Понятие договора перевозки. Виды договоров. В какой форме заключается договор перевозки


Гражданское право. Тест 10 - ДЕКАН ТЕСТ

1. По договору бытового подряда подрядчик обязуетсяоказать услуги по обучениюразработать проектно-сметную документациювыполнить изыскательские работыпостроить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить строительные и иные специальные монтажные работывыполнить определенную работу, предназначенную для удовлетворения личных, домашних, семейных потребностей заказчика

2. Договор бытового подряда считается заключенным в надлежащей форме  с моментаоплаты товара заказчикомвыдачи подрядчиком заказчику квитанции или другого документа, подтверждающего заключение договорапередачи результата работы подрядчиком заказчикупринятия заказчиком выполненной работыпринятия подрядчиком работы к исполнению

3. Риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора строительного подряда, несетзаказчикподрядчик – до приемки результата работы заказчикомподрядчик и заказчик солидарноподрядчик и заказчик субсидиарноподрядчик и заказчик в долевом соотношении

 4. Существенными условиями договора строительного подряда являютсяпредмет, срок и ценапредметпредмет и сроксрокпредмет и цена

5. Является ли грузополучатель стороной договора перевозки грузаявляется, если это обусловлено договоромявляется, если грузополучателем является сам грузоотправительявляется, если об этом указано в сопровождающих груз документахявляется, если это предусмотрено законодательствомне является

6. Договор перевозки пассажира характеризуется какреальный, односторонний, возмездныйконсенсуальный, возмездный, двустороннийконсенсуальный, односторонний, возмездныйреальный, двусторонний, возмездныйконсенсуальный, двусторонний, безвозмездный

7. Договор перевозки багажа характеризуется какреальный, односторонний, возмездныйконсенсуальный, возмездный, двустороннийконсенсуальный, односторонний, возмездныйреальный, двусторонний, возмездныйконсенсуальный, двусторонний, безвозмездный

8. Провозная плата по договору перевозки транспортом общего пользования определяетсяна основании тарифов, утверждаемых законодательствомперевозчикомпассажиромсоглашением сторонусловиями договора

9. В какой форме заключается договор перевозкинотариальной формеписьменной форме с последующей государственной регистрациейустной формепростой письменной формев любой форме

10. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливаетсяв тридцать днейв три месяцав шесть месяцевв один годв три года

11. В случае утраты или недостачи груза ущерб возмещается перевозчиком в размерестоимости утраченного или недостающего грузасуммы, на которую понизилась его стоимостьобъявленной стоимости грузаустановленном законодательствомустановленном договором

 12. Заключение договора перевозки пассажира подтверждаетсяквитанциейтоварно-транспортной накладнойпроездным билетомраспиской перевозчикапередаточным актом

13. Предметом договора займа могут бытьденьги или вещи, определенные родовыми признакамитолько деньгилюбые индивидуально-определенные вещилюбые непотребляемые вещивещи, ограниченные в гражданском обороте

14. Договор займа характеризуется какреальный, одностороннийконсенсуальный, двустороннийконсенсуальный, одностороннийреальный, двустороннийконсенсуальный, многосторонний

15. Если хотя бы одной стороной в договоре займа является юридическое лицо, договор заключаетсяв устной формев простой письменной формев нотариальной формев письменной форме с последующей государственной регистрациейкак в устной, так и в письменной

dekane.ru

Заключение договора перевозки грузов

В заключении договоров перевозки грузов присутствует ряд важных для компании-экспедитора особенностей.

Способы заключения договора перевозки грузов

Основной способ заключения договора перевозки грузов – составление и подписание транспортной накладной (ст. 785 ГК РФ, п. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, УАТ). Однако согласно части 5 статьи 8 УАТ договор может заключаться посредством:

  • принятия перевозчиком к исполнению заказа грузоотправителя;
  • заявки грузоотправителя (при наличии договора об организации перевозок грузов).

Заявка перевозчику

Грузоотправитель должен подать заказ (заявку) перевозчику, который обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок до трех дней со дня принятия проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки) с письменным обоснованием причин отказа (п. 7 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272). Акцепт заказа (заявки) перевозчиком очень важен, поскольку именно он подтверждает, что перевозчик обязан подать автомобиль нужной грузоподъемности указанному грузоотправителю и в согласованный срок.

Если перевозчик отказывается от принятия заказа (заявки) к исполнению, то ему нужно будет письменно обосновать причины отказа и возвратить заказ (заявку).

Разовая перевозка груза

Далее остановимся на особенностях заключения договора разовой перевозки конкретного груза, который может быть заключен путем составления и подписания транспортной накладной.

При рассмотрении заказа (заявки) перевозчик по согласованию с грузоотправителем должен определить условия перевозки груза и заполнить следующие пункты транспортной накладной:

  1. «Условия перевозки»;
  2. «Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению»;
  3. «Перевозчик»;
  4. «Транспортное средство»;
  5. «Прочие условия»;
  6. «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы»;
  7. «Дата составления, подписи сторон».

