согласно 23 части 112 статьи 44-ФЗ до 1 января 2017 года занимать должность контрактного управляющего мог любой человек, имеющий профессиональное или дополнительное образование в области размещения заказов на поставку товаров или оказание услуг для государственных или муниципальных учреждений. Таким образом, допускалось назначать на такую должность людей, имеющих среднее профессиональное образование.  

Стоит отметить, что на данный момент в нашей стране нет возможности получить высшее образование в области госзакупок. Идеи открытия подобных факультетов еще находятся на самой ранней стадии развития. 

 

Что изменилось с 2017 года

С начала 2017 года пункт 23 статьи 112 автоматически утратил свою силу. К человеку, претендующему на должность контрактного управляющего, предъявляется уже более полный пакет требований. К ним относят:

  1. Человек должен числиться в штате организации-заказчика. Такое требование вытекает из разъяснительного письма Министерства экономики и развития за номером ОГ-Д28-834 от 31 января 2014 года.   
  2. Человек обязан иметь высшее или профессиональное образование в области осуществления закупок.
  3. Контрактный управляющий не должен являться близким родственником лиц, участвующих в закупках, проводимых заказчиком. То есть не должно возникать конфликта интересов.

 

Только лицо, удовлетворяющее всем трем критериям, имеет право занимать должность контрактного управляющего. В связи с этим всем заказчикам необходимо в срочном порядке побеспокоиться о профессиональной подготовке своих сотрудников.

Вместе с этим в 2017 года обрели силу правила осуществления ведомственного контроля в области закупок. Требования о наличии высшего или дополнительного образования в этой сфере распространяются и на лиц, на чьи плечи возложены обязанности по контролю за ведением сделок в рамках государственных заказов. 

 

Как подтвердить квалификацию контрактного управляющего

В некоторых случаях для того чтобы соответствовать новым стандартам сотрудникам придется пройти переподготовку. Дипломы и удостоверения о прохождении обучения по 94-ФЗ с 2017 года считаются недействительными.

Подтвердить свою квалификацию контрактные управляющие могут дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации. Какой-либо стандартизованной формы документа не существует. После соответствующего переобучения человеку могут выдаваться свидетельство об обучении, документ об обучении или свидетельство об изучении дополнительных предпрофессиональных программ.  

Такие поправки внесены с целью повышения профессионализма сотрудников в сфере государственных закупок. Это поможет снизить количество спорных ситуаций и обращений в контролирующие органы.

goszakupkirf.ru


Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области