Именно содержанием этих пунктов перевозчик должен обеспечить себе выгодные условия договора и защитить себя от возможных претензий в будущем. Кроме того, от правильного заполнения транспортной накладной зависит и возможность в будущем заявить претензии грузоотправителю (при наличии каких-либо нарушений с его стороны).

Так, по одному из дел суд отметил, что стороны не указали истца в качестве перевозчика, и пришел к выводу о недоказанности оказания услуг по перевозке груза. В удовлетворении требования перевозчика было отказано (постановление ФАС Московского округа от 8 апреля 2011 г. по делу № КГ-А41/1686-11).

Как правило, все остальные пункты заполняет грузоотправитель, хотя пункт 6 ППГАТ предусматривает, что оформить транспортную накладную может и перевозчик, если такое условие есть в договоре и у перевозчика есть все сведения по перевозке грузов.

Подтверждение заключения договора о перевозке

Только после того как перевозчик проставит в транспортной накладной отметку о принятии груза к перевозке, будет подтверждено заключение договора перевозки (п. 2 ст. 785 ГК РФ). Именно с этого момента на перевозчика возлагается ответственность за сохранность груза.

Транспортная накладная

Отсутствие накладной свидетельствует о ненадлежащем оформлении договора перевозки. Транспортная накладная содержит все существенные условия договора перевозки груза и по сути представляет собой письменную форму этого договора. Составление какого-либо отдельного документа не требуется.

Транспортную накладную можно составить на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в трех экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Стороны могут предусмотреть и иной порядок.

С учетом сложившейся практики (обычаев делового оборота) лучше составить четыре экземпляра транспортной накладной:

  • первый остается у грузоотправителя и свидетельствует о передаче груза перевозчику;
  • второй остается у перевозчика как доказательство выполнения договора перевозки и учета транспортной работы вместе с путевым листом;
  • третий с отметкой грузополучателя направляется заказчику перевозки для оплаты вместе со счетом;
  • четвертый остается у грузополучателя и подтверждает основание приемки и оприходования товара.

Если груз нужно перевезти партиями на различных транспортных средствах, то на каждое из них составляется отдельная транспортная накладная (п. 10 ППГАТ).

Часто для того чтобы погрузить груз в контейнер и выгрузить из него, нужно снять контейнер с транспортного средства. В таких случаях перевозчик составляет сопроводительную ведомость (п. 41 ППГАТ).

Документы от грузоотправителя

Чтобы в процессе перевозки не возникло никаких препятствий, необходимо получить от грузоотправителя следующие документы:

  1. удостоверение о качестве скоропортящегося груза;
  2. качественный паспорт на нефтепродукты;
  3. карантинный сертификат;
  4. сертификат качества зерна и продуктов его переработки;
  5. сертификат соответствия на определенные виды перевозимых грузов;
  6. ветеринарное свидетельство;
  7. другие документы, наличие которых установлено федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами России.

Если нужно перевезти груз с сопровождением представителя грузовладельца или груз, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей (примером может служить вывоз снега), то транспортную накладную составлять не нужно. В этих случаях перевозка осуществляется на основании договора фрахтования транспортного средства, который заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства (п. 13 ППГАТ).

Читайте в рекомендации Системы Юрист

Читайте также

Обзоры последних изменений

Главные изменения в законодательстве в 2018 году Посмотрите изменения, которые вступают или уже вступили в силу в 2018 году.

Директоров и учредителей станут чаще привлекать по долгам компании И другие выводы из Обзора практики Верховного суда № 2/2018 от 04.07.2018

Закупки по Закону № 44-ФЗ с 1 июля: все изменения в одной инструкции С 1 июля все конкурентные закупки можно проводить в электронном виде, правила для закупок в бумажном виде тоже изменились. Законодатели ввели в Закон № 44-ФЗ новые статьи, которые срочно нужно изучить.

Формулировки договоров, из смысла которых суды делают вывод, что стороны не установили досудебный порядок Обзор практики.

Изменения в КоАП РФ в 2018 году Все поправки в одной таблице.

www.law.ru

Заключение договора перевозки | Все договоры

Как и все сделки, которые регулируются действующим законодательством, заключение договора перевозки должно соответствовать и сопровождаться нормами Гражданского кодекса, а также иными законодательными актами, направленные именно на эту сферу деятельности. Из определения понятия перевозки грузов, багажа или пассажиров видно, что эта услуга является возмездной. Договор услуг по перевозке нашел свое нормативное отражение, в статьях 784 – 800 ГК РФ, в том числе и главе 41, которая посвящена понятию транспортной экспедиции.

 

Если сравнить договор услуг по перевозке с транспортной экспедицией, то последняя, помимо, непосредственно, транспортировки, содержит в себе еще и услуги по сопровождению груза, осуществление действий, направленных на представление интересов грузоотправителя, прохождение таможенных процедур, контроль за соблюдением существенных условий договора на всех стадиях.

В статье мы постараемся максимально детально рассмотреть договор оказания услуг по перевозке с применением автомобильного транспорта, без экспедиционных услуг, на основе детального анализа правого регулирования и его практического применения.

Договор перевозки груза

Как уже отмечалось, основной закон, которые регулирует договор оказания услуг по перевозке – Гражданский кодекс РФ, однако разработан и принят ряд иных нормативных актов, которые играют вспомогательную, а также конкретизирующую роль.Хотелось бы выделить некоторые из них:

  • Федеральный закон от 8.11.2007г. №259-Ф3 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • Федеральный закон от 09.02.2007г. №16-Ф3 «О транспортной безопасности»;
  • Постановление РФ от 15.04.2001г. №272 «Правила перевозок грузов автотранспортом».

Договор перевозки груза в международном праве закреплены в:

  • Женевской конвенции 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов;
  • Федеральном законе от 24 июля 1998 г. №127- Ф3 «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

Международные грузоперевозки подчиняются также положениям:

  • Женевской конвенции 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов;
  • Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

Оформление договора перевозки грузов

В общем понимании, мы привыкли считать, что сделка должна сопровождаться обязательным письменным документом, однако это далеко не так. Одной из форм, в которой договор перевозки будет считаться заключенным, является правильно составленная транспортная накладная, в соответствии со статьей 785 ГК РФ.

Немаловажным вопросом в такой сфере деятельности является ответственность сторон за сохранность и целостность перевозимого груза. Подтверждением принятия груза, равно как и наступления ответственности за его сохранности, у перевозчика наступает с момента проставления соответствующей печати на транспортной накладной. Транспортная накладная, это, по сути, и есть обязательная и одновременно упрощенная форма договора.

Важно отметить, что если в процессе осуществления перевозки будет использоваться несколько автомобилей, то в каждом случае требуется оформление отдельной транспортной накладной. Транспортная накладная очень удобный инструмент регулирования правовых отношений между заказчиком и перевозчиком, потому как содержит в себе все существенные условия сделки, и отвечает условию быть в письменном виде.

Еще одним важным документом, который должен быть составлен при заключении договора перевозки груза автомобильным транспортом, является заявка грузоотправителя на перевозку. В практике бывают ситуации, когда перевозчик, исполняя свои обязательства, которые в себе содержит договор на услуги перевозки грузов, вынужден неоднократно снимать контейнер с транспортной платформы. Как раз для таких случаев предусмотрено оформление сопроводительной ведомости.

Договор на услуги перевозки грузов, само собой, сопряжен с определенными расходами как для перевозчика, так и для заказчика. Во избежание возникновения разногласий в вопросах компенсации расходов, нелишним будет оформить товарно- транспортную накладную (Форма №1-Т).

Автомобильная перевозка грузов - достаточно специфический вид деятельности, что обусловлено еще и разнообразным типом товаров, с которым приходится сталкиваться исполнителю. Если с формой договора предельно понятно, то с сопровождающими документами отдельных видов грузов или товаров могут возникнуть сложности в случаях если:

  • Товар имеет ограниченный и короткий срок годности – в этом случае необходимо наличие удостоверения о качестве груза;
  • Грузом выступает живность, к примеру, домашний скот, птица или иные виды животных – для этого необходимо наличие карантинного сертификата и ветеринарного свидетельства обязательно;
  • Груз, который относится к категории зерновых либо нефтепродуктов и их переработки, должен иметь сертификат качества.

Существенные условия договора перевозки

Любая сделка содержит в себе существенные условия. Договор перевозки автотранспортом не исключение. Одним из существенных условий является предмет договора. Из определения договора перевозки видно, что его предметом является действия исполнителя, направленные на транспортировку груза или товара из отправной точки в конечный пункт назначения с последующей отгрузкой получателю.Договор на транспортные перевозки также должен содержать в себе следующие существенные условия:

  • Тип перевозимого груза;
  • Перечень сопроводительных документов и собственно сами документы;
  • Разработанный маршрут движения;
  • Расчет транспортных расходов;
  • Технические требования к перевозимому автомобилю;
  • Сроки выполнения транспортировки;
  • Основные этапы и процедура погрузки/отгрузки;
  • Ответственность сторон, в случае нарушения обязательств.

Несмотря на кажущуюся объемность требований к условиям, все вышеперечисленное вполне реально отобразить в транспортной накладной. По желанию сторон, можно заключить отдельно договор на транспортные перевозки с более детальным описанием существенных и дополнительных условий.

Ответственность сторон по договору перевозки

На рынке перевозок нередки случаи нарушения одной из сторон условий сделки. Это происходит по множеству обстоятельств, начиная от банальной недобросовестности стороны, и заканчивая форс-мажором.Законодатель специально для таких случаев закрепил в законе ответственность за нарушение договора перевозки груза. Следует отметить, в законе существуют общие понятия ответственности, а также оговорка, что стороны могут оговорить иные пункты по согласованию.

Договор транспортной перевозки груза, по общим правилам содержит следующие определения нарушения и ответственности:

  1. Не вывоз груза по вине исполнителя – штраф в размере 20% провозной платы, а также возмещение причиненных убытков заказчику.
  2. Нарушение сроков предоставления транспорта или контейнера для погрузки – штраф 5% провозной платы либо 1% среднесуточной, в зависимости от территории транспортировке (пригород-город и междугородние перевозки), а также возмещение причиненных убытков.
  3. Повреждение или уничтожение груза. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза в рамках объявленной заказчиком ценности. Перевозчик имеет право взимать дополнительную плату за объявленную ценность. В целях снижения расходов на перевозку, некоторые грузоотправители идут на то, чтобы занизить действительную ценность груза, но есть и такие заказчики, которые ее завышают, но в пределах, не превышающих стоимость самого груза. В противном случае, перевозчик имеет права отказаться от перевозки и не заключать договор транспортной перевозки груза.

Гарантией перевозчика, в вопросах обеспечения оплаты выполненной работы является право удерживать у себя груз до полного расчета. В противном случае исполнитель имеет право провести реализацию товара, согласно расчетной стоимости, отображенной в накладной либо основываясь на результаты проведенной экспертной оценки за вычетом понесенных расходов на перевозку, хранение и текущие затраты в процессе реализации. Остаток денежных средств необходимо вернуть грузоотправителю.

Конечно же, стороны по взаимному согласию могут закрепить запрет на удержание груза отдельным пунктом договора. Выше упоминалось об обстоятельствах непреодолимой силы, в результате наступления которых происходит своеобразное изменение договора перевозки, и снимаются ответственность сторон за ненадлежащее или полное неисполнение договорных обязательств:

  • Природные катаклизмы, военные действия, стихийные бедствия – все это относится к форс- мажору;
  • Внезапные и незапланированные ограничения или полная остановка движения транспорта не по вине перевозчика и по независящим от него обстоятельствам;
  • Иные обстоятельства, которые стороны не могли предусмотреть или повлиять на их наступление, приведшие к невозможности исполнить свои обязательства.

Договор перевозки пассажиров и багажа

Как уже отмечалось, разновидностей видов перевозок существует большое количество. Вкратце рассмотрим и выделим основные особенности еще одного вида сделки – договор перевозки пассажиров. Заключение договора перевозки пассажира предусматривает возникновение у перевозчика доставить пассажира, а также багаж в определенную точку. По прибытии, багаж должен быть выдан уполномоченному лицу. Что же касается пассажира, то в его обязанности входит оплатить услуги перевозки багажа, а также оплатить проезд.Заключение договора перевозки пассажира не требует обязательного соблюдения письменной формы.

Существует два основных способа заключения такого договора на перевозку:

  1. Подача транспорта к месту остановки и посадка пассажиров;
  2. Бронирование и покупка билетов.

Подтверждением заключения договора является билет пассажира и не является письменной формой, потому как в законе прописано требование обязательной подписи сторон. Таким образом, можно утверждать, что договоры, связанные с перевозкой грузов с одной стороны могут быть заключены по упрощенной форме, но в отдельных случаях, сторонам предоставляется право закрепить правоотношения письменным договором, с включением пунктов, которые касаются всех существенных условий, оговаривающие поведения заказчика и исполнителя в том или ином случае.

dogovory-online.ru

Как правильно заключить договор на перевозку грузов

Договор для предоставления услуг по перевозки грузов должен включать в себя полный перечень обязательств между двумя сторонами: заказчиком и перевозчиком.

Такой документ необходим для того? чтобы с юридической точки зрения закрепить договорённости между двумя сторонами: клиентом и исполнителем в сфере грузовых перевозок. Таким образом два лица заключивший договор будут застрахованы в юридическом поле. Если же возникнет нештатная ситуация между перевозчиком грузов и человеком заказавшим услугу, то у обоих сторон будет официальный документ который поможет уладить разногласия в правовом поле, т.е. в судебном порядке.

Для того чтобы документы имел полное право действовать правовом поле необходимо составить его грамотно. Желательно прибегнуть к услугам юриста. На документе должны быть проставлены все печати и подписи обеих сторон. В противном случае документ будет считаться недействительным.

Для того чтобы составить документ необходим как минимум образец такого документа. Его легко можно найти в Интернете либо прибегнуть к помощи консультанта в юридическом компании. Не стоит забывать ,что документ который вы найдёте в сети Интернет может быть несколько видоизмененный, либо устареть. Для того, чтобы документ был актуальным, в первую очередь проверяйте дату его создания.

Какие виды договоров на перевозку грузов существуют?

Мы можем выделить два вида договоров о предоставлении услуги по перевозке грузов: одноразовые договора и долгосрочной договора. Одноразовые договора заключается в том случае, когда необходимо довести груз всего лишь один раз до какого либо места назначения. Как только груз доставляется по указанному адресу и происходит передача груза получателю, все отношения между грузоперевозчиком и заказчиком на этом этапе заканчивается.

Долгосрочный договор выгодно заключать компаниям, которые не имеют на базе предприятия собственных транспортных средств. В таком случае для осуществления перевозки грузов долгосрочный договор подписывается с грузоперевозчиками, которые обязуется в определённый промежуток времени (срок действия договора) доставлять грузы и товары по заранее оговорённым с заказчиком маршрутам.

В долгосрочном договоре по оказанию услуг на перевозку грузов записываются все возможные сценарии взаимоотношений между клиентом и исполнителем. Если одна из сторон не соблюдают условия договора, то на неё могут наложить штрафы. Помимо этого, пострадавшая сторона может в одностороннем порядке расторгнуть договор. Чтобы не произошло подобных неприятных моментов, в договоре необходимо зафиксировать все возможные сценарии отклонения от основного договора. Эти ситуации на простом «слэнге» называются «форс-мажор». Тем не менее закрепления подобных моментов в договоре поможет избежать по максимуму всех вероятных внештатных ситуаций, и застраховать исполнителя и заказчика. Итогом составления договора по предоставлению услуг грузоперевозок будет являться обязательства перевозчика доставлять груз вовремя и по указанному адресу, а заказчик обязуется вовремя оплачивать предоставления услуг в полном объеме.

Для чего необходимо заключать договор на перевозку грузов?

Подписание договора о предоставлении услуг на перевозку грузов является достаточно важным этапом в работе между перевозчиком и клиентом. С того момента как исполнитель (перевозчик грузов) подпишет договор, он обязуется, после получения товара для транспортировки, отвечать за его сохранность, вплоть до прибытия груза по месту назначения и передачи его получателю.

В договоре должно быть оговорено ответственность обоих сторон по перевозке грузов. Все нюансы по транспортировке грузов, его порчу, не своевременную доставку, некачественную перевозку, порчу товара, а также другие возможные факторы влияющие на некачественное предоставление услуг по перевозке грузов, должны быть оговорены в документе, который подписывают обе стороны договора. Следует учесть что штрафы за не исполнение своих обязанностей должны возлагаться на обе стороны, которые подписали договор. Таким образом, даже заказчик, в случае не своевременной выплаты по договору в полном объеме оговоренных средств, будет оштрафован. Предметом выплаты штрафов и в этом случае является подписанный договор. Таким образом отказаться выплачивать штрафы не вправе никто. Этот момент строго оговорен в договоре, он подписан сторонами, а значит они признали силу этого договора, а так же закреплен печатями.

Как выглядит договор о перевозке грузов?

Договор о перевозке грузов не отличается от большинства типовых договоров. Правильный договор должен отвечать минимальным требованиям и содержать информацию о:

  • стороны договора;
  • предмет договора;
  • обязанности сторон;
  • ответственность сторон;
  • дополнительные моменты.

Как раз в дополнительных моментах и оговариваются все нюансы взаимодействия между клиентов и заказчиком, в случае возникновения внештатной ситуации. Дополнительные моменты могут быть представлены в виде приложений к договору. В этом случае, если имеется наличие приложения. то в самом договоре необходимо указать о его наличии, номере, и указать, что приложение является неотъемлемой частью подписанного договора. Исключением являются дополнительные договора, заключаемые вне рамках действия основного договора, но и о возможности подписывать дополнительные соглашения, если на то будут какие либо причины — должны быть описаны в основном договоре.

Договор должен обязательно быть подписан обеими сторонами соглашения и заверен печатями предприятия. Важно отметить, что договор составляется в двух экземплярах, и по подписанию его каждая и сторон должна получить свою копию документа.

Что делать, если в договоре присутствует третья сторона?

Эта ситуация не является внештатной. Зачастую отправителем груза является одна компания, получателем — другая. А посредник между ними- как раз выступает грузоперевозчик. В этом случает договор заключается между тремя сторонами и так же как и в описанном выше случает — договор подписывается ВСЕМИ сторонами договора, в данном случае количество подписавших сторон будет три.

Важно учесть, являются ли все стороны договора — гражданами одного государства и находятся ли предприятия подписывающих сторон на территории одного государства. Поскольку идеально работать в одном правовом поле. В случае же, если предприятие одной из сторон находится в другом государстве, то необходимо учитывать юридические моменты предоставления услуг второго государства. Это все должно отражаться в договоре, либо приложении к договору, который будет являться неотъемлемой частью основного договора.

promhozstroy.ru

Договор перевозки груза.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК PФ).

По юридической природе договор перевозки грузов является:

  • реальным;
  • возмездным;
  • двусторонним.

Вместе с тем в отдельных случаях этот договор может быть консенсуальным. Договор перевозки считается консенсуальным, когда перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки. Например, на морском транспорте договор перевозки, именуемый договором фрахтования, или чартером, является консенсуальным.

Договор перевозки груза является срочным договором, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке (ст. 792 ГК, ст. 31 ТУЖД, ст. 109 ВК).

В регулировании отношений по перевозке большое значение отводится отраслевым нормативным актам. Общие условия перевозки грузов и ответственность сторон определяются в договоре, если иное не предусмотрено уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 2 ст. 784 ГК РФ).

Как правило, для договора перевозки не обязательно составление единого письменного документа. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (п. 2 ст. 785 ГК РФ).

Если в законе или ином нормативном акте не установлен размер провозной платы, то стороны вправе самостоятельно в договоре определить стоимость услуг по перевозке (п. 1 ст. 790 ГК РФ).

Договор будет считаться заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ст. 432 ГК РФ).

Существенные условия для конкретных видов перевозки определяются уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 2 ст. 784 ГК РФ).

В зависимости от того, каким транспортом перевозятся грузы, перевозки подразделяются на железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные. Такая классификация обусловлена тем, что отношения, связанные с перевозкой грузов, регулируются законодательством, которое применяется к соответствующему виду перевозки.

Различают перевозки, осуществляемые в местном, прямом и прямом смешанном сообщении.

Местными называются перевозки в пределах одного транспортного предприятия (железной дороги, пароходства и т.д.).

Прямыми признаются перевозки, в выполнении которых по одному документу участвуют несколько предприятий одного вида транспорта. Так, прямой будет перевозка железной дорогой по одному документу (накладной) из Москвы в Иркутск, поскольку груз в этом случае перевозится несколькими предприятиями железнодорожного транспорта (Московской, Свердловской, Иркутской и другими дорогами).

Прямой смешанной перевозкой считается перевозка, когда на основе одного документа груз перевозится различными предприятиями нескольких видов транспорта. Примером такой перевозки может служить доставка груза от Москвы до Астрахани по железной дороге, а от Астрахани до одного из портов на Каспийском море (на территории России) морским транспортом.

На морском транспорте различают перевозки в малом каботаже, в большом каботаже и в заграничном сообщении. Под малым каботажем понимают перевозку грузов между российскими портами одного и того же моря. К большому каботажу относятся перевозки груза, осуществляемые между российскими портами разных морей, даже если судно при этом проходит через иностранные воды. Перевозка из российских портов в иностранные порты или обратно признается перевозкой в заграничном сообщении.

Воздушный кодекс не подразделяет перевозки на отдельные виды, однако содержит некоторые особые правила для международных перевозок (гл. XI ВК).

Международные полеты воздушных судов выполняются на основе международных договоров Российской Федерации или разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила международных полетов воздушных судов и другая информация, необходимая для осуществления международных воздушных сообщений, публикуются в сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации.

На автомобильном транспорте перевозки подразделяются на городские, пригородные, междугородные и международные.

Договор перевозки грузов носит публичный характер (п. 2 ст. 789 ГК РФ).

Содержание договора перевозки груза составляют права и обязанности сторон.

Погрузка и выгрузка груза осуществляются транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением правил транспортного законодательства (п. 2 ст. 791 ГК РФ).

Обязанности по погрузке и выгрузке распределяются между участниками обязательства перевозки в зависимости от места погрузки.

Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Доставка груза – основная обязанность перевозчика.

Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок.

Внесение провозной платы (фрахты на морском транспорте) и иных платежей является важнейшей обязанностью грузоотправителя. Ее размер устанавливается соглашением сторон, если иное не установлено транспортным законодательством (ст. 790 ГК РФ). Исключение сделано в отношении транспорта общего пользования, где провозная плата принимает форму твердого тарифа, утверждаемого в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Размер этого тарифа определяют федеральные исполнительные органы управления субъектов Российской Федерации.

Провозная плата обычно должна быть внесена грузоотправителем при заключении договора перевозки. Допускается также перевод платежной обязанности на получателя (например, ст. 163 КТМ РФ).

Перевозчик наделен правом удержания груза (ст. 359, 360 ГК РФ, ст. 160 КТМ РФ и др.).

Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 28.11.2000 N 2687/00).

Совершение операций по выдаче и приемке грузов завершает исполнение договора перевозки.

Получение груза должно быть надлежащим образом оформлено, что охватывается понятием раскредитования документов или выкупа груза, и удостоверено соответствующим образом на накладной (коносаменте). Для выполнения этой обязанности получатель должен быть уведомлен о прибытии груза в порядке и в сроки, которые установлены на соответствующем виде транспорта. Лишь при автомобильных перевозках, которые обеспечивают доставку груза прямо на склад получателя, не всегда возникает необходимость в уведомлении последнего о прибытии груза.

Грузополучатель обязан принять (вывезти) груз в установленные сроки. При нарушении этого условия он должен внести плату за хранение груза, которая может быть увеличена в несколько раз при наличии его вины.

По истечении установленных сроков хранения груз как невостребованный подлежит реализации в установленном порядке. Реализации подлежат и бездокументарные грузы, то есть грузы, прибывшие без сопроводительных документов.

Юридические аспекты перевозок и экспедирования: Видео

legalquest.ru

Понятие договора перевозки. Виды договоров.

Перевозчик, согласно договору перевозки груза, должен доставить груз, переданный для перевозки грузоотправителем, в указанный пункт назначения для выдачи его грузополучателю. При этом, грузоотправитель должен заплатить установленную сумму за перевозку груза. Так как перевозки классифицируются по разным основаниям, то и договора по отношению к этим перевозкам будут использоваться разные, ведь в отношении сторон договора будут действовать разные правовые нормы.

Классификационные основания, которые имеют практическое применение, бывают следующих видов:

  •   Перевозки, в зависимости от вида транспорта, могут быть речные, морские, воздушные, автомобильные, железнодорожные. Перевозчиками в этих случаях служат, соответственно, речное пароходство, морское пароходство, авиакомпания, АТП, управление железной дороги.
  •  Перевозки, в зависимости от предмета перевозки, могут быть багажными, пассажирскими и грузовыми.
  • Перевозки, в зависимости от принимающего в перевозке грузов количества предприятий, могут быть местными, прямыми и прямыми смешанными.
  • Перевозки, в зависимости от того, по какой территории осуществляется перевозка, могут быть международными и национальными (внутриреспубликанскими).

На все виды перевозок должны быть оформлены договоры. Формой договора перевозки груза является накладная. Грузоотправитель в установленной форме заполняет накладную и вручает вместе с грузом перевозчику. В накладной указываются следующие данные: место отправки и доставки груза, наименование грузоотправителя, грузополучателя, вес груза, число мест, вид упаковки, а также характеристики перевозимого груза.Договор перевозки грузов заключается между перевозчиком и отправителем груза (грузоотправителем), то есть является двусторонним. Каждая из сторон договора (и перевозчик, и грузоотправитель) имеет свои права и обязанности, прописанные в договоре. Договор вступает в силу, когда груз передается перевозчику, отметка об этом делается перевозчиком в перевозочном документе. Третье лицо, получатель груза (грузополучатель), участие в заключении договора перевозки не принимает. Но так как грузополучатель принимает в договоре непосредственное участие, он получает соответствующие обязанности и права. Грузополучатель имеет право получить адресованный ему груз, а если потребуется, то требовать составления необходимых актов. В обязанности грузополучателя входит своевременный вывоз полученного груза, очистка подвижного состава, внесение дополнительных сборов за перевозку и прочее. Вообще же, обязанности грузополучателя связаны со взаимоотношениями между ним и грузоотправителем. В случае железнодорожных перевозок в качестве перевозчика выступает железная дорога, которая действует согласно Уставу. Железная дорога по договору перевозки обязуется доставить груз, вверенный ей грузоотправителем, в указанный в документах пункт назначения, а также осуществить его выдачу грузополучателю. Грузоотправитель обязуется заплатить установленную плату за перевозку. Договор об организации перевозки грузов является разновидностью договора перевозки. Перевозчик, по договору об организации перевозки грузов, должен принимать в установленные сроки, а грузоотправитель в установленном объеме предъявлять к перевозке грузы. В данном договоре определяются сроки, объемы, порядок расчетов, а также другие условия предоставления грузов, транспортных средств, организации перевозок.

www.utexp.ru

Договор перевозки грузов - Utexp

В договоре перевозки грузов принимают участие транспортная организация, осуществляющая перевозку, и грузоотправитель, предоставляющий груз для перевозки и оплачивающий провозную плату - ст.785 ГКРФ. Как правило, грузоотправитель передает груз в транспортную организацию, указывая грузополучателя – участника транспортного процесса, с которым он связан договорным обязательством и которому должен  выдать груз в пункте назначения.

Исходя из выше сказанного, договор грузоперевозки можно охарактеризовать как договор, по которому:- одна сторона, перевозчик обязуется доставить переданный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу – грузополучателю.- вторая сторона, отправитель груза обязуется произвести оплату за перевозку. Из данного определения делается вывод, что договор перевозки груза является возмездным и взаимным. Договор возмездный, так как перевозчик получает вознаграждение за перевозку, и взаимный потому, что перевозчик обязуется перевезти груз и имеет право на оплату услуги перевозки, а грузоотправитель обязуется произвести оплату провозного тарифа и имеет право на перевозку груза, переданного перевозчику. Договор перевозки груза считается заключенным с момента приёма груза перевозчиком и поэтому относится к перечню реальных договоров. Однако в отдельных случаях договор перевозки груза может стать консенсуальным. Он считается консенсуальным, если перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше, чем произойдет передача груза. Например, договор перевозки на морском транспорте, именуемый чартером или договором фрахтования, является консенсуальным. Более того, договор перевозки имеет публичный характер. Для признания договора перевозки груза публичным, необходимо согласно ст.789 ГКРФ соблюдение некоторых условий. Например, перевозка грузов транспортом общего пользования. Таковой признается перевозка, которая осуществляется коммерческой организацией, если из выданного этой организации разрешения или лицензии вытекает, что она должна осуществлять перевозки грузов по обращению любого юридического или физического лица.  Второе важное условие: должен быть обязательно опубликован в установленном порядке перечень организаций, которые обязаны осуществлять перевозки грузов транспортом общего пользования.       При публичной форме, коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу в ущерб другому при заключении договора. Цена услуг, работ, при перевозке грузов коммерческой организацией, устанавливается одинаковой для всех грузоотправителей, кроме случаев, когда законом или другим правовым актом допускается предоставление льгот тем или иным категориям потребителей услуги. В таком случае, отказ от заключения договора перевозки груза, согласно ст.426 ГКРФ, не допускается.В зависимости от вида транспорта, перевозки подразделяются на:•    Железнодорожные•    Морские•    Речные•    Воздушные•    автомобильные Отношения, связанные с перевозкой грузов, регулируются транспортным правом, которое применяется к каждому виду перевозки.Перевозки различают на осуществляемые в: •    местном•    прямом•    прямом смешанном сообщениях.Местные перевозки - осуществляются в пределах одной железной дороги, пароходства или в пределах одного транспортного предприятия. Прямые перевозки, это когда по одному документу в перевозке участвует несколько предприятий, но одного вида транспорта. Например, прямой будет признана перевозка по железной дороге по одной накладной из Иркутска в Москву, так как в перевозке груза принимают участие несколько предприятий железнодорожного транспорта: Иркутской, Свердловской, Московской железных дорог. Прямой смешанной перевозкой признается перевозка, когда по одному документу груз перевозится разными предприятиями различных видов транспорта. Примером прямой смешанной перевозки может служить перевозка груза из Москвы в Астрахань по железной дороге, а дальше морским транспортом до  порта на Каспийском море.Доставку груза от станции назначения до конечного грузополучателя на автомобильном транспорте не принято брать во внимание при определении типа перевозки. Такие перевозки как правило осуществляются по другим документам. При перевозке грузов существует два важных понятия: "перевозка грузов" и "транспортировка грузов". В законодательстве РФ и ряде федеральных законов и постановлений Правительства РФ применяются понятия "транспортирование грузов" и "перевозка грузов". Например, в ст.15 ФЗ РФ от 21 июня 1997г. №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" говорится о грузах, которые "хранятся и транспортируются", а в законе от 13 декабря 1996г.  №150-ФЗ "Об оружии" в ст.1 среди понятий применяются:  "перевозка" и "транспортирование" оружия. Статья 25-я этого Закона называется "Учет, ношение, перевозка, транспортирование, уничтожение, коллекционирование и экспонирование оружия", то есть законодатель имеет ввиду, что перевозка и транспортирование оружия означают разные формы его перемещения. Применяемые в законодательстве понятия транспортирование и перевозка грузов не идентичны и означают разные формы перемещения грузов. Хотя создаётся впечатление, что эти понятия схожи, ведь и перевозка, и транспортирование подразумевают перемещение грузов из одной точки в другую. Но это не правильно. Не всякое перемещение с помощью транспортных средств можно назвать перевозкой груза. Например, технологическое транспортирование грузов собственным транспортом какого-либо юридического лица. Перевозка со склада в цех сырья, а готовой продукции на склад - не порождает обязательств перевозки грузов. При транспортировании оружия тоже нет обязательств по перевозке и не только внутри производственного предприятия, но и за его пределами. Таким образом, разница между транспортированием грузов и их перевозкой главным образом состоит в том, предусматривает ли перемещение груза заключение договора перевозки на возмездных условиях. Транспортировка груза может осуществляться собственным транспортом без заключения договора и оплаты за услуги. Перевозкой считается перемещение грузов, при котором обязательно (согласно главе 40 ГК РФ) заключается договор перевозки груза и соблюдаются все правила, установленные для данного вида транспорта. Заключение договора перевозки с коммерческим перевозчиком – важный этап. Если вы сомневаетесь в правомочности перевозчика или в легальности текста договора, советуем обратиться к Гражданскому Кодексу, где договор перевозки выделен в отдельную главу. Не забывайте и о том, что материальная ответственность перевозчика так же зависит от договора.При этом необходимо понимать разницу между договором перевозки груза и договором транспортно-экспедиционного обслуживания, при котором договора перевозки вы доверяете заключать в ваших интересах экспедиционной  компании. Часто клиент самостоятельно не может заключить договор перевозки из-за невозможности выполнить его условия. Например, если договор подразумевает наличие счета ТехПД или предоплаченных заявок на месячный грузооборот.

Подробнее о договоре транспортной экспедиции читайте тут.

www.utexp.ru


Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